как русалочка спасла принца
Настоящая история «Русалочки»: безответная любовь Андерсена
Печальная история Русалочки
История Русалочки — невероятно печальная повесть о пятнадцатилетней обитательнице океана, прекрасной, но без человеческой души. Девочка влюбляется в принца и отдает свой голос в обмен на ноги, которые помогут ей подойти к нему. «Каждый шаг причинял русалочке такую боль, будто она ступала по острым ножам и иголкам», но, несмотря на это, она танцевала для принца, потому что знала, как ему нравится смотреть на ее танец.
Он даже уложил ее спать на бархатной подушке у дверей своей спальни.
Русалочка должна была завоевать любовь принца, и тогда часть его души перетечет в ее. Но что-то пошло не так.
«Она видела ясное солнце и какие-то прозрачные, чудные создания, сотнями реявшие над ней. Она видела сквозь них белые паруса корабля и розовые облака в небе; голос их звучал как музыка, но такая возвышенная, что человеческое ухо не расслышало бы ее, так же, как человеческие глаза не видели их самих. У них не было крыльев, но они носились в воздухе, легкие и прозрачные. Русалочка заметила, что и она стала такой же, оторвавшись от морской пены».
Сказка была опубликована в 1837 году в сборнике «Сказок для детей». Очевидно, что эта история — о несчастной любви, о предательстве, о разбитом сердце. Но кто разбил сердце писателю?
Его звали Эдвард Коллин.
Недосягаемые
Андерсен был довольно юн, когда, если верить его дневникам, он отказался от сексуальной жизни. Но это не мешало ему влюбляться! Обычно в людей недоступных.
И он страстно желал, чтобы его любили, об этом он молился: «Всемогущий Боже, у меня есть только Ты, Тебе вверяю судьбу свою, я должен посвятить себя Тебе. Дай же мне хлеб! Дай мне невесту! Моя кровь жаждет любви, равно как и мое сердце».
Например, он был страстно влюблен в девушку по имени Риборг Фойгт. Когда он умер, у него на груди лежало письмо от нее, хотя с момента их влюбленности прошло несколько десятилетий.
Следом была Софи Ёрстед, дочь физика, а потом певица Дженни Линд, которой он посвятил свою сказку «Соловей» — ее называли шведским соловьем.
Андерсен был очень застенчив и терялся в присутствии женщин. Когда Линд садилась на поезд, чтобы отправиться на оперу, он отдал ей письмо, в котором сделал предложение. Линд ответила ему тепло, но отказом: «Прощай. Да благословит и защитит Бог моего брата, вот искреннее желание его любящей сестры, Дженни». Вот так он попал во френд-зону. Впрочем, далеко не последний раз.
Калабрийская красавица
Эдвард был совсем другое дело. Он был сыном чиновника, весьма состоятельным, чей социальный статус был гораздо выше, чем у Андерсена. Эдвард и Ганс знали друг друга всю жизнь, они считали себя почти что братьями, за свою жизнь Андерсен и Эдвард обменялись примерно 500 письмами.
Андерсен был желанным гостем в семье Коллинов. Сам Эдвард писал об Андерсене: «Я заглянул в глубину его души, и я не позволю себе смущаться из-за его тайных фантазий».
Что касается фантазий Андерсена. Он не отрицал, что влюблен в Эдварда. Он писал ему: «Я чахну по тебе, как по прекрасной калабрийской девушке. Мои чувства к тебе схожи с чувствами к женщине. Женская часть моей природы и наша дружба должны остаться в секрете». Впрочем, последний не ответил сказочнику взаимностью, хотя и очень сочувствовал ему. «Я не сумел ответить на эту любовь, и это стало причиной многих страданий».
В своих письмах Андерсен неоднократно просит Эдварда перейти на «ты», но тот каждый раз отказывается от этого. А потом женится на девушке по имени Генриетта. Андерсен пишет ей странное письмо, но так и не решается его отправить:
«Я не люблю вспоминать это, но однажды, когда я попросил вашего мужа стать моим другом, он отказал мне. Полагаю, ему польстит то, что я все еще помню об этом. Когда я впервые встретил его, он был сыном могущественного Коллина-старшего, а я был просто бедным Андерсеном, над которым все смеялись. Почему я это пишу! Вам, кому я никогда не скажу дурного слова! Вам, к кому я так хорошо отношусь! Но иногда, когда я снова оказываюсь в компании мужчин высшего сословия, мое прошлое иногда возвращается странным образом. Я чувствую себя опустошенным без Бога, но я также чувствую, как мало люди думают обо мне ».
Тест с ответами: “Русалочка” Х.К.Андерсен
1. Где располагался дворец морского царя:
а) На самом дне моря +
б) В самой гуще зарослей
в) На самом высоком морском холме
2. Сколько дочерей было у царя:
а) 6
б) 5 +
в) 7
3. Что больше всего любила русалочка – самая младшая из принцесс:
а) Всплывать на поверхность и наблюдать за природой
б) Путешествовать по морю
в) Слушать рассказы о мире людей +
4. Во сколько лет принцессам разрешалось выплывать на поверхность моря:
а) 15 +
б) 16
в) 18
5. Чего испугалась третья, самая смелая принцесса, когда вылезла на поверхность:
а) Детей
б) Ярко пылающего солнца
в) Собаки +
6. Почему пятая принцесса не выплыла на поверхность, когда ей исполнилось пятнадцать лет:
а) Она больше любила находиться в море
б) Её день рождения был зимой +
в) Она боялась всего, что там наверху
7. Что больше всего понравилось младшей принцессе, когда она впервые выплыла на поверхность:
а) Нарядно одетые люди
б) Молодой принц на корабле
в) Фейерверк +
8. Как принцу удалось оказаться на берегу после крушения корабля:
а) Ему помогла русалочка +
б) Его принесло течением на бревне
в) Он добрался до берега самостоятельно
9. Отчего русалочке стало печально, после как нырнула в воду:
а) Она не могла взять принца к себе домой
б) Принц так и не пришёл в себя
в) Принц не знал, что его спасла она +
10. Сколько по времени живут русалки:
а) Сто лет
б) Триста лет +
в) Тридцать лет
11. Чего такого чудного не бывает у людей, что есть у русалок:
а) Голоса +
б) Слуха
в) Глаз
12. Чего так сильно хотела русалочка из того, что есть у людей:
а) Быть умной и изобретательной
б) Бессмертной души +
в) Быть сильной
13. К кому поплыла русалочка за помощью, мечтая стать такой же, как и люди:
а) К морской ведьме +
б) К морскому волшебнику
в) К морской колдунье
14. Чем пришлось расплатиться русалочке, чтобы ведьма сделала ей человеческие ножки:
а) Своими говорящими глазами
б) Своим рыбьим хвостом
в) Своим чудным голосом +
15. Чего должна была достичь русалочка, чтобы обрести бессмертную душу:
а) Стать женой принца +
б) Больше никогда не общаться с родными
в) Стать королевой
16. К кому направился принц на корабле, взяв с собой русалочку:
а) К королю в соседнее королевство
б) К принцессе в соседнее королевство +
в) К своим сёстрам
17. В чём ошибался принц, когда прибыл в соседнее королевство:
а) Что он был готов отдаться в жёны принцессе, а не русалочке
б) Что он прибыл к принцессе, взяв ещё и русалочку с собой
в) Что ему жизнь спасла принцесса, а не русалочка +
19. Что сделала русалочка с ножом:
а) Вонзила его в сердце принца
б) Спрятала поглубже
в) Бросила его в море +
20. Чего заслужила русалочка благодаря доброте своей, уйдя из жизни:
а) Продолжения жизни в воде
б) Человеческой души +
в) Славного покоя
21. Где жила русалочка со своими сёстрами, отцом и бабушкой:
а) В море +
б) В реке
в) В океане
22. Кто заправлял хозяйством во дворце морского царя:
а) Мама русалочек
б) Бабушка русалочек +
в) Сам морской царь
23. Кто в подводном мире, где жили русалочки, был вместо птичек:
а) Морские коньки
б) Устрицы
в) Рыбки +
24. Что увидела младшая из русалочек, впервые поднявшаяся на поверхность моря:
а) Играющих дельфинов
б) Корабль, на котором плыл принц +
в) Прекрасный город
25. Что станет с русалочкой, если принц не женится на ней:
а) Она вернется к своим сёстрам и отцу и не сможет видеть принца
б) Ей придется отдать ведьме свою красоту и свои длинные прекрасные волосы
в) Ее сердце разорвется и она превратится в морскую пену, не получив бессмертной души +
26. Почему принц не женился на русалочке:
а) Русалочка ему не понравилась
б) Он встретил ту, о которой он думал, что она его спасла +
в) Родители принца были против такой женитьбы
27. Что сделали сёстры, чтобы спасти русалочку:
а) Отдали ведьме свои волосы +
б) Отдали ведьме свои голоса
в) Убили принца
29. Кем стала русалочка после смерти:
а) Дочерью воздуха +
б) Ангелом
в) Привидением
30. Кто автор сказки “Русалочка”:
а) Пушкин
б) Андерсен +
в) Перро
Тест по литературному чтению
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка».
1.Кто живёт далеко в море на дне?
А) подводный народ, б) чудовища, в) ведьмы, г) приведения
2. Как выглядит морское дно?
3. Какое сооружение стоит в самом глубоком месте?
А) замок морской ведьмы, б) подводный город, г) дворец морского царя
4. Кто заправлял хозяйством у морского царя?
А) его жена, б) его сестра, в) его мать старуха
5. Сколько дочерей было у морского царя?
А) пять, б) шесть, в) семь, г) восемь
6. Сколько лет должно исполниться русалочке, чтобы ей разрешили всплыть на поверхность?
А) десять, б) пятнадцать, в) шестнадцать, г) восемнадцать
7.Из каких цветов был сделан венок именинницы?
А) из красных гвоздик, б) из белых роз, в) из белых лилий, г) из одуванчиков
8.Что увидела русалочка, когда поднялась на поверхность первый раз?
А) чудесный остров, б) трёхмачтовый корабль, в) монастырь, г) дворец принца
9.Какой праздник был на корабле?
А) свадьба, б) день рождения принца, в) день рождения короля, г) день рождения принцессы
10. Что случилось с кораблем принца?
А) сел на мель, б) захватили пираты, в) утонул, г) причалил к берегу
11. Что русалочка умела делать лучше всех?
А) танцевать, б) рисовать, в) петь, г) играть на арфе
12. Что морская ведьма потребовала в уплату за свой напиток?
А) сердце, б) слух, в) голос, г) смех
13. Кем стала русалочка во дворце у принца?
А) рабыней, б) первой красавицей, в) служанкой, г) подругой
14. Как называл принц русалочку?
А) красивый найдёныш, б) немой найдёныш,
в) маленький найдёныш
15.Что сделали сестры русалочки, чтобы её спасти?
А) отдали свои волосы, б) отдали свои голоса, в) отдали свои хвосты
16.Что сделала русалочка?
17. Что произошло с русалочкой?
А) утонула, б) превратилась в скалу, в) стала дочерью воздуха, г) превратилась в пену
Ключ: 1а,2в,3г,4в,5б,6б,7в,8б,9б,10в,11в, 12в,13б,14 в, 15а, 16г, 17г
Тест по сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка».
Главный герой сказки?
А) Принц Б) Русалочка В) Ведьма
Сколько лет исполнилось русалочке, когда она первый раз поднялась на поверхность?
Какой она была из сестёр?
А) Старшая Б) Самая младшая В) Средняя
Кого увидела русалочка на поверхности моря?
А) Принца Б) Русалок В) Ведьму
А) Во дворце из светло-желтого камня
Б) В маленькой хижине на берегу моря
В) В огромном замке
Какие чувства у русалочки возникли к принцу?
А) ненависть Б) интерес В) любовь
О чём русалочка пришла просить ведьму?
А) Чтобы принц женился на русалочке
Б) Чтобы появился чудный голос
В) Чтобы получить ноги вместо хвоста
На что пошла Русалочка, чтобы быть рядом с принцем?
Б) Отдала свой чудный голос, стала немая
В) Русалочка обрезала волосы
Как принц называл русалочку?
А) Принцессой Б) Рыбкой В) Найденышем
10) Что сделали сестры русалочки, чтобы её спасти?
А) отдали свои волосы, б) отдали свои голоса, в) отдали свои хвосты
11) Что сделала русалочка?
12)Чем закончилась сказка?
А) Принц женился на русалочке
Б) Русалочка разлюбила принца
В) Русалочка погибла
13)Во что превратилась русалочка?
А) В лягушку Б) В морскую пену В) В камень
14)Главная мысль сказки
А) О любви Б) О желании выйти на сушу В) О ревности
Ключ: 1Б, 2В,3Б, 4А,5А,6В,7в,8б.9в,10а,11г, 12в, 13б,14а
Номер материала: ДБ-783001
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%
Время чтения: 4 минуты
МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Жириновский предложил ввести в школах уроки полового воспитания
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Найти характеристика героев сказки русалочка. Cочинение «Русалочка — характеристика литературного героя
Русалочка одна из самых любимых моих сказок. В ней есть доброта, любовь, преданность, мечта и самопожертвование.
Русалки морские жительницы. Это полулюди полурыбы. Они считаются самыми красивыми существами на планете. Русалкам запрещено близко подплывать к людям.
В сказке «русалочка» рассказывается о красоте подводного мира, о жизни его обитателей. В начале сказки мы знакомимся с русалочьей бабушкой и с пятью её внучками. Бабушка много знала о верхнем мире. Рассказывала о нём своим внучкам, пока они были маленькими. Когда девушкам-русалкам исполнялось 15 лет, им разрешалось самим выплывать на поверхность.
Больше всего этого момента ждала младшая русалочка. Она была самой красивой из сестёр. У неё был красивый голос. Она умела хорошо петь. И она же была самой мечтательной.
В подводном дворце, а русалочки, описанные в сказке были морскими принцессами, в саду стоял каменный мальчик. Он очень нравился младшей принцессе. Она мечтала встретить такого же по-настоящему. А ещё русалочья бабушка рассказала внучкам, что они могут прожить долго. Целых 300 лет. Но ни одна из них не может обладать бессмертной душой в отличие от людей. после смерти русалочки превращаются в морскую пену.
Маленькая русалочка мечтала обладать бессмертной душой как люди.
Итак, время шло. Сёстры взрослели одна за другой. Наконец, дождалась своей очереди и младшая. Ей больше всех понравился верхний мир. Особенно она любила наблюдать за людьми. А однажды в бурю девушка спасла от гибели молодого принца. Принц был очень похож на каменного мальчика. У него был день рождения. Праздник отмечали на корабле. Вдруг налетела буря. Корабль потерпел крушение. Поначалу русалочка, увидев принца в воде обрадовалась: «принц сможет жить в подводном дворце», думала она. Но вспомнила, что люди приходят в подводный мир только мёртвыми. Не медля больше, русалочка вынесла принца на берег, где его потом нашли и оказали помощь. С тех пор русалочка потеряла покой.
Она думала о своём принце. Каждый день приплывала посмотреть на него. Наконец ей так захотелось стать человеком, и, чтобы принц полюбил её. В этом русалочке могла помочь только морская ведьма.
Ведьма не делала ничего просто так. За то чтобы русалочка стала человеком, чтобы у неё появились ноги, ведьма забрала у принцессы её язык. Ведь у этой русалочки был самый красивый голос. Взамен ведьма наградила девушку красивыми стройными ножками, говорящими глазами, грациозностью. Однако полученные ноги приносили русалочке мучительную боль. И даже временами на них выступала кровь. Но об этом никто из людей не знал. Русалочка была готова терпеть муки.
Но ведьма предупредила русалочку ещё об одном: она сказала, что если принц полюбит другую и жениться на ней, то русалочка погибнет. А если же принц женится на русалочке, то она приобретёт бессмертную душу.
Мечта о бессмертной душе осуществилась. Во имя своей любви русалочка погибла. Она не смогла погубить любимого ради спасения своей жизни. Феи воздуха оценили её поступок. И после того, как русалочка бросилась в воду, они призвали её к себе. Русалочка должна была послужить вместе с феями. Сделать много добрых дел и тогда она сможет обрести бессмертную душу.
Таким образом, сказка «русалочка» заставляет переживать за героиню. Грустить из-за её гибели. И радоваться за то, что мечты хоть и не все, но осуществились.
Сочинение 3
Действия сказки Андерсена Русалочка разворачивается в Подводном царстве, в котором счастливо живут все обитатели океана. В этом царстве свои законы, традиции, праздники, у каждой рыбки есть любимые занятия. И только одной из русалочек, дочери морского царя наскучила жизнь в океане. Несмотря на запрет отца, она практически каждый вечер поднимается на поверхность воды для того, чтобы послушать пение птиц, насладиться лучами солнца.
Всю свою жизнь Русалочка мечтала получить бессмертную человеческую душу. Для этого ей нужно было, чтобы принц в неё влюбился. Этого не произошло, он выбрал другую. И русалочка не стала его к себе привязывать колдовскими методами, не стала мстить ему. Из любви к нему она его отпустила, чтобы он счастливо жил с другой. Она поставила его интересы выше своих. В тот вечер она погибла и превратилась в морскую пену. Так как русалочка прошла путь боли, страдания, самоотречения и любви она всё же получила бессмертную человеческую душу. В тот момент она стала дочерью воздуха. Ведь не каждый человек может пойти на такие жертвы.
Андерсен вложил в эту сказку много смысла. Русалочка многому учит читателей: спасая принца, она сделала доброе дело. Она учит идти на благоразумные жертвы ради любимых, ставить их интересы выше собственных. Также девушка учит быть смелой, сильной духом, доброй и радоваться каждому исходу действий, даже если он не такой, каким ты его представляешь.
Морской царь
По характеру морской царь добрый и справедливый правитель. Он мудрый, умный и как любой лидер, считается хорошим тактиком и специалистом при ведении государственных дел. Однако, если в его присутствии начинают разговаривать про человека, он может впасть в ярость. Причина кроется в том, что именно люди (пираты) когда-то убили его жену. Подобное отношение Тритона поменяется только после того, как принц Эрик спасет Ариэль от ведьмы Урсулы.
По описанию морской царь напоминает великана с могучим хвостом синеватого оттенка. На запястьях Тритона присутствуют браслеты, изготовленные из золота, а голова с русыми волосами увенчана великолепной короной.
Морской царь практически никогда не расстается со своим трезубцем. С помощью последнего он повелевает морем, а также уничтожает своих врагов. Кроме того, подобное изделие обладает и магическими свойствами. Например, способно изменять облик других (в одной из серий Тритон превращает Громилу в небольшую рыбку).
Вариант 4
Сказка Андерсона довольно грустная… В мультфильме финал хороший, русалочка выходит за принца, ведьма морская наказана, а тут Принца обманули, и русалочка стала «дочерью воздуха». Ей ещё нужно было выбирать между своей жизнью и жизнью принца, но она не могла сделать плохо возлюбленному, даже если он выбрал другую. А он ошибся, подумав, что это морская ведьма, которая превратилась в красивую девушку, спасла ему жизнь. Но это сделала русалочка!
И ещё русалочке было очень больно ходить на человеческих ногах, как на ножах. И она мучилась ради того, чтобы быть рядом с принцем. Она ведь не просто хотела выйти на поверхность, а из-за него, так как влюбилась в спасенного. Тут любовь её просто наказание какое-то! Она не смогла находиться в стороне от принца, не смогла его переубедить и спасти. Не думаю, что он будет очень счастлив с морской ведьмой. И та ведь становится царицей, то есть императрицей… В общем, она оказывается у власти, так это вся страна в опасности получается! А за одной страной ведьма захочет захватить другую, третью… И всех залить морем-океаном. Или просто, сделав гадость русалочке и её отцу – морскому царю, ведьма вернется в воду, а принца бросит. Так он тоже страдать станет! В общем, как-то совсем грустно.
Больше всего мне понравилось в начале сказке приятное ожидание. Это когда русалочка сначала слушала истории бабушки, а после ждала каждую из своих старших сестёр, которые с пятнадцати лет могли выплывать на поверхность. Обычно они сидели на скалах в лунном свете, смотрели на красоту моря и неба, на корабли. Как русалочка хотела это увидеть, как ждала своей очереди! Но если бы она знала, сколько страданий ей принесёт этот воздушный мир. Русалочка сделала доброе дело, когда спасла принца. Плохо, что она не смогла его забыть, ведь он принадлежал другому миру. Нашла бы себе хорошего подводного жителя, создали бы семью… Или ещё лучше – объяснила бы принцу всё, чтобы ведьма его не смогла обмануть!
Конечно, это красивая сказка. Там и сами описания прекрасны. Например, у каждой из сестер было свое море: то холодное зеленое, то закатное розовое… Очень красиво всё написано! Читалось с удовольствием.
Умники и умницы
? с. 80 Перечитай описание подводного царства и сравни его с описаниями царства морского царя в русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» и в былине «Садко». (Все описания выделены сбоку жёлтой полосой.) Чем различаются эти описания? Какое из них содержит много интересных подробностей?
Описание морского царства в русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» отличается краткостью и скудностью красок: «и там свет такой же, как у нас, и там поля, и луга, и рощи зелёные, и солнышко греет». В былине «Садко» приводится тоже неподробное описание морского дна: «Увидал он — сквозь воду печёт красно солнышко, // Увидал возле себя палаты белокаменны, // Заходил он в палаты белокаменны — // Во палатушках сидит на стуле царь Морской…». Это связано с тем, что устное народное творчество отражает мир в его устойчивых характеристиках (солнышко всегда красное, трава — зелёная, палаты — белокаменные, уста — сахарные и т. д.), а не как предмет индивидуальных наблюдений, в которых и солнышко, и трава могут быть разными. Фольклор использует так называемые постоянные эпитеты, то есть устойчивые, раз и навсегда данные определения предметов окружающего мира. А вот в «Русалочке» Ганса Христиана Андерсена (в авторском произведении) морское дно описано очень ярко, красочно, с множеством деталей и подробностей. Несмотря на некоторое сходство с земной поверхностью, «авторское» морское дно в корне отличается от земли, и здесь людям жить просто невозможно: «…там растут невиданные деревья и цветы с такими гибкими стеблями и листьями, что они шевелятся, словно живые, от малейшего движения воды. А между ветвями снуют рыбы, большие и маленькие, совсем как птицы в воздухе у нас наверху. В самом глубоком месте стоит дворец морского царя — стены его из кораллов, высокие стрельчатые окна из самого чистого янтаря, а крыша сплошь раковины. Они то открываются, то закрываются, смотря по тому, прилив или отлив, и это очень красиво, ведь в каждой лежат сияющие жемчужины… Перед дворцом был большой сад, в нём росли огненно-красные и тёмно-синие деревья, плоды их сверкали золотом, цветы — горячим огнём, а стебли и листья непрестанно колыхались». (Эти строки сбоку маркированы жёлтым цветом.)
Отличается ли русалочка от своих сестёр? (Сравни её грядку и грядки сестёр, её увлечения и увлечения сестёр.)
Самая младшая русалочка сильно отличается от своих сестёр. Она не только «милее всех, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море». Она совсем другая: «Странное дитя была эта русалочка, тихое, задумчивое. Другие сёстры украшали себя разными разностями, которые находили на потонувших кораблях, а она только и любила, что цветы ярко-красные, как солнце там, наверху». Её игры и интересы также отличаются от интересов старших сестёр: «самая младшая сделала себе грядку, круглую, как солнце, и цветы на ней сажала такие же алые, как оно само… А больше всего она любила слушать рассказы о мире людей там, наверху… — Я знаю, что очень полюблю тот мир и людей, которые там живут!»
Какой мир русалочка считает другим, волшебным миром? Мечтает ли она оказаться в этом другом мире? Является ли это признаком того, что именно русалочка — ГЕРОИНЯ сказки? Какие другие признаки это подтверждают?
Для русалочки волшебным миром является мир людей: «Особенно чудесным и удивительным казалось русалочке то, что цветы на земле пахнут — не то что здесь, на морском дне, — леса там зелёные, а рыбы среди ветвей поют так громко и красиво, что просто заслушаешься… Всё больше и больше начинала русалочка любить людей, всё сильнее тянуло её к ним. Их земной мир казался ей куда больше, чем её подводный: ведь они могли переплывать на своих кораблях море, взбираться на высокие горы выше облаков, а их страны с лесами и полями раскинулись так широко, что и глазом не охватишь!» Ни о чём другом, как увидеть этот мир поближе, она и не мечтает, поэтому с нетерпением ждёт своего 15-летия, когда русалкам позволяется всплывать на поверхность моря и смотреть на мир людей. А нравится ли мир людей другим русалкам? (Да, нравится как нечто диковинное и необычное. Потом же они привыкли к тому, что можно в любой момент всплыть на поверхность полюбоваться земным миром, и пришли к выводу, что «у них внизу лучше всего, только здесь и чувствуешь себя дома». А маленькой русалочке очень хотелось бы оказаться в мире людей: «Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни». Она даже узнаёт, как попасть в этот мир: необходимо, чтобы земной человек полюбил её крепче отца с матерью. Действительно, именно русалочка является ГЕРОИНЕЙ этой волшебной сказки: нетрудно предположить, что она очутится в мире людей, где наверняка столкнется с великими трудностями. А можно ли найти ещё какие-нибудь признаки, подтверждающие, что именно русалочка станет ГЕРОИНЕЙ сказки? Она самая младшая в семье, «не от мира сего»: тихая, мечтательная, тонко чувствующая, чем и отличается от своих сестёр. У русалочки иные, отличные от идеалов её мира, мечты и устремления. Она готова пожертвовать собой ради спасения дорогого ей человека (совершить подвиг). Найдутся и волшебные помощники, которые помогут русалочке попасть в заветный мир (о них мы узнаем в дальнейшем).
Сравни описания бури здесь и в былине «Садко» (оба описания выделены сбоку голубым цветом). Чем различаются эти описания? Ты сможешь сделать вывод: чем описание в авторском произведении отличается от описания в произведении устного народного творчества?
Описание бури в былине «Садко» весьма лаконично: «Как на синем море встали да червлёны корабли – Их волной-то бьёт и паруса-то рвёт, И ломает червлёные кораблики, Не идут с места червлёны корабли!» Красочно ли описана буря? Стало ли страшно? (Нет.) В «Русалочке» описание бури совсем иное: «Надвигалась буря, матросы принялись убирать паруса. Волны вздымались огромными чёрными горами. Корабль стонал и трещал. Вот подалась под ударами волн толстая обшивка бортов, волны захлестнули корабль; переломилась пополам, как тростинка, мачта. Корабль лёг на бок, и вода хлынула в трюм. Тут уж русалочка поняла, какая опасность угрожает людям — ей и самой приходилось увёртываться от брёвен и обломков, носившихся по волнам. На минуту стало темно, хоть глаз выколи, но вот блеснула молния, и русалочка опять увидела людей на корабле. Каждый спасался как мог». Чем отличается авторское описание бури от народного, былинного? (Яркостью, подробными, красочными деталями.) Такая буря производит ужасающее впечатление, становится страшно за персонажей, попавших в бурю. Итак, как же было описано морское дно в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» и в былине «Садко»? (Кратко, без подробностей.) А как описывается подводный мир в авторской сказке? (Подробно, захватывающе, с обилием фантастических элементов.) То же можно сказать и об описании бури: кратко и буднично в «Садко»; живо, ярко, подробно — в «Русалочке». Таким образом, автор привносит в сказку собственную фантазию, свое видение мира, личные чувства и мысли.
Поведение и переживания русалочки во время бури больше роднят её с людьми или с сёстрами-русалками? Не забывай подтверждать своё мнение цитатами из текста.
Поначалу русалочка спокойно наблюдает за бурей (скорее, она находится под сильным впечатлением от прекрасного принца и корабля). Затем, когда «ей и самой приходилось увёртываться от брёвен и обломков», русалочка осознает, что людям на борту грозит настоящая беда, однако это её не очень-то волнует: «Сперва она очень обрадовалась — ведь он (принц) попадёт теперь к ней на дно». Такие чувства могла бы испытать любая русалка на месте нашей героини. Однако, как только она понимает, что буря несёт гибель молодому принцу, поведение русалочки резко меняется: «И она поплыла между брёвнами и досками, совсем не думая о том, что они могут её раздавить. Она то ныряла глубоко, то взлетала на волну и, наконец, доплыла до юного принца… он утонул бы, не явись ему на помощь русалочка. Она приподняла над водой его голову и предоставила волнам нести их обоих куда угодно». Русалочка постепенно начинает чувствовать, думать и действовать, как человек. В дальнейшем в сердце русалочки поселилась настоящая человеческая тоска («русалочка печально нырнула в воду… Теперь она стала ещё тише, ещё задумчивее, чем прежде… Всё больше и больше начинала русалочка любить людей, всё сильнее тянуло её к ним… — Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, — проговорила русалочка») и настоящая человеческая любовь.
Только ли любовь к принцу побуждает русалочку тянуться к земному миру?
Русалочка всегда хотела познакомиться с миром людей поближе: в детстве она любила слушать бабушкины истории о жизни «наверху», о чудесах и загадках; земной мир был для неё таким же волшебным, как для людей — мир подводный. Русалочка делает грядку в виде солнца и сажает ярко-красные, как солнце, цветы. Подростком она отчаянно завидует старшим сёстрам, которым уже позволено всплывать на поверхность: «Младшая же русалочка, когда сёстры её всплывали вот так на поверхность, оставалась одна-одинёшенька и смотрела им вслед, и ей впору было заплакать, да только русалкам не дано слёз, и от этого ей было ещё горше». Наконец, когда приходит её 15-й день рождения и она по праву оказывается на поверхности, увиденное — чудесный корабль, праздник, фейерверк — не только не разочаровывает, а, наоборот, ещё больше привлекает маленькую русалочку. Неудивительно, что и принц — юный, добрый, красивый, которого она вдобавок спасла, — кажется ей самым прекрасным и желанным на свете. Вероятно, у русалочки не возникла бы любовь к принцу, если бы не её тяга к земному: «Всё больше и больше начинала русалочка любить людей, всё сильнее тянуло её к ним. Их земной мир казался ей куда больше, чем её подводный…»
? с. 84 Через какие испытания прошла русалочка, чтобы попасть в земной мир? Какие страдания, кроме физической боли, ожидают русалочку? Её поведение подтверждает, что именно она — ГЕРОИНЯ сказки?
? с. 89 Можно ли назвать жизнь русалочки во дворце у принца счастливой? Почему принц не смог полюбить русалочку настолько, чтобы на ней жениться? А если бы ведьма не лишила русалочку голоса, всё могло бы быть иначе?
Принц принимает русалочку в свой мир. Она живёт подле него, во дворце, разодетая в шелка — прекрасная девушка с дивной походкой, которой все восхищаются: «Русалочку нарядили в шёлк и муслин, и она стала первой красавицей при дворе… Принц и его свита только дивились её чудной, плавной походке… танцевала она так, как не танцевал ещё никто! Каждое движение подчеркивало её красоту. Все были в восхищении, особенно принц». Но она остаётся несчастной, ведь принц любит её лишь по-дружески. Он влюблен в «молодую девушку, которую видел однажды и, верно, больше уж не увидит». Принц уверен, что именно она нашла его на берегу после кораблекрушения и спасла жизнь. Почему принц не может полюбить русалочку, несмотря на все её достоинства и преданность, почему он влюблен в другую, которую видел лишь однажды. Возможно, ему ценно то, что его спасли, и его любовь во многом обусловлена благодарностью? В таком случае, если бы у русалочки сохранился голос, она смогла бы завоевать настоящую любовь принца? Выскажите своё мнение.
Расскажи, как к русалочке относится её семья: бабушка, отец и сёстры.
Можно ли сказать, что семья русалочки — отец, бабушка, сестры — по-настоящему любят её, несмотря на то, как нехорошо она с ними поступила: без предупреждения, не попрощавшись, сбежала из дома, променяла их любимое морское дно на жизнь в непонятном мире людей? Вспомните начало сказки: младшая из русалок — самая красивая, самая любимая; бабушка рассказывает ей бесконечные истории из жизни людей. Какие чувства испытывают к ней родные после побега? Они гневаются на маленькую русалочку, презирают её? Может, упрекают в предательстве, говорят о своей обиде? Или русалочка кажется им настоящей уродиной — ведь у неё нет больше прекрасного русалочьего хвоста, а вместо него появились «две подпорки»? Вероятно, они просто-напросто забыли о неблагодарной родственнице? Нет, родные тоскуют по ней, беспокоятся, хотя и понимают всю непоправимость её поступка: «Раз ночью всплыли из воды рука об руку её сестры и запели печальную песню; она кивнула им, они узнали её и рассказали ей, как огорчила она их всех. С тех пор они навещали её каждую ночь, а один раз она увидала вдали даже свою старую бабушку, которая уже много лет не подымалась из воды, и самого царя морского с короной на голове. Они простирали к ней руки, но не смели подплыть к земле так близко, как сёстры». Когда русалочка ожидает смерти, приходит неожиданная помощь от сестёр: «…они были бледны, как и она, но их длинные роскошные волосы не развевались больше на ветру — они были обрезаны. — Мы отдали наши волосы ведьме, чтобы она помогла нам избавить тебя от смерти!»
Любовь русалочки оказалась сильнее, чем гнев и обида на принца, сильнее, чем ревность, чем желание вернуться к семье и «прожить свои триста лет» русалкой. Сама всем сердцем любя принца, русалочка смогла уважать и его любовь («Русалочка … увидела принца, который во сне произнёс имя своей жены — она одна была у него в мыслях!»). Если сёстры любят русалочку именно как русалки — ведь они тоже, рискуя собой, отправляются в опасный путь к морской ведьме, отдают ей в уплату самое прекрасное, что у них есть, — свои дивные волосы, то русалочка любит принца как человек, которым она стала в полной мере.
Что же это за волшебная сила, благодаря которой русалочка могла бы навсегда остаться в мире людей? — Человеческая речь! — сказал Костя. — Любовь, — сказала Маша. А ты как думаешь?
Костя и Маша дают разные ответы на этот непростой вопрос, и каждый из них по-своему прав. Формально прав Костя: ведь если бы русалочка могла говорить, она рассказала бы принцу, как сильно любит его, как каждый миг страдает, ступая по земле, словно по обнажённому лезвию, какое волшебство и богатство на него променяла. Она смогла бы сказать, что именно она спасла его во время кораблекрушения. В конце концов, русалочка спела бы ему волшебные русалочьи песни своим прекрасным голосом. Не исключено, что это и смогло бы расположить к ней сердце принца. Но имея такой сильный характер, она стала бы выпрашивать любовь принца, рассказывая о том, чем она пожертвовала ради любви? Русалочка мечтает о любви, а не о жалости или благодарности. Она понимает, что если принц не полюбил её сразу, то, очевидно, всё равно «не полюбит так, что забудет и отца, и мать». То есть даже если бы у русалочки сохранился голос и она не утратила бы способности говорить, это не принесло бы ей той любви, о которой она мечтала. Таким образом, только любовь, а не человеческая речь, могла бы удержать русалочку в мире людей.
Прочитай в «Сведениях о писателях» статью об Андерсене. Что ты узнал(а) о его детских и юношеских годах? Рано ли он почувствовал в себе призвание писателя? Какие сказки из перечисленных в статье ты уже читал(а)? Подходит ли вывод, который сделан о сказках Андерсена, к сказке «Русалочка»? Возьми в библиотеке сборник сказок этого писателя и прочитай несколько сказок.
Обсудите творчество Ганса Христиана Андерсена. Расскажите, какие сказки этого писателя вы читали, по каким его сказкам видели художественные или мультипликационные фильмы? Какие сказки Андерсена понравились или запомнились вам больше всего и почему? Правда ли, что основными жизненными ценностями этого писателя являются любовь, милосердие?
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 1. Чуракова Н.А.
1.6 / 5 ( 225 голосов )