как себя вести на литургии в храме
Азы Православия. О поведении в храме
Святейший Патриарх Mосковский и всея Руси Алексий II. |
Входи в святой храм с духовной радостью. Помни, что Сам Спаситель обещал тебя утешить в скорби: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Евангелие от Матфея, глава 11, стих 28).
Всегда входи сюда со смирением и кротостью, чтобы и из храма выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь.
Когда входишь в храм и видишь святые иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя; будь в это время особенно благоговеен и имей страх Божий.
Войдя в святой храм, сотвори три поясных, а в пост три земных поклона, молясь: «Создавый мя, Господи, помилуй», «Боже, милостив буди мне грешному», «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».
Затем, поклонившись направо и налево пришедшим раньше тебя, стой на месте и внимательно слушай псалмы и молитвы, читаемые в храме, но не говори про себя иных, не читай их по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает апостол Павел как удаляющихся от церковного собрания. Хорошо, если в храме есть место, где ты привык стоять. Проходи к нему тихо и скромно, а проходя мимо царских врат, остановись и благоговейно перекрестись и поклонись. Если же такого места пока нет, не смущайся. Не мешая другим, встань на свободное место так, чтобы было слышно пение и чтение.
В святой храм всегда приходи заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к иконам. Если все же опаздываешь, будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Входя в храм во время чтения шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на литургии (когда совершается преосуществление Святых Даров), постой у входных дверей до окончания этих важнейших частей службы.
Благоговейно относись к церковной свече: это символ нашего молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божиими. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит твою свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайся духом: твоя жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.
Во время службы старайся не ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. Прикладываться к иконам тоже следует перед началом богослужения и после него или в установленное время — например, на всенощной за елеопомазанием. Некоторые моменты службы, как уже говорилось, требуют особого сосредоточения: чтение Евангелия, песнь Богородицы и великое славословие на всенощной; молитва «Единородный Сыне. » и вся литургия, начиная от «Иже Херувимы. ».
В храме молчаливым поклоном поздоровайся со знакомыми, даже с особо близкими не здоровайся за руку и ни о чем не спрашивай — будь истинно скромным. Не любопытствуй и не всматривайся в окружающих тебя, а молись с искренним чувством, вникая в порядок и содержание служб.
В православном храме во время богослужения принято стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). В остальное время разрешается сесть и отдохнуть только в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».
В храме молись как участвующий в богослужении, а не присутствующий только, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от твоего сердца; внимательно следи за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь.
Если приходишь с детьми, следи, чтобы они вели себя скромно и не шумели бы, приучай их к молитве. Если детям требуется уйти, скажи, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам выведи их.
Никогда не позволяй ребенку есть в святом храме, кроме тех случаев, когда священники раздают благословенный хлеб.
Если малое дитя расплачется в храме, сразу же выведи или вынеси его.
Не осуждай невольных ошибок служащих или присутствующих в храме — полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, что во время богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайся, никого не одергивай (если, конечно, не совершается явное хулиганство и кощунство). Постарайся не обращать внимания, а если по немощи не справишься с искушением, лучше отойди тихо в другое место.
Когда идешь в храм Божий, еще дома приготовь деньги на свечи, просфоры и церковные сборы: неудобно менять их при покупке свечей, ибо это мешает как богослужению, так и молящимся. Также приготовь деньги для милостыни.
До конца богослужения никогда без крайней необходимости не уходи из храма, ибо это грех перед Богом. Если же это случится, покайся на исповеди.
По старым нашим обычаям, мужчины должны становиться в правой части храма, а женщины в левой. К Причастию и елеопомазанию также проходят отдельно — сначала мужчины, а затем женщины. Прохода от главных дверей к царским вратам никто не должен занимать.
Женщины должны входить в храм скромно одетыми, в платье или юбке, с покрытой головой и желательно вообще без косметики. Во всяком случае, недопустимо причащаться Святых Таин и прикладываться к святыням с накрашенными губами.
В некоторых храмах сложились свои «благочестивые» традиции, предписывающие, например, передавать свечу только через правое плечо, складывать руки «лодочкой» при словах священника «Мир всем», «Благословение Господне. » и тому подобное. Будем помнить, что данные правила как не упомянутые в церковном Уставе не важны в православной жизни. Поэтому не стоит расстраиваться, выслушивая поучения бабушек. Смиренно принимая их упреки, говори: «Простите», и сам не старайся «просвещать» их. В Церкви для этого есть священнослужители.
Главное — это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы. Если мы будем входить в храм Божий с благоговением, если, стоя в церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши.
Мобильные телефоны при входе в храм следует отключать.
Православная Жизнь
О Литургии, или Как вырваться из замкнутого круга – руководство к действию от архимандрита Спиридона (Ходанича).
– В чем основной смысл Литургии? Из каких частей она состоит?
– В переводе с греческого слово λειτουργία означает служение и общее дело. Литургия является главным богослужением нашей Церкви, на котором совершается величайшее Таинство благодарения и благодарности Богу (греч. εὐ-χᾰριστία ) – Евхаристия.
Таинство Евхаристии, или Причащения, теснейшим образом соединяет нас, людей – творений Божьих, с Создателем и дает нам возможность становится наследниками Царствия Божия.
К сожалению, этот мир, по словам апостола Иоанна Богослова, «весь лежит во зле» (1 Ин. 5:19), и мы очень часто забываем или не хотим думать о том, что состоим не только из тела, но и из души. Мы всецело заботимся о теле: греем, кормим, обеспечиваем ему комфорт, но не помним о райской птице, которая живет внутри нас, – о душе. А ведь слова Спасителя обращены ко всем нам: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Если человек заботиться только лишь о телесном благополучии, то его душа умирает без пищи духовной, он становится, как говорится, живым трупом. К сожалению, мне приходилось видеть таких людей, которые многого достигли в материальном плане, но в их глазах пустота и нет подлинной радости и успокоения, свободы. Как только растут их возможности, сразу же увеличиваются их потребности, и вместо свободы они обретают очередное рабство. Этот круг бесконечен и суетен… суетен, пока человек не обрящет Христа и Его заповеди, исполнение которых дает нам подлинную радость и свободу. Живущие только для плоти обречены. По словам апостола: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:19–21).
В храме Божьем, который есть отображением Царствия Небесного на земле, человек отходит от суеты земной, встречается с Богом и, соединяясь с Ним теснейшим образом в Таинстве Причащения, получает бесценную помощь, не только телесную, но и, самое главное, душевную. Ведь в умении любить, прощать, терпеть – сила души человека. Получив эту силу от Бога, мы исполняем заповедь Христа и любовью друг к другу свидетельствуем, что являемся Его учениками: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Литургия предоставляет нам подлинную жизнь во Христе, а не суетное существование. Литургия воистину, как сказал митрополит Вениамин (Федченков): «…Божия Лампада, зажженная Христом Спасителем, это бриллиант, купленный Его Кровью».
Литургия состоит из трех частей: проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных.
– Когда была отслужена первая Литургия?
– Первая Литургия была отслужена в Матери всех христианских Церквей – Сионской Горнице Самим Господом нашим Иисусом Христом. Он собрал Своих апостолов на Тайной Вечери и совершил Таинство Евхаристии. Христос преломил хлеб со словами: «…Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26–28).
– Какая самая главная часть Литургии?
– Самая главная часть Литургии – это Литургия верных, на которой во время евхаристического канона Святые Дары: хлеб и вино, приготовленные на проскомидии, силою и действием Святого Духа пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христовы и возносятся в спасительную для людей жертву Богу Отцу, после чего подаются верующим для причащения.
– Что означают слова из Литургии «Святая – святым»? Нужно ли делать земной поклон при этих словах?
– Возношение Святых Даров происходит в алтаре при задернутой завесе (катапитасме). Подняв над дискосом Святой Агнец, священник возглашает: «Святая – святым», то есть свидетельствует, что Святые Дары могут быть поданы только святым. В ответ на это с чувством собственной греховности молящиеся отвечают: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь».
Святой Николай Кавасила также пишет: «Священник возглашает “Святая – святым”, как бы говоря: “Вот Хлеб Жизни, который вы видите; спешите же причаститься, но не все, а только те, кто свят, потому что святое дозволяется только святым”. Святыми же называет здесь не только совершенных в добродетели, но и всех тех, которые стремятся к тому совершенству, хотя еще не достигли его».
Существует также практика земного поклона при словах «Святая – святым», и об этом нам говорит архиепископ Аверкий (Таушев): «Есть еще обычай (который не всеми принимается) полагать земной поклон в начале Евхаристического Канона – тотчас по возгласе “Благодарим Господа” и при возгласе “Святая Святым”».
Уставом Церкви не положены земные поклоны в воскресные дни, в дни великих двунадесятых праздников, от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы. Все эти правила даны нам святыми отцами в постановлениях Вселенских Соборов: 20-е правило первого Вселенского Собора и 90-е правило шестого Вселенского Собора.
– При совершении каждения в храме как вести себя: повернуться лицом к диакону или к алтарю?
– Отвечая на этот вопрос, уместно будет привести слова из «Толкового Типикона» Михаила Николаевича Скабалановича, православного богослова, экзегета и литургиста, профессора: «Когда каждение совершается священным предметам – иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий. По традиции в ответ на каждение принято кланяться. В храме следует всегда стоять лицом к алтарю, поэтому во время каждения нельзя поворачиваться к нему спиной, нужно лишь слегка развернуться в сторону священника с кадилом и поклониться».
Вопрос неоднозначный, ведь многие могут спросить: а как же тогда священник поворачивается спиной к Престолу, говоря: «Мир всем»? Скорее всего, Христос ждет от нас благоговейного наполнения всех поступков, совершающихся с чистым сердцем.
– Можно ли уходить из храма сразу после Причащения?
– Только в случае крайней нужды! Если есть возможность, нужно обязательно дождаться окончания Литургии. Представьте себе, как оскорбится хозяин дома, гости которого уйдут раньше окончания праздника? А в храм мы пришли к Богу! Приобщившись Святых Христовых Таин, нужно выслушать благодарственные молитвы и приложиться к Кресту, благодаря Бога за Его милость и любовь.
– Когда диакон призывает на Литургии: «Оглашенные, главы ваши Господеви преклоните» – всем ли христианам надо преклонять головы?
– Термин «оглашенный» (катехумен) впервые встречается в творениях Климента Александрийского (ок. 150 г.), а первое подробное описание оглашения (катехумената) в христианских общинах принадлежит Ипполиту Римскому (ок.170 г.).
Что же касается самих оглашенных, то это люди, не принявшие еще Крещение, но уже наставляемые в основах веры, учащиеся христианским догматам и желающие принять Святое Крещение. Следовательно, таковым и следует преклонять голову во время призывов диакона.
– Что такое проскомидия?
– Как упоминалось выше, проскомидия (от греч. προσκομιδή – принесение, подношение) – это первая часть Божественной литургии. Проскомидия совершается епископом или священником на Святом Жертвеннике, и через особые священнодействия из принесенных хлеба (просфоры) и вина приготовляется вещество для Евхаристии, при этом поминаются все члены Церкви, как живые, так и усопшие.
– Каково минимальное количество участников Литургии?
– Два человека: священник и хорист-чтец. Господь в Евангелии говорит нам: «…Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18: 19–20).
Православная Жизнь
Воцерковлённые люди знают, что можно и чего нельзя делать в храме. Но для тех читателей, кто испытывает сложности, подготовлен этот материал.
Для той части нашей аудитории, которая только вступает на путь своего знакомства с Церковью, мы публикуем 25 советов об основных правилах поведения в храме. Они помогут вам достойно молиться Богу, не отвлекаясь самим и не отвлекая других верующих:
1. Мужчины, входя в храм, должны снимать головной убор
Основание этой традиции находится в 1-м послании апостола Павла к коринфянам, 11:4-5: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову».
2. Женщины, наоборот, должны входить в церковь в головном уборе
Традиция восходит к тому же посланию. При этом, правило не касается девочек и незамужних девушек, т.к. апостол сообщает, что платок является знаком власти над женою мужа – главы семьи. Впрочем, в современной практике, девочки и девушки также часто надевают платок при входе в храм, но принуждать их к этому не стоит.
3. Одним из главных условий молитвы является внимательность. Богослужению в храме также нужно внимать, т.е. сосредоточенно слушать, участвовать в нём умом и сердцем
Соответственно, во время службы не стоит много ходить по храму, прикладываться (целовать) ко всем подряд иконам, рассматривать людей, беседовать с кем-либо, шуметь, говорить по мобильному телефону, есть принесённую с собой еду или пить напитки, жевать жвачку, перебирать мелочь в карманах и т.п.
4. Почитание мощей и икон
Прикладываясь к мощам и иконам, не принято целовать лики Божией Матери, святых и ангелов, а также лицо святого, мощи которого открыты для поклонения (исключая чело – т.е. лоб).
5. Мобильный при входе в храм лучше отключить совсем или перевести в беззвучный режим
Лучше вообще отключить потому, что для православного человека нет и не может быть ничего важнее общения с Богом, а остальные дела могут подождать до окончания богослужения.
Если же отключить телефон нельзя (операция у родственника или другой особо важный повод), то следует перевести его в режим вибрации, чтобы не отвлекать от молитвы окружающих.
6. Видеокамеры, фотоаппараты и другие технические устройства
Не запрещены, но их использование (особенно со вспышкой или фонарём) дозволяется только по благословению настоятеля храма. так как тоже сильно отвлекает верующих.
7. В храм нельзя входить в состоянии алкогольного или наркотического опьянения
Не стоит (исключая особые жизненные обстоятельства) приходить в храм неопрятным, грязным или дурно пахнущим. Это место нашего общения с Богом. Нужно иметь уважение к Нему и к собравшимся верующим.
Курение в Церкви считается грехом (как сознательное причинение вреда собственному организму), поэтому стоит воздераться от него, по крайней мере, в храме или на его территории.
8. Не входите в Алтарь (пространство, ограждённое стеной иконостаса) или на солею (возвышение перед алтарём в восточной части храма)
На солею дозволяется всходить лишь духовенству, церковнослужителям, поющим в церковном хоре или помогающим священнику в алтаре, а также в особых случаях, по благословению священника. А в алтарь входят только священнослужители и церковнослужители-мужчины.
9. Во время богослужения стойте лицом к алтарю (иконостасу)
Именно там располагается центральное место храма – Святой Престол, где совершается Евхаристия – главное Таинство Православной Церкви, в котором верующему под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа.
10. Не стоит делать замечания и ругаться
Храм – это не место для свар, это место для молитвы. Если кто-то в храме выглядит неподобающе или делает то, что нам не нравится, лучше обратить своё внимание на молитву. Как правило, в каждом храме есть специальные люди, получившие благословение священника следить там за порядком. В крайнем случае, следует подойти и, вежливо и тихо, сделать замечание.
11. В храм надевают самое лучшее
На встречу с Богом идут, как на праздник, одеваясь в самую лучшую одежду. При этом, избегают «кричащих» цветов, раздражающих глаза окружающих.
Женщины одеваются в церковь по-женски: юбки до колен или ниже, закрытые плечи, спина и область груди. Брюки нежелательны, как и обилие косметики.
Мужчины должны одеваться по-мужски: лучше в классический костюм или брюки и рубашку. Не стоит приходить вмайках и шортах, а также спортивных костюмах.
12. Нельзя входить в храм с велосипедами или животными
Храм – это не гараж и не хлев, а священное место. Загонять в храм велосипеды нельзя. Декоративных собак, кошек, крыс и прочих животных, собираясь в храм, тоже нужно оставлять дома.
13. Покупайте и передавайте свечи до службы или по её завершении
Поступая так, вы не отвлекаете молящихся. Освящать крестики и медальоны тоже лучше не во время богослужения, а до или после.
14. В церковных записках перечисляются имена православных христиан
Не стоит писать в записке имена иноверцев, некрещёных и самоубийц. Указывая имена родственников, пишите полное имя человека, данное при крещении.
Не нужно указывать перед именем разнообразную титулатуру. Господь сам знает, кто в каком положении и обстоятельствах находится и подаёт человеку соответственную помощь.
Традиционно, только перед именем священнослужителя в записке указывается священный сан: «патр.», «архиеп.», «игум.», «свящ.», «диак.», «мон.» и т.п.
15. Дети в храме должны вести себя прилично
Отправляясь с детьми в церковь, нужно объяснить им (если конечно они уже способны понимать человеческую речь), что не нужно громко разговаривать в храме, бегать, смеяться и топать, а также устраивать истерики. Если дети не умеют себя вести в храме, на службу их лучше не брать.
16. В молитве человек участвует всем своим существом
И душой, и телом. Поэтому в храме принято по большей части стоять – это неудобно и естественным образом собирает наше внимание, а также креститься и совершать поклоны. Сидеть в храме можно больным, детям или в некоторые краткие моменты службы.
17. Во время Таинства Исповеди (Покаяния) исповедуют грехи
Свои грехи. Не называйте священнику грехов, совершённых другим человеком, это дело его совести. Также не называйте всех грехов подряд, покаяние требует осознания совершённого вами и желания измениться. Если с момента последней исповеди вы больше не совершали какого-либо греха, не следует упоминать его в следующий раз.
18. Не нужно путать Таинство исповеди с пастырской беседой
Приходя на исповедь, человеку подобает каяться в грехах, а не рассказывать обо всех накопившихся бедах и проблемах. Обычно, один священник принимает исповедь у нескольких десятков людей. Поэтому, из любви к другим верующим, не стоит слишком задерживаться у аналоя (подставка, на которой лежат Крест и Евангелие).
Если вам необходим пастырский или жизненный совет священника, лучше договориться с ним о беседе во внебогослужебное время и тогда уже, никуда не спеша и никого не задерживая, решить с ним все вопросы.
19. Подходя к Святой Чаше и принимая Причастие, следует громко назвать своё крещальное имя
Руки при этом должны быть крестообразно сложены на груди (ладонь каждой – на противоположном плече, правая поверх левой), а рот нужно широко открыть, чтобы священник случайно не уронил святыню. Причастие сразу же нужно проглотить, затем поцеловать край Чаши и отойти к запивочному столу (за всеми).
Только после того, как запьёте святыню, можно разговаривать и прикладываться к иконам (чтобы частицы Тела и Крови Христовых не остались на предметах и случайно не упали на пол).
20. Причащая детей их нужно правильно держать
Ребёнок ни в коем случае не должен опрокинуть Святую Чашу или оттолкнуть руку священника! Причастие не должно оказаться на полу или на одежде! Поэтому, поднося младенца к Чаше нужно надёжно придерживать руки и ноги ребёнка так, чтобы он не мог ими болтать. Лучше класть его на правую руку и ею же придерживать ручки, а левой обхватить ноги малыша.
Ребёнка нужно постепенно приучать к Таинствам. Если он расплакался или испугался – это нормально. Нужно на некоторое время отойти в сторону или выйти на улицу и успокоить его.
21. Молитвы после Символа веры и до окончания Причащения – важнейшие в богослужении
В это время в алтаре совершается главное Таинство – хлеб и вино таинственным образом претворяются в Тело и Кровь Христовы. Это не антракт в театре.
Не нужно в это время (оно называется евхаристическими молитвами) начинать ходить по храму, беседовать с окружающими, выходить на улицу, садиться, покупать свечи и проч.
22. В большинстве церквей женщины стоят на левой половине храма, а мужчины на правой
Это тоже сделано для того, чтобы не отвлекать друг друга от молитвы.
23. Когда епископ или священник благословляет молящихся, преклоняют голову
Архиерей или священник может кадить верующих, осенять их крестом, свечами (архиерей) или благословлять рукой. В эти моменты богослужения верующие совершают поклон в сторону священника.
24. Милостыню обычно подают пищей или одеждой
Часто около храма можно встретить нищих, которые просят помочь им. Оказать помощь нуждающимся – благочестивая обязанность христианина, но многие смущаются, боясь, что на их пожертвования нищие купят себе спиртное или их отберут у них бандиты.
Чтобы невольно не осудить нуждающихся и не оставить их без помощи, лучше подавать им милостыню в натуральном выражении – купить и подарить булку хлеба, пакет молока, шоколадку, подарить набор продуктов или принести им в подарок чистую одежду. Если человек просит денег на билет и вы можете себе это позволить – купите ему билет.
Если у вас нет денег, милостыней может стать доброе слово. Сочувствие тоже бывает очень важным, не стоит забывать и об этом.
25. Не бойтесь попасть в неловкое положение
Верующие не зря называют друг друга «братья и сёстры». Если вы не знаете, как в том или ином случае правильно поступить – спросите совета у священника или более опытного христианина.