как составить заявление в колледже о переводе на бесплатное обучение
Заявление на дистанционное обучение в школе: как написать + образец для 2021 года
Здравствуйте! В статье расскажем, где родителям взять актуальные формы и бланки заявления при переводе ребенка на дистанционное обучение. Мы подготовили образцы заполнения, которые подойдут для школьников и учеников колледжей.
Нужно ли заявление на дистанционную форму обучения в школе
Если ребенок должен перейти на дистанционное образование по требованию властей (к примеру, в связи с пандемией), то родители пишут заявление, в котором соглашаются с переводом на дистанционную форму обучения в школе.
Когда школьника переводят на дистанционку по состоянию здоровья или исходя из личных соображений, заявление о переводе также обязательно.
При переходе на дистанционное обучение в онлайн-школу законные представители ребенка пишут заявление об отчислении и подают заявление в новую школу. Вы сами выбираете учебное заведение, в которой ребенок будет проходить аттестацию, например, это может быть партнер дистанционной школы.
Как правильно написать заявление
В 2021 году многие учебные организации уже имеют бланки для составления заявления на дистанционное обучение. Но если учреждение не имеет готового образца, то родители составляют его самостоятельно.
Заявление пишется в свободной форме, а для того, чтобы написать его правильно, необходимо указать следующие данные:
Заявление пишется одним из родителей или законным опекуном ребенка. Передать документ в школу можно следующими способами:
Образец заполнения
Где взять бланк
Обязательно ли указывать причину перехода на домашнее обучение
Если вы переводите ребенка на домашнее обучение в связи с проблемами со здоровьем, это обязательно нужно указать в заявлении. Причина (болезнь) подтверждается справкой из медучреждения.
Как правило, основание указывается, если ребенок со всеми остальными учениками школы переводится на дистанционное школьное образование из-за эпидемиологической обстановки (к примеру, в связи с пандемией).
Во всех остальных случаях (при семейном/дистанционном обучении) можно не указывать причину перехода на домашнее образование. Ни директор школы, ни администрация департамента образования не имеют права требовать от вас эти сведения.
Требуется ли отдельное согласие родителей
Несмотря на то, что по ФЗ » Об образовании в Российской Федерации «, учебное заведение имеет право перевести детей на дистанционное обучение (к примеру, в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в стране), это невозможно сделать без согласия со стороны родителей.
Даже если перевод происходит по инициативе властей, родители обязаны написать заявление, о том, что согласны перевести ребенка на домашнее обучение. Такое заявление имеет немного другую формулировку.
В содержании необходимо указать период удаленного обучения, согласие законных представителей на ответственность за учебный процесс ребенка, а также то, что родители обязуются предоставить ребенку необходимые условия для обучения.
Какие справки нужно прикрепить к заявлению на семейное обучение
При переходе на дистанционное обучение по инициативе Роспотребнадзора (к примеру, из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки) никакие справки не требуются.
Если вы решили перевести ребенка на дистанционное обучение из личных соображений, справка также не нужна.
В случае, когда заявление об обучении на дому подается из-за проблем со здоровьем у учащегося, необходима справка. Ее можно получить в медучреждении.
Справка может потребоваться и по возвращении ребенка в учебное заведение. Так, к примеру, некоторые школы требовали справку о состоянии здоровья ребенка после дистанционного обучения, связанного с пандемией коронавируса.
Если ваш ребенок учится в колледже или ВУЗе
Ученики колледжей и вузов, достигшие совершеннолетия, заполняют заявление о переходе на дистанционное обучение самостоятельно. Если учащемуся колледжа меньше 18 лет, то администрация попросит заполнить заявления родителей.
Учиться в колледжах и вузах можно онлайн. Выбирайте направления на нашем сайте от топовых учебных заведений и осваивайте профессии не выходя из дома!
Для тех, кто будет обучаться на экстернате
Заявление на экстернат составляется по тем же принципам, что и заявление на дистанционную форму обучения.
Сначала нужно перейти на семейное обучение, подав заявление в департамент образования и в школу об отчислении, затем остается выбрать новую школу и составить заявление о зачислении на время аттестаций.
На нашем сайте вы можете подробнее узнать о том, как перейти на экстернат, и подобрать ускоренную программу обучения для вашего ребенка.
Родителям бывает нелегко справиться с организацией домашнего обучения, а когда школьник осваивает предметы быстрее обычного, это становится еще сложнее. Опытные педагоги в онлайн-школах помогут систематизировать учебный процесс. Формат видеолекций и интерактивные задания сделают обучение удобным и увлекательным. А благодаря чуткому вниманию и поддержке со стороны учителей, способности ребенка раскроются в полной мере. У нас на сервисе можно сравнить условия обучения в разных школах и почитать отзывы родителей.
Приложение. Порядок перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 10 февраля 2017 г. N 124
Порядок
перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования
2. Настоящий Порядок не распространяется на:
перевод лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность, в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования соответствующей лицензии, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе;
перевод лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, в случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки;
перевод обучающихся из одной федеральной государственной организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящейся в ведении органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в другую такую организацию*(1).
3. Сроки проведения перевода, в том числе сроки приема документов, необходимых для перевода, определяются принимающей организацией с учетом требований настоящего Порядка.
6. Перевод обучающихся, за исключением перевода обучающихся по образовательной программе с использованием сетевой формы реализации, осуществляется:
с программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на программу подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
с программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на программу подготовки специалистов среднего звена;
с программы подготовки специалистов среднего звена на программу подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
с программы бакалавриата на программу бакалавриата;
с программы специалитета на программу специалитета;
с программы магистратуры на программу магистратуры;
с программы специалитета на программу бакалавриата;
с программы бакалавриата на программу специалитета;
с программы ординатуры на программу ординатуры;
с программы ассистентуры-стажировки на программу ассистентуры-стажировки;
с программы аспирантуры на программу адъюнктуры;
с программы адъюнктуры на программу аспирантуры;
с программы бакалавриата на программу подготовки специалистов среднего звена или на программу подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
с программы специалитета на программу подготовки специалистов среднего звена или на программу подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
7. Перевод осуществляется при наличии образования, требуемого для освоения соответствующей образовательной программы, в том числе при получении его за рубежом.
8. Перевод на обучение за счет бюджетных ассигнований осуществляется:
при отсутствии ограничений, предусмотренных для освоения соответствующей образовательной программы за счет бюджетных ассигнований/если обучение по соответствующей образовательной программе не является получением второго или последующего соответствующего образования*(2);
в случае если общая продолжительность обучения обучающегося не будет превышать более чем на один учебный год срока освоения образовательной программы, на которую он переводится, установленного федеральным государственным образовательным стандартом, государственным образовательным стандартом или образовательным стандартом, утвержденным организацией, имеющей в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты*(3) (с учетом формы обучения и иных оснований, влияющих на срок освоения образовательной программы).
9. Перевод обучающихся, за исключением перевода обучающихся между образовательными организациями, реализующими образовательную программу с использованием сетевой формы, допускается не ранее чем после прохождения первой промежуточной аттестации в исходной организации. Перевод обучающихся по образовательной программе с использованием сетевой формы реализации допускается в любое предусмотренное указанной образовательной программой время.
10. Перевод обучающихся допускается с любой формы обучения на любую форму обучения.
II. Процедура перевода обучающихся, за исключением обучающихся по образовательной программе с использованием сетевой формы реализации
12. На основании заявления о переводе принимающая организация не позднее 14 календарных дней со дня подачи заявления о переводе в соответствии с настоящим Порядком оценивает полученные документы на предмет соответствия обучающегося требованиям, предусмотренным настоящим Порядком, и определения перечней изученных учебных дисциплин, пройденных практик, выполненных научных исследований, которые в случае перевода обучающегося будут перезачтены или переаттестованы в порядке, установленном принимающей организацией, и определяет период, с которого обучающийся в случае перевода будет допущен к обучению.
14. При принятии принимающей организацией решения о зачислении обучающемуся в течение 5 календарных дней со дня принятия решения о зачислении выдается справка о переводе, в которой указываются уровень среднего профессионального или высшего образования, код и наименование профессии, специальности или направления подготовки, на которое обучающийся будет переведен. Справка о переводе подписывается руководителем принимающей организации или исполняющим его обязанности, или лицом, которое на основании приказа наделено соответствующими полномочиями руководителем принимающей организации или исполняющим его обязанности, и заверяется печатью (при наличии) принимающей организации. К справке прилагается перечень изученных учебных дисциплин, пройденных практик, выполненных научных исследований, которые будут перезачтены или переаттестованы обучающемуся при переводе.
Лицо, отчисленное в связи с переводом, сдает в исходную организацию в зависимости от категории обучающегося студенческий билет, зачетную книжку либо документы, подтверждающие обучение в исходной организации, выданные в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами.
В исходной организации в личном деле лица, отчисленного в связи с переводом, хранятся в том числе копия документа о предшествующем образовании, заверенная исходной организацией, выписка из приказа об отчислении в связи с переводом, а также в зависимости от категории обучающегося студенческий билет, зачетная книжка либо документы, подтверждающие обучение в исходной организации, выданные в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами.
18. При переводе обучающегося, получающего образование за рубежом, пункты 11, 15-17 настоящего Порядка не применяются. Отчисление обучающегося, получающего образование за рубежом, осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства по месту его обучения, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
19. Лицо, отчисленное в связи с переводом, представляет в принимающую организацию выписку из приказа об отчислении в связи с переводом и документ о предшествующем образовании (оригинал указанного документа или его копию, заверенную в установленном порядке, или его копию с предъявлением оригинала для заверения копии принимающей организацией).
При представлении документа о предшествующем образовании, полученном в иностранном государстве, лицо, отчисленное в связи с переводом, представляет свидетельство о признании иностранного образования. Представление указанного свидетельства не требуется в следующих случаях:
при представлении документа иностранного государства об образовании, которое соответствует части 3 статьи 107 Федерального закона N 273-ФЗ;
если принимающая организация вправе самостоятельно осуществлять признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации, которые не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 107 Федерального закона N 273-ФЗ*(4);
В случае зачисления по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц изданию приказа о зачислении в порядке перевода предшествует заключение договора об образовании.
После издания приказа о зачислении в порядке перевода принимающая организация формирует личное дело обучающегося, в которое заносятся в том числе заявление о переводе, справка о периоде обучения, иные документы, подтверждающие образовательные достижения обучающегося (при наличии), документ о предшествующем образовании (оригинал или копия), выписка из приказа об отчислении в связи с переводом, выписка из приказа о зачислении в порядке перевода, а также договор об образовании, если зачисление осуществляется на обучение по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц.
В течение 5 рабочих дней со дня издания приказа о зачислении в порядке перевода студентам выдаются студенческий билет и зачетная книжка. Иным категориям обучающихся в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами, выдаются документы, подтверждающие их обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
III. Процедура перевода обучающихся между образовательными организациями, реализующими образовательную программу с использованием сетевой формы
21. Перевод обучающихся по образовательной программе с использованием сетевой формы реализации осуществляется на основании письма исходной организации о переводе в принимающую организацию в соответствии с договором о сетевой форме реализации образовательных программ между указанными организациями. К письму исходной организации прикладываются список обучающихся по образовательной программе с использованием сетевой формы реализации и копии личных дел обучающихся.
23. Исходная организация в случае, если договором о сетевой форме реализации образовательных программ предусмотрено приостановление получения образования в исходной организации, в течение 5 рабочих дней со дня поступления копии приказа о зачислении в порядке перевода издает приказ о приостановлении получения образования в исходной организации обучающихся по образовательной программе с использованием сетевой формы реализации в связи с зачислением в порядке перевода в принимающую организацию.
24. В случае, если договором о сетевой форме реализации образовательных программ не предусмотрено приостановления получения образования в исходной организации, то приказ о приостановлении получения образования в исходной организации обучающихся по образовательной программе с использованием сетевой формы реализации в связи с зачислением в порядке перевода в принимающую организацию не издается.
25. В течение 10 рабочих дней со дня издания приказа о зачислении лица в порядке перевода в зависимости от категории обучающегося принимающей организацией выдаются студенческий билет, зачетная книжка либо выданные в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами, документы, подтверждающие обучение в принимающей организации.
26. Обмен документами, необходимыми для организации и осуществления образовательной деятельности обучающихся по образовательной программе с использованием сетевой формы реализации, включая формирование принимающей организацией личного дела обучающихся, осуществляется организациями в соответствии с договором о сетевой форме реализации образовательных программ.
*(2) Часть 5 статьи 68, часть 8 статьи 69 Федерального закона N 273-ФЗ, пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5880; 1998, N 7, ст. 788; 2000, N 33, ст. 3348; 2002, N 15, ст. 1375; 2003, N 2, ст. 160; 2004, N 35, ст. 3607; 2009, N 51, ст. 6152; 2011, N 47, ст. 6608; N 48, ст. 6727; 2012, N 10, ст. 1163; 2013, N 27, ст. 3459, 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 45, ст. 6143; N 52, ст. 7553; 2015, N 1, ст. 53; N 48, ст. 6724; 2016, N 27, ст. 4292).
*(3) См. часть 10 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ.
*(4) Часть 11 статьи 107 Федерального закона N 273-ФЗ.
*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 19, ст. 2289; 2015, N 1, ст. 42; N 44, ст. 6048; 2016, N 27, ст. 4240, ст. 4241.
Основания перевода на бюджетную форму обучения
Могу ли я подать заявление о переводе с платной формы обучения на бесплатную, если проживаю с мамой? Прожиточный минимум у нас ниже среднего, у отца огромный долг по алиментам. Так как мне исполнилось 18 лет, его освободили от уплаты алиментов. Долг он не выплачивает, в моей жизни не участвует. Если я предоставлю справки о материальном положении, выписку от приставов и справку о том, что мы получаем социальные выплаты от государства, могут ли меня перевести на бюджетную форму обучения?
Порядок и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное утверждены приказом Минобрнауки России от 06.06.2013 № 443 (далее – Порядок).
В случае если обучающийся не имеет академической задолженности, дисциплинарных взысканий и задолженности по оплате обучения, право на переход с платного обучения на бесплатное возникает при наличии одного из следующих условий (п. 6 Порядка):
а) сдачи экзаменов за два последних семестра обучения, предшествующих подаче заявления, на оценки «отлично» или «отлично» и «хорошо» или «хорошо»;
б) отнесения к следующим категориям граждан:
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
граждан в возрасте до 20 лет, имеющих только одного родителя – инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
женщин, родивших ребенка в период обучения;
в) утраты обучающимся в период обучения одного или обоих родителей (законных представителей) или единственного родителя (законного представителя).
Обратите внимание: переход с платного обучения на бесплатное может быть осуществлен только при наличии вакантных бюджетных мест (п. 2 Порядка).
Основанием для перевода обучающегося с платного обучения на бесплатное является его заявление, рассматриваемое специально создаваемой образовательной организацией комиссией, принимающей решение об осуществлении перехода (в том числе с учетом устанавливаемых образовательной организацией приоритетов для категорий обучающихся в соответствии с условиями, указанными в п. 6 Порядка).
Состав, полномочия и порядок деятельности такой комиссии определяется образовательной организацией самостоятельно (п. 7 Порядка).
Льготы, пособия и скидки для студентов
Что можно получить в 2021 году
Государство дает студентам привилегии и льготы. Больше всего их у студентов на очном отделении: стипендии, отсрочка от армии, скидки на транспорт, бесплатные билеты в театры и музеи. Помимо этого, еще множество социальных выплат и скидок. У вечерников и заочников тоже есть льготы, но их получают только работающие студенты от работодателя.
В каждом регионе и учебном заведении свои преимущества. Часто непонятно, на что может рассчитывать студент. Разберем основные льготы от государства и частных компаний.
Что вы узнаете
Кто может рассчитывать на льготы
Льготы положены студентам средних профессиональных и высших учебных заведений, но не всем. Чтобы их получить, студент должен:
Единственное исключение — налоговый вычет на обучение. Чтобы получить вычет за свое обучение, не нужно соблюдать эти условия. Главное, чтобы у заведения была лицензия на ведение образовательной деятельности.
Как продолжить обучение и не потерять льготы
По закону право на бесплатное обучение есть у студентов, которые впервые получают образование данного уровня. Если собираетесь продолжить обучение после получения диплома, рискуете потерять не только возможность поступить на бюджет, но и льготы. Вот как этого избежать.
Всего в России четыре уровня профессионального образования:
По закону на каждом из этих уровней можно учиться бесплатно и со всеми льготами, но только один раз. Например, после среднего профессионального образования можно пойти получать высшее и сохранить все привилегии.
Правило действует и в обратном направлении. Никто не мешает после вуза пойти в колледж, если до этого вы там не учились.
Специалитет и магистратура считаются одним образовательным уровнем. Поэтому, чтобы сохранить льготы, после бакалавриата нужно поступить в магистратуру. А если вы окончили специалитет, вам одна дорога — в аспирантуру.
Правовое регулирование
Количество льгот зависит от благосостояния региона. Поэтому все преференции студентам регулируют региональные нормативные документы.
Общероссийские законы отвечают только за основные права учащихся. Это, например:
Выплаты студентам
Основный вид студенческих выплат — стипендии. Они бывают двух видов: за успехи в учебе и социальные, которые выплачивают социально незащищенным группам студентов независимо от успеваемости.
По всей стране действует академическая стипендия от государства. На первом курсе ее назначают всем студентам-бюджетникам, а на последующих курсах учитывают успеваемость студентов.
Чтобы получить другие виды стипендий, нужно принять участие в конкурсе. Такие выплаты часто назначают региональные власти и частные компании.
Размер стипендий может быть любым. Но если это выплаты, установленные государством, то они не могут быть ниже принятых нормативов. Все, что выше, — это уже инициатива учебного заведения и региональных властей.
Академическая стипендия начисляется студентам очного отделения, которые учатся без троек и академической задолженности, в том числе ликвидированной. А также иностранным студентам-бюджетникам независимо от успеваемости.
Повышенная академическая стипендия. На нее могут претендовать только 10% студентов, которые получают государственную академическую стипендию. Поэтому, как правило, выплату получают старшекурсники — с третьего курса бакалавриата по второй курс магистратуры. Стипендию назначают за достижения в учебной, научной, культурной, спортивной и общественной деятельности.
Чтобы назначили повышенную стипендию, у студента не должно быть троек и пересдач в двух предыдущих семестрах. Помимо этого, нужно иметь достижения в учебной, научной, культурной, спортивной, общественной деятельности.
Чем больше достижений, тем больше шансов, что назначат стипендию. В качестве достижений подойдут:
Подтвердить все успехи можно справками, патентами, наградными бумагами и дипломами. Их сканы нужно сдать в деканат или отправить на конкурс через личный кабинет на сайте учебного заведения.
Грант президента РФ предназначен для участников заключительных этапов школьных образовательных, спортивных и творческих олимпиад, которые включены в список Минпросвещения.
Право на грант есть только у студентов с российским гражданством. Чтобы его получить, нужно в течение двух лет после конкурса поступить на бюджетное отделение вуза или ссуза. Как оформить грант, можно прочитать на сайте программы.
Размер выплат по гранту — 20 000 Р в месяц. Чтобы получать эту сумму, нужно учиться без троек и задолженностей, а также показывать всевозможные достижения во время учебы: научные, творческие, инженерный, спортивные. Если их будет недостаточно, выплаты могут отменить.
Помимо этого, после обучения студент должен три года отработать в России. Работу нужно найти в течение полугода после окончания вуза. В противном случае деньги придется вернуть.
Именные стипендии — это любые стипендии, которые могут назначать федеральные и региональные органы власти, компании, фонды или физические лица.
Информационное письмо Минобразования от 18.05.2017 № 05-1445 PDF, 1,5 МБ
Помимо этих премий существуют стипендии от региональных властей. Например, в Москве стипендия составляет 6500 Р в месяц на один учебный год. Дополнительным источником денег для студента могут стать частные фонды. Например, стипендия фонда Потанина составляет 25 000 Р в месяц.
Стипендии компаний предусмотрены для узких специалистов, которых специально готовят для определенных должностей. Например, Яндекс выплачивает свою стипендию учащимся технических факультетов Высшей школы экономики.
Большинство компаний не требует взамен обязательств от студентов. Но в некоторых случаях могут составить ученический договор с требованиями для получения стипендии. В договоре может быть прописана обязательная стажировка в компании или требование отработать в ней несколько лет. При нарушении договора студент должен вернуть деньги, полученные во время обучения.
Узнавать о стипендии лучше всего на кафедре — у каждой могут быть собственные договоренности с компаниями.
Государственная социальная стипендия. Размер выплат — от 2227 Р для вузов и от 809 Р для ссузов. Ее получают независимо от успеваемости:
Малоимущие обращаются с документами в МФЦ. Там выдадут справку, что у них есть право на социальную стипендию. Ее нужно представить в деканат, где назначат выплату.
Повышенная социальная стипендия увеличивает общий размер социальной и академической стипендии до прожиточного минимума по региону, в котором учится студент.
Чтобы стипендию назначили, нужно учиться без троек и пересдач, а также входить в число студентов, которые получают социальную стипендию. Также на повышенную социальную стипендию могут рассчитывать студенты-отличники и хорошисты до 20 лет, у которых есть только один родитель — инвалид первой группы.
Стипендии президента РФ присуждают за успехи в учебе и научной деятельности. Размер стипендии зависит от направления:
Участвовать в конкурсе на стипендию можно со второго курса. Чтобы получить президентскую стипендию, нужно представить в деканат доказательства успешной учебной и научной деятельности: грамоты за победу на олимпиаде, публикации и патенты. Для стипендии по приоритетным направлениям есть дополнительное условие — 50% оценок за два предыдущих семестра должны быть «отличными».
Существуют еще президентские стипендии, которые получают спортсмены, тренеры и другие специалисты сборных Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр. Размер таких стипендий — 52 000 Р в месяц.
Стипендии правительства РФ выплачивают со второго курса в средних профессиональных учебных заведениях и с третьего курса в вузах. В аспирантуре стипендию назначают со второго года обучения.
Размер стипендии зависит от направления и учебного заведения:
Социальные льготы и выплаты
Помимо стипендий, социально незащищенные студенты могут рассчитывать на другие выплаты и привилегии от государства.
Единовременная материальная помощь доступна всем студентам-бюджетникам, которые попали в сложную ситуацию. Обычно помощь назначают, если нужны деньги на лечение, похороны близкого родственника или при рождении ребенка.
Чтобы получить выплату, нужно написать заявление в учебном заведении и представить документы, которые подтверждают тяжелую ситуацию, например чек за лечение или свидетельство о смерти.
Полное государственное обеспечение — это выплаты от государства, которые студент получает со дня поступления в учебное заведение и до завершения обучения. Их назначают сиротам до 18 лет и тем, кто остался без родительского попечения. На гособеспечении также находятся студенты от 18 до 23 лет, потерявшие родителей во время обучения.
Чтобы оформить обеспечение, нужно представить в отдел по социальным вопросам студентов учебного заведения:
Органы местного самоуправления могут дополнительно устанавливать некоторые требования. О них можно узнать в учебном заведении при подаче заявления.
Государственное обеспечение сохраняется, если взять академический отпуск по медицинским показаниям, беременности и родам или уходу за ребенком до трех лет.
Пенсия по потере кормильца — выплата, которую получают нетрудоспособные члены семьи умершего человека. Неработающим студентам пенсию начисляют до 23 лет.
Пенсия положена только тем, кто имеет российское гражданство и учится на очном отделении. Размер выплат составляет прожиточный минимум в том регионе, где находится льготник.
Трудовые льготы работающим студентам
Работающие студенты могут рассчитывать на три типа льгот: учебный отпуск, сокращение рабочего дня и оплату проезда до места учебы. От формы обучения будет зависеть количество привилегий.
Учащимся учреждений среднего профессионального образования очного отделения доступны такие отпуска без оплаты:
Учащимся учреждений среднего профессионального образования заочного и вечернего отделения доступны отпуска с сохранением среднего заработка:
Учащимся вузов очного отделения доступны такие учебные отпуска без оплаты:
Учащимся вузов заочного и вечернего отделения доступны учебные отпуска с сохранением среднего заработка:
Перед итоговой государственной аттестацией заочники и вечерники ссузов и вузов могут запросить установить рабочую неделю, сокращенную на семь часов. В этом случае пропущенное рабочее время работодатель оплачивает в размере 50% от среднего заработка. Льготу можно установить за десять учебных месяцев до начала экзаменов.
Только заочникам вузов работодатель оплачивает один раз в году поездку до места обучения. Если заочник учится в ссузе, работодатель оплатит 50% от стоимости проезда. Чтобы вернуть деньги за проезд, нужно предъявить работодателю использованные билеты.
Как получить льготы от работодателя. Чтобы получить отпуск или сократить рабочий день, запросите в деканате справку-вызов. В ней должно быть написано, кого и на какой срок освобождают от работы. Справку вместе с заявлением об отпуске или сокращенном времени передайте работодателю. В заявлении укажите дату окончания отпуска или сокращенного рабочего дня и цель его получения — сдача сессии или диплома.
Перед тем как запросить справку, проверьте, попадаете ли вы под требования:
Льготы на проезд
Льготы на транспорт устанавливают региональные власти. Поэтому точно узнать, как получить льготу, можно в транспортных кассах, МФЦ и учебном заведении.
Городской транспорт. В каждом регионе свой способ получения студенческих проездных и свои скидки на проезд. Например, чтобы получить студенческий проездной в Москве, нужно оформить карту москвича на сайте « Мос-ру », а потом забрать ее в центре «Мои документы». Карту изготовят в течение 30 дней, до этого можно запросить временный проездной в деканате.
В регионах не всегда есть льготный проезд для студентов. Например, в 2020 году его нет в Казани.
Пригородный транспорт. Льготный проезд составляет 50% от полной стоимости билета. Он действует с 1 сентября по 15 июня. Чтобы получить скидку, нужно предъявить студенческий или другой документ, который требуют региональные власти. В пределах Московской железной дороги получить льготный билет можно по социальной карте москвича или по карте жителя Московской области.
Помимо этого, РЖД предлагает скидки 25% на поезда дальнего следования. Они действуют в купейных вагонах и в скоростных поездах АО ФПК: «Стриж», «Ласточка», «Невский экспресс».
По этой программе также начисляют баллы, которые можно потратить на бесплатные поездки. Чтобы принять участие в программе « РЖД-бонус », нужно получить в деканате справку на бланке учебного заведения и зарегистрироваться на сайте программы. Также можно оформить скидку через профком студентов своего вуза.
Самолеты и водные суда. Государство ежегодно предоставляет субсидированные билеты на авиаперелеты для граждан до 23 лет. В основном это перелеты в Крым, Калининград и на Дальний Восток.
В 2021 году государство утвердило 266 субсидированных направлений. По сниженным тарифам работают авиакомпании «Азимут», «Алроса», «Ангара», «Аэрофлот», «Аэросервис», «Вологодское авиапредприятие», «ИрАэро», «Костромское авиапредприятие», «Комиавиатранс», «КрасАвиа», «Нордстар», «Оренбуржье», Red Wings, «РусЛайн» и другие, всего 22 компании.
Приказ Росавиации № 1157-П от 23.11.2020PDF, 0,7 МБ
В некоторых случаях сами авиакомпании могут предлагать скидки студентам. Как правило, такие билеты можно купить в кассе авиакомпании. Поэтому перед покупкой билета стоит уточнить, есть ли льготные билеты по студенческому.
Дополнительную скидку на транспорт по всему миру можно получить по студенческой карте ISIC.
Льготы студентам в сфере здравоохранения
Студенты могут прикрепиться к любой поликлинике по месту регистрации. Если студент из другого города, для прикрепления нужно перерегистрировать полис ОМС в местном филиале страховой компании.
Профилактика. С 19 лет студенты могут самостоятельно пройти в поликлинике профилактический осмотр. Он обязательный — назначаются дни, когда студенты могут пройти медицинскую комиссию.
С 21 года раз в три года студенты могут проходить диспансеризацию. Ее основное отличие от осмотра — большее количество бесплатных процедур, а также то, что ее проходят на добровольной основе. Чтобы пройти диспансеризацию, нужно обратиться к участковому терапевту или медсестре. Они расскажут, где и когда можно записаться на осмотр.
Вакцинация. Получить прививку от гриппа можно бесплатно в поликлинике или в медкабинетах учебных заведений согласно российскому календарю прививок. В регионах, где распространены клещи, можно получить дополнительно прививку от клещевого энцефалита. В течение 2021 года будет проходить бесплатная массовая вакцинация от коронавируса.
Психологическая помощь. В учебных заведениях работает команда психологов, которая помогает справиться с выгоранием и депрессией, вызванной учебой. Получить помощь можно по предварительной записи очно или по телефону. Также в некоторых вузах может быть дежурный психолог, который принимает в порядке живой очереди.
Льготные путевки в санатории и дома отдыха. Учебные заведения предоставляют путевки зимой и летом. Информация о путевках вывешивается в профсоюзном кабинете. Чтобы оформить льготную путевку, у студента должен быть профсоюзный билет.
Дополнительная помощь. В каждом учебном заведении могут действовать свои льготы. Например, в МГУ студенты со зрением −4 могут получить бесплатные линзы в поликлинике.
Обеспечение жильем
Общежитие предоставляют студентам, которые учатся очно. Заочники могут воспользоваться свободными местами в общежитии на время аттестации.
В первую очередь место в общежитии получают категории учащихся, которые получают социальную стипендию:
Этих студентов освобождают от ежемесячной платы за наем комнаты в общежитии — они оплачивают только коммунальные услуги. По желанию учебное заведение может сделать скидку на общежитие и коммунальные услуги и другим студентам.
Налоговые льготы для студентов
Все работающие студенты могут получить налоговый вычет — вернуть часть денег из НДФЛ, уплаченного государству.
Его можно получить, если вы потратили деньги на обучение. Неважно, что это было: вуз, ссуз, автошкола, курсы по программированию или английскому языку. Главное, чтобы у заведения была лицензия на ведение образовательной деятельности. Также можно оформить вычет за детей, братьев и сестер до 24 лет, которые учатся очно за ваш счет.
За год можно получить сразу два вычета: за себя и детей. Чтобы оформить вычет, нужно подать декларацию 3-НДФЛ и заявление о возврате НДФЛ в личном кабинете на сайте налоговой. Или оформить вычет через работодателя.
Отсрочка от армии
Право на отсрочку есть у студентов аккредитованных ссузов и вузов. Ее дает государство перед поступлением в учебное заведение и до конца обучения.
Поступить желательно сразу после школы до первого октября, иначе есть риск пойти в армию.
Учащиеся вузов после получения диплома могут продолжить обучение и сохранить отсрочку. Бакалавры могут пойти в магистратуру, а потом в аспирантуру. У специалистов только одна дорога — сразу в аспирантуру. После ее окончания молодому ученому дадут еще год на подготовку к защите диссертации.
Отсрочка не положена:
Чтобы выдали отсрочку, нужно представить в военкомат справку с места учебы. Она действует до первого отчисления за неуспеваемость.
Как сохранить отсрочку. Право на отсрочку сохраняется, если студент взял академический отпуск или перевелся на новую аккредитованную программу того же уровня. Отсрочка действует, только если срок обучения не увеличивается более чем на год.
Можно отчислиться и быстро восстановиться, тогда отсрочка тоже сохранится. Но в этом случае нельзя, чтобы увеличился срок обучения.
Льготы для студентов-родителей
Студентам-родителям доступны два вида льгот: отпуска и пособия. Практически все виды выплат можно оформить в МФЦ. Там же скажут, какие документы для этого понадобятся. Обычно это:
Чтобы получить выплату, нужно встать на учет в медучреждение до срока беременности 12 недель, написать заявление и подать вместе со справкой о постановке на учет по месту учебы.
Отпуск по беременности и родам длится 70 дней до родов — или 84 дня при многоплодной беременности. После родов отпуск продолжается 70 дней, 86 дней — в случае осложненных родов, 110 дней — при рождении как минимум двоих детей.
На период отпуска по беременности и родам студентке продолжат платить академическую и социальную стипендии. Беременной вместе с отпуском полагается пособие по беременности и родам, как и работающим мамам. Выплаты получают студентки, которые учатся и на бюджете, и платно.
Чтобы оформить отпуск, нужно написать заявление в деканат и представить больничный лист. Студентка может в любой момент прервать отпуск и продолжить учебу.
Пособие по беременности и родам. Размер выплат равен стипендии за время академического отпуска. Если стипендия повышенная, то и выплаты будут такими.
Отпуск по уходу за ребенком с момента рождения и до трех лет не служит препятствием для получения образования. Но если вы собираетесь пропускать занятия, лучше взять академический отпуск. Чтобы его оформить, нужно написать заявление в деканат и приложить к нему копию свидетельства о рождении ребенка.
Путинские выплаты получают в случае рождения первого или второго ребенка после 1 января 2018 года, если общий доход семьи меньше двух региональных прожиточных минимумов.
Льготы на образовательные программы вне вуза
Студенты могут бесплатно или с большими скидками посещать музеи и театры, а также образовательные мероприятия.
Музеи. Во многих музеях полностью свободный вход, в других — бесплатные билеты только по определенным дням. Например, в Эрмитаж вход студентам всегда бесплатный. В Третьяковскую галерею — в первое и второе воскресенье каждого месяца. В Московский Кремль вход бесплатный, но без права осмотра музеев-соборов и временных выставок.
Поэтому перед поездкой в музей уточните по телефону, какой день лучше выбрать для посещения и что можно будет посмотреть бесплатно.
Театры. Аналогичным образом действуют театры. Как правило, вход у них свободный для студентов в том случае, если в зале остались свободные места.
Образовательные онлайн-ресурсы. Некоторые площадки для онлайн-обучения предоставляют студентам бесплатные занятия. Например, МФТИ и ВШЭ сотрудничают с платформой «Курсера». Параллельно с основным обучением студенты могут проходить курсы от лучших университетов мира и получать по ним сертификаты.
Льготы на технику и программное обеспечение
Постоянную скидку на технику студентам предлагает только магазин «Эпл». В других местах скидку можно получить время от времени. Большую часть акций магазины техники стараются приурочить к Первому сентября и Дню студента.
Зато студенты могут бесплатно или с большой скидкой скачать софт из интернета.
Программы «Микрософт». Студенты могут бесплатно скачать:
Чтобы все это получить, должна быть электронная почта в домене учебного заведения.
Программы для дизайнеров и проектировщиков. Студентам доступна скидка более 46% на приложения для дизайнеров и разработчиков из Creative Сloud, включая «Фотошоп», «Иллюстратор» и «Индизайн».
Хранилище для заметок. Популярный электронный органайзер «Эверноут» студенты могут скачать со скидкой 50%. Notion — бесплатно.
Если на сайте производителей техники или ПО не указаны скидки для студентов, не забудьте спросить о них самостоятельно.
Региональные льготы
Регионы самостоятельно определяют количество льгот в зависимости от своего благосостояния. Наибольшее количество привилегий — у студентов в Москве. Вот некоторые из них.
Карта москвича — это полноценная банковская карта с бесплатным обслуживанием. С ее помощью можно не только ездить по льготной цене, но и делать покупки в московских кафе, магазинах и развлекательных заведениях.
База данных. У МГУ существует база данных нуждающихся студентов — БДНС. Студентам из базы ежемесячно выплачивают 1200 Р из средств правительства Москвы.
Положение о порядке формирования базы данных нуждающихся студентов в МГУPDF, 54 КБ
Чтобы попасть в БДНС, нужно написать заявление в профсоюзный комитет МГУ.
Помощь для студенческих семей. Если оба родителя учатся на очном отделении, а их ребенку меньше трех лет, кроме основных выплат при рождении ребенка, они могут оформить ежемесячную компенсацию роста стоимости продуктов питания.
Карту можно бесплатно получить в студенческом профсоюзе учебного заведения в Туле, Орле, Рязани, Брянске, Петрозаводске, Смоленске, Иркутске, Красноярске и в других городах России.
Льготы международного формата
Карта ISIC — это международный документ, который подтверждает статус студента. С этой картой по всему миру можно бесплатно посещать музеи, со скидками покупать билеты на любые виды транспорта, одежду, технику, курсы, есть в кафе по льготным ценам и ночевать в гостиницах за полцены.