как создать курсы по обучению чему либо бесплатно
9 сервисов, которые помогут создать интерактивный и вовлекающий онлайн-курс
Подборка для методистов, репетиторов, тренеров и вообще всех, кто создаёт образовательный контент.
Сложно представить современный образовательный продукт без элементов геймификации. В онлайн-курсе они решают несколько важных задач. Главная из них — мотивировать студента учиться по собственному желанию, а не потому, что «купил онлайн-курс, и надо его пройти». Также с помощью интерактивных заданий и мини-игр можно провести контрольные тесты, инфографика и видеоролики позволят наглядно представить учебный материал, а онлайн-доски пригодятся для групповой работы.
1. LearningApps
Это конструктор интерактивных заданий, которые помогут закрепить знания в игровой форме. Сервис позволяет создавать разные типы упражнений: «Хронологическая линейка», «Классификация», «Кроссворд», «Заполнить пропуски», «Викторина с выбором правильного ответа» и другие.
Можно создать упражнение самостоятельно по шаблону или выбрать подходящее из каталога и добавить его в свой курс. Все задания разделены по дисциплинам.
Чем полезен: можно создавать и добавлять интерактивные упражнения в урок. Есть возможность интегрировать образовательную платформу с LearningApps, чтобы задания вставлялись автоматически.
Продакт-менеджер платформы для онлайн-обучения CORE.
2. Wordwall
Пользователю доступны до 33 интерактивных шаблонов и до 21 шаблона для печати — их количество зависит от выбранного тарифного плана. Чтобы сделать свою игру, требуется выбрать формат, заполнить шаблон учебным контентом и добавить в онлайн-урок. Или распечатать материалы, если занятие проходит офлайн.
Сервис предлагает создавать не только простые интерактивные задания по типу «Найди пару», но и викторины со множественным выбором и ограниченным временем, несколькими «жизнями» и бонусным раундом.
Чем полезен: позволяет создавать мини-игры и упражнения. Если образовательная платформа подключена к сервису, игра загрузится по ссылке автоматически.
Стоимость: есть бесплатная версия с ограничениями; платные тарифы — от 180 рублей в месяц.
3. Kahoot!
Kahoot! даёт возможность создавать мини-игры, квесты и опросы, доступные как на десктопных компьютерах, так и на iOS- и Android-устройствах. Кроме того, вы сможете создать страницу бренда с вашими играми, что станет дополнительной точкой взаимодействия с аудиторией.
Сервис предлагает разные режимы взаимодействия с упражнениями, каждый из которых решает собственные задачи. Например, с помощью Practice удобно проектировать итоговые тесты с неограниченным временем на выполнение заданий. В финале даётся возможность проработать ошибки. Есть похожий режим тестирования, но уже на скорость — Test Yourself. А в режиме Flashcards учащийся отвечает на вопрос, не имея перед глазами вариантов ответа.
Для групповых занятий есть возможность создать «комнату», в которую учащийся входит по специальному коду и выполняет задание, соревнуясь с однокурсниками.
Чем полезен: можно проверять знания учащихся в разных интерактивных форматах, проектируя тесты, квизы и онлайн-игры.
Стоимость: от 10 долларов в месяц; есть бесплатный пробный период.
4. ThingLink
Инфографика, презентации, виртуальные экскурсии, видео и изображения — в ThingLink доступно более 70 форматов контента, которые можно использовать при проектировании онлайн-курса. Сервис поддерживает 360-градусные видеоролики и VR/AR.
Простой интерфейс даёт возможность в несколько шагов создать интерактивный контент и поделиться ссылкой с учащимися.
Чем полезен: позволяет создавать и комбинировать интерактивный медиаконтент.
Стоимость: от 35 долларов в год; есть бесплатный пробный период.
5. Padlet
Это удобное хранилище контента. Подбирайте материалы по теме курса (текст, гифки, иллюстрации, видео), создавайте доски или веб-страницы с совместным доступом, чтобы учащиеся могли сами добавлять полезную информацию. Кроме того, можно встраивать такую доску в блог или делиться ей в соцсетях и по QR-коду.
Есть возможность настроить доступ к созданной доске для определённой группы учащихся.
Чем полезен: можно собирать дополнительные материалы к занятиям, удобно проводить коллективный мозговой штурм.
Стоимость: от 500 рублей в месяц; есть пробный период.
6. Simpleshow
Чтобы объяснить сложную тему, просто лекции или презентации бывает недостаточно. Проиллюстрировать и нагляднее представить учебный материал помогут визуальные элементы.
Видео создаётся за несколько шагов. Сначала необходимо выбрать шаблон, который лучше всего подходит для вашей истории. Затем — заполнить анкету и, отвечая на вопросы-подсказки, создать сценарий ролика. После вы сможете выбрать подходящие для оформления визуальные элементы и посмотреть получившийся результат. Кроме того, можно добавить музыку и выбрать голос, который будет произносить закадровый текст.
Чем полезен: создаёт интерактивные видеоролики по заданному сценарию.
Стоимость: от 129 долларов; один ролик можно сделать бесплатно.
7. Explain Everything
Сервис позволяет добавлять на доски не только записи, но и различные медиафайлы, а также обсуждать возникающие идеи с помощью голосового чата.
Есть возможность использовать готовые шаблоны из библиотеки материалов, например для создания диаграмм или проведения мозгового штурма. Можно сохранять собственные шаблоны, чтобы возвращаться к ним при работе над новыми проектами.
Чем полезен: предлагает интерактивную онлайн-доску для совместного использования в реальном времени.
Стоимость: есть бесплатная версия с ограничениями; групповая работа (до девяти человек) доступна по тарифу стоимостью 3 доллара в месяц за пользователя.
8. Hippo Video
Hippo Video позволяет записывать видео с веб-камеры, скринкасты и аудиодорожки. Полученный ролик можно тут же отредактировать: вставить текст, эмодзи и теги, обрезать, добавить вступительные и заключительные карточки.
Также сервис предлагает инструменты аналитики, которые помогут понять, сколько человек посмотрели видео и поделились роликом.
Чем полезен: пригодится, чтобы записывать обучающие видео с интерактивными элементами и скринкасты с разбором домашних заданий.
Стоимость: от 7 долларов в месяц; есть 7-дневный пробный период.
9. BotHelp
Чат-боты в популярных мессенджерах всё чаще используют для продаж и сбора заявок. Создатели сервиса BotHelp обещают открываемость сообщений до 80% и конверсию холодного трафика из соцсетей в подписчиков до 70%, что звучит впечатляюще.
Создавать различные сценарии и запускать чат-боты можно без навыков программирования, при помощи визуального конструктора. Чат-бот встраивается во все популярные платформы: WhatsApp, «ВКонтакте», Telegram, Facebook, Viber.
Вы сможете сегментировать аудиторию чат-бота, чтобы делать уникальные предложения разным целевым группам, а также отслеживать данные по источникам трафика и конверсиям.
Чем полезен: помогает создать собственный чат-бот, чтобы выделить сегменты ЦА и познакомить студентов с курсами и экспертами.
Стоимость: зависит от количества подписчиков; 990 рублей — до 1 000 человек.
Как самому сделать обучающий онлайн-курс: девять доступных инструментов
В интернет-пространстве, где сегодня дистанционно учат вязать шарфы, выращивать виноград и делать массаж грудничкам, без сомнения, найдется место и для обучающих курсов по предметам образовательной программы школы, колледжа или вуза.
Если еще 3-4 года назад занятия в формате онлайн-курсов были скорее исключением, то сейчас они — показатель открытости и современности учебного заведения или практикующего специалиста.
По результатам последнего исследования EdMarket.Digital, рынок онлайн-образования ежегодно прирастает на 7–10%, и это соотношение сохранится еще в ближайшие 3–5 лет. Поэтому если и запускать свой курс, то именно сейчас: спрос на онлайн-образование есть, сервисы для самостоятельного проектирования курса тоже есть, а конкуренция еще позволяет новичку не затеряться среди сотен подобных проектов.
ЛаЛаЛань расскажет, как создать и запустить собственный онлайн-курс. Статья пригодится тем, кто хочет получить дополнительный источник прибыли, монетизировать свои знания или просто предложить студентам альтернативу в виде дистанционного обучения.
Этапы создания онлайн-курса
Создание обучающего курса в онлайн-пространстве напоминает процесс подготовки материала для традиционных занятий в классно-урочной форме. Ключевое отличие кроется во взаимодействии студента и преподавателя: оно происходит удаленно. Этот формат ожидаемо обладает преимуществами и недостатками, например:
+ в большинстве онлайн-курсов студент может возвращаться к материалу вновь и
вновь;
— он лишен возможности задавать вопросы и уточнения.
Или еще:
+ разноплановая деятельность по созданию онлайн-курса позволяет полностью
раскрыть творческий потенциал и на практике применить технические навыки;
— для создания и запуска онлайн-курса необходимо быть не только специалистом в
своей области, но и немного оратором, дизайнером, бухгалтером, видеооператором и
т. д.
Таким образом, любой плюс и для студента, и для преподавателя оборачивается минусом, а минус — плюсом. Однако если вы сейчас читаете эту статью, то решение скорее всего принято в пользу создания собственного курса.
Создание первоначального плана — банальный, но обязательный атрибут хорошего курса.
Чем более подробной будет его концепция и визуализация конечного результата и чем сильнее вы углубитесь в потребности целевой аудитории, тем безболезненнее пройдут остальные этапы.
Как понять, что вы готовы приступить к реализации своей идеи? Проверьте себя с помощью «3С» от ЛаЛаЛани: система знаний, студенты, свободное время.
1. Система знаний. Вы обладаете теми знаниями, которыми собираетесь делиться. Удивительно, но мошенники, продающие воздух и мыльные пузыри вместо знаний, тоже существуют. Продажа такого курса может быть успешной, но она скорее всего будет однократной. Экспертное мнение, наоборот, ценится, вызывает уважение и желание вернуться за новой порцией знаний.
2. Студенты. Вы отчетливо представляете себе целевую аудиторию, для которой планируете создать инфопродукт. Конкретизируйте: пусть это будут не просто «М., 18–25 лет», а характеристики, описывающие взгляды, образ жизни и занятость вашего студента. Какой он? Чем увлекается? На каком языке говорит? Сколько у него свободного времени? Для чего ему нужен предмет, который вы преподаете, — это способ получить «пятерку» и сохранить стипендию или это навык, без которого он не сможет в будущем работать по специальности?
3. Свободное время. У вас есть свободное время, энтузиазм и желание учиться самому. Создавать курс с нуля непросто: это требует физических и моральных сил. Могут требоваться денежные вложения и, конечно, ваше время. Если хочется сэкономить (или альтернатив даже нет), то нужно быть готовым к самостоятельному выполнению разнообразных операций: от создания лендинга и монтажа видео до регистрации ИП и написания текста для рассылок по почте. Многому из перечисленного придется научиться.
К этапу планирования можно подойти по-разному. Кому-то достаточно беглого наброска, чтобы разбить предмет на темы и модули. Кто-то, наоборот, углубится и напишет сценарий с раскадровкой, предусмотрит ракурсы для записи видео и визуал интерактивных тренажеров для отработки домашнего задания. Начать вполне можно с минимума, но чем подробнее составлен план, тем лучше для итогового результата.
На что стоит обратить внимание на этом этапе?
1. Содержание курса.
Подумайте, о чем и кому вы будете рассказывать, как структурировать ваши мысли и идеи. Выбор «упаковки» и подачи материала будет напрямую зависеть от того, что вы преподаете.
Реализация задуманного будет зависеть от того, как вы ответили на предыдущие вопросы.
Черновик программы, модули. На первом этапе мы советуем написать черновик образовательной программы: разделите тему на несколько занятий, разбейте их на модули для удобства восприятия информации. Продумайте логику развития темы, чтобы изложение было последовательным и понятным, от простого к сложному. Оптимально начать с 3–5 модулей по 4–5 занятий в каждом.
Длительность занятия. Если вы планируете использовать в курсе видеоматериалы (проводить вебинары, онлайн-консультации или выкладывать уроки в записи), то не переусердствуйте с длительностью урока.Продолжительность занятия по гуманитарным дисциплинам — до 1,5–2 часов, для предметов физико-математического и естественнонаучного цикла — до 1 часа.
Однако учитывайте, что многие ваши будущие ученики находятся в режиме многозадачности и постоянной загруженности, из-за чего им бывает непросто выделить несколько часов на освоение дополнительного материала. Кроме того, у людей, живущих в плотном инфопотоке, снижается концентрация внимания. Поэтому многие современные онлайн-курсы предлагают серии небольших
видео длительностью до 8–15 минут: практика показывает, что такой урок досмотрят с большей вероятностью.
Выбор платформы. Следует как можно раньше определиться с платформой для курса. Вы можете самостоятельно ее разработать (создать сайт) или обратиться к платформе-агрегатору, где собрано множество других курсов, например:
Пробный запуск и анонс. После создания черновика предлагаем вам создать посадочную страницу и сделать пробный запуск курса: стартовый вебинар, смонтированное и выложенное видео, полноценный урок из первого модуля или его «облегченная» версия. Несмотря на дополнительные хлопоты по разработке такого урока, вы сможете опробовать свою идею в деле. Так вы оцените актуальность выбранной темы, протестируете систему, оцените аудиторию вживую и определите конверсию. Пробный запуск позволит вам сэкономить средства и заранее подготовиться к возможным сложностям. Если все пройдет хорошо (в чем ЛаЛаЛань не сомневается), то вы можете анонсировать полный курс через
2–6 месяцев — срок напрямую зависит от проработанности вашего сценария, количества запланированных уроков и ваших технических умений.
Работа над материалами. После анонса пути назад нет, а значит, самое время приниматься за реализацию задуманного. Большинство обучающих онлайн-курсов содержат видеоматериалы, а также текстовые, графические материалы и различные способы проверки знаний: тесты, сочинения, тренажеры и т. п. Мы хотели бы предложить вам несколько бесплатных программ и электронных ресурсов, которые помогут в их разработке.
Пожалуйста, помните о том, что ваш студент нуждается не только в обучающем материале, но и в его грамотной подаче. Если вы используете видео, то продумайте свет, однотонный фон, качество изображения, ракурс, четкий звук. Если вы проводите вебинары или видеотрансляции в режиме реального времени, а не в записи, то проверьте скорость интернет-соединения: рекомендуемая — от 10 Мбит/с.
Если вы слегка потерялись в многообразии функций, программ и сервисов, то можете пройти дополнительные обучающие курсы. Например, пройти бесплатный онлайн-курс по современному курсостроению можно здесь.
Вы подготовили обучающие материалы, разместили их на платформе, и уже близится анонсированный запуск курса. Что дальше?
Разработка онлайн-курса — трудоемкий процесс, который потребует от преподавателя стать ненадолго предпринимателем, сценаристом, дизайнером, IT-специалистом, видеооператором, монтажером, бухгалтером и не только. Несмотря на все сопутствующие сложности, курс для дистанционного обучения — прекрасная возможность масштабировать свой проект и увеличить прибыль.
Для успешного запуска стоит серьезно отнестись к планированию и проектированию курса. В этом случае можно обойтись минимальными денежными затратами — на рекламу и оплату комиссионного взноса платформе-агрегатору или содержание собственной интернет-площадки. Все остальные процессы — начиная от видеосъемки и заканчивая разработкой интерактивных домашних заданий — вы можете выполнить самостоятельно с помощью бесплатных сервисов в свободном доступе.
Я запустила образовательный курс
Без посторонней помощи и инвестиций
В апреле 2020 года я запустила курс по написанию прозы: пригласила экспертов, продумала программу, набрала участников и провела девять занятий в интернете.
Расскажу, как мне все это удалось и к чему нужно подготовиться, если вы тоже хотите создать образовательный курс.
Моей целью не были деньги
Сразу скажу, что я не хотела заработать много денег на первом наборе. Если хотите узнать, как построить многомиллионную империю в инфобизнесе, — у меня такого опыта нет.
Я хочу, чтобы однажды курс стал моим основным источником дохода, поэтому у меня есть идеи развития проекта. Но это планы на будущее. Мне кажется, это хорошая стратегия: сначала сделать крутой и выверенный продукт, а потом просить людей платить за него большие деньги.
Как появилась идея
Я писатель, редактор и продюсер. Три года занималась продюсированием образовательных программ по креативному мышлению Most creative camp. У нас был маленький коллектив из четырех человек, но мы обучали команды Сбербанка, МТС, «Касперского» и других известных компаний.
Вместе мы запустили онлайн-курс в телеграм-боте. Постарались, чтобы он получился качественным и полезным: недавно его прошли одновременно 1100 сотрудников «Ростелекома» и поставили среднюю оценку 9,1 балла.
За время работы продюсером я многому научилась и не хотела растерять свой опыт. Поэтому решила сделать собственный образовательный курс. Я несколько лет пишу рассказы и работаю над романом, а литература вообще — главная сфера моих интересов. Мне хотелось совместить знания о проектировании образовательных проектов и свои интересы, чтобы придумать что-то новое в преподавании творческого письма. До этого я сама была на нескольких курсах для писателей, и в каждом из них мне чего-то не хватало, например знакомства с разными подходами к созданию историй, активной практики, увлекательных заданий и новых форматов обучения.
Я хотела, чтобы курс был не просто набором лекций, а небольшим приключением: с сюрпризами, неожиданными и необычными домашними заданиями. Курс не должен был учить людей правильно писать — скорее, показать, как смотреть на мир глазами писателя, везде видеть истории и сюжеты, записывать их и превращать в рассказы.
Я не крутой писатель и лектор, но умею продюсировать образовательный процесс и проектировать программы, поэтому сразу решила, что вести занятия будут эксперты, а я буду участвовать только как модератор.
Подготовка к запуску
Чтобы определиться с процессом запуска, я представила, что собираюсь делать текст для сайта курса и задала себе вопрос: «Что нужно рассказать о курсе, чтобы привлечь участников?» Как минимум — описать концепцию, содержание, составить расписание, подготовить список экспертов и определить стоимость участия. Без этого курс не получится.
В итоге вот что я сделала перед запуском:
Расскажу подробно, как я готовилась к первому набору и как проходили занятия.
Где я хранила информацию о курсе
Вот листы, которые мне понадобились:
Концепция курса
Первое, с чем нужно было определиться, — какую задачу и каким образом будет решать курс.
В своей работе я отвечала на эти вопросы без всякой структуры и порядка, просто рисуя кучу табличек и схем. Когда села писать статью, решила упорядочить этот процесс. Вот что получилось.
Вопросы для разработки концепции курса
Какая цель курса? | Сделать так, чтобы участники почувствовали, что значит быть писателем |
Кто будет участвовать в таком курсе? | Люди, которые хотят писать прозу, но не знают, с чего начать. И люди, которым просто интересно пробовать новое, чтобы лучше узнать себя |
Будет ли у курса финальный продукт? Какой? | В конце мы выпустим собственный литературный самиздат-журнал с рассказами участников |
Каким будет формат занятий? | Минимум теории, максимум практики — на занятиях и в домашних заданиях. Персональная обратная связь каждому |
Какая примерная длительность курса и периодичность занятий? | Около месяца, занятия два раза в неделю |
Кто будет вести занятия? | Приглашенные эксперты из разных областей: писатели, сценаристы, драматурги и редакторы |
Сколько участников будет на курсе? | 12, чтобы можно было работать в парах, тройках, четверках и делиться на две большие команды |
Я сразу определилась, что не хочу делать длинный и сложный курс: на это мне просто не хватало смелости. Кроме того, мне нравятся интенсивные форматы, когда на небольшой период времени погружаешься в другую жизнь, после чего уже сам решаешь, хочется продолжения или нет. Поэтому оптимальная длительность курса, на мой взгляд, не больше месяца.
Я подумала, что будет здорово проводить занятия два раза в неделю: тогда участники все время будут включены в процесс, но при этом у них останется время на домашние задания.
Мне важно было сделать камерный курс, чтобы успевать выслушивать всех на занятиях и давать каждому качественную обратную связь. Поэтому я решила, что участников будет 12.
Название
Придумать название было настоящим мучением. Никогда не любила этим заниматься, потому что решение нужно принять надолго: не получится взять и все переиграть в любой момент. При этом название, как и сайт, многое говорит о бренде и его характере.
Сначала я придумала название «Школа писательских опытов». Оно почти полностью отражало суть проекта, в котором ключевое место отводится практике и экспериментам. Это название существовало почти до самого запуска курса и изменилось, только когда был готов сайт. Я отправила его на проверку друзьям — они сказали, что название занудное.
После этого я создала лист для собственного мозгового штурма в гугл-таблице курса и написала знакомым из рекламных агентств, чтобы они предложили свои варианты слов и выражений о писательстве. Получилось где-то пятьдесят вариантов типа «слово за слово», «писать поперек», «пиши». Но все они были заняты или не нравились мне и окружающим.
Вечером перед анонсом курса, окончательно измучившись, я нашла слово «глагол». Уже не стала ни с кем советоваться, а просто попросила дизайнера заменить название на сайте.
Программа и расписание
Мне было важно, чтобы в финале каждый участник написал свой рассказ. Поэтому сначала я выписала в блокнот навыки, которые надо для этого прокачать: научиться смотреть по сторонам, придумывать новое, развивать драматургию и думать о целях героя, подбирать слова и редактировать написанный текст. Это был самый минимум программы курса.
Сначала я разработала программу, в которой было несколько офлайн-занятий. Но за месяц до старта курса стало ясно, что проводить его в таком формате небезопасно: началась пандемия. Тогда я объявила участникам, что мы полностью самоизолируемся. Все меня поддержали. Через несколько дней после этого ввели запрет на собрания группами больше десяти.
По воскресеньям мы занимались пять часов: два часа длился курс, потом перерыв на час, потом снова два часа занятий. По средам участники занимались по два часа вечером.
Пятичасовое занятие — это жестко: все очень уставали. Поэтому во втором наборе курса я решила делать занятия не длиннее двух часов.
Я считаю, что хороший курс похож на голливудский фильм: неожиданные повороты сюжета, спецэффекты, драматургия, которая заставляет прилипать к экрану. Участнику курса должно быть интересно, иначе он запустит на соседней вкладке «Фейсбук» или просто закроет вебинар.
Вот несколько советов, которые помогут подготовить методическую часть курса — продумать лекции и теоретические основы, а также построить его драматургию — понять, что за чем должно идти, чтобы не терялась динамика:
Эксперты
Экспертов я выбирала исходя из того, какую тему хотела раскрыть в тот или иной день курса. О поиске сюжетов говорил сценарист короткометражного кино, о развитии героев — драматург, о том, как подбирать верные слова, — главред литературного журнала.
Вместе с экспертами я обсуждала их занятия, чтобы скоординировать подход и продумать задания. Они должны были быть интересными и полезными, не слишком простыми или сложными. Еще одно условие — возможность выполнять задания в онлайне. У кого-то из экспертов уже был набор готовых заданий, а с кем-то мы вместе над ними думали.
Я хотела позвать людей, у которых мне было бы интересно учиться самой, но которые не преподают в других школах. Составить список экспертов было просто: я слежу за творческим миром, а многих уже когда-то добавляла в друзья в «Фейсбуке».
А вот решиться написать незнакомым людям было так сложно, что запуск курса я откладывала несколько месяцев. Но в итоге я отправила приглашения всем, кого приметила. Для убедительности сделала презентацию курса. Мне казалось, что все скажут что-то вроде: «А ты вообще кто?» Но отказался только один человек — на эти даты у него уже были планы.
Один раз мне пришлось написать пост в «Фейсбуке» и посоветоваться с людьми, кто мог бы вести лекцию по драматургии. После этого было легче писать незнакомому человеку: сообщение можно было начать со слов « такая-то посоветовала обратиться к вам».
Конкуренты и стоимость курса
Когда я начинала интересоваться писательскими курсами, больших и серьезных было всего два: первый предлагал долгосрочные программы с одним писателем-мастером, а на втором были лекционные и семинарские занятия с разными известными авторами.
Сейчас курсов стало больше — чувствуется спрос на такое обучение. У всех есть офлайн-версии, и большинство проводятся в Москве: все-таки основная концентрация и писателей, и потенциальных покупателей именно в столице. Есть курсы только для девушек, есть обучение жанровой прозе, работе над рассказами, романами и даже поэзии в онлайне и офлайне.
Я давно следила за темой, поэтому знала все хорошие команды на рынке. Я изучила сайты всех курсов, куда могла бы пойти сама, и выписала их преподавателей, формы обучения, длительность и стоимость. Так я поняла, какие вообще есть расценки и концепции курсов, и прикинула, где среди них может быть мой проект.
стоил мой первый месячный курс
Мне нужно было установить такую стоимость курса, которая не казалась бы потенциальным покупателям чрезмерной по сравнению с конкурентами, но в то же время позволяла окупить вложенную работу.
Для первого набора я остановилась на 19 000 Р за месячный курс — довольно высокая цена для обычных писательских курсов, но для качественной образовательной программы в целом это совсем недорого.
Я могла бы сделать курс дешевле, но заработать много, если бы набирала больше людей. Но камерный формат из 12 участников был для меня важнее миллионов в кармане: так я могла индивидуально работать с каждым.
Сервисы для работы онлайн
Иногда я показывала презентации — хотела пользоваться доской «Миро», на которой можно рисовать схемы, но в итоге она не пригодилась. Еще многие рекомендовали мне доски «Падлет» — это сервис, где все участники могут размещать и редактировать картинки, схемы и текст на одном бесконечном листе. Возможно, в одном из наборов курса использую их.
Смета
я заплатила за дизайн сайта
Можно самостоятельно сверстать сайт на «Тильде» и не покупать домен — тогда получится запуститься с нулевыми вложениями.
Мерч и подарки. У меня было заложено 30 000 Р на аренду помещений для тех дней курса, которые сначала должны были пройти в офлайне. И еще 20 000 Р я собиралась потратить на мерч: 50 блокнотов и 50 выпускных журналов — это минимальный тираж в типографии.
Расценки я узнала в типографии ESH print, которую посоветовал друг: она специализируется на разных самиздат-журналах. Я отправила им запрос, встретилась, посмотрела на образцы и заказала расчет стоимости нескольких вариантов тиража и цветности. Чем больше тираж, тем дешевле одна копия, а чем больше цветов — тем дороже. Остановилась на тираже в 50 штук и печати в один цвет.
На сэкономленные от аренды деньги я купила кучу полезных подарков для участников и отправила их курьерской доставкой: это были книги, литературный журнал, наклейки, билеты в театр, подписка на сервис для чтения книг и маленькие бутылки шампанского.
Эксперты. Экспертам я решила платить 2000—3000 Р в час. Это позволило мне сохранить адекватную стоимость курса. Дальше я бы хотела увеличивать ставки, потому что приятно платить всем хорошие гонорары.
Чем именитее эксперт, тем больше он стоит. Многие организаторы курсов просто покупают «имя», чтобы выглядеть круче, но иногда даже хорошие специалисты в своей сфере оказываются слабыми преподавателями. Лучше звать тех, у кого есть педагогический опыт, чем тех, у кого популярные книги.
я планировала потратить на запуск курса
Еще 5000 Р заложила на рекламу в «Фейсбуке». У меня уже был опыт работы с их рекламным кабинетом — это единственное место, которое я умею настраивать сама. Кабинет ужасно неудобный, но реклама крутится эффективно и недорого. Подробнее про рекламу расскажу ниже.