как спасти котика читать
Как спасти котика читать
Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства
По мере чтения книги Блейка Снайдера я то и дело ловила себя на том, что применяю его идеи, подсказки и приемы, чтобы еще раз проверить и перепроверить собственные проекты, начатые и отданные на разработку практически во все студии города. Я считаю, это очень хорошо, что Блейк написал руководство, полезное всем — от новичка до опытного продюсера. Подобную книгу встретишь не часто.
Я также поймала себя на том, что прикидываю, как бы потактичнее порекомендовать эту книгу кое-кому из сценаристов, которым не помешало бы взять ее на вооружение. Только представьте, как бы заиграло все вокруг, если бы большая часть пишущей братии последовала советам Блейка. Мое воскресное чтение значительно бы улучшилось как с точки зрения качества сценариев, так и за счет появления новых авторов, понимающих принципы кинодраматургии и способных воплощать уже готовые идеи. (Блейк, вы действительно уверены, что хотите издать свою книгу? Это может здорово повысить конкуренцию!)
Я долгое время искала руководство, где приводились бы примеры успешных проектов известных киностудий («Мисс Конгениальность», «Крепкий орешек», «Блондинка в законе», «Знаки») и делался бы анализ внутренней кухни их производства по всем направлениям: жанр, сюжет, структура, маркетинг, подбор актеров. И чтобы при этом книга была понятна и полезна как новичку, так и профессионалу. «Спасите котика» — словно руководство Берлица[1] по переводу, позволяющее говорить на одном языке со всеми руководителями киностудий и продюсерами города. Стоит вам научиться думать как люди с чековыми книжками, и можете считать, вы на полпути к успеху.
Я не преувеличиваю, когда говорю, что в нашей компании — в одной из колыбелей, где рождаются сценаристы и где начинается их путь к славе, — мы рекомендуем к практическому применению без исключения все те принципы, о которых пишет Блейк: от просмотра фильмов соответствующих жанров и выделения их ключевых элементов до анализа актерского состава и художественного оформления постера и понимания, что в основе хорошей истории может лежать похожий фильм. Когда ко мне в руки попала книга «Спасите котика», у меня возникло ощущение, что последние шесть лет Блейк незримо присутствовал в нашей компании, слышал каждое наше слово и записывал, создавая свою «библию сценариста».
Опыт показывает, что принципы, приведенные в книге «Спасите котика», действительно работают. Я могу назвать несколько десятков имен писателей и сценаристов, для которых толчком к успешной карьере послужила именно философия, изложенная на страницах данного руководства. Оно бесценно! Остается только благодарить Бога, что Блейк собрал все это воедино так эффективно и с таким остроумием. Как и в любом хорошем произведении, легкая манера изложения позволит вам без особых усилий усвоить все инструкции и рекомендации. Вы и глазом моргнуть не успеете, как перевернете последнюю страницу, чувствуя, что узнали массу новой информации, и горя желанием взяться за свой следующий проект.
Я считаю эту книгу фундаментальной и в то же время принципиально новой, так как к анализу ремесла сценариста автор подходит в первую очередь с точки зрения бизнеса. Он соединяет две половинки целого. Ведь путь к успеху в нашей сфере деятельности заключается в умении соблюсти баланс между искусством и коммерцией. И эта книга — наглядное тому подтверждение!
Наравне с бесценной коллекцией великих сценариев, уже ставших классикой, «Спасите котика» — это одна из тех книг, которые обязательно должны быть на вашей полке рядом с бестселлерами Сида Филда[2]. Я обращаюсь к ней всякий раз, когда хочу освежить в памяти коммерческую структуру и стратегию кинодраматургии.
В качестве заключения хочу сказать, что я прочла десятки различных руководств по данной теме, и это первая книга по сценарному мастерству и ведению бизнеса, которую я порекомендовала своим коллегам в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе включить в список книг для обязательного прочтения. Я считаю, что «Спасите котика» в обязательном порядке должен прочитать каждый, кто хотя бы мечтает вступить в игру.
Как спасти котика читать
Последняя вышедшая книга по кинодраматургии, которую Вам стоит купить.
Среди многих людей, помогавших мне воплотить эту книгу в реальность прежде всего я хотел бы поблагодарить моего друга и руководителя Б. Дж. Маркела за его мудрое руководство в моей работе над вопросами бизнеса развлечений, а так же за кропотливую и терпеливую работу по редактированию моей книги. Так же я хотел поблагодарить Кен Ли за его постоянную поддержку и воодушевление, и Джину Мэнсфилд, как истинного товарищу и художника. Отдельные слова благодарности я хотел бы сказать Майклу Вайзу за создание им целого класса книг по каждому из аспектов киноиндустрии. В заключение хотел бы так же поблагодарить тех, кто поддерживал меня как внутри так и за пределами этой комнаты, а особенно : Мерин, Мэлани, Рич, Ли, Лиза, Зэд, Зак, Эрик, Джейк и Вендел.
Рассказывает Шейна Ханаан Тейлор, продюсер компании Zide—Perry Entertainment (Зайд-Перри Энтертейнемнт) (трилогия «Американский пирог», «Кошки против собак», «Пункт назначения», «Пункт назначения» 2, «Хэллбой»), Доцент Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе по программе подготовки режиссеров-постановщиков.
С каждой прочитанной страницей книги Блейка Снайдера я понимаю, что использую все упомянутые им способы и приемы в своей работе над проверкой и перепроверкой проектов, отданных на разработку в разные студии города. Я очень рада, что Блейку удалось написать книгу, доступную всем от новичка до продюсера с опытом. Не часто можно встретить такую книгу.
Я стала ловить себя на мысли, что время от времени предлагаю книгу «Спасти кошку» некоторым выпускающим свои фильмы сценаристам, которые могли бы использовать хотя бы некоторые приемы из этой книги. Только представьте себе, что большинство сценаристов последовали руководству книги Блейка. Это значительно улучшило бы мое выходное чтиво, как с точки зрения производственной способности, так и в открытии новых писателей, понимающих ремесло кинодраматургии и готовых воплощать уже сложившиеся идеи. (Просто, вдруг пришло в голову: Блейк, Вы действительно хотите издать эту книгу? Это здорово усилит конкуренцию!)
Я искала такую книгу, в которой бы заключалось описание успешных проектов известных студий ( Мисс Конгениальность, Крепкий орешек, Блондинка в законе, Знаки) и была возможность заглянуть за кулисы, чтобы увидеть, понять и уметь использовать все стороны предмета: жанр, содержание, структуру, маркетинг, подбор актеров, как новичку так и профессионалу.
Книга «Спасти кошку» напоминает мне руководство Берлица по переводу с секретного языка всех руководителей киностудий и продюсеров города. Как только ты научишься думать как люди с чековыми книжками, считай, ты на пол пути к успеху.
Без преувеличения скажу, что в нашей студии Зайд-Перри, как одному из мест, где рождаются новые сценаристы и начинаются карьеры, я всегда рекомендую прочесть книгу Блейка, как для простого просмотра фильма и понимания жанра, так и для анализа его ключевых элементов, для понимания, как должна выглядеть афиша, какие набраны актеры, показывать, как хороший рассказ может быть построен на схожей истории. Когда у меня появилась книга Блейка «Спасти кошку», Блейк Снайдер работал среди нас уже в течение шести лет, слушая и записывая за нами, создавая свою библию.
Как спасти котика читать
Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства
The last book on screenwriting you’ll ever need
Издано с разрешения Michael Wiese Productions
Книга рекомендована к изданию Екатериной Пучковой
© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс».
© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)
По мере чтения книги Блейка Снайдера я то и дело ловила себя на том, что применяю его идеи, подсказки и приемы, чтобы еще раз проверить и перепроверить собственные проекты, начатые и отданные на разработку практически во все студии города. Я считаю, это очень хорошо, что Блейк написал руководство, полезное всем – от новичка до опытного продюсера. Подобную книгу встретишь не часто.
Я также поймала себя на том, что прикидываю, как бы потактичнее порекомендовать эту книгу кое-кому из сценаристов, которым не помешало бы взять ее на вооружение. Только представьте, как бы заиграло все вокруг, если бы большая часть пишущей братии последовала советам Блейка. Мое воскресное чтение значительно бы улучшилось как с точки зрения качества сценариев, так и за счет появления новых авторов, понимающих принципы кинодраматургии и способных воплощать уже готовые идеи. (Блейк, вы действительно уверены, что хотите издать свою книгу? Это может здорово повысить конкуренцию!)
Я долгое время искала руководство, где приводились бы примеры успешных проектов известных киностудий («Мисс Конгениальность», «Крепкий орешек», «Блондинка в законе», «Знаки») и делался бы анализ внутренней кухни их производства по всем направлениям: жанр, сюжет, структура, маркетинг, подбор актеров. И чтобы при этом книга была понятна и полезна как новичку, так и профессионалу. «Спасите котика» – словно руководство Берлица[1] по переводу, позволяющее говорить на одном языке со всеми руководителями киностудий и продюсерами города. Стоит вам научиться думать как люди с чековыми книжками, и можете считать, вы на полпути к успеху.
Я не преувеличиваю, когда говорю, что в нашей компании – в одной из колыбелей, где рождаются сценаристы и где начинается их путь к славе, – мы рекомендуем к практическому применению без исключения все те принципы, о которых пишет Блейк: от просмотра фильмов соответствующих жанров и выделения их ключевых элементов до анализа актерского состава и художественного оформления постера и понимания, что в основе хорошей истории может лежать похожий фильм. Когда ко мне в руки попала книга «Спасите котика», у меня возникло ощущение, что последние шесть лет Блейк незримо присутствовал в нашей компании, слышал каждое наше слово и записывал, создавая свою «библию сценариста».
Опыт показывает, что принципы, приведенные в книге «Спасите котика», действительно работают. Я могу назвать несколько десятков имен писателей и сценаристов, для которых толчком к успешной карьере послужила именно философия, изложенная на страницах данного руководства. Оно бесценно! Остается только благодарить Бога, что Блейк собрал все это воедино так эффективно и с таким остроумием. Как и в любом хорошем произведении, легкая манера изложения позволит вам без особых усилий усвоить все инструкции и рекомендации. Вы и глазом моргнуть не успеете, как перевернете последнюю страницу, чувствуя, что узнали массу новой информации, и горя желанием взяться за свой следующий проект.
Я считаю эту книгу фундаментальной и в то же время принципиально новой, так как к анализу ремесла сценариста автор подходит в первую очередь с точки зрения бизнеса. Он соединяет две половинки целого. Ведь путь к успеху в нашей сфере деятельности заключается в умении соблюсти баланс между искусством и коммерцией. И эта книга – наглядное тому подтверждение!
Наравне с бесценной коллекцией великих сценариев, уже ставших классикой, «Спасите котика» – это одна из тех книг, которые обязательно должны быть на вашей полке рядом с бестселлерами Сида Филда[2]. Я обращаюсь к ней всякий раз, когда хочу освежить в памяти коммерческую структуру и стратегию кинодраматургии.
В качестве заключения хочу сказать, что я прочла десятки различных руководств по данной теме, и это первая книга по сценарному мастерству и ведению бизнеса, которую я порекомендовала своим коллегам в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе включить в список книг для обязательного прочтения. Я считаю, что «Спасите котика» в обязательном порядке должен прочитать каждый, кто хотя бы мечтает вступить в игру.
Очередная книга о том, как писать сценарии?! Уверен, многие из вас именно так и подумали. В некоторой степени вы правы. Уже написано множество хороших руководств по данной теме. И если вы хотите знать, с чего все начиналось, читайте Сида Филда – это настоящий гуру сценаристики, который положил ей начало и стал обучать всех прочих.
Есть и другие очень хорошие руководства и курсы, многие из которых я проверил на себе.
Мне нравится книга Вики Кинг[3] с названием «Как написать сценарий фильма за 21 день». Звучит нереально, но у меня получилось. Более того, я даже успешно продал тот сценарий.
Я также очень ценю работы Джозефа Кэмпбелла[4] и считаю его «Героя с тысячью лицами» лучшей книгой о принципах построения повествования.
И, конечно, я питаю слабость к Роберту Макки[5] хотя бы за одну его манеру преподавания. Макки похож на Джона Хьюсмена в «Бумажной игре», и, если вы всерьез намерены стать сценаристом, вам непременно стоит посетить хотя бы один его семинар. Такую возможность нельзя упускать.
В конце концов, если вы насмотрелись достаточно фильмов, в том числе откровенно плохих, и говорите себе, что способны сделать нечто подобное, вы можете заключить, что вам абсолютно ни к чему учебник по сценаристике.
Тогда зачем нужна моя книга? Почему именно теперь?
И почему именно я могу рассказать вам что-то совершенно новое о том, как писать сценарии?
Начнем с того, что мне еще ни разу не попадалась книга по кинодраматургии, написанная тем языком, на котором говорим мы с вами. Я профессионально занят в киноиндустрии с детства. Для меня все началось, когда в возрасте восьми лет я сделал озвучку для отца. И с тех пор я все время сталкиваюсь с особым сленгом, принятым в этой области. А все книги написаны так академично! Они выхолощены и рассказывают о кино с придыханием и благоговейным трепетом. Но ведь это всего лишь кино! Я думаю, что такая практика очень мешает. Может, имеет смысл написать книгу о сценаристике тем языком, на котором говорят сами сценаристы и продюсеры?
Максимилиан Берлиц (1852–1921) – немецкий и американский лингвист и педагог, разработчик популярной методики обучения иностранным языкам и основатель международной системы школ, использующих эту методику. Прим. перев.
Сид Филд (1935–2013) – американский писатель, которого CNN назвало «гуру всех сценаристов». Его бестселлеры «Сценарий», «Книга сценариста» и «Решение проблем сценариста» используются более чем в 395 колледжах и университетах США и переведены на 19 языков. Прим. перев.
Вики Кинг – успешная американская писательница, сценарист, ведущий консультант в области киноиндустрии, читает собственный курс по кинодраматургии в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе и дает семинары по всей Америке. Самая известная ее книга – «Как написать сценарий фильма за 21 день» (How to Write a Movie in 21 Days). Прим. перев.
Джозеф Кэмпбелл (1904–1987) – американский исследователь мифологии. В своей четырехтомной работе «Маски Бога» изучал распространенные мифологические сюжеты (похищение огня, потоп, непорочное зачатие, воскресающий герой и т. п.), присутствующие во многих культурах. По словам Джорджа Лукаса, именно этот автор вдохновил его на создание фильма «Звездные войны». Прим. перев.
Роберт Макки (род. 1941) – американский сценарист, теоретик искусства написания киносценариев, творческий инструктор сценаристов. Получил широкую известность после публикации книги «История на миллион долларов», которая стала настольной для многих сценаристов Голливуда. Прим. перев.
Онлайн чтение книги Спасите котика! Save the cat!
Предисловие
Начать эту книгу без ссылки на франшизы, конечно, сложно. Если вы читаете эту книгу, вы скорее всего болезненно осознаете, что Голливуд постоянно ищет идеальный ключевой элемент фильма, который так хорошо связан с людьми и способен вызвать такое понимание и резонанс, что зрителям хочется еще и еще. Обнаружение магической формулы, создающей кинофраншизу, более притягательно, чем кажется. Для каждого Бэтмена есть Электра – и это означает, что празднование идет полным ходом, когда режиссер успешно взламывает труднодостижимый код.
Я абсолютно уверена, когда Блейк Снайдер начинал писать свою первую книгу «Спасите котика!», ему не приходило и в голову, что он будет в авангарде создания «сценаристской практики франшизы». А если и была такая мысль, полагаю, он был хитрым парнем и понимал, насколько эта идея могла показаться далекой и несбыточной, как Святой Грааль для Индианы Джонса. Но тем не менее мы все здесь.
Итак, давайте поговорим о том, что сделал Блейк в этой книге.
Во-первых, воодушевленный семинарами и лекциями, которые он проводил по всему миру, Блейк понял, что его аудитории нужно больше указаний, больше жесткости из лучших побуждений, больше основанных на здравом смысле советов по навигации и выживанию в Голливуде. Конечно, у него были свои собственные переживания и забавные случаи, но он также провел последние несколько лет, слушая других. Ему задавали тысячи вопросов, рассказывали тысячи историй, с ним делились невзгодами его читатели и ученики, и теперь Блейк нашел время официально обратиться к вам! Именно в этой книге вы найдете ответы и слова ободрения, касающиеся общих проблем сценарного мастерства и случайных «что будет, если», которые являются настоящим бедствием для новичков-писателей.
Блейк понял, что многие начинающие сценаристы добились большого успеха благодаря его советам и урокам, представленным в первых двух книгах. Со своими хорошо принятыми сценариями в руках они искали ответ на вопрос: «Что дальше?» И здесь можно найти личные соображения автора о том, как агенты и менеджеры воспринимают и интерпретируют замечания и что ожидать на совещаниях.
Блейк также понял, что художественный успех – это и тяжкое бремя. Написание сценария представляет собой ужасающую и изнуряющую рутинную работу, с одной стороны, а с другой – это удивительное, но требующее отдачи всех сил занятие. Он собрал потрясающие истории и полезные советы от работающих, профессиональных писателей, которые представляют и реалистичный, и творческий взгляд на путешествие, называемое «жизнь писателя». Это вы тоже найдете в книге.
И самое главное, Блейк делится мощной проникновенной и доверительной историей пути героя, который привел его от парня, утратившего свой творческий дух, прекратившего писать, и просто потерянного человека к дисциплинированному, позитивному и энергичному автору с новообретенным желанием писать, писать, писать. Каков же ключ к его масштабному сдвигу парадигмы? Блейк понял, что его упрямство, эгоистичность, независимость полностью разрушали любое позитивное привлекательное качество, которое у него могло быть, поэтому он разобрался в себе и начал писать от самого сердца. Он снова поверил в себя, и, надеюсь, его история поможет вам сделать то же самое.
С каждым словом становится ясно, что Блейк написал эту книгу, так как он хотел, чтобы вы знали, что вы не одни в тот момент, когда решите, что ненавидите историю, над которой работаете, когда вы подумаете, что потеряли последние шесть месяцев ваших выходных и вашего свободного времени, когда вы осознаете, есть что-то в вашем сюжете, но не можете понять конкретно что!
Блейк старается изо всех сил уверить вас: если вы знаете в глубине души, что хотите стать писателем, то существует множество превентивных и позитивных путей выхода из вашей сценарной «черной дыры». Он прекрасно понимал борьбу, происходящую в креативной, изобретательной душе – ведь он и его друзья уже были там и прошли взлеты и падения на непростом пути к карьере. В конце концов, все это стоит того.
Процитирую первую книгу «Спасите котика!»: «Эта книга дает мне «то же самое, только другое». С вами такой же остроумный, мудрый и добрый Блейк с его многолетним опытом и позитивным взглядом, дающий массу информации, которой нет ни в какой другой книге о сценарном мастерстве. Невероятная компетенция Блейка как в искусстве кино, так и в бизнесе Голливуда только подчеркивает его заразительное, страстное желание поделиться этим знанием с теми, кто нуждается в руководстве. Я так рада, что он смог перенести всю эту удивительную, вдохновляющую работу на бумагу до своей смерти.
Я не смогла лично поздравить его, но думаю, что он уже знал важность наследия, которое оставил нам. Это материал, из которого сделаны франшизы. Неудивительно, что читатели требовали большего!
Мы будем скучать по тебе, Блейк!
Шейла – продюсер и партнер компании Practical Pictures, известной такими франшизами, как «Американский пирог», «Пункт назначения», «Кошки против собак». Она также является приглашенным профессором и преподавателем, работающим по программе подготовки режиссеров-постановщиков по всему миру, включая Сорбонну, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, Университет штата Калифорния, Международный кинофестиваль в Токио и национальную некоммерческую организацию сценаристов Cinestory.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Спасти кошку [Путеводитель для сценариста. Все сюжеты мирового кино]
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Последняя вышедшая книга по кинодраматургии, которую Вам стоит купить.
БЛАГОДАРНОСТЬ АВТОРА
Среди многих людей, помогавших мне воплотить эту книгу в реальность прежде всего я хотел бы поблагодарить моего друга и руководителя Б. Дж. Маркела за его мудрое руководство в моей работе над вопросами бизнеса развлечений, а так же за кропотливую и терпеливую работу по редактированию моей книги. Так же я хотел поблагодарить Кен Ли за его постоянную поддержку и воодушевление, и Джину Мэнсфилд, как истинного товарищу и художника. Отдельные слова благодарности я хотел бы сказать Майклу Вайзу за создание им целого класса книг по каждому из аспектов киноиндустрии. В заключение хотел бы так же поблагодарить тех, кто поддерживал меня как внутри так и за пределами этой комнаты, а особенно : Мерин, Мэлани, Рич, Ли, Лиза, Зэд, Зак, Эрик, Джейк и Вендел.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Рассказывает Шейна Ханаан Тейлор, продюсер компании Zide—Perry Entertainment (Зайд-Перри Энтертейнемнт) (трилогия «Американский пирог», «Кошки против собак», «Пункт назначения», «Пункт назначения» 2, «Хэллбой»), Доцент Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе по программе подготовки режиссеров-постановщиков.
С каждой прочитанной страницей книги Блейка Снайдера я понимаю, что использую все упомянутые им способы и приемы в своей работе над проверкой и перепроверкой проектов, отданных на разработку в разные студии города. Я очень рада, что Блейку удалось написать книгу, доступную всем от новичка до продюсера с опытом. Не часто можно встретить такую книгу.
Я стала ловить себя на мысли, что время от времени предлагаю книгу «Спасти кошку» некоторым выпускающим свои фильмы сценаристам, которые могли бы использовать хотя бы некоторые приемы из этой книги. Только представьте себе, что большинство сценаристов последовали руководству книги Блейка. Это значительно улучшило бы мое выходное чтиво, как с точки зрения производственной способности, так и в открытии новых писателей, понимающих ремесло кинодраматургии и готовых воплощать уже сложившиеся идеи. (Просто, вдруг пришло в голову: Блейк, Вы действительно хотите издать эту книгу? Это здорово усилит конкуренцию!)
Я искала такую книгу, в которой бы заключалось описание успешных проектов известных студий ( Мисс Конгениальность, Крепкий орешек, Блондинка в законе, Знаки) и была возможность заглянуть за кулисы, чтобы увидеть, понять и уметь использовать все стороны предмета: жанр, содержание, структуру, маркетинг, подбор актеров, как новичку так и профессионалу.
Книга «Спасти кошку» напоминает мне руководство Берлица по переводу с секретного языка всех руководителей киностудий и продюсеров города. Как только ты научишься думать как люди с чековыми