как спасти котика и другие секреты сценарного мастерства
Как спасти котика и другие секреты сценарного мастерства
Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства
По мере чтения книги Блейка Снайдера я то и дело ловила себя на том, что применяю его идеи, подсказки и приемы, чтобы еще раз проверить и перепроверить собственные проекты, начатые и отданные на разработку практически во все студии города. Я считаю, это очень хорошо, что Блейк написал руководство, полезное всем — от новичка до опытного продюсера. Подобную книгу встретишь не часто.
Я также поймала себя на том, что прикидываю, как бы потактичнее порекомендовать эту книгу кое-кому из сценаристов, которым не помешало бы взять ее на вооружение. Только представьте, как бы заиграло все вокруг, если бы большая часть пишущей братии последовала советам Блейка. Мое воскресное чтение значительно бы улучшилось как с точки зрения качества сценариев, так и за счет появления новых авторов, понимающих принципы кинодраматургии и способных воплощать уже готовые идеи. (Блейк, вы действительно уверены, что хотите издать свою книгу? Это может здорово повысить конкуренцию!)
Я долгое время искала руководство, где приводились бы примеры успешных проектов известных киностудий («Мисс Конгениальность», «Крепкий орешек», «Блондинка в законе», «Знаки») и делался бы анализ внутренней кухни их производства по всем направлениям: жанр, сюжет, структура, маркетинг, подбор актеров. И чтобы при этом книга была понятна и полезна как новичку, так и профессионалу. «Спасите котика» — словно руководство Берлица[1] по переводу, позволяющее говорить на одном языке со всеми руководителями киностудий и продюсерами города. Стоит вам научиться думать как люди с чековыми книжками, и можете считать, вы на полпути к успеху.
Я не преувеличиваю, когда говорю, что в нашей компании — в одной из колыбелей, где рождаются сценаристы и где начинается их путь к славе, — мы рекомендуем к практическому применению без исключения все те принципы, о которых пишет Блейк: от просмотра фильмов соответствующих жанров и выделения их ключевых элементов до анализа актерского состава и художественного оформления постера и понимания, что в основе хорошей истории может лежать похожий фильм. Когда ко мне в руки попала книга «Спасите котика», у меня возникло ощущение, что последние шесть лет Блейк незримо присутствовал в нашей компании, слышал каждое наше слово и записывал, создавая свою «библию сценариста».
Опыт показывает, что принципы, приведенные в книге «Спасите котика», действительно работают. Я могу назвать несколько десятков имен писателей и сценаристов, для которых толчком к успешной карьере послужила именно философия, изложенная на страницах данного руководства. Оно бесценно! Остается только благодарить Бога, что Блейк собрал все это воедино так эффективно и с таким остроумием. Как и в любом хорошем произведении, легкая манера изложения позволит вам без особых усилий усвоить все инструкции и рекомендации. Вы и глазом моргнуть не успеете, как перевернете последнюю страницу, чувствуя, что узнали массу новой информации, и горя желанием взяться за свой следующий проект.
Я считаю эту книгу фундаментальной и в то же время принципиально новой, так как к анализу ремесла сценариста автор подходит в первую очередь с точки зрения бизнеса. Он соединяет две половинки целого. Ведь путь к успеху в нашей сфере деятельности заключается в умении соблюсти баланс между искусством и коммерцией. И эта книга — наглядное тому подтверждение!
Наравне с бесценной коллекцией великих сценариев, уже ставших классикой, «Спасите котика» — это одна из тех книг, которые обязательно должны быть на вашей полке рядом с бестселлерами Сида Филда[2]. Я обращаюсь к ней всякий раз, когда хочу освежить в памяти коммерческую структуру и стратегию кинодраматургии.
В качестве заключения хочу сказать, что я прочла десятки различных руководств по данной теме, и это первая книга по сценарному мастерству и ведению бизнеса, которую я порекомендовала своим коллегам в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе включить в список книг для обязательного прочтения. Я считаю, что «Спасите котика» в обязательном порядке должен прочитать каждый, кто хотя бы мечтает вступить в игру.
Как спасти котика и другие секреты сценарного мастерства
Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства
The last book on screenwriting you’ll ever need
Издано с разрешения Michael Wiese Productions
Книга рекомендована к изданию Екатериной Пучковой
© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс».
© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)
По мере чтения книги Блейка Снайдера я то и дело ловила себя на том, что применяю его идеи, подсказки и приемы, чтобы еще раз проверить и перепроверить собственные проекты, начатые и отданные на разработку практически во все студии города. Я считаю, это очень хорошо, что Блейк написал руководство, полезное всем – от новичка до опытного продюсера. Подобную книгу встретишь не часто.
Я также поймала себя на том, что прикидываю, как бы потактичнее порекомендовать эту книгу кое-кому из сценаристов, которым не помешало бы взять ее на вооружение. Только представьте, как бы заиграло все вокруг, если бы большая часть пишущей братии последовала советам Блейка. Мое воскресное чтение значительно бы улучшилось как с точки зрения качества сценариев, так и за счет появления новых авторов, понимающих принципы кинодраматургии и способных воплощать уже готовые идеи. (Блейк, вы действительно уверены, что хотите издать свою книгу? Это может здорово повысить конкуренцию!)
Я долгое время искала руководство, где приводились бы примеры успешных проектов известных киностудий («Мисс Конгениальность», «Крепкий орешек», «Блондинка в законе», «Знаки») и делался бы анализ внутренней кухни их производства по всем направлениям: жанр, сюжет, структура, маркетинг, подбор актеров. И чтобы при этом книга была понятна и полезна как новичку, так и профессионалу. «Спасите котика» – словно руководство Берлица[1] по переводу, позволяющее говорить на одном языке со всеми руководителями киностудий и продюсерами города. Стоит вам научиться думать как люди с чековыми книжками, и можете считать, вы на полпути к успеху.
Я не преувеличиваю, когда говорю, что в нашей компании – в одной из колыбелей, где рождаются сценаристы и где начинается их путь к славе, – мы рекомендуем к практическому применению без исключения все те принципы, о которых пишет Блейк: от просмотра фильмов соответствующих жанров и выделения их ключевых элементов до анализа актерского состава и художественного оформления постера и понимания, что в основе хорошей истории может лежать похожий фильм. Когда ко мне в руки попала книга «Спасите котика», у меня возникло ощущение, что последние шесть лет Блейк незримо присутствовал в нашей компании, слышал каждое наше слово и записывал, создавая свою «библию сценариста».
Опыт показывает, что принципы, приведенные в книге «Спасите котика», действительно работают. Я могу назвать несколько десятков имен писателей и сценаристов, для которых толчком к успешной карьере послужила именно философия, изложенная на страницах данного руководства. Оно бесценно! Остается только благодарить Бога, что Блейк собрал все это воедино так эффективно и с таким остроумием. Как и в любом хорошем произведении, легкая манера изложения позволит вам без особых усилий усвоить все инструкции и рекомендации. Вы и глазом моргнуть не успеете, как перевернете последнюю страницу, чувствуя, что узнали массу новой информации, и горя желанием взяться за свой следующий проект.
Я считаю эту книгу фундаментальной и в то же время принципиально новой, так как к анализу ремесла сценариста автор подходит в первую очередь с точки зрения бизнеса. Он соединяет две половинки целого. Ведь путь к успеху в нашей сфере деятельности заключается в умении соблюсти баланс между искусством и коммерцией. И эта книга – наглядное тому подтверждение!
Наравне с бесценной коллекцией великих сценариев, уже ставших классикой, «Спасите котика» – это одна из тех книг, которые обязательно должны быть на вашей полке рядом с бестселлерами Сида Филда[2]. Я обращаюсь к ней всякий раз, когда хочу освежить в памяти коммерческую структуру и стратегию кинодраматургии.
В качестве заключения хочу сказать, что я прочла десятки различных руководств по данной теме, и это первая книга по сценарному мастерству и ведению бизнеса, которую я порекомендовала своим коллегам в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе включить в список книг для обязательного прочтения. Я считаю, что «Спасите котика» в обязательном порядке должен прочитать каждый, кто хотя бы мечтает вступить в игру.
Очередная книга о том, как писать сценарии?! Уверен, многие из вас именно так и подумали. В некоторой степени вы правы. Уже написано множество хороших руководств по данной теме. И если вы хотите знать, с чего все начиналось, читайте Сида Филда – это настоящий гуру сценаристики, который положил ей начало и стал обучать всех прочих.
Есть и другие очень хорошие руководства и курсы, многие из которых я проверил на себе.
Мне нравится книга Вики Кинг[3] с названием «Как написать сценарий фильма за 21 день». Звучит нереально, но у меня получилось. Более того, я даже успешно продал тот сценарий.
Я также очень ценю работы Джозефа Кэмпбелла[4] и считаю его «Героя с тысячью лицами» лучшей книгой о принципах построения повествования.
И, конечно, я питаю слабость к Роберту Макки[5] хотя бы за одну его манеру преподавания. Макки похож на Джона Хьюсмена в «Бумажной игре», и, если вы всерьез намерены стать сценаристом, вам непременно стоит посетить хотя бы один его семинар. Такую возможность нельзя упускать.
В конце концов, если вы насмотрелись достаточно фильмов, в том числе откровенно плохих, и говорите себе, что способны сделать нечто подобное, вы можете заключить, что вам абсолютно ни к чему учебник по сценаристике.
Тогда зачем нужна моя книга? Почему именно теперь?
И почему именно я могу рассказать вам что-то совершенно новое о том, как писать сценарии?
Начнем с того, что мне еще ни разу не попадалась книга по кинодраматургии, написанная тем языком, на котором говорим мы с вами. Я профессионально занят в киноиндустрии с детства. Для меня все началось, когда в возрасте восьми лет я сделал озвучку для отца. И с тех пор я все время сталкиваюсь с особым сленгом, принятым в этой области. А все книги написаны так академично! Они выхолощены и рассказывают о кино с придыханием и благоговейным трепетом. Но ведь это всего лишь кино! Я думаю, что такая практика очень мешает. Может, имеет смысл написать книгу о сценаристике тем языком, на котором говорят сами сценаристы и продюсеры?
Максимилиан Берлиц (1852–1921) – немецкий и американский лингвист и педагог, разработчик популярной методики обучения иностранным языкам и основатель международной системы школ, использующих эту методику. Прим. перев.
Сид Филд (1935–2013) – американский писатель, которого CNN назвало «гуру всех сценаристов». Его бестселлеры «Сценарий», «Книга сценариста» и «Решение проблем сценариста» используются более чем в 395 колледжах и университетах США и переведены на 19 языков. Прим. перев.
Вики Кинг – успешная американская писательница, сценарист, ведущий консультант в области киноиндустрии, читает собственный курс по кинодраматургии в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе и дает семинары по всей Америке. Самая известная ее книга – «Как написать сценарий фильма за 21 день» (How to Write a Movie in 21 Days). Прим. перев.
Джозеф Кэмпбелл (1904–1987) – американский исследователь мифологии. В своей четырехтомной работе «Маски Бога» изучал распространенные мифологические сюжеты (похищение огня, потоп, непорочное зачатие, воскресающий герой и т. п.), присутствующие во многих культурах. По словам Джорджа Лукаса, именно этот автор вдохновил его на создание фильма «Звездные войны». Прим. перев.
Роберт Макки (род. 1941) – американский сценарист, теоретик искусства написания киносценариев, творческий инструктор сценаристов. Получил широкую известность после публикации книги «История на миллион долларов», которая стала настольной для многих сценаристов Голливуда. Прим. перев.
Рецензии на книгу « Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства » Блейк Снайдер
Если вы ищите книгу, которая подсказала бы, как написать хороший сценарий, то, вероятно, вы разочаруетесь. Эта книга о другом. Она посвящена в большей степени тому, как написать ПРОДАВАЕМЫЙ сценарий. Ей идеально подошло бы название «Как впарить свой сценарий жадным засранцам-продюсерам, если ты посредственный сценарист».
В целом книга занятная, читать интересно. Полезная ли? Ну, парочка дельных советов там есть. Мягко говоря, не густо. Но глупо было бы ожидать большего от сценариста, у которого только ДВА экранизированных сценария. Причём один из них «выиграл» Золотую малину в номинации «Худший сценарий года».
Есть книги, которые пишутся, чтобы чему-то научить. На мой взгляд, «Спасите котика» написана, чтобы быть проданной, и ни для чего более. Но при сомнительной образовательной ценности книга интересна как сборник баек. Этого у неё не отнять
Вердикт? А чёрт его знает. Всё не то, чтобы СОВСЕМ плохо, но точно уж не хорошо. Особой пользы не получил, но читал с удовольствием.
И, конечно же, хочется сказать огромное спасибо МИФу за такое потрясающее издание! Книга крепкая, увесистая, с плотными страницами и традиционной закладкой. Идеальный подарок для себя и для друзей-киношников-сценаристов-писателей. 100% настольная книга!
Теперь, когда 264 страницы остались позади, я могу высказать мнение об этой книге.
Для простого читателя она будет просто интересной, занимаетельной, забавной, местами смешной. Хотя, сомневаюсь, что простой читатель будет покупать книгу, предназначенную для сценаристов.
Другое дело, если вы сценарист. Тогда для вас «Спасите котика!» должна стать настольной книгой. Именно так, ни больше ни меньше.
Блейк Снайдер написал отличную книгу, в которой раскрыл множество секретов сценарного мастерства начиная от оригинального способа классификации фильмов по типам сюжетов, до четкой структуры сценария с чуть ли не поминутным распределением поворотных точек.
Мало того, книга написана очень простым языком, в ней много примеров из жизни и милого бытового юмора. Автор не давит интеллектом, не возносится над нами-неумехами с высоты своего пьедестала. Он просто беседует с нами на равных.
Помимо чисто сценарных «фишек» в книге есть советы о том, как продавать сценарии, как устроиться в мире кино. Это тоже очень полезно.
Книжка очень хорошая. Каждый, кто хочет попробовать себя в качестве сценариста обязательно должен её прочитать. Хотя бы раз. А я сделаю её настольной.
Это не очередная книга про то как строить сценарий. Это не теоритические измышления никому незивестного автора. Это настоящее «руководство пользователя» от автора, который заработал миллионы на своих сценариях.
Снайдер написал фильм «Стой или моя мама будет стрелять», популярный в конце 90-ых на российском ТВ. Правда получил за него «малину», как худший сценарий.
Однако книга очень интересна. С самого начала тебе предлагают самую полезную информацию, призыв к действию, практические задания и даже игры. Это все заставляет читать книгу без остановки.
О книге
Это пособие о сценарном мастерстве, которое дает ответы на большинство вопросов, возникающих при создании сценария. Автор описывает приемы, которые помогут создать сценарий с хорошим коммерческим потенциалом, яркими героями и запоминающимся названием.
Фишки книги
Книга написана простым и понятным языком, идеи автора иллюстрируются примерами.
Огромное количество положительных отзывов для специализированной книги. Книга продается с 2005 года, но до сих пор занимает очень высокое место в общем рейтинге продаж Amazon.
Книга № 1 в рейтинге Amazon по теме «Киносценарии».
Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства
Скачать книгу
О книге «Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства»
Книга «Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства», написанная Блейком Снайдером, отлично подойдёт для тех, кто хочет научиться писать сценарии. Многие люди ошибочно считают, что сценарии пишутся только тогда, когда появляется вдохновение, что это полностью творческий процесс.
На самом деле, создание сценария – очень кропотливая работа, в которой должен быть предусмотрен каждый шаг. Нужно уметь разделить сценарий на составляющие части, выделить главных героев, определиться с эмоциями и наиболее важными событиями. И лишь затем, как кусочки пазла, собрать воедино полную картину.
В этой книге автор делится своим опытом, давая хорошие советы, которые помогут новичкам вникнуть в эту тему, ознакомиться с основными понятиями и закономерностями. Книга рассказывает, как правильно определить, кто должен быть главным героем, почему нужно создавать второстепенных персонажей и дополнительную сюжетную линию. Здесь рассказано об основных ошибках, которые делают начинающие сценаристы, даны рекомендации, как их избежать.
Из книги читатели смогут узнать, как правильно преподнести важные детали, если они могут показаться скучными. Нужно уметь заинтересовать зрителя. Также важно создать объёмного героя, который запомнится надолго, за действиями которого захочется наблюдать. Автор даёт полезные советы, чтобы действие было достаточно активным, не слишком затянутым, что тоже очень важно. Таким образом, эта книга может преподнести массу полезной информации для любого, кто интересуется созданием сценариев.
На нашем сайте вы можете скачать книгу «Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства» Снайдер Блейк, Блейк Шнайдер бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.
Мнение читателей
При изучении этой книги безумно хочется сесть и написать если не сценарий, то что-нибудь, но написать!
Спасите котика: как писать хороший текст
Татьяна Котова, выпускница программы по копирайтингу, написала колонку о том, как использовать в работе копирайтера или любого другого пишущего человека секреты сценарного мастерства из книги Блейка Снайдера «Спасите котика».
Блейк Снайдер ― американский сценарист и продюсер. Самые известные фильмы по его сценариями — это «Стой! Или моя мама будет стрелять» с Сильвестром Сталлоне (Stop! Or My Mom Will Shoot) и «Мне хватит миллиона» (Blank Check). Сценарий комедии «Ядерная семейка» (Nuclear Family) он продал Стивену Спилбергу за сумму с шестью нулями, правда, фильм так и не был выпущен.
В своей книге Блейк рассказывает об основных принципах написания хорошего сценария. Хороший сценарий — сценарий, который удачно продан. Не смогли продать — значит, плохой сценарий.
Ценность книги — в практических советах, которые применимы для написания любого текста. Прочитав ее, можно понять, как писать хорошо и отличить хорошее кино от плохого, после нее вы больше не будете сожалеть о потраченном времени — вы просто не пойдете на плохое кино.
О чем рассказывает «Спасите котика»
Написание любого текста — это работа, а не творчество.
Сценарий как пазл складывается из интересной темы, убойного заголовка, понятного главного героя и четкой структуры.
Также существует ряд принципов, пренебрегая которыми, можно испортить даже самую хорошую работу. Одно из таких правил ― «спасения котика» ― послужило названием книги. «Спасите котика» — сцена, где главный герой совершает поступок, например, спасает кошку, что заставляет зрителей ему симпатизировать и внимательно следить за его приключениями.
«Это метафора тех главных принципов, основанных на здравом смысле, которым подчиняется структура хорошего повествования».
А теперь давайте перейдем к основным шагам по написанию стоящего сценария.
Определите тему и придумайте заголовок
По мнению Блейка Снайдера, работа над сценарием начинается с выбора темы. В киноиндустрии используется термин «логлайн» ― это краткое описание фильма, после прочтения которого понятно, будет ли он интересен. Логлайн отвечает на вопрос «О чем фильм?».
«Главное ― лаконично, ясно и увлекательно рассказать о чем ваш фильм потенциальной зрительской аудитории». Или о чем ваш текст. Думайте!
Примеры хорошего логлайна:
Как и при написании сценария, при написании любого текста выбор темы очень важен. В писательском мастерстве логлайн отвечает на вопрос: «О чем статья/рассказ/пост?». Напишите в одном предложении, о чем ваш текст, и подумайте, а будет ли это интересно читателю?
Следующий важный момент — придумать убойный заголовок, который сразу привлечет внимание зрителя или читателя и поможет понять, о чем пойдет речь в сценарии или тексте.
Изучите все, что создано в вашей области
«Для наших современников важно лишь то, какую жизнь мы вдыхаем в старые сказки, как рассказываем их на современный лад и заставляем звучать по-новому. В нашей профессии данный навык необходимо всячески развивать и совершенствовать».
Сделать «то же самое, но другое» — задача хорошего сценариста. Чтобы создать что-то стоящее, Блейк советует изучить основы основ и познакомиться с сотнями кинофильмов, которые уже созданы в выбранном жанре. Это поможет автору избежать клише, а также найти идеи и вдохновение.
Если вы писатель — изучите книги. Если блогер — посмотрите работы других блогеров. Копирайтеру стоит ознакомиться с работами других авторов. Вместо того чтобы изобретать велосипед, изучите то, что уже создано: выделите сильные стороны, подумайте, что вы можете улучшить или какие нововведения привнести.
Выберите главного героя, понятного зрителю
Главный герой — ключевая фигура в фильме. На нем фокусируется все внимание, зритель отождествляет себя с ним, идет ли речь о киноэпопее или о рекламе стирального порошка.
Намного понятнее и ближе для любого человека, когда герой попадает в такую обстановку и сталкивается с такой проблемой, которая могла возникнуть в реальности. Причем неважно, будет ли это герой фильма, который преодолевает семейные разногласия, или домохозяйка в рекламном ролике, которая принимает таблетки от головной боли.
Главный герой идеально подойдет для фильма, если он отвечает следующим условиям:
Если вы пишете статью о какой-то проблеме, добавьте историю человека, который столкнулся с этой проблемой и ее решил. Так читатель получит возможность идентифицировать себя с кем-то, и статья будет иметь больший успех. Как говорит Максим Ильяхов: «Не врите и добавьте мяса».
Следите за структурой сценария или текста
У сценария должна быть четкая структура. Как и у любого текста.
Если вовремя не перейти от одной части к другой, зритель заскучает, и есть большой шанс провалить фильм.
Укрупненно скелет фильма можно представить в виде трех составляющих: тезис, антитезис и синтез. В тезисе мир предстает таким, каким он был до развития основных событий. Далее следует антитезис — мир меняется. И в финале — синтез — повествование подходит к своему логическому завершению: прошлое остается позади, все уроки выучены.
Блейк Снайдер детализирует структуру и делит сценарий на 15 сюжетных точек. По мнению автора, в хорошем сценарии должно быть ровно 110 страниц:
1. Открывающая сцена (страницы с 1 по 5);
2. Формулирование темы (на пятой странице);
3. Установка (происходит с первой по десятую страницы);
4. Катализатор (на 12 странице);
5. Размышление (с 12 по 25);
6. Переход ко второму акту (на двадцать пятой странице);
7. Второстепенная сюжетная линия (страница 30 преподносит сюрпризы);
8. «Развлечения и приколы» (немного отдохнуть на страницах с 30 по 55);
9. Поворотная точка (дошли до нее на 55 странице);
10. «Плохие парни наступают» (антигерои посылают в бой тяжелую артиллерию с 55 по 75 страницы);
11. «Все потеряно» (положение дел безнадежно на странице 75);
12. «Душа во мраке» (герой ищет выход, но он где-то есть, страницы с 75 по 85);
13. Переход к третьему акту (уф, страница 85);
14. Финал (все ближе и ближе к концу: кульминация — нарастание силы действия с 85 по 110);
15. Заключительная сцена (страница 110).
Каждая часть имеет свою смысловую нагрузку и не меняется в зависимости от жанра фильма.
У каждого текста должна быть четкая структура. Она помогает читателю не заблудиться в потоке мыслей автора и вынести для себя пользу.
Помните о правилах вашей профессиональной области
Блейк Снайдер приводит ряд правил киноиндустрии, которые он собрал из своего опыта и прочитанных книг. Эти простые и ироничные принципы помогут сделать фильм более привлекательным для аудитории.
В каждой профессиональной области есть набор правил, которым необходимо следовать, чтобы работа получилась хорошо. Изучите правила, которые работают в вашей сфере и старайтесь их не нарушать.
5 советов от Блейка Снайдера, которые могут быть полезны пишущему человеку
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.