как стать чтецом в храме
Как стать чтецом в храме
Чтец – низший чин православного клира, низшая степень церковнослужителя. В чтецы посвящает епископ через хиротесию. Служение чтеца – чтение во время богослужения богослужебных текстов (Апостол, шестопсалмие, кафизмы, седальны, каноны, часы и др.).
Чтец – первое посвящение мирянина (лаика) в клирики, за которым может следовать посвящение в иподиакона, а потом рукоположения во диакона, пресвитера и епископа.
Посвящёнными чтецами могут быть исключительно мужчины. Посвященный в чтеца неженатый христианин имеет право вступить в брак.
Часослов – книга, служащая руководством для чтецов.
«О чтецах упоминается еще в Ветхом Завете, где говорится, что во время Богослужения они «читали из книги законы Божия внятно и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» ( Неем.8:8 ). В новозаветное время звание чтеца освятил Сам Господь, Который, придя в Назарет, вошел «в день субботний в синагогу и встал читать» ( Лк.4:16 ). Должность чтеца известна была при апостолах ( Деян.13:15,27 ). О ней говорится в Апостольских Постановлениях и указывается в сочинениях церковных писателей первых веков. Звание чтеца в Древней Церкви пользовалось высоким уважением, оно давалось как награда за особое достоинство и твердое исповедание Христовой веры. Священномученик Киприан посвятил в должность чтецов исповедников Аврелия и Келерина, проявивших стойкость во время гонений.
На должности чтецов в древности начинали свое служение многие выдающиеся деятели и отцы Церкви – святые Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Прокл, епископ Константинопольский, и другие. История Церкви говорит, что в больших храмах должность чтецов одновременно занимало большое количество клириков. Так, по законодательству Юстиниана при Софийском Константинопольском храме назначено было 110 чтецов (Кормч. кн., 2, гл. 44, прав. 1).
В древности, как и в настоящее время, в обязанности чтецов входило чтение Священного Писания, за исключением Евангелия, при богослужении. Они были также хранителями священных книг и должны были возжигать светильники в алтаре и предносить светильник во время совершения богослужения пред священнодействующими в необходимых случаях.
В Постановлениях Апостольских изображен чин посвящения чтецов, в котором епископу предписывается избрать чтеца, возложить на него руку и произнести молитву, содержащую просьбу ко Господу о даровании Духа пророческого рукополагаемому для чтения святых Писаний народу Божьему и о том, чтобы он, неукоризненно совершая возложенное на него дело, соделался достойным высшей степени служения чрез Христа. В 8 правиле Карфагенского собора (около 398 г.) говорится, что при поставлении чтеца епископ должен известить народу о его поведении, способностях и верности.
После чего епископ дает ставленнику священную книгу для чтения, произнося: «Прими ее, имей звание читать слово Божие и знай, что за исполнение своей должности с усердием и пользою будешь иметь участие с благовестниками слова Божия». По словам святителя Симеона Солунского: «Некоторые даже обращают внимание и на изречения прочитанного, принимая их за предвестие и указание на жизнь поставляемых» (источник).
В Месяцеслове Русской Православной Церкви находится 12 канонизированных чтецов:
Клирик — кто это в православии и как им стать
Человек, ставший на путь воцерковления, столкнется со словом «клирик» — кто это в православии, становится понятным из общения с представителем духовенства. Посещение богослужений расширяет кругозор мирянина. И случается так, что человеку захочется примкнуть к общности людей, объединенных в клир. Первый этап, который предстоит преодолеть — это чин чтеца.
Кто такой клирик
Клириками в православии называют людей, которые совершают богослужения в церкви. Организуют и проводят службу священники, обучавшиеся богословию в семинарии или академии. Иереям на литургии прислуживают клирики низших степеней, не получившие духовного образования в учебных заведениях.
Происхождение слова
В основе понятия «клирик» лежит слово греческого языка κληρος. Перевод имеет два варианта. В первом случае лексическая единица обозначала предмет, который использовался для осуществления выбора при помощи жребия. Второе значение существительного — владение наследством.
В древнем мире к жеребьевке прибегали для избрания персоны на какую-либо должность из группы одинаково достойных кандидатов. В процедуре использовалось равное количество черных и белых бобов, помещенных в один сосуд. После объявления имени соискателя незаинтересованное лицо извлекало один боб. Белый плод означал победу на выборах.
Значение понятия
В смысловом значении слово κληρος определяет то, что происходит без человеческого вмешательства. Главную роль играет теория вероятности. Выбор при решении актуального вопроса происходит случайным образом, помимо воли и желания людей.
«Клирик» также указывает на принадлежность к религиозному сословию в обществе. Быть клириком — значит подчиниться Божьей воле, избравшей человека на служение церкви. Клирики составляют духовное сообщество, которое называется клир. Служители христианства наделены полномочиями совершать церковные служения: проповедовать Слово Всевышнего и отправлять повседневные требы.
Историческая справка
Первых учеников Иисус Христос выбирал лично. Двенадцать апостолов начинают проповедовать Слово Спасителя еврейскому народу. Но для миссионерской работы не хватало исполнителей. В последний год земной жизни Сына Божьего еще 70 человек избираются последователями евангельского учения.
Образование церковной иерархии начинается в апостольский период христианства. Происходит разделение верующих на мирян и клириков. После Воскресения Христова вместо предавшего веру Иуды требовался новый проповедник. Выбор стоял между Матфием и Варсавой. Жребий пал на первого. В это же время из числа семидесяти апостолов избираются семь диаконов. В их обязанности входило наблюдение за справедливым распределением жизненных припасов среди христиан, которых насчитывалось к тому времени около 10 тысяч человек.
После миссионерских путешествий апостолов в городах и местностях оставались группы приверженцев учения Сына Божьего. Жизнью христианской общины руководил епископ, выбранный учениками Иисуса. Одновременно рукополагались пресвитеры, которые во время богослужебных собраний проводили священнодействия: молитвословия, крещение и причащение. В раннем христианстве между апостольскими ставленниками еще не прослеживается иерархическая разница.
Во II веке на поместных соборах формируется организационная структура церкви. В соответствии с устройством церковного порядка образуется иерархическая лестница. Духовенство разделяется на клириков высших и низших ступеней. Последующие Вселенские соборы, в которых участвовали предстоятели поместных церквей, законодательно закрепили правила и нормы жизни клира.
Степени чтецов
Чтец — одна из ступеней табели о рангах духовенства. Это первый шаг в церковной карьере, если так можно говорить о служении Богу. Начальная степень приобщения к священству подразумевает наличие элементарного запаса сведений и предполагает дальнейшее продвижение по иерархической лестнице. На ранних этапах послушник набирается базисных знаний и практического опыта.
Низшая
Иногда, чтобы набраться первоначального опыта, прежде чем стать чтецом, юный прихожанин исполняет послушание свещеносца. Название должности составлено из греческих слов «воск» и «носить». В обязанности свещеносца входит ношение высокого подсвечника с зажженной свечой во время богослужения. На крестном ходе в руках свещеносцев миряне видят хоругви или иконы.
Ставленник в свещеносцы проходит через обряд, который называется «поставление». Во время церковной службы происходит посвящение на должность. Архиерей, который проводит ритуал, благословляет облачение в стихарь. В православной церкви свещеносцами служат мальчики с десяти лет.
Высшая
Промежуточной ступенью между чтецом и диаконом является звание иподиакона. Это клирик, который еще не относится к священнослужителям, но уже не считается относящимся к низшему рангу клира. В обязанности иподиакона входит прислуживание архиерею во время священнодействия.
Во время службы помощник:
Иподиакон может пройти обряд хиротонии или благословляется на однократное исполнение обязанностей. Служителю, рукоположенному в чин иподиакона, разрешается прикасаться к жертвеннику и Престолу в алтаре, носить священные сосуды со Святыми Дарами. На стихарь через плечи крестообразно надевается орарь, символизирующий ангельские крылья.
Как стать чтецом в храме
Чтецом называют клирика низшего ранга, который во время церковной службы читает книги Священного Писания, кроме Евангелия. В древнем мире на должность чтеца поставлялись люди, открыто объявившие о вере в Иисуса Христа, а также умевшие правильно и искусно читать текст. Им поручалось хранение священных книг. Во время богослужения чтецы разжигали в алтаре светильники, которые носили перед пресвитерами в нужных случаях. Из истории известно, что император Юлиан Отступник в юности был чтецом.
Кто может стать
Поскольку чтец является первой ступенью в церковной иерархии, то к посвящению в этот чин допускаются только лица мужского пола. В сборнике православных законов «Номоканон» установлена нижняя возрастная граница кандидата — пятнадцать лет. Желание посвятить жизнь Богу следует обсудить с настоятелем церкви, где предполагается служение в клиросе.
Чтобы получить чтецкий чин, юноша проходит обряд руковозложения. Хиротесия совершается до начала литургии в центре храма. Иподиаконы подводят ставленника к архиерею, который трижды осеняет кандидата крестным знамением, возлагает руку на его голову и читает молитву. На будущего чтеца надевают короткую фелонь. Молодой человек читает отрывок из Деяний Апостолов. Затем происходит облачение в стихарь. Поставление заканчивается вручением новоиспеченному клирику свечи, с которой он стоит до конца литургии.
Требования для принятия
Книги, читаемые на богослужении, написаны на церковнославянском языке. Поэтому чтец обязан уметь грамотно читать и понимать древний язык. Знания получают в приходской школе или самостоятельно изучают учебные материалы. Обязательна постоянная практика.
Юноше, поступающему в чтецы, следует освоить Богослужебный Устав. Знание содержания церковных книг, умение быстро ориентироваться в них помогает быстро находить нужное место в тексте.
Основные книги, которые использует духовенство:
Кандидату в чтецы необходимо обладать навыками публичных выступлений. Громкий голос и поставленное дыхание — обязательные атрибуты церковного оратора. Недопустимы ярко выраженные дефекты речи. Результат достигается ежедневной тренировкой под руководством опытного педагога.
Обязанности и права клирика
Главной обязанностью клириков в православной церкви является проведение церковных служб, на которых к Богу возносятся покаянные, просительные и благодарственные молитвословия. Кроме того, существуют нормы и правила, обязательные для исполнения духовным лицом в повседневной жизни. Общий принцип таков — все, что предписано кандидату в клир, должно выполняться и после обряда рукоположения.
Клирик храма, приписанный к определенному приходу, не вправе самовольно покинуть место служения. Пастырь обязан проживать в своей общине, невзирая на природные катаклизмы и общественные потрясения. Иерей должен пресекать попытки введения в церковь чего-либо неуместного в обрядах, пении и чтении богослужебных текстов. Пастырь следит за тем, чтобы прихожане не использовали церковные предметы при ведении домашнего хозяйства.
Духовному лицу следует носить приличную духовному сану одежду. Возбраняется одевать яркие и дорогие костюмы, облачаться в военный мундир. Клирик обязан избегать увеселительных общественных мероприятий, не оставаться на празднике у прихожан долее, чем этого требует исполнение священнического долга.
В древней церкви, когда последователи учения Иисуса Христа подвергались гонениям, клирики обладали единственной привилегией – первыми идти на мучения за Слово Божье. Начиная с IV века, православие становится официальной государственной религией. На церковных соборах иерархи устанавливают правила, регламентирующие жизнь духовенства, в том числе и права священников.
К привилегиям клириков относились:
В нынешнее время отсутствует разделение общества на сословия, и у духовенства нет преимуществ перед мирянами с точки зрения гражданского законодательства. Единственной привилегией, оставшейся с незапамятных времен, осталось право чести в церковной жизни. Это означает, что миряне, церковнослужители и диаконы испрашивают благословения у пресвитеров и епископов, а пресвитеры благословляются епископами. Старшинство клириков одинакового ранга определяется временем, прошедшим после хиротесии или хиротонии.
Что такое клир
Православную церковь составляют два класса верующих. Одна группа людей призвана проповедовать Слово Божье, другая участвует в богослужениях и принимает Святые Дары. Первых называют пастырями, которые духовно окормляют вторую часть человеческого общества — многочисленных прихожан. Одни руководят жизнью христианской общины, другие содействуют процветанию веры. Но у всех членов Церкви одинаковые возможности спастись и войти в Царство Небесное.
Клир как общественную прослойку составляют профессиональные духовные лица. В синодальную эпоху царской России клиром назывались служители конкретного прихода. Священнослужители — епископы, пресвитеры и диаконы — относятся к высшему рангу духовенства. Благодать совершения богослужений получена ими через церемонию хиротонии. К низшей ступени клириков, которых называют церковнослужителями, причислены чтецы и певцы. Их служение начинается после хиротесии. Обряд возложения рук епископом происходит вне алтаря.
Служить в церковь не приходят из праздного любопытства. Отдание жизни Богу — осознанный выбор человека. Путь священнослужителя тернист, и нередко опасен для жизни. Но благое призвание приносить мир в людские души помогает преодолеть трудности, которые ожидают клирика.
Видео
Практическое пособие по церковному чтению смотрите в видео.
Запись на стене
Памятка клирику Православной Церкви в степени чтеца о его правах и обязанностях согласно святым канонам и обычаям церковным
1. Чтецом не может быть второбрачный, женатый на вдове или разведённой, на женщине, в известном смысле сомнительной репутации. Если он вступит в такой брак после хиротесии, то он не имеет права на возведение в высшие степени (см. толкование патр. Феодора Вальсамона на 17 апостольское правило).
2. Извержению подлежит чтец впавший в блуд, клятвопреступление, воровство (25 апостольское правило).
3. Чтец имеет право вступить в брак после своего посвящения (26 апостольское правило, 6 правило Трулльского собора).
4. Чтецу запрещено:
• пьянствовать и играть в азартные игры
• посещать питейные заведение
• смеяться над увечными
• употреблять в пищу кровь
• молиться с еретиками и иноверцами
• убивать людей (даже при самообороне)
• нарушать посты и постные дни
• святотатствовать
• давать людям взаймы за проценты (класть деньги в банк и брать кредиты не запрещено)
• жениться на неправославной девице
• содержать питейное или другое неприличное заведение, притон
• участвовать в неприличных мероприятиях и языческих праздниках
• ходить в баню с противоположным полом
• занимать общественные и государственные должности
• заниматься астрологией и колдовством, носить талисманы
• быть военнослужащим
5. Чтецом не может быть человек, обличенный в блуде или супружеской измене, а также бесноватый и однажды отрекшийся от веры (61, 79 апостольское правило, 10 правило I Вселенского собора).
6. Чтец, отрекшийся от веры или своего служения (например из-за страха перед людьми) извергается из него (62 апостольское правило).
8. Чтец имеет право читать Писание (Апостол) стоя на амвоне (33 правило Трулльского собора, 14 правило VII Всел. собора, 15 правило Лаодикийского собора).
9. Чтец должен носить скромную одежду и избегать щегольства (16 правило VII Всел. собора).
10. При причащении чтец должен быть облачен в стихарь. В день хиротесии также желательно причаститься.
11. Хоронят чтеца также в подряснике и стихаре.
12. В записках (и вообще молитвах о данном лице) имена хиротонисанных чтецов пишут с добавлением слова «чтец».
13. Прямыми обязанностями чтеца являются: ежедневное чтение Священного Писания, чтение и пение в церкви (в первую очередь Писания) и другая деятельность, выполняемая сегодня пономарями. Помимо всего этого, от чтеца требуется праведная и целомудренная жизнь.
14. В чтецы поставляются лица не младше 15 лет (согласно 43 гл. Кормчей книги).
15. Если жена некоего человека изменила ему и это стало известно, он не может быть принят в клир. Если она изменила ему после его посвящения, то он обязан развестись с ней или оставить своё служение (8 правило Неокесарийского собора).
16. Если чтец переспал со своей избранницей до брака, то он не может быть произведен в высшие степени и даже пребывать в своём нынешнем служении (69 правило Василия Великого).
Существует и много других канонов, которые могут быть отнесены к степени чтеца, но здесь представлены те, которые на взгляд автора могут быть исполнены в современных условиях жизни Русской Православной Церкви.
Как стать чтецом?
Георгий Нофал
Дорогие братья!
Расскажите,пожалуйста,для желающего принять хиротесию во чтеца:
1.Каков порядок ходатайства?
2.С какого возраста дается хиротесия?
3.Каков порядок хиротесии?
4.Каковы обязанности чтеца (вне- и богослужебные)?
5.Каковы его облачения(Вне-богослужебные:Подрясник?)?
Спасибо!
Спаси вас Господи!
Любовь
— возложение рук с молитвой для посвящения в чин низшего клира, в церковнослужители.
Иерей Виктор Кобзов
Дорогие братья!
Расскажите,пожалуйста,для желающего принять хиротесию во чтеца:
1.Каков порядок ходатайства?
2.С какого возраста дается хиротесия?
3.Каков порядок хиротесии?
4.Каковы обязанности чтеца (вне- и богослужебные)?
5.Каковы его облачения(Вне-богослужебные:Подрясник?)?
Спасибо!
Спаси вас Господи!
Чин посвящения во чтеца
О чине посвящения чтецов упоминается уже в «Апостольских постановлениях» (IV век). Вот что здесь приписывается епископу:
«Избери чтеца, возложив на него руку и молясь Богу, произнеси: Боже вечный, богатый в милости и щедротах. призри на раба Твоего, рукополагаемаго для чтения святых Твоих писаний народу Твоему, и дай ему Духа Святаго, Духа пророческаго. Умудривший Ездру раба Твоего для чтения законов Твоих народу Твоему и ныне призываемый нами, умудри раба Твоего и даруй ему, чтобы он, возложенное на него дело совершая неукоризненно, соделался достойным высшей степени чрез Христа» (книга VIII, глава 22).
Выше apxиepeю указано возлагать на чтеца руку, от чего чин и берет свое название – хиротесия (чейс – рука и иеуйт – положение), т.е. руковозложение или поставление. О таком поставлении чтецов принято говорить, что оно отличается от поставления на высшие степени иepapxии (хиротонии) именно тем, что в первой отсутствует произношение «таинственных слов призывания благодати Святого Духа» (прот. К.Никольский). В наши времена так оно и есть. Однако вышеприведенные слова молитвы IV-го столетия явно свидетельствуют, что дары Святого Духа испрашивались и на чтецов, в частности, дар пророческий. Это еще раз напоминает нам о том, насколько выше и ответственнее было в древней Церкви служение чтеца.
В 8-м правиле Карфагенского собора читаем: «При поставлении чтеца, епископ должен возвестить народу о его поведении, способностях и верности. После того епископ пред народом дает ставленнику священную книгу для чтения, произнося: прими ее, имей звание читать слово Божие и знай, что за исполнение своей должности с усердием и пользою будешь иметь участие с благовестниками Слова Божия» (около 398 г.).
В наше время, по давно уже установленному чину, хиротесия чтеца бывает вне алтаря, на середине храма, причем не обязательно за Божественной Литургией; об этом писал святитель Симеон Солунский (XIV-XV вв.). В Чиновнике архиерейского служения Русской Церкви хиротесия эта называется «чином на поставление чтеца и певца». Вот как она происходит:
1. «Имеяй быти свещеносец» приводится двумя иподиаконами к apxиepeю на середину храма и сотворяет три поклона Господу Богу, затем трижды поклоняется apxиepeю, после чего последний знаменует его голову трижды.
2. Возложив руку на голову кандидата во чтецы, apxиepeй произносит 1-ю молитву, в которой испрашивает у Господа «. раба Твоего, предходити свещеносца святым Твоим Таинством изволившаго, украси нескверными Твоими и непорочными одеждами; да просвещен, и в будущем сретив веце, приимет жизни нетленный венец, со избранными Твоими веселяся во присносущном блаженстве». Молитва эта свидетельствует о том, что чтец и певец посвящается также и в свещеносца.
3. Далее поются тропари Апостолам, святителю, составившему литургию, и Богородице.
4. Затем apxиepeй крестовидно постригает голову ставленника во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, надевая на него малый фелонь – символ начатка священства – и опять трижды знаменуя его главу.
5. Потом снова кладет руку на него и произносит 2-ю молитву: «Господи Боже Вседержителю, избери раба Твоего сего и освяти его; и даждь ему со всякою мудростью и разумом Божественных Твоих словес поучение и прочитание творити, сохраняя его в непорочном жительстве».
6. После сей молитвы епископ разгибает над главой чтеца книгу Апостол и дает ему для прочтения ее лицом к востоку (в знак того, что главное назначение постригаемаго есть именно чтение Священного Писания). Прочитав несколько из Апостола, он поворачивается и трижды кланяется apxиepeю, а иподиаконы снимают с него фелонь.
7. Знаменуя трижды поставляемаго, apxиepeй благословляет ему стихарь, а тот, крестясь, целует крест на стихаре и руку епископа.
8. Облаченный в стихарь, чтец выслушивает следующее наставление архиерея: «Чадо, первый степень Священства, чтеца есть. Подобает убо тебе на всяк день Божественная писания прочитовати, да слушающии, зряще тя, пользу приимут, и тебе самому вящший степень притвориши, никакоже постыждая о тебе избрание. Целомудренно бо и Свято, и праведно жительствуя, и Человеколюбца Бога милостива воз-имаши, и вящшаго сподобишися служения, во Христе Иисусе Господе нашем, емуже слава во веки веков, аминь».
9. Под конец apxиepeй глаголет: «Благословен Господь, се бысть раб Божий (имя), чтец Святейшия Церкве (название храма) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». И получив от епископа лампаду (т.е. подсвечник со свечей), чтец стоит с нею всю службу на установленном месте перед архиереем.
Как пишет протоиерей К.Никольский, «в день посвящения чтеца в стихарь, чтец, обыкновенно, причащается» (Пособие к изучению устава богослужения). Он также приводить слова Г.Розанова который говорит, что чтец в этот день причащается в алтаре около престола с левой стороны, – однако называет это местным обычаем, не имеющим твердых оснований. Такой обычай мог прийти к нам из древней Церкви, где чтецы, возможно, имели право причащаться у престола, как высокопочетные клирики и явные кандидаты в священство.
Обязанности чтеца как носителя первой степени священства
Первая степень священства, на которую поставляется чтец, требует от него исполнения определенных обязанностей. Эти обязанности указываются уже в самом чине хиротесии. Первая из них – это чтение за богослужением, которое тесно связано с церковным пением (из-за чего хиротесия называется «чином на поставление чтеца и певца»). Во многих Византийских храмах певчие имели постриг чтецов и пели в стихарях. Вторая обязанность есть ношение свещей, ибо постриженный становится также «свещеносцем». Вообще, чтец – это служитель алтаря и, следовательно, исполняет не только свещеношение, но и прочие пономарские обязанности (как указывалось выше, по свидетельству святителя Симеона Солунского): подаваше иepeю просфор и теплоты, хранение в чистоте принадлежностей алтаря и т.д.
Касательно внешнего облика чтеца, необходимо учесть то, что гласит 27-е правило VI-го Вселенского Собора: «Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути: но всякий из них да употребляет одежды, уже определенные для состоящих в клире». Другое правило (VII Всел. пр. 14), гласящее о поставлении чтецов, так толкуется Вальсамоном: «Кто облекся в черную одежду с целью вступить в клир, не может сложить с себя это одеяние, ибо изъявил намерение посвятить себя Богу». В Русской Православной Церкви такой черной одеждой для чтеца является подрясник, который, в идеале, требуется носить «непрестанно». Духовный смысл, который являет собою это непрестанное ношение подрясника, есть тот, что человек, ставший чтецом, пребывает таковым не только внутри храма, но и за его оградой. Будучи начатком священства, сан чтеца есть не профессия, которую при нужде можно с себя сложить и уйти на покой. Это есть служба, служба Богу, на которую человек приходит добровольно, но уже никогда ее не оставляет, подвизаясь в ней до скончания своих дней.
Кроме исполнения практических обязанностей за богослужением, от чтеца также требуется «непорочное жительство», «целомудренное, святое и праведное» житие, ежедневное поучение в Божественных писаниях и вообще нравственная чистота (как это указывается в вышеприведенных молитвах чина на поставление чтеца и певца), ибо он был посвящен Богу, принял начаток священства и получил доступ к алтарю, в который еще со времен Ветхого Завета не позволялось вносить ничего оскверненного. Сам стихарь, надеваемый на чтеца во время посвящения и носимый им при чтении и пении в храме, является символом чистоты души.
Чтецу, как, впрочем, и всякому рядовому православному христианину, не позволяется нарушать посты (Ап. 69), предаваться азартной «игре и пьянству» (Ап. 43), посещать зрелища (24 Трул.), участвовать в празднествах с языческими обрядами и в маскарадах (62 Трул.), устраивать пиршества (55 Лаод.), мыться в бане вместе с женщинами (77 Трул.).
Как церковному клирику, чтецу не позволяется поднимать руку на человека (Ап. 27), посещать корчемницы (Ап. 54), «брати себе в жену иноверную» (IV Всел. 14), занимать общественные, государственные и военные должности (Ап. 6, 8; Двукр. 11), заниматься ростовщичеством (4 Лаод.) и торговлей (8 Карф.), иметь дело с пролитием крови, даже животной (например, заниматься врачебной практикой, хирургией или охотой на животных) (Ном. стр. 132). Чтецов, соблудивших или нарушивших супружескую верность, равно как и женившихся второй раз, – правила лишают сана, хотя не отлучают от общения (3 Трул.; 69 Вас. Вел.). Если же жена клирика окажется неверной, то ему предписывается развестись с нею или перестать служить (8 Неокес).