как стать игуменьей монастыря
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
Архив
Положение о назначении на должность (освобождении от должности) игуменов (игумений) епархиальных монастырей
Документ утвержден на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 5-6 октября 2011 года (журнал № 123).
I. Общие положения
Игумен (игумения) епархиального монастыря назначается на должность (освобождается от должности) Святейшим Патриархом Московским и всея Руси (далее — «Патриархом») и Священным Синодом Русской Православной Церкви (далее — «Священным Синодом») по представлению епархиального архиерея.
II. Порядок внесения предложений о назначении кандидатов на должность игумена (игумении) епархиального монастыря
1. Епархиальный архиерей подает на имя Патриарха и Священного Синода рапорт, содержащий просьбу о назначении игумена (игумении) монастыря с приложением следующих документов:
2. Рапорт епархиального архиерея рассматривается в Синодальной комиссии по делам монастырей (далее — «комиссия»). Комиссия вправе запросить у епархиального архиерея дополнительные документы, необходимые для принятия решения по представленной им кандидатуре.
III. Порядок рассмотрения комиссией предложений епархиальных архиереев о назначении кандидата на должность игумена (игуменьи) монастыря
1. Председатель комиссии рассматривает документы на кандидата и лично встречается с ним.
2. Председатель комиссии принимает решение о направлении кандидата в один из монастырей Русской Православной Церкви для прохождения стажировки и ознакомления с духовной жизнью и административно-хозяйственной деятельностью монастыря, и уведомляет об этом епархиального архиерея, представившего кандидата, епархиального архиерея, в ведении которого находится выбранный монастырь, а также игумена (игумению) этого монастыря. Срок стажировки кандидата определяется председателем комиссии.
Примечание : Список монастырей, в которые могут быть направлены на стажировку кандидаты, утверждается комиссией. До утверждения данного списка председатель комиссии определяет монастырь по своему усмотрению.
3. Игумен (игумения) монастыря, в котором кандидат должен пройти стажировку, оказывают ему содействие в опытном изучении внутренней жизни обители, деятельности ее структурных подразделений и служб.
4. Кандидату необходимо получить представление о деятельности основных должностных лиц монастыря (игумена, духовника, благочинного, казначея, эконома), ознакомиться с делопроизводством, ведением финансовой и имущественной документации, порядком осуществления ремонтных и реставрационных работ, получить практический опыт несения послушаний в обители. Круг этих послушаний определяет игумен (игумения) монастыря на основании рекомендаций председателя комиссии.
5. Игумен (игумения) монастыря представляет в комиссию отчет о пребывании кандидата в обители с изложением своего мнения о способности кандидата занять должность игумена (игумении) епархиального монастыря.
6. Председатель комиссии повторно лично встречается с кандидатом и представляет рапорт Патриарху, в котором отражает свое мнение о целесообразности назначения кандидата на должность игумена (игумении) монастыря с приложением:
IV. Порядок принятия решения о назначении игумена (игумении) монастыря
1. Решение о назначении кандидата на должность игумена (игумении) монастыря принимается Патриархом и Священным Синодом в порядке, предусмотренном Уставом Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года (далее — «Устав Русской Православной Церкви»).
2. Управляющий делами Московской Патриархии направляет епархиальному архиерею за своей подписью выписку из соответствующего журнала Священного Синода.
3. Епархиальный архиерей на основании решения Патриарха и Священного Синода издает указ о назначении кандидата на должность игумена (игумении) епархиального монастыря.
V. Порядок освобождения игумена (игумении) монастыря от занимаемой должности
1. Епархиальный архиерей подает рапорт на имя Патриарха и Священного Синода рапорт, содержащий просьбу об освобождении от должности игумена (игумении) епархиального монастыря от занимаемой должности, с указанием причин и приложением документов, обосновывающих данную просьбу.
2. Решение об освобождении игумена (игумении) епархиального монастыря от занимаемой должности принимается Патриархом и Священным Синодом в порядке, предусмотренном Уставом Русской Православной Церкви.
3. В случае необходимости вопрос об освобождении игумена (игумении) епархиального монастыря от занимаемой должности может быть передан на рассмотрение комиссии, которая вправе запросить у епархиального архиерея дополнительные документы, необходимые для принятия решения, а также встретиться с игуменом (игумений) монастыря и/или изучить ситуацию на месте. По итогам рассмотрения вопроса Комиссия представляет свое заключение Патриарху и Священному Синоду, которые принимают соответствующее решение в порядке, предусмотренном Уставом Русской Православной Церкви.
4. Управляющий делами Московской Патриархии направляет епархиальному архиерею за своей подписью выписку из соответствующего журнала Священного Синода.
5. Епархиальный архиерей на основании решения Патриарха и Священного Синода издает указ об освобождении игумена (игумении) епархиального монастыря от занимаемой должности.
Игумен: кто это?
Игумен: значение слова
Игумен — это духовный сан человека, который руководит монастырем, становится наставником для насельником монастыря (слово произошло от греч. ἡγούμενος — «ведущий») В ряде поместных Церквей игумен также — иерархическая награда. Несмотря на то, что 2011 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви отменил впредь сан игумена как иерархическую награду и постановил посвящать в игумены не только иеромонахов, но и архимандритов и даже архиереев, если они вступают в управление монастырем. Одновременно с саном игумена должен вручаться посох. В «белом духовенстве» сан игумена соответствует протоиерею.
Чем занимается игумен
Высокое звание игумена предполагает наличие богатого духовного опыта, но не стоит забывать и об опыте управления общиной. Игумен — начальник монастыря, который контролирует все процессы монастыря, решает возможные конфликты, примиряет братию. Значение греческого слова, от которого произошло звание «игумен» достаточно полно раскрывает то, чем занимается игумен — «ведущий». Игумен ведет братию к образцу праведной жизни.
Посох игумена
Как знак высокого сана, игумен получает посох. Этот трость, означающая принадлежность к высшей церковной власти. Сам по себе посох не обладает никакими сверхъестественными свойствами, это просто значимый для православных христиан символ. Посохи бывают:
Первые обычно богато украшены и предназначены для богослужений, их верхушка увенчана Крестом. Навершие посоха может выглядеть по-разному:
В России у каждого посоха игумена обычно есть еще и сулок, специальный платок у навершия, который охраняет руку игумена от мороза в холодное время года.
Кто может получить сан игумена
При условии, что они согласны принять звание игумена и высокую ответственность, которую оно предполагает.
Может ли игумен жениться
Человек в сане игумена может вступить в брак только при условии снятия этого сана. В Русской Православной Церкви браки разрешены только «белому духовенству» и только при условии, что человек вступает в брак до принятия священнического сана. Монашествующие в Церкви дают обет безбрачия, нарушив который человек считается клятвопреступником, так как этот обет дается Богу.
«За стенкой вечеринка, а я поклоны бью»
Истории игумении Макарии (Семеновой)
Настоятельница Вольского Владимирского женского монастыря, что в Саратовской епархии, игумения Макария (Семенова) о том, как и почему она пришла к монашеству, об уроках монашеского жития и о восстановлении Вольской обители.
Игумения Макария (Семенова)
Как я собиралась стать писателем
Я с детства много читала, после школы поступила в Казанский государственный университет на факультет журналистики. Отучилась четыре курса, а потом поехала в Москву поступать в Литературный институт имени А.М. Горького. Хотела стать писателем и даже сама уже что-то писала. С этим и поступила. Искала свой стиль, мечтала научиться писать.
Ни у меня, ни у моих знакомых не имелось никаких духовных книг, и о вере с нами никто никогда не говорил. Я только гораздо позднее поняла, почему большевики уничтожали богослужебные книги и духовную литературу: ведь это слово Божие, это благодать. Настоящая литература размягчает душу, готовит человека к встрече с Богом, а духовная – приводит к Нему.
Когда начала читать «Повесть временных лет» преподобного Нестора Летописца, сразу же почувствовала глубину этого творения. А потом мне удалось прочитать Евангелие, и я была так поражена этой богодухновенной книгой, что мечта стать писателем навсегда покинула меня: лучше Евангелия никто и ничего не напишет!
За стенкой идет вечеринка, а я поклоны бью
Родилась я в 1967 году и росла, как и все мои сверстники, в атмосфере атеизма. Правда, моя бабушка была верующим человеком, и мама помогала ей, по ее просьбе, дойти до храма, но сама туда не заглядывала. Считалось, что вера – удел старушек и пережиток прошлого. Родители мои (папа – главный инженер, мама – преподаватель) меня даже не крестили.
Подруга по Литинституту привела меня в храм и сказала:
– Отец Владимир, нужно Елену (в миру меня так звали) окрестить!
– Пусть подготовится, в конце Великого поста окрестим, – ответил батюшка.
Шел 1994 год, и я училась на предпоследнем курсе. После крещения мой интерес к писательской стезе пропал, как и влечение к студенческой веселой жизни. Помню: в общежитии, за стенкой, идет вечеринка, музыка, смех, а я молюсь, поклоны бью.
Встречи, рассыпанные по моей жизни
В миру моим первым храмом был храм святых бессребреников Космы и Дамиана в Столешниковом переулке. Ходила туда каждое воскресенье. И теперь я чувствую помощь этих святых: встречи с ними рассыпаны по всей моей жизни. Так, в монастыре моей первой помощницей была инокиня Дамиана. Когда восстанавливали Гремячев монастырь, нам очень нужен был цемент, и как его найти, я поняла в праздник святых Космы и Дамиана, и привез нам этот цемент человек по имени Косьма (Кузьма).
Когда в юности собиралась уезжать из Казани в Москву, у моей двоюродной сестры родился сын Артем. Муж бросил ее с младенцем, и у меня душа болела за этого рыженького мальчишку. Я тогда еще была некрещеная и не умела молиться, но, мне кажется, Господь принял эту мою душевную боль за молитву. Потом, уже покрестившись, я по-настоящему молилась за Артема. И теперь у меня такое чувство, что его ангел-хранитель везде помогает мне: всех моих благодетелей зовут Артемами.
Как своими помыслами и поступками мы ткем «ковер» нашей жизни
Когда я задумываюсь над совпадениями в нашей жизни, мне кажется, что своими помыслами, своими поступками мы ткем ее «ковер». Господь посылает нам каких-то людей, устраивает какие-то жизненные обстоятельства и смотрит, как мы поведем себя в этих обстоятельствах. Ковер – ткань гладкая, а вот на обратной стороне – узелки. Господь вышивает его вместе с нами, ткет узор нашей жизни.
Если мы не принимаем то, что Господь нам дает, то в будущем снова натыкаемся на тот же «узелок»
Если мы не принимаем то, что Он нам дает, то в будущем снова натыкаемся на тот узелок, который сами создали своей неправильной реакцией на происходящее. Там, где мы кого-то не пожалели, кому-то отказали в помощи, там в будущем сами окажемся лишенными помощи, поскольку не обретем помощника, в котором будем нуждаться.
Мы должны расти духовно, но часто не растем, не обретаем благодати, не совершаем добрых поступков, которых ждет от нас Господь. И к нам снова возвращаются подобные ситуации, нас словно оставляют на второй год и опять дают решать те задачи, которые мы когда-то не решили.
Обстоятельства, которые ждут нас в будущем, определяются нашими поступками в прошлом. И тяжесть жизни нынешней определяется проступками в прошлой. Если мы это осознаем – нам открыт путь к покаянию.
Носимы злыми страстями, как облака ветром
Раньше существовала культура православного воспитания. Люди хорошо понимали, что такое грех, что такое страсть. Когда ребенок с детства навыкает к исповеди, он учится отслеживать добрые и злые помыслы, имеет понятие о том, что нужно отсекать злые помыслы.
А сейчас я вижу многих молодых людей, которые обременены страстями, будучи еще совсем юными. Они не имеют ни малейшего представления о духовной жизни, духовной брани и бывают носимы злыми страстями, как облака ветром.
Неопытные и не понимающие, что с ними происходит, настоящие духовные младенцы, не имеющие понятия ни об исповеди, ни о Причастии, они теряют чистоту и здоровье еще в отроческом возрасте, пускаются во все тяжкие и останавливаются только годам к 25–27, и то только потому, что уже не имеют ни сил, ни здоровья, чтобы продолжать жить по страстям. Смотришь: совсем молодой человек, а весь измочален страстями.
Женятся и выходят замуж и тут же разводятся, заводят детей и не могут дать им ничего доброго, потому что сами доброго не получили. Они не знают, как привести детей к вере, как научить их бороться со страстями, потому что сами не были этому научены.
Десятилетия гонений на Церковь сделали свое дело: несколько поколений не имеют ни малейшего представления о Боге, о духовности, по-прежнему считают, что вера – удел старушек и тех, кто не вписался в «успешную» жизнь. И нужна настоящая встряска, чтобы эти люди «проснулись» и задумались о смысле бытия и о вере, а не просто плыли по бурному течению повседневности, обуреваемые многочисленными страстями.
Так почему же мы пришли в монастырь?
После пятого курса моя подруга ушла в Черноостровский Свято-Никольский монастырь в Малоярославце. Сейчас она матушка Нектария, игумения Серафимо-Покровского монастыря в Кемеровской епархии. В 1995 году я окончила Литинститут и последовала за подругой.
В миру меня больше ничто не привлекало, хотя было хорошее образование, профессия, друзья и даже достойный жених.
Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) вспоминал: когда он пришел к Богу в юности, изменилась вся его жизнь:
«Единственное место, где я чувствовал себя хорошо, был храм. Ни друзья, ни развлечения, ни желанная когда-то работа – ничто не касалось моего сердца. Даже книги, даже любимые Достоевский и Толстой не задерживали внимания. Я понял, что совершенно изменился. А может, безнадежно испортился для этого, столь любезного для меня раньше, мира. Открылась другая жизнь, по сравнению с которой все прожитое мною за 24 года не шло ни в какое сравнение».
А Господь уже позвал молодого человека, и этот зов был подобен тому, что услышали когда-то молодые рыбаки из Капернаума: они просто не могли больше продолжать свою обычную жизнь и, оставив все, поспешили за Господом, превратившись в Его учеников.
Позднее, уже подвизаясь несколько десятилетий в монашеском чине, владыка Тихон делился:
«Так почему же мы пришли в монастырь и всей душой желали остаться здесь навсегда? Потому, что каждому из нас открылся прекрасный, не сравнимый ни с чем мир. И этот мир оказался безмерно притягательнее, нежели тот, в котором мы к тому времени прожили свои недолгие и тоже по-своему очень счастливые годы».
Эти слова владыки Тихона очень хорошо передают мое тогдашнее состояние и мои устремления.
Монастырские будни
Начались мои монастырские будни. Духовный подъем, несмотря на неустроенность монастыря, который возрождался и отстраивался. Иноческий постриг я приняла в 1996 году, монашеский – в 2001 году с именем Макария. Говорят, что в иноческом постриге человек летает от дарованной ему благодати: Господь дает ему вкусить радость иноческой жизни, чтобы он помнил эту радость и стремился к ней.
А в монашестве он уже чувствует тяжесть своей монашеской мантии, и ему посылаются трудности для духовного возрастания. Господь попускает прийти искушениям для стяжания духовного опыта.
В монашестве много трудностей, но помнится только светлое и радостное
Когда оглядываюсь на свою монашескую жизнь, то вижу, что были трудности, но вспоминается в основном светлое и радостное. Радость от выполненного долга. Если бы ты тогда не преодолел трудности – не было бы сейчас так радостно.
Господь всегда дает то, что может пригодиться
К нам в Свято-Никольский монастырь приезжали старцы-афониты, и мы учились у них из уст в уста традициям откровения помыслов, Иисусовой молитве, умению видеть страсти и бороться с ними.
У сестер нашей обители было заведено трудиться по очереди на послушании в Горненском монастыре в Иерусалиме. Я жила там сначала полгода, потом еще три месяца. Помогала на кухне, на трапезе. Имела возможность посещать святые места – это было зримое Евангелие. Потом, когда читала Евангелие, все вставало перед глазами.
Матушка игумения посылала сестер на подворья, мы восстанавливали Гремячево, Рождествено, Карижу. Приходилось доить коров, заготавливать сено, работать на огороде, учиться строительному делу. Господь всегда дает то, что может пригодиться: я училась молиться, строить храмы – и все это пригодилось мне, когда я стала игуменией. Пройдя через все послушания, многому научилась.
Как я думала о корове, а стала игуменией
Как-то митрополит Саратовский и Вольский Лонгин обратился к нашей матушке игумении Николае с просьбой о монахине, которая могла бы стать игуменией в возрождающемся монастыре. Матушка предложила двух сестер, меня в том числе, предупредила меня об этом, но (для моего смирения) добавила:
– Шансы твои равны нулю: какая из тебя игумения?!
Поэтому об игуменстве я не думала и особо не волновалась – все мысли мои в тот момент были заняты коровой, которая собиралась отелиться у меня на подворье.
Владыка Лонгин объяснил нам, что в городе Вольске Церкви вернули наконец территорию бывшего монастыря, которая долгие годы использовалась не по назначению. Добавил, что монастырский храм там разрушен и его нужно отстраивать заново.
Вторая сестра, которая пришла к владыке на «смотрины» вместе со мной, была хорошим строителем, и я сказала:
– Владыко святый, вот сестра – отличный строитель.
А он поговорил с нами и выбрал отчего-то меня.
Как мне не хотелось покидать родной монастырь
Возвращаюсь я на подворье, чтобы забрать свои немудреные пожитки и отправиться в чужой, незнакомый город. Душа у меня при этом полна ропота: очень не хотелось покидать родной монастырь.
Сижу за рулем и переживаю. Пошел снег, стало скользко, машина передо мной резко затормозила, а я затормозить не успела и чуть-чуть ткнулась в чужой бампер. Водитель вышел, глянул на меня, вздохнул и сказал:
– Матушка, какой сегодня тяжелый день!
И не стал меня ругать – сел и уехал. И ропот у меня в душе прекратился, потому что я сразу осознала, что ропщу я на решение архиерея.
В монастырском храме Вольского Владимирского монастыря
Как мы возрождали монастырь
В 2013 году я приехала в Вольск восстанавливать разрушенный монастырь. Встретили меня и сестру-помощницу с любовью. За месяц мы переоборудовали бывший актовый зал в домовую церковь во имя святителя Николая Чудотворца и отслужили первую службу. Мы читали святителю акафист и чувствовали его поддержку.
В мае 2014 года начали рыть котлован под строительство нового храма – его мы построили за два года.
При нашем монастыре действует кризисный центр для женщин в трудной ситуации
При монастыре действует кризисный центр для женщин в трудной ситуации, в данный момент у нас там семь мамочек и десять детей от девяти месяцев до трех лет. В основном эти мамочки сами сироты, не получившие ни должного воспитания, ни любви. Они находятся у нас на полном обеспечении. Если я покупаю продукты сестрам – то же самое покупаю для матерей и детишек кризисного центра. У них есть своя трапезная, кухня, прачечная, к ним ходят педагоги, психолог, юрист, медики.
Так мы и живем в нашем Вольском Владимирском монастыре. Сейчас у нас девять сестер.
Крестный ход в Вольском Владимирском монастыре
К нам в обитель ежегодно ходит крестный ход со всех храмов города. Жители Вольска очень ждали восстановления нашего старинного монастыря.
Расстрелянные за веру монахини нашей обители молятся за нас, и мы хотим построить часовню в их память
После революции были расстреляны 37 монахинь нашей обители, и мы хотим построить часовню в память о мученицах за Христа. Они, видимо, молятся за нас, потому что мы чувствуем их сильнейшую духовную поддержку.
Думаю, именно благодаря их молитвам мы смогли так быстро возродить монастырь и выстроить храм.
Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери в начале XX столетия
Заново отстроенный храм Владимирского монастыря
Кризисный центр у нас находится в новом корпусе, чтобы мамочки и дети могли жить с удобствами, сами же сестры живут пока в старом корпусе, который нужно еще восстанавливать. На это требуются большие средства, поэтому будем молиться за всех, кто пожелает нам помочь.
Вольский Владимирский женский монастырь
Контакты:
Адрес: Россия, Саратовская область, Вольск, пос. Пролетарский, д. 39.
Телефон стационарный: +7 (84593) 5-42-81.
Телефон мобильный: +7 (987) 313-62-71.
E-mail: volsk-monastyr@mail.ru.
Реквизиты:
ИНН 6441999595
КПП 644101001
Р/с 40703810900080005219 в ОАО «НВКбанк»
БИК 046311751
К/с 30101810100000000751
№ карты: 4276856012822544 (Семенова Елена Николаевна)
Как стать игуменьей монастыря
6.1. Трудничество
Тому, кто почувствовал в себе призвание к монашеству, не может воспрепятствовать «никакой прежний образ жизни, ибо монашеское житие изображает нам жизнь покаяния»[32]. Вместе с тем этот путь требует от человека сугубого самоотречения, и потому стремящийся стать монахом должен тщательно испытать, способен ли он идти этим путем. Желающий вступить на монашеский путь посещает монастырь как паломник, постепенно знакомится с жизнью братства и монашескими традициями. Решаясь остаться в обители, он обращается к игумену с просьбой о принятии в монастырь.
Перед тем, как дать благословение человеку на проживание при монастыре в качестве трудника, игумен проводит с ним собеседование, выясняет у него обстоятельства его жизни. При этому игумен следует обратить внимание на возможное наличие внешних препятствий к поступлению в монастырь. Такими препятствиями являются, в частности, несовершеннолетие, брачное состояние, наличие несовершеннолетних детей, требующих опеки (игумену должна быть представлена справка о семейном положении), нахождение под судом или следствием, обремененность долговыми обязательствами или обязательствами по выплате алиментов, состояние физического или психического здоровья, делающее человека неспособным к нахождению в общежитии. Желающий быть принятым в обитель должен представить удостоверение личности и документы об образовании и квалификации, военный билет (для мужчин). По возможности ему следует заручиться рекомендациями священнослужителей.
Трудники проживают отдельно от братства. Период трудничества продолжается не менее одного года. В это время игумен внимательно наблюдает за душевным расположением новопоступившего, заботится о его духовном окормлении, следит за тем, чтобы он имел возможность вести правильную духовную жизнь, прилежал не только к монастырским трудам, но и к чтению и молитве, имел возможность посещать богослужения, принимать участие в таинствах. Сам трудник за это время присматривается к порядкам обители, испытывает свою решимостьвстать на монашеский путь.
Если трудник в течение испытательного срока показывает твердость своего намерения вести монашескую жизнь, он может быть принят в число послушников.
Препятствиями к оставлению трудника при монастыре в качестве послушника могут быть душевный недуг или неуступчивый характер, который не позволяет ему безропотно принимать правила монастыря, побуждает требовать для себя особых условий и отказ утесняя самолюбие служить братии. Не полезно оставлять в монастыре тех, кто обнаруживает склонность к разногласиям и ссорам, постоянно поддается ропоту и унынию и, несмотря на советы и увещания, не показывает намерения к исправлению. Подобные люди будут нарушать внутренний строй жизни обители и могут оказывать неблагоприятное воздействие на братию.
Трудник, покидающий монастырь по собственному желанию или согласно решению монастырского руководства, не вправе требовать платы за труды, которые исполнял в обители, потому что они рассматриваются как добровольная жертва в ее пользу.
Студенты духовных учебных заведений, а также лица, имеющие опыт церковных послушаний на приходах или в других обителях, по благоусмотрению игумена могут быть сразу приняты в число послушников.
6.2. Послушничество
Послушничество, будучи следующей после трудничества подготовительной ступенью к монашескому образу жизни, является важным этапом в жизни желающего вступить на монашеский путь. По святоотеческому замечанию «первоначальное направление, полученное при вступлении в монастырь, остается в подвижнике, в большей или меньшей степени, на всю жизнь»[33].
Причисление желающего того к послушникам осуществляется в ответ на его письменное прошение и на основании решения духовного собора, который должен испытать кандидата в знании и понимании монастырского устава.
При прохождении послушнического искуса новоначальный должен прилагать усилия к внимательному изучению Священного Писания и основных аскетических творений святых отцов. По наставлению святителя Игнатия (Брянчанинова), «сперва надо читать книги, написанные для общежительных монахов, каковы: Поучения преподобного аввы Дорофея, оглашения преподобного Феодора Студийского, Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, начиная с ответа 216 (предшествовавшие ответы даны наиболее затворникам и потому мало соответствуют новоначальным), Слова святого Иоанна Лествичника, Творения преподобного Ефрема Сирского, бщежительные постановления и собеседования преподобного Кассиана Римлянина.
Потом, по прошествии значительного времени, можно читать и книги, написанные отцами для безмолвников, как-то: Добротолюбие, Патерик Скитский, Слова преподобного Исайи тшельника, Слова святого Исаака Сирского, Слова Марка Подвижника, Слова и Беседы преподобного Макария Великого, сочинения преподобного Симеона, Нового Богослова, и другие подобные сим деятельные писания отцов»[34]. Живя в обители, послушник старается тщательно исполнять положения монастырского Устава и традиции обители, вместе с другими насельниками участвует в богослужениях и общей трапезе, трудится на монастырских послушаниях.
За время послушнического искуса тщательно испытывается готовность человека к монашескому образу жизни, желание с любовью следовать традициям и уставу монастыря, готовность к добровольному послушанию игумену и братству. Игумену следует убедиться, что послушник осознаёт ответственность за свой выбор монашеского пути, имеет решимость следовать ему всю жизнь. Иначе говоря, необходимо испытать, готов ли послушник терпеть все «тесноты жития иноческого» [35], как внешние, так и внутренние.
По истечении испытательного срока, длительность которого остается на усмотрение игумена, последний принимает решение о представлении послушника к иноческому или монашескому постригу, либо об его удалении из монастыря, либо о продлении испытательного срока.
Таким образом, трудники и послушники живут в обители по благословению игумена, при этом одной из особенностей их статуса является то, что при оставлении монастыря по каким-либо причинам они не подлежат каноническим прещениям.
Все вопросы, связанные с их пребыванием в монастыре, находятся в ведении игумена и духовного собора и не выносятся на рассмотрение епархиального архиерея.
6.3. Иночество (рясофор)
6.3.1. Общие положения
В современной монастырской практике иноческий постриг именуется также постригом в рясофор, а получившие его именуются иноками, рясофорными монахами или просто «рясофорами» (досл. с греч. – носящими рясу). Иночество (рясофор) является первой степенью монашества, хотя в некоторых обителях традиция постригов в рясофор отсутствует.
Постриг в рясофор совершается над послушниками, прожившими в обители не менее 3 лет. Для выпускников духовных семинарий этот срок может быть сокращен.
По истечении испытательного срока духовный собор во главе с игуменом рассматривает вопрос о представлении послушника к постригу в рясофор. В случае положительного решения игумен письменно испрашивает благословения на постриг у епархиального архиерея. Последование пострига в рясофор предписывает игумену тщательно расспросить постригаемого, добровольно ли он принимает пострижение, хорошо ли обдумал свое решение и готов ли нести за него ответственность. В уставных предписаниях, содержащихся непосредственно перед чином пострижения, указано, что до самого пострига готовящийся к нему послушник должен засвидетельствовать свою готовность вступить в ангельский чин и решимость пребыть в монастыре: «Хотяй прияти рясу приходит ко игумену и сотворь обычное пред ним поклонение, вопросимь бывает от него, аще со всяким усердием ко иноческому приходит житию, и аще многодневным усмотрением сие предложение неизменное имать. Обещавшу же ся ему невозвратно пребыти в монастыри в посте и молитвах, и тщание творити помощию Божиею, еже день и нощь преуспевати в добродетелех и во всех повеленных ему службах, прежде всех повелевает ему чинно прежде изчитати согрешения своя» [36]. Кандидат к постригу должен быть знаком с основными аскетическими творениями святых отцов и уставом обители.
При постриге игумен, как духовный отец братства, становится восприемником новопостриженного. При многочисленности братства игумен может поручить духовное окормление постриженного одному из опытных старших братий, при этом оставаясь ответственным за духовное руководство иноком.
Инок может быть рукоположен в диаконский сан, к хиротонии же во пресвитера желательно представлять мантийных монахов.
Необходимо различать иноков, принявших рясофорный постриг, и послушников, получивших только благословение носить некоторые монашеские одежды (подрясник, пояс и скуфью для послушников; подрясник, пояс, апостольник и скуфью — для послушниц) и по своему каноническому статусу являющихся мирянами. Если во время прохождения послушничества такой человек пожелает оставить монастырь, он не подвергается каноническим прещениям.
6.3.2. Статус иноческого пострига как первой степени монашества
Настоящим Положением определяется, что в Русской Православной Церкви иноческий постриг является вступлением в монашеский чин, со всеми соответствующими каноническими последствиями.
Вопрос о том, какой статус – мирянина или монашествующего – имеют получившие иноческий постриг, поднимался на протяжении многих столетий, в том числе в России. Причисление рясофоров к монашествующим основано на следующих свидетельствах.
Литургические свидетельства. Хотя постригаемый в рясофор не произносит монашеских обетов, но приведенное выше обещание «невозвратно» пребывать в монастыре указывает на причисление его к монашествующим. Кроме того, молитвы на пострижение в рясофор содержат в себе выражения, говорящие именно о восприятии монашеского образа: «Благодарим Тя, Господи Боже наш, Иже по мнозей милости Твоей избавил еси раба Твоего от суетнаго мирскаго жития, и призвал еси его на честное сие обещание, сподоби убо его пожити достойно во ангельстем сем житии». Эти молитвы свидетельствуют о переходе от мирской жизни к иной, монашеской жизни: «Благодарю Тя, Господи Боже наш, Иже по многой милости Твоей избавил еси рабу Твою от суетныя мирския жизни и призвал еси ее на честное сие обещание: сподоби убо ее пожити достойно в ангельском сем жительстве и сохрани ее от сетей диавольских, и чисту душу ея и тело соблюди даже до смерти. »[37]. На это же указывает пострижение влас, как видимый знак посвящения Богу, о чем, к примеру, пишет блаженный Симеон Солунский истолковывает так: «Чрез отнятие же и пострижение волос [постригаемый] приносит Господу, как жертву, начатки от тела: ибо всего себя приносит и посвящает Христу, и отверг всё излишнее и мирское»[38].
Канонические свидетельства. Каноны не выносят определений о рясофоре в силу того, что формирование особого чина пострижения в рясофор начало складываться, по замечанию известного литургиста Н. Пальмова [39] лишь в XII веке. Вместе с тем, указания на статус рясофора содержатся в творениях авторитетных толкователей канонов — патриарха Феодора Вальсамона и преподобного Никодима Святогорца. Так, Вальсамон пишет: «То, чтобы принявшим рясофор была дана свобода до истечения этого [трехлетнего] срока, если им не понравится суровость уединенной жизни, отложить монашеские одежды, а облечься в мирские, мне не кажется ни каноничным, ни достойным нашего жительства и обещания»[40].Он же, в толковании на 19-е правило святого Василия Великого отмечает: «Не скажи, что те монахи, которые не дали такого обета, должны быть признаны неповинными; ибо хотя бы кто и не был пострижен, нонаденет рясу, не может уже снять (монашеского) образа и вступить в брак»[41]. О том же пишет преподобный Никодим Святогорец: «Рясофорные уже не могут сбросить рясу и вступить в брак – да не будет! Как они дерзнут на это, в то время как и власы на голове их пострижены, а это означает, что они отверглись всякого мирского мудрования и посвятили свою жизнь Богу? Как они дерзнут на это, когда с благословения носили монашескую рясу и камилавку, поменяли имя и над ними были прочитаны иереем две молитвы, в которых иерей благодарит Бога за то, что н “избавил их от суетнаго мирскаго жития и призвал на честное обещание монашеское”, и просит Его принять их “во иго Его спасительное”?»[42]
Святоотеческие свидетельства. О причислении рясофоров к монашеству говорят великие русские святые. К примеру, святитель Феофан Затворник — «Бог благословит и монашескую одежду (рясофор) принять. И старайтесь с этого же раза явить в себе настоящую монахиню» [43]; преподобный Макарий Оптинский: «Монашества три степени: рясофор, мантия и схима; первый – новоначальных, второй – средних, а третий – совершенных» [44]; преподобный Амвросий Оптинский: «Поздравляю тебя с получением первого видимого монашескаго образа, т.е. пострижением в рясофор»[45] и другие.
6.4. Монашество (мантия, малая схима)
Вопрос о пострижении послушника или рясофорного инока в мантию (малую схиму) рассматривается духовным собором во главе с игуменом. При положительном отзыве духовного собора игумен письменно испрашивает благословения на постриг у епархиального архиерея.
Кандидат к принятию пострига в мантию должен осознавать важность монашеских обетов. От него ожидаются свободное волеизъявление и твердая решимость исполнять эти обеты. 40-е правило Трулльского Собора гласит: «Понеже присоединяться Богу, чрез удаление от молвы житейския, весьма спасительно, то мы должны не без испытания безвременно принимать избирающих житие монашеское, но и в отношении к ним соблюдать переданное нам от отцев постановление: и сего ради должно принимать обет жизни по Богу, яко уже твердый и происходящий от ведения и рассуждения, после полнаго раскрытия разума». Игумен должен разъяснять кандидатам к постригу смысл и значение монашеского пострижения: «Егда же прииде время пострижения, настоятель, призвав хотящих пострищися, объясняет им обеты монашеские в пострижении; и по пострижении – какие брани и скорби от навета вражия будут, и како противостояти им и побеждати я. И они да приуготовляют себя к пострижению в посте, молитве и истинном смирении, яко хотящии сподобитися ангельского образа»[46]. Принимающему малую схиму следует сознавать, что постриг предполагает сугубое смирение и покаяние, признание себя в монастыре наименьшим и «всем рабом» (Мк. 10, 44), и не приводит к привилегированному положению в обители. Помимо обетов послушания, нестяжания и целомудрия каждый монах приносит обеты отречения от мира, пребывания в монастыре и в постничестве до последнего издыхания, соблюдения монастырского устава, терпения всех скорбей «Царствия ради Небесного»[47]. Таким образом, принимая постриг, монах приуготовляется к жизни подвижнической, ко всегдашнему отсечению своей воли и смиренному приятию всего, что попускается от Бога.
Согласно определению Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года, «для улучшения духовной подготовки к постригу и повышения ответственности лиц, его принимающих, признано необходимым перейти к практике пострижения в мантию только по достижении тридцати лет, за исключением студентов духовных школ и священнослужителей» (определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п.14).
В церковной традиции постриг получил имя «второго крещения». Подобно тому, как при крещении присутствует восприемник, так и при постриге присутствует духовный отец (игумен), который берет на себя обязательство научить новопостриженного монашеской жизни. «Номоканон» прямо предписывает постригаемому обязательно иметь восприемника: «Аще кто дерзнет пострищи монаха без приимца, сиречь без старца, да извержется»[