как стать монахом мужского монастыря в россии
Как попасть в мужской монастырь на проживание
В этой статье я расскажу такую тему – уход обычного мужчины в монастырскую обитель. Принятие пострига – весьма ответственное и непростое решение для любого христианина. К решению ухода от мирской суеты задумываются чтобы узнать ощущение наслаждения искренней связи с богом, а не для бегства от каждодневных неприятностей.
Какие основные причины добровольного ухода за монастырские стены
Иночество по праву можно причислить к основным таинствам любой религии, – православной или католической. Оно несет в себе желание отречения от всего мирского, сближение с Иисусом и посвящение себя службе богу.
Принятие монашества, – ответственный поступок. Он допустим для людей твердых душой, с крепкой волей служения Христу. Когда мужчина не находит радости в повседневности, – решение запереть себя за монастырскими стенами только умножит его горести.
Принять монашество реально лишь порвав все нити с окружающим обществом, всецело отрешаясь от всего бренного, посвящая себя службе богу. Веление души и твердое желание, вот что делают мужчину ближе к принятию монашества. Тут необходимо поработать и настроить себя.
В монастырской обители всегда добродушно встречают всех, однако пока не разрешены наболевшие обиды из жизни в миру, стены монастыря вам не помогут, а лишь ухудшат положение дел. Во время ухода в монастырь необходимо отречься от всяких симпатий к обычной жизни. Если стремление отдать собственную судьбу служению Христу непоколебимо, то и думы о жизни в монастыре идут в пользу.
До принятия решения об уходе в монахи, надобно подумать, может у вас останутся какие-нибудь родственники, которым нужна опора или помощь. Каждый человек имеет индивидуальную причину прихода в обитель монастыря. Единственное, что сближает будущих монахов, – следование образу жизни Христа.
Как подготовить себя к монашеской жизни
Если перевести с греческого слово – монах, то получается слово «одинокий». В древности таких людей называли иноками. Это слово происходит от выражения «иной». Пребывание в ските, это непринятие лишних вожделений и безнравственности, а не игнорирование всего мира. Монашество существует для возрождения изначальной без греховности и целомудрия.
Следование по пути Христа, – непростой и тягостный удел, однако вы получите большую способность воспринимать с радостью все невзгоды, посылаемые Господом. В добавок, монахи каждый день молятся о нашем несовершенном свете. Он существует, пока слышится моление в монастырях. Судьбоносная цель служения монашества, – моление за всех нас.
Чтобы стать настоящим монахом нужно:
Что делать если в миру остались родители?
Большинство родителей на Руси и в остальных христианских странах приветствовали хотение своих детей уйти в монастырскую обитель. Подобные дети приравнивались к молитвенникам в пользу всей семьи.
Есть люди, выступающие решительно против ухода своих отпрысков в монастырь. Своих чад они желали видеть преуспевающими в обычной жизни. Их отпрыскам нужно подобрать точные доводы и ответы на возражения, чтобы поняли правильность их решения.
Благоразумные родители должны внимательно изучить выбор собственного ребенка. Взглянуть в корень вопроса, помочь и принять выбор родного человека в этом трудном начинании.
Из-за недопонимания сути монашества, большинство людей рассматривает желание своих отпрысков уйти в монастырь как что-то противоестественное и неправильное. Им не нравится, что у них не будет продолжения рода, а их дети лишатся обычных мирских радостей.
Если нужно еще подумать: послушник или трудник
Выбрать нужный монастырь, в котором душа бы лежала остаться навсегда, бывает очень непросто. Посетив один монастырь, тяжело определиться, захотите вы тут остаться или вам этот монастырь не подходит.
Тем, кто захочет остаться в монастыре на недолгое время, может взять на себя роль трудника. Трудник должен часто молиться и исповедоваться. Выполнять любую работу на монастырском хозяйстве и постепенно привыкать к жизни в монастыре.
Трудник должен жить при монастыре и в нем питаться. На данном этапе к нему присматриваются, и когда он остается непоколебим в своих намерениях, делают предложение остаться в обители послушником. Послушник, — человек, проходящий испытание в монастыре, готовящийся к постригу.
Послушание, – христианское испытание, смысл которого в освобождении души от всего мирского. Необходимо понять и принять смысл и важность прохождения испытания послушанием. Принять, что это делается для очищения души, а не для бессмысленных пыток. Готов ли послушник к принятию монашества, решает его наставник. Этот этап может продлиться много лет. Во время послушания нужно сделать определенный выбор в своей судьбе.
Настоятелем монастыря либо епископом совершается обряд пострижения в монахи. После проведения данной процедуры обратной дороги уже не будет. Отречение от печалей, смущений и страстей приводит к истинной связи с богом.
Подводим итоги
Если вы хотите посвятить себя службе божьей, приняв постриг монаха, то должны хорошо представлять, — стать истинным монахом весьма непростое дело. Для этого необходимо:
Вступление в монашество и выход из него. Часть 1
Наверное, нет ни одного человека, который бы не знал или не видел монахов, не сталкивался бы с ними в храмах, в монастырях или в быту. Многие имеют родственниками монахов, а еще больше людей имеют среди монашествующих духовников или просто знакомых. Внешняя сторона деятельности монахов, благодаря средствам массовой информации, достаточно известна, но какая-то сторона их жизни остается абсолютно неведомой в миру. От этого рождаются или загадки, или расхожие домыслы, или неправдоподобные истории.
Открытие многих новых монастырей и подворий на территории России на протяжении последних 20 лет привели к тому, что эти монастыри стали быстро наполняться иноками и инокинями, что само по себе очень отрадно. Но, с другой стороны, скороспелые постриги, необдуманный приход в монашество, реальные трудности возрождения обителей и острый дефицит опытных духовников привели к тому, что иноческие обители стали быстро наполняться насельниками случайными и малоподготовленными. Многие принимали постриг необдуманно, не рассчитав свои силы, не проверив себя, без рассуждения, доверившись мимолетным чувствам или уговорам посторонних лиц и в общем, как оказалось, по ошибке. Что не замедлило сказаться на духовном уровне современных российских монастырей.
Такие упущения не прошли даром. Многие из насельников стали покидать стены обителей и возвращаться в мир, совершенно пренебрегая прежде данными обетами. К сожалению, этот процесс продолжается и поныне. Вот почему цель данной работы, кроме ее исторического и канонического аспектов, состоит еще и в том, чтобы помочь вступающим в иночество определиться в своем жизненном пути, а всем принимающим в монашество напомнить о той высокой ответственности, которую они берут на себя.
Формирование монашеской традиции
Монастырь св. мц. Екатерины в Египте |
Что такое монашество, монах, монастырь? С этими вопросами приходится сталкиваться каждому человеку. Но у разных людей формируются совершенно разные, иногда противоположные мнения о монашестве. Эти представления зависят от многих факторов: от религиозных убеждений и от положения в обществе, от образования и воспитания, от житейского и религиозного опыта и т.д. На фотографиях, со страниц журналов и газет, с экранов телевизоров и кинотеатров то и дело мелькают лица монахов, в Интернете можно найти сайты, посвященные монастырям и монашествующим, и, наконец, существует богатейшая святоотеческая письменность, где о монашестве сказано практически все, но беда в том, что времени на глубокие исследования у большинства людей катастрофически не хватает.
Простой обыватель, конечно же, довольствуется тем, что ему предлагают СМИ, и порой считает, что уже все или почти все знает о монашестве. Гораздо реже встречаются люди вдумчивые, которые начинают читать книги и специальную литературу по монашеству. А еще реже встречаются те, кто исследует тему до конца, до первоисточников, до самых азов. Обычно этими людьми бывают или сами монахи, или специалисты в области монашеской письменности, церковной истории и культуры.
Святые отцы называют монашество наукой из наук. Значит ли это, что монашество есть некое сокровенное знание, то есть особого рода наука, которой обучают в монастырях? Или это выражение надо понимать иносказательно? Все зависит от того, кто будет говорить. Если о монашестве будет вещать протестантский богослов, совершенно отрицающий его ценность, то мы услышим одно суждение, а если о нем будет говорить человек, сам прошедший путь монаха, то мы услышим совершенно другое.
Приравнивая монашеское делание к высшему творчеству или к науке особого рода, святые отцы не ошибались. Потому что монашеское делание относится к самому сокровенному, самому важному и прекрасному, что есть в человеке, – к его душе. Да и не только к душе, но и ко всему составу человека: воспитанию духа, очищению души и аскетике тела. Одним словом, к преображению всего человека, или, как говорили святые отцы, к его «обожению».
Здесь всего лишь аллегории, а в жизни все гораздо проще и незаметней, но одновременно и сложней. Реальная монашеская жизнь может очень сильно отличаться от той, о которой можно прочитать в книгах, и об этом надо обязательно знать всем желающим идти этим тернистым путем.
Данная работа призвана, скорее, к тому, чтобы отрезвить легкомысленную часть молодежи, стремящейся в монашестве найти простой выход своих проблем, или ту ее часть, которая, не найдя себе применения в миру, думает найти его в монастыре. Для подлинного монашества необходимо призвание. Ибо только «могущий вместить, да вместит».
Основания монашеского образа жизни
Митрополит Московский Филарет в «Правилах благоустройства монашеских братств московских ставропигиальных монастырей» указывает на Священное Писание как на единственное и абсолютное основание монашеских обетов:
1. дающий обет послушания и отречения от своей воли и от своего мудрования должен основывать оный на слове Господнем: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 26: 24.);
2. дающий обет целомудрия должен внимать слову Христову: «Могий вместити да вместит» (Мф. 19: 12.) – и слову апостольскому: «Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви». (1 Кор. 7: 32);
К родоначальникам монашества Предание Православной Церкви относит святого Предтечу Господня Иоанна, святого пророка Божия Илию, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Саму Пречистую Деву Богородицу. Они для христиан были и будут образцами всецелого посвящения себя Богу.
Причины возникновения монашества
Но главным толчком к возникновению и развитию такого странного и необычного сообщества, каким стало монашество, послужили не гонения, а как раз напротив – внезапный мир и благоденствие Церкви. Массовое монашеское движение возникло как реакция на секуляризацию Церкви и церковного общества.
Киновия – идеальное христианское общежитие
Идеи возникновения таких сообществ, как «первохристианская община» и как «строгий общежительный монастырь», были абсолютно одинаковы, потому что жизнь всех членов сообщества была построена исключительно на евангельских заповедях, но вот историческое зарождение киновий было несколько другим, чем первохристианской общины. Однако можно считать, что и то и другое было следствием Промысла Божия.
Основатели монашества восточного и западного
На Запад уставы монашеской жизни попали благодаря деятельности преподобного Бенедикта Нурсийского, который основал вблизи Неаполя общежительный монастырь с уставом, похожим на устав преподобного Пахомия Великого. Он адаптировал для итальянского монашества уставы египетских киновий. Монашество нашло здесь благоприятную почву и стало быстро развиваться. От главного монастыря преподобного Бенедикта отпочковались еще несколько дочерних монастырей [25] . Монастыри, возникшие в Западных провинциях Римской империи, образцом для себя брали уставы, принесенные в Рим преподорбным Иоанном Кассианом, а это были знаменитые уставы пахомианских монастырей.
Появление первых монашеских уставов
Первоначально сами монашествующие стали вырабатывать определенные правила, которые они считали необходимыми для поддержания порядка в своих все более увеличивающихся рядах.
Монашеские одежды мог надевать на себя каждый, кто хотел жить по-монашески по собственному усмотрению, применяясь в выборе одежды, в покрое и цвете к тем одеждам, которые были приняты в том или ином монастыре. И это неудивительно для монашества отшельнического, потому что оно признает значительную степень свободы подвижника от внешних форм и ограничений. Однако свободу следует понимать только в сторону большего аскетизма, а не в сторону излишеств и поблажек плоти.
Одними из первых, кто составил письменные правила монашеской жизни, были преподобный Пахомий Великий и святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Эти правила легли в основу почти всех последующих монашеских уставов. Они дошли и до нашего времени. И уже в них мы видим, как решаются вопросы вступления в монашество и как резко осуждается выход из него.