как светят куличи и яйца
«Пасхальная еда — не святыня, а символ». Как освятить куличи дома самим
Священник Максим Первозванский
Как освятить кулич дома?
Как освятить куличи и яйца дома, а также встретить Пасху вдали от храма «Правмиру» рассказал протоиерей Максим Первозванский.
— Я сторонник всевозможного обрядового ритуального и украшательского сопровождения нашей жизни. Ставить вербу в вазу на Вход Господень в Иерусалим; березками украшать свое жилище на Троицу; купаться на Крещение в проруби; выпускать птиц на Благовещение; освящать яблоки на Преображение и так далее — все это очень важно и очень здорово.
Безусловно, это внешнее не является центром и смыслом самого события и нашего переживания его, но очень хорошо помогает нам прийти к этому переживанию.
Нынешний год дает нам дополнительные возможности вот для этого внешнего делания. Понятно, сам приход в храм для освящения куличей для церковных людей — вообще не центральное событие бытовой подготовки к Пасхе. То есть, если человек пошел в булочную и купил кулич, и с этим куличом пришел в храм, то да, для него этот момент, что священник окропил кулич святой водой и прочитал молитву, возможно, является центральным.
А если человек в среду встал до рассвета, как положено, и начал красить яйца, потом в Великий четверг, в перерывах между службами начал сам печь куличи, достав рецепт, который еще его бабушка рукой своей собственной написала в 1953-м году, то приход непосредственно в храм с этими куличами и с этими яйцами, и с этой пасхой, становится лишь некой точкой. Тем более, главное, для чего мы в Великую субботу приходим в храм — не освятить куличи, а поклониться святой Плащанице.
Но вот все это — встать до рассвета, подготовиться, в суете повседневной жизни удавалось не всем. В этом году у нас есть возможность это сделать, в том числе — в четверг самостоятельно испечь куличи, а не купить их в булочной или даже в храме. И это будет замечательное трудовое усилие, почти молитвенное. Особенно если вы действительно будете сопровождать это молитвословием. И, таким образом, вся ритуально-обрядово сопровождающая Пасху история может заиграть у нас новыми красками.
А потом, в Великую субботу вы включите трансляцию, увидите, как Святейший Патриарх окропляет куличи, и окропите свои собственные куличи. Или сами споете тропарь второго гласа «Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный», который специально выучите для этого случая, если еще не знали его наизусть. Вы прочитаете молитву на освящение всякой вещи, окропите ваши куличи, пасху, яйца святой водой, и, поверьте, духовная польза от этих сопутствующих и не главных вещей (потому что, понятно, Пасха — это не про куличи и яйца) большая.
Тропарь воскресный. Глас 2-й:
Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, / тогда ад умертвил еси блистанием Божества: / егда же и умершия от преисподних воскресил еси, / вся силы небесныя взываху: / Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе.
Молитва на освящение:
Благословляется и освящается пища сия кроплением воды сия священные, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Надо понимать, что освящение кулича — это не какое-то сакраментальное действие, при котором читается какая-то особая молитва. Это просто благословение пасхальных снедей, то есть, еды. Мне вообще глубоко чуждо, когда скорлупки от крашеных яиц собирают и не выкидывают, или еще чего-нибудь делают в подобном духе. Это всего лишь еда, которая носит некоторое символическое действие.
Повторяю: сами по себе кулич, яйца и пасха — это не святыня, а просто символ. Очень здорово, когда на пасхальном столе стоит кулич, а вокруг него — крашеные яйца. Особенно если все сделано своими руками. Тут ведь как это работает: чем больше сил вы потратили на приготовление, тем для вас это будет ценней. И если все приготовлено не между делом, а по-настоящему — это здорово! Конечно, не в ущерб трансляциям богослужений. А окроплены ли куличи святой водой в храме или дома, и окроплены ли вообще или просто благословлены с молитвой: «Христе Боже, благослови ястие и питие рабом Твоим…» — в данном случае большого значения не имеет.
Ко всякому празднику стоит готовиться. И по-настоящему это делают обычно те, кто готовит храм к праздничному богослужению. Например, за два дня начинают украшать храмовую икону, или Плащаницу, думают, какие цветы купить, каким образом оформят то-то и то. Сегодня у всех есть возможность подготовить дом к празднику, и дом станет вам храмом.
Когда святить куличи и яйца на Пасху в 2021: как освятить пасхальные продукты в церкви и на дому
Освещение куличей и яиц к светлому Празднику Пасхи – это многолетняя традиция, которая является одной из самых главных. Когда светят куличи и яйца в 2021 году, с собой берут и другие угощения, кто какие любит. Ведь Пасха большой праздник и игнорировать приготовления к нему никак нельзя, особенно, если человек верующий. Ежегодно возникает вопрос, когда светят куличи и яйца на Пасху. В 2021 году, как и в другие годы, осветить корзиночку надо накануне праздника или во время всенощной службы.
Подготовка к праздничной трапезе
Как правило, утро Пасхи начинается с того, что вся семья усаживается за стол, зажигает свечу, читает молитву и разговляется теми угощениями, которые были освещены накануне. Свой завтрак в этот праздничный день надо начинать обязательно с кусочка свинченного яичка и кусочка куличика. Но, чтобы накрыть праздничный стол, к празднику надо заготовить все необходимое. Можно ли в Пасху идти на кладбище.
В первую очередь, главными и самыми важными атрибутами Пасхи является пасхальные куличи и крашенные яйца, которые также называются крашенками или писанками. Красить яйца и печь куличики принято на Страстной седмице, в Чистый четверг. Если не приготовления не получается сделать в этот день, то можно продолжить готовить традиционные угощения на Пасху в Великую субботу, за день до праздника.
Интересно! Считается, что на Страстную пятницу нельзя готовить. Но, наши предки были уверены, что именно в Страстную пятницу надо печь куличики и красить яйца. Куличи в эту пятницу получались особенно пышными. Есть поверье, что если испечь буханку хлебушка в этот день, то он не покроется плесенью.
Когда идти святить
И вот, когда все приготовления к Пасхе уже готовы, возникает вопрос, когда светят куличи и яйца в
2021 году? Обычно, это надо делать в Великую субботу. Поскольку Пасха в 2021 году отмечается 2 мая, то святить куличи и яйца надо 1 мая. Обычно храмы начинают этот обряд с самого раннего утра и продолжают до самого вечера. Поскольку желающих освятить свои корзиночки много, в церквях светят еду почти на протяжении всего дня. Итак, самое важно, что нужно знать о том, когда светят куличи и яйца на Пасху в 2021 году, это то, что их светят 1 мая, в Великую субботу, с утра до вечера.
Внимание! Маленькие церкви порой проводят освещение еды на Пасху в какой-то конкретный промежуток времени. Это связано с тем, что и людей мало приходить, и надо самим успеть подготовиться к всенощной. Поэтому. Лучше всего заранее уточнять расписание освещения еды в храмах. Зачастую они такую информацию вывешивают на двери. На праздничный стол можно приготовить бутерброды со шпротами и соленым огурцом.
Вместе с куличами и яйцами еще надо положить кусочек мяска, соль, хрен и что-то молочное, например, кусочек сыра.
Интересно! Многие мамы кладут в пасхальные корзиночки для своих деток шоколадные яйца и тоже их святят. Некоторые несут святить и пасхальных кроликов, но это уже навеяно влияние Европы, и не является традиции на православную Пасху, однако не запрещается.
Почему кулич нужен обязательно
Кулич – это еще один известный атрибут Пасхи. Почему именно пасхальный куличик должен находиться в корзиночке и быть освещенным? Дело в том, что кулич это исконно русский обрядовый хлеб, который обязательно должен печься на дрожжах и быть сладким. Считается, что именно такой хлеб давал Иисус Христос своим ученикам на Тайной вечере.
Куличики всегда имеют цилиндрическую форму, также в них всегда надо добавлять чуть-чуть изюма. А вот уже что касается пряностей, то можно выбирать по вкусу. Во время освещения куличика, в нем обязательно должна стоять церковная свеча. Подайте на праздничный стол мясо по-французски с картошкой в духовке.
День, когда святят куличи и яйца в 2021 году – это 1 мая. Также освещение еды осуществляется в ночь с субботы на воскресенье, во время традиционной всенощной службы.
Можно ли не носить куличи и яйца в церковь: как освятить их дома перед Пасхой
Освящение пасхальной снеди начинается вечером в субботу после вечернего богослужения. Второй раз можно будет освятить куличи и яйца сразу после праздничного пасхального богослужения. Каждый храм составляет свое расписание и, возможно будет еще другое время для освящения. Но как быть если вы не можете попасть в храм с продуктами? Можно ли их освятить самостоятельно?
Итак. для освящение куличей и прочей пасхальной пищи вам понадобится только святая вода. Помолитесь, прочтите «Отче наш», приведите мысли в порядок. Затем возьмите святую воду. Ею нужно трижды окропить приготовленную пищу и почесть молитву:
«Благословляется и освящается пища сия кроплением воды сия священные, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».
После молитвы перекрестите еду и можно приступать к трапезе.
Великая Суббота 2020: когда и как освящать куличи в домашних условиях
Для проведения обряда потребуется святая вода
Последний день Поста – Великая суббота – в 2020 году выпадает на 18 апреля. В этот день принято святить куличи и яйца, чтобы успеть вовремя подать их к столу, но не допустить слишком раннег о разговления. Однако из-за эпидемии коронавируса и соответствующих ограничений православные не смогут принести свою пасхальную снедь в храм – все службы совершаются без прихожан. «МК» разобрался, как православным следует освящать куличи и яйца самостоятельно в домашних условиях, и когда лучше всего это сделать.
Православные привыкли приносить заранее испечённые куличи и окрашенные яйца на утреннюю службу. В 2020 году придётся изменить свои привычки: патриарх Кирилл заявил, что из-за эпидемии коронавируса каждый христианин, когда останется дома, сможет сам освятить свою снедь. Как это сделать?
В субботу утром совершается литургия, во время которой читаются две молитвы. Одна — на освящение огустевшего млека, то есть творожной пасхи и сыра. В этой же молитве мы просим об освящении яиц. Вторая молитва — на освящение мяса. Вино тоже можно освятить. На официальном сайте Храма Христа Спасителя освящение куличей запланировано в анонсе на субботу на 10 часов утра.
Однако сделать это можно не только после литургии, но и вплоть до позднего вечера субботы, если кто-то не успел утром.
Что касается святой воды, то использовать лучше всего ту, которая хранится в доме с Крещения. При этом, как объясняют священники, можно распространить благодать с маленькой бутылочки на большую – достаточно добавить несколько капель и прочитать молитву «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Если же святой воды в доме нет, то можно обойтись без неё.
Приступать к пасхальной трапезе следует после окончания ночного богослужения – ранним утром в воскресенье. Великая Суббота – один из самых строгих дней Поста, так что провести его можно только на хлебе и воде.
Вот некоторые традиции Страстной Субботы:
*Погода в этот день определяет погоду на будущее лето: если ясно – будет лето тёплое, если дождливо – значит, холодное и хмурое.
*Не стоит заниматься тяжелой работой – все помыслы должны быть сосредоточены на вере.
*Нельзя в этот день ссориться с родными и близкими (хотя этого вообще никогда делать не стоит).
*Нельзя выносить мусор или отдавать свои вещи – навлечёте на дом потери.
*Если проснулся в ночь с субботы на пасхальное воскресенье и увидел рассвет – значит, в жизни скоро настанет светлая полоса.
*Если в субботу приснится умерший родственник, это хороший знак – значит, в течение года все родные будут живы и здоровы.
Пасха 2020: священник рассказал, как святить куличи дома
Главное, чтобы была крещенская святая вода
Из-за эпидемии коронавируса у верующих нет возможности ходить в церковь и совершать все те обряды, к которым православные привыкли перед Пасхой. Но выбора у разумных людей нет: надо сидеть дома. Патриарх Кирилл уже заявил, что в этом году верующие могут освятить куличи и пасхальные яйца дома самостоятельно – прочитав молитву. Правда, в условиях всех рисков сегодняшнего дня может потребоваться не только благословить пищу, но и дезинфицировать ее.
Более всего вопросов здесь вызывает святая вода – где её взять, если в храм идти нельзя? Самый очевидный вариант (и правильный для большинства православных) – вода должна храниться дома с праздника Крещения и ждать своего часа.
Соответственно, если собственной святой воды нет, можно одолжить немного крещенской у родных или друзей – чудодейственные свойства перейдут. Однако этот вариант плохо соотносится с необходимостью соблюдать самоизоляцию.
Семейными традициями, когда одна бабушка печёт дюжину куличей и раздаёт всем родственникам по паре штук, в этом году придётся пренебречь – здоровье дороже! Прежде всего, потому что во время карантина запрещено ходить друг к другу в гости, а доставка кулича вряд ли может считаться уважительной причиной для получения разового пропуска на поездку на автомобиле. Так что кулич в этом году лучше всего испечь самостоятельно – к счастью, время есть! – или купить в магазине тот, что упакован в фабричную упаковку.
Что касается пасхальных яиц, то с ними всё гораздо проще: достаточно протереть скорлупу спиртом – современные краски это выдерживают без проблем. Также стоит вспомнить преимущество фабричных разноцветных красок – их разводят с уксусом, а уксус убивает все бактерии.
Освящение куличей, яиц и творожных пасх – обязательно ли?
Речь не о магии, а о благодарности Богу
Протоиерей Александр Агейкин
Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове, г. Москва:
Освящать продукты к пасхальному столу никто не принуждает – это благочестивая традиция. Но освящение – это не просто нечто, что ты делаешь для себя. Человек приходит в храм с чем-то, в данном случае это традиционные пасхальные яства – творожные пасхи, крашеные яйца, куличи, мясо – с благодарностью к Богу за то, что это всё у него есть.
Ведь всё, что человек потребляет – дано ему от Бога. Потому часть принесенных продуктов мы оставляем в храме.
Мы помним обращение Христа, которое прозвучит на Страшном Суде: «Я был голоден, и вы накормили Меня» (Мф. 25: 35), потому, что «то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне» (Мф. 25:40).
Оставляя в храме часть пищи, человек оставляет её для ближнего. Находящийся в крайней нужде может прийти в храм и получить творожную пасху, кулич, крашеные пасхальные яйца. Вот это и есть важная часть традиции освящения пищи.
Так что речь не о магии, не о претворении какого-то вещества в нечто особое, а о благодарности Богу, о нашей жертве Богу в лице тех людей, которые не имеют возможности приобрести себе эти продукты в силу различных обстоятельств.
Ситуация, когда мы приходим в магазин, и нам предлагают купить уже освященные здесь же куличи – это не православная традиция: у человека отнимается возможность прийти в храм с благодарственной жертвой. Или, например, в ресторане сообщается: «У нас все блюда освящены». Для чего? Речь об идоложертвенной пище?
Традиция благотворительности, чистосердечного участия в жизни ближнего живет в освящении различной пищи – яблок, меда, пасхальных яств. Кстати, такая традиция есть и в исламе, когда на мусульманские праздники каждый бедный человек получает часть бараньего мяса, которое было принесено в жертву по древней традиции.
Мы же заменяем это другими яствами, но это отсылает нас к тем древним, ветхозаветным традициям, которые уже не имеют силы в Рождестве и Воскресении Христовом, но, преображенные, дают возможность поучаствовать в жизни ближнего.
На самом деле освящение в Великую Субботу – не традиционное явление, а некая нужда наших многолюдных приходов. Традиционно яства освящались после ночного пасхального богослужения. То есть для тех, кто пришел в храм помолиться, а не только освятить.
Ситуация, когда освящать приходится в субботу, не плохая: человек имеет возможность приложиться к Плащанице, помолиться в храме, услышать во время освящения уже Пасхальные песнопения.
Но, с другой стороны, получается немного странно: ещё Великая суббота, еще Христос символично лежит в Плащанице посередине храма, а уже поются Пасхальные Песнопения. Многие незнающие люди потом возвращаются домой и начинают разговляться.
Это – пережиток советского времени, когда было мало храмов, когда многие не могли прийти на ночное Пасхальное богослужение.
В небольших сельских храмах, даже в Подмосковье, многие прихожане как раз освящают принесенные яства после ночного богослужения или после литургии утром.
Если же освящение происходит в субботу, а человек не смог прийти – ничего страшного. Факт, что он ест освященную еду или неосвященную, никак не приближает его к Богу и не отдаляет от Него. Об этом говорит и апостол Павел.
То, что на освящение в Великую субботу приходит много людей, которые в храм не ходят и церковной жизнью не живут – это замечательная возможность миссионерского служения.
Мы готовимся к этому дню, выпускаем специальные листовки, материалы, которые потом раздаются людям, чтобы они могли прочитать и понять: освящение – малая часть нашей духовной традиции, которая основана на твоем присутствии, ты должен себя отдать Богу.
Так что все штатные миссионеры у нас в храме обязаны в Великую Субботу выйти на дежурство, привлекать волонтеров к раздаче миссионерских листков, к разговорам, к общению с людьми.
Так что Великая Суббота – праздник для миссионеров, ведь появляется такая возможность говорить с людьми о Главном!
Спаситель говорит, что нивы «побелели и готовы к жатве» (Ин., 4:35). Когда дворы храмов заполняются людьми, пришедшими освящать пасхальные яства, — это та нива, с которой надо работать.
У каждого своя мера религиозности
Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук
Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»:
Меня удивляет вопрос – обязательно ли освящать пасхальные яства? Так же можно спросить: а жениться человеку обязательно? Мне кажется, такая постановка вопроса некорректной.
В Церкви в этом смысле нет ничего обязательного. Господь по любви к нам дал нам возможность жить. И вполне естественно, что мы стараемся в этой жизни всё освятить – посвятить Богу. Православные стремятся освятить все, что можно освящать.
Всякий раз, когда мы вкушаем пищу, мы её освящаем – крестным знамением и молитвой.
Когда приближается Пасха после 49 дней поста, вполне естественно, что люди стремятся, чтобы на праздничном столе была пища, освященная в храме.
Точно так же, как существует вход в пост, когда читается молитва на начало Святой Четыредесятницы, так есть и выход из поста, в том числе – пищевого, каким и является освящение яиц, куличей и пасх.
Понятно, что не причаститься на Пасху – гораздо хуже, чем не освятить куличи. Кстати, освятить куличи можно и в храме после ночной литургии, если не удалось сделать это в Великую субботу.
Дискуссии людей, находящихся внутри Церкви о том, насколько важно или совсем не важно освящать пасхальные яства, появилась не вчера. Она уже давно существует между, очень условно говоря, «протестантами от православия» и теми, кто, возможно, даже чрезмерное внимание придает обрядовой стороне.
Эта дискуссия существует уже больше ста лет, а на западе со времен Реформации: зачем вообще нужны бороды и облачения священников, для чего нужны храмы с золотыми куполами и так далее. Дальше можно договориться до того, а зачем нужны иконы, святая вода, просфоры…
Поскольку мы состоим из души и тела, то наше тело тоже участвует в духовной жизни. Те же самые протестанты, отказавшись вроде бы от обрядов, все равно придумали потом свои, только более усеченные, как бы извиняющиеся: «Простите, но у нас все-таки есть какие-то обряды».
Обряд никогда не является самоценностью. Он – некая форма, которая выражает определенное содержание. Иногда, когда люди перестают чувствовать это содержание, оставляя только внешнюю форму, — это становится неправильным.
Но содержание не может существовать без формы. Это общефилософская истина.
Освящение пасхальной пищи – тоже одна из форм. Она не является обязательной, это не элемент Символа веры, нигде не сказано «верую в освящение куличей и пасх, чаю пасхального стола». Хотя все мы, когда пост близится к концу, чаем, ожидаем и вкусной творожной пасхи, и куличей.
Но вполне можно представить себе православную культуру, где нет ни куличей, ни творожных пасх, ни освящения в Великую субботу. Тем более, что даже чисто литургически освящение в субботу не совсем правильно.
Понятно, что по чину литургия Великой субботы должна заканчиваться где-то к вечеру, после люди не расходятся из храма, происходит освящение вина и хлеба, чтобы люди, не выходя из церкви, могли подкрепиться. После чего люди дожидаются полунощницы, пасхального Крестного хода… А освящение куличей и пасх полагается после ночной пасхальной службы.
Но выдержать этого в современной жизни никто не может. И потому сегодня исторически сложилось иначе, и люди пасхальные яства освящают заранее. И мне кажется это правильным.
Да, традиция меняется: когда-то были строго расписаны дни, когда пеклись куличи, красились яйца. Современному человеку это не удобно.
Я не удивлюсь, если через сто лет не будет ни куличей, ни пасх. А традиция красить яйца, думаю, останется.
Когда в Великую субботу освящать праздничную пищу приходят тысячи людей, которые в храм в течение года не ходят, я радуюсь. Так же, как когда вижу толпы людей у Крещенской купели.
Мера религиозности у каждого своя. Среднестатистический воцерковленный православный ходит в храм примерно три воскресенья из четырех в месяц и один раз в месяц причащается. Есть верующие, которые удивляются: «Как это можно – причащаться всего один раз в месяц?! Надо подходить к Чаше каждое воскресение!»
А кто-то не может не ходить в храм каждый день, а причащаются они четыре раза в неделю. И они могли бы сказать тем, кто причащается раз в месяц: «Ну, это разве религиозная жизнь?!»
Человек пришел раз в год и причастился в день праздника Входа Господня в Иерусалим? Слава Богу! Аллилуйа.
Если брать еще более низкий градус духовной жизни – человек приходит освящать куличи. Но он все-таки приходит к храму, делает хоть какой-то шаг. И это – здорово!
Помню свою советскую молодость, когда я работал в научно-исследовательском институте, и мой научный руководитель, никакого отношения к христианству не имеющий, на Светлой седмице приносил кулич и говорил со значением: «Освящённый!» – освящали кто-то из его домашних. У нас всех было ощущение, что мы прикасаемся к чему-то такому важному…