как тема двенадцати апостолов решается в поэме и соотносится с ее революционным содержанием
Исторический путь России. А. А. Блок Двенадцать
Как решается тема исторического пути России в поэме А. А. Блока «Двенадцать»?
В поэме Александра Александровича Блока «Двенадцать» поднимается вопрос об историческом пути России, её месте в мире. Анализируя поэму, я могу увидеть три поколения (пёс, красногвардейцы и Иисус Христос). По сюжету видно, что собака, увязавшаяся за отрядом революционеров, ассоциируется со старой Россией, которую необходимо, по мнению главных героев, уничтожить.
«Стоит буржуй, как пёс голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пёс безродный,
Стоит за ним поджавши хвост»
Отгоняя его штыками, двенадцать красногвардейцев отказываются от прошлой истории России. Революционеры олицетворяют настоящее время. Отряд чувствует свою неограниченную власть и безнаказанность. Автор увлечён революционными настроениями и поддерживает позицию большевиков.
«Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в святую Русь»
Иисус Христос сравнивается автором с будущим временем. Не случайно, отряд продолжает своё движение с «неясной тенью».
Двенадцать красногвардейцев, Иисус Христос и пёс по-разному смотрят на исторический путь России и это, бесспорно, вызывает противоречия между ними. Обращаясь к другим литературным произведениям, можно увидеть, что разные взгляды на одно и то же событие также рассматривались в поэме «Вишнёвый сад». Герои являлись представителями разных эпох и по-своему видели будущее нашей страны.
Из вышеуказанного следует, что тема исторического пути России, волновавшая многих писателей и публицистов, нашла своё отражение в революционной поэме «Двенадцать».
Начало двадцатого века было тяжелым и драматическим периодом для нашей страны. В 1917 году Николай 2 отрекся от престола, пала монархия. В результате Февральской революции власть перешла в Временному правительству, но уже в октябре 1917 года страну потряс новый переворот – во главе государства теперь встали большевики, начала зарождаться новая советская Россия. Революция коснулась всех, в том числе и А.А.
Блока. Свое отношение к революционным событиям поэт высказал в поэме «Двенадцать».
Хладнокровно и равнодушно большевиками воспринимается убийство Катьки. Петруха, невольно убивший свою возлюбленную, не может оправиться от случившегося. Он переживает, сожалеет о совершенном поступке («Загубил я, бестолковый//Загубил я сгоряча…»), но остальным красногвардейцам непонятны чувства товарища. Для них убийство невинного человека не имеет никакого значения, поэтому в ответ Петруха слышит лишь: «Что ты, Петька, баба, что ль?», «Поддержи свою осанку!», «Над собой держи контроль!». И Петруха забывает о случившемся («Он головку вскидывает,//Он опять повеселел…»). После убийства красногвардейца одолевает жажда мести к старому миру, он хочет забыться в новых преступлениях. Таким образом, мы видим, что большевики-патрульные спокойно относятся к убийствам, грабежам и разбоям. Их интересует лишь конечная цель – построить новый мир любой ценой. Блоку близка позиция апостолов нового мира: поэт считает, что революция – это неподвластная человеку злоба, возмездие за грехи отцов, и она не может осуществляться другими методами.
Таким образом, отряд двенадцати красногвардейцев – это апостолы революционной идеи, живущие ради веры в построение нового мира. Они переступают через Божьи заповеди, грабят, убивают во имя революции. Сравнивая красногвардейцев с апостолами Иисуса Христа, А.А. Блок подчеркивает грубость, бесчеловечность и бездуховность носителей новой веры.
Как тема двенадцати апостолов решается в поэме и соотносится с ее революционным содержанием
А. Блок принял революцию с восторгом. После того, как он побывал в водовороте событий Октябрьской и Февральской революций, была написана поэма «Двенадцать». Всего несколько дней ушло на то, чтобы создать художественный образ начала ХХ столетия. О том, как Блок воспринимал перевороты, красноречиво говорят его статьи. Например, в публикации «Интеллигенция и революция» автор называет революцию «грозовым вихрем», «снежным бураном», а также гулом «о великом». По его мнению, такие события способны калечить людей или наоборот миловать их, но главное то, что революция беспрестанно несет к новому миру.
В поэме «Двенадцать» А. Блок заставил читателей посмотреть на переломные события глазами красноармейцев. Но перед тем как выплеснуть на бумагу все кровавые краски эпохи, автор готовит почву, используя символический образ ветра. Он то и толкуется как революция, ведь тоже способен сметать все на своем пути и пронизывать души окружающих. Поэт сразу очерчивает масштабы революции, говоря о том, что она распространилась по всем миру. Постепенно в поле зрения А. Блока остается только Петроград.
Образ революции создается из городского антуража главных и второстепенных героев, художественных деталей. Кажется, что революционный город совсем не защищенный от сквозняков, ветра и противного колючего снега. Его здания серые, угрюмые, впрочем, как и горожане. На таком фоне появляются двенадцать красногвардейцев.
Красногвардейцы – человеческое воплощение революции. Они должны охранять хоть какой-то порядок, но вместо этого и сами сеют хаос, оставляют за собой убитых и пограбленных. Оправданье им только одно – они рушат старый порядок, который другими способами одолеть просто невозможно.
В революционном хаосе то и дело появляются пережитки прошлого – буржуазия, поп, барышни. Всех их А. Блок изображает в саркастическом тоне. Например, попу он напоминает то, что некогда на его пузе светился крест, теперь же гордая его поступь переменилась на вкрадчивые перебежки. Старый мир запечатлен также в образе пса, который увязывается за красногвардейцами, но те прогоняют животное.
Революция не смотрит, кто на ее пути: мужчина, женщина или ребенок. Женщинам особенно нелегко жить в таких обстоятельствах, ведь они становятся беззащитными. В поэме жертвой революции становится Катька. Можно утверждать, что убийство было спровоцировано поведением героини. Но кто знает, как бы сложилась ее судьба, живи она в мирное время.
Александр Блок в поэме «Двенадцать не идеализирует революцию, не подает ее в романтическом ключе, как это делали другие писатели. Он показывает события такими, как они были на самом деле. При этом автор не забывает о психологии героев. Он выделяет из компании красногвардейцев Петруху, чтобы отобразить внутреннее состояние участников революции.
Образ революции в произведении А. Блока толкуют по-разному. Но воспринимать серьезно можно только толкования, основанные на мировоззрении А. Блока, его восприятии событий начала ХХ столетия.
Как в поэме Блока «Двенадцать» отразилась революционная эпоха?
Поэма была написана в январе 1918 года за 20 дней. Ещё были свежи воспоминания об Октябрьской революции. Россия находится географически и в Европе, и в Азии. Блок прямо говорит в поэме, что мы–скифы, мы–азиаты, с раскосыми и узкими глазами. В результате столкновения цивилизованной Европы и дикой Азия рождается новая Россия.
Место действия поэмы – Петроград. Это уже не тот величественный город, Северная Венеция, построенная Петром I. Сейчас этот город холодный, безжизненный, голодный, потерянный, да ещё и насквозь продуваемый холодными ветрами с Балтики.
Революция подобна стихии. Сильный ветер, не переставая, несёт снег. Люди не могут стоять на ногах. Так и революция выбивает людей из колеи налаженной жизни. И несёт их, как снег, по России. Для Блока революция – это катастрофа вселенского масштаба. Революция разрушает старый мир. А новый мир ещё не построен.
Поэт понимает революцию, как стихию народа. Нет ничего страшнее русского бунта, а революция тот же бунт, только управляемый большевиками во главе с Лениным.
Они видят в революции благо для всех. Они теперь полноправные хозяева новой России, собираются на собрания, обсуждают, постановляют держать революционный шаг, потому что враг не дремлет. Они сметают всех и всё на своём пути. Революция не бывает без жертв, потому что старый мир не хочет сдавать свои позиции. И вся власть Учредительному собранию.
Революция в поэме – это ветер. Он символизирует перемены. Как ветер, так и революция, не знает преград. Она затронула всех людей. Одних ветер сбивает с ног, валит на землю, не даёт двигаться вперёд. Других, наоборот, ветер толкает в спину, и помогает взлететь на самый верх.
Число 12 – это число людей в отряде, это — число глав поэмы, это – количество месяцев в году, это – число апостолов. Двенадцать человек отреклись от Христа. Но он неотлучно следует за ними. Точнее, над ними. Он должен привести Россию к возрождению. Блок верит в это.
Интересно, что он смотрит на все происходящие события как-бы со стороны, оценивает их. Об этом говорят фразы: «А вон…», « А вот…» Русская интеллигенция по-разному восприняла революцию. Многие, как и Блок, были сторонними наблюдателями. Некоторые в ней потеряли себя так, что потом не смогли найти в ней своё место.
Историческая справка — Октябрьская революция
Большевики с июля проводили большую агитацию среди трудящихся и военных. И это принесло свои результаты. В сознании народа укоренилась установка: большевистская партия — это единственный элемент политической системы, который по-настоящему стоит на защите трудящихся. В сентябре большевики получают больше половины голосов на выборах в думы районов. Буржузия терпит крах, так как не имела массовой поддержки. Владимиром Ильичом Лениным начинается разработка плана вооруженного восстания с целью завоевать власть для Советов. 24 октября началось восстание, верные правительству вооруженные части оказались сразу же изолированными от него. 25 октября в Петрограде происходит успешный для большевиков захват мостов, телеграфа, правительственных учреждений. 26 октября оказывается захваченным Зимний дворец, и происходит арест членов Временного правительства. Октябрьская революция 1917 года поделила мир на две большие стороны — капиталистическую и социалистическую.
И вечный бой…
Поэта и время всегда связывает неразрывная нить. А нашему герою выпало жить в удивительное время, когда на протяжении короткого времени страну потрясали вселенские катаклизмы. Началось все с революции 1905 года и продолжилось в феврале и октябре 1917 года. Как поется в песне, есть у революции начало, нет у революции конца. Тем не менее дворянина и интеллигента Блока, внука знаменитого русского ботаника и ректора Петербургского университета Андрея Николаевича Бекетова и зятя еще более знаменитого химика Дмитрия Ивановича Менделеева захватила идея революции как пути переустройства русского миропорядка. Александр Александрович в идею революции верил искренне.
Февральскую революцию Блок встречает с энтузиазмом. Он пишет: «Все происшедшее меня радует. Произошло то, чего еще никто оценить не может, ибо таких масштабов история еще не знала». Поэт ждал, что февраль 1917 года избавит общество от «невыносимых пошляков», буржуа. Поэтому «мировой пожар» становился для него «оркестром народной души». И хотя его оценки революционных событий не вызывали одобрения у многих писателей, особенно у Ивана Бунина, его это не останавливало, и он предлагал немедленно заняться «своим делом».
Александр Блок в роли короля Клавдия и Любовь Менделеева в роли Офелии в домашнем спектакле «Гамлет». 1898 год
Переломное время, тяжелые и глобальные перемены
20 век был сложным периодом в российской истории. Октябрьская революция 1917 года сотрясла общество. Это историческое событие не оставило равнодушным никого. Одной из общественных групп, которые откликнулись на произошедшее, была В 1918 году была написана знаменитая поэма «Двенадцать» Александром Александровичем Блоком.
Отношение к Революции 1917 года автора обсуждается уже многими поколениями, и каждый раз появляются все новые и новые интерпретации его позиции. Никто не может сказать, что А. А. Блок придерживался конкретной стороны (скажем максимально просто: «Благом ли для страны стало восстание?»). Давайте разберемся, в чем противоречивость отношения Блока к революции.
А все начиналось…
Александр Блок своим поэтическим талантом блеснул уже в пятилетнем возрасте, именно тогда он написал свои первые стихи. В 14 лет он издавал свой рукописный журнал «Вестник», а в 17 лет ставил свои пьесы на сцене домашнего театра. В 22 года для его стихов предоставил свои страницы альманах Валерия Брюсова «Северные цветы». Именно Александр Александрович стал самым известным поэтом Серебряного века.
Краткий сюжет поэмы «Двенадцать»
Для тех, кто плохо учился в школе, напомним кратко сюжет поэмы. В первой главе представлена завязка действия. Автор описывает зимние снежные улицы Петрограда, охваченные революцией (зима 1917-1918 годов). Портреты прохожих поражают краткостью, но образностью. По улицам Петрограда идет отряд патруля, состоящий из двенадцати человек. Революционеры обсуждают своего бывшего товарища Ваньку, который бросил революцию ради пьянок и сошелся с бывшей девушкой легкого поведения Катькой. Кроме разговора про товарища, патрульные поют песню про службу в Красной армии.
Внезапно патруль сталкивается с повозкой, в которой ехали Ванька и Катька. Революционеры нападают на них, извозчик смог спастись, а Катя была убита выстрелом одного из патрульных. Убивший ее сожалеет о случившемся, но остальные его осуждают за это. Патруль двигается дальше по улице, и к ним пристраивается бродячий пес, которого отгоняли штыками. После этого революционеры увидели перед собой смутные очертания фигуры — перед ними шел Иисус Христос.
Не только «Двенадцать»
В тот период времени, когда Блок создавал поэму «Двенадцать», он параллельно работал над поэмой «Скифы» и статьей «Интеллигенция и революция». Отношение Блока к Октябрьской революции в этих трудах было весьма однозначно. Он призывал всех полностью слушать и слышать Революцию.
Восторг — вот что изначально испытывал автор по отношению к произошедшему. Блоку виделись великие перемены, которые должны были в будущем привести Россию к времени расцвета и по-настоящему лучшей жизни. Однако отношение Блока к Революции со временем стало меняться. Ведь иногда надеждам не суждено оправдаться.
Чрезвычайная следственная комиссия
Повод заниматься «своим делом» представился поэту уже 4 марта 1917 года. В тот день новая революционная власть (Временное правительство) объявила о создании Чрезвычайной следственной комиссии. В ее задачу входило расследование противозаконных действий бывших министров и прочих должностных лиц царского правительства. Блоку было предложено стать редактором стенографических отчетов этих допросов. Он с воодушевлением взялся за дело, надеясь, что здесь он точно узнает «тайну» краха царизма. Поэту нужно было объяснение, как династия, правившая страной 300 лет, в одночасье прекратила свое существование.
Блок считал новую работу, которая была признана секретной, крайне интересной. Он присутствовал на многих допросах царских сановников в Зимнем дворце, Петропавловской крепости и старом Комендантском доме, где когда-то допрашивали декабристов. Всего комиссия завела 700 дел и провела 88 допросов. Этого вполне хватило автору «Стихов о Прекрасной Даме», чтобы понять «картину разложения старого строя». И еще один момент: работа была не общественной, за нее полагалось жалованье 600 рублей в месяц.
Хотя работу объявили секретной, Блок настаивал на публикации стенограмм допросов (360 страниц), но это произошло только в 1921 году, уже после смерти поэта. Отчеты, отредактированные Блоком, носили характер «безэмоциональных, стилистически аскетичных» документов. Для современных историков это очень ценный труд, где документальный материал соседствует с тонкими психологическими наблюдениями. Но уже в августе 1917 года он работает над рукописью, которую считал частью отчета Чрезвычайной следственной комиссии и которую опубликовали в журнале «Былое» в 1919 году. В 1921 году эта работа появилась в виде книги «Последние дни императорской власти».
Александр Блок (второй справа) в составе Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. 1917 год
Комиссия своей деятельности не завершила и заседала вплоть до 25 октября 1917 года, но позже сочла себя «самораспущенной». Последние протоколы ее относятся к 18 ноября 1917 года.
Ветер перемен. Новое отношение Блока к революции
В поэме «Двенадцать» автором происходит переосмысление истории. Отсутствует былая восторженность и восхваление. Объективность по отношению к происходящему — вот что выходит на первый план при определении отношения Блока к Революции. Исторические события начинают восприниматься как стихийные явления. Он сравнивает их с бурей, метелью, которые в своем движении и действии не имеют какой-либо определенной цели и направления.
Каково отношение Блока к революции теперь? Из символа новой лучшей жизни она трансформируется в природную волю и неизбежность. Все, что копилось годами, недовольства и претензии, в один момент вырвались на свободу и начали уничтожать все, что стояло на пути. Это причина, по которой в начале поэмы при описании зимних улиц ветер срывает буржуазные плакаты.
Контрастные цвета произошедших событий
Природный контраст черного вечера и белого снега переносится и на людей. Их эмоции окрашены в два контрастирующих цвета: злоба делится на черную и святую. Отношение Блока к Революции в поэме «Двенадцать» становится противоречивым, потому что он понимает очевидность того, что революционные благие цели зачастую достигаются насильственным и угнетающим путем.
Везде устанавливается царство грабежей, насилия, убийств и безнравственности. Но при этом через все произведение проносится мысль о том, есть ли все-таки хоть капля надежды на созидательную силу революции.
Поэма А.Блока «Двенадцать» — попытка разобраться в событиях революции
Обратимся к поэме и посмотрим, что подлежит переделке и какая музыка там звучит.
Прежде чем приступить к чтению поэмы, давайте вспомним, к какому литературному течению тяготел А.Блок. (К символизму.)
Дать определение символу.
Символ — это многозначный предметный образ, который основан на совмещении нескольких значений (прямого и переносных), родственных друг другу, соединённых в результате ассоциативной общности.
Работа над символами в поэме.
Символическое начало поэмы, прослушать две первые строфы
1 глава.
С чего начинается поэма? Какая картина рисуется?
В первой же строфе заявляется оппозиция черного и белого цветов (Черный вечер.// Белый снег).
Черный — символизирует темное, злое начало, хаос, непредсказуемость стихийных порывов в человеке, в мире, в космосе. Иногда чернота у Блока читается как
пустота, бездуховность.
Белый – воспринимается как контраст черному, но это также цвет чистоты, духовности, свет будущего, мечта. (Недаром в конце произведения образ Христа в белом венчике, в снежной жемчужной россыпи как выразитель чистоты, святости, трагического страдания.)
Но эта граница черного и белого весьма неустойчива, что подчеркивается четырехкратным повторением в первой строфе слова ветер.
Во второй строфе
ветер
упоминается в пятый раз
,
он – на всем Божьем свете, и
всякий
человек становится неуверенным
ходоком,
скользит и вот-вот упадет.
Какие временные реалии помогают определить время действия поэмы?
Плакат «Вся власть Учредительному собранию!» указывает на начало января 1918 года. С одной стороны, он напоминает о политической обстановке, с другой стороны, начало января – это время святок, когда нечистая сила забавляется над православным людом, куролесит, устраивает пакости тем, кто «без креста». Не случайны в поэме образы ветра, вьюги – они всегда сопровождают бесовской разгул. Но и образ Творца появляется уже здесь (Матушка-Заступница – кстати, еще одно скрытое указание на Рождество; Божий свет) и незримо проходит через всю поэму, являясь в финале поэмы в образе Иисуса Христа.
Первая глава поэмы посвящена изображению старого мира. С какими образами старого мира вы встретились (прочитать их описания)? Каково отношение к ним автора?
К старому миру относятся: «старушка-курица», «писатель-вития», «барыня в каракуле», «буржуй на перекрёстке», «товарищ поп». Их время прошло, автор описывает их сатирически, это пошлые пережитки старого мира.
Сатирические образы старушки, буржуя, писателя-витии, товарища попа, барыни вызывают у нас презрительную усмешку. Только ли к представителям «старого мира» высказывает презрение рассказчик? Кто говорит: «И у нас было собрание…»?
(проститутки).
О чем они говорят, что обсуждают?
Это сатира и на новую власть (обратите внимание на лексику, потом Маяковский будет говорить об этом же). Образ бродяги в конце главы вызывает у нас сочувствие. А слово «Хлеба!» еще раз подчеркивает неустроенность мира – голод.
Двенадцать красногвардейцев
Главным выражением отношения Блока к революции в поэме «12» является образ патрульных. Предназначение патруля — это установить порядок. Однако сами красногвардейцы являются неуправляемыми, как буря или ветер. Они поступают совершенно непредсказуемо, их поступки нельзя предугадать, а эмоции и чувства неизвестны. В этом заключается трагичность ситуации.
Кроме того, внешнее выражение образа патрульных не соотносится с новой лучшей жизнью. Они больше похожи на заключенных — помятые фуражки, в зубах самокрутки. С другой стороны, для поэта патрульные — это простые русские, которые готовы пожертвовать своей жизнью ради Революции, но конкретно ради какой цели — это остается неясным.
Вопросы нравственности и святости
Апостолы революции (по поэме А.Блока «Двенадцать»)
Поэма «Двенадцать” была написана А Блоком в январе 1918 года, когда октябрьские события были уже позади, но прошло еще недостаточно времени, чтобы осмыслить их и дать объективную историческую оценку. Революция 1917 года пронеслась, как буря, как ураган, и трудно было однозначно сказать, что хорошего и что плохого она принесла с собой. Именно под таким стихийным впечатлением была написана поэма «Двенадцать”.
Яркие, многозначные образы и символы играют важную роль в поэме А. Блока, их смысловая нагрузка велика; это позволяет более живо представить революционный Петербург, революционную Россию, понять авторское восприятие революции, его мысли и надежды. Одним из главных символов революции в поэме «Двенадцать” является ветер, подобно ему, он сносит все на своем пути.
На ногах не стоит человек.
На всем божьем свете!
В этой части поэмы А. Блок стремился донести до читателя атмосферу времени, когда всякий может «подскользнуться” на «ледке” революции, захваченный врасплох ураганом перемен.
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
«Вся власть Учредительному Собранию!”
Старушка убивается — плачет,
Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят.
Поп и буржуй боятся последствий революции, боятся за свою судьбу, за сбою дальнейшую жизнь:
Не отстает и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.
Что нынче невеселый,
Старый, отживший, ненужный мир в поэме представлен также как «безродный”, «холодный” пес, который едва плетется за двенадцатью красноармейцами:
. Скалит зубы.— волк голодный —
Хвост поджал — не отстает —
Образ Христа в поэме олицетворяет веру Блока в преодоление кровавого греха, в исход из кровавого настоящего к гармоничному будущему. Его образ символизирует не только веру автора в святость задач революции, не только оправдание «святой злобы” революционного народа, но и идею принятия Христом очередного греха человека, идею прощения и надежду, что люди придут к Его заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям. Иисус идет впереди двенадцати красноармейцев, которые проходят путь от свободы «без креста” к свободе с Христом.
Благодаря системе образов и символике в поэме «Двенадцать” Блоку удалось показать, что в кровавом настоящем происходит становление нового человека и переход от хаоса к гармонии. В этом и заключается, по мысли поэта, истинный смысл революции.
Вместе с сочинением «Апостолы революции (по поэме А.Блока «Двенадцать»)» часто ищут
Популярность темы: 4752 | Оценка: 3.0 | Закладки: