как учитывались и использовались на практике полученные ранее теоретические знания приведите примеры
Отчет по практике. Пробные уроки в школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Отчёт по ПП.04.01 Производственной практике (по профилю специальности)
«Методическая работа учителя начальных классов»
Место прохождения практики: МАОУ «Гимназия №1 г. Благовещенска»
Руководитель практики: Голубева Наталья Григорьевна
— Овладеть указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студента;
— формировать в условиях естественного педагогического процесса методическую рефлексию будущего учителя, его самосознание, профессиональную компетентность.
1. Воспитание профессионально значимых качеств личности будущего учителя (социальной ответственности, общественной активности, стимулирование профессионального воспитания студентов).
2. Установление связей теоретических знаний психолого-педагогических специальных дисциплин с практикой учебно-воспитательного процесса.
3. Ознакомление с современным состоянием и спецификой методической работы в школе.
4. Закрепление и совершенствование в процессе обучения опыта практической деятельности обучающихся в сфере изучаемой профессии;
5. Развитие общих и профессиональных компетенций;
6. Освоение современных технологий;
7. Адаптация обучающихся к конкретным условиям школы.
Умения, которыми должны овладеть студенты:
наблюдать, анализировать опыт других;
документально оформлять результаты педагогического наблюдения;
организовывать собственную деятельность;
самостоятельно выявлять недостающие знания и практические умения, корректировать собственную деятельность.
Виды деятельности студента в период практики:
Наблюдение и анализ:
Наблюдение и анализ методической деятельности учителя начальных классов
Анализ программ, по которым работает школа
Анализ годового плана школы
Анализ календарно-тематических планов
Наблюдение и анализ эффективности использования современных педагогических технологий школьного образования
Анализ учебно-методических материалов
Изучение в методическом кабинете материалов, разработанных учителями по актуальным проблемам школьного образования
Наблюдение и анализ в кабинете предметно-развивающей среды в соответствии с возрастом, целями и задачами начального школьного образования
Изучение обобщенного опыта работы учителя и аттестационных материалов (портфолио)
Участие в методических объединениях школы
творческий потенциал личности учителя;
Включение в профессиональную деятельность:
Создавать в кабинете предметно-развивающую среду
систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Права и обязанности студентов в период прохождения практики
Студент имеет право:
Обращаться за методической помощью к руководителям практики.
Собирать практические материалы, организовывать необходимую экспериментальную работу.
В случае необходимости обращаться в соответствующие инстанции Колледжа по вопросам изменения содержания, режима и сроков практики.
Вносить предложения о совершенствовании учебно-воспитательного процесса, организации практики в образовательном учреждении.
Выполнить все виды деятельности, предусмотренные программой практики.
Подчиняться внутреннему распорядку образовательного учреждения, требованиям администрации и руководителей практики.
Быть примером вежливости, организованности, дисциплинированности, соблюдать нормы педагогической этики.
Следить за соблюдением правил техники безопасности и охраны труда.
Вести документацию по практике: дневники.
По первому требованию методиста, заведующей практики предъявлять дневник.
После прохождения практики сдать отчетную документацию.
Обязанности администрации школы:
обеспечивать условия для проведения педагогической практики;
знакомить студентов с образовательным учреждением, составом педагогических кадров, передовым опытом работы, учебно-материальной базой, задачами работы учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка;
наблюдать, анализировать и оценивать работу учителей в период практики.
За период прохождения производственной практики были реализованы следующие виды работ: овладение способами целеполагания и умением планировать деятельность учителя начальных классов с учетом предъявляемых к ней нормативных требований, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; развитие профессиональных умений разрабатывать и анализировать документацию учителя начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
В рамках производственной практики наиболее удачными и результативными были следующие виды деятельности: актуализация и применение теоретических знаний по психологии и педагогике; овладение способами целеполагания и умением планировать деятельность учителя начальных классов; развитие умений разрабатывать и анализировать документацию учителя начальных классов.
В ходе практики мне удалось узнать: теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов; возрастные и индивидуальные особенности младших школьников; основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям; нормативное регулирование деятельности учителя начальных классов; основы планирования деятельности учителя начальных классов; педагогические и гигиенические требования к организации деятельности учителя начальных классов; логику анализа деятельности учителя начальных классов; основные требования к документации учителя начальных классов.
Мной были приобретены следующие умения: формировать цели и задачи методической работы учителя начальных классов с учетом предъявляемых к ней нормативных требований, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; планировать деятельность учителя начальных классов; осуществлять самоанализ, самоконтроль при разработке плана деятельности учителя начальных классов.
Как применить полученные знания на практике?
В предыдущих статьях вы уже получили теоретические знания по тому, что такое личностный рост и саморазвитие личности, из каких слагаемых они состоят и что в себя включают. Но как начать работу над собой и применить полученные знания и умения на практике? Для этого есть 10 простых правил, соблюдая которые, вы сможете самостоятельно продвигаться вперёд.
Знайте, зачем и для чего вам это нужно. Например, я сам до сих пор не смог выучить ни один иностранный язык, потому что не имел достаточно чёткой мотивации. За границу я не собираюсь, никаких дел с иностранцами не веду. Впрочем, иногда мотивацией может быть развитие воли, само по себе: «Если за год не выучу язык, значит, я — тряпка, и об меня можно только ноги вытирать!» (Подробнее см. статью автора: «Сила воли и как её развивать».) Но чаще всего срабатывает более конкретная мотивация, поэтому старайтесь не ставить абстрактных и отвлечённых целей, каждая цель должна быть предельно конкретная и жизненно-практическая. Впрочем, «жизненно-практическая» следует понимать не в том смысле, что «мир делится на две большие половины — то, что можно кушать, и то, что нельзя кушать, так вот, то, что нельзя кушать, нас интересовать не должно!», а в том смысле, что это вам действительно для чего-то нужно, например, для личностного роста.
В первую очередь, планирование и журнал успехов. Составьте план, что вы хотите сделать завтра, послезавтра, в ближайший месяц, в ближайший год и т.д. Хотя на отдалённые сроки планов лучше не составлять, лучше двигаться постепенно и поэтапно. Составишь план на пятилетку, всё равно жизнь внесёт свои коррективы. Поэтому на день, неделю, месяц, год — план иметь надо, но даже на день он должен быть альтернативным (вспомним, что мы говорили про системный анализ и про план «Б», в статье «Что такое интеллектуальное развитие, и из чего оно состоит?»), а на неделю, месяц, год — ещё более альтернативным. Это, конечно, не значит, что он должен выглядеть так: «Организую экспедицию к Северному полюсу, если не получится — напьюсь и спать завалюсь!» Это не альтернативный план, а издевательство, причём издевательство в обеих частях. В первой части — потому что не реалистично, а во второй части, потому что это не адекватная альтернатива. Поэтому план, во-первых, должен быть реалистичным, а не волюнтаристским, а, во-вторых, альтернатива должна быть адекватной. Адекватная альтернатива — это замена одного достойного дела на другое достойное дело, а не на «все тяжкие». Составляя план, сразу прикидывайте время и силы, необходимые для его осуществления.
Первая распространённая ошибка: сначала составить план «стахановский» — выдать 102 тонны угля вместо семи по норме, а потом, когда выясняется, что ни времени, ни сил у вас на это не хватает, в очередной раз рвать на себе волосы и думать: «Нет всё, с личностным развитием завязываю, я к нему точно не способен!» Чтобы этого не произошло, поменяйте слагаемые местами, сначала прикиньте имеющиеся силы и время, а потом планируйте, что вы за это время и с этими силами намерены сделать. Говорят, что от перестановки слагаемых сумма не меняется, но в данном случае может измениться кардинально — с неудачи на успех!
Вторая распространённая ошибка. Многие, особенно педантичные люди или, наоборот, фантазёры и мечтатели, настолько увлекаются составлением планов, что постоянно их переписывают, дописывают, корректируют, дополняют, перечитывают… Как вы думаете, чем это заканчивается? Правильно, ни на что другое времени уже не остаётся. Поэтому, особенно если вы знаете за собой эти особенности, если вы в группе риска, сознательно не давайте себе проводить за составлением и перечитыванием плана, времени больше, чем это реально требуется для пользы дела.
Третья распространённая ошибка — не конкретный план. «Выучить иностранный язык», «развить общительность и коммуникабельность», «развить эмпатию и эмоциональность», «избавиться от раздражительности и импульсивности». Всё это хорошо, но недостаточно. План должен содержать конкретные шаги: «выучивать каждый день по 30 иностранных слов», «сегодня попробовать заговорить на улице с незнакомым человеком», «10–15 минут в день делать эмоциональную гимнастику», «за весь день никому не нагрубить», «каждый раз, когда хочется что-то сделать, сосчитать до десяти, сделать глубокий вдох и выдох, а потом подумать, а действительно ли это надо делать?» (Но этот совет подходит только для людей импульсивных, которые сначала делают, а потом думают и, как правило, думают, что лучше бы они этого не делали, но уже поздно. А для людей нерешительных больше подойдёт прямо противоположный совет: начинайте делать, а когда сделаете, подумайте, может, и не надо было этого делать, но я существенно продвинулся в развитии решительности.) Четвёртая ошибка — не реалистичный план. В прямом смысле слова «достать Луну с неба». Как ни печально, но это невозможно, и лучше такие вещи не планировать. Ещё один вариант — хочу слетать в Космос. В отличие от предыдущего, это не то, чтобы совсем невозможно. Может, и слетаю лет через 20–30, но, во-первых, не факт, а, во-вторых, если даже и слетаю, то надо заранее соразмерить, стоит ли оно того, чтобы на это тратить 20-30-40 лет жизни. Пятая ошибка — завышенный план. Планирую стать чемпионом мира, лауреатом Нобелевской премии, Президентом России и т.п. Как и в предыдущем случае, даже если это получится, то не факт, что на это стоило тратить столько времени и усилий, а если не получится — это может стать источником разочарований, депрессий и т.п. Прямо противоположная ошибка — заниженный план. До конца жизни планирую прочитать три книги, научиться подтягиваться два раза, осчастливить одного человека и спасти четырёх котят. Когда этот план я, без сомнения, выполню, можно считать, что жизнь удалась. Или нельзя? Поэтому планы должны быть реалистичными, но в то же время достаточно сложными. Поднимайте планку повыше, но не поднимайте её на недосягаемую высоту. Планируйте не только сами дела и достижения, но и ресурсы: время, силы и т.д., которые вы планируете задействовать для их осуществления. Думайте, что вам действительно нужно (в первую очередь, во вторую, в третью), а что можно и не планировать. Кроме плана, у вас должен быть журнал успехов, в который вы записываете все свои даже самые незначительные достижения, вплоть до — хотел купить пива, но не купил, хотел нагрубить тёте, но сдержался и т.д., и т.п. Наглядное отображение всех ваших успехов и достижений придаст вам новый позитивный заряд и силы продолжать действовать.
Статья «Проблема освоения теоретических знаний в общем математическом образовании»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ФИО автора публикации
Павелкин Владимир Николаевич
ведущий научный сотрудник отдела сопровождения ФГОС
института развития образования Пермского края
Проблема освоения теоретических знаний в общем математическом образовании
В статье проводится анализ современного состояния математического образования в части освоения теоретических знаний. Показано, что теоретические знания большинством не осваиваются. Указаны причины такого положения дел. Показана необходимость их освоения для всех, не исключая слабоуспевающих учащихся.
Теоретические знания, математическое образование, традиционная методика преподавания, развитие мышления, проблемная ситуация.
Провозглашенный несколько лет назад компетентностный подход усилил уже существующий в школьном математическом образовании уклон в сторону освоения методик решения разных, в том числе и компетентностных, заданий в ущерб освоению теоретических знаний. Более того, сегодня можно услышать мнение о том, что теорию математики не нужно изучать, для большинства учащихся теория школьной математики очень сложна и непонятна, они ее ни при каких условиях не осилят. Главное – подготовить их к ОГЭ или ЕГЭ, затем они математику благополучно забудут (часто добавляют «как страшный сон»). Это мнение можно услышать от многих родителей, конечно от учеников и даже от многих учителей. Без особого знания теории ОГЭ и ЕГЭ по математике можно, оказывается, сдать на 4, не то, что на 3!
Академик АПН СССР В.В.Давыдов писал [1, стр. 146]: «Образование в истории возникает тогда, когда определенная часть накопившегося опыта уже не может быть передана подрастающим поколениям в процессе повседневной жизни и непосредственного труда. Эта часть опыта связана с достаточно высоким уровнем развития форм общественного сознания, находящим свое выражение в осмысленных и отрефлексированных общенаучных сведениях… Но такие сведения относятся уже к уровню теоретических знаний…». «Знания этого типа подрастающие поколения могут усваивать лишь в специальных образовательных учреждениях, выполняя в них специфическую учебную деятельность» [2]. То есть главная цель общего образования это освоение учащимися теоретических знаний.
Таким образом, эта изначальная цель общего образования при обучении математике в современной основной школе не достигается. Попытаемся разобраться в причинах такого положения в школьном образовании.
Первая причина – система контроля над деятельностью учителя, сводящаяся к постоянному мониторингу выполнения им учебного плана, который очень сильно раздут, имеет постоянную тенденцию к увеличению, часы же на его изучение периодически уменьшаются. В результате учителю нет времени на глубокое погружение в теорию, а еще необходимо дополнительное время для объяснения методики решения заданий ГИА и ЕГЭ прошлых лет.
Вторая причина того, что освоение теории не является реальной целью обучения математике, это традиционная методика преподавания. Рассмотрим план урока введения нового материала по математике.
Решение задания на новую тему УЧИТЕЛЕМ.
Третьей причиной незнания учащимися теории является система оценивания деятельности учителя в большей части по результатам ГИА и ЕГЭ.
То есть учитель поставлен в такое положение, что для него нет необходимости в том, чтобы ученики глубоко осваивали теорию. Он не имеет возможности работать над качественным усвоением теории в связи с чрезвычайно большим количеством достаточно сложного материала и из-за отсутствия времени. Учитель также уверен, что большинство его учеников в принципе не могут понять эту теорию. Конечно, это не касается специализированных школ, где ведется очень строгий отбор при формировании классов средней и старшей школы. Речь здесь идет о средне статистическом учителе в обычной школе.
Вывод: в традиционной школе учащиеся на уроках математики не получают теоретических знаний. Следовательно, образование теряет свое истинное назначение.
Сами по себе теоретические знания по математике большинству в жизни не нужны. Зачем в жизни человеку синус, если он менеджер по продажам или кассир? Только для сдачи ЕГЭ. Считается, что математика развивает логическое мышление. Но что такое развитие мышления? Когда оно происходит и может быть зафиксировано? Развитие мышления «происходит только тогда, когда у человека появляется новая структура, новообразование в мозгу, когда произошел акт понимания. При зазубривании, при бездумном запоминании развития почти нет. При применении зазубренной теории происходит развитие, если рождается новое понимание того, как эта теория может применяться. Если же это применение происходит под диктовку или при бездумном повторении действий учителя или другого ученика, то развития нет» [3, стр. 7]. Только теория является основой для построения цепочек логических рассуждений, которые интенсивно развивают наш мозг.
Итак, на сегодняшний момент можно констатировать, что главная цель преподавания математики для большинства учащихся не выполняется. Если учащийся не понимает тригонометрию, то она ему и не нужна и его мышление синус никак не развивает. Нужно ли преподавать тригонометрию всем? Нужно, при условии обеспечения понимания каждому ученику в степени, достаточной для самостоятельного использования при решении незнакомых заданий. И только в этом случае тригонометрия будет развивать мышление. Тоже самое можно сказать о любом другом разделе математики.
Но для обеспечения понимания нужно больше времени, чем отводится сейчас на каждую тему в учебном плане. Наиболее эффективным способом освоения теоретического знания является введение в проблемную ситуацию, при разрешении которой осуществляется выход на это знание [3, стр. 1,2]. На этот процесс и требуется дополнительное время. Если уменьшить учебный план и добиться, таким образом, лучшего понимания большинством учащихся, то польза от математики увеличится во много раз. Причем понимание необходимо строить независимо от успеваемости по предмету. Ведь если ученик, который никогда не будет в жизни решать задачи по математике (кроме как при покупке продуктов или товаров в магазине), не понимает теорию математики, и учитель не заботится о построении этого понимания, то уроки математики для такого ученика это бесполезная трата времени и государственных средств, так как, кроме ОГЭ и ЕГЭ, математика ему не нужна. Умение решать задачи ему в жизни не пригодится, теория непонятна, поэтому мышление не развивается.
Решить данную проблему можно следующим образом. Учеников классу к седьмому необходимо разделить по скорости освоения материала и, соответственно, по способности осваивать сложный материал (2 или 3 категории учащихся). Различным категориям необходимо разработать программы и УМК с различным объемом и различным уровнем сложности, но обязательно в учебниках для любых категорий должны присутствовать проблемные ситуации с выходом на ключевые понятия теории и соответствующие способы деятельности. Учителя должны при этом поменять приоритеты: от необходимости давать большой багаж знаний к приоритету развития мышления через построение понимания посредством создания на уроках проблемных ситуаций с выходом на ключевые теоретические единицы.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.
Репкин В.В. О понятии учебной деятельности // Вестник Харьковского университета. Психология. 1976. Вып. 9. № 132.
Как научиться применять школьные знания в жизни. Советы педагогов
Вызовы эпохи
В педагогическом сообществе уверены: в современном мире для школьников важны не только фундаментальные знания по предметам, но и такие умения, как ориентироваться в больших объемах информации и анализировать ее, креативно подходить к решению задач, планировать исследования, грамотно объяснять процессы и явления, понимать информацию, представленную в графической, иллюстративной, табличной и др. формах, интерпретировать ее, преобразовывать, обобщать.
Как рассказала в своем выступлении руководитель Центра развития и управления качеством продукта ГК “Просвещение” Ольга Логинова, такие навыки нашли отражение в понятии функциональной грамотности – умении использовать знания для принятия повседневных решений.
Сам термин появился еще в 1957 году, но в то время под ним понимались умения читать, считать и писать. Однако с развитием науки и технологий, изменений в обществе и улучшением качества жизни таких навыков стало недостаточно. Вместе с тем была создана Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Первые исследования прошли в 2000 году, чтобы определить, насколько дети умеют самостоятельно и грамотно принимать решения по широкому спектру вопросов.
Учимся для жизни
В России, помимо участия в PISA, проводится собственный мониторинг функциональной грамотности. Во время исследования выяснилось, что ребята понимают, о чем идет речь в заданиях, но не всегда знают, как применить конкретную теорию в реальных, повседневных ситуациях. Для обучения функциональной грамотности, отмечают эксперты, важно обратить внимание на следующие подходы и форматы заданий:
Ключи к успеху
Мероприятие состоялось в рамках IX региональной Выставки-ярмарки инновационных управленческих и педагогических идей «Компетентный учитель – функционально грамотный ученик». Организатор – МБУ ДПО «Учебно-методический центр» г.о. Балашиха.
Как научить детей применять школьные знания в жизни. Советы педагогов
Алена Ковалева
Почему для школьников порой непросто использовать теоретические знания на практике? Что такое функциональная грамотность, и чем она отличается от академической? Как помочь подросткам уверенно чувствовать себя при выборе будущей профессии? На эти и другие вопросы ответили эксперты в рамках IX региональной Выставки-ярмарки инновационных управленческих и педагогических идей «Компетентный учитель — функционально грамотный ученик».
Вызовы эпохи
В педагогическом сообществе уверены: в современном мире для школьников важны не только фундаментальные знания по предметам, но и умение работать с большими объемами и разными видами информации, креативность, способность планировать исследования, грамотно объяснять процессы и явления.
Как рассказала в своем выступлении руководитель Центра развития и управления качеством продукта ГК «Просвещение» Ольга Логинова, такие навыки нашли отражение в понятии функциональной грамотности — умении использовать знания для принятия повседневных решений.
Сам термин появился еще в 1957 году, но в то время под ним понимались умения читать, считать и писать. Однако с развитием науки и технологий, изменений в обществе и улучшением качества жизни таких навыков стало недостаточно. Для мониторинга уровня функциональной грамотности была создана Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Первые исследования прошли в 2000 году, чтобы определить, насколько дети умеют самостоятельно и правильно принимать решения по широкому спектру вопросов.
Учимся для жизни
В России, помимо участия в PISA, проводится собственный мониторинг функциональной грамотности. Во время исследования выяснилось, что ребята понимают, о чем идет речь в заданиях, но не всегда знают, как применить конкретную теорию в реальных повседневных ситуациях. Для обучения функциональной грамотности, отмечают эксперты, важно обратить внимание на следующие подходы и форматы заданий.
Комплексность
С помощью заданий ребята сначала отрабатывают каждую из грамотностей (читательскую, математическую, естественно-научную и другие) в отдельности, а затем — в комбинации.
Проблемность и внеучебный контекст
Полезны задачи, которые не содержат шаблонных подсказок. Мы можем отрабатывать типовые способы решения задач, однако дети привыкают к схеме «новая тема — упражнения для закрепления», то есть «способ решения — задача». В таком формате они не задумываются над тем, что делают, а вспоминают конкретные правила и выполняют задания. Когда речь идет о функциональной грамотности, которая воссоздает ситуации из повседневной жизни, подобные модели могут не подойти. Необходимо освоить учебный принцип — «от задачи к способу решения». Педагогу в этом помогут, например, задания на понимание смыслов: «Приведи пример. », «Вырази с помощью. », «Поясни термин/утверждение. », «Изобрази. » и т.п.
Неопределенность в способах действий и альтернативные решения
При работе с задачей по функциональной грамотности важно понять, что решение зависит от ее сути (а не от недавно пройденных правил), а теоретические знания следует переносить на практику. Верных вариантов может быть несколько — потребуются рассуждения. Проверяют такие задания не по правильному ответу, а по верному способу решения.
Ключи к успеху
Насколько успешно и быстро ученики овладеют функциональной грамотностью, зависит, в том числе, от квалификации педагога и методик, которые он выбрал. В рамках учебного процесса Логинова советует:
Для применения таких подходов специалисты предлагают следующие форматы заданий:
Мероприятие состоялось в рамках IX региональной Выставки-ярмарки инновационных управленческих и педагогических идей «Компетентный учитель — функционально грамотный ученик». Организатор — МБУ ДПО «Учебно-методический центр» г.о. Балашиха.