как украсить икону на преображение господне
Заметки по иконографии Преображения Господня
19 августа (6 августа по ст. ст.) Православная Церковь празднует Преображение Господне – событие земной жизни Спасителя, описанное у святых евангелистов (Мф. 17: 1–13, Мк. 9: 1–12; Лк. 9: 28–36). По их свидетельству, приближаясь к вольным страданиям на кресте, Господь, взяв трех ближайших учеников (апостолов Петра, Иоанна и Иакова), поднялся на гору Фавор, где преобразился перед ними, являя им Свою Божественную славу. Там Ему предстали ветхозаветные пророки Моисей и Илия.
Базилика Сан Аполлинаре ин Классе. Рим, Италия. Мозаика апсиды, 549 г. |
Несмотря на то, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 27 сентября (14 сентября по ст. ст.) Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте.
По всей видимости, праздник Преображения был установлен уже в IV веке – в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня.
В основу иконографии праздника было положено евангельское повествование. На иконах, фресках, миниатюрах рукописей Спаситель, стоящий на горе, изображается в центре композиции, по сторонам от него – пророки, у подножия горы – павшие ниц апостолы.
Одним из древнейших образов Преображения является мозаика апсиды церкви св. Аполлинария (Сан Аполлинаре ин Классе) в Риме (середина VI в.). По определению В. Н. Лазарева, Преображение представлено здесь в «абстрактной редакции» [1] – фигура Христа в центре заменена изображением огромного четырехконечного креста в медальоне, над ним – десница Господа. По сторонам на облаках – полуфигуры Моисея и Илии, а ниже, посреди деревьев, изображены три агнца, по всей видимости, символизирующие трех учеников Спасителя. Подобный вариант иконографии характерен для раннехристианского искусства, изобилующего символами, однако, он не находит дальнейшего распространения.
|
Преображение. Мозаика. Конха апсиды базилики монастыря св. Екатерины на Синае |
Другой пример иконографии демонстрирует знаменитый памятник той же эпохи – мозаики монастыря св. Екатерины на Синае. Сцена Преображения выбрана для декорации конхи апсиды монастырской церкви не случайно. Гора Синай – место ветхозаветной теофании, явления Господа Моисею. В мозаике же представлено явление Господа во славе апостолам, то есть событие Нового Завета, при котором также присутствует пророк Моисей. Пророки и апостолы изображены здесь на золотом фоне, в белых одеждах. Стоящий в центре композиции благословляющий Спаситель окружен сиянием славы – из овальной голубой мандорлы исходят лучи света.
В дальнейшем иконографическая схема, подобная схеме синайской мозаики, будет лежать в основе всех образов Преображения в византийском и древнерусском искусстве.
Примерно с XII века она будет дополнена изображениями восходящих и нисходящих с горы апостолов во главе с Христом. Подобные детали повсеместно встречаются в памятниках XIII–XIV веков – росписях церкви Благовещения в Грачанице (1321) и церкви Богородицы Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV в.).
|
Преображение. Конец XVII в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Подробнейший извод Преображения использован в иконе из частного собрания К. В. Воронина [5] середины XVII века. Помимо сцен восхождения и спуска апостолов с горы и воскрешения Моисея, в центральной нижней части композиции расположены две редкие сцены. Под изображением Христа на вершине Фавора представлены стоящие и созерцающие чудо апостолы. Ниже они изображены еще раз, традиционно упавшими ниц, однако Спаситель стоит посреди учеников и поднимает их, согласно евангельскому тексту, говоря: «Встаньте и не бойтесь» (Мф. 17: 7). Аналогичный момент представлен и на иконе конца XVII века из собрания Русского музея (Санкт-Петербург): Христос поднимает апостола Петра за руку и касается спины апостола Иоанна.
Несколько слов необходимо сказать о значении сцены Преображение в составе храмовых росписей и особенностях ее местоположения в пространстве храмов.
В русских иконостасах XVI–XVII веков Преображение становится обозначением страстного цикла, замещая его в праздничном ряду между «Входом в Иерусалим» и «Распятием».
[1] Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986. Т. 1. С. 46.
[2] О спорах о природе Фаворского света середины XIV в. между святителем Григорием Паламой и монахом Варлаамом и его сторонниками см. подробнее: Модест, игумен. Св. Григорий Палама. Киев, 1860; Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1892; Кривошеин В. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы // Seminarium Kondakovianum. Прага, 1936. Вып. VIII. С. 99–154; то же: Альфа и Омега. 1995. № 3 (6). С. 77–82.
[3] См.: Димитрий Ростовский, святитель. Синаксарь на Преображение Господне // Жития святых. Месяц август. М., 2004. С. 93.
[4] Семоглу А. Воскресающий Моисей: О редкой иконографической особенности сцены «Преображение» в настенной монастырской живописи северо-западной Греции XVI века // Византийский временник. М., 2001. Вып. 60. С. 175.
[5] Опубликована в: Иконы из частных собраний: Каталог выставки. М., 2004. С. 181, кат. № 137.
[6] Так, например, в кондаке 7-го гласа службы на Преображение поется: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное».
[7] Сарабьянов В. Д. Программные основы древнерусской храмовой декорации // Вопросы искусствознания. М., 1994. Вып. 4. С. 276.
Иконография праздника Преображения Господня
Со временем на иконах Преображения Господня появились другие символы. Они более подробно иллюстрировали евангельский текст и придавали изображениям новую смысловую глубину. Часть пространства иконы теперь занимали отвесные скалы. На горе Фавор, где по преданию произошло Преображение, скал нет, там пологие склоны. Но в иконографии они символизируют собою крепкую веру и духовное восхождение каждого христианина.
Позы апостолов, упавших ниц перед величием увиденного, приобрели большую выразительность. Кто-то из учеников прикрывает в страхе глаза, кто-то всем телом вжимается в землю. Это аллегория той слабости и неготовности человека к тому чтобы предстать перед Господом, чтобы лицезреть духовными очами нетварный Фаворский свет.
Святые пророки со вниманием и благоговением склонились ко Христу. Мы знаем из Евангелий, что они беседуют со Спасителем о предстоящих Ему Крестных страданиях. Кроме того, на иконе изображается, что окружающие скалы поросли деревьями. Это также напоминает нам о Крестном Древе Спасителя, о Его грядущей искупительной жертве. Таким образом Преображение становится важным этапом на пути к голгофскому подвигу Христа.
Иногда рядом с иконой Преображения появляются ещё два сюжета: Христос с учениками, поднимающиеся на Фавор и спускающиеся с горы Преображения. Спаситель указывает Петру, Иакову и Иоанну на оставшуюся внизу долину. Господь направляет апостолов на служение миру.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Преображение Господне — картины, иконы и фрески
Преображение Господне — один из самый ярких новозаветных сюжетов в церковном и светском искусстве. Как он развивался в течение многих веков?
От автора: У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется — «угадайка». Преподаватель показывает студенту фотографию того или иного произведения, а тот должен назвать период, стиль, автора, музей, где хранится произведение или город, если это здание. Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале. Для преподавателя «угадайка» — это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. А для студента — это три минуты чистого адреналина в крови. Итак, сыграем в «угадайку»? Я описываю одно произведение — вы угадываете название.
В центре мозаики большой круг, внутри которого на голубом с золотыми звездами фоне изображен богато украшенный четырехконечный Крест. В пересечении ветвей Креста — медальон с оплечным изображением Спасителя. Над Крестом по-гречески написано заглавными буквами слово «Ι Χ Θ Υ Σ» — «рыба». Это первые буквы слов фразы «᾿Ιησοῦς Χριστὸς Θεοῦ Υἱὸς Σωτήρ» — «Иисус Христос Бога Сын Спаситель»; у подножия Креста помещена надпись «SALUS MUNDI» на латыни это означает «Спаситель мира».
Над голубым кругом, среди розовых и голубых облаков изображена десница Бога Отца. По сторонам от Креста, на фоне пейзажа (скорее лесного, так как изображено много деревьев, кустов и птиц) изображены три белых агнца, взирающие на Крест.
Прямо под Крестом изображен святой в епископском облачении с воздетыми в молитве руками, или на языке искусствоведения — «в позе оранта». Согласно подписи, это святой Аполлинарий.
Справа и слева от фигуры святого находятся белоснежные агнцы (по шесть с каждой стороны), Между агнцами — пышно цветущие белые лилии.
Итак, Вы уже готовы назвать евангельское событие, изображенное таким образом? А если я добавлю, что по сторонам от круга, среди цветных облаков изображены полуфигуры, подписанные как «Моисей» и «Илия»?
Мозаика апсиды церкви Сант Аполлинаре ин Классе. Сер. VI в. Равенна. Италия
Да, это мозаика «Преображение», которая находится в апсиде базилики Сант Аполлинаре ин Классе в Равенне. Ученые датируют ее серединой VI века. Это было время, когда в христианском искусстве, особенно на Западе, были еще распространены символические формы. Спаситель изображается необычно, Он представлен оплечным образом в медальоне на Кресте.
Мозаика апсиды церкви Сант Аполлинаре ин Классе. Сер. VI в. Равенна. Италия. Фрагмент
Три апостола — Петр, Иоанн и Иаков — представлены символически, как три агнца. Так же символически изображены 12 апостолов в нижней части композиции. Священномученик Аполлинарий, стоящий посреди агнцев, — первый епископ города Равенны, согласно преданию жил в апостольский период, был замучен языческими властями; христиане похоронили его тело в Классе, портовой части города.
Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай. Легкие цветные облака тоже являются своеобразным символом — они призваны подчеркнуть, что перед нами сцена Теофании, Богоявления. В описании видения пророка Иезекииля сияние, исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез. 1:27-28). Изображение радуги в христианском искусстве всегда имеет теофанический смысл. Облака радужных цветов — это тоже деталь, определенно указывающая, что перед нами сюжет, связанный с темой явления Божества миру.
В восточной части христианского мира художники более тяготели к прямому, а не символическому изображению. Здесь более ориентировались на принцип, который можно условно назвать «евангельским реализмом».
Почти одновременно с мозаикой апсиды церкви св. Аполлинария, в 565–566 годах, была украшена мозаичной композицией «Преображение» конха храма Синайского монастыря. Выполняли это произведение, скорее всего, константинопольский мастера, так как заказ поступил от императора Юстиниана. Здесь мы видим иконографическую схему, ставшую впоследствии канонической. Пророки Илия и Моисей стоят по сторонам от Спасителя, на коленях перед Ним — апостолы Иоанн и Иаков, Петр пал ниц у ног Учителя.
Фигуру Христа окружает темно-cиняя, многослойная мандорла — сияние миндалевидной формы, передающее здесь свет Божественной славы. Это одно из первых в христианском искусстве изображений славы в форме миндалины. На более ранних произведениях этот ореол по форме было круглым, как, например, на равенской мозаике.
Мотив портрета какой-либо персоны в круге был заимствован из античного искусства. Там такое изображение означало невидимое присутствие изображенного лица. Можно видеть такие портреты римских императоров на табличках (диптихах), привозимых консулами в свои провинции.
В таких случаях изображение означает, что, хотя император и не находится непосредственно в провинции, но дает власть консулу управлять от своего имени. Император как бы невидимо присутствует при вступлении в должность консула, прибывшего к месту службы.
Художники VI века задолго до паламитских споров мыслили вполне православно. Белые, светящиеся одежды Христа, Его светящееся лик в сочетании с изображением славы вокруг фигуры — это способ изобразить не какой-то яркий физический свет, видимый любым человеком, но свет нетварный, сверхъестественный. В данном случае мандорла с исходящими светлыми лучами — это образ видимого только духовными очами нетварного фаворского света, Божественных энергий.
Мозаика церкви монастыря cв.Екатерины на горе Синай. Ок. 565–566 гг.
Вся сцена изображена на золотом фоне, ландшафтные детали отсутствуют. Золото в христианском искусстве использовалось не столько из-за драгоценности и впечатления богатства, сколько из-за глубокой символики. Оно изображает нетварный, благодатный свет, который преображает все мироздание. С помощью золота передается идея невидимого Божественного присутствия во всем творении. Золотой фон подчеркивает таинственность происходящего. И в синайской мозаике сплошное золото фона помогает подчеркнуть неотмирный, иррациональный характер происходящего Преображения Господа.
В дальнейшем иконографическая схема почти не претерпела изменений. Местоположение апостолов может быть различным: Иоанн Богослов чаще изображается в центре, у ног Спасителя, Петр и Иаков могут изображаться как справа, так и слева от Иоанна.
В произведениях второй половины XIII — XIV веков фигуры апостолов получают эмоциональную, экспрессивную трактовку. Они не просто припадают на колени, но, находясь в трепете от созерцания чуда, закрывают лица ладонями, повергаются ниц так, что кажется, что они просто обрушиваются с крутых скал.
В искусстве средневизантийского периода сюжет дополняется несколькими деталями. Начиная с XIII века, с левой и правой стороны композиции могут изображаться две сцены, в которых Христос восходит с учениками на гору и сходит с ними с горы. В поздних иконах на первом плане встречается сцена, в которой Спаситель поднимает упавших наземь учеников (Мф.17:7).
В верхних углах иногда изображено перенесение ангелами пророков Моисея и Илии на гору Фавор. На иконах XVII века появляются сюжеты с изведением ангелами Моисея из гроба, а Илии с неба. Н.В. Покровский отмечал, что это наглядное выражение мысли о том, что Моисей и Илия призваны были на Фавор в качестве представителей от двух миров – умерших и живых. Они явились, для того, чтобы показать, что Христос имеет власть над жизнью и смертью; кроме того, Моисей должен был возвестить о славе Искупителя людям умершим, а Илия, как не испытавший смерти – живым*.
* Н.В.Покровский. Евангелие в памятниках иконографии. М., Прогресс-Традиция, 2001. С.293-294.
Миниатюра Хлудовской Псалтири. Около середины Ixв. ГИМ, Москва
Диптих с изображением 12 праздников. Византия. Конец X в. Слоновая кость. ГЭ, Спб. Фрагмент
Фреска так называемой «Спрятанной церкви». X в(?). Гёреме, Каппадокия, Турция
Миниатюра армянского Евангелия (Ms 6201. Fol 6). 1038г. Матенадаран, Ереван, Армения
Миниатюра Евангелия Иверского монастыря (Ath. Iver. 1. Fol. 296v). XI в. Афон, Греция
Мозаика церкви Успения в Дафни. Ок. 1100 г. Греция
Фреска так наз. «Темной церкви» (Каранлик Килисе). XII в. Гёреме, Каппадокия, Турция
Фреска Спасо-Преображенский собора Мирожского монастыря во Пскове. Ок. 1156 г.
Икона. 1-ая половина XII в. ГЭ, Спб
Трехчастная икона. XII в. Монастырь cв.Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент
Эпистилий темплона. 2-ая половина XII в. Монастырь cв.Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент
Мозаическая икона. Византия. 1-ая половина XII в. Лувр, Франция
Икона из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Круг Феофана Грека. Ок.1403г. ГТГ, Москва
Фреска Успенского собора во Владимире. 1408 г.
Икона из празднич. чина Благовещенского собора Моск. Кремля. Нач.XV в. Москва
Икона последователя А.Рублева. 1425 г. ГТГ, Москва
Икона из празднич. чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок.1497 г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Икона из иконостаса ц. Преображения Кирилло-Белозерского монастыря. 1595 г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Палехская икона. Серед.XVIII в. Гос.музей палехского искусства. Палех
Икона. Кон.XVIII — нач.XIX вв. Рыбинский государственный музей-заповедник
Нижегородская икона. XIX в. Частая коллекция
Палехская икона. Нач.XIX в. Гос.музей палехского искусства. Палех
Джованни Беллини. Преображение. Ок. 1455г. Музей Коррер, Венеция
Рафаэль Санти. 1519-1520 гг. Пинакотека Ватикана
Андрей Иванович Иванов. Преображение. Между 1807 и 1809 гг. РМ, Спб.
Александр Андреевич Иванов. Эскиз. Кон.1840 — нач.1850-х гг. ГТГ, Москва
Икона на Яблочный Спас — подарок для семьи и храма
Преображение Господне, или как его называют в народе, Яблочный Спас — один из двенадцати наиболее почитаемых православных праздников. В нём, воедино сплелись церковные каноны и славянские традиции. Ведь в народном календаре славян – это первый праздник урожая и день, когда природа с лета оборачивается к осени. Резные иконы со Спасителем из массива дерева, станут к этому празднику отличным подарком. Причём, преподнести их можно как членам семьи или близким друзьям, так и храму, который вы посещаете.
Праздник с точки зрения христианства и славянской культуры
Как же получилось так, что две традиции тесно переплелись? На этот вопрос, точно ответить никто не сможет, ведь корнями, это уходит в глубь веков. Все евангелисты, кроме Иоанна, сообщают о событии явления трём своим ученикам во время молитвы на горе Иисуса Христа. И нарекают они это событие не иначе, как Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Богословское толкование указывает, что Преображение — это явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа. Таким образом, воедино соединяются все лица Святой Троицы. При этом Христос, перед своими учениками — Петром, Иаковом и Иоанном не меняет свою божественную природу. Все изменения исключительно визуальны — в его лице и одеждах. Это демонстрирует объединение человеческого и божественного начал.
В народной традиции, Преображение называют Яблочным Спасом или Вторым Спасом. В этот день, в православных храмах освящают дары деревьев нового урожая. Считается, что именно с этого дня, ими уже можно лакомиться. У восточных славян существует поверье, что, если в семье есть умерший ребёнок, его родителям нельзя есть яблоки до Спаса. Тогда в праздник, в лучшем из миров, ему дадут лакомства. Утром мать должна освятить яблоки и несколько либо оставить в храме, либо отнести на могилку. А незамужние девушки, вкушая освящённые яблоки, загадывали себе суженного. А у некоторых христианских народов считается, что в этот день, открываются небеса и можно увидеть Бога.
Какие иконы подарить к празднику
К Яблочному спасу близким людям можно заказать изготовление иконы Преображение Господне, которую мастера выполнят либо в традициях древней иконописи, либо по образцу работ известных художников, к примеру — Рафаэля, творение которого находится в Ватикане. Но преподнести можно и другие иконы со Спасителем. К празднику они будут более, чем уместны. Но поскольку в доме, где живут по православным традициям, иконы Иисуса Христа и Богоматери являются обязательными, лучше отдать предпочтение не самым распространённым его образам. Так, вы точно подарите икону, которой в доме нет.
К примеру, отличным вариантом является резная работа из натурального дерева Вседержитель, выполненная по образу Спас в Силах. Образ этот достаточно древний и насчитывает более 500 лет. впервые его создал иконописец Дионисий, поэтому иногда, его ещё называют Дионисийским. По своей сути — это одна из главных икон, которая находится в центре иконостаса и являет образ Христа, в котором он должен явиться миру в конце времён.
Ещё одна хорошая идея — подарить икону со Спасителем, которая произошла от древней реликвии и послужила источником для иконографии — Спас Нерукотворный. О её происхождении, существует несколько приданий. Но каждое из них гласит о нерукотворном происхождении Образа. В том числе, его связывают с Туринской плащаницей. Якобы – это ничто иное, как сложенная в несколько раз реликвия, которая на самом деле — не была утеряна во времена крестовых походов, а вывезена в Европу и оказалась в Турине.
Какие ещё работы можно подарить к Яблочному спасу
Поскольку Яблочный Спас, помимо своей религиозной составляющей, имеет ещё и прикладное наполнение. Славяне считали, что именно с него начинается сбор урожая. Поэтому, в подарок можно преподнести не только иконы, но и оригинальные панно, которые займут своё достойное место в любом доме. В зависимости от его стилистики, можно подобрать как достаточно минималистичные работы, которые просто покрыты тонировкой и лаком, подчёркивая структуру дерева, так и с художественной росписью. Вторые смотрятся особенно изысканно и стильно.
Лучше всего, обращать внимание на натюрморты. И на них могут быть не только яблоки и колосья пшеницы, но и другие фрукты. Это у восточных славян Яблочный спас потому так и называется, что ассоциируется именно с этими плодами. А к примеру, у западных считается, что с этого дня, дозревает виноград и его можно собирать. Также, согласно народным приметам, после 19 августа, птицы улетают на Юг. Поэтому, преподнеся красивый натюрморт в дереве, вы поселите в доме вечное лето.