как управлять мозгом человека
Тренировки для мозга: какие они бывают, и зачем они нужны. Советы специалиста
Человеческий мозг по-прежнему остается самой большой загадкой. Однако, благодаря стремительному развитию нейронаук, мы научились управлять его состоянием. Медитация и релаксация, развивающие и интеллектуальные упражнения, нейрофидбэк-тренинг — всё это методики, направленные на тренировку нашего мозга. Рассказываем, как это работает и зачем это нужно. В тонкостях данного вопроса нам помогла разобраться Ольга Чащина, врач-психотерапевт, к. м. н., специалист по нейротехнологиям X-Clinic.
Зарядка для мозга
Тренировки для мозга, подобно зарядке для тела, помогают нам оставаться молодыми и энергичными. При занятиях спортом формируется мышечная ткань, тело становится упругим и подтянутым, примерно тот же принцип соблюдается и при работе с головным мозгом: при регулярных упражнениях формируются новые нейронные связи, которые влияют на психологическую гибкость и способность адаптироваться к разным условиям. Причем, как и в ситуации с телом, систематичность — важное условие крепкого и устойчивого здоровья.
Тренировать сознание и головной мозг можно самыми различными способами, например, для улучшения концентрации внимания подойдут головоломки, видеоигры, различные тренажеры и скорочтение. Улучшить память и избавиться от стресса можно при помощи медитаций и практики осознанности. Есть и сочетающие в себе все это методики, основанные на новейших исследованиях в области нейрофизиологии, например, нейрофидбэк-тренинг.
Медитация
Есть множество различных техник медитации, но остановимся на самой, казалось бы, простой — посидеть в тишине с закрытыми глазами, сосредоточившись на дыхании. Даже такое на первый взгляд простое упражнение может вызвать массу препятствий. В первый раз будет крайне трудно просидеть даже минуту без назойливых мыслей, обуревающих сознание. Тем не менее, постепенно останавливая поток сознания и возвращаясь к дыханию, вы поможете своему мозгу перезагрузиться. Ежедневные практики помогают избавиться от тревожности, уменьшить воздействие стресса и научиться контролировать внимание.
Исследования доказывают, что те, кто практикуют медитацию каждый день, имеют более толстый слой серого вещества именно в тех зонах, которые отвечают за внимание и психологическую гибкость. Тренировка мозга при помощи медитации приводит к тому, что со временем нужно прикладывать все меньше усилий для фокусировки вашего внимания. А это значит, что со временем вам станет легче концентрироваться в обычной жизни, когда это необходимо — например, на важном совещании или сдаче экзамена.
Онлайн-тренажеры и игры
На смену кроссвордам и печатным судоку пришли онлайн-сервисы для развития и тренировки мозга. Можно выбрать любой: начиная от онлайн-головоломок до развивающих игр, которые анализируют ваше игровое поведение и адаптируются под ваши решения. Самые популярные — «Викиум», Uplift и «Битрейника». Для чего это нужно? Во-первых, выполнение упражнений может быть просто интересным. Во-вторых, это позволяет отвлечься от будничных стрессовых ситуаций с пользой для здоровья. С прагматической точки зрения такие упражнения способствуют улучшению когнитивных способностей, что со временем поможет вам быстрее решать жизненные и рабочие задачи, запоминать имена коллег и знакомых, а также не забывать про важные семейные даты.
Нейрофидбэк-тренинг
Одна из перспективных методик — нейрофидбэк-тренинг. Это процедура, позволяющая научиться контролировать активность собственного мозга. В ее основу заложен принцип биологической обратной связи. Во время нейрофидбэк-тренинга малые электрические сигналы головного мозга измеряются с помощью электродов, прикрепленных к коже головы, и с помощью программного обеспечения превращаются в звук и изображение. То есть компьютерная программа создает в режиме реального времени визуализацию биоэлектрической активности мозга.
Как это происходит
Врач дает инструкции — и если ритмы мозга свидетельствуют о переходе в нужное терапевтическое состояние, то программа на экране изменяет изображение, звуковое сопровождение и интенсивность вибрации тактильного датчика. Обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю, а компьютерная программа делает доступной информацию, в обычных условиях невоспринимаемую. При необходимости врач подключает дополнительные техники для управления эмоциональным состоянием, чтобы усилить эффект от нейрофидбэк-тренинга.
Получается, что можно влиять на ритмы мозга в интерактивном режиме, отслеживая, фиксируя свои ощущения. По мере продолжения тренировок и закрепления желаемого чувства расслабления приобретается навык переходить в необходимое терапевтическое состояние самостоятельно в любой момент времени.
Подписаться на новости
В соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006, отправляя любую форму на этом сайте, вы подтверждаете свое
согласие на обработку персональных данных.
Вячеслав Дубынин: «Как управлять нашим мозгом?»
Самосознание, самоконтроль и самосовершенствование – вот три вещи, которые помогут лучше понять себя и свои возможности.
Наш мозг – это вычислительный центр, где работают сотни и тысячи компьютеров. По этому центру бродит сознание. Оно пытается управлять компьютерами в нашей голове |
Мы не можем постоянно использовать 100% возможностей нашего мозга. Если полностью отдаваться одному процессу, то мы быстро переутомляемся. Нужно уметь переключаться, чтобы голова не начала «кипеть».
Мозг заточен на решение разных задач. Если долго застрять на одной задаче, то это провоцирует нашу нервную систему, появляется маниакальное состояние
Часто бывает, что мы думаем о какой-то проблеме, потом занимаемся чем-то другим, после чего снова возвращаемся к этой проблеме, а у нас уже есть готовое решение, хотя мы об этом не думали. Почему так происходит? Мы сменили деятельность, но зона в голове, отвечающая за решение этой проблемы, не прекратила свою работу. Она продолжала функционировать и искать выход.
Мозг любит разнообразие, поэтому лучше отвлечься от какой-то долгой деятельности, чтобы перезагрузить наш основной орган |
Важное место в нашей жизни занимает память. Пока никто не смог оценить её объемы, но в этом вопросе есть ограничения: у человека существует кратковременная и долгосрочная память. Кратковременная имеет гораздо меньший объём, поэтому рекомендуется слушать беспрерывно не более 2 часов информации, затем мы перестаем усваивать данные. Человеку нужно отдыхать, чтобы сведения перешли из кратковременной в долгосрочную память. Поэтому нужно спать не менее 8 часов, в противном случае важная для нас информация может потеряться и не перейти в долгосрочную память.
Наш мозг очень любит ходить легкими путями, нужно уметь перебороть в себе это и натренировать его под более выгодные нам задачи.
Поэтому нам больше нравится смеяться несколько часов над картинками в соцсетях, чем уделить 30 минут образованию.
Информационный фаст-фуд, от которого мы получаем сиюминутное удовольствие, так и остается в кратковременной памяти. А думаем, мыслим и живём мы долгосрочной памятью. Поэтому нужно сохранять у себя в голове полезную информацию, которая будет вызывать глубокий эмоциональный отклик
Эту ценную информацию еще нужно повторять, а лучше всего – рассказывать другим. Тогда она будет храниться у нас очень долго.
Сознание (или то, что мы называем «Я») – это лишь небольшая функция в нашем мозге. Оно имеет право вето на другие действие нашего основного органа. Мозг предлагает какую-то модель поведения или активность, а мы можем отклонить или согласиться. Однако сознание не успевает всё контролировать, поэтому некоторые действия мы можем выполнять неосознанно.
Психологи провели эксперимент: в ходе двух бизнес-совещаний поставили на стол сперва прозрачную вазу с шоколадками, а потом непрозрачную. В первом случае участники съели весь шоколад, а во втором нет. Дело в том, что зрение передавало в мозг сигнал, а сознание было занято совещанием, и люди даже не замечали, как ели шоколад
Нашего сознания на всё не хватает, поэтому лучше убрать зрительный контакт от соблазняющих вещей и желаний, например – от сладкого.
Наш мозг постоянно работает, даже когда мы спим. Он обрабатывает всю информацию, которую накопил за день, неделю или даже месяцы. Мыслительные процессы продолжаются и выражаются иногда в виде снов.
Сны бывают двух типов.
Творческие – когда поэтам снятся стихи, которые они потом пишут потом в жизни, или учёным снятся какие-то вещи, помогающие совершить открытие.
Австрийскому фармакологу Отто Лёви приснился эксперимент, за который он в последующем получил Нобелевскую премию
Прогностические сны – это когда наш мозг спрогнозировал или смоделировал какую-то ситуацию, которая потом может случиться в реальности.
Если нужно решить какую-то проблему, то последнее, о чём нужно подумать перед сном, – это поставить задачу мозгу решить проблему. Уже на утро у вас будет несколько вариантов.
Зависимость успеха от мозга
Все люди разные, и у каждого есть пункты одарённости. Нужно их прочувствовать и заниматься тем, к чему вы предрасположены.
Самый простой способ – это пробоваться в разных сферах. Нельзя застаиваться там, где вам не нравится или не получается.
В современном мире человек 3–4 раза должен сменить если не профессию, то хотя бы направление внутри неё
При этом одарённость – это врождённое. Но её нужно постоянно оттачивать ежедневным и упорным трудом. И когда всё это складывается, то получаются гении.
Мозг – генератор эмоций, отвечающий за любовь, ревность, счастье и т.д. Эти эмоции достигаются за счёт действий, которые мы делаем с хорошим результатом.
И нашему организму нужны различные эмоции, даже кратковременный стресс, когда что-то сложное для нас завершается победой.
Нельзя допускать долгосрочного стресса. В этом случае происходит истощение ресурсов мозга, мы не можем функционировать так, как должны
В случае с хроническим стрессом выход простой – не бойтесь радикальных решений. Например, если стресс из-за работы, то лучше её сменить, пока ситуация не стала патовой.
«Конспект» – еженедельная рассылка с текстами выступлений главных спикеров Synergy.Online без рекламы и спама. Бесплатно делимся знаниями самых умных людей мира. Подписаться |
В интернете ходит много рассуждений о том, что наш мозг работает лишь на 5%. Многие задаются вопросом, как же увеличить работоспособность мозга?
Это неправильный подход, поскольку на решение одной проблемы требуется 1–2% от общей производительности нашего мозга. Чтобы на чём-то сосредоточиться и решить задачу, нужно не большое количество нейронов, а убрать все отвлекающие факторы.
Мозг гениев, занимаясь какой-то деятельностью, активирован меньше, чем мозг обычного человека
Смотрите в «Базе знаний» выступление Вячеслава Дубынина «Как управлять нашим мозгом?»
Нейроны и нейромедиаторы
Химические цепочки
Все чувства и эмоции, которые испытывают люди, возникают путем химических изменений в головном мозге. Прилив радости, который человек ощущает после получения положительной оценки, выигрыша в лотерею или при встрече с любимым, происходит вследствие сложных химических процессов в головном мозге. Мы можем испытывать огромное количество эмоций, например таких, как печаль, горе, тревога, страх, изумление, отвращение, экстаз, умиление. Если мозг дает телу команду на осуществление какого-либо действия, например, сесть, повернуться или бежать, это также обусловлено химическими процессами. «Химический язык» нашей нервной системы состоит из отдельных «слов», роль которых исполняют нейромедиаторы (их еще называют нейротрансмиттерами).
Любой нейрон может получать большое количество химических сообщений, как положительных, так и отрицательных («работай» или «стоп»), от других нейронов, которые его окружают. Эти сообщения могут конкурировать или «сотрудничать», между собой, заставляя нейрон отвечать специфическим образом. Поскольку все эти события происходят в течение очень короткого времени (считаные доли секунды), очевидно, что медиатор должен быть удален из синаптического пространства очень быстро, чтобы те же самые рецепторы могли работать снова и снова. И это удаление может происходить тремя способами. Молекулы нейромедиатора могут быть захвачены назад в то нервное окончание, из которого они были выделены, и этот процесс получил название «обратный захват» («reuptake»); нейромедиатор может быть разрушен специфическими ферментами, находящимися в готовности недалеко от рецепторов на поверхности нейрона; или активное вещество может просто рассеяться в окружающую область мозга, и быть разрушено там.
Изменение нейротрансмиссии с помощью лекарств
Рассмотрим, что происходит при изменении уровней нейромедиаторов мозга на примере трех из них (серотонин, дофамин и гамма-аминомасляная кислота (ГАМК).
Серотонин
Многие исследования показывают, что низкий уровень серотонина в головном мозге приводит к депрессии, импульсивным и агрессивным формам поведения, насилию, и даже самоубийствам. Лекарственные вещества под названием антидепрессанты создают блок на пути обратного захвата серотонина, тем самым несколько увеличивая время его нахождения в пространстве синапса. Как итог, в целом увеличивается количество серотонина, участвующего в передаче сигналов с нейрона на нейрон, и депрессия со временем проходит.
В последние годы ведутся бурные дискуссии вокруг психического расстройства, носящего название «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ, ADHD). Это расстройство, как правило, диагностируется в детском возрасте. Таким детям очень сложно сохранять концентрацию внимания в течение длительного времени, они совершенно не могут сидеть, не двигаясь; они постоянно находятся в движении, импульсивны и чрезмерно активны. К сожалению, СДВГ диагностируют у все большего числа детей, и многие из них получают лекарства, увеличивающие деятельность медиатора дофамина. Это помогает ребенку быть готовым к работе, более внимательным и сосредоточенным, и поэтому более способным последовательно выполнять задания.
Наркотическое вещество, известное как «экстази» или МДМА, также изменяет уровень серотонина в мозге, но намного более радикально. Он заставляет выделяющие серотонин нейроны выплескивать все содержимое сразу, затапливая этим химикатом весь мозг, что, конечно, вызывает ощущение чрезвычайного счастья и гиперактивность (чрезмерную двигательную активность). Однако, за это приходится расплачиваться позже. После того как экстази израсходовал весь мозговой запас серотонина, включаются компенсаторные механизмы, быстро разрушающие избыток нейромедиатора в мозге. После того, как спустя несколько часов действие наркотика заканчивается, человек, вероятно, будет чувствовать себя подавленным. Этот период «депрессии» продлится до тех пор, пока мозг не сможет восполнить запасы и обеспечить нормальный уровень медиатора. Повторное использование на этом фоне экстази может привести к глубокой депрессии или другим проблемам, которые будут тянуться в течение долгого времени.
Дофамин
Ученые обнаружили, что люди с расстройством психики, известным как шизофрения, фактически чрезмерно чувствительны к дофамину в мозге. Как следствие, при лечении шизофрении используются лекарства, которые блокируют дофаминовые в головном мозге, таким образом, ограничивая воздействие этого нейромедиатора.
С другой стороны, вещества, известные как амфетамины, увеличивают уровень дофамина, заставляя нейроны его высвобождать, и препятствуя его обратному захвату. В некоторых странах врачи используют разумные дозы этих препаратов при лечении некоторых заболеваний, например, синдрома гиперактивности с дефицитом внимания. Тем не менее, иногда люди абсолютно необдуманно неправильно используют эти вещества, пытаясь обеспечить себе повышенный уровень бодрствования и способность решать любые задачи.
Гамма-аминомасляная кислота
Гамма-аминомасляная кислота, или ГАМК, является главным медиатором, чья роль заключается в передаче нейронам команды «стоп». Исследователи полагают, что определенные типы эпилепсии, которые характеризуются повторными припадками, затрагивающими сознание человека и его двигательную сферу, могут являться результатом снижения содержания ГАМК в головном мозге. Передающая система мозга, не имея адекватного «тормоза», входит в состояние перегрузки, когда десятки тысяч нейронов начинают сильно и одновременно посылать свои сигналы, что приводит к эпилептическому приступу. Ученые полагают, что за разрушение слишком большого количества ГАМК могут быть ответственны мозговые ферменты, в связи с чем появились лекарства, которые помогают остановить этот процесс. Время показало их эффективность в лечении не только эпилепсии, но и некоторых других нарушений работы мозга.
Гормоны
Химическое взаимодействие
Как манипулировать собственным мозгом?
Было бы здорово каждый день сохранять быть в тонусе и успешно справляться с любыми проблемами. Но как сохранить позитивный настрой и научиться не бежать от проблем? С мозгом можно «договориться».
Мозгу нужно все контролировать. Если ситуация целиком не будет контролем, вы будете чувствовать дискомфорт. Попробуйте отказаться от привычки контролировать все хотя бы на 45 дней. Не следите за погодой, не стремитесь быть лучшим в любой мелочи, оставьте в покое пару лишних пылинок в дальнем углу. На 45-й день эксперимента вы почувствуете себя гораздо более уверенным в собственных силах.
Личностные установки. Если в вашей голове есть место фразам «я не справлюсь», «это очень сложно» — мозг рано или поздно будет воспринимать любую проблему как непреодолимое препятствие. Эмоциональная тональность перестраивает мозг. Думая о проблеме в негативном ключе, вы заранее обрекаете себя на провал. Помните об этом, когда беретесь за новую задачу!
Мозг любит признание. Социальное признание и ощущение гордости стимулируют выработку серотонина, что дает нам возможность быть в тонусе и смотреть на мир в позитивном ключе. Подмечайте дела, с которыми вы ловко справились за последнее время и не забывайте себя хвалить.
Мозг любит учиться. Чтобы всегда быть на пике активности, успешно справляться с задачами, правильно ставить цели и добиваться их, мозгу нужно постоянное обучение. На Викиум вы найдете тренажеры, которые улучшат память, способность концентрироваться и помогут без труда держать в голове массу информации.
Попробуйте и выберите то, что подходит именно вам!
Как пользоваться мозгом: 5 простых правил
Делимся советами от основателя ИД «Коммерсантъ» Владимира Яковлева
Мы уже предлагали вам выяснить в нашем тесте, кто главнее — вы или ваш мозг. Надеемся, что ответ вас не очень удивил или расстроил, ведь авторы книги «Уход за мозгом» Владимир Яковлев и Марина Собе Панек, помимо исследований, подготовили еще и советы, позволяющие одновременно беречь свой мозг от перегрузки и использовать его возможности по максимуму. Мы выбрали пять правил из книги, с которых можно начать уход за мозгом.
Правило 1. Чтобы что-то забыть, нужно очень хорошо это вспомнить
Когда ваш мозг подкинет вам неприятное воспоминание, не сопротивляйтесь, а, наоборот, выберите удобный момент и попробуйте сделать то, о чем мозг просит, — то есть полностью и подробно вспомните неприятное событие, как бы омерзительно это ни было.
Для мозга нет разницы между воображением и реальностью. Поэтому, если в воображении вы замените концовку с негативной на позитивную, мозг легко поверит в это, и воспоминание сразу потеряет для него прежнюю значимость, поскольку уже не будет связано с безопасностью.
Правило 2. Чтобы что-то запомнить, нужно поспать
Если днем вы занимались на каких-то платных курсах — вождения, рисования, английского или другого иностранного языка, — а потом по какой-то причине не спали ночь или спали мало, то считайте, что выкинули деньги на ветер. Закреплением новых знаний наш мозг занимается, только и исключительно в то время, когда мы спим. Процесс запоминания, если очень упростить схему, выглядит примерно так: во время сна новые знания, полученные днем, связываются с долговременной памятью. Это называется «консолидация памяти». Все неконсолидированное мозг попросту забывает.
Правило 3. Не стоит делать несколько дел одновременно
Наше сознание монозадачно. Наш мозг, при всей его сложности, на сознательном уровне способен контролировать только одно дело в одну единицу времени. Если дел оказывается два или три, то, чтобы выполнить их, мозг использует специальный прием. Поскольку сознательно заниматься несколькими делами одновременно он не может, мозг начинает быстро переключаться, перескакивать с одного на другое и обратно. Это создает у нас иллюзию, что мозг делает несколько дел сразу. Но в реальности мозг по-прежнему придерживается принципа одно дело на единицу времени, только быстро чередует дела.
Правило 4. Хотите похудеть — больше думайте
Если бы наш мозг имел возможность самостоятельно «ходить в холодильник» и брать оттуда то, что ему нравится, он питался бы салом в шоколаде. Потому что больше всего на свете мозг любит жирное и сладкое. То есть жиры и углеводы. Жиры обеспечивают энергетический запас мозга, как, впрочем, и всего тела. А быстрые углеводы мозг использует для обеспечения своих текущих потребностей.
Мозг «ест» очень много, поскольку является самой энергоемкой частью нашего организма. Мозг составляет всего 2-3 процента от массы тела, и при этом потребляет пятую часть всей энергии организма!
Правило 5. Если мозг чего-то требует — дайте
Случай, который произошел с инженером-исследователем Александром Пельцером, можно рассказывать на ночь как классическую детскую страшилку. Пельцеру приснился кошмарный сон, в котором он упал на дно колодца. Там, на дне, сидела страшная лохматая женщина. Увидев Пельцера, она закричала: «Съешь паука!»
Пельцер проснулся с дикой головной болью. И с этого момента в его жизни начался ад. Днем Пельцера мучила головная боль, от которой не помогали никакие таблетки. А по ночам ему безостановочно снился кошмарный сон с колодцем и женщиной, кричавшей: «Съешь паука!» Пельцер обратился к психиатрам. Но обследования ничего не обнаружили. Спустя месяц мучений Пельцер решился на совершенно безумный поступок. Он поймал живого паука и съел.
Все. С этого момента головные боли и кошмарные сновидения немедленно и полностью прекратились.
Хочу пить, есть, спать, бегать, хочу сидеть и ничего не делать, хочу в отпуск на море, хочу немедленно похудеть — все эти требования мозга обоснованы и имеют конкретную причину.