как в илиаде сочетаются история и миф
Мифология в поэме «Илиада»
Автор: Guru · 11.07.2017
Поистине одно из самых великих творений античности, эпическая поэма Гомера «Илиада», приводит в восторг учёных, ломающих голову над её загадками, и вселяет ужас в студентов, которых настигает участь близко познакомиться с этим культурным достоянием. Только избранные и особо упорные дочитывают её до конца. И тому есть простое объяснение — мало того, что с момента написания поэмы прошли тысячелетия, и стиль речи сильно изменился, вследствие чего современному читателю тяжело воспринимать язык произведения, так препятствий добавляют еще и гекзаметр, неимоверные описания и резкие смены действия. Благодаря этому провести сюжетную линию или понять кто на чьей стороне довольно сложно. Но возможно! Поэтому попробуем разобраться в одном из самых интересных аспектов поэмы — мифологическом. Что и кто за этим стоит, и чью сторону принимает в троянской войне.
Ярмарка тщеславия в «Илиаде»
Даже те люди, которые не имеют никакого представления, что существует «Илиада», так или иначе, знают о мифах Древней Греции. И в гомеровскую поэму вошли мифы так называемого «Троянского цикла». В древности греки верили, что на все их земные дела, на жизни каждого человека влияют боги. Поэтому они их почитали, приносили им жертвы, строили храмы. Так что не удивительно, что в повествование, повествующее об историческом сражении ахейцев (греков) и илионцев (троянцев) вплетены боги, то помогающие, то вредящие воинам.Троянское сражение не оставило равнодушными многих богов.
Роль Фетиды
В первую очередь, стоит сказать о морской нимфе Фетиде — матери Ахиллеса, которая была, в частности, на стороне своего сына – ахейца. Она взяла с могучего Зевса обещание, что ахейцы будут терпеть поражения до тех пор, пока не возместят её сыночку полный моральный ущерб за причинённую обиду (речь идёт о ссоре Агамемнона и Ахиллеса из-за пленниц Хрисеиды и Брисеиды, после которой Ахилл отказывается продолжать сражаться вместе).
Зевс в борьбе с перенаселением Земли
Конечно же, большой вклад в троянскую войну внёс верховный бог Зевс, который в целом занимает нейтральную позицию. Его целью было помочь отягощённой большим населением Земле (которая попросила его уменьшить количество людей), поэтому, думаю, кого убирать, ему было всё равно, главное уложиться в нормативы. Но так как Фетиде он тоже дал обещание — подпортить жизнь ахейцам за её оскорблённого сына, громовержец убивает сразу двух зайцев. Поэтому в большей степени он помогает троянцам, а другим богам вмешиваться в войну запрещает. К его «заслугам» можно приписать несколько особо значимых моментов:
Несмотря на то, что Зевс изображён великим, блистающим и могучим богом, которому, казалось бы, всё подвластно, на деле он оказывается не таким уж и всемогущим. Временами в его действиях проскальзывают сомнения, импульсивность или же даже нелогичность. Он не может уследить даже за тем, что происходит на Олимпе в его отсутствие, и, даже зная коварство своей супруги, всё равно ведётся на её обман.
Гера и ее вклад в судьбу Илиона
Страх и ненависть Афины
Богиня мудрости и справедливой войны Афина по той же причине, что и Гера, сражается на стороне ахейцев. Среди них она особо выделяет Одиссея и Ахиллеса, ради победы которых она принимает далеко не самые справедливые меры. Некоторые из них выглядят мелочно и подло:
Афродита на тропе войны
Казалось бы, что делать на войне богине красоты и любви – прекрасной Афродите. Но и для неё нашлось там место — на стороне илионцев. Во время решающего поединка между Менелаем и Парисом, видя, как её любимец проигрывает, она уносит Париса с поля боя, как бы иронично это ни звучало – прямо в спальню, где они с Еленой, как ни в чём не бывало, предадутся любви. На то она и Афродита.
Как истинная любящая мать она спасает своего сына Энея, получившего рану от Диомеда, попросив Аполлона перенести его с места сражения. Тогда же вдохновлённый Афиной Диомед ранит и её.
Аполлон послал даже моровую язву
Всем известно, что бог музыки и искусства Аполлон прекрасно стреляет из лука, и этим навыком он неоднократно воспользовался на поле боя, помогая воинам Трои. В самом начале поэмы, разгневанный бог с помощью стрел насылает на войско ахейцев моровую язву за причинённое его жрецу Хрису оскорбление (Агамемнон отказывался выдавать Хрису его дочь даже за выкуп).
Особенно часто на поле боя он помогает своему любимцу Гектору, до тех пор, пока весы судьбы не нарекают ему гибель. Главную роль он сыграл в убийстве Гектором Патрокла, оставив ахейца в ужасе и практически безоружным.
Посейдон хочет, но не может
Верховный бог морей ведёт себя довольно неоднозначно, но его можно понять и простить! Всем сердцем он желает помочь ахейцам, но нервно ходит из угла в угол и никак не может выбрать между своей гордостью божественного масштаба, которая подсказывает ему быть чуточку решительнее и вмешаться в битву, и благоразумием, которого у него тоже достаточно, чтобы не нарваться на божественный гнев старшего брата Зевса. Ещё и эта Гера мутит воду – иди, говорит, помоги ахейцам, сколько жертв и даров они тебе преподнесли, как ты можешь в стороне оставаться! На что повелитель морей раздраженно отвечает, что пусть никто из бессмертных даже не думает перечить верховному богу Зевсу, сказал не вмешиваться – не вмешиваемся! Сел опечаленный в сторонку, смотрит на сражение, видит, как гибнут доблестные ахейцы и тут как вскипит! Чем же он хуже Зевса?! Тем, что немного позже родился, или тем, что ему жребий выпал морем управлять?! Так и порешил Посейдон, что имеет право на роль верховного бога не меньше, чем громовержец, да и не может ему никто запрещать самостоятельно принимать решения! Вот с такими приятными мыслями морской бунтарь отправился поднимать совсем упавший дух ахейцев, так же, как только что поднял свой. В виде сметного ходил он меж ахейцев, и неоднократно своими пафосными речами помог им взять преимущество над троянцами. Но тут просыпается обманутый своей ненаглядной женой Зевс, и присылает Посейдону весть – выходи из битвы или будешь биться со мной! Мятежный дух и чувство собственного достоинства ещё не покинули морского повелителя, и он чуть было не нарывается на божественный гнев, выкрикивая, что пусть с таким пылом Зевс своих детей учит, что им делать, а что нет, но Ирида взывает к его благоразумию. Посейдон, покорившись, уходит восвояси, напоследок обиженно кидая угрозу, что если Зевс не позволит потом разрушить Трою, наживет себе врага в лице бессмертного морского бога. Последнее слово осталось за Посейдоном, маленькая, но победа!
Марс: он — не он, когда голоден
Несмотря на то, что бог войны — самый импульсивный, буйный и кровожадный, в «Илиаде» его образ настолько жалок, что даже смешон. Он походит на глуповатого увальня, который получает тумаки то с одной стороны, то с другой, а не на величественного бога и непобедимого воина. Он всячески помогает троянцам и поднимает в них воинственный дух. Но то он от Афины синяков наполучает, то от какого-то простого смертного Диомеда ранение. И главное, плачется об этом недоразумении отцу своему Зевсу, а тот только раздражается на него.
Сходство античных богов с людьми в поэме Гомера поразительно: они так же подвержены страстям, могут быть жестокими, коварными, мстительными и жалкими или же великодушными и добрыми. Они веселятся на пирах, плетут интриги, ссорятся друг с другом из-за мелочей, совершают ошибки. Имеют свои слабости, привязанности и индивидуальность. Одним словом, они ничем не лучше людей, а в некоторой степени даже хуже. От вечной скуки их спасают только люди, с судьбами которых они играют. Возвысив себя над миром, они жаждут лишь поклонения и подчинения их воле, внутри них пустота, которую невозможно заполнить, а потому им часто всё равно, сколько людей погибнут от их рук. И несмотря ни на что, они остаются богами – имеют сверхъестественные силы, красоту и вечную жизнь.
Илиада Гомера миф или бесценный документ эпохи
Илиада Гомера – миф или бесценный документ эпохи расцвета античной культуры.
Я читал Илиаду с детства. Но только в 50 лет я задумался, понимал ли я, и понимали ли ученые и литераторы как следует, до меня, кто и зачем написал эту поэму?
Почему дети из Сибири, как я в 80-х, ставили по ней кукольные постановки?
Когда пришло понимание, я осознал всю дикость отношения учёных 19 века к наследию Гомера и всю их слепоту к лежащей на поверхности самоочевидной правде, оклеветанной абсурдными эпитетами «мифы» и «легенды» древней Греции.
О каком мифе, легенде может идти речь, если автор упоминает такие материальные подробности, что невольно пробирается чувство собственного присутствия на поле сражения Троянской войны..
Щиту Ахиллеса посвящено отдельное описание, занимающее 2 страницы. Но автор произведения сам не являлся воином. Он, скорее художник и жрец, служащий божествам красоты и изобилия.
Он пишет о войне спустя много лет, но обладает полным подробным описанием важнейших, хотя и не всех за десять лет, эпизодов троянского конфликта греческих островных государств
Автор показывает осведомленность уровня княжеского придворного источника, обогащённого элементами мифологического сознания древних жрецов.
Более того задумываясь о том кто же написал кем был этот человек я прихожу к выводу, что он сам не был царем или князем, не был высокопоставленным воином, и судя по книге постоянном поступление описанием явления разнообразных греческих богов единственный, кто мог написать такой текст был древнегреческий жрец, о которых мы знаем что жрецы были тесно связаны с центрами письменности и литературы.
В древности они были летописцами событий, изучали историю и спустя десятки лет составили дошедшие до нас важнейших тексты древнего мира.
Материальный мир этих греков представляется фотографически подробно. Осведомленный очевидцами, автор знает не только, кто сходится, на поле брани, но и каждый момент времени, даже перечисляет родственников и их занятия, подробности происходящего со всех сторон даже со стороны погибших. Если со всеми подробностями, автор буквально научно изучал ту войну.
По рассказам очевидцев и участников ему очевидно доступных, Гомер проделал большую работу. И он намного произошел свое время и даже средневековье отношением к забытым деталям того исторического времени.
Психология и мира восприятия древних жрецов ярко представлены в произведениях Гомера. И я убежден, что Илиада создана жрецом, обладавшим поэтическим даром, усиленным опытом изучения поэзии той эпохи.
Илиада и Одиссея поддерживают и укрепляют культ древнегреческих богов, ведь даже герои показаны не свободными от воли великих и вечных богов и их предопределения судеб смертных, все решено на небесах. Это произведение, безусловно, было основано на жреческом интеллектуальном литературном сознании.
У автора было много времени на образование, занятия историческим научным описанием событий древности, необходимо провести сопоставление фактов сохранившихся на страницах Илиады, из возможных источников этих фактов, начиная от очевидцев и кончая свидетелей из оставшиеся в живых родственников, из каких-либо текстов, которые потом за века, и погибли, и утрачены или уничтожены.
Война описана с обеих сторон с непредвзятым мнением, с предельной объективностью, что наводит на мысль о стороннем, не междоусобном, не местечковом, а европейском взгляде на войну, которая произошла сравнительно недавно и люди, рассказавшие о ней, сами знали её героев и не утратили сочувствия и тепла в отношении к погибшим героям и победителям.
Тайна Илиады нераскрыта. И это стыдно для информационного общества, имеющего огромный потенциал расследования подобных исторических ребусов.
Большой загадкой кажется горе специалистам происхождение Гомера, всех парализует факт, что двадцать греческих городов претендуют на звание родины великого поэта. Но двадцать городов это тоже почти, что в маленькой Греции все города одновременно. Но включите логику, открытую как науку в той же Греции.
Все города означает никто. Гомер не был греком или, по крайней мере, не жил в Греции достаточно, чтобы возникли бесспорные доказательства его там обитания в виде местных преданий.
Именно этот факт пытались скрыть греки, для чего и устроили эту бесконечную карусель слухов о его родных городах.
Само возникновение столь крупной личности в античной культуре логично лишь больших центрах жреческой культуры, которых было немного в древнем мире.
Вполне можно предположить, что автор находился в неком мощном культурном центре античности, куда стекались из всех источников сведения о Троянской войне.
Таким местом могла быть Александрийская библиотека, а до походов Александра Македонского, другие центры культуры средиземноморья с большими библиотека и своего времени.
В ином случае нам придется предположить существование обширной мемуарной литературы о Троянской войне, которая до нас не дошла, или существовала в единственный экземплярах, и не копировалась так часто, как тексты известных авторов античности.
Я могу утверждать, что Илиада серьезная хроника событий, хотя и в литературной форме с большим влиянием греческого культового сознания, но с огромным фактически материалом, не характерным для примитивного раннего эпоса. Никакой стилизации образов героев, никакого утрирования и искажения реальности мы не находим у Гомера и удивлялись его верности фактам и стройному стилю беспристрастного изложения событий трагического периода войны.
Таких малых царей описаны в Илиаде десятки, но никто не удостоился именной в его честь поэмы, не странно ли?
А теперь давайте подумаем, а почему Одиссей не ушел в забвение как другие, и появилась Одиссея, почти единственный документ той эпохи, кроме Энеиды Вергилия.
Представим себе маленького по ресурсам островного царька, для которого все средства влияния хороши.
Из Одиссеи мы узнаем, что он исчез после взятия Трои на восемь лет или более, плюс учтите, с Итаки он уплыл на десять лет под Трою, итого минимум 18 лет островитяне не знали, где их царь.
Какую власть можно сохранить при таком долгом исчезновении и гибели всех своих воинов?
И это при жадных соседях, готовых напасть и не исчезающих на десятки лет, а реальных? Странно, что вообще Одиссей смог возвратится из мифа в историю.
То есть даже после возвращения, власть Одиссея была крайне слаба и часть народа стала его врагами или могла в нем серьезно сомневаться. Как в таких условиях вообще укрепить свое шаткое положение и своего наследника?
Причем надо закрепиться как на самой Итаке, так и в международной так сказать обстановке оправдаться и отмыться от позора исчезновения.
Победитель самой Трои Одиссей и его сын, потомок, получает все права и вечную власть в своей Итаке. Вот конкретный смысл Илиады и причина странной для древнего мира второстепенности роли царя царей Агамемнона, более обличаемого в Илиаде, чем прославляемого, наполненного недостатками самодура, по версии Гомера. По меньшей мере, подозрительная оценка, данная поэтом через Ахиллеса.
Одиссей не боится даже Агамемнона, потому, что давно до войны нашел слабой Итаке мощнейшего союзника-героя и царя Ахиллеса!
Который только из-за Одиссея участвует в конфликте, ограничивает гонор и притязания Агамемнона, будучи убийцей убийц, бугимэном и суперкиллером древнего мира. Власть лишь часть жизни, и отнимая жизнь, отнимаешь и власть.
Более того, вытекая и рождаясь из великой Илиады, странная и волшебная Одиссея создает ореол, образ царя, по-своему передовой, лидирующий при тех политтехнологиях.
Одиссей вам не Агамемнон, толстый и жадный, Одиссей лучший из своего господствующего класса, незаменимый и непобедимый по уму лидер, что там Итаки, и в мире себе не нашедший противников равных.
Наверное, создать весь этот набор мужских отговорок на 18 лет отсутствия было легче, чем признаться в реальных и горьких причинах исчезновения Одиссея.
Я как бывший на войне человек могу предположить, куда исчезают ветераны великих войн. Представьте себе 10 лет осады в прибрежном лагере греков. Психологические травмы бесконечной 10 летней бойни, жизнь на скудном пайке, без семьи-все это рождает даже у героев огромную депрессию, даже краткой яркой победой не излечимую.
Мы знаем из Илиады, что часть войска уходила от стен Трои разорять окрестные города, получая рабынь и превращая ту страну в пустыню.
Все это нужно было прикрыть приличным облачением, фиговым листком поэзии, и многими другими обстоятельствами.
И конечно, ищите женщину, да не простую, а царицу Церцею, мало царицу, сильнейшую колдунью, она во всем виновата, и околдовала и влюбила в себя, и на много лет задержала в своем дворце.
Таких малых царей описаны в Илиаде десятки, но никто не удостоился именной в его честь поэмы, не странно ли?
А теперь давайте подумаем, а почему Одиссей не ушел в забвение как другие, и появилась Одиссея, почти единственный документ той эпохи, кроме Энеиды Вергилия.
Представим себе маленького по ресурсам островного царька, для которого все средства влияния хороши.
Из Одиссеи мы узнаем, что он исчез после взятия Трои на восемь лет или более, плюс учтите, с Итаки он уплыл на десять лет под Трою, итого минимум 18 лет островитяне не знали, где их царь.
Какую власть можно сохранить при таком долгом исчезновении и гибели всех своих воинов?
И это при жадных соседях, готовых напасть и не исчезающих на десятки лет, а реальных? Странно, что вообще Одиссей смог возвратится из мифа в историю.
То есть даже после возвращения, власть Одиссея была крайне слаба и часть народа стала его врагами или могла в нем серьезно сомневаться. Как в таких условиях вообще укрепить свое шаткое положение и своего наследника?
Причем надо закрепиться как на самой Итаке, так и в международной так сказать обстановке оправдаться и отмыться от позора исчезновения.
Победитель самой Трои Одиссей и его сын, потомок, получает все права и вечную власть в своей Итаке. Вот конкретный смысл Илиады и причина странной для древнего мира второстепенности роли царя царей Агамемнона, более обличаемого в Илиаде, чем прославляемого, наполненного недостатками самодура, по версии Гомера. По меньшей мере, подозрительная оценка, данная поэтом через Ахиллеса.
Одиссей не боится даже Агамемнона, потому, что давно до войны нашел слабой Итаке мощнейшего союзника-героя и царя Ахиллеса!
Который только из-за Одиссея участвует в конфликте, ограничивает гонор и притязания Агамемнона, будучи убийцей убийц, бугимэном и суперкиллером древнего мира. Власть лишь часть жизни, и отнимая жизнь, отнимаешь и власть.
Более того, вытекая и рождаясь из великой Илиады, странная и волшебная Одиссея создает ореол, образ царя, по-своему передовой, лидирующий при тех политтехнологиях.
Одиссей вам не Агамемнон, толстый и жадный, Одиссей лучший из своего господствующего класса, незаменимый и непобедимый по уму лидер, что там Итаки, и в мире себе не нашедший противников равных.
Наверное, создать весь этот набор мужских отговорок на 18 лет отсутствия было легче, чем признаться в реальных и горьких причинах исчезновения Одиссея.
Я как бывший на войне человек могу предположить, куда исчезают ветераны великих войн. Представьте себе 10 лет осады в прибрежном лагере греков. Психологические травмы бесконечной 10 летней бойни, жизнь на скудном пайке, без семьи-все это рождает даже у героев огромную депрессию, даже краткой яркой победой не излечимую.
Мы знаем из Илиады, что часть войска уходила от стен Трои разорять окрестные города, получая рабынь и превращая ту страну в пустыню.
Все это нужно было прикрыть приличным облачением, фиговым листком поэзии, и многими другими обстоятельствами.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ ИЛИАДЫ
В древнем мире еще мало литературы, мало грамотных людей и наслаждаться письменностью может лишь достаточно богатый человек, жрец, придворный, горожанин, успешный ремесленник или воин.
И создавая Илиаду Гомер вполне учитывает запросы этих категорий читателей. Жрецам он дает большие вставки с участием Богов в событиях войны, придворным царские дела и подробности царских совещаний, воинам примеры мужества, терпения и военной хитрости Одиссея и других героев.
За всем этим мы видим замысел. Илиада и основанная на ней Одиссея рассчитана на влиятельных и богатых людей всех видов, чтобы утвердить в их сознании силу и мудрость греков, их богов и частности великого царя Итаки Одиссея, как народного героя и любимца.
Кто мог дать немалые средства на создание и обязательное в те времена тиражирование такого огромного даже для современности текста на дорогом пергаменте-шкурах особых тельцов?
Думаю, грандиозная Илиада и Одиссея создавались и тиражировались от пяти до десяти лет.
Замечу, что она не содержит вообще никаких замечаний самого Гомера, вполне допустимых при независимости и свободе автора и вполне понятных при важном царском заказе, предназначенном для чтения при дворах царей по всему древнему миру.
Гомер не сообщает ни строки о себе и цели такого огромного труда, а ведь даже в Евангелии от Луки мы читаем в начале имя автора Луки и заказчика Феофила.
СУДЬБА ИТАКИ И ВЛАСТИ ДИНАСТИИ ОДИССЕЯ
Угрозы власти Одиссея на Итаке были более чем реальны, ведь сегодня на Итаке туристы видят лишь раскопанное археологами основание на месте скромного дворца местного правителя.
Очевидно, династия царя Одиссея не была продолжительной, одно из поражений стало фатальным. Ненавистный кому-то дворец был снесен, стены с фресками разбиты в осколки, и богатства разграблены так, что о самом известном царе Греции мы читаем лишь в тех 2 книгах, которые, я полагаю, он решил о себе заказать.
А врагов не надо долго искать, Одиссей по фактам из конца поэмы «Одиссея» с военной жестокостью вырезал более десятка знатных претендентов на престол острова Итаки и что, никто из их родственников не задумал мести ненавистному бродяге и кровавому пирату?
Но в древности месть подавали холодной и прошли десятки лет пока озлобленные соседи объединились и напав на слабую армию Итаки, стерли память о жестоком для них герое Трои. А чтобы на острове не завелся еще один такой царек, лишили административной самостоятельности и присоединили к другому царству просто как территорию, без права на местный офис.
Почему я так уверен?
Он сам умел выбирать лучших людей своего времени, выбрал лучшего из царей царя Агамемнона. Вступил с ним в союз, и по военной необходимости пригласил в союзники лучшего воина царя Ахиллеса, и логично для создания поэмы о войне, а по скрытой сути о себе, пригласил лучшего поэта-жреца Гомера.
В древности книги предназначались, прежде всего, царям, потом знати и у царей манускрипты скапливались в библиотеках. Стоимость не позволяла их иметь простому люду.
Для простого люда выступали уличные певцы, сказители, а при потере зрения и сам Гомер в старости ослепнув, подрабатывал уличным исполнением своих поэм – Илиады и Одиссеи.
Слепца приглашали и на древние корпоративы – многодневные пиры и он выступал напевая поэму частями пару часов в день, и так в течении недели.
Илиада» и «Одиссея». Историческая и мифологическая основа. Современное состояние гомеровского вопроса.
Гомеровский эпос.
· Историческая основа и время создания гомеровских поэм. Г. Шлиман и Троя.
· Мифологическая основа и сюжет гомеровских поэм.
· Понятие об эпическом герое и образы воинов в поэме.
· Нравственная проблематика гомеровских поэм.
· Своеобразие эпического мировоззрения и стиля.
· Гомеровский вопрос и основные теории происхождения поэм.
Генрих Шлиман родился в 1822 году в Германии в семье бедного пастора. На свое семилетие он получил красочную энциклопедию мифов и после этого заявил, что найдет Трою. Он не получает образования. История его юности очень бурная: он нанимается на шхуну юнгой, шхуна терпит кораблекрушение, Шлиман попадает на необитаемый остров. В 19 лет он попадает в Амстердам и устраивается там работать мелким клерком. Оказывается. Что он очень восприимчив к языкам, поэтому скоро он отправляется в Санкт-Петербург, открывает свое дело – поставка хлеба в Европу. В 1864 году он закрывает свое дело, а все деньги использует на открытие Трои. Он едет в те места, где она могла бы быть. Весь ученый мир производил раскопки в Бунарбаши в Турции. Но Шлиман ориентировался на Гомеровские тексты, где было сказано, что троянцы несколько раз в день могли ходить на море. Бунарбаши было слишком далеко от моря. Шлиман нашел мыс Гиссарлык и выяснил, что реальной причиной троянской войны была экономика – троянцы взимали слишком большую плату за проход через пролив. Шлиман вел раскопки по-своему – не раскапывал слой за слоем, а раскопал сразу все слои. В самом низу (слой 3А) он нашел золото. Но он боялся, что его непрофессиональные рабочие разворуют его, поэтому велел им идти праздновать, а сам с женой перетаскал золото в палатку. Больше всего Шлиман хотел вернуть Греции былое величие, соответственно и это золото, которое он считал кладом царя Приама. Но по законам клад принадлежал Турции. Поэтому его жена – гречанка София – спрятала золото в капусту и перевезла через границу.
Доказав всему миру, что Троя реально существовала, Шлиман на самом деле ее уничтожил. Позднее ученые доказали, что нужный временной слой был 7А, этот слой Шлиман разрушил, доставая золото. Потом Шлиман вел раскопки в Тиринфе и откопал родину Геракла. Потом раскопки в Микенах, где он нашел золотые ворота, три гробницы, которые он посчитал захоронениями Агамемнона (золотая маска Агамемнона), Кассандры и Клитемнестры. Он опять ошибся – эти захоронения относились к более раннему времени. Но он доказал существование древнейшей цивилизации, так как обнаружил глиняные таблички с письменами. Также он хотел вести раскопки на Крите, но у него не хватило денег выкупить холм. Совершенно нелепа кончина Шлимана. Он ехал домой на Рождество, простудился, упал на улице, его отвезли в приют для бедных, где он замерз до смерти. Хоронили его пышно, за гробом шел сам греческий король.
Аналогичные глиняные таблички были найдены на Крите. Это доказывает, что очень давно (12 век до н э) на Крите и в Микенах была письменность. Ученые называют ее «линейное догреческое доалфавитное слоговое письмо», причем существует две разновилности: а и б. А не поддается расшифровке, Б расшифровали. Нашли таблички в 1900, а расшифровали уже после второй мировой. Франц Зиттини расшифровал 12 слогов. Прорыв совершил Майкл Вентрис, англичанин, который предположил, что за основу надо брать не критский, а греческий диалект. Так он расшифровал почти все знаки. Перед ученым миром встала проблема: почему в момент своего расцвета на Крите писали по-гречески? Точно определить дату уничтожения Трои сначала попытался Шлиман – 1200 г до н э. Он ошибся всего на десять лет. Современные ученые установили, что ее разрушили между 1195 и 1185 годом до н э.
Применительно к эпосу, понятия фабулы и сюжета сильно различаются. Фабула – естественная прямая временная связь событий, составляющая содержание действия литературного произведения. Фабулой гомеровских поэм является троянский цикл мифов. Он связан почти со всей мифологией. Сюжет локален, но временные рамки небольшие. Большинство мотивировок поступков героев находится за рамками произведения. О причинах троянской войны написана поэма «Киприи».
Причины войны: Гея обращается к Зевсу с просьбой очистить землю от части людей, так как их стало слишком много. Зевсу угрожает судьба деда и отца – быть свергнутым собственным сыном от богини. Прометей называет богиню Фетиду, поэтому Зевс срочно выдает ее замуж за смертного героя Пелея. На свадьбе появляется яблоко раздора, и Зевсу советут использовать Париса Мом – злоязычный советник.
Трою иначе называют царством Дардана или Илионом. Дардан – основатель, потом появляется Ил и основывает Илион. Отсюда название поэмы Гомера. Троя – от Троса. Иногда Пергам, по названию дворца. Один из царей Трои – Лаомедонт. При нем построились стены Трои, которые невозможно разрушить. Эту стену строили Посейдон и Аполлон, люди над ними смеялись, Лаомедонт обещал награду за работу. Эак хорошо относился к богам, поэтому он построил Скетские ворота – единственные, которые можно разрушить. Но Лаомедонт не заплатил, боги разгневались и прокляли город, поэтому он обречен на гибель, несмотря на то, что это любимый город Зевса. В войне уцелеют только Анхиз и Эней, которые не имеют отношения к роду Лаомедонта.
Елена – внучка Немезиды, богини возмездия. В 12 лет ее похитил Тесей. Потом все хотели взять ее в жены, Одиссей посоветовал отцу Елены дать ей выбрать самой и взять с женихов клятву помочь семье Елены в случае беды.
Композиция: чередование земной и небесной линии сюжета, которые к концу смешиваются. Гомер свою поэму на песни не разбивал. Впервые ее разбили александрийские ученые в третьем веке до нашей эры – для удобства. Каждую главу назвали по букве греческого алфавита.
В чем причина гнева Ахилла? За 10 лет они разорили много окрестных полисов. В одном городе они захватили двух пленниц – Хрисеиду (досталась Агамемнону) и Брисеиду (досталась Ахиллу). У греков начинает формироваться сознание ценности своей личности. Гомер показывает, что родовая коллективность уходит в прошлое, начинает формироваться новая нравственность, где на первый план выходит представление о ценности собственной жизни.
Поэма заканчивается похоронами Гектора, хотя по сути судьба Трои уже решена. В плане фабулы (мифологической последовательности событий) «Одиссея» соответствует «Илиаде». Но она повествует не о военных событиях, а о странствиях. Ученый называют ее: «эпическая поэма странствий». В ней повествование о человеке вытесняет рассказ о событиях. На первый план выходит судьба Одиссея – прославление ума и силы воли. «Одиссея» соответствует мифологии позднего героизма. Посвящена последним сорока дням возвращения Одиссея на родину. О том, что центром является возвращение, свидетельствует самое начало.
Композиция: сложнее «Илиады». События в «Илиаде» развиваются поступательно и последовательно. В «Одиссее» три сюжетных линии: 1) боги-олимпийцы. Но у Одиссея есть цель и никто не может ему помешать. Одиссей выпутывается из всего сам. 2) собственно возвращение – тяжкие приключения. 3) Итака: два мотива: собственно события сватовства и тема поисков Телемахом отца. Некоторые считают, что Телемахия это поздняя вставка.
В основном все же это описание странствий Одиссея, причем в ретроспективном плане. События определяются ретроспекцией: влияние событий давнего прошлого. Впервые появляется женский образ, равный мужскому – Пенелопа, многомудрая – достойная супруга Одиссея. Пример: она прядет погребальный покров.
Поэма сложнее не только по композиции, но и сточки зрения психологической мотивации поступков.
Как уже говорилось ранее, в гомеровских героях собирались обобщенные черты всего народа, который они представляли. Образы воинов отличались многообразием. У Гомера еще не было представления о характере, но, тем не менее, у него нет двух одинаковых воинов. Считалось, что человек уже рождается с определенными качествами, и в течение жизни ничего измениться не может. Этот взгляд претерпевает изменение только в трудах Теофраста – ученика Аристотеля. Удивительная нравственная цельность гомеровского человека. У них нет рефлексии или раздвоенности – это в духе гомеровского времени. Судьба – это доля. Поэтому обреченности нет. Поступки героев не связаны с божественным влиянием. Но существует закон двойной мотивации событий. Как рождаются чувства? Легче всего объяснить это божественным вмешательством Талант Гомера: сцена с Ахиллом и Приамом.
Набор качеств у каждого воина одинаков, но образы уникальны. Каждое из действующих лиц выражает какую-нибудь одну сторону национального греческого духа. В поэме есть типы: старцы, жены и т.д. Центральное место занимает образ Ахилла. Он велик, но смертен. Гомер хотел изобразить поэтический апофеоз героической Греции. Героизм – осознанный выбор Ахилла. Эпическая доблесть Ахилла: храбрый, сильный, бесстрашный, воинственный клич, быстрый бег. Чтобы герои были разные, количество различных качеств разное – индивидуальная характеристика. Ахилл обладает импульсивностью и безмерностью. Характеристика Гомера: он умеет слагать песни и поет их. Второй по силе воин – Аякс Большой. У него чрезмерно много честолюбия. Ахилл быстроног, Аякс неповоротлив, медлителен. Третий – Диомед. Главное – полное бескорыстие, поэтому Диомеду даруется победа над богами. Эпитеты: у Ахилла и Одиссея более 40. В битве Диомед не забывает о хозяйстве. Предводители похода изображены в противоречии с эпическими законами. Авторы эпоса пишут объективно. Но у Гомера много эпитетов у любимых героев. У Атридов эпитетов мало. Диомед упрекает Агамемнона «Доблести ж не дал тебе (Зевс)». Другое отношение к Нестору, Гектору и Одиссею. Гектор – один из любимых героев Гомера, он разумен и миролюбив. Гектор и Одиссей не надеются на богов, поэтому Гектору присущ страх, но этот страх не влияет на его поступки, так как Гектор обладает эпической доблестью, включающей в себя эпический стыд. Он чувствует ответственность перед защищаемым народом.
Прославление мудрости. Старцы: Приам и Нестор. Нестор пережил три поколения людей по тридцать лет. Новая мудрость: интеллект Одиссея. Это не опыт, а гибкость ума. Еще Одиссея отличает: все герои стремятся к бессмертию – ему оно дважды предлагается, но он меняет его на родину.
Гомер впервые дает нам опыт сравнительной характеристики. 3 песнь «Илиады»: Елена рассказывает о героях. Сравниваются Менелай и Одиссей.
— Особенности эпического мировоззрения и стиля.
Первое – объем эпических поэм всегда значителен. Объем зависит не от желания автора, а от поставленных автором задач, которые в данном случае требуют большого объема. Вторая особенность – многофункциональность. Эпос в древнем обществе выполнял много функций. Развлекательная – в последнюю очередь. Эпос – хранилище мудрости, воспитательная функция, примеры как себя нужно вести. Эпос – хранилище сведений по истории, сохраняет представление народа об истории. Научные функции, так как именно в эпических поэмах передавались научные сведения: астрономия, география, ремесло, медицина, быт. В последнюю очередь – развлекательная функция. Все это называется эпический синкретизм.
Гомеровские поэмы всегда повествуют о далеком прошлом. Грек пессимистически смотрел в будущее. Эти поэмы призваны запечатлеть золотое время.
— Монументальность образов эпических поэм.
Образы приподняты над обычными людьми, они почти памятники. Все они возвышеннее, красивее, умнее обычных людей – это идеализация. Это и есть эпическая монументальность.
Эпический вещизм связан с задачей описать в полном объеме все. Гомер фиксирует внимание на самых обычных вещах: табуретка, гвоздики. Все вещи обязательно имеют цвет. Некоторые считают, что тогда мир описывали двумя красками – белой и золотой. Но это опроверг Вилькельман, он занимался архитектурой. На самом деле красок много, а статуи выбелены временем. Статуи одевались, раскрашивались, украшались – все было очень ярким. Даже титаномахия на Парфеноне была раскрашена. В Гомеровских поэмах все цветное: одежды богинь, ягоды. Море имеет более 40 оттенков по цвету.
Объективность тона гомеровских поэм. Создатели поэм должны были быть предельно справедливыми. Гомер необъективен только в эпитетах. Нпример, описание Терсита. Терсит абсолютно лишен эпической доблести.
Эпический стиль: три закона.
1) Закон ретардации – нарочитая остановка действия. Ретардация, во-первых, помогает расширить рамки своего изображения. Ретардация – это отступление, вставная поэма. Повествует о бывшем или излагает взгляды греков. Поэмы исполнялись устно и во время ретардации автор и исполнитель пытается возбудить дополнительное внимание к ситуации: например, описание жезла Агамемнона, описание щита Ахилла (это описание показывает, как греки представляли себе мироздание). Женитьба деда Одиссея. В роду у Одиссея всегда был один наследник. Одиссей – сердитый, испытывающий гнев богов.
2) Закон двойной мотивации событий.
3) Закон хронологической несовместимости одновременных событий во времени. Автор эпических поэм наивен, ему кажется, что если он будет изображать одновременно два одновременных события, то это будет неестественно. Яркий пример: Приам и Елена разговаривают.
Эпические сравнения. Стремясь к наглядности изображения, поэт стремится каждое описание перевести на язык сравнения, которое перерастает в самостоятельную картину. Все сравнения Гомера из бытовой сферы: бои за корабли, греки теснят троянцев, греки сражались как соседи за межи на соседних участках. Ярость Ахилла – сравнение с молотьбой, когда волы топчут зерна.
Гомер часто использует описание и повествование через перечисление. Не описывает картину во всей целостности, а нанизывает эпизоды – убийства Диомеда.
Сочетание вымысла с деталями реалистической действительности. Грань между реальностью и фантастикой стирается: описание пещеры циклопа. Сначала все очень реалистично, но потом появляется страшное чудовище. Создается иллюзия объективности.
Поэмы написаны гекзаметром – шестистопным дактилем. Причем последняя стопа усеченная. Посередине делается цезура – пауза, которая делит стих на два полустишья и дает ему размеренность. Все античное стихосложение основано на строго упорядоченном чередовании долгих и кратких слогов, причем количественное соотношение ударных и безударных слогов 2:1, но ударение не силовое, а музыкальное, основано на повышении и понижении тона.