как в ветхом завете описаны ангелы

В Ветхом Завете ангелы описываются как безобразные существа с тысячами глаз

как в ветхом завете описаны ангелы. Смотреть фото как в ветхом завете описаны ангелы. Смотреть картинку как в ветхом завете описаны ангелы. Картинка про как в ветхом завете описаны ангелы. Фото как в ветхом завете описаны ангелы

Иезекииль: Ободья же этих колёс высоки и страшны и движутся перед священными животными.

Как мы видим, ангелы являющиеся людям обычно принадлежат к низшей триаде, но вот пророку Иезекилю, удалось увидеть ангелов приближенных к Богу, вот как он их описывает

Иезекиль описывает 4-крылого, 4 ликого Херувима, под которым колесо в колесе с ободом из тысячи глаз, а над которым Престол Бога. Что интересно, херувим двигался сразу в 4 стороны одновременно. Это и сейчас трудно представить, что уж говорит о ветхозаветном пророке.

Подобных же существ описывает и Иоанн Богослов в своём «Апокалипсисе», только у его существ уже 6 крыльев и называются они Серафимы.

как в ветхом завете описаны ангелы. Смотреть фото как в ветхом завете описаны ангелы. Смотреть картинку как в ветхом завете описаны ангелы. Картинка про как в ветхом завете описаны ангелы. Фото как в ветхом завете описаны ангелы

Даже простые, рядовые Ангелы не подобны человеку, они огромны по размеру и могут иметь до сотни крыльев. Они являются к человеку в близком ему виде, чтобы не напугать и не шокировать. Иисус Христос много раз упоминал существование ангелов, подтверждая их реальность. Всего ангелы в Библии упоминаются более 300 раз.

Часть ангелов во главе с Азраилом (по другим данным во главе с Самаэлем) поставлена собирать души умирающих людей. Их называют Ангелами Смерти.

как в ветхом завете описаны ангелы. Смотреть фото как в ветхом завете описаны ангелы. Смотреть картинку как в ветхом завете описаны ангелы. Картинка про как в ветхом завете описаны ангелы. Фото как в ветхом завете описаны ангелы

Подведём итог: Ангелы, это многокрылые, чаще всего четырехликие или колёсообразные существа с множеством глаз, они превосходят людей по силе и стоят на ступени между Богом и человеком. Пророк Иоанн, например, так почитал этих существ, что стал им поклоняться как Богам. В 4 веке на Лаодийском Соборе даже пришлось запретить культ ангелов.

Источник

Искусство и фольклор сделали образ ангелов очень далёким от оригинала

http://vsegda-tvoj.livejournal.com/15589997.html
В Библии ангелы упоминаются много раз. Они всегда присутствуют при важнейших, эпических событиях. Также ангелы веками занимали видное место в искусстве: от милых херувимов на картинах эпохи Возрождения до крылатых плачущих ангелов на надгробьях.

Большая часть наших представлений о том, кто есть ангелы и как они выглядят, ошибочна — по крайней мере, если брать за основу Библию, а не искусство, привнесшее в образ много новых черт.

1. У вас нет собственного ангела-хранителя

Все мы слышали истории о людях, спасённых таинственным незнакомцем. Или слова людей, уверенных, что о них заботится некое сверхъестественное существо. Отрадно думать, что кто-то неизмеримо умнее и лучше нас знает, как направить человека по верному пути и уберечь от всех бед. Но в Библии нет ничего о том, что к каждому человеку приставлен собственный ангел-хранитель.

В нескольких отрывках действительно говорится об ангелах-опекунах. Например, Евангелие от Матфея, глава 18:10:

«Не презирайте ни одного из малых сих. Ибо, говорю вам, что Ангелы на небесах всегда видят лицо Отца моего Небесного».

Отрывок часто трактуют как указание на ангелов, которые наблюдают за детьми или за всеми верными христианами в мире, но нет ни слова о том, что у каждого есть свой «личный» ангел.

Идея о личных ангелах-хранителях появилась относительно недавно. Она — продукт медленной эволюции истории. В средние века было много рассказов о святых, встретившихся с ангелами, и ангелы их якобы защитили. Постепенно они превратились в истории, где ангелы приходили на помощь человеку в обычной жизни — об этом говорили в 18-м и 19-м веках. И к 20-му веку люди уже верили в ангела-хранителя, который стоит за плечом у каждого человека и защищает его от бед.

2. Херувимы вовсе не ангелы с детскими лицами

Все мы знаем, как выглядят херувимы — именно их изображения чаще всего встречаются в искусстве. Это маленькие голенькие дети: очаровательные, пухлые и крылатые. Таких ангелов относительно недавно придумали художники, а настоящие библейские херувимы куда необычнее.

Херувимы — ангелы очень специфические. Бог настолько приблизил их к себе, что они служат непосредственно ему и не бывают посланниками к человечеству. В Ветхом завете они упоминаются довольно часто, и очаровательными их назвать никак нельзя.

Согласно Книге Бытия, двум херувимам было приказано охранять древо жизни. У Иезекииля, в главе 1:5–11, дано их полное описание. Согласно Писанию, херувимы выглядели как люди за некоторыми исключениями. Их ноги заканчивались телячьими копытами. У каждого было по четыре крыла, которые скрывали их человеческие руки, и по четыре лица. Когда они двигались, лица никогда не поворачивались. Спереди лицо было человеческим, справа — морда льва, слева — быка или вола, а сзади — орла.

Каждый херувим горел будто в огне. Далее Иезекииль описывает их как некую живую и разумную Божью колесницу, как силу, подвластную только Богу. В его видении Бог едет в колеснице, где херувимы выступают в качестве колёс. Четыре херувима стоят вместе, олицетворяя силу льва, свободу орла, тяжесть и приземлённость быка и мудрость величайшего божественного творения — человека. Все эти существа — первые в своих сферах. Каждый херувим прикрывает тело одной парой крыльев и простирает другие. Сами крылья покрыты глазами.

Очень далеко от симпатичных голеньких ребятишек, правда?

3. Херувимы совсем не обязательно добрые

На картинах херувимы всегда очаровательны. На их губах играет улыбка, за спиной развеваются крылья. Ещё они, как правило, играют на арфах. Библейские херувимы не такие милашки. Для примера рассмотрим Трон милосердия — крышку Ковчега завета. Мы все её видели — спасибо Индиане Джонсу.

как в ветхом завете описаны ангелы. Смотреть фото как в ветхом завете описаны ангелы. Смотреть картинку как в ветхом завете описаны ангелы. Картинка про как в ветхом завете описаны ангелы. Фото как в ветхом завете описаны ангелы

Две фигуры на Троне милосердия — херувимы, чьи лица и тела скрыты двумя парами крыльев. Другие пары херувимы тянут друг к другу. Так они образуют престол, и, в соответствии с Писанием, Трон означает потенциально смертельное присутствие гневного Бога. Каждый год первосвященник проводил церемонию: кропил Трон милосердия кровью жертвенных животных, чтобы умилостивить Бога и отвратить его гнев ещё на один год.

Чтобы без страха приблизиться к Трону милосердия, нужно было провести другой специфический ритуал. Считалось, что любое отклонение от ритуала смертельно для священника, который окажется достаточно глупым, чтобы не относиться к нему с должным почтением. Каждый год херувимы должны были получать кровавую жертву. Церемонии прекратились только после распятия Христа — его жертвы и крови было достаточно, чтобы навсегда удовлетворить херувимов.

4. Люди не становятся ангелами

В фильмах такое происходит часто, но в Библии нет ни единого свидетельства того, что добрые праведные люди становятся ангелами, когда умирают. Пара отрывков даже указывает на невозможность этого.

И ангелов, и людей создал Бог, но служат они разным целям. В «Послании к Евреям», глава 1:14, ясно говорится, что ангелы созданы, дабы протянуть руку помощи тем, кто верит в Бога. А в Книге Бытия, глава 1:26, написано, что ангелы — духовные существа, способные принимать не только человеческую, но и любую форму по воле Бога.

Книга Петра говорит о том, что ангелы — это бывшие праведники:

«И было явлено им, что они не служат себе самим, но вам, через мудрость, явленную вам через тех, чьими устами говорит Дух Святой, посланный с небес: мудрость, на которую ангелы долго смотрят».

Дух проповедует человечеству, а ангелы хотят, чтобы они могли слышать те же самые откровения. И ангелы эти не были когда-то людьми.

5. Ангелы — не мужчины и не женщины

На бесчисленных картинах изображены ангелы-мужчины, появляющиеся перед людьми в библейских сценах, а кладбищенские изваяния у могил часто выполнены в виде скорбящих ангелов-женщин. Но в Библии нет ни слова про женщин-ангелов.

Только у двух Господних ангелов есть имена — Михаил и Гавриил, а другие всегда упоминаются как просто «он». Один раз в Библии упоминается крылатое существо женского пола. В Книге Захарии, глава 5:9, такие женщины появляются в череде видений, где есть также летящий свиток. Ничто не говорит о том, что они ангелы.

Сама идея ангела-женщины появилась столетия спустя после Библии. Примерно до четвёртого века не было ни одного художественного представления ангелов (по крайней мере, известного), потому что христианство пыталось дистанцироваться от обычаев поклонения других религий с «образами и идолами». После того, как ангелы появились в искусстве, их, возможно, стали ассоциировать с крылатыми существами из других мифологий — например, с Никой и другими языческими богинями.

6. У ангелов нет нимбов

Вообразите себе библейского ангела. Скорее всего, у него будут развевающиеся одежды, крылья и нимб. Но в библейских описаниях никогда не упоминалось о том, что у ангелов есть нимбы. Более того, в Библии нимбы не упоминаются вообще. Ближайшим эквивалентом чего-то, хотя бы отдалённо похожего на нимб, ставший «визитной карточкой» религиозного искусства, было упоминание о лучах света, исходивших от нескольких библейских персонажей — Христа и Моисея.

Нимб же впервые появился в искусстве только в четвёртом веке. Изначально он был только на изображениях сидящего на троне Христа. Постепенно нимб стал символом добра, и его стали всегда рисовать с Христом и ангелами. К шестому веку нимб «носили» все, в том числе святые.

Христиане не придумали нимб, а скорее переняли. Идея восходит к древним царям Сирии и Египта, носившим нимбы как венцы, чтобы подчеркнуть свою связь с божествами и окружающее их божественное свечение. В Древнем Риме, например, любили описывать императоров в лучах и коронах. Христианские художники просто заимствовали символ, и он прижился.

7. У ангелов не по два крыла

Художники добавили ангелам не только нимбы, но и крылья. Точнее, два крыла. В библейских текстах и про это ничего нет.

Именно о двукрылых ангелах почти никогда не говорится, хотя ангелов часто называют «летящими». По понятным причинам способность летать связывают с наличием крыльев — двух, так нам привычнее. Серафимы, которые занимают одно из высших мест в ангельской иерархии, стоят перед Божьим престолом и в буквальном смысле горят любовью к своему Господу, подавая пример всем остальным. В книге пророка Исайя написано, что у каждого серафима шесть крыльев. Только два крыла нужны для полёта. Ещё два крыла закрывают лицо, а третья пара укрывает ноги. Херувимы же, как правило, описываются как существа с четырьмя крыльями.

В раннем христианском искусстве ангелов почти всегда изображают спускающимися с небес на крыльях. Один из самых ранних примеров — ангелы на римских саркофагах. Так, на саркофаге римского политика Юния Басуса изображена знаменитая библейская сцена: ангел является Аврааму и велит ему принести в жертву сына. В Библии про крылья нет ни слова, а на саркофаге крылья есть. Изображение сделано в 359-м году нашей эры — значит, примерно тогда произошла общая смена представлений о том, как ангелы выглядят. К концу века ангелов без двух крыльев уже не представляли. Более того, они с тех пор прочно ассоциировались с появлением крылатых языческих богов и богинь.

8. В христианстве нет никакого Ангела Смерти

Кроме того, еврейские традиции отвергают саму идею ангела смерти. Только Бог, а никак не ангелы, имеет власть над жизнью и смертью. Но в конце концов образ просочился в официальные религиозные каноны, и ангел смерти стал известен под именем Самаэль. Упоминания о нём поначалу довольно несущественны, легко даже забыть, где они появились. В период амораев (220-370-тые годы нашей эры) появились и другие упоминания о Самаэле как ангеле смерти. В оригинальных текстах ангелы превращаются в мстительных и смертоносных посланников неба, а Самаэль надевает мантию ангела смерти.

9. Гавриил — ангел нижайшего ранга

Гавриил появляется в Библии четыре раза. В одном из упоминаний о нём говорится, что он приходит каждое Рождество — вот и секрет его популярности у людей. Именно он явился Марии и рассказал, что она выбрана на роль матери Сына Божия. В другие свои появления он также выступает в качестве посланника. Его определяют как архангела, а не просто рядового старого ангела. Это важно.

Архангелы в небесной иерархии занимают положение выше ангелов, но и над ними стоят другие духовные существа. На самом деле ангельских чинов очень много.

В Библии написано, что ангельская иерархия имеет три уровня — сферы. В каждой сфере ещё по три подгруппы. В первую сферу, которая ближе всех к Богу, входят серафимы (это высший ангельский чин), херувимы и престолы — все неотделимые от слова Божия. Во второй сфере есть господства, которые учат людей владеть чувствами и наставляют земных правителей, власти, творящие чудеса, и силы, защищающие добрых людей от дьявольских соблазнов.

В последней, низшей и самой далёкой от Бога сфере выше всех стоят архонты (они же начала). Архонты управляют другими ангелами рангом ниже. У каждого земного царства есть собственный архонт, отвечающий за правление царей. Он должен следить, чтобы царями и лидерами становились достойные люди, которые правят от имени Бога. Прямо под ними стоят архангелы — божественные посланники. Таков, например, Гавриил. Ещё ниже стоят ангелы, которые чаще являются людям, творят незначительные чудеса и помогают, если нужно.

А ещё ниже в небесной иерархии стоят люди — они от Бога дальше всех. С этой точки зрения Гавриил, один из немногих библейских ангелов, у которого есть имя и который появляется в сценах у яслей младенца Иисуса во всём мире, даже ниже среднего.

10. Потоп случился из-за грехопадения ангелов

Согласно Книге Бытия, перед потопом Земля была домом не только для человечества, но и для существ под названием нефилимы (или исполины). Нефилимы были рождены от «сынов Божьих» и «дочерей человеческих». Одна из самых расхожих интерпретаций: «сыны Божьи» были ангелами, пришедшие в земное царство и там оставшихся ради удовольствий, которые они нашли. Послание Иуды, глава 1:6, говорит о нефилимах как о тех, кто покинул своё законное жилище и отправился на Землю, а в Бытие они предстают как потомки человеческих женщин и божественных существ.

Дебаты ведутся среди христиан. В Еврейской теологии всё намного проще. Когда Бог увидел порчу, овладевшую его созданиями, Азаил и Самсавеил добровольно отправились на Землю, чтобы доказать, что люди сами несут ответственность за свою судьбу. На Земле они не только испытали запретные для ангелов земные удовольствия: Самсавеил ещё и нарушил одну из самых священных клятв — открыл истинное имя Бога смертной женщине. Ему не позволили вернуться на небеса, а женщину, Иштар, подняли к небу и оставили среди звёзд. Самсавеил раскаялся в содеянном, но остался между Землёй и небом. В других версиях целых 18 ангелов вступили в связь с женщинами и произвели потомство.

Но в обеих традициях именно мирской грех вынудили Бога уничтожить всё, что он создал, в том числе гигантов-нефилимов — потомков его любимых ангелов.

Источник

Ветхозаветное библейское учение об Ангелах

(Опыт библейско-богословского исследования)

Содержание

Предисловие

Предметом предлагаемого сочинения служит систематическое изложение учения ветхого завета об ангелах. С именем учения об ангелах ветхозаветных священных книг в данном случае нельзя соединять представление о догмате об ангелах в том тесном, техническом смысле, который имеет учение об ангелах в христианской церковной догматике, – в смысла богооткровенной истины теоретического характера, определенно формулированной христианскою церковью, и в настоящем сочинении нельзя видеть труд по догматическому богословию.

Учение об ангелах в Ветхом Завете представляет стройное и величественное целое, но целое, составленное именно из мелких и многообразных частиц, которые, с одной стороны, рассеяны по всему протяжению ветхозаветной истории откровения и спасения – разделены друг от друга промежутками времени, с другой – разделены и предметно между засвидетельствованными в Библии историческими фактами, преданиями, верованиями и богослужебными установлениями народа Божия, созерцаниями (откровениями) и умозрениями его богопросвещенных представителей и т. п. Поэтому систематическое или научное изложение ветхозаветного библейского учения об ангелах, чтобы исчерпать свой предмет, должно представить полное историческое обозрение генезиса и постепенного развитая этого учения на протяжении всей священной истории Ветхого Завета, заключающейся в ветхозаветных священных книгах, а вместе с тем не упустить из виду и тех, иногда не совсем определенных, но несомненно действительных указаний на это учение, какие заключаются в ветхозаветном богослужении и других сторонах ветхозаветной теократии.

По такому предмету и задаче своим, предлагаемое исследование всецело относится к области науки Библейского богословия (науки, еще не выделившейся у нас в самостоятельную, но существующей, в качестве такой, на западе), которая, в отличие от систематической догматики, имеет своим предметом историко-генетическое изложение вероучения священных библейских книг, излагает все формы от самой ранней до самой поздней, как и проходило данное учете на протяжении всей Библии, ветхозаветной или новозаветной. Связью этой науки с другими отраслями Библейской науки, каковы: Библейская История, Библейская Археология, Библейская Исагогика и Библейская Экзегетика, определяется и путь, которым должна быть выполнена задача предлагаемого библейско-богословского исследования. Если Библейская История устанавливает важнейшие моменты в развитии и истории царства Божия на земле и с точки зрения последнего оценивает отдельные факты, а Библейская Археология всесторонне изображает быт или образ жизни избранного народа, во всех частях проникнутый религиозным характером, печатью общения народа с Богом, то историко-генетическое изложение ветхозаветной ангелологии, как и Библейское богословиеe вообще, должно пользоваться пособиями обеих наук, следя, конечно, за развитием и формами собственно идей об ангелах в духе органов и носителей Откровения о них в Ветхом Завете. Введение в книги Ветхого Завета, (Исагогика), определяющее время происхождения библейских книг, дает возможность расположить библейский материал в хронологическом порядке. Извлечение же этого материала совершается при посредстве Библейской экзегетики, которая и должна иметь особенное значение и приложение в изложении учения библейской письменности об ангелах.

Но существенно присущее библейско-богословскому исследованию историческое направление могло бы представлять две опасности – опасность (формального свойства) поглощения собственно богословского, вероучительного материала историческим, археологическим, экзегетическим, и опасность упущения из виду богооткровенного характера излагаемого учения, между тем как ветхозаветное библейское вероучение, генетическое изложение которого составляет предмет Библейского богословия, не есть только факт мироисторического прошлого, но вечный, доселе и всегда пребывающий глагол Божий. Этого рода опасности устраняются, благодаря руководству христианско-церковной догматики, учение которой об ангелах и должно регулировать изложение учения о том же предмете ветхозаветной Библии, именно: в формальном отношении – указывать план и отчасти рубрики изложения библейского материала, а в материальном – держать историческое исследование на соответствующей его богооткровенному предмету высоте, – посредством так называемой аналогии веры. Не следует, впрочем, упускать из виду, что вероучение ветхозаветной Библии было содержанием иного сознания, чем то общецерковное христианское сознание, произведением которого была догматика христианская. Поэтому полного, пунктуального совпадения между последнею и библейским богословием Ветхого Завета в нашем вопросе (как и в других) ожидать нельзя. Воплощение Сына Божия, разделяющее одно и другое, глубоко влияло на изменение воззрения об ангелах, как и на самое отношение их к человечеству в действительности. Отсюда указанное регулятивное значение систематической догматики по отношенью к изложению ветхозаветного учения об ангелах должно иметь только общий, принципиальный характер. Может быть, ближе напоминает библейское богословие «историю догматов». Таким образом, история догмата об ангелах по всей ветхозаветной Библии, – таков характер и общее содержание предлагаемого исследования.

Введение

Истинный смысл библейского представления об ангелах может быть понять только в связи с идей о Боге в Его отношениях к миру и человечеству.

Библия не говорить об истории мира ангельского самого в себе (о такой истории, впрочем, можно говорить только в переносном смысле – разумеем предполагаемый Библией факт падения, имевший место в мире ангельском), но учение, Библии об ангелах имеет свою историю, и эта история совпадает с историей ветхозаветного откровения вообще. Как в последней наука различает периоды, так и в развитии библейской ангелологии можно подметить отдельные стадии или грани, между которыми выдаются начало периода царей и пророков в библейской истории, также – время плена, во всяком случай не оставшиеся бесследными не только для внешней, но и для внутренней истории народа Божия, для его веросознания и богословия.

Исторический характер исследования требовал бы совместного изложения всех, намеченных выше, пунктов ветхозаветной ангелологии по периодам, также указанным выше – требовал бы собственно исторического или хронологического метода изложения. Но, как было уже замечено, ветхозаветн. Откровение не выдвигает на первый план внутреннее (премирное) единство организма мира ангельского самого в себе, и вообще не дает, так сказать, теории или специального учения об ангелах или духах, а излагает откровение о мире ангельском по мере развития на земле царства Божия. Это обстоятельство, по-видимому, обязывает исследователя библейской ангелологии брать главным принципом точку зрения отношения ангелов к царству Божию, т. е. держаться того разделения ангелов, которое мы называли предметным. Отсюда, настоящее исследование распадается на следующие части или главы: 1) учение Ветх. Завета об Ангеле Иеговы, как верховном и непосредственном деятеле ветхозаветн. теократии и главе принимающих участие в теократии ангелов; 2) учение об ангелах в собственном смысле; 3) учение о херувимах и серафимах, как ангелах особого рода, не служащих осуществлению царства Божия на земле, хотя и имеющих ангельскую природу; наконец, 4) учение о сатане и демонах, действующих подобно ангелам, но в оппозиции целям и планам Бога и служащих им ангелов. В пределах каждой из этих рубрик (исключая разве только третьей) мы намерены держаться хронологического или исторического метода. Таким образом, настоящий труд будет историко-догматическим и экзегетическим изложением учения ветхозаветной Библии об ангелах.

Положение вопроса о ветхозаветной библейской ангелологии в библейской науке; наиболее важные пособия к составлению настоящей работы.

Из сказанного о связи ветхозаветной ангелологии с ветхозаветн. учением о царстве Божием видна вся важность её в области библейского богословия. Можно бы поэтому ожидать всесторонней разработки учения об ангелах в современной библейской науке. В действительности многие предубеждения против ветхозаветной ангелологии (к которым

должны быть отнесены указанные выше односторонние и превратные понимания ветхозаветн. учения об ангелах) были причиною того, что в трудах ученых библиологов и экзегетов нашему вопросу всегда уделялось слишком мало внимания. В ветхозаветных теологиях, догматиках, энциклопедиях, комментариях и под. вопросу об ангелах, обычно, отводится самый ничтожный отдел. Только два намеченные нами пункта, – первый (об Ангеле Иеговы) и третий (о херувимах) имеют богатую литературу в библейской науке. Учение же собственно об ангелах и злых духах совершенно несправедливо игнорировалось и игнорируется, между прочим, и особенно, вследствие совершенно ложного мнения о заимствовании ветхозаветной ангелологии и демонологии из восточной мифологии (изложение библейского учения об ангелах и злых духах покажет нам всю несостоятельность этого мнения). Не можем, впрочем, не назвать некоторых трудов с отдельными трактатами об ангелах и злых духах, а также и специальных работах (большею частью имеющих характер и объем небольших брошюр), трактующих об ангелах или имеющих близкое отношение к этому предмету. Сюда относятся труды: Hofmann´a, Weissagung u. Erfüllung. Nordlingen. 1841, I-te Hälfte и Der Schriftbeweis (Nordl-1857, 2 Aufl. I-te Hälfte). Reinke., Beiträge zur Erklärung des Alien Testaments Bd. II-ter, (1853), IV-ter, V-ter, VI, VIII-ter, Oehler’a Theologie d. A. T. 3 A. 1891. 1–2 Bd, Schultz’a, Alttestamentl. Theologie 1–2 Bd. (1869), Hitzig’a, Vorlesungen üb. Bibl. Theolog, A. T. 1880, Baudissin’a, Studien zur semitischen Religionsgeschichte H. T. (.1876), Lotz’a, Geschichte u. Offenbarung im A. T. 1892, Hävernick’a, Vorlesungen üb. d. Theologie d. A. T. (1868), Ladd’a Doctrine of sacred the Bible, Load. 1883, v. I-II и др. Из специальных работ мы имели под руками следующие: Casmanni, «Angelographia» etc. 1605 (устарелое и в схоластическом духе составленное сочинение), Heinrich’a, Dogmatische Theologie (1884) Bd. IV, ss. 500–823; R. Stier’a, The Words of the Angels (Lond. 1886), M. Schwab’a, Vocabulaire, de I´ Angelologie (1897). Lämmert’a, Die Engel Gottes (1892 – брошюра популярного содержания), H. Oehler’a, Die Engelwelt. 1898 (брошюра); для ученbя о злых духах – Längina, D. Biblischen Vorstellungen v. Teufel u. ihre religiöse Werth (1890); Sander’a, Lehre d. heil. Schrift v. Teufel (Schöneberg. 1858) – оба сочинения написанные в духе предзанятного отрицания изначальности библейского учения о злых духах; Roskoff а, – Geschichte d. Teufels, I-ter Bd. (Leipz, 1869), Graf´a – Geschichte des Teufels-glaubens (jena 1893) – последнее в духе эволюционистической теории. He мало руководящих мыслей по нашему предмету найдено нами в библейских словарях и энциклопедиях: Winer’а (Real-Wörterbuch. 1848. Bd. 1–2), Zeller’a, Schenkel’a (Bibel-lexicon (1864) Bd. I, II, V), Riehm’a (Handwörterbuch d. Biblischen Alterthums. 1884, Bd. 1–2), Hamburger a (Real-Eneyolopädie f. Bibel u. Talmud. 1870. Bd. I), Herzog’a Real-Encyclopädie (по 1-му изд. Bd. d. I, I I, IV, XIV, по 2-му Bd. III, IV, XVII;) Migne (Theol. Encyelopädie. tom. XXXIII et XXXIV), Iames (Dictionnaire de l’ecriture. Paris 1839), W. Smith’a (A. Dictionary of the Bible. London. 1863; vol. 1–3), I. Hastings (A. Dictionary of the Bible, v. 1–2, 1899). Литература по вопросам об Ангеле Иеговы и о херувимах и серафимах будет указана в своем месте. Здесь упомянем о двух специальных работах об Ангеле Иеговы, но имеющих отношение и к учению об ангелах тварных: A. Rohling’a, Uber Iehovahengel (1866) и Trip’a, Theophanien in Geschichtsbüchern d. A. T. (Leiden. 1862). Другие труды систематического характера будут указаны в ходе самого исследования. Вообще же заметим, что основной аппарат для нас составляли многочисленные и разнообразные комментарии на Ветх. Завет, – материал, собираемый по крупицам, но в нашей работе – основной. (Это более всего следует сказать о главах второй и четвертой настоящего исследования). В русской богословской литературе нам послужили пособиями след. труды: русский перевод толковательных трудов Св. Златоуста, бл. Феодорита, бл. Иеронима, бл. Августина; Митр. Моск. Филарета

Meineke. Theolog. Encyclopedisch Worterbuch. (Halle. 1821). s. 136. D. Fr. Strauss, die christl. Glaubenslehre. (Tiibing-Stuttg. 1840). Bd. II, s. 661. De Wette, Biblisch.-Dogmatik. d. A. u N. T. (3 A. 1831). s. 108; Aug. Dillmann. Die Genesis, 5-te Aufl. Leipz. 1886 s. 118.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *