как вернуть мозги на место
Восстановление функций мозга в психиатрии и неврологии
Несмотря на то, что значение исполнительного функционирования для психической деятельности сложно переоценить круг его составляющих, на мой взгляд, очерчен нечеток. Исполнительные функции (executive function — EF) касаются ряда способностей, включая решение проблем, планирование, инициирование, самоконтроль, сознательное внимание, возможность справляться с новыми ситуациями и способность изменять планы при необходимости. Это высокая когнитивная функция, которая крайне важна для человека и позволяет ему поддерживать повседневную деятельность, сохраняя при этом хорошее качество жизни. С областью исполнительных функций связаны ассоциации психопатологической симптоматики, когнитивный резерв, шкалы оценки и программы когнитивной реабилитации.
«Лобный синдром» и «синдром дизэксплуатации»
В прошлом, изучая пациентов с префронтальными повреждениями, исследователи отмечали определенные нарушения в некоторых функциях, таких как инициация, последовательность, гибкость, мониторинг, суждение, планирование, принятие решений и трудности при необходимости решения новых задач. В то время это функциональное нарушение было названо «синдромом лобной доли», хотя у некоторых из этих пациентов лобные доли были неврологически интактными. Затем неспособность контролировать эти когнитивные функции стала известна как «синдром дизэксплуатации» (DS — Dysexecutive Syndrome). В этом смысле DS не обязательно связан с травмой лобной доли, а скорее с рядом недостатков в обработке, планировании, инициировании поведения, поддержании этого поведения, саморегуляции и самоконтроле.
Лобные функции
Существует как минимум четыре категории, относящиеся к лобным функциям, но не обязательно обусловленным травмами лобной доли: энергизация, исполнительные когнитивные функции, саморегуляция поведения/эмоций и мета-когнитивный процесс.
«Энергизация» (Energization) или возбуждение
Процесс необходимого тонуса для инициации и сохранении любого (определенного) режима реагирования в зарубежной литературе обозначают термином «еnergization».
Исполнительные когнитивные функции
Планирование, контроль за последовательностью действий при решении задач и регулировка поведения в ряде случаев обозначают, как исполнительные когнитивные функции.
Саморегуляция поведения/эмоций
Необходимые для решения сложных ситуаций, обусловленных внешними триггерами привычки и навыки когнитивного анализа позволяют человеку самостоятельно регулировать свои эмоциии и поведение.
Мета-когнитивный процесс
Интеграция когниций и эмоций, аспекты личности, социальные когниции, самосознание, адекватное восприятие юмора являются составляющими мета-когнитивного процесса.
Исполнительные функции в психиатрии
Дефицит «исполнительной власти» наблюдается при многих психических расстройствах, включая синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), шизофрению и биполярное аффективное расстройство. При расстройствах настроения пациенты имеют когнитивные нарушения, связанные с лобными областями, демонстрируя снижение показателей вербальной памяти, когнитивной гибкости, совладания, метакогниции и саморегуляции, особенно по сравнению со здоровыми субъектами. Фактически, заболевание, требующее наибольшей когнитивной реабилитации — это шизофрения, где может иметь место значительная потеря объема мозга. Кроме того, больные шизофренией продемонстрировали значительное снижение социальных навыков, что увеличило потребность в когнитивной реабилитации и, в частности, восстановления полноценного исполнительного функционирования. Эти методы (когнитивная ремедиация) должны сочетать нейрокогнитивные и психосоциальные компоненты, результаты которых показали положительное влияние на функционирование этих людей в повседневной жизни.
Исполнительные функции в наркологии
Расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, также связаны с исполнительными нарушениями, такими как потеря когнитивной гибкости, сложность принятия решений и скорость обработки информации. Опять же, здесь мы имеем гипофронтальность структур и сетей мозга.
Исполнительные функции в неврологии
Нарушения исполнительного функционирования связано и с подкорковыми расстройствами, в частности, с болезнью Паркинсона, прогрессирующим надъядерным параличом, болезнью Хантингтона, синдромом Корсакова и деменцией, вызванной вдыханием органических растворителей.
Восстановление мозга
В этом смысле представляют интерес две концепции, получившие известность в дискуссиях нейропсихологов: резерв мозга и резерв познания. Когнитивный и «мозговой резерв» могут снизить риск неадекватного поведения, поскольку он связан со способностью мозга активно справляться с повреждениями посредством реализации когнитивных процессов.
Работа с «резервом мозга»
«Резерв мозга» обычно относится к его определенным характеристикам, которые могут различаться у разных людей, включая размер, нейрогенез, плотность нейронов и синаптические связи. Многочисленные исследования предоставляют доказательства того, что резерв мозга может быть «податливым», и предполагают, что регулярные когнитивные упражнения, в частности, могут значительно помочь больным той же шизофренией. Образование увеличивает рост синапсов у младенца или ребенка. Кроме того, влияние упражнений с виртуальной реальностью на больных с черепно-мозговой травмой показывает улучшении некоторых когнитивных показателей.
«Когнитивный резерв»
«Когнитивный резерв» относится к способности мозга справляться с проблемами, используя другие когнитивные ресурсы. Как следствие, два человека с одинаковой степенью структурного резерва мозга могут более или менее успешно адаптироваться к травме головного мозга, если у одного есть больший объем «когнитивного резерва», то есть большее разнообразие когнитивных процессов, которые нужно задействовать или использовать в качестве компенсации. Нейронную реализацию «когнитивного резерва» можно разделить на «нейронный резерв» и «нейронную компенсацию». Первый относится к дифференциальным эффективным схемам синаптической связи, в то время как «нейронная компенсация» относится к привлечению областей мозга, которые обычно не используются людьми без патологии мозга для компенсации его повреждения.
Хороший когнитивный резерв может помочь в восстановлении и компенсации травмы за счет как нейронного резерва, так и нервной компенсации. Это позволяет нам задуматься о последствиях повреждения мозга с точки зрения нейропластичности и когнитивной реабилитации.
Как только появляется вероятность того, что проблемы DS положительно связаны с некоторыми структурными повреждениями, у людей с мозговым резервом появляется что-то вроде «жира, который нужно сжигать», тогда как те, у кого есть когнитивный резерв, могут лучше справляться и находить разные способы решения проблемы. Подтверждая эти выводы, некоторые данные, полученные от людей с высоким уровнем активности, таких как творчество, чтение, посещение друзей, посещение фильмов и ресторанов, прогулки и выполнение физических и «умственных» упражнений, говорит о том, что эти люди имеют меньший риск развития деменции.
Другие исследования показали, что у пациентов, у которых в анамнезе была преморбидная болезнь мозга, наблюдалось более выраженное когнитивное снижение посттравматического характера. С другой стороны, как упоминалось ранее, психические расстройства способны повредить резерв мозга, как это видно при шизофрении, когда потеря серого вещества может достигать 3% от общего объема всего мозга, в частности 3,5% в лобной доле.
Оценка исполнительной функции
Чтобы выбрать лучшую терапевтическую программу для восстановления мозга допустим при шизофрении, необходима хорошая нейропсихологическая оценка, основанная на трех основных целях: измерение, диагностика и интерпретация каждого измерения. Нейропсихологические тесты должны индивидуально различать когнитивные компоненты (измерения), такие как планирование или самоконтроль раздельно, а затем указывать, где сконцентрированы ошибки (диагностика). Последняя часть оценки состоит в том, чтобы решить, на чем будет сосредоточена реабилитация (интерпретация).
Виртуальная реальность
Еще один метод нейропсихологической оценки, который явно расширился в последние годы, — это использование виртуальной реальности (VR), которая также использовалась для целей когнитивной реабилитации.
Трудности оценки исполнительных функций
Поставить нейропсихологический диагноз, когда человек не функционирует эффективно — из-за его импульсивности, неспособности планировать или неспособности поддерживать поставленные задачи — не всегда просто, когда дело доходит до самоотчета. Более того, на практике может быть сложно определить все аспекты, связанные с проблемами поведения, из-за плохой способности к самоотчету. Например: плохое внимание или определенный дефицит рабочей памяти часто являются первыми симптомами, которые привлекают наше внимание. Как следствие, самоконтроль человека ухудшается, и, следовательно, пациент не замечает проблемы по мере их возникновения.
Экологическая значимость нейропсихологических тестов
В этом смысле некоторые нейропсихологи обсуждают экологическую значимость разумного количества нейропсихологических тестов. Под «экологическим» можно понимать, насколько тест репрезентативен для жизни конкретного человека. Некоторые авторы предположили, что большинство тестов не иллюстрируют истинность клинических проявлений; вероятно, потому, что эти оценки происходят не в повседневной жизни, но в стандартных тестах (неэкологических) они наблюдаются отдельно. «Карта зоопарка» и «тест на выполнение нескольких поручений» являются двумя примерами, имеющими большую экологическую ценность. Здесь пациент должен одновременно решить несколько задач. Это требует способности планирования, а также хороших управленческих способностей для решения всех задач. Больной смешивает простые задачи, делая упражнение с двумя задачами, особенно с несколькими поручениями, из-за шаблонов ошибок. Эти тесты ближе к реальной ситуации, чем другие тесты, которые могут быть отличными тестами EF, но не к обычным формам поведения, которые мы привыкли реализовать каждый день. Тест на «поведенческую память» — еще один действительный экологический тест, используемый для оценки повседневных проблем с памятью, выявления умеренных и тяжелых нарушений, однако незначительные нарушения памяти могут остаться здесь незамеченными у ряда пациентов, набравших баллы в пределах нормы.
Импульсивность
Еще одним проявлением исполнительного дефицита может быть импульсивность: для некоторых болльных проблема заключается не столько в неспособности смотреть вперед или предвидеть последствия, сколько сложность торможения своих желаний или импульсов в ответ на изменения внешней ситуации.
Программы реабилитации
Современные программы реабилитации считают функциональную оценку наиболее показательной. Они анализируют поведение пациента в тех ситуациях, когда присутствует дефицит, и замечают точную стадию, на которой человек ломается. Сосредоточив внимание на постепенном увеличении автономии пациента мы получим, большее количество попаданий в цели, которые могут быть достигнуты посредством когнитивной реабилитации. Представляют особый интерес виртуальные программы когнитивной ремедиации. Было обнаружено, что технология виртуальной реальности является хорошим средством лечения и оценки в нескольких контекстах. VR использовался как способ повышения экологической достоверности тестов, поскольку в виртуальном мире можно моделировать широкий спектр возможностей и ситуаций. Вместо того, чтобы моделировать обычную деятельность, V-STORE моделирует магазин, где пациенты должны забрать продукты в супермаркете Virtual Action-Planning Supermarket, имитируя повседневное выполнение поручений.
Целью каждой программы реабилитации руководителей должно быть улучшение или обеспечение большей автономии людей в повседневных ситуациях, позволяя им решать проблемы (в пределах своих возможностей), а не застревать в порочном круге, в котором не используются исполнительные навыки.
В основном программы реабилитации при префронтальных нарушениях можно разделить на четыре направления (см. выше).
Рабочая память
В контексте предполагаемой памяти повторное обучение — это метод, при котором клиент выполняет определенное действие многократно с увеличивающимися промежутками времени между ними. Этот интервальный поиск — полезный и хорошо известный метод изучения информации. Пока это удается, мы можем укреплять ретроспективную память, чтобы обеспечить необходимую поддержку будущей памяти. Этот способ очень полезен для людей, страдающих болезнью Альцгеймера, для выполнения ежедневной задачи предполагаемой памяти на необходимые действия, отображаемой в календаре (Fish et al., 2009). Кроме того, он может оказывать поддержку исполнительному компоненту с использованием свободных путей или интегративных подходов, направленных на повышение осведомленности о трудностях и расширение использования компенсационных стратегий.
Супервизия внимания
С тех пор, как была создана модель супервизорной системы внимания (SAS), стало ясно, что повседневное функционирование представляет собой очень сложное и динамичное взаимодействие автоматического рутинного поведения и сознательно контролируемого действия.
Как восстановить память и внимание после COVID-19
Восстановление памяти и внимания после COVID-19
Нарушение памяти, мышления, снижение концентрации внимания — такие последствия наблюдаются у некоторых пациентов, переболевших COVID-19. Люди, перенесшие болезнь тяжело (особенно если они были подключены к аппаратам ИВЛ) зачастую рассеяны, плохо запоминают новую информацию, не могут сосредоточиться.
В большинстве случаев проблема исчезает сама через несколько недель или пару месяцев. Однако у некоторых она остается и становится причиной недопонимания в семье, невозможности продолжать работать или заниматься привычными делами дома.
Чрезвычайно важно понимать, что проблема существует и она требует устранения. Близкие переболевшего COVID-19 должны быть более внимательными к нему и в случае наличия симптомов помочь в восстановлении памяти и внимания.
Хомудярова Алена Николаевна — врач невролог, гирудотерапевт, рефлексотерапевт, стаж работы более 10 лет.
Эффективные методы восстановления
Специалисты предлагают несколько эффективных стратегий, которые могут помочь восстановить мышление, память, концентрацию внимания.
Физические упражнения. Они помогут восстановить функции головного мозга. После длительной болезни мускулатура ослабевает, и вам в любом случае понадобится специальная гимнастика для восстановления сил и укрепления тела.
Делайте рекомендованные упражнения ежедневно или 5 раз в неделю. В случае сильной одышки, слабости, усталости можно временно отказаться от силовых и оздоровительных упражнений. Однако необходима ежедневная легкая физическая нагрузка, которую со временем можно понемногу увеличивать. Выполняйте только те упражнения, которые вам по силам, но старайтесь с каждым днем добавлять в комплекс более сложные элементы.
Зарядка для мозга. Заведите себе новое хобби, требующее внимания, эрудиции и тренировки памяти. Это может быть решение кроссвордов, головоломок, игры на запоминание, сложение, чтение книг и т. д. Такая деятельность поможет восстановить когнитивные функции мозга. Задания усложняйте по мере возможности. Обязательно чередуйте умственный труд с физическим, не забывая про гимнастику для тела.
Напоминания. Пользуйтесь любыми удобными средствами для напоминания о важных делах. Составляйте списки, пишите себе записки, устанавливайте на телефоне звуковые сигналы на определенные часы и даты. Попросите близких помочь вам с напоминаниями.
Разделение на части. Все запланированные вами дела делите на отдельные действия, этапы. Так они не будут казаться слишком сложными и невыполнимыми, и вы с большим энтузиазмом возьметесь за их выполнение.
Помощь врача для восстановления после COVID-19
Большинство переболевших COVID-19 людей самостоятельно справляются с восстановлением когнитивных функций, памяти, концентрации внимания. Но если предложенные рекомендации вам не помогли и процесс затянулся надолго, мы всегда готовы оказать вам профессиональную помощь.
Запишитесь на прием к реабилитологу многопрофильного медицинского центра КИТ прямо сейчас, не откладывая. Мы работаем по индивидуальным программам, в которых учитывается анамнез пациента, его возраст и другие отличительные особенности. Лично для вас будет подобран комплекс мер, который поможет быстрее восстановиться именно в вашей ситуации.
Как восстановить память и внимание после COVID-19
Восстановление памяти и внимания после COVID-19
Нарушение памяти, мышления, снижение концентрации внимания — такие последствия наблюдаются у некоторых пациентов, переболевших COVID-19. Люди, перенесшие болезнь тяжело (особенно если они были подключены к аппаратам ИВЛ) зачастую рассеяны, плохо запоминают новую информацию, не могут сосредоточиться.
В большинстве случаев проблема исчезает сама через несколько недель или пару месяцев. Однако у некоторых она остается и становится причиной недопонимания в семье, невозможности продолжать работать или заниматься привычными делами дома.
Чрезвычайно важно понимать, что проблема существует и она требует устранения. Близкие переболевшего COVID-19 должны быть более внимательными к нему и в случае наличия симптомов помочь в восстановлении памяти и внимания.
Хомудярова Алена Николаевна — врач невролог, гирудотерапевт, рефлексотерапевт, стаж работы более 10 лет.
Эффективные методы восстановления
Специалисты предлагают несколько эффективных стратегий, которые могут помочь восстановить мышление, память, концентрацию внимания.
Физические упражнения. Они помогут восстановить функции головного мозга. После длительной болезни мускулатура ослабевает, и вам в любом случае понадобится специальная гимнастика для восстановления сил и укрепления тела.
Делайте рекомендованные упражнения ежедневно или 5 раз в неделю. В случае сильной одышки, слабости, усталости можно временно отказаться от силовых и оздоровительных упражнений. Однако необходима ежедневная легкая физическая нагрузка, которую со временем можно понемногу увеличивать. Выполняйте только те упражнения, которые вам по силам, но старайтесь с каждым днем добавлять в комплекс более сложные элементы.
Зарядка для мозга. Заведите себе новое хобби, требующее внимания, эрудиции и тренировки памяти. Это может быть решение кроссвордов, головоломок, игры на запоминание, сложение, чтение книг и т. д. Такая деятельность поможет восстановить когнитивные функции мозга. Задания усложняйте по мере возможности. Обязательно чередуйте умственный труд с физическим, не забывая про гимнастику для тела.
Напоминания. Пользуйтесь любыми удобными средствами для напоминания о важных делах. Составляйте списки, пишите себе записки, устанавливайте на телефоне звуковые сигналы на определенные часы и даты. Попросите близких помочь вам с напоминаниями.
Разделение на части. Все запланированные вами дела делите на отдельные действия, этапы. Так они не будут казаться слишком сложными и невыполнимыми, и вы с большим энтузиазмом возьметесь за их выполнение.
Помощь врача для восстановления после COVID-19
Большинство переболевших COVID-19 людей самостоятельно справляются с восстановлением когнитивных функций, памяти, концентрации внимания. Но если предложенные рекомендации вам не помогли и процесс затянулся надолго, мы всегда готовы оказать вам профессиональную помощь.
Запишитесь на прием к реабилитологу многопрофильного медицинского центра КИТ прямо сейчас, не откладывая. Мы работаем по индивидуальным программам, в которых учитывается анамнез пациента, его возраст и другие отличительные особенности. Лично для вас будет подобран комплекс мер, который поможет быстрее восстановиться именно в вашей ситуации.
Записаться на прием к врачу Горячая линия по вопросам здравоохранения Югры круглосуточно 8-800-100-8603
Последние новости
В профиле Instagram размещен прямой эфир «Гигиена сна»
Закончился прямой эфир «Гигиена сна»
Спикер:
медицинский психолог СКПНБ Дарья Тыщенко
Посмотреть эфир можно на странице Instagram по ссылке https://www.instagram.com/p/CVzozOCKYfz/
4 ноября 2021 г. День народного единства
16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника — Дня народного единства — и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению многих аналитиков, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1917 года).
Ноябрь 2021 года в ХМАО – Югре будет посвящен профилактике сахарного диабета
Сахарный диабет входит в тройку заболеваний, чаще других приводящий к летальному исходу. Диабет – хроническая болезнь, развивающаяся в тех случаях, когда поджелудочная железа не вырабатывает достаточно инсулина или когда организм не может эффективно использовать вырабатываемый им инсулин. Инсулин – это гормон, регулирующий уровень содержания сахара в крови. Особенную опасность для организма несут последствия и осложнения данного заболевания, среди них: инсульты, инфаркты, поражения конечностей, слепота, почечная недостаточность. Крайне важно своевременно диагностировать заболевание и начать лечение.
Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, за период с 1980 по 2014 г. количество людей, страдающих диабетом, выросло со 108 миллионов до 422 миллионов. С 2000 по 2016 г. преждевременная смертность от диабета увеличилась на 5%. Согласно оценкам, в 2019 г. диабет стал непосредственной причиной 1,5 миллиона случаев смертей.
Значительно снизить риск развития данного заболевания можно путём следования нескольким правилам:
— Добиться здоровой массы тела и поддерживать её;
— Употреблять здоровую пищу, уменьшать уровень потребления сахара и насыщенных жиров;
Режим работы СКПНБ с 30 октября по 7 ноября 2021 года
Детское диспансерное психиатрическое отделение работает:
-1, 2 ноября 2021 г., режим работы: с 8:00 до 18:00.
— 3 ноября 2021 г., режим работы: с 8:00 до 17:00.
— 6 ноября 2021 г., режим работы: с 9:00 до 14:00.
Телефон регистратуры: +7 (3462) 94-02-16 (по электронной записи).
Адрес: ул. Взлетный проезд, 11.
Актуальная информация
Детский телефон доверия проводит ежегодную акцию «Не дай себя в обиду!».
с 1 по 30 ноября 2021 года Детский телефон доверия с единым общероссийским номером 8-800-2000-122
проводит ежегодную акцию «Не дай себя в обиду!».
Размещена Инструкция по записи к врачу
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 584, доступ к информационным ресурсам Депздрава Югры предоставляется пользователям, прошедшим авторизацию в Единой системе авторизации и аутентификации (ЕСИиА). Учетную запись ЕСИиА можно зарегистрировать на сайте https://esia.gosuslugi.ru/registration/, то есть необходима регистрация на официальном интернет-портале государственных услуг.
Психическое здоровье. От чего зависит его благополучие, и как его сохранить?
Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. В Уставе ВОЗ говорится: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Важным следствием этого определения является то, что психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств и форм инвалидности.
Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества.
Обозначим критерии психического здоровья:
1. Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
При полном отсутствии этого критерия возникают деперсонализация и дереализация, когда собственное тело или его части кажутся чуждыми, мир и себя видишь как будто со стороны.
2. Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
О мерах поддержки для одиноких родителей
Вопрос-ответ: выплата одиноким родителям
Несмотря на то, что прием заявлений на выплату для одиноких родителей, которые воспитывают детей в возрасте c 8 по 16 лет включительно начался 1 июля, эта выплата продолжает вызывать у родителей множество вопросов. Мы подготовили ответы на самые популярные из них.
Что делать, если при заполнении заявления допущена ошибка?
Если вы допустили ошибку при заполнении заявления, то фонд, без вынесения отказа, вернет вам его на доработку, на которую отводится 5 рабочих дней.
Кто из родителей может получать пособие при разводе?
В случае развода пособие может получать тот родитель, с кем проживает ребенок, на которого судом назначена выплата алиментов. Факта расторжения брака недостаточно для назначения пособия. Расторжение брака влияет только на состав семьи при расчёте среднедушевого дохода: бывший супруг не учитывается в составе семьи.
Можно ли я получить пособие, если отец ребенка платит алименты без решения суда?
К сожалению, нет, т.к. право на выплату имеют только родители детей, на которых есть судебное решение о выплате алиментов.
Распространяется ли выплата на детей, оставшихся без обоих родителей?
Да. Выплата распространяется на детей-сирот. В этом случае право на ежемесячное пособие имеет их опекун (попечитель), но только если ребенок не находится на полном государственном обеспечении. Для назначения пособия опекунам нужно лично подать заявление в клиентскую службу Пенсионного фонда России по месту жительства.
Ежемесячная выплата положена на каждого ребенка?
Да, пособие выплачивается на каждого ребенка указанной возрастной категории, в отношении которого действует судебное решение о назначении алиментов или в отношении которого заявитель выступает единственным родителем.
Можно ли подать заявление на выплату в МФЦ?
Нет, заявление для назначения ежемесячного пособия можно подать только на сайте госуслуг, если у заявителя есть подтверждённая учётная запись, или лично в клиентской службе ПФР. Оформление этого пособия в МФЦ не предусмотрено.
Какие платежные реквизиты необходимо указывать при подаче заявления?
В заявлении необходимо указать данные банковского счета заявителя: наименование кредитной организации или БИК кредитной организации, корреспондентский счет, номер счета заявителя. Важно! Будьте внимательны при заполнении этих данных и проверьте правильность их заполнения перед отправкой заявления.
В семье двое детей в возрасте от 8 до 17 лет. Нужно ли писать заявление на каждого ребенка?
Нет, если в семье двое и больше детей от 8 до 17 лет, для получения ежемесячной выплаты на каждого из них заполняется одно общее заявление. Двух и более заявлений в таком случае подавать не требуется.
Ознакомиться с актуальной информацией можно на сайте Пенсионного фонда: www.pfr.gov.ru
Ответы на самые популярные и часто задаваемые вопросы по новым выплатам: https://pfr.gov.ru/grazhdanam/singles_family_with_children
Пошаговый видеоинструктаж по заполнению заявлений на новые пособия на портале Госуслуг:
-на детей от 8 до 17 лет:
Рекомендации по заполнению заявлений на пособие одиноким родителям
С 1 июля 2021 года через портал Госуслуги Пенсионный фонд принимает заявления по выплатам одиноким родителям, воспитывающим детей в возрасте от 8 до 17 лет. Заявители часто допускают одни и те же ошибки, которые могут повлиять на сроки рассмотрения заявления, стать причиной для возврата заявления на доработку и отказа в назначении выплат (если сведения, указанные в заявлении, не пройдут проверку).
Ситуация 1
Если вы указали, что ребенок обучается в образовательном учреждении по очной форме, а на самом деле он еще учится в школе, то это является ошибкой. Если вы установили данную галочку, то вам в личный кабинет придет уведомление о необходимости предоставить в ПФР в течение 10 рабочих дней документы, подтверждающие факт обучения ребенка. Причем факт обучения не в школе, а именно в техникуме, колледже или лицее.
ВАЖНО! Эту галочку нужно ставить только в том случае, если ребенок обучается в колледже, техникуме, лицее или обучается в ВУЗе (университете /институте).
Ситуация 2
В разделе 4 очень часто родители допускают ошибку при ответе на вопрос «Сколько у вас детей?». Она заключается в том, что в заявлении многие указывают только детей в возрасте от 8 до 17 лет, на которых положены выплаты. Однако в заявлении необходимо указывать всех детей в возрасте от 0 до 18 лет. Если ребенок после школы очно обучается в колледже или в ВУЗе, то нужно указать и ребенка старше 18 лет, но младше 23 лет.
Ситуация 3
Раздел № 5 «Дополнительные сведения о семье». Многие заявители ставят «галочку», что семья владеет жилым помещением (квартирой или домом) в рамках предоставления мер социальной поддержки, даже если семья приобрела квартиру/дом за счет средств материнского капитала. Это является неверным.
Такое утверждение нужно отметить только в случаях, если заявитель бесплатно получил жилье в рамках мер социальной поддержки многодетной семье.
Ситуация 4
Если мама, подающая заявление, является вдовой, то она указывает эту информацию только в разделе 3 и выбирает из списка «Вдова», а в разделе 5 не ставит никаких галочек напротив утверждения, что один из членов семьи признан умершим. Эту галочку ставят только те заявители, у кого на руках есть решение суда, вступившее в законную силу, о признании человека умершим.
Ситуация 5
Раздел «Сведения об алиментах». Если у заявителя отсутствует исполнительный лист о взыскании алиментов, то нужно внести реквизиты судебного решения о взыскании алиментов. Под реквизитами имеется в виду полное наименование суда (его нужно выбрать из выпадающего списка, дата вынесения судебного решения и ФИО должника). Если дата вынесения судебного решения неизвестна, то нужно поставить год вынесения решения.
Если после развода женщина изменила фамилию, то обязательно нужно поставить галочку в строке «Я меняла фамилию после решения суда».
Почему могут отказать в назначении выплаты?
Статус «Отказано в предоставлении услуги» может поступить в личный кабинет заявителя на Госуслуги в следующих случаях:
— заявителем не предоставлено доработанное заявление в течение 5 рабочих дней со дня возврата заявления на доработку;
— заявителем не предоставлены дополнительные документы в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления;
— заявитель не соответствует критериям нуждаемости, направил недостоверные сведения и т.д.
Ознакомиться с актуальной информацией можно на сайте Пенсионного фонда: www.pfr.gov.ru
Ответы на самые популярные и часто задаваемые вопросы по новым выплатам: https://pfr.gov.ru/grazhdanam/singles_family_with_children
Пошаговый видеоинструктаж по заполнению заявлений на новые пособия на портале Госуслуг:
-на детей от 8 до 17 лет: