как восстановить поврежденные участки мозга

Невролог рассказал, как можно восстановить нервные клетки

как восстановить поврежденные участки мозга. Смотреть фото как восстановить поврежденные участки мозга. Смотреть картинку как восстановить поврежденные участки мозга. Картинка про как восстановить поврежденные участки мозга. Фото как восстановить поврежденные участки мозга

Ученые нашли способ восстановления нервных клеток. Как пишет «Доктор Питер», заведующий отделением реабилитации Центра рассеянного склероза Городской больницы № 31 Глеб Макшаков рассказал, как это происходит.

По данным американских ученых, у пациентов после инсультов, травм головного мозга и таких заболеваний, как рассеянный склероз, возможна регенерация нервных клеток с помощью двигательной нагрузки. Испытания проводились на мышах, у которых симптомы, вызванные разрушением миелиновых оболочек, окружающих нервные волокна, и самих нервов, отвечающих за передачу импульсов от мозга к органам и обратно, проходили навсегда.

Как отметил Макшаков, с людьми немного сложнее. Однако при физической нагрузке у пациентов с рассеянным склерозом мозг восстанавливается — функциональные исследования это давно уже показали.

«Почему это происходит, тоже уже понятно: физическая, в том числе аэробная активность, уменьшает уровень воспаления в голове, которое и действует разрушительно на нервную ткань — чем меньше воспаление, тем лучше себя чувствуют миелиновая оболочка и нейроны. А если человек ведет сидячий образ жизни, да еще курит, страдает диабетом, то воспаление у него выражено сильнее, — рассказал врач. — С функциональным восстановлением сложнее: головной мозг построен по, так сказать, сетевому признаку. Один нервный центр в большей или меньшей степени отвечает за конкретную функцию, например, за движение руки или ноги. Ему для работы нужны другие центры. Основной центр с ними связан в процессе освоения моторных (двигательных) навыков человека. То есть один участок коры связан с разными участками головного мозга. Когда человек, у которого эти структурные связи разрушены, проходит физическую реабилитацию, они восстанавливаются, поэтому он чувствует себя лучше. Но полностью симптомы могут уйти только у тех, у кого болезнь застали вовремя, когда у нейронных связей еще есть достаточный резерв».

Невролог добавил, что для достижения эффекта восстановления физическая активность должна подбираться в зависимости от степени утраты функций пациента.

«Если он молод, у него нет двигательных ограничений, то физическая активность должна быть, как у здорового человека. Аэробная — 10 тысяч шагов в день (быстрая ходьба, бег) — ежедневно. Интенсивная физическая нагрузка — 2-3 раза в неделю по 30-45 минут (чтобы не сильно утомляться): в зале, на спортплощадке, если сложно самому — с тренером. Возможны даже занятия с отягощением, силовые тренировки, если позволяет состояние. Организовать ее можно по-разному, допустим, после работы пройтись пешком или без лифта подняться по лестнице, завести собаку и гулять с ней. Если пациент инвалидизирован (больше 4 баллов по шкале EDSS), он мало ходит или прикован к инвалидному креслу, нужно, чтобы ему физическую активность порекомендовал квалифицированный специалист по реабилитации (физический терапевт, эрготерапевт или инструктор ЛФК). Это должны быть специальные адаптированные упражнения, которые пациент может выполнять дома», — отметил Макшаков.

Медик подчеркнул, что физическая нагрузка важна для любого человека, а для страдающего рассеянным склерозом особенно — если он не двигается, его состояние будет ухудшаться.

«Главное правило головного мозга: вы либо используете функцию, либо она у вас постепенно атрофируется», — добавил врач.

Источник

Восстановление функций мозга в психиатрии и неврологии

как восстановить поврежденные участки мозга. Смотреть фото как восстановить поврежденные участки мозга. Смотреть картинку как восстановить поврежденные участки мозга. Картинка про как восстановить поврежденные участки мозга. Фото как восстановить поврежденные участки мозга

Несмотря на то, что значение исполнительного функционирования для психической деятельности сложно переоценить круг его составляющих, на мой взгляд, очерчен нечеток. Исполнительные функции (executive function — EF) касаются ряда способностей, включая решение проблем, планирование, инициирование, самоконтроль, сознательное внимание, возможность справляться с новыми ситуациями и способность изменять планы при необходимости. Это высокая когнитивная функция, которая крайне важна для человека и позволяет ему поддерживать повседневную деятельность, сохраняя при этом хорошее качество жизни. С областью исполнительных функций связаны ассоциации психопатологической симптоматики, когнитивный резерв, шкалы оценки и программы когнитивной реабилитации.

«Лобный синдром» и «синдром дизэксплуатации»

В прошлом, изучая пациентов с префронтальными повреждениями, исследователи отмечали определенные нарушения в некоторых функциях, таких как инициация, последовательность, гибкость, мониторинг, суждение, планирование, принятие решений и трудности при необходимости решения новых задач. В то время это функциональное нарушение было названо «синдромом лобной доли», хотя у некоторых из этих пациентов лобные доли были неврологически интактными. Затем неспособность контролировать эти когнитивные функции стала известна как «синдром дизэксплуатации» (DS — Dysexecutive Syndrome). В этом смысле DS не обязательно связан с травмой лобной доли, а скорее с рядом недостатков в обработке, планировании, инициировании поведения, поддержании этого поведения, саморегуляции и самоконтроле.

Лобные функции

Существует как минимум четыре категории, относящиеся к лобным функциям, но не обязательно обусловленным травмами лобной доли: энергизация, исполнительные когнитивные функции, саморегуляция поведения/эмоций и мета-когнитивный процесс.

«Энергизация» (Energization) или возбуждение

Процесс необходимого тонуса для инициации и сохранении любого (определенного) режима реагирования в зарубежной литературе обозначают термином «еnergization».

Исполнительные когнитивные функции

Планирование, контроль за последовательностью действий при решении задач и регулировка поведения в ряде случаев обозначают, как исполнительные когнитивные функции.

Саморегуляция поведения/эмоций

Необходимые для решения сложных ситуаций, обусловленных внешними триггерами привычки и навыки когнитивного анализа позволяют человеку самостоятельно регулировать свои эмоциии и поведение.

Мета-когнитивный процесс

Интеграция когниций и эмоций, аспекты личности, социальные когниции, самосознание, адекватное восприятие юмора являются составляющими мета-когнитивного процесса.

Исполнительные функции в психиатрии

Дефицит «исполнительной власти» наблюдается при многих психических расстройствах, включая синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), шизофрению и биполярное аффективное расстройство. При расстройствах настроения пациенты имеют когнитивные нарушения, связанные с лобными областями, демонстрируя снижение показателей вербальной памяти, когнитивной гибкости, совладания, метакогниции и саморегуляции, особенно по сравнению со здоровыми субъектами. Фактически, заболевание, требующее наибольшей когнитивной реабилитации — это шизофрения, где может иметь место значительная потеря объема мозга. Кроме того, больные шизофренией продемонстрировали значительное снижение социальных навыков, что увеличило потребность в когнитивной реабилитации и, в частности, восстановления полноценного исполнительного функционирования. Эти методы (когнитивная ремедиация) должны сочетать нейрокогнитивные и психосоциальные компоненты, результаты которых показали положительное влияние на функционирование этих людей в повседневной жизни.

Исполнительные функции в наркологии

Расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, также связаны с исполнительными нарушениями, такими как потеря когнитивной гибкости, сложность принятия решений и скорость обработки информации. Опять же, здесь мы имеем гипофронтальность структур и сетей мозга.

Исполнительные функции в неврологии

Нарушения исполнительного функционирования связано и с подкорковыми расстройствами, в частности, с болезнью Паркинсона, прогрессирующим надъядерным параличом, болезнью Хантингтона, синдромом Корсакова и деменцией, вызванной вдыханием органических растворителей.

Восстановление мозга

В этом смысле представляют интерес две концепции, получившие известность в дискуссиях нейропсихологов: резерв мозга и резерв познания. Когнитивный и «мозговой резерв» могут снизить риск неадекватного поведения, поскольку он связан со способностью мозга активно справляться с повреждениями посредством реализации когнитивных процессов.

Работа с «резервом мозга»

«Резерв мозга» обычно относится к его определенным характеристикам, которые могут различаться у разных людей, включая размер, нейрогенез, плотность нейронов и синаптические связи. Многочисленные исследования предоставляют доказательства того, что резерв мозга может быть «податливым», и предполагают, что регулярные когнитивные упражнения, в частности, могут значительно помочь больным той же шизофренией. Образование увеличивает рост синапсов у младенца или ребенка. Кроме того, влияние упражнений с виртуальной реальностью на больных с черепно-мозговой травмой показывает улучшении некоторых когнитивных показателей.

«Когнитивный резерв»

«Когнитивный резерв» относится к способности мозга справляться с проблемами, используя другие когнитивные ресурсы. Как следствие, два человека с одинаковой степенью структурного резерва мозга могут более или менее успешно адаптироваться к травме головного мозга, если у одного есть больший объем «когнитивного резерва», то есть большее разнообразие когнитивных процессов, которые нужно задействовать или использовать в качестве компенсации. Нейронную реализацию «когнитивного резерва» можно разделить на «нейронный резерв» и «нейронную компенсацию». Первый относится к дифференциальным эффективным схемам синаптической связи, в то время как «нейронная компенсация» относится к привлечению областей мозга, которые обычно не используются людьми без патологии мозга для компенсации его повреждения.

Хороший когнитивный резерв может помочь в восстановлении и компенсации травмы за счет как нейронного резерва, так и нервной компенсации. Это позволяет нам задуматься о последствиях повреждения мозга с точки зрения нейропластичности и когнитивной реабилитации.

Как только появляется вероятность того, что проблемы DS положительно связаны с некоторыми структурными повреждениями, у людей с мозговым резервом появляется что-то вроде «жира, который нужно сжигать», тогда как те, у кого есть когнитивный резерв, могут лучше справляться и находить разные способы решения проблемы. Подтверждая эти выводы, некоторые данные, полученные от людей с высоким уровнем активности, таких как творчество, чтение, посещение друзей, посещение фильмов и ресторанов, прогулки и выполнение физических и «умственных» упражнений, говорит о том, что эти люди имеют меньший риск развития деменции.

Другие исследования показали, что у пациентов, у которых в анамнезе была преморбидная болезнь мозга, наблюдалось более выраженное когнитивное снижение посттравматического характера. С другой стороны, как упоминалось ранее, психические расстройства способны повредить резерв мозга, как это видно при шизофрении, когда потеря серого вещества может достигать 3% от общего объема всего мозга, в частности 3,5% в лобной доле.

Оценка исполнительной функции

Чтобы выбрать лучшую терапевтическую программу для восстановления мозга допустим при шизофрении, необходима хорошая нейропсихологическая оценка, основанная на трех основных целях: измерение, диагностика и интерпретация каждого измерения. Нейропсихологические тесты должны индивидуально различать когнитивные компоненты (измерения), такие как планирование или самоконтроль раздельно, а затем указывать, где сконцентрированы ошибки (диагностика). Последняя часть оценки состоит в том, чтобы решить, на чем будет сосредоточена реабилитация (интерпретация).

Виртуальная реальность

Еще один метод нейропсихологической оценки, который явно расширился в последние годы, — это использование виртуальной реальности (VR), которая также использовалась для целей когнитивной реабилитации.

Трудности оценки исполнительных функций

Поставить нейропсихологический диагноз, когда человек не функционирует эффективно — из-за его импульсивности, неспособности планировать или неспособности поддерживать поставленные задачи — не всегда просто, когда дело доходит до самоотчета. Более того, на практике может быть сложно определить все аспекты, связанные с проблемами поведения, из-за плохой способности к самоотчету. Например: плохое внимание или определенный дефицит рабочей памяти часто являются первыми симптомами, которые привлекают наше внимание. Как следствие, самоконтроль человека ухудшается, и, следовательно, пациент не замечает проблемы по мере их возникновения.

Экологическая значимость нейропсихологических тестов

В этом смысле некоторые нейропсихологи обсуждают экологическую значимость разумного количества нейропсихологических тестов. Под «экологическим» можно понимать, насколько тест репрезентативен для жизни конкретного человека. Некоторые авторы предположили, что большинство тестов не иллюстрируют истинность клинических проявлений; вероятно, потому, что эти оценки происходят не в повседневной жизни, но в стандартных тестах (неэкологических) они наблюдаются отдельно. «Карта зоопарка» и «тест на выполнение нескольких поручений» являются двумя примерами, имеющими большую экологическую ценность. Здесь пациент должен одновременно решить несколько задач. Это требует способности планирования, а также хороших управленческих способностей для решения всех задач. Больной смешивает простые задачи, делая упражнение с двумя задачами, особенно с несколькими поручениями, из-за шаблонов ошибок. Эти тесты ближе к реальной ситуации, чем другие тесты, которые могут быть отличными тестами EF, но не к обычным формам поведения, которые мы привыкли реализовать каждый день. Тест на «поведенческую память» — еще один действительный экологический тест, используемый для оценки повседневных проблем с памятью, выявления умеренных и тяжелых нарушений, однако незначительные нарушения памяти могут остаться здесь незамеченными у ряда пациентов, набравших баллы в пределах нормы.

Импульсивность

Еще одним проявлением исполнительного дефицита может быть импульсивность: для некоторых болльных проблема заключается не столько в неспособности смотреть вперед или предвидеть последствия, сколько сложность торможения своих желаний или импульсов в ответ на изменения внешней ситуации.

Программы реабилитации

Современные программы реабилитации считают функциональную оценку наиболее показательной. Они анализируют поведение пациента в тех ситуациях, когда присутствует дефицит, и замечают точную стадию, на которой человек ломается. Сосредоточив внимание на постепенном увеличении автономии пациента мы получим, большее количество попаданий в цели, которые могут быть достигнуты посредством когнитивной реабилитации. Представляют особый интерес виртуальные программы когнитивной ремедиации. Было обнаружено, что технология виртуальной реальности является хорошим средством лечения и оценки в нескольких контекстах. VR использовался как способ повышения экологической достоверности тестов, поскольку в виртуальном мире можно моделировать широкий спектр возможностей и ситуаций. Вместо того, чтобы моделировать обычную деятельность, V-STORE моделирует магазин, где пациенты должны забрать продукты в супермаркете Virtual Action-Planning Supermarket, имитируя повседневное выполнение поручений.

Целью каждой программы реабилитации руководителей должно быть улучшение или обеспечение большей автономии людей в повседневных ситуациях, позволяя им решать проблемы (в пределах своих возможностей), а не застревать в порочном круге, в котором не используются исполнительные навыки.

В основном программы реабилитации при префронтальных нарушениях можно разделить на четыре направления (см. выше).

Рабочая память

В контексте предполагаемой памяти повторное обучение — это метод, при котором клиент выполняет определенное действие многократно с увеличивающимися промежутками времени между ними. Этот интервальный поиск — полезный и хорошо известный метод изучения информации. Пока это удается, мы можем укреплять ретроспективную память, чтобы обеспечить необходимую поддержку будущей памяти. Этот способ очень полезен для людей, страдающих болезнью Альцгеймера, для выполнения ежедневной задачи предполагаемой памяти на необходимые действия, отображаемой в календаре (Fish et al., 2009). Кроме того, он может оказывать поддержку исполнительному компоненту с использованием свободных путей или интегративных подходов, направленных на повышение осведомленности о трудностях и расширение использования компенсационных стратегий.

Супервизия внимания

С тех пор, как была создана модель супервизорной системы внимания (SAS), стало ясно, что повседневное функционирование представляет собой очень сложное и динамичное взаимодействие автоматического рутинного поведения и сознательно контролируемого действия.

Источник

Как восстановить мозг после коронавируса: осложнения и лечение

Большинство переболевших COVID-19 даже не подозревают, что самое опасное осложнение вирус оказывает не на легкие, а на клетки мозга. Более 34% переболевших страдают от нарушений работы нейронов, а 12% могут уже никогда не вернуться к привычной жизни. В тяжелых случаях и при отсутствии лечения, неизбежны фатальные последствия вплоть до инфаркта мозга.

Самое пугающее, что приводит к этому не преклонный возраст, а степень поражения клеток и отсутствие своевременной реабилитации. Среди 100 человек умерших от осложнений, вызванных нарушением в работе нервной системе и нейронной сети 46 были в возрасте от 24 до 45 лет. Узнаем подробнее, можно ли восстановить мозг после ковида, и какие методы являются наиболее действенными.

как восстановить поврежденные участки мозга. Смотреть фото как восстановить поврежденные участки мозга. Смотреть картинку как восстановить поврежденные участки мозга. Картинка про как восстановить поврежденные участки мозга. Фото как восстановить поврежденные участки мозга

* необходима предварительная запись

Как коронавирус влияет на работу мозга

Клетки вируса, проникая в организм человека, в первую очередь поражают нейроны мозга. Зачастую сначала страдают области, ответственные за восприятие, поэтому больной теряет обоняние и чувствительность вкусовых рецепторов. При дальнейшем продвижении агрессора по стволу мозга и его коре, нарушаются нейронные связи, что вызывает сильные головные боли, дезориентацию, спутанность сознания, ломоту во всем теле, в критичных случаях даже повреждение височных долей.

Коронавирусная инфекция оказывает нейротоксическое действие на организм, из-за чего появляются длительные мышечные боли в ногах, а проблемы с передвижением сопровождают человека на протяжении 2–5 месяцев после болезни. Нарушая работу обонятельных и вкусовых рецепторов, клетки вируса ухудшают образование серотонина и снижают уровень дофамина. Это приводит к депрессии и потере интереса к жизни у больного.

Одной из параллельных причин снижения мозговой деятельности врачи также считают кислородное голодание нейронов, вызванное угнетением функции легких. Особенно сильно страдают от осложнений пациенты, которые подключались к аппаратам ИВЛ.

Не только заражение клеток мозга и их частичное отмирание опасно для жизни пациента. Бурная реакция иммунной системы на нарушителя способна запустить потенциально вредный процесс. Это «цитокиновый шторм» – высвобождение большого количества защитных клеток и цитокинов, направленное на уничтожения очага воспаления посредством разрушения его тканей. Опасность заключается в том, что попутно охватываются и здоровые области организма, а цепная реакция способна привести к летальному исходу.

Также при поражении мозга страдают его сосуды. Болезнь провоцирует кислородное голодание клеток и замедление тока крови. Образовавшиеся сгустки ухудшают проходимость сосудов, ведут к их закупорке, и, как следствие, к инсульту.

Среди редких критичных реакций также отмечены:

Именно поэтому важно не игнорировать процесс восстановление мозга после коронавируса, особенно если наблюдаются нарушения в работе центральной нервной системы.

Виды осложнений

Опасность для здоровья переболевшего кроется в том, что осложнения способны проявляться через продолжительный период после болезни – от месяца до трех. Человек может не связывать ухудшение самочувствия с последствиями воздействия вируса и слишком поздно обратиться за помощью. Ошибки в диагностике и отказ от врачебного вмешательства могут привести к развитию таких опасных осложнений, как:

Чтобы избежать осложнений, необходимо оперативно реагировать на любые изменения в самочувствии в постковидный период и не медлить с обращением в клинику. Врачи выделили основные виды симптомов, говорящие о поражении ЦНС и мозга:

Наличие хотя бы двух из этих признаков требует срочного медицинского вмешательства.

Обратите внимание, что в зоне повышенного риска находятся люди в возрасте за 50, пациенты с хроническими заболеваниями и женщины от 25 до 40 лет.

Источник

Можно ли восстановить мозг после инсульта и травмы? Интервью с ученым

как восстановить поврежденные участки мозга. Смотреть фото как восстановить поврежденные участки мозга. Смотреть картинку как восстановить поврежденные участки мозга. Картинка про как восстановить поврежденные участки мозга. Фото как восстановить поврежденные участки мозга

Нейрофизиология открывает все больше возможностей помогать пациентам с нарушениями работы мозга или сложными травмами. Российские ученые делают большую ставку на нейротерапию. Благодаря тренировкам в аппарате МРТ пациенты могут научиться заниматься самостоятельно, вызывая активность в нужных отделах мозга и создавая новые нейронные связи. В продолжительной перспективе это меняет структуру мозга и восстанавливает нарушенные процессы.

как восстановить поврежденные участки мозга. Смотреть фото как восстановить поврежденные участки мозга. Смотреть картинку как восстановить поврежденные участки мозга. Картинка про как восстановить поврежденные участки мозга. Фото как восстановить поврежденные участки мозга

Марк Штарк,
академик РАН, доктор биологических наук, профессор Федерального исследовательского центра фундаментальной и трансляционной медицины, Новосибирск

Вы занимаетесь «сетевыми болезнями». Что значит это понятие?

Нейросети — это инструмент новой сетевой нейронауки, возникновение которой следует отнести к началу нулевых годов, когда с помощью технологии функциональной магниторезонансной томографии (фМРТ) были открыты сети, расположенные на разных территориях мозга и включающие в себя целый ряд мозговых образований, часто находящихся далеко друг от друга, но работающих вместе, синхронно.

Это разные по своим функциональным задачам области мозга, объединенные выполнением ряда глобальных психических процедур: размышлений о будущем, о близких и «нужных» людях и их взаимоотношениях, другими словами, отражающих мировосприятие человека. Поэтому сегодня состояние здорового и больного мозга следует понимать и описывать в терминах сетевой лексики.

как восстановить поврежденные участки мозга. Смотреть фото как восстановить поврежденные участки мозга. Смотреть картинку как восстановить поврежденные участки мозга. Картинка про как восстановить поврежденные участки мозга. Фото как восстановить поврежденные участки мозга

Что такое нейротерапия?

Нейротерапия — лечебное развитие сетевой нейронауки —представляет собой сумму неинвазивных вмешательств в деятельность центральной нервной системы, призванных помочь нам содержательно соображать и действовать.

Нейротерапия — собирательное понятие. С одной стороны, это чисто практическая медицинская лечебно-восстановительная технология, смысл которой состоит в обучении пациента (испытуемого) волевым (когнитивным) способам управления обычно неосознаваемыми физиологическими параметрами организма: артериальным давлением, дыханием, мышечной силой, физическими характеристиками мозга и прочими.

С другой стороны, это принципиально новая интерактивная методология, базирующаяся на врожденных способностях человека в ответственные моменты жизни (болезнь, достижение пика формы, опасная ситуация) обращаться к своему ресурсу саморегуляции, эффективно использовать его, то есть из потенциального механизма превращать в актуальный, используя методы и средства компьютерного биоуправления, базирующегося на витальном механизме адаптивной обратной связи.

При каких расстройствах и болезнях может идти речь об использовании нейротерапии?

Нейротерапия показана и полезна при любом виде заболевания, в котором предполагается участие нейросетей: гипертоническая болезнь, судорожные состояния, бронхиальная астма, хроническая боль, восстановление движения и речи после мозговой катастрофы. Другими словами, круг заболеваний и расстройств неограничен.

Сегодня на основании результатов нейровизуализационных исследований мы располагаем сведениями о том, какие участки мозга заинтересованы в формировании, например, хронического болевого синдрома, разного рода зависимостей, последствий тяжелых мозговых катастроф и прочего.

Возьмем широко распространенное мозговое поражение — инсульт (инфаркт мозга), при котором существенно нарушается движение. Используя нейротерапию, можно обучить человека оптимальному механизму восстановления этого дефекта. «Учеба» происходит в томографе, а затем приобретенный навык переносится в обычную жизнь с помощью мобильных устройств класса «БОСЛАБ», которые пациент может использовать в домашних условиях. Сохраняется возможность связи пациента с реабилитологом по интернету в режиме off- и online.

как восстановить поврежденные участки мозга. Смотреть фото как восстановить поврежденные участки мозга. Смотреть картинку как восстановить поврежденные участки мозга. Картинка про как восстановить поврежденные участки мозга. Фото как восстановить поврежденные участки мозга

В чем особенность нейротерапии, отличающая эту технологию от других существующих способов и методов?

Технология нейротерапии компьютерная. Обучение управлением физиологических функций происходит в компьютерном контуре online: испытуемому (пациенту) чаще всего на мониторе демонстрируют простую «метафору», тесно связанную программно с локализацией поражения, — например, градусник, двигающийся предмет несложной формы, простая игра, другими словами, анимационную экранизацию, визуальную картинку которой можно изменить волевым образом. Испытуемый наблюдает за динамикой на мониторе, обучаясь с помощью инструкции или самостоятельно меняя их в «нужную» сторону.

Обычно есть два варианта обучения управлению физиологическими характеристиками: по инструкции тренера (врача, психолога) или самостоятельно, рассчитывая исключительно на себя, на свой так называемый ментальный ресурс. Выполнение интерактивной задачи сопровождается определенными визуализированными изменениями структур мозга, что конвертируется в дальнейшем во вновь приобретенный навык или систему навыков, необходимых для самостоятельной свободной жизни.

Из всего сказанного следует широкий спектр использования нейротерапии: а) от воспитательных и образовательных процедур, анализа намерений здорового человека, стремящегося достичь пика формы в любимом деле; б) до ряда серьезных заболеваний, которые упоминались, нуждающихся в поддержке технологии биоуправления.

В чем преимущество нейротерапии?

Основным преимуществом является гарантия ненасильственного перехода в процессе обучения от сценария, в котором пациент как обычно является пассивным объектом вмешательства, до активного участника всего лечебно-восстановительного процесса. Этот пункт и есть основное (ключевое) преимущество нейротерапии, оно базируется, как уже говорилось, на витальном (жизненном) механизме — приспособительной обратной связи, для которой и конструируются инструменты биоуправления. Находящийся в контуре обратной связи в реальном времени получает информацию (визуальную, аудиальную, тактильную) об эффективности своих волевых попыток и формирует варианты сохранения вновь приобретенных навыков.

Значительная часть способов и техник нейротерапии, наконец, их лечебная эффективность зависит, как это следует из сетевой парадигмы, от деятельности центральных механизмов, локализованных в головном мозге. Именно поэтому сегодня нейротерапия рассматривается в качестве одной из наиболее интересных и перспективных практических областей современной нейронауки.

как восстановить поврежденные участки мозга. Смотреть фото как восстановить поврежденные участки мозга. Смотреть картинку как восстановить поврежденные участки мозга. Картинка про как восстановить поврежденные участки мозга. Фото как восстановить поврежденные участки мозга

Каких успехов в области нейронаук добились российские ученые?

Впервые у нас в Новосибирске в начале нулевых годов независимо от зарубежных коллег сконструирована система, базирующаяся на визуализации процессов, происходящих в головном мозге в результате обучения управлению в томографе. Эта технология названа нами интерактивной стимуляцией (терапией) мозга и рассматривается как новое поколение нейротерапии.

В научном направлении следует сосредоточиться на изучении нейрососудистого сцепления, состоящего из нейронной и капиллярной сетей, между которыми располагаются специальные клетки — астроциты. Нейрососудистое сцепление является центральным модулем, где разыгрываются здоровые и патологические происшествия в мозге. С помощью фМРТ можно увидеть процессы, которые там происходят. Мы наблюдаем зоны активности в определенных точках мозга при любом виде его деятельности: речевой, двигательной, ментальной.

Какие открытия в области нейротерапии можно назвать революционными?

Наиболее значимым открытием интерактивной науки — нейротерапии, несомненно, являются прямые волевые вмешательства в мозговые сети при целом ряде широко распространенных заболеваний, о которых уже говорилось. Еще более перспективной линией развития является возможность, зная архитектуру нейросетей, отвечающих за простые и сложные человеческие поступки, менять (реконструировать) их, создавать новые, несуществующие нейроархитектуры и, таким образом, совершенствовать психические функции человека.

Где можно найти специалиста в области нейротерапии?

Их надо делать, создавать. Современная нейротерапия наиболее близка к восстановительной медицине, реабилитации состояний после сложных заболеваний: инсультов, тяжелых стрессовых расстройств, глубоких зависимостей, хронических болей. Специалистов в этой области деятельности готовят в НИИ молекулярной биологии и биофизики при ФИЦ фундаментальной и трансляционной медицины и НПФ «КОМСИБ» в Новосибирске.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *