как встречать рождество в православии
Святки: инструкция по проведению
Святки – это период от Рождества Христова до Крещения Господня. Это период радости и веселья, массовых гуляний и народных традиций. Как правильно, «по-православному», провести святки? Какие святочные традиции соблюдать нужно, а какие нет? Какие из них соответствуют церковному Преданию, а какие имеют откровенно языческое происхождение? Давайте разбираться.
Достойно встретить Рождество
Празднику Рождества Христова предшествует сорокадневный пост, цель которого – подготовить верующих к достойной встрече родившегося в мир Спасителя. Ушедший XX век усугубил этот пост тем, что теперь он стал включать в себя и столь любимый многими Новый год. Но вот и это искушение пройдено. Как встречать Рождество?
Самое важное в праздновании дат церковного календаря – это участие в богослужении. Нельзя быть христианином «в душе», мы должны реализовывать свою веру делами, молитвой и, самое главное, участием в таинстве Евхаристии. Приходите на Рождество в храм, исповедуйтесь, причаститесь – вот главное, что необходимо сделать в этот праздник.
Нести свет Рождества
Господь говорил в Евангелии о милосердии: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Православные христиане, «свет миру», призваны помогать ближнему. К сожалению, в нашем мире есть люди, лишенные крова, больные и обездоленные. Постарайтесь в эти дни навестить не только родственников и друзей, но и тех, кому очень важно внимание и забота. Ведь свет Христова Рождества должен сиять в этом мире для всех!
Не впадайте в крайности
Апостол Павел пишет, что «всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12). Радоваться и веселиться – хорошо и полезно каждому человеку, в том числе и православному. Но надо знать во всём меру. Объестся мясом после поста – это уже не радость, а крайность. Равно как недопустимой для православного христианина крайностью является злоупотребление алкоголем.
Сейчас во многих городах проходят «народные гулянья». И тут надо быть бдительным: насколько эти мероприятия вообще допустимы для православного человека?
Не гадайте
Святки – это особое время борьбы добра и зла. Лукавые силы, постоянно искушающие человека, не дремлют и особенно активно «работают» в это время. Любое гадание по своей сути является обращением к бесам. И именно в святки бесы активно «отвечают» на вопросы всяких гадателей и прорицателей. Гадание – это не народная «забава», гадание – это серьезное и осмысленное обращение к бесовским силам.
Всем, кто хочет погадать на святках (да и вообще в любое время), напомню 61 правило VI Вселенского собора, которое гласит: «Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисманов и колдунов».
Такие вот последствия у «безобидной народной забавы».
Колядовать или нет?
Еще одной народной традицией является колядование, то есть хождение по домам со славлением родившегося Христа и, само собой, получением подарков. С одной стороны, прекрасная традиция. Люди ходят по домам, поздравляют друг друга, поют и веселятся.
Но колядка колядке рознь. Есть очень хорошие и абсолютно христианские тексты. Как правило, это или сами церковные песнопения, или же тексты, написанные по их мотивам. Но есть колядки с явно нехристианским содержанием. Например:
Кто даст пирога,
Тому двор живота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Гроб да лопата,
Корова горбата!
Согласитесь, в высшей степени странный текст, особенно в день Рождества Христова! Просто какие-то проклятия, как бы сказали сейчас, «наведение порчи».
Еще одна вещь, которая смущает православного христианина в колядках. Все-таки славление Христа по домам – это шествие христиан. Есть странная традиция надевать самые странные и страшные наряды: вывернутые шубы, козлиные головы и рога и многие другие атрибуты, прямо ассоциирующиеся с лукавыми силами. Такое «колядование» – это уже не прославление Христа, а настоящий парад нечисти!
Всегда радуйтесь
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5, 16–18) – говорит нам Священное Писание. Всех ещё и ещё раз с великой радостью Рождества Христова! Главное только, в любой радости быть внимательным. Иначе можно «по случайности» предать родившегося в мир Спасителя.
Как христианину не потеряться среди новогодней суеты
Советы священников
Приближается великий и светлый праздник Рождества Христова, в преддверии которого мы постимся, молимся и всячески готовимся к достойной его встрече. В наше время христианину всё труднее настроить себя на внимательное переживание этого праздника. Всему виной предновогодняя суета, безудержный «шопинг» и мысли о том, где и как отметить гражданское новолетие. Как среди всей этой мишуры не растерять приобретенное за пост и в максимальной полноте прочувствовать радость Рождества Христова? Мы попросили поделиться своими советами священников Андрея Рахновского, Димитрия Березина, Димитрия Сизова, Антония Скрынникова, Олега Мельничука и Павла Гумерова.
«Бог принял на Себя человеческое естество,
чтобы вывести нас из рабства греха,
а мы празднуем очередной виток Земли вокруг Солнца»
– Окончание календарного года связано с массой переживаний: необходимо срочно успеть доделать все дела, спланировать отдых, купить всем подарки, запастись продуктами и напитками, нарядить елку, посетить корпоративы, решить, к кому ехать в гости, где встречать Новый год и прочее, прочее, прочее.
Когда уж тут задумываться о Рождестве Христовом!
Но если мы все-таки решим отбросить от себя всю мишуру и задумаемся, с какими «наступающими праздниками» мы друг друга поздравляем, то сначала стоит обратить внимание, насколько несопоставимы масштабы этих праздников с приготовлениями к ним. Мы отмечаем очередной виток Земли вокруг Солнца, забывая о том, что Бог, Сотворивший наш мир, пришел к людям, чтобы стать Одним из нас, не переставая быть Богом. Чтобы принять на Себя человеческое естество и вывести всех людей из рабства греха.
Не стоит уподобляться путнику, который, совершая свое путешествие, видит лишь холмик перед собой и не обращает внимания на высочайшую гору позади него. Вряд ли, настроившись подняться на холм, он будет в состоянии покорить и вершину горы. Мореплавателю, собирающемуся в дальнее плавание, необходимо быть готовым к тому, чтобы переплыть не бухту, в которой стоит корабль, а океан, простирающийся за этой бухтой. Так и мы, приготовляясь к праздникам, прежде всего должны готовиться духовно к празднованию Рождества Христова. А Новый год никуда не денется.
Рождественский пост настраивает нас на более внимательное отношение к празднику Рождества Христова. Пост – это период, когда мы больше времени уделяем духовному содержанию своей жизни: чаще читаем духовные книги, посещаем богослужения, исповедуемся и причащаемся.
Богослужения в период Рождественского поста и сами по себе готовят нас к празднику: на службах всё чаще начинают звучать рождественские песнопения. А в храмах идут активные приготовления: проводится генеральная уборка, где-то сооружаются рождественские вертепы, а дети и взрослые разучивают колядки для проведения рождественских представлений.
Первые дни января – память известных и почитаемых святых: мученика Вонифатия, преподобного Илии Муромца, праведного Иоанна Кронштадтского, святителя Петра Московского, великомученицы Анастасии Узорешительницы и многих других. В эти дни верующему человеку сложно сослаться на работу, усталость, дела и прочее, что обычно мешает быть в храме. Надо пользоваться моментом, насыщаясь духовной радостью.
Это время также нужно и важно посвятить своей семье: после храма вместе покататься на лыжах, сходить на каток или горку. Можно совершать небольшие путешествия. Сейчас дети пресыщены многочисленными представлениями, новогодними елками и прочими увеселениями. Лучше наполнять их время более полезными, но не менее интересными занятиями. На Рождество хорошо собираться всей большой семьей: бабушкам, дедушкам, дядям, тетям, братьям и сестрам. Хорошо, если есть такая традиция.
Лично я в основном буду в храме – служить и готовиться к Рождеству. Но думаю, что будет время, которое я проведу вместе с семьей. Из запланированных мероприятий 3 января я собираюсь участвовать в семейном ралли «Батя–2014». Это ежегодное ралли для семейных экипажей, проводимое журналом для пап «Батя» и молодежным центром «Журавль». Мы участвовали в этом ралли в прошлом году и сейчас с нетерпением ждем этого дня. Кстати, если поторопитесь, вы еще можете успеть подать заявку на сайте журнала.
А в праздник Рождества Христова, ближе к вечеру, мы собираемся большой семьей у бабушки, где поздравляем друг друга. Обычно приходит человек 30–40 всех возрастов.
«Суета начинается не вокруг меня, а во мне, в моем сердце»
Священник Димитрий Сизов, настоятель Никольской церкви в селе Кряш-Серда Пестречинского района Татарстана, редактор интернет-портала «Кряшенская духовная миссия»:
– Мне сложно советовать людям, которые живут в мегаполисах, у которых есть семьи и многочисленные житейские заботы. В отличие от них я свободен от этого. Но суета начинается не вокруг меня, а во мне, в моем сердце. Через помыслы, через скитания ума туда и сюда, через излишнюю многопопечительность я сам в себе создаю суету, а окружающий мир мне в этом только помогает. Единственное лекарство для христианина от данной напасти – это непрестанная молитва. Она удаляет помыслы и собирает ум от скитания, погружая его со временем в сердце, где человек обретает относительный для земного пребывания покой, найдя там Христа. Без непрестанной молитвы любой внешний покой, даже пустыня, не будут для человека местом избавления от суеты. Христианское трезвение в одном из своих аспектов – это удаление от всяких чувств, от их переживаний, от погружения в них.
Лучшим занятием для христианина в новогодние и рождественские праздники, как мне кажется, будут поездки к родственникам и друзьям, прогулки на свежем воздухе и чтение. Я думаю, что заниматься можно чем угодно, главное не совершать греха и не быть в праздности.
«Церковь празднует Новый год,
но переживает его совсем по-другому: в посте и благодарности Господу»
– Прежде всего, хочу заметить, что празднование Нового года Церковь не отрицает. Раньше его отмечали 1 сентября – это была светская дата, которую Церковь освятила своей молитвой, сделав ее началом церковного года. Сегодня Новый год празднуется 1 января, и эту дату Церковь также освящает. Накануне в храмах проходят благодарственные молебны, где мы благодарим Бога за прошедший год и просим благословения на год грядущий.
Надо сказать, что Церковь празднует Новый год, но переживает его совсем по-другому: в посте и благодарности Господу. Это тоже радость, но она другая – духовная. Мне кажется, что Новый год для христианина – это семейный праздник. В этот день точно не следует идти в клуб. Тем более что 1 января Православная Церковь вспоминает святого мученика Вонифатия, которому молятся об избавлении от пьянства. Но почему-то именно в этот день наши соотечественники как-то особенно «не чтят» память святого, который преодолел недуг пьянства и разврата.
Долгие новогодние каникулы я бы посоветовал провести в подготовке к Рождеству Христову, чтобы с радостью встретить этот праздник. Еще раз внимательно прочитать Евангельские повествования, рассказывающие о Рождестве Спасителя. А затем, через какое-то время, открыть тексты Священного Писания с толкованиями святых отцов, чтобы глубже понять прочитанное.
Если в семье есть дети, с ними можно куда-то съездить отдохнуть, покататься на коньках или на санках, сходить в центр города и полюбоваться новогодней елкой. Мне кажется, что нам повезло иметь такие длинные новогодние каникулы, которые действительно помогают отвлечься от работы и встретить Рождество Христово.
«Главное в Рождестве – не застолье с дарением подарков,
а Богослужение и Евхаристия»
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской митрополии, старший преподаватель кафедры истории и права Ставропольского государственного педагогического института:
Рождество – удивительный праздник. Мы, чада Русской Церкви, празднуем это событие 7 января (по н. ст.), а, например, Греческая Церковь – 25 декабря (по н. ст.). О чем это говорит? Прежде всего, о том, что христианам важен не буквализм, а само чудо. Важно, что мы переживаем эту радость, впуская праздник в свою душу.
К сожалению, жизнь показывает, что ассоциации, связанные с этим праздником, могут быть разнополярными. Для расхристианизированных во многом Европы и США – это зачастую скидки и распродажи. Для людей неверующих – красивая ель и Новый год, для школьников и студентов – каникулы.
И лишь для людей верующих, для христиан Рождество Христово не просто один из чреды праздничных дней, а прежде всего рождение веры. В далеком I веке не в знатных покоях, а в загоне для скота родился Младенец. И сегодня интересное сравнение приходит на ум. Согласно восточной легенде, Сиддхартха Гаутама (Будда) родился в царской семье, Мухаммед – в знатной купеческой семье, и лишь Христос приходит в мир странником.
Праздник Рождества – это акт Боговоплощения, когда «Само Божество заключилось в человеческую природу, чтобы эта природа устремилась ко всему святому», – говорит святой Ефрем Сирин.
В любой другой религии Бог – это что-то далекое, трансцендентное, это зачастую карающее и строго спрашивающее с людей существо. И лишь христиане говорят, верят и знают, что Сам Творец вселенной сделался подобным человеку. Бог общался с людьми, проповедовал, делил с ними пищу и кров, избрал учеников, чтобы те донесли Его благую весть до каждого сердца. И теперь каждый человек, даже самый убогий, нищий и больной, может обратиться к Творцу вселенной на «ты», рассчитывая войти в Царствие Небесное.
Грядет Рождество. И каждый задумывается, как провести его с пользой для души, чтобы этот праздник оставил что-то доброе в сердце.
Самое главное в Рождестве не «советское застолье» с оливье и шампанским, не дарение многочисленных подарков, а Богослужение и Евхаристия. Только там, в храме, в эту светлую ночь можно почувствовать физически, как меняется пространство вокруг нас, как раздвигаются границы времени.
Мы живем в такое время, когда нет гонений и запретов, когда никто не устраивает партсобраний с разбором поведения тех, кто праздновал Рождество, когда не составляются списки «замеченных» на Рождественском богослужении. Но при этом праздник Рождества Христова пройдет мимо души и ума огромного числа крещеных людей, не затронув их повседневного бытия. А ведь еще совсем недавно, в прошлом веке, верующие отдавали свою жизнь за право радоваться Рождеству. К примеру, 80-летний полтавский священник Никодим, сосланный на Соловки, умер в штрафном изоляторе из-за того, что отслужил в бараке обедню на Рождество.
Лучший ответ на вопрос «Как праздновать?» дает святой Ефрем Сирин: «Настоящая ночь доставляет мир и тишину вселенной. Эта ночь принадлежит Кроткому, поэтому пусть каждый отложит ярость и суровость, пусть каждый обуздает свою гордость и смирит свое высокомерие. Ныне воссиял день милости, да не преследует же никто мщением нанесенной ему обиды; настал день радости, да не будет же никто виною печали и скорби для другого. Это – день благоволения, да удержится же всякая лютость; это – день безоблачный и ясный, да обуздается же гнев, возмутитель мира и спокойствия; это – день, в который Бог нисшел к грешникам, да устыдится же праведник превозноситься пред грешником…»
«Христианин должен быть сопричастником каждого события,
совершенного в земной жизни Иисуса Христа»
Христианин должен быть сопричастником каждого события, совершенного в земной жизни Иисуса Христа, тем более Его Рождения. Приобщиться к Рождеству Христову и противостать вызовам современного мира можно через размышление о Празднике, его роли в нашей, в том числе и бытовой жизни, через участие в Таинствах и чтение посвященных этому событию святоотеческих текстов.
Великий праздник сопровождается постом. Пост — это воздержание. Пост — это компас, который указывает христианину нужный вектор движения. А грех — всегда движение мимо цели. Мимо праздника. Мимо Бога. Суета, безудержный «шопинг», застольный «восторг» — всё это мимо поста, мимо Рождества Христова.
«Новый год никогда не заменит радость Рождества Христова»
Священник Павел Гумеров, клирик храма святителя Николая на Рогожском кладбище в Москве, автор многих книг и статей о семейной жизни и воспитании детей:
– К любому большому православному празднику нас готовит пост. И чтобы достойно встретить Рождество, нужно действительно хорошо к этому подготовиться. Что мы можем принести Богу в дар? Только наше сокрушенное сердце, воздержание, мир в душе и с ближними. Пост – это не только воздержание от пищи, но и от развлечений тоже. Но в период Рождественского поста порой очень непросто бывает человеку, имеющему родственников, далеких от Церкви. Они суетятся, готовясь к новогоднему застолью, бегают по магазинам в поисках подарков и забывают о самом главном – о душе. Как среди всей этой предновогодней шумихи не потеряться христианину? Как не обидеть родственников и не нарушить пост? На этот вопрос у меня нет четкого ответа, но я считаю, что всегда можно найти «золотую середину». Не обязательно планировать на новогоднюю ночь какое-то грандиозное застолье, можно тихо встретить Новый год вместе с близкими, сходив перед этим на новогодний молебен. Лично я со своей семьей почти всегда отмечаю Новый год, если он не приходится на день, когда нужно соблюдать строгий пост. И я ничего в этом плохого не вижу, ведь Новый год никогда не заменит радость Рождества.
Если вашим родственникам всё же дорог этот праздник, дороги воспоминания о нем с советских времен, то, конечно, не стоит их расстраивать. Можно вместе с ними скромно посидеть за столом, вспомнить, что было хорошего в уходящем году, и поблагодарить Бога за год грядущий.
А вот от корпоративов лучше отказаться. Оптинский старец Варсонофий рассказывал, что в молодости, когда товарищи приглашали его на какой-то шумный коллективный праздник, он всегда сдавал деньги, чтобы его не посчитали за скупого человека, и под каким-нибудь предлогом отклонялся от празднования.
Когда мы отмечаем Новый год с невоцерковленными родственниками, мы делаем это не чтобы получить удовольствие, а из любви к ним, снисходя к их немощи. Ибо Господь сказал: «Милости хочу, а не жертвы». Иногда мы отталкиваем людей от Церкви своим неправильным поведением.
Проблема не в том, встречать или не встречать Новый год, – а в том, как его отмечать. Совершенно необязательно нарушать пост. Можно просто заранее предупредить, чтобы для вас приготовили пару постных блюд. Хорошую, дружескую атмосферу создают вовсе не еда и выпивка, а наше настроение. Мне не раз приходилось участвовать в застольях, где в силу разных причин я почти ничего не ел и ни капли не выпил спиртного (например, был за рулем), но это совершенно не мешало мне общаться с близкими людьми, радоваться и дарить радость им.
Я убедился, что людей больше привлекают к Церкви не какие-то проповеди или убеждения в том, что Бог существует и нужно ходить в храм, а человеческое отношение к ним. Когда люди чувствуют христианскую любовь, когда они видят, что христианин отличается от других в лучшую сторону. Например, в семейной жизни всегда нужно искать компромисс. Если ты уступишь своей жене или своему мужу, посидишь с ним (с ней) за новогодним столом, то и твоя половинка с тобой в следующий раз, может быть, сходит в церковь на Рождество.
Православным, церковным людям и их воцерковленным родственникам, конечно, не обязательно отмечать Новый год – это не церковный праздник. Но я не вижу греха в том, чтобы скромно встретить его за постной трапезой в кругу семьи. Для современного человека, который всё меньше и меньше общается со своими домашними, это будет лишний повод побыть с семьей.
Особенно хорошо бывает в первые дни после Нового года. На улицах и трассах непривычное затишье, свободного времени у большинства людей, как правило, много. Нам, москвичам, такая удача выпадает всего раз в год, когда можно отдохнуть от суеты, бесконечных пробок и давки в общественном транспорте. И это очень благодатная возможность в тишине и спокойствии встретить настоящий праздник – Рождество Господа нашего.
Как праздновать Новый год и как встретить Рождество (+Видео)
Я не уверен, дорогие друзья, что сам Господь праздновал свой день рождения. Рождество не праздновали апостолы, в первые века этого праздника не было. А почему же мы празднуем Рождество?
Если у нас есть живое общение с Богом, если мы ощущаем в себе благодать, которую дал нам Бог в Крещении, миропомазании, если после Причастия Святых Таин мы можем беседовать со Христом, тогда, конечно же, наверное, эта молитва, в которой особенно преуспевали подвижники, заменит нам все праздничные тексты, все праздничные церемонии. Но мы же с вами – не святые люди, мы же, к сожалению, очень часто забываем о Боге. И поэтому нам с вами очень важно вспоминать о всем том, что явил нам, придя на эту грешную землю, Господь. И вспомнить это одномоментно или ощутить это сразу, как это будет, наверное, в вечности, мы не можем. Мы живем во времени. И поэтому Церковь во времени устанавливает праздники, каждый из которых по-своему подводит нас к незыблемым, вечным, одним и тем же истинам. И праздник Рождества Христова является вторым для нас после Пасхи праздником, второй Пасхой, которая наиболее полно приоткрывает нам тайну нашего спасения.
Нужно сразу сказать, что готовясь к празднику Рождества, мы постом готовимся не только к нему, но и к празднику Богоявления. Когда-то эти праздники соединялись вместе, вместе с воспоминанием о Рождестве Христовом, о явлении Троицы на Иордане, соединялось воспоминание других событий. Но сейчас Церковь празднует отдельно – Рождество и отдельно – праздник Богоявления, праздник Крещения Господня, соединяя их Святыми Днями, так называемыми Святками. Мне хотелось бы напомнить вам о том главном смысле, которые имеют оба этих праздника. Праздник Рождества особенно являет нам тайну Боговоплощения, тайну соединения двух природ во Христе. А праздник Богоявления говорит нам о Троице, о трех лицах Божественных, соединенных одной природой и имеющих различия по ипостасям по своим. И поэтому, конечно же, важен и праздник Рождества, и праздник Богоявления. Они предваряют главный праздник церковного года – Святую Пасху – и предваряют Богоявлением окончательный праздник церковного года, как он называется в церковных книгах, праздник Сошествия Святого Духа, праздник Святой Троицы.
Что же самое главное в празднике Рождества? Самое главное – это, конечно, Литургия. Даже не одна литургия, а две. Потому что в праздник Рождества совершаются две Литургии. Одна Литургия должна совершаться вечером, под праздник, а другая Литургия – в самый день праздника. В наше время первая Литургия совершается не вечером, а утром, но совершается тем не менее после вечерни. И вот эти две литургии, участие в этих Литургиях, является главным празднованием праздника Рождества Христова по плоти. Причастие Святых Таин является главной радостью и главным событием для тех, кто готовится к празднику Рождества сорокадневным Рождественским постом. Сама Литургия остается той же самой. Литургия всегда равна самой себе. Но во время поста, во время слушания песнопений, во время слышания и воспоминания евангельских событий, мы имеем возможность лучше подготовиться и лучше воспринять то, что Господь дарует на каждой Литургии.
Я хотел бы вам сказать, что, конечно же, очень важно причаститься и 6 января, в день Рождественского Сочельника, и быть на службе, если есть такая возможность, с самой Великой Вечерни, услышать замечательные стихиры, которые являют высший образец церковной гимнографии, высший образец церковной поэзии, с которым не сравнимы никакие другие произведения и светской даже поэзии, наверное. Богословие настоящее – оно, конечно, может существовать только в стихах, как некая песнь Богу. Я очень советую почитать вам тексты этих стихир накануне, постараться их понять и взять с собой их текст на службу, чтобы суметь следить за тем, что поют певчие. Советовал бы, конечно, выбрать такой храм, где стихиры поются полностью, где не сокращаются, и советовал бы найти такой храм, где певчие пели бы выразительно, молитвенно и понятно.
На сайте miloserdie.ru есть тексты этих стихир с одновременным их пением, так что вы можете познакомиться с этим заранее, послушать их, полюбить их, выучить тексты наизусть. Конечно, Причастие – это главная радость нашей жизни, главный ее смысл. Это Таинство соединяет нас с Богом, это Таинство освящает всю нашу жизнь, это Таинство меняет нас изнутри, это Таинство меняет нас настолько, насколько мы себя изменить не можем. Сам Бог приходит к нам, входит в нашу душу, в наше сердце и меняет черное на белое, печальное на радостное, темное на светлое, удаляет греховный налет или язвы, лечит нас, сращивает душу в тех местах, где она изломана. И, конечно, Причастие – это главная радость каждого христианского праздника. И с Причастием несравнимо ничто другое – ни елка, ни подарки, ни гости, ни колядки, ни что-то еще – ни дела милосердия даже. Об этом нужно обязательно помнить и, готовясь к празднику, готовиться к соединению с Богом в Причастии Святых Христовых Таин.
Я бы очень советовал вам после Причастия не сразу начать разговаривать с друзьями, не сразу забывать о том, что только что произошло с вами, а побыть с Богом, побыть со Христом. Преподобный Серафим, когда причащался, ни с кем не разговаривал после Причастия, уходил в свою келью и пребывал в одиночестве, общаясь с Богом. Вот, хотя бы немного побыть с Богом, поблагодарить Его, попросить Его о помощи, помолиться о своих близких, конечно, очень важно после Причастия. Это – особые минуты, особой близости Бога. Во время Святок будут праздники, которые, конечно же, очень важны, в которые, конечно, тоже можно причаститься Святых Таин. Нужно просить своих духовников и священников храмов, куда вы ходите, чтобы они разрешили вам это делать. Вы же готовились сорокадневным постом не только к празднику Рождества, но и к Святкам, и к празднику Богоявления. И поэтому, конечно же, в дни Святок, как в дни Светлой Седмицы, можно и нужно причащаться чаще.
На второй день Рождества празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Рождество Христово – это, конечно, праздник Божьей Матери. И мы особенно в этот день молимся Пресвятой Богородице о спасении нас и всего мира.
Мы празднуем воскресный день после Рождества, как особый праздник. Празднуем 14 января по новому стилю память Святителя Василия Великого, Обрезание Господне. И 15 января – теперь в XX веке, начиная с XX века – празднуем память преподобного Серафима Саровского. Удивительные праздники.
Ну, а затем начинаем готовиться к празднику Богоявления. Он тоже имеет специальный день поста — Крещенский Сочельник. В Крещенский Сочельник тоже освящается вода, как в праздник Богоявления, и, конечно, эти два дня, так же, как день Рождественского Сочельника и Рождества, являются днями великого празднования, и, конечно, в эти дни тоже нужно быть в церкви и можно причаститься Святых Христовых Таин. Я говорю все это для тех, у кого есть такая возможность. Если нет такой возможности, если у вас много детей, если вы работаете, если вы заболели – конечно же, это невозможно. Но, если это получится у вас, конечно, будет очень большая радость на душе.
Очень важно, вслушиваясь в те слова, которые звучат в храме, просить Бога, чтобы он наполнил нашу душу этими смыслами, которые есть во всех этих стихирах, песнопениях. Мы, к сожалению, очень замусорили свое сознание понятиями здешней жизни – скорбями, трудностями: кризис, война, размолвки, ссоры, недовольство и все такое прочее. Но душа должна жить не этим. Это все пройдет и уйдет, в конце концов, и этого все равно не миновать, это всегда было в жизни, есть и будет, земная как бы сторона ее. Нужно жить, как говорил преподобный Амвросий Оптинский, как крутящееся колесо. Оно все время отталкивается от какой-то точки, от земли и устремляется вверх, когда там телега едет по земле. Вот такой образ нужно вспоминать и все время отталкиваться от всех тех земных впечатлений, от всех тех земных дел – нельзя с ними не соприкасаться, но нужно все время устремляться к другому. И, если это другое наполнит нашу жизнь, тогда, конечно же, она преобразится.
Некоторые люди ищут счастья и думают, что счастье наступит тогда, когда что-то в их жизни изменится. Ну, действительно, когда что-то меняется – вдруг человек выиграл там какую-то сумму большую в лотерею, или вдруг повезло – девушка вышла замуж, или родился долгожданный ребенок – конечно, меняется что-то, конечно, можно и нужно радоваться. Но нужно понимать, что за этим придет какая-то скорбь тоже, потому что все события этой земной жизни как бы имеют двойную сторону. Есть в этом что-то хорошее, но в этом есть и что-то трудное. И есть безоблачная радость – там, над облаками – и к которой нужно быть обязательно приобщенным. У нас есть часть души, которая называется духом. И вот этот дух наш – он должен все время пребывать там, с Богом, он не должен опускаться вниз. И в праздники как раз и нужно учиться именно так жить, помнить о смысле этого Рождества.
Нужно познакомиться с историей, конечно, Рождества. Я недавно узнал, что многие люди, которые ходят в храмы, думают, например, что поклонение волхвов было одновременно с поклонением пастухов. А на самом деле, следуя из евангельского текста, поклонение волхвов было, скорее всего, после Сретения. Мы вспоминаем это на Рождество – поклонение волхвов, но, если бы они пришли на Рождество ко Христу, и если бы перед этим они известили Ирода о том, что родился Царь Иудейский в Вифлееме, и если бы потом они ушли в другую страну, и если бы Младенца из Вифлеема принесли в ветхозаветный храм, ведь это могло бы кончиться плохо. И мы знаем, что, когда они ушли, явился Ангел Господень Иосифу и сказал, чтобы они бежали в Египет. То есть бегство было сразу после посещения волхвов. Поэтому большинство толкователей Евангелия считает, что поклонение волхвов было после Сретения.
Конечно, это – не главное. Главное – что свершилось при Рождестве Христа соединение двух природ: Бога и человека. Оно, наверное, даже свершилось, началось свершаться, раньше, после Благовещения. Вот как эти природы соединяются во Христе? Церковь определила специальным догматом образ этого соединения – как это могло быть? Как Бог мог стать человеком? Как соединялось в нем человечество и божество – в одной личности, в одной ипостаси Сына Божия? Удивительная тайна. Ну, и потом, конечно же, сама эта евангельская история нас очень многому тоже может научить, если мы будем об этом думать, рассуждать.
Богомладенец должен родиться в Вифлееме. Приходит дева Мария со старцем Иосифом и видит, что нет мест в гостиницах, все заполнено народом. В наше время люди все время мигрируют, и если бы сейчас объявили перепись по тому месту, где ты родился, я думаю, что никакие бы службы воздушные не справились с перевозом людей. Но тогда тоже, очевидно, люди переселялись с места на место, жили в других местах. И поэтому в Вифлеем пришло много людей, которые там не жили, но там родились – и мест в гостиницах не оказалось для этих людей. И вот смотрите: иудеи, люди благочестивые, воспитанные Ветхим Заветом все-таки, не приняли в гостиницу – никто не принял – беременную… Ну, они не знали, кто это, но все-таки: в наше время, окажись беременная на улице наших городов, я не знаю, наверное, помогли бы ей, думаю. А тогда не приняли ее. Или, может быть, дева Мария настолько была скромна и кротка, что не стала настаивать на этом; старец Иосиф не пытался договориться с кем-то, заплатить что-то, у них не было денег, может быть, но как-то, чтобы рождение Христа было не в вертепе. Конечно, это было промыслительно, этот пещерный хлев – он прообразовал собой пещеру, в которую было положено тело Христа после распятия. Ну, по-человечески, конечно, это немножко непонятно, как так могло получиться. И, конечно, это говорит и о кротости и о смирении девы Марии и о кротости и смирении Бога, Который пришел на землю и на земле не нашлось даже кроватки для Него, когда он родился.
Когда пришли волхвы, Он был уже в доме – очевидно, кончилась перепись, и появилось свободное место в Вифлееме. Так написано в Евангелии. Но после Рождества такого места для него не нашлось. И этот вертеп изображается несколько романтически у нас – ослик, бычок, такие милые животные, ясли, как такая, знаете, кроватка маленькая, сено, торчащее оттуда… Но, если вы бывали когда-нибудь в хлеву, то вы, наверное, ощущали запах, холод, некую темноту. Какое-то место совсем неромантическое – хлев. И вот это, конечно, удивительно прообразует и будущие страдания Христа. И мы празднуем Рождество, но в Рождестве уже видно и то, что будет дальше с Богом, тот путь, по которому Он пойдет дальше. И, конечно, удивительна фигура Иосифа. У нас в Православной Церкви он не очень почитается, не так, как скажем, у католиков, по разным причинам. Но все-таки меня все время поражает, как он, узнав о том, что обрученная ему невеста ждет ребенка, не стал поступать по закону… Праведник должен поступать по закону – правда? – а, как написано в Евангелии, будучи праведен, захотел тайно ее отпустить.
Оказывается, праведность – не в исполнении закона, а в милосердии, сострадании и сочувствии – тайно ее отпустить. И удивительны их отношения: он ничего не спросил у нее, она ему ничего не сказала, что с ней произошло, не стала говорить ему о тайне явления архангела Гавриила. И он ничего не говорил ей. И ему явился ангел и открыл эту тайну. Вообще – удивительно, конечно, как ангелы руководили жизнью Иосифа и жизнью родившегося богомладенца. Была открыта эта тайна ангелом, он был предупрежден ангелом о кознях Ирода, он был ангелом извещен о том, что нужно поселиться в Назарете. Удивительная близость ангельского мира в этот момент к этому пещерному хлеву, всему тому, что происходило тогда в Иудее – действительно, небо тогда преклонилось Земле.
Вот все это, конечно, нужно осмыслить. Все это нужно узнать. Я бы советовал, может быть, каждому из вас написать такое изложение, «Рождество Христово», и постараться изложить все то, что вы знаете из Евангелия. Не списывать, а изложить современным каким-то языком. Тут есть, конечно, опасность – опасность профанации, опасность снизить высокий стиль как бы Евангелия, хотя Евангелие написано простым очень языком, и изложить каким-то языком для современных людей, потому что современные люди тоже представляют себе эту историю немножко как-то романтически, не понимая всей трагичности ситуации, которая была тогда, и всей высоты того, что тогда совершилось при Рождестве Христа.
Конечно, праздник Рождества – это не только служба. Вернее, так, можно сказать, что, когда совершается в храме Литургия – об этом говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский – то эта Литургия освящает не только тех людей, которые пришли в храм, и не только тогда, когда они находятся в храме, но освящает всю их жизнь. А святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что причастники освящают дом, где они живут, и даже скотину, которая живет рядом с ними. Вот, удивительное сопоставаление тут может быть с яслями, где лежал богомладенец, вокруг которого были такие неразумные, бессловесные животные.
И поэтому, конечно же, совершающийся праздник переполняет храм, и выливается из храма наша радость – она не только в благодарственных молитвах Богу, не только в славословиях, не только в радости внутрицерковной, но, конечно же, эта радость должна озарить и всю нашу остальную жизнь. И наше общение с другими людьми, и наш быт, и наши отношения друг с другом… Мне кажется, что очень важно на Рождество устроить для всех праздник. Подумайте, как это сделать. Конечно, на Рождество можно предаться аскетическим подвигам – строго поститься, начиная со 2 января, скажем… Бороться со своими привычками, не ходить в театр. Раньше люди, говорят, не ходили в театр и не посещали никаких увеселительных заведений в Рождественский пост. Сейчас в Великий пост этим не гнушаются, а раньше даже перед Рождеством был такой пост, когда люди избегали различных увеселений. А аскеза всегда важна и всегда нужна.
Но, кроме аскезы, нужно еще и подумать о людях, которые нас окружают – чем их можно порадовать? Какие подарки можно подарить? Подарок, мне кажется, должен быть сюрпризом. Я знаю, что некоторые объявляют, что им нужно подарить. У меня знакомая есть семья, они друг другу дарят подарки. И вот перед этим они друг друга спрашивают: «Что тебе подарить?» И тот, кого спрашивают, перечисляет, и иногда даже стоимость указывает… Детям подарки там – от двух тысяч рублей, или до двух тысяч рублей… Но подарки – это же какая-то радость, неожиданность какая-то. Эти подарки скрывали от детей – помните, в детстве? Мы, конечно, хотели чего-то, родители пытались как-то вызнать и понять, чего мы хотим. И мы расстраивались, когда вместо живой собаки нам дарили какую-нибудь игрушечную, или когда вместо игрушки дарили какую-нибудь книгу, или там новый школьный ранец, или новую одежду, свитер, скажем. Конечно, было как-то не очень радостно. А хорошие родители понимали, что подарок – это не просто обеспечение жизнедеятельности человека, а это какой-то сверх обычных каких-то жизненных потребностей должен быть подарок, этому должен соответствовать.
Поэтому, конечно же, лучше, чтобы подарок был с сюрпризом, и не знаю, как это сделать, сам я плохо умею дарить подарки, я пытаюсь спрашивать – у жены мужа, которому хочу что-то подарить, у родителей детей, которым хочу что-то подарить, скажем… Это всегда бывает сложно. Но если мы какого-то человека любим, то наверняка же знаем, что ему нужно, и что хотел бы получить в качестве подарка. Мы знаем, что этот обычай начался от волхвов. И тут тоже удивительно, смотрите: младенец – богомладенец – и дева Мария, которые жили в нищете, не отвергли этих подарков волхвов. Они их приняли – и золото, и ладан, и смирну. Вот это удивительное какое-то смирение проявляется не только в том, что человек отвергает что-то, но в и том, что он принимает то, что ему дают.
И вот мы тоже готовимся подарить какие-то подарки друг другу, но, кроме того, чтобы сделать явные подарки – положить что-то под елку, там конверт дать с деньгами или еще что-то такое – батюшке сейчас некоторые отдают там, это принято, как вы знаете… Кроме этого, можно же по-другому чем-нибудь порадовать. Вот, тебе все говорят: «Ну, что же ты такая все время злая? Ну, ты какая-то стала вообще… Ну, постарайся на праздник, сделай подарок – все эти дни праздничные, Святки, будь всегда радостной, не злой». Или говорят: «Что ты все время бурчишь, что ты все время всем недоволен, унываешь там? Ну, постарайся, в эти дни придумай, о чем тебе беседовать, о радостном, с людьми, которые тебя окружают». Или – там я не знаю – жена мужу говорит: «Ну, что ж ты со мной никогда там не сходишь…» – ну, не знаю, куда – «…в кафе? Что ж ты не приглашаешь меня в театр?» Ну, как-то ради любимой жены можно уступить? Ты не любишь театр, ты там заснешь, может быть, на середине первого акта, но все-таки – можно же сходить с ней в театр, если она хочет этого? Или дети… или какой-то порядок в доме.
Муж приходит домой – что же у тебя все время беспорядок, дети? Ну, попробуй ты, ради Рождества, ради подарка, сделай что-то для него. Или то, что мы не терпим друг друга, делаем замечания друг другу – давайте на Рождество, на праздник, не будем никому делать замечаний, вообще. Ну, мир же от этого не развалится, и дети не станут хуже – может быть, наоборот, мы научимся сдерживать себя, это же тоже может быть подарком для других. Попробуем на Рождество поздороваться с соседями – можно поздравить соседей с этим праздником, написать красивые открыточки и разложить во все почтовые ящички – хорошо. Раньше люди ходили друг к другу и поздравляли друг друга с Рождеством.
Я помню, когда был священником, очень хотел у себя в подъезде опустить в почтовые ящики всех своих соседей открытки, где написал бы: «Дорогие соседи, я живу в такой-то квартире, я – ваш сосед, я хотел бы на Рождество прийти к вам со своими детьми и спеть вам колядки, совершенно бесплатно» – чтобы они не пугались, а то они думают, что нужно что-то давать. «Наоборот, ничего мы брать не будем. Будете ли вы дома, если кто хочет – вы мне напишите, и мы с удовольствием…» Ну, правда, так у нас и не получилось это сделать. Но мы ходим с нашими детьми, с певчими, в больницу. И в детские дома для детей-инвалидов ходим, и в другие учреждения, поздравляем с праздником Рождества – очень же хороший такой, мне кажется, праздник. И мне некоторые говорят: «Ну, как это?
На Рождество – не пойти в больницу, не поздравить? Да это не Рождество! Все-таки для них вот это – радость, они должны с кем-то поделиться этой радостью. Ну как, знаете, человек с радостью не может удержать ее в себе – хочется всем рассказать, как ему хорошо, как ему замечательно, что у него там случилось. Иногда даже чересчур бывает, это так, знаете, людей даже напрягает. Нужно, чтобы была какая-то мера во всем, поэтому лучше, конечно, делать это деликатно, тактично. Вот это тоже будет праздник. На праздник пригласить к себе друзей. Ну, вы знаете, Господь велел приглашать на праздник тех, кто не может тебе ничем отдать взамен.
Поэтому, конечно, не обязательно, может быть, приглашать бездомных, не все, наверное, понесут этот подвиг, но, может быть, одиноких людей, может быть, каких-нибудь одиноких бабушек, может быть, тех людей, которые – мы знаем – нуждаются в помощи какой-то. Можно же так сделать? И не просто их накормить, а сделать для них праздник – подумайте – что-то рассказать, спеть, прочитать стихотворение, дать им что-то почитать – не знаю – снять какой-то фильм. Сейчас же очень многие делают какие-то фильмы. «ВКонтакте» или в «Фейсбуке» можно сделать какой-нибудь слайд-фильм, скажем, о Рождестве. Опубликовать какую-то хорошую фотографию, найти какой-то хороший текст, сделать какую-то, как сейчас говорят, презентацию праздника, скажем. Если бы сейчас появился хотя бы, скажем, на ста страничках такой рассказ о Рождестве, вот это изложение, как я говорил своим таким языком о празднике Рождества, наверное, это было бы хорошо. У нас, к сожалению, праздник же не празднуют, у нас празднуют Новый Год…
И тут нужно немножко сказать тоже, конечно, об этом празднике, о Новом Годе. Мне кажется, нужно нам с вами, если мы верим во Христа, помнить, что Новый Год – это 2015 год со дня Рождества Христова. То есть это – Новый Год после Рождества. И, если бы не было Рождества, не было бы этого 2015 года. И, когда Господь родился, Он вошел во время, и Он время освятил, сделал его новым. Вот если мы сумели с вами донести эту мысль до своей собственной души и до тех людей, которые этого не знают, наверное, было бы очень хорошо. Потому что Новый Год – это время какого-то ожидания. Все на Новый Год стараются как-то встретить, отметить, загадывают желания какие-то, чего-то хотят, желают – поздравляют с Новым Годом, с новым здоровьем, с новым счастьем… Но ведь это новое-то – оно только во Христе. Без Христа не будет ничего нового – все будет старое, даже еще хуже будет, каждый Новый Год будет все хуже и хуже.
А если со Христом жить, если после Нового Года перейти к празднованию Рождества, приготовиться к нему в оставшиеся дни строгого поста – строгий пост начинается со 2 января – тогда, наверное, действительно наступят новое время и новая жизнь – жизнь обновится. «Обновится, яко орля, юность твоя». Обновится жизнь человека. Будучи старым, он вдруг ощутит ту радость, которая была у него в детстве. Помните, в детстве как было хорошо? А после смерти? Эта радость, если мы будем достойны Царства Небесного, конечно, не сравнится ни с какой даже детской радостью – эта радость будет удивительная, и она открывается тем, кто живет со Христом. И вот нам с вами, дорогие друзья, нужно подумать о том, как же нам провести эти дни, Дни Святые, дни Рождества, как провести дни особой подготовки к Рождеству, после 1 января, как встретить Новый Год так, чтобы это не было грехом и не было бы искушением для других?
1 января – день мученика Вонифатия, молится Церковь тому, кто страдал винопитием – недугом винопития – и от него избавился и стал христианским мучеником. В эти дни замечательно гулять по городу, когда все спят. В эти дни очень хорошо прийти на Литургию, 1 января. Можно посидеть за столом, но встретить Новый Год, скажем, не по-московски какой там город за час до Москвы встречает Новый Год? Не знаю… Ну, может быть, по дальневосточному времени еще рано встречать Новый Год, некоторые начинают уже и с Японии его праздновать, но, наверное, можно встретить чуть пораньше, чтобы после двенадцати уже ничего не вкушать и не пить, и после этого прийти в храм – это был бы замечательный, скажем, праздник Нового Года.
У нас в храме на Новый Год будет совершаться ночная служба. Придут сюда наши прихожане, те, которые хотят побыть на Новый Год вместе, на Литургии, причастятся Святых Таин, и потом отметят, встретят Новый Год. Потому что на Новый Год, конечно, некоторые хотят поспать – но спать бывает трудно. Может быть, в этом году будет меньше хлопушек, взрывов всяких. Сейчас ввели какое-то ограничение на использование всей этой техники, но, тем не менее, конечно, трудно спать, когда вокруг все гремит, шумит – в Москве, скажем. Кто-то уезжает, может быть, в другие места, но вот если прийти в храм в этот день – все равно не спится – то, конечно, хорошо побыть на Литургии.
Ну, дорогие друзья, вот и все, что я хотел вам сказать о великом празднике Рождества по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.