как выбрать имя при крещении взрослого

Как выбрать имя для крещения и не впасть в крайности

как выбрать имя при крещении взрослого. Смотреть фото как выбрать имя при крещении взрослого. Смотреть картинку как выбрать имя при крещении взрослого. Картинка про как выбрать имя при крещении взрослого. Фото как выбрать имя при крещении взрослого

Одним из самых распространенных вопросов на беседе перед крещением является вопрос о выборе имени будущему маленькому христианину. Актуален он не только потому, что сейчас крестится много Лилиан и Снежан, а в Татарстане Рустемов и Айратов. Дело не только в фантазии родителей при выборе имени «по паспорту», но и в суеверных представлениях о том, что нужно выбрать второе имя чтобы «не сглазили». Как выбрать имя для крещения, что необходимо знать об этом и как не впасть в суеверные крайности — об этом поговорим ниже. Для начала разберемся, какой смысл несет в себе христианское имя.

Святой пример

В Православной Церкви почитаются святые – люди, чей жизненный путь и чья верность и служение Церкви должны быть для нас примером. В Церкви много святых и послужили они Богу в разном качестве. Кто-то был великим миссионером и крестил целые народы. Их Церковь назвала равноапостольными. Другой был монахом и всю жизнь провел в аскетических подвигах. Таких святых Церковь называет преподобными. Третий послужил Богу в епископском сане и был назван Церковью святителем и так далее. Пример каждого из святых важен для нас, и мы можем и должны ему следовать.

Святой, в честь которого назван ребенок — это в первую очередь пример. Поэтому и необходимо знать житие своего святого! К сожалению, сейчас очень многие родители называют детей просто по принципу «мне нравится», не имея ввиду какого-то конкретного святого. Наверное, это потому, что сами не живут церковной жизнью, и не знают жизнеописаний святых.

Довольно часто крещу взрослых и говорю им, что у них есть потрясающая возможность – самим выбрать себя святого покровителя. Если приходит взрослый с желанием креститься, то прошу его прочитать жития святых и выбрать того, чья жизнь и чей подвиг будет ему ближе. Ведь святой — это пример!

По святцам

На Руси существовала благочестивая традиция — называть детей по святцам, то есть в честь святых, память которых выпадает на ближайшие даты ко дню рождения ребенка. Вполне можно назвать ребенка и таким способом. Но нужно помнить одно: имя – это вещь практическая. Мы крестим для того, чтобы в дальнейшем реализовывать свою веру на практике: ходить в храм, Причащаться, исповедоваться. Представьте себе ситуацию. Большой праздник, много причастников в храме. К Чаше подходит человек и говорит, что он «раб Божий Полиевкт» или Филогоний или еще какое-то сложное имя. Все они есть в святцах. Но далеко не каждый священник наизусть знает святцы. Да и к Чаше большая очередь! Скорей всего, он спросит, в каком храме его крестили с таким именем или вообще крещенный ли он. Все-таки сложно каждый раз объяснять, что его крестили с именем в честь святого, память которого есть в святцах такого-то числа.

Практика называть детей по святцам, несомненно, хорошая. Но и тут стоит относиться ко всему сдержанно: выбирать имена попроще. Ведь детям с этими именами надо будет потом ходить в храм, участвовать в Таинствах Церкви.

Крестить как есть

Самый простой и, вместе с тем, самый идеальный случай — это крещение с тем именем, которое написано в свидетельстве о рождении. Николай остается Николаем, Александр Александром. Артем склоняется в церковно-славянского Артемия, а Светлана — в Фотинью. Тут как раз все просто и понятно.

Экзотическое имя

Зачастую родители проявляют ревность не по разуму и называют своего ребенка каким-то экзотическим именем. В данном случае есть два варианта. Первый – это выбрать что-то созвучное. Например, Снежана вполне может стать Анной, Лиана — Лией и так далее. Второй вариант — это выбрать абсолютно несозвучное имя, просто то, которое нравится человеку. Вполне может оказаться, что родители долго выбирали между Жанной, как в итоге и назвали ребенка, и обычной русской Марией.

От порчи

К сожалению, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители хотят крестить своего ребенка с другим именем «чтобы не сглазили». По их версии, имя, полученное в крещении, нельзя никому говорить, оно должно быть тайным и тогда никто не сможет навести порчу. Как правило, таких родителей почти всегда можно определить на беседе перед крещением. Они спрашивают про второе имя и на вопрос «зачем оно Вам надо», начинают заминаться, смущаться или же прямо говорить, что надо бороться с порчей. Таким людям однозначно отказываю и крещу только с тем именем, которое написано в свидетельстве о рождении.

Подведем итоги

Святые – это примеры. Называя ребенка в честь того или иного святого, мы как-бы призываем его следовать по пути своего святого, подражать ему. Имя можно выбрать по святцам, можно выбрать любое другое, но лучше всего ориентироваться на жизнеописания святых и не забывать, что они являются для нас примерами.

Если Вы назвали ребенка «экзотическим именем», то можно выбрать или созвучное имя, или имя в честь какого-то святого.

И, самое главное. Имя нужно для того, чтобы участвовать в церковной жизни, а не для того, чтобы «бороться с порчей».

Источник

Как выбрать имя при крещении взрослого

Вместо вступления. Небесное имя человека

Нет меж живущих людей, да не может и быть, безымянных:

В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,

Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает…

Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах.

Имя – это то, что сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Много веков назад личное имя являлось важной частью самого человека, было неотделимо от него. Это настолько емкое и содержательное понятие, что мы даже не осознаем сразу его значение. Тайна имени, то, что в нем заложено, веками играет огромную роль в жизни каждого из нас. За простейшим набором букв и звуков укрывается личность, человек с его уникальными чертами, особенностями характера и неповторимой судьбой.

Имя в понимании наших древних предков было не простым словом, а совершенно особенным, волшебным. Они верили, что имя – это своеобразный сгусток духовной энергии, которая определяет судьбу человека. Любопытно, что два человека с одинаковыми именами, по их мнению, были всегда таинственными узами связаны друг с другом.

Имена несут в себе значимую часть культуры и традиции всего народа. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Поэтому необычайно интересным представляется имя человека с точки зрения его истории и происхождения.

История русских имен складывалась веками, одни традиции переплетались с другими, какие-то имена уходили в прошлое и забывались, какие-то формировались, преобразовывались и распространялись. Большая часть самых популярных и распространенных русских имен имеют совсем не славянские корни, в то время как исконно русских славянских имен, сохранившихся до наших дней, осталось очень мало. К их числу можно отнести имена со вторым корнем «-слав»: Ярослав, Вячеслав, Святослав, Станислав и др. Славянское происхождение имеют и современные имена Богдан, Владимир, Всеволод, Вера, Людмила, Надежда, Светлана. А вот такие распространенные на Руси имена, как Иван, Петр, Степан, Федор и т. д. имеют совсем не славянские корни.

При этом каждое имя человека, его происхождение и толкование связаны с определенными периодами в нашей истории. Так, например, большинство русских имен греческого происхождения появилось на Руси с приходом христианства. К этому же периоду относится и появление русских имен латинского происхождения.

Процесс наречения имени в современных семьях происходит по-разному. Одни родители заранее подбирают имя маленькому человечку. Другие долго пребывают в растерянности и тянут до последнего, принимая решение только тогда, когда медлить с этим становится уже просто неприлично, да и документы на малыша пора оформлять.

Христианская традиция обряда наречения имени, который происходит практически одновременно с крещением, также допускает некоторую свободу выбора для родителей. Можно выбрать христианское имя самим, руководствуясь определенными мотивами, а можно обратиться к православному именослову, или святцам, история которых насчитывает более полутора тысяч лет. В любом случае, каким бы путем ни пошли православные папа и мама, в процесс наречения имени их ребенка изначально вкладывается глубокий смысл: малышу дается так называемое крестильное имя, которое соответствует имени какого-либо святого.

Имя это дается христианину в знак духовного союза, который существует между именами Церкви Небесной и Церкви земной. Эти две Церкви – видимая и невидимая – находятся в тесном общении между собой, составляя как бы одно тело под одною главою – Господом Иисусом Христом. Ангелы и святые, обитающие на небесах, принимают живое участие в нашей судьбе: радуются нашей богоугодной жизни, скорбят при виде наших грехов, заблуждений и несчастий. Они заступаются за нас своей горячей молитвой перед Господом, ограждают нас от искушений и напастей, а земной жизнью своей являют нам пример для подражания и духовного руководства.

В этой книге рассказывается о православной традиции наречения имени, о том, как это связано с такими событиями, как крещение, именины, или день Ангела. Вы узнаете о происхождении русских православных имен, о том, что они значат и с какими святыми связывают нас. Какую роль играют ангелы-хранители и угодники Божии в жизни православного христианина? Что значит почитать своего святого покровителя?

Православный именослов, или святцы, поможет подобрать имя вашему ребенку. Также с его помощью можно быстро определить день именин, или день памяти своего тезоименитого святого.

Наречение имени в православии

Выбор имени в христианской семье

Имя – тончайшая плоть, посредством которой объявляется духовная сущность.

Традиция именовать новорожденных именами героев веры берет свое начало еще в библейском периоде культуры Средиземноморья, к которой относится христианство в целом и православие в частности. Так, многократно переходили из поколения в поколение, сначала у ветхозаветных иудеев, а потом и христиан, имена древних патриархов Авраама, Исаака и Иакова. Уже тогда считалось, что присвоение ребенку имени праведника делает его причастным святости и славе, которую тот получил у Бога.

Многие имена эпохи раннего христианства продолжали носить языческий характер, и только люди, ставшие святыми, придали своим именам сакральный характер, сделав их именами христианскими. Святой, имя которого носит христианин, принимает деятельное участие в судьбе своего подопечного, что выразилось в понятии «небесный покровитель». Традиция давать имена в честь святых укрепилась уже за несколько первых веков христианства, распространившись впоследствии и на православную Русь. Сам креститель Руси – равноапостольный князь Владимир – в святом крещении своем получил христианское имя Василий, а святая княгиня Ольга крестилась под именем Елена.

Имена становились проводником, нитью, связующей христианина со святым или мучеником, который мог заступиться за человека пред Богом.

Таким образом, имя человека одновременно указывало и на его небесного покровителя. Именно поэтому состав имен был ограничен именами тех, кто пострадал за веру. Ими звались в свое время обычные люди, жившие в разных частях Великой Римской империи, – греки, римляне, персы, сирийцы, евреи.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. Принимая в свое лоно новую душу во время Таинства Крещения, Церковь связывает ее через личное имя с именем Божиим.

По словам о. Сергия Булгакова, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию Божественного боговоплощения и наименования… Всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Имянаречение по именам святых

Христианство возникло на грани старой и новой эры в пяти епархиях: Александрийской, Антиохийской (Сирия), Иерусалимской, Константинопольской (Византийской), Римской. Имена первых христиан во всех епархиях были народными именами тех мест. Ранние христиане испытывали жестокие гонения, многие погибли за веру. Их имена вносились в мартирологи – повествования о мучениках и мучениях. Наряду с мартирологами в первый период христианства (I – IV вв.) составлялись синодики, или диптихи, – книги, в которые можно было записать имена своих родственников, живых и умерших, для постоянного поминовения на литургиях и панихидах.

Источник

Именины и христианские имена

Хри­сти­ан­ские муж­ские имена:

Хри­сти­ан­ские жен­ские имена:

Имени́ны – день памяти свя­того, чьё имя было дано чело­веку при Кре­ще­нии. Каждый день цер­ков­ного кален­даря посвя­щен памяти какого-либо свя­того (чаще всего – не одного). Список дней памяти святых нахо­дится в меся­це­слове.

Чаще всего день памяти свя­того — это день его земной кон­чины, т.е. пере­хода в веч­ность, встречи с Богом, при­об­щиться к Кото­рому и стре­мился подвиж­ник.

Обя­за­тельно ли назы­вать ребенка именно по кален­дарю?

Цер­ков­ный устав не содер­жит стро­гого пред­пи­са­ния назы­вать детей име­нами только тех святых, чья память совер­ша­ется в день рож­де­ния ребенка.

Подоб­ная прак­тика явля­ется делом сугубо лич­ного бла­го­че­стия роди­те­лей. Воз­можно, она свя­зана с тем, что веру­ю­щие роди­тели, как пра­вило, знают каких святых вспо­ми­нает Цер­ковь в данный день (для этого суще­ствует Цер­ков­ный кален­дарь), соот­вет­ственно, они знают, кому молятся и в тот день, когда на свет появ­ля­ется их чадо. Поэтому они особо усердно обра­ща­ются именно к этим святым.

Опять же отме­тим: если роди­тели хотят назвать сына или дочь именем, кото­рое им очень нра­вится или, напри­мер, в честь кого-то из пред­ков, но при этом память свя­того, нося­щего такое имя, совер­ша­ется не в бли­жай­шее время, в этом не будет ничего предо­су­ди­тель­ного. Глав­ное, чтобы и роди­тели, и в буду­щем – сам ребе­нок, не забы­вали молиться тому небес­ному покро­ви­телю, имя кото­рого они избрали для своего ребенка.

Как опре­де­лить день именин

В цер­ков­ном кален­даре бывает по нескольку дней памяти одного и того же свя­того, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необ­хо­димо найти в цер­ков­ном кален­даре день памяти соиме­ни­того с вами свя­того, бли­жай­ший после дня вашего рож­де­ния. Это и будут ваши име­нины, а святой, память кото­рого вспо­ми­на­ется в этот день, будет вашим небес­ным покро­ви­те­лем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми име­ни­нами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по цер­ков­ной тра­ди­ции, то это будет имя свя­того, память кото­рого празд­ну­ется в 8‑й день по рож­де­нии ребенка. См. Наре­че­ние имени

При опре­де­ле­нии именин не имеет зна­че­ния дата кано­ни­за­ции свя­того, ведь она лишь фик­си­рует свер­шив­шийся факт. Кроме того, кано­ни­за­ция как пра­вило совер­ша­ется через десятки лет после пере­хода свя­того в небес­ные оби­тели.

Имя, полу­чен­ное чело­ве­ком при кре­ще­нии, не только оста­ется неиз­мен­ным всю жизнь (исклю­че­ние состав­ляет лишь случай при­ня­тие мона­ше­ства), но и сохра­ня­ется после смерти, пере­хо­дит с ним в веч­ность. В молит­вах об усоп­ших Цер­ковь так же поми­нает их имена, данные в кре­ще­нии.

Име­нины и День Ангела

Иногда име­нины назы­вают Днем Ангела. Это назва­ние именин напо­ми­нает о том, что в ста­рину небес­ных покро­ви­те­лей иногда назы­вали Анге­лами их земных тезок; некор­ректно, однако, сме­ши­вать святых с анге­лами. Име­нины – день памяти свя­того, именем кото­рого чело­век назван, а День Ангела – день кре­ще­ния, когда чело­веку при­став­ля­ется Богом Ангел-Хра­ни­тель. У каж­дого кре­щё­ного свой Ангел-Хра­ни­тель, но имя его нам неиз­вестно.

Почи­та­ние и под­ра­жа­ние своему свя­тому покро­ви­телю

О молит­вен­ной помощи святых пре­по­доб­ный Силуан Афон­ский писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горя­чие молитвы… Святые не забы­вают нас и молятся за нас… Они видят и стра­да­ния людей на земле. Гос­подь дал им столь вели­кую бла­го­дать, что они любо­вью обни­мают весь мир. Они видят и знают, как изне­мо­гаем мы от скор­бей, как иссохли души наши, как уныние ско­вало их, и, не пре­ста­вая, хода­тай­ствуют за нас пред Богом».

Почи­та­ние свя­того состоит не только в молитве ему, но и под­ра­жа­нии его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — гово­рил пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский. Ведь святой, чье имя носит чело­век – это не просто его покро­ви­тель и молит­вен­ник, это еще и обра­зец для под­ра­жа­ния.

Но каким обра­зом мы можем под­ра­жать своему свя­тому, как хотя бы в чем-то сле­до­вать его при­меру? Для этого нужно:

По харак­теру хри­сти­ан­ских подви­гов святых тра­ди­ци­онно раз­де­ляют на лики (раз­ряды): про­роки, апо­столы, свя­ти­тели, муче­ники, испо­вед­ники, пре­по­доб­ные, пра­вед­ные, юро­ди­вые, бла­го­вер­ные и др. (см. агио­гра­фи­че­ский сло­варь).

Чело­век, нося­щий имя испо­вед­ника или муче­ника, вполне может бес­страшно испо­ве­до­вать свою веру, посту­пать по-хри­сти­ан­ски всегда и во всем, не огля­ды­ва­ясь на опас­но­сти или неудоб­ства, во всем уго­ждать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже при­тес­не­ния.

Те, кто назван в честь свя­ти­те­лей, могут пытаться под­ра­жать им, обли­чая заблуж­де­ния и пороки, рас­про­стра­няя свет Пра­во­сла­вия, помо­гая ближ­ним найти путь ко спа­се­нию как словом, так и соб­ствен­ным при­ме­ром.

Пре­по­доб­ным (т.е. мона­хам) можно под­ра­жать в отре­шен­но­сти, неза­ви­си­мо­сти от мир­ских насла­жде­ний, хра­не­нии чистоты помыс­лов, чувств и поступ­ков.

Под­ра­жать юро­ди­вому – значит, прежде всего, сми­ряться, вос­пи­ты­вать в себе само­от­вер­жен­ность, не увле­каться стя­жа­нием земных богатств. Про­дол­же­нием должно стать вос­пи­та­ние воли и тер­пе­ния, спо­соб­но­сти пере­но­сить труд­но­сти жизни, борьба с гор­до­стью и тще­сла­вием. Также нужна при­вычка кротко пере­но­сить все обиды, но вместе с тем не стес­няться обли­чать явные пороки, гово­рить правду всем, кто нуж­да­ется во вра­зум­ле­нии.

Имена в честь Анге­лов

Также чело­века могут назвать в честь Архан­гела (Миха­ила, Гав­ри­ила и др.). Хри­сти­ане, назван­ные в честь архан­ге­лов, отме­чают име­нины 21 ноября (8 ноября по ст. стилю), в день Празд­но­ва­ния Собора Архи­стра­тига Божия Миха­ила и прочих Небес­ных Сил бес­плот­ных.

Если имени нет в свят­цах

Если имени, кото­рым вас назвали, нет в свят­цах, то при кре­ще­нии выби­ра­ется имя, наи­бо­лее близ­кое по зву­ча­нию. Напри­мер, Дина – Евдо­кия, Лилия – Лия, Анже­лика – Анге­лина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По тра­ди­ции, Алиса полу­чает в кре­ще­нии имя Алек­сан­дры, в честь св. стра­сто­тер­пицы Алек­сан­дры Фео­до­ровны Рома­но­вой, до при­ня­тия пра­во­сла­вия носив­шей имя Алиса. Неко­то­рые имена в цер­ков­ной тра­ди­ции имеют иное зву­ча­ние, напри­мер, Свет­лана – это Фоти­ния (от гре­че­ского photos – свет), а Вик­то­рия – Ника, оба имени в латин­ском и гре­че­ском озна­чают «победу».

В цер­ков­ных запис­ках пишут только имена, данные в кре­ще­нии.

Как встре­тить име­нины

Пра­во­слав­ные хри­сти­ане в дни своих именин посе­щают храм и, зара­нее под­го­то­вив­шись, испо­ве­ду­ются и при­ча­ща­ются Святых Хри­сто­вых Тайн.

Дни «малых именин» не так тор­же­ственны для име­нин­ника, но храм посе­тить в этот день жела­тельно.

После при­ча­стия нужно хра­нить себя от всякой суеты, чтобы не утра­тить празд­нич­ную радость. Вече­ром можно при­гла­сить близ­ких на тра­пезу. Сле­дует пом­нить, что если име­нины при­хо­дятся на пост­ный день, то празд­нич­ное уго­ще­ние должно быть пост­ным. В Вели­кий пост име­нины, слу­чив­ши­еся в будний день, пере­но­сятся на бли­жай­шую суб­боту или вос­кре­се­нье.

Что дарить на име­нины

В празд­но­ва­ние памяти свя­того покро­ви­теля лучшим подар­ком име­нин­нику будет то, что сможет спо­соб­ство­вать его духов­ному росту: икона; сосуд для святой воды, ёмкость для освя­щён­ного хлеба и молитва на их при­ня­тие; чётки; каче­ствен­ные вос­ко­вые свечи или лам­пада для домаш­ней молитвы; книги, аудио и видео­за­писи духов­ного содер­жа­ния; платок и косынку (это голов­ной убор замуж­них женщин); путёвка в палом­ни­че­скую поездку.

Молитва своему свя­тому

О святом, в честь кото­рого мы полу­чаем имя, мы должны вспо­ми­нать не только в день именин. В еже­днев­ном утрен­нем и вечер­нем молит­вен­ном пра­виле есть молитва свя­тому, также мы можем обра­щаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая про­стая молитва свя­тому:

Моли Бога о мне, святой угод­ниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе при­бе­гаю, ско­рому помощ­нику и молит­вен­нику о душе моей.

Также необ­хо­димо знать тро­парь и кондак своему свя­тому.

Помимо икон Спа­си­теля – Гос­пода Иисуса Христа, и Бого­ро­дицы, жела­тельно иметь икону своего свя­того. Может слу­читься так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небес­ного покро­ви­теля будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на кото­рой сим­во­ли­че­ски изоб­ра­жены все святые, про­слав­лен­ные Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью.

Свя­то­оте­че­ские выска­зы­ва­ния о име­ни­нах

«Имена у нас стали выби­рать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выби­райте имя по свят­цам: или в какой день родится дитя, или в какой кре­стится, или в про­ме­жутке и дня в три по кре­ще­нии. Тут дело будет без всяких чело­ве­че­ских сооб­ра­же­ний, а как Бог даст, ибо дни рож­де­ния в руках Божиих.
свя­ти­тель Феофан, Затвор­ник Вышен­ский

«Святая Цер­ковь, зная, что немно­гие спо­собны от себя наре­кать имена, при­но­ся­щие с собою бла­го­сло­ве­ние, учре­дила пре­крас­ный обычай от святых заим­ство­вать имена, кото­рые по бла­го­дати святых всегда бла­го­зна­ме­на­тельны и спо­собны при­не­сти с собою бла­го­сло­ве­ние. Но притом осо­бенно благо мла­денцу, кото­рому дают имя свя­того не по обычаю только, но по вере и любви к свя­тому».
свя­ти­тель Фила­рет, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский

«Ребе­нок должен быть посвя­щен, вернее, вручен хра­не­нию, защите, молит­вам того свя­того, имя кото­рого ему дается. Роди­тели должны были бы выби­рать свя­того, кото­рый для них что-то значит, то есть житие кото­рого их чем-нибудь пора­зило или кото­рый по чему-нибудь связан с зача­тием этого ребенка. В старой России (веро­ятно, это и теперь еще порой дела­ется) кре­стили ребенка именем того свя­того, в день кото­рого были кре­стины. В этом есть какой-то смысл, при усло­вии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освя­ще­ние нового храма во имя дан­ного свя­того Роди­тели должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие свя­того, что в нем есть, что пора­жает их не бла­го­зву­чием имени, а внут­рен­ним обли­ком, почему они хотят, чтобы их ребе­нок был под защи­той этого свя­того или, во всяком случае, чтобы этот святой осо­бенно молился о нем. Поэтому наиме­но­ва­ние ребенка может иметь гро­мад­ное зна­че­ние».
свя­ти­тель Феофан, Затвор­ник Вышен­ский

«Мы носим имена святых, кото­рые про­жили жизнь и осу­ще­ствили на земле своё при­зва­ние; мы им посвя­щены, как храмы посвя­ща­ются тому или дру­гому свя­тому; и мы должны вду­мы­ваться и в зна­че­ние его имени, и в ту лич­ность свя­того, кото­рая нам доступна из его жития. Потому что он не только явля­ется нашим молит­вен­ни­ком, заступ­ни­ком и защит­ни­ком, но в какой-то мере и обра­зом того, чем мы могли бы быть. Повто­рить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни одного или дру­гого чело­века, свя­того или даже греш­ника, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно».
Анто­ний, мит­ро­по­лит Сурож­ский

Исто­рия и сим­во­лика празд­но­ва­ния именин

Как и многие другие рели­ги­оз­ные тра­ди­ции, празд­но­ва­ние именин в совет­ское время нахо­ди­лось в забве­нии, более того, в 20–30‑х годах ХХ века под­вер­га­лось офи­ци­аль­ному гоне­нию. Правда, иско­ре­нить веко­вые народ­ные при­вычки ока­за­лось трудно: до сих пор на день рож­де­ния поздрав­ляют име­нин­ника, а если винов­ник тор­же­ства совсем юн, поют песенку: “как на … име­нины испекли мы кара­вай”. Между тем, име­нины — празд­ник особый, кото­рый можно было бы назвать днем духов­ного рож­де­ния, так как он связан прежде всего с таин­ством Кре­ще­ния и с име­нами, кото­рые носят наши соимен­ные небес­ные покро­ви­тели.

Тра­ди­ция празд­но­ва­ния именин известна на Руси с XVII века. Обычно нака­нуне празд­ника семья име­нин­ника варила пиво, пекла име­нин­ные калачи, пироги и кара­ваи. В день самого празд­ника име­нин­ник со своими род­ными ходил в цер­ковь к обедне, зака­зы­вал моле­бен за здра­вие, ставил свечи и при­кла­ды­вался к иконе с ликом своего небес­ного покро­ви­теля. Днем дру­зьям и род­ствен­ни­кам раз­но­си­лись име­нин­ные пироги, причем часто начинка и вели­чина пирога имела особый смысл, опре­де­ля­е­мый харак­те­ром отно­ше­ний име­нин­ника и его близ­ких. Вече­ром устра­и­вался празд­нич­ный ужин.

Осо­бенно пышно справ­ля­лись цар­ские име­нины (день Тезо­име­нит­ства), кото­рые счи­та­лись госу­дар­ствен­ным празд­ни­ком. В этот день бояре и при­двор­ные явля­лись к цар­скому двору с тем, чтобы под­не­сти подарки и при­нять уча­стие в празд­нич­ном пире, за кото­рым пели мно­го­ле­тие. Иногда царь само­лично раз­да­вал пироги. Народу раз­но­си­лись огром­ные име­нин­ные калачи. Позд­нее появи­лись другие тра­ди­ции: воен­ные парады, фей­ер­верки, иллю­ми­на­ция, щиты с импе­ра­тор­скими вен­зе­лями.

После рево­лю­ции с име­ни­нами начали серьез­ную и пла­но­мер­ную идео­ло­ги­че­скую борьбу: Таин­ство кре­ще­ния попы­та­лись заме­нить на “октяб­рины” и “звез­дины”. Был детально раз­ра­бо­тан ритуал, при кото­ром ново­рож­ден­ного в стро­гой после­до­ва­тель­но­сти поздрав­ляли октяб­ре­нок, пионер, ком­со­мо­лец, ком­му­нист, “почет­ные роди­тели”, иногда мла­денца сим­во­ли­че­ски зачис­ляли в проф­союз и проч. Борьба с “пере­жит­ками” дохо­дила до анек­до­ти­че­ских край­но­стей: так, в 20‑х годах цен­зура запре­тила “Муху-Цоко­туху” К. Чуков­ского за “про­па­ганду именин”.

Тра­ди­ци­онно име­нины отно­сят на тот день памяти соимен­ного (тезо­име­ни­того) свя­того, кото­рый сле­дует непо­сред­ственно за днем рож­де­ния, хотя суще­ствует и тра­ди­ция празд­но­ва­ния именин в день памяти самого про­слав­лен­ного соимен­ного свя­того. В про­шлом име­нины счи­та­лись более важным празд­ни­ком, чем день “телес­ного” рож­де­ния, кроме того, во многих слу­чаях эти празд­ники прак­ти­че­ски сов­па­дали, т. к. тра­ди­ци­онно ребенка несли кре­стить на вось­мой день после рож­де­ния: вось­мой день — это символ Небес­ного Цар­ства, к кото­рому при­об­ща­ется кре­ща­е­мый чело­век, в то время как число семь — древ­нее сим­во­ли­че­ское число, обо­зна­ча­ю­щее сотво­рен­ный земной мир. Кре­стиль­ные имена выби­ра­лись по цер­ков­ному кален­дарю (свят­цам). По ста­рому обычаю выбор имени был огра­ни­чен име­нами святых, память кото­рых празд­но­ва­лась в день кре­ще­ния. Позд­нее (осо­бенно в город­ском обще­стве) от этого стро­гого обычая отошли и стали выби­рать имена, руко­вод­ству­ясь личным вкусом и иными сооб­ра­же­ни­ями — в честь род­ствен­ни­ков, напри­мер.

В древ­но­сти люди при­да­вали имени гораздо боль­шее зна­че­ние, чем сейчас. Содер­жа­ние имени соот­но­си­лось с внут­рен­ним смыс­лом чело­века. Наре­че­ние счи­та­лось высо­ким актом тво­ре­ния, отга­ды­ва­нием чело­ве­че­ской сути.

В Древ­нем Египте личное имя тща­тельно обе­ре­га­лось. Егип­тяне имели “малое” имя, извест­ное всем, и “боль­шое”, кото­рое счи­та­лось истин­ным: оно хра­ни­лось в тайне и про­из­но­си­лось лишь во время важных обря­дов. Особым почте­нием поль­зо­ва­лись имена фара­о­нов — в текстах их выде­ляли спе­ци­аль­ным кар­ту­шем. С огром­ным ува­же­нием егип­тяне отно­си­лись к именам умер­ших — непра­виль­ное обра­ще­ние с ними нано­сило непо­пра­ви­мый вред поту­сто­рон­нему бытию. Имя и его носи­тель состав­ляли одно целое: харак­те­рен еги­пет­ский миф, по кото­рому бог Ра скры­вал свое имя, но богине Исиде уда­лось-таки его выве­дать, вскрыв ему грудь — имя бук­валь­ным обра­зом ока­за­лось внутри тела!

Имя могло изме­няться с воз­рас­том. Новые имена дава­лись под­рост­кам при ини­ци­а­ции, т. е. при вступ­ле­нии во взрос­лые члены общины. В Китае до сих пор суще­ствуют дет­ские “молоч­ные” имена, от кото­рых отка­зы­ва­ются с воз­му­жа­нием. В антич­ной Греции ново­ис­пе­чен­ные жрецы, отре­ка­ясь от старых имен, выре­зали их на метал­ли­че­ских дощеч­ках и топили в море. Пере­осмыс­ле­ние этой тра­ди­ции можно уви­деть в мона­ше­стве, когда при­няв­ший постриг остав­ляет мир и свое мир­ское имя.

У многих наро­дов табу­и­зи­ро­ва­лись имена язы­че­ских богов и духов. Осо­бенно опасно было назы­вать злых духов (“чер­ты­хаться”): таким обра­зом можно было накли­кать “недоб­рую силу”. Древ­ние евреи не смели назы­вать Имя Божие: Яхве (Иегова) в Ветхом Завете — это “неиз­ре­чен­ное Имя”, свя­щен­ная тет­ра­грамма, кото­рую можно пере­ве­сти как “Я есмь, Кото­рый есмь”. По Библии акт назы­ва­ния часто ста­но­вится Божиим делом: Гос­подь дал имена Авра­аму, Сарре, Исааку, Изма­илу, Соло­мону, пере­име­но­вал Иакова в Изра­иль. Особый рели­ги­оз­ный дар еврей­ского народа про­явился во мно­же­стве имен, кото­рые назы­вают тео­фор­ными — в них при­сут­ствует Божие “неиз­ре­чен­ное Имя”: так через свое личное имя чело­век свя­зы­вался с Богом.

Хри­сти­ан­ство, как высший рели­ги­оз­ный опыт чело­ве­че­ства, со всей серьез­но­стью отно­сится к личным именам. Имя чело­века отоб­ра­жает таин­ство непо­вто­ри­мой, дра­го­цен­ной лич­но­сти, оно пред­по­ла­гает личное обще­ние с Богом. При таин­стве Кре­ще­ния хри­сти­ан­ская Цер­ковь, при­ни­мая в свое лоно новую душу, свя­зы­вает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Бул­га­ков, “чело­ве­че­ское име­но­ва­ние и имя­во­пло­ще­ние суще­ствует по образу и подо­бию боже­ствен­ного бого­во­пло­ще­ния и наиме­но­ва­ния… всякий чело­век есть вопло­щен­ное слово, осу­ществ­лен­ное имя, ибо сам Гос­подь есть вопло­щен­ное Имя и Слово”.

Пред­на­зна­че­нием хри­стиан явля­ется свя­тость. Наре­кая мла­денца именем кано­ни­зи­ро­ван­ного свя­того, Цер­ковь ста­ра­ется напра­вить его на путь истин­ный: ведь это имя уже “реа­ли­зо­ва­лось” в жизни как святое. Нося­щий святое имя всегда хранит в себе воз­вы­ша­ю­щий образ своего небес­ного покро­ви­теля, “помощ­ника”, “молит­вен­ника”. С другой сто­роны, общ­ность имен объ­еди­няет хри­стиан в одно тело Церкви, в один “избран­ный народ”.

Бла­го­го­ве­ние перед име­нами Спа­си­теля и Бого­ро­дицы издавна выра­жа­ется в том, что в пра­во­сла­вии не при­нято давать имена в память Бого­ро­дицы и Христа. Раньше имя Бого­ро­дицы отли­ча­лось даже иным уда­ре­нием — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое мона­ше­ское имя Иисус при­сва­и­ва­лось в память не Иисуса Христа, а пра­вед­ного Иисуса Навина.

Рус­ский хри­сти­ан­ский име­но­слов скла­ды­вался веками. Первый обшир­ный пласт рус­ских имен возник в дохри­сти­ан­скую эпоху. При­чины воз­ник­но­ве­ния того или иного имени могли быть самыми раз­лич­ными: помимо рели­ги­оз­ных моти­вов, играли роль обсто­я­тель­ства рож­де­ния, внеш­ний облик, харак­тер и т. д. Позд­нее, после Кре­ще­ния Руси, эти имена, порой трудно отли­чи­мые от про­звищ, сосу­ще­ство­вали с хри­сти­ан­скими кален­дар­ными име­нами (вплоть до XVII века). Даже свя­щен­ники иногда носили про­звища. Бывало, что один чело­век мог иметь целых три личных имени: “про­звищ­ное” имя и два кре­стиль­ных имени (одно — явное, другое — пота­ен­ное, извест­ное лишь духов­нику). Когда хри­сти­ан­ский име­но­слов пол­но­стью вытес­нил дохри­сти­ан­ские “про­звищ­ные” имена, они не ушли от нас насо­всем, перейдя в другой класс имен — в фами­лии (напр. Некра­сов, Жданов, Най­де­нов). Неко­то­рые дохри­сти­ан­ские имена кано­ни­зи­ро­ван­ных рус­ских святых впо­след­ствии стали кален­дар­ными (напр. Яро­слав, Вяче­слав, Вла­ди­мир).

С при­ня­тием хри­сти­ан­ства Русь обо­га­ти­лась име­но­сло­вом всей чело­ве­че­ской циви­ли­за­ции: с визан­тий­скими свят­цами к нам пришли гре­че­ские, еврей­ские, рим­ские и иные имена. Иногда под хри­сти­ан­ским именем скры­ва­лись образы более древ­них рели­гий и куль­тур. Со вре­ме­нем эти имена обру­сели, да так сильно, что самими рус­скими име­нами стали древ­не­ев­рей­ские — Иван да Марья. Вместе с тем сле­дует иметь в виду высо­кую мысль о. Павла Фло­рен­ского: “нет имен ни еврей­ских, ни гре­че­ских, ни латин­ских, ни рус­ских — есть только имена обще­че­ло­ве­че­ские, общее досто­я­ние чело­ве­че­ства”.

После­ре­во­лю­ци­он­ная исто­рия рус­ских имен скла­ды­ва­лась дра­ма­тично: про­во­ди­лась мас­со­вая кам­па­ния “дехри­сти­а­ни­за­ции” име­но­слова. Рево­лю­ци­он­ное мра­ко­бе­сие неко­то­рых слоев обще­ства, соче­та­е­мое с жест­кой госу­дар­ствен­ной поли­ти­кой, было направ­лено на пере­устрой­ство, а значит — и на пере­име­но­ва­ние мира. Вместе с пере­име­но­ва­нием страны, ее горо­дов и улиц, пере­име­но­вы­ва­лись люди. Состав­ля­лись “крас­ные святцы”, выду­мы­ва­лись новые, “рево­лю­ци­он­ные” имена, многие из кото­рых теперь звучат просто как курьезы (напр. Мален­тро, т.е. Маркс, Ленин, Троц­кий; Даз­дра­перма, т.е. Да здрав­ствует Пер­во­май и т.д.). Про­цесс рево­лю­ци­он­ного имят­вор­че­ства, харак­тер­ный для идео­ло­ги­че­ских рево­лю­ций вообще (он был изве­стен и во Фран­ции в конце XVIII века, и в рес­пуб­ли­кан­ской Испа­нии, и в стра­нах быв­шего “соци­а­ли­сти­че­ского лагеря”) про­дол­жался в Совет­ской России недолго, около деся­ти­ле­тия (20–30‑е годы). Вскоре эти имена стали досто­я­нием исто­рии — здесь уместно вспом­нить другую мысль о. Павла Фло­рен­ского: “имена не при­ду­ма­ешь”, в том смысле, что они “наи­бо­лее устой­чи­вый факт куль­туры и важ­ней­ший из ее устоев”.

Изме­не­ние рус­ского имен­ника шло и по линии заим­ство­ва­ния из других куль­тур — западно-евро­пей­ских (напр. Аль­берт, Вик­то­рия, Жанна) и обще­сла­вян­ских хри­сти­ан­ских имен (напр. Ста­ни­слав, Бро­ни­слава), имен из гре­че­ской и рим­ской мифо­ло­гии и исто­рии (напр. Авре­лий, Афро­дита, Венера) и т.д. Со вре­ме­нем рус­ское обще­ство опять вер­ну­лось к кален­дар­ным именам, но “дехри­сти­а­ни­за­ция” и пере­рыв в тра­ди­ции при­вели к необы­чай­ному оску­де­нию совре­мен­ного име­но­слова, состо­я­щего ныне всего лишь из несколь­ких десят­ков имен (сыг­рало свою роль и общее свой­ство “мас­со­вых куль­тур” — стрем­ле­ние к усред­не­нию, стан­дар­ти­за­ции).

иеро­мо­нах Мака­рий (Маркиш):

С древ­ней­ших времен уста­но­вился обычай давать вновь при­ня­тому члену Церкви имя какого-либо свя­того. Тем самым воз­ни­кает особая, новая связь между землей и Небом, между чело­ве­ком, живу­щим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жиз­нен­ный путь, чью свя­тость Цер­ковь засви­де­тель­ство­вала и про­сла­вила своим собор­ным разу­мом. Поэтому каждый пра­во­слав­ный должен дер­жать в памяти свя­того, в честь кото­рого он назван, знать основ­ные факты его жизни, по воз­мож­но­сти пом­нить хотя бы неко­то­рые эле­менты бого­слу­же­ния в его честь.

Но одно и то же имя, осо­бенно из рас­про­стра­нен­ных (Петр, Нико­лай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и наро­дов; поэтому нам пред­стоит выяс­нить, в честь какого именно свя­того, носив­шего данное имя, будет назван мла­де­нец. Сде­лать это можно, поль­зу­ясь подроб­ным цер­ков­ным кален­да­рем, где при­ве­ден алфа­вит­ный список почи­та­е­мых нашей Цер­ко­вью святых с датами празд­но­ва­ния их памяти. Выбор дела­ется с учетом даты рож­де­ния или кре­ще­ния ребенка, обсто­я­тельств жиз­нен­ного подвига святых, семей­ных тра­ди­ций, ваших личных сим­па­тий.

Помимо того, у многих извест­ных святых в тече­ние года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обре­те­ния или пере­не­се­ния мощей, день про­слав­ле­ния – при­чис­ле­ния к лику святых. Вам пред­стоит выбрать, какой из этих дней станет празд­нич­ным днем (тезо­име­нит­ством, име­ни­нами) вашего ребенка. Часто его назы­вают Днем ангела. В самом деле мы просим Гос­пода дать ново­кре­ще­ному своего Ангела-Хра­ни­теля; но этого Ангела ни в коем случае нельзя сме­ши­вать со святым, в честь кото­рого назван ребе­нок.

Иногда при наре­че­нии имени воз­ни­кают неко­то­рые слож­но­сти. Есть немало пра­во­слав­ных святых, извест­ных в исто­рии, но не вне­сен­ных в наши кален­дари. В их числе – святые Запад­ной Европы, жившие и про­слав­лен­ные еще до отпа­де­ния Рима от Пра­во­сла­вия (вплоть до 1054 г. Рим­ская Цер­ковь не была ото­рвана от Пра­во­сла­вия, и почи­тав­шихся в ней к тому вре­мени святых мы также при­знаем свя­тыми), чьи имена при­об­рели у нас попу­ляр­ность в послед­ние деся­ти­ле­тия (Вик­то­рия, Эдуард и др.), но чис­лятся иногда как «непра­во­слав­ные». Бывают и обрат­ные ситу­а­ции, когда при­выч­ное сла­вян­ское имя не при­над­ле­жит ни одному из пра­во­слав­ных святых (напри­мер, Ста­ни­слав). Нако­нец, нередки и фор­маль­ные недо­ра­зу­ме­ния, свя­зан­ные с напи­са­нием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его зву­ча­нием на разных языках (по-сла­вян­ски – Свет­лана и Злата, по-гре­че­ски – Фоти­ния и Хриса).

В Рус­ской Церкви, в отли­чие от неко­то­рых других Пра­во­слав­ных Церк­вей, люби­мое всеми имя Мария нико­гда не дается в честь Пре­свя­той Бого­ро­дицы, но лишь в честь других святых, носив­ших это имя. Также сле­дует знать, что начи­ная с 2000 г. наша Цер­ковь при­чис­ляет к лику святых мно­же­ство наших зем­ля­ков и сограж­дан – новых муче­ни­ков и испо­вед­ни­ков XX века – и при­зы­вает веру­ю­щих назы­вать своих детей в их честь и память.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *