как выглядит икона скорбящей божьей матери

«Всех скорбящих Радость» — чудотворный образ родом из Москвы

Приблизительное время чтения: 1 мин.

«Всех скорбящих Радость» — чудотворный образ Богородицы, почитаемый в Русской Православной Церкви.

Дата празднования: 6 ноября.

как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть фото как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть картинку как выглядит икона скорбящей божьей матери. Картинка про как выглядит икона скорбящей божьей матери. Фото как выглядит икона скорбящей божьей матери

Кто и когда написал икону

Первую икону «Всех скорбящих Радость» написал в 1683 году придворный живописец и один из мастеров Оружейной палаты Иван Безмин. Композиция иконы совпадает с западноевропейской иконографией «Мадонна Милующая».

Иконография

Отличительная особенность иконы: Богородица, посылающая через ангелов помощь страждущим. Существует несколько вариантов изображения. Все их можно объединить в два типа — с Младенцем на руках (московская) и без Младенца (петербургская, «с грошиками», находится в церкви Святой Троицы Живоначальной, известной как «Кулич и пасха»).

Название иконы

Начальные строки стихиры (богослужебное песнопение), посвященной Богородице:

Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покрове и Заступнице, Жезле старости, Мати Бога Вышнего, Ты еси, Пречистая, потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

История московского образа

Точных данных о том, как и когда икона «Всех скорбящих Радость» попала в храм на Ордынке, нет. Впервые о ней заговорили в 1688 году, когда от образа произошло чудесное исцеление сестры Патриарха Иоакима Евфимии Папиной. По преданию, Евфимия во время молитвы услышала голос, который указал ей на икону в храме на Ордынке. Ей принесли этот образ, и сестра Патриарха получила исцеление от незаживающей раны в боку. После этого чуда почитание иконы выросло — ей составили службы, акафист, стали делать списки.

Где находится

как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть фото как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть картинку как выглядит икона скорбящей божьей матери. Картинка про как выглядит икона скорбящей божьей матери. Фото как выглядит икона скорбящей божьей матери

Чудотворный образ находится в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке в Москве. Также в храме есть несколько точных копий этого чудотворного образа.

Источник

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Считается, что доставлять радость людям, которых посетила скорбь, это самое высокое служение. Именно этим занимается Богородица, а икона «Всех скорбящих Радость» запечатлела такое качество Божией Матери. В старину слову «скорбь» придавали более широкий смысл, нежели в современном мире. Это слово подразумевало и горестные события, и физические ощутимые боли от заболеваний, а также переживания в случае житейских неурядиц.

как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть фото как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть картинку как выглядит икона скорбящей божьей матери. Картинка про как выглядит икона скорбящей божьей матери. Фото как выглядит икона скорбящей божьей матери

История и варианты изображения

День почитания иконы: 6 ноября

Для того, чтобы как-то утешить тех, кому нужна помощь от всех мирских горестей существует икона под названием «Всех скорбящих Радость». Эта замечательная икона появилась еще XVII веке на Руси. По утверждению искусствоведов, большое значение в ее иконографии принадлежит западноевропейской школе. На самом деле до этого времени трудно проследить откуда появилась икона, хотя, так или иначе, образ «Всех скорбящих Радость» является очень старым. Так или иначе, интересно посмотреть и на современную историю, которая сочетается со многими чудесами.

Большое количество вариантов (изводов) иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» имеет разную композиционную схему. Иными словами некоторые детали иконы существенно отличаются.

Если рассматривать лики святых, изображенных на полотнах, нужно отметить, что первоначально этих фигур здесь не было, в отличие от икон, созданных с 1688 г. Это явление имеет объяснение. Оказывается, что году изображения святых на иконе, предшествовало некое знаменательное событие.

как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть фото как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть картинку как выглядит икона скорбящей божьей матери. Картинка про как выглядит икона скорбящей божьей матери. Фото как выглядит икона скорбящей божьей матери

Чудесное исцеление Евфимии

Чудотворная икона сотворила исцеление от болезни сестре Патриарха Евфимии. Именно с того момента люди стали прославлять икону «Всех скорбящих Радость», а чтобы подчеркнуть силу исцеления, стали на полотно наносить образы страждущих. Евфимии явился сон про икону, которую нужно искать в Перображенской церкви, а потом прославить образ. После того как икона сотворила чудо, о нем узнали во всем городе. Далее начали делать разнообразные списки.

Из них одним из наиболее известных является икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками в Санкт-Петербурге, которая перенесла мощную грозу. Храм был практически разрушен, а монетки из емкости для подати разлетелись и отпечатались на образе, который сам остался невредимым. Теперь икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками пользуется особым почтением.

как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть фото как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть картинку как выглядит икона скорбящей божьей матери. Картинка про как выглядит икона скорбящей божьей матери. Фото как выглядит икона скорбящей божьей матери

В чем помогает икона «Всех скорбящих радость»

По прошествии многих лет укоренилась традиция, что Богородица должна быть изображена во всей красе и сиянии. Такое сияние называется мандорла, в этом общая деталь того как выглядит икона «Всех скорбящих Радость», а детали описания и содержания могут отличаться.

Иконописи известны случаи, когда Иисуса Христа также изображают в таком сиянии. Это полотна «Второе пришествие», «Преображение Господне». Известная картина «Успение Пресвятой Богородицы» также имеет мандорлу вокруг образа Богородицы.

Так как значение иконы «Всех скорбящих Радость» часто указывает на исцеление, кроме Матери Божьей на иконе начали появляться фигуры ангелов, которые несут добро от Царицы небесной и Господа.

Многие варианты полотен представлены с изображением святых возле Богородицы. Эта икона очень хорошо знакома старообрядцам, даже несмотря на то, что увидела свет уже после церковного раскола.

Если условно составить рейтинг популярности святых образов (подчеркнем, такой рейтинг является условным и сравнительным и не следует такой рейтинг представлять себе всерьез, то есть ставить одну икону выше другой), то иконы «Всех скорбящих Радость» и Казанской Божьей матери являются одними из наиболее популярных для молитвы. Именно они чаще всего связываются с различными чудесами, которые даруются и для отдельных верующих, и для разных городов и страны.

Для того, чтобы понять в чем помогает икона «Всех скорбящих Радость» нужно посмотреть на само название. Богородица тут предстает как надежда для любого, особенно для тех, кто имеет различные трудности. Пречистая Дева молится обо всем мире и ей помогает армия Небесных ангелов, которые несут добро людям. Помимо этого нужно понять название и как Радость в глобальном смысле, ведь не зря тут используется слово с большой буквы. Речь идет о возможности Спасения, которое даровано через Богородицу, которая явила миру Спаса.

Молитвы перед иконой

Тропарь, глас 4

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний./ Не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи,// Тя бо и еди́ну наде́жду и́мамы.

Перевод: К Богородице ныне усердно прибегнем мы, грешные и смиренные, и к Ней припадем, в покаянии взывая из глубины души: «Владычица, помоги, над нами сжалившись, поспеши, мы погибаем от множества согрешений! Не отпусти Твоих рабов ни с чем: ибо в Тебе имеем мы единственную надежду!»

Ин тропарь, глас 4

Днесь пресве́тло красу́ется сла́внейший град Москва́,/ име́я чудотво́рную ико́ну Влады́чицы на́шея Богоро́дицы:/ та бо, ве́рным явля́ющи чудеса́,/ низпосыла́ет да́ры целе́бныя./ Сего́ ра́ди и мы с ве́рою припа́дающе мо́лимся,/ и на Тоя́ пречи́стый о́браз взира́юще,/ я́ко и́стинную Са́мую зрим Влады́чицу на́шу Присноде́ву Богоро́дицу,/ и уми́льно глаго́лем:/ воззри́, Ма́ти Бо́жия, о́ком ми́лости,/ простри́ к нам ру́це Твои́ пречи́стыя,/ я́коже на ико́не Твое́й сие́ зри́тся,/ и пода́ждь всем скорбя́щим ра́дость,/ больны́м от всех неду́гов исцеле́ние и от бед избавле́ние,// я́ко Ты еси́ ско́рая Предста́тельница о душа́х на́ших.

Перевод: Сегодня пресветло радуется славнейший город Москва, имеющий чудотворную икону Владычицы нашей Богородицы, ибо она, являя верующим чудеса, ниспосылает целебные дары. Потому и мы с верой коленопреклоненно молимся и, на Ее пречистый образ взирая, как живую видим Саму Владычицу нашу Деву Богородицу, и смиренно взываем: «Взгляни, Матерь Божия, взглядом милости, протяни к нам руки Твои пречистые так, как это изображено на Твоей иконе, и подай всем скорбящим радость, больным от всех болезней излечение и от бед избавление, так как Ты быстрая Ходатаица о душах наших».

Ин тропарь, глас 8

Ко исто́чнику приснотеку́щему милосе́рдия, Пречи́стей Де́ве Богоро́дице,/ притеце́м, лю́дие вси, свяще́нницы же и и́ноцы,/ му́жие, и же́ны, и ча́да, здра́вии и боля́щии,/ в покая́нии вопию́ще и уми́льно глаго́люще:/ Влады́чице, помози́ гре́шным рабо́м Твои́м,/ яви́ я́ко Блага́я сла́ву Твою́,/ при́сно потщи́ся умилосе́рдитися на ны,/ испроси́ти очище́ние душ и теле́с на́ших/ от Исто́чника жи́зни на́шея, Бо́га,// Его́же родила́ еси́, еди́на Благослове́нная.

Перевод: К текущему всегда источнику милосердия, Пречистой Деве Богородице, обратимся люди все, священники и монахи, мужчины, женщины и дети, здоровые и больные, в покаянии взывая и смиренно говоря: «Владычица, помоги грешным рабам Твоим, как Благая яви славу Твою, будь всегда милосердной к нам и испроси очищение душ и тел наших у Источника жизни нашей, Бога, Которого родила Ты, единственная Благословенная».

Ин тропарь, глас 4

Не умолчи́м никогда́, Богоро́дице,/ си́лы Твоя́ глаго́лати недосто́йнии:/ а́ще бо Ты не бы предстоя́ла моля́щи,/ кто бы нас изба́вил от толи́ких бед;/ кто же бы сохрани́л доны́не свобо́дны;/ не отсту́пим, Влады́чице, от Тебе́:// Твоя́ бо рабы́ спаса́еши при́сно от вся́ких лю́тых.

Перевод: Не прекратим никогда, мы, недостойные, возвещать о могуществе Твоем, Богородица, ибо если бы Ты не защищала нас Своими молитвами, кто бы нас избавил от стольких бед, кто бы сохранил нас доныне свободными? Не отступим, Владычица, от Тебя, ибо Ты всегда спасаешь рабов Твоих от всяких бедствий.

Кондак, глас 6

Не и́мамы ины́я по́мощи,/ не и́мамы ины́я наде́жды,/ ра́зве Тебе́, Влады́чице./ Ты нам помози́:/ на Тебе́ наде́емся и Тобо́ю хва́лимся,/ Твои́ бо есмы́ раби́,// да не постыди́мся.

Перевод: Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Владычица. Ты нам помоги: на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, ибо мы – Твои рабы; да не постыдимся!

Молитва первая

О, Пресвята́я Влады́чице и Богоро́дице, Вы́сшая Херуви́м и Честне́йшая Серафи́м, Богоизбра́нная Отрокови́це, поги́бших Взыска́ние и всех скорбя́щих Ра́досте! Пода́ждь утеше́ние и нам, в поги́бели и ско́рби су́щим; ра́зве бо Тебе́ ино́го прибе́жища и по́мощи не и́мамы. Ты еди́на еси́ ра́дости на́шея Хода́таица, и я́ко Ма́терь Бо́жия и Ма́ти милосе́рдия, предстоя́щи у Престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы, мо́жеши нам помощи́, никто́же бо притека́яй к Тебе́ посра́млен отхо́дит. Услы́ши у́бо и нас ны́не в день поги́бели и печа́ли пред Твое́ю ико́ною припа́дающих и со слеза́ми Тебе́ моля́щихся: отжени́ от нас належ́ащия на нас ско́рби и бе́ды в сей вре́менней жи́зни, не лише́ны же сотвори́ Твои́м всеси́льным хода́тайством и ве́чныя несконча́емая ра́дости в Ца́рствии Сы́на и Бо́га на́шего. Ами́нь.

Молитва вторая

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Де́во, Влады́чице Богоро́дице! При́зри ми́лостивным Твои́м о́ком на нас, предстоя́щих пред свято́ю ико́ною Твое́ю и со умиле́нием моля́щихся Тебе́; воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя, просвети́ ум наш, омраче́нный страстьми́, и уврачу́й я́звы душ и теле́с на́ших. Не и́мамы ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Влады́чице. Ты ве́си вся не́мощи и согреше́ния на́ша, к Тебе́ прибега́ем и вопие́м: не оста́ви нас Твое́ю Небе́сною по́мощию, но предста́ни нам при́сно и Твои́м неизрече́нным милосе́рдием и щедро́тами спаси́ и поми́луй нас, погиба́ющих. Да́руй нам исправле́ние грехо́вныя жи́зни на́шея и изба́ви нас от скорбе́й, бед и боле́зней, от внеза́пныя сме́рти, а́да и ве́чныя му́ки. Ты бо, Цари́це и Влады́чице, ско́рая Помо́щница и Засту́пница еси́ всем притека́ющим к Тебе́ и кре́пкое прибе́жище гре́шников ка́ющихся. Пода́ждь у́бо нам, Преблага́я и Всенепоро́чная Де́во, христиа́нский коне́ц жития́ на́шего ми́рен и непосты́ден и сподо́би нас Твои́м хода́тайством всели́тися в Оби́телях Небе́сных, иде́же непреста́нный глас пра́зднующих ра́достию сла́вит Пресвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва третья

О, Влады́чице Преблагослове́нная, Защи́тнице ро́да христиа́нскаго, прибе́жище и спасе́ние прибега́ющих к Тебе́! Вем, вои́стинну вем, я́ко зело́ согреши́х и прогне́вах, Преми́лостивая Госпоже́, рожде́ннаго пло́тию от Тебе́ Сы́на Бо́жия. Но и́мам мно́гия о́бразы пре́жде мене́ прогне́вавших Его́ милосе́рдие: мытари́, блудни́цы и про́чия гре́шники, и́мже даде́ся проще́ние грехо́в их покая́ния ра́ди и испове́дания. Ты́я у́бо о́бразы поми́лованных очесе́м гре́шныя ду́ши моея́ представля́я и на толи́кое Бо́жие милосе́рдие, о́ныя прие́мшее, взира́я, дерзну́х и аз гре́шный прибе́гну с покая́нием ко Твоему́ благосе́рдию. О, Всеми́лостивая Влады́чице! Пода́ждь ми ру́ку по́мощи и испроси́ у Сы́на Твоего́ и Бо́га ма́терними и святе́йшими Твои́ми моли́твами тя́жким мои́м грехо́м проще́ние. Ве́рую и испове́дую, я́ко Той, Его́же родила́ еси́, Сын Тво́й есть вои́стинну Христо́с, Сын Бо́га жива́го, Судия́ живы́х и ме́ртвых, воздая́й коему́ждо по дело́м его́; ве́рую же па́ки и испове́дую Тебе́ бы́ти и́стинную Богоро́дицу, милосе́рдия исто́чник, утеше́ние пла́чущих, взыска́ние поги́бших, си́льную и непрестаю́шую к Бо́гу хода́таицу, зело́ лю́бящую род христиа́нский, и спору́чницу покая́ния; вои́стинну бо несть нам ины́я по́мощи и покро́ва, ра́зве Тебе́, Госпоже́ Преми́лостивая, и никто́же, упова́я на Тя, постыде́ся когда́, и Тобо́ю умоля́я Бо́га, никто́же оста́влен бысть. Того́ ра́ди и аз Твою́ неисче́тную бла́гость молю́: отве́рзи две́ри милосе́рдия Твоего́ мне заблу́ждшему и па́дшему в тиме́ние глубины́, не возгнуша́йся мене́ скве́рнаго, не пре́зри гре́шнаго моле́ния моего́, не оста́ви мене́ окая́ннаго, я́ко в поги́бель зло́бный враг похи́тити мя и́щет, но умоли́ о мне рожде́ннаго от Тебе́ милосе́рдаго Сы́на Твоего́ и Бо́га, да прости́т вели́кия моя́ грехи́ и изба́вит мя от па́губы моея́, я́ко да и аз, со все́ми получи́вшими проще́ние, воспою́ и просла́влю безме́рное милосе́рдие Бо́жие и Твое́ непосты́дное о мне заступле́ние в жи́зни сей и в несконча́емом ве́це. Ами́нь.

Молитва четвертая

Цари́це моя́ преблага́я, Наде́ждо моя́, Богоро́дице, Прия́телище си́рым и стра́нным Предста́тельнице! Скорбя́щим Ра́досте, оби́димым Покрови́тельнице! Зри́ши мою́ беду́, зри́ши мою́ скорбь: помози́ ми я́ко не́мощну, окорми́ мя я́ко стра́нна. Оби́ду мою́ ве́си, разреши́ ту, я́ко во́лиши: я́ко не и́мам ины́я по́мощи ра́зве Тебе́, ни ины́я Предста́тельницы ни благи́я Уте́шительницы то́кмо Тебе́, о Богома́ти, я́ко да сохрани́ши мя и покры́еши во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва пятая

Засту́пнице Усе́рдная, Благоутро́бная Го́спода Ма́ти, к Тебе́ прибега́ю аз, окая́нный и па́че всех челове́к грешне́йший; вонми́ гла́су моле́ния моего́, вопль мой и стена́ние услы́ши. Я́ко беззако́ния моя́ превзыдо́ша главу́ мою́, и аз, я́коже кора́бль в пучи́не, погружа́юся в мо́ре грехо́в мои́х. Но Ты, Всеблага́я и Милосе́рдная Влады́чице, не пре́зри мене́, отча́яннаго и во гресе́х погиба́ющаго; поми́луй мя, ка́ющагося в злых де́лех мои́х, и обрати́ на путь пра́вый заблу́дшую окая́нную ду́шу мою́. На Тебе́, Влады́чице моя́, Богоро́дице, возлага́ю все упова́ние мое́. Ты, Ма́ти Бо́жия, сохрани́ и соблюди́ мя под кро́вом Твои́м, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник

Икона Богородицы «Всех скорбящих радость»: иконография (+Иконы)

Иконография «Всех скорбящих Радость» возникла в России под влиянием западноевропейских произведений, которые творчески перерабатывались русскими мастерами XVII — XVIII веков. Названием иконографии стала начальная строка богородичной стихиры:

«Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим».

Первая упомянутая в исторических документах икона с таким названием была написана в 1683 году придворным живописцем Иваном Безминым. Известно, что иконы с таким названием были в храме в царской вотчине — селе Коломенском, и в Арзамасском Алексеевском монастыре. Согласно описанию на арзамасской иконе Богородица изображалась с Младенцем и двумя ангелами по сторонам.

В 1688 году в Москве по молитве перед иконой Богоматери «Всех скорбящих Радость», находившейся в Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, произошло чудо — исцелилась от тяжелой болезни Евфимия Петровна Папина, родная сестра почившего патриарха Иоакама. Было написано подробное «Сказание», составлены служба и отдельные молитвы; иконописцы царской мастерской при Оружейной палате изготавливали списки новопрославленного образа.

как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть фото как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть картинку как выглядит икона скорбящей божьей матери. Картинка про как выглядит икона скорбящей божьей матери. Фото как выглядит икона скорбящей божьей матери

1680-е гг. По литографии 1862 г. Чудотворная икона царевны Натальи Алексеевны из Скорбященской церкви в Петербурге

Около 1710 — 1711 года сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна, переезжая из Москвы в Санкт-Петербург, взяла с собой из храма на Ордынке икону «Всех скорбящих Радость». Точно не известно, был ли это список с чудотворного образа или подлинник. Чудотворной считалась и икона, поставленная в петербургском домовом храме царевны, и икона, оставшаяся в московском храме на Ордынке. Со временем петербургский дворец почившей царевны стал богадельней, а Вознесенская церковь при ней была перестроена и стала именоваться «Скорбященской» по названию чтимой иконы. После 1917 года этот храм был закрыт, а икона в драгоценном окладе исчезла.

Однако сохранилось литографическое изображение чудотворной иконы. Есть предположение, что именно увезенный в Петербург образ был тем, перед которым молились об исцелении Евфимии Папиной, поскольку он обладал уникальными чертами, подтверждающими его оригинальность*. Богоматерь представлена в рост, окружена сиянием. Левой рукой Она поддерживает Младенца, в Ее правой руке — четки. Богомладенец так же изображен с четками. Вверху помещен образ Господа Саваофа. Богоматерь стоит на луне (полумесяце). Страждущие не изображены.

Четки — характерная деталь другого западного образа «Rosarium», или «Видение св. Доминика». Согласно католическому преданию Доминику явилась Богоматерь и вручила четки для чтения молитв. На польских образах иногда отсутствует образ визионера, а четки держит не только Дева, но и Младенец. Исходящее от Богородицы сияние и луна под Ее ногами — детали, которые исследователи соотносят со словами Апокалипсиса: «жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна» (Отк.12:1). Изображения Богородицы, стоящей на луне, появились на Западе уже в XIV столетии; в XVII веке такие образы проникли в Россию, где их использовали при создании новых иконографических изводов.

В настоящее время в Спасо-Преображенском соборе в Санкт-Петербурге есть икона в драгоценном окладе, ошибочно считающаяся образом, привезенным когда-то Натальей Алексеевной. Однако точное литографическое изображение образа царевны не совпадает с иконой из Спасо-Преображенского собора. Видимо, это один из чтимых списков, который перенесли в собор после закрытия Скорбященской церкви.

как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть фото как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть картинку как выглядит икона скорбящей божьей матери. Картинка про как выглядит икона скорбящей божьей матери. Фото как выглядит икона скорбящей божьей матери

Нач. XVIII в. Ошибочно считается иконой царевны Натальи Алексеевны. Спасо-Преображенский собор, СПб

Оставленная в московском храме икона находилась там до советского времени, когда храм был закрыт, а икона изъята. Сейчас в Скорбященской церкви на Ордынке находится список с той московской чудотворной иконы, созданный уже во второй половине XVIII века. Наличие нескольких точных списков с московской иконы, позволяет судить о ее иконографических особенностях.

Очевидно, что этот образ во многом отличался от петербургского варианта. На московской иконе Богоматерь с Младенцем изображены в сиянии, в окружении двух летящих ангелов, держащих рипиды. Нет четок в руках Богородицы и Христа и луны под ногами. В верхней части иконы — образ Троицы Новозаветной. И самое важное отличие — на московской иконе по сторонам от Богоматери изображены страждущие люди, обращающиеся к Ней с мольбами.

Два ангела, стоящих среди людей, утешают их. Особенностью московского образа было изображение святых Сергия Радонежского, Федора Сикеота, Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Видимо, эта икона была написана именно для храма на Ордынке, где был придел преподобного Варлаама Хутынского. Изображение «редких» святых Федора Сикеота, Григория Декаполита может быть обусловлено просьбой заказчика, на средства которого была написана икона.

Эти иконографические особенности московского образа показывают, что его автор не механически повторил образец, но серьезно переработал композицию, обдумал содержание и характер деталей. Само название иконы подсказывало введение изображения страждущих. Вызывающие сомнения «западные» детали — четки и луна — были исключены.

Московский вариант иконографии был почитаем еще до того, как царевна перевезла одну из чудотворных икон в Петербург. Во всяком случае, списки с образа со страждущими стали появляться еще в тот период, когда обе иконы пребывали в храме на Ордынке. Списки с московской чудотворной иконы широко распространились по всей России, чему способствовали, в том числе, и выполненные в XVIII веке гравированные листы.

Изображение страждущих на русских иконах второй половины XVII века не было редкостью. Например, оно присутствовало на богородичной иконе «Умиление и посещение в беде страждущим». Первые подобные образы появляются в 1680-х годах в Ярославле. Богородица представлена без Младенца, но вверху изображен благословляющий Христос. В опущенных, слегка разведенных в стороны руках Богоматери — жезл и свиток. Своим жестом Она как бы осеняет страждущих, изображенных внизу. Белый фон, по которому пущены цветы и травы, символизирует рай.

В этой иконографии, как и в описанных выше, прослеживается определенное влияние западных образцов. Композиционная схема повторяет западноевропейское изображение «Мадонна Misericordia» («Милующая»), на котором Дева Мария представлена с разведенными руками, простирающей свой плащ над молящимися. Ярко выраженная в образе «Misericordia» идея заступничества Богоматери вполне отвечает православному вероучению, что сделало возможным заимствование деталей данного «латинского» изображения.

Образ Богоматери «Умиление и посещение в беде страждущим» был особенно популярен в Поволжье, где эта композиция присутствует как в иконописи, так и в стенописи. Свиток в руке Богородицы часто заменяли на хлеб, чтобы проиллюстрировать текст стихиры, в котором присутствует наименование «алчущих питательница». Любопытно, что возникшая после раскола и сложившаяся не без явного «латинского» влияния иконография распространилась и в старообрядческой среде.

Смысловые и композиционные параллели образа «Умиление и посещение…» с московской иконой «Всех скорбящих Радость» сделали возможным их сближение. Это привело к тому, что к середине XVIII века образ утратил свое первоначальное название, пополнив число вариантов иконографии «Всех скорбящих Радость».

В конце XIX века от одной из подобных икон, находившейся в часовне при стеклянном заводе недалеко от Петербурга, произошло несколько чудес. От попадания молнии часовня загорелась. После пожара обнаружилось, что к иконе «Всех скорбящих Радость», упавшей на рассыпавшиеся из церковной кружки пожертвования, прилипло и непонятно как держалось 12 монет. В последующие годы от иконы произошли исцеления двух человек. В конце XIX — начале XX века списки образа «с грошиками» распространились по всей России.

На рубеже XVII — XVIII веков иконография «Всех скорбящих Радость» пополняется новыми вариантами. Богородица изображается или восседающей на престоле, или же стоящей и поддерживающей Младенца обеими руками, скрещенными в ладонях. Эти варианты точно повторяют детали двух дошедших до нас гравюр московского гравера Леонтия Бунина.

Н. И. Комашко предполагает, что эти гравюры могли быть исполнены в рамках работы над иллюстрациями к тексту Акафиста, который планировали издать типографским способом**. Возможно, гравюр было не две, а больше. И именно из этих графических образцов могли «просочиться» в иконопись такие детали как изображение Богородицы в типе «Misericordia», но с ангельскими крыльями, или столь полюбившийся русским иконописцам мотив кораблика.

Очень интересен извод иконы «Всех скорбящих Радость», в котором Богородица изображается не в центральной, а в верхней зоне. Приснодева представлена обращенной к восседающему на престоле Христу. Смысловой центр иконы — Богоматерь, восходящая на небеса к Своему Сыну с мольбой о помиловании страждущих на земле. В центральной части композиции, между земным и горним мирами, изображены ангелы на фоне небесного свода со звездами и планетами на своих орбитах. Таким символическим изображением неба, называемым «беги небесные», часто украшались потолки царских дворцов.

Увеличение количества иконографических вариантов образа «Всех скорбящих Радость» объясняется как конкретными историческими обстоятельствами, так и большой популярностью самой иконы. По всей стране существовало множество местночтимых чудотворных икон с этим названием. Каждый новый извод полагал начало собственной иконографической традиции, при этом списки могли отличаться от оригинала деталями.

как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть фото как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть картинку как выглядит икона скорбящей божьей матери. Картинка про как выглядит икона скорбящей божьей матери. Фото как выглядит икона скорбящей божьей матери

1872 г. Точный список с иконы царевны Натальи Алексеевны. Государственный музей истории религии, СПб

как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть фото как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть картинку как выглядит икона скорбящей божьей матери. Картинка про как выглядит икона скорбящей божьей матери. Фото как выглядит икона скорбящей божьей матери

Последняя четв. XVIII в. Москва. Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва

как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть фото как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть картинку как выглядит икона скорбящей божьей матери. Картинка про как выглядит икона скорбящей божьей матери. Фото как выглядит икона скорбящей божьей матери

Алексей Квашнин. 1710 г. Уменьшенный точный список с московской иконы. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва

как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть фото как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть картинку как выглядит икона скорбящей божьей матери. Картинка про как выглядит икона скорбящей божьей матери. Фото как выглядит икона скорбящей божьей матери

2-ая половина XVIII в. Палех. Список с московской иконы. Государственный музей палехского искусства, Палех

как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть фото как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть картинку как выглядит икона скорбящей божьей матери. Картинка про как выглядит икона скорбящей божьей матери. Фото как выглядит икона скорбящей божьей матери

Нач. XIX в. Ветка. Тип «Умиление и посещение…». Частное собрание, Германия

как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть фото как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть картинку как выглядит икона скорбящей божьей матери. Картинка про как выглядит икона скорбящей божьей матери. Фото как выглядит икона скорбящей божьей матери

1-ая четв. XVIII в. Тип «Умиление и посещение…». Государственный музей изобразительных искусств Татарстана, Казань

как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть фото как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть картинку как выглядит икона скорбящей божьей матери. Картинка про как выглядит икона скорбящей божьей матери. Фото как выглядит икона скорбящей божьей матери

Нач. XVIII в. Тип «Умиление и посещение…». Государственный музей палехского искусства, Палех

как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть фото как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть картинку как выглядит икона скорбящей божьей матери. Картинка про как выглядит икона скорбящей божьей матери. Фото как выглядит икона скорбящей божьей матери

Василий Васильевич Васильев. 1891 г. Точный список иконы из часовни при стеклянном заводе. Ярославский художественный музей

как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть фото как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть картинку как выглядит икона скорбящей божьей матери. Картинка про как выглядит икона скорбящей божьей матери. Фото как выглядит икона скорбящей божьей матери

Филатьев Тихон Иванов. Ок. 1703 г. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва

как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть фото как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть картинку как выглядит икона скорбящей божьей матери. Картинка про как выглядит икона скорбящей божьей матери. Фото как выглядит икона скорбящей божьей матери

Школа Оружейной палаты. Кон. XVII-нач. XVIII в. Тип Тронной Богоматери, повторяющий гравюру Л.Бунина. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва

как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть фото как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть картинку как выглядит икона скорбящей божьей матери. Картинка про как выглядит икона скорбящей божьей матери. Фото как выглядит икона скорбящей божьей матери

1713 г. (?). Москва. Тип «Мизерикордия». Церковно-археологический кабинет, Сергиев Посад

как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть фото как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть картинку как выглядит икона скорбящей божьей матери. Картинка про как выглядит икона скорбящей божьей матери. Фото как выглядит икона скорбящей божьей матери

Середина XVIII в. Кострома. Развернутый вариант типа «Мизерикордия». Ярославский художественный музей

как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть фото как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть картинку как выглядит икона скорбящей божьей матери. Картинка про как выглядит икона скорбящей божьей матери. Фото как выглядит икона скорбящей божьей матери

Иван Михайлов. 1801 г. Москва. Государственный музей истории религии, СПб

как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть фото как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть картинку как выглядит икона скорбящей божьей матери. Картинка про как выглядит икона скорбящей божьей матери. Фото как выглядит икона скорбящей божьей матери

Школа Оружейной палаты. Нач. XVIII в. Государственный Исторический музей, Москва

как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть фото как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть картинку как выглядит икона скорбящей божьей матери. Картинка про как выглядит икона скорбящей божьей матери. Фото как выглядит икона скорбящей божьей матери

Школа Оружейной палаты. Нач. XVIII в. Музеи Москвского Кремля

как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть фото как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть картинку как выглядит икона скорбящей божьей матери. Картинка про как выглядит икона скорбящей божьей матери. Фото как выглядит икона скорбящей божьей матери

1760-е г. Вариант, соединяющий детали иконографии «Всех скорбящих Радость» и «Покров». ГосНИИР, Москва

как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть фото как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть картинку как выглядит икона скорбящей божьей матери. Картинка про как выглядит икона скорбящей божьей матери. Фото как выглядит икона скорбящей божьей матери

Мастерская Богатыревых. 1800–1810-е г. Невьянск. Тип Тронной Богоматери без Младенца. Екатеринбургский музей изобразительный искусств

как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть фото как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть картинку как выглядит икона скорбящей божьей матери. Картинка про как выглядит икона скорбящей божьей матери. Фото как выглядит икона скорбящей божьей матери

2-ая половина XIX в. Тип Тронной Богоматери без Младенца и страждущих. ГосНИИР, Москва

как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть фото как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть картинку как выглядит икона скорбящей божьей матери. Картинка про как выглядит икона скорбящей божьей матери. Фото как выглядит икона скорбящей божьей матери

Сергей Карпычев. Нач. XX в. Палех. Государственный музей палехского искусства, Палех

как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть фото как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть картинку как выглядит икона скорбящей божьей матери. Картинка про как выглядит икона скорбящей божьей матери. Фото как выглядит икона скорбящей божьей матери

1-я половина XVIII в. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва

как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть фото как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть картинку как выглядит икона скорбящей божьей матери. Картинка про как выглядит икона скорбящей божьей матери. Фото как выглядит икона скорбящей божьей матери

Покров Богородицы. Никита Образописов. Середина XIX в.

как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть фото как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть картинку как выглядит икона скорбящей божьей матери. Картинка про как выглядит икона скорбящей божьей матери. Фото как выглядит икона скорбящей божьей матери

Мадонна делла Мизерикордия. Симоне Мартини. Начало XIV в.

как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть фото как выглядит икона скорбящей божьей матери. Смотреть картинку как выглядит икона скорбящей божьей матери. Картинка про как выглядит икона скорбящей божьей матери. Фото как выглядит икона скорбящей божьей матери

Мадонна делла Мизерикордия. Пьеро делла Франческа. Ок. 1460 г. Центральная часть полиптиха. Коммунальная пинакотека,Сан-Сеполькро

* Комашко Н. И. Богоматерь «Всех Скорбящих Радость» // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. — 2004. — № 1—2(14). — С. 22—34.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *