как выглядит троица сергиева лавра
Троице-Сергиева Лавра: история обители, паломничество
История монастыря
Прославленную обитель Живоначальной Троицы основал преподобный Сергий Радонежский в 1337 году. Сергей Радонежский — один из самых почитаемых на Руси святых. Именно он благословил Дмитрия Донского на битву с захватчиками на Куликовом поле и стал родоначальником московского государства. Его молитвы веками хранили стены Лавры от врагов. С детства Сергию Радонежскому была уготована особая роль — роль великого подвижника и молитвенника.
Сергий Радонежский родился в семье знатных бояр из города Ростова Великого, при рождении он получил имя Варфоломей («сын радости»). Однажды отец послал отрока Варфоломея в лес за лошадьми, где мальчику явился старец и передал ему частичку святого хлеба и сказал « Возьми, чадо, и съешь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Не смотри на то, что сия частица так мала: велика будет радость твоя, если вкусишь от нее «.
В 20 лет Варфоломей остался сиротой, а потом уговорил брата уйти в лес, чтобы стать иноками. На месте будущей Троице-Сергиевой Лавры они вместе построили шалаш, потом келью и возвели небольшую церковь во имя Живоначальной Троицы. В 23 года Варфоломей принимает монашество под именем Сергий. В этой обители монах Сергий провел большую часть своей жизни.
Троице-Сергиева Лавра была построена на подобие крепости, она была окружена высокой белой стеной. Никакие усталость и заботы не могли помешать преподобному Сергию Радонежскому пропустить богослужение. Он сам работал в монастыре, изготавливал свечи и кутью. 25 сентября 1392 года на 78-ом году жизни Сергий Радонежский почил. Когда позже монахи открыли гроб, останки старца оказались нетленными….
Святыни обители
Храмы и часовни
Паломнику
как добраться
Н а автомобиле:
По Ярославскому шоссе (дорога М8) — до Сергиева Посада.
Расстояние от Московской кольцевой автомобильной дороги 54 км.
А втобусом:
Маршрут № 388 (экспресс) от станции метро ВДНХ.
От метро (выход к ВВЦ) нужно перейти по диагональной дорожке на 2-й Поперечный проезд.
Автобусы отправляются из Москвы — с 6.50 до 22.40, из Сергиева Посада — с 5.10 до 21.00. Интервал движения — 15–20 минут.
Время в пути зависит от загруженности автодорог и в среднем составляет 1 ч. 15 мин.
Телефон автостанции в Сергиевом Посаде — (496) 540-62-90.
П ригородным электропоездом:
От Ярославского вокзала города Москвы до станции Сергиев Посад пригородными электропоездами, следующими до Сергиева Посада, а также Александрова или Балакирево. Среднее время в пути 1 ч. 25 мин.
Телефон справочной ж/д вокзала в Сергиевом Посаде — (496) 540-58-78.
В Сергиевом Посаде от вокзала до Лавры Вы можете добраться пешком (зеленая линия на карте) по улице Сергиевской и Вознесенской. На общественном транспорте – любой маршрут, одна остановка (остановка «Центр»).
где остановиться
1. Вознесенская гостиница Троице-Сергиевой Лавры расположена в Сергиевом Посаде в историческом центре города и по своему архитектурному облику является его украшением. Шаговая доступность от обители Преподобного Сергия создает комфортные условия для пребывания в ней паломников и туристов.
В связи с большим числом паломников бронировать номера необходимо заранее — за месяц-полтора до заселения.
Дополнительную информацию по бронированию и условиям проживания можно получить круглосуточно у администраторов гостиницы по телефонам: +7 (496) 549-90-94, +7-916-641-69-09.
2. Старая гостиница Лавры Адрес: г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 133 К услугам паломников комфортные номера со всеми удобствами, одно-, двухместные и многоместные (трех- и четырехместные).
Телефоны: +7 (496) 549 9000 тел./факс +7 (496) 541 43 00
богослужения Троице-Сергиевой Лавры
УСПЕНСКИЙ СОБОР
ТРОИЦКИЙ СОБОР
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница – 05.30–06.30 | Молебен с акафистом преп. Сергию – 05.00–06.30 |
Средняя Литургия – 06.30 | 06.30 |
В воскресенье соборный молебен с акафистом преподобному Сергию – 17.00 (если нет всенощного бдения). В пятницу соборный молебен Божией Матери с акафистом – 17.00 (если нет всенощного бдения). Освященное масло можно получить за свечным ящиком. |
Накануне воскресных, двунадесятых и великих праздников после всенощного бдения с литией совершается исповедь (около 21.00), а в сам день праздника – дополнительная средняя Литургия в Трапезном храме в 07.00.
Надкладезная часовня открыта ежедневно с 08.00 до 20.00.
Пятницкая часовня открыта ежедневно с 09.00 до 17.00.
На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужения совершаются по особому расписанию. Телефон для справок +7 (496) 540-53-34.
НАДВРАТНЫЙ ХРАМ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Исповедь 1-я смена – с 06.00 | с 05.00 |
Исповедь 2-я смена – с 08.00 | с 07.30 |
ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 | Всенощное бдение – 17.00 |
Исповедь в исповедальне Академии – 06.00 | 07.00 |
Литургия – 06.20 | 07.45 |
По средам совершается акафист Покрову Божией Матери (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) – 18.20 |
ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА В СЕМИНАРИИ
(вход с западной стороны Лавры только во время богослужения)
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 | Всенощное бдение – 17.00 |
Исповеди в притворе храма нет | Исповедь в притворе храма – 07.00 |
Литургия – 06.20 | 07.30 |
По средам (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) чередуются акафист Иисусу Сладчайшему и параклисис Божией Матери – 18.20 |
ХРАМ СВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
Ежедневно | |
Вечернее богослужение | 17.00 |
Литургия | 07.40 |
Таинство соборования | 12.00 |
Чин изгнания злых духов (отчитывание бесноватых) совершает архимандрит Герман в пятницу, субботу и воскресенье, кроме двунадесятых праздников, в 12:00 в храме Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла подворья Троице-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии). Справки по тел. +7 (496) 547-36-45.
трапезные
Вознесенская трапезная: тел. +7 985 929-35-49, +7 985 145-07-25.
Ресторан “Монастырская трапезная”: тел. +7 (496) 549-90-49, +7 915 111-66-89.
Ресторан “Гостевая изба”: тел. +7 (496) 541-43-43.
Ресторан “Красные палаты”: тел. +7 (496) 541-25-29, +7 903 228-18-40.
контакты
ПОЧТОВЫЙ АДРЕС ЛАВРЫ
141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
ВОПРОСЫ ЧАСТНОГО ХАРАКТЕРА
можно задать, написав письмо на почтовый ящик: answer@lavra.ru
Телефон Петро-Павловского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
(где совершается отчитывание бесноватых — чин изгнания злых духов): +7 (496) 547-36-45
Желающим потрудиться в Лавре:
— на срок от 1 до 3 дней: тел. +7 915 165-81-01 (Алексей, зв. строго в рабоч. дни, с 10:00 до 17:00 мск).
— волонтерами в выходные и праздничные дни: тел. +7 905 599-08-47 (Ольга).
— в качестве монастырского трудника, на длительный срок: тел. +7 (496) 541-55-55 (Благочинническая служба)
СПРАВКИ ПО ОБЩИМ ВОПРОСАМ
Монастырская проходная: тел.+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно).
Канцелярия Лавры: тел. +7 (496) 540-59-42, тел./факс +7 (496) 547-70-35 (8.00 до 17.00 часов мск),
электронная почта канцелярии (для официальной переписки): office@lavra.ru.
ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ
Паломнический центр: тел. +7 (496) 540-57-21, +7 (910) 471-01-70
Волонтерам и трудникам
Основное послушание волонтеров – обеспечение порядка в храмах и на территории Лавры, оказание помощи паломникам.
Волонтерам, приезжающим потрудиться, предоставляется бесплатное проживание и трехразовое питание.
Схема проезда
Интересные факты
Троице-Сергиева Лавра – крупнейший центр русского православия, культуры и духовности
Троице-Сергиева Лавра, или Свято-Троицкая Сергиева Лавра – это мужской ставропигиальный монастырь, основанный в XIV столетии преподобным Сергием Радонежским (в миру Варфоломеем). Он расположен в 52 км от Москвы, в г. Сергиев Посад. Как свидетельствуют исторические источники, будущий основатель Лавры родился весной 1314 г. в боярской семье, проживающей в Ростове.
Содержание:
Краткая история монастыря
Родители нарекли новорожденного малыша Варфоломеем и с детства они воспитывали его в вере к Всевышнему. Через некоторое время после рождения маленький Варфоломей вместе со своей семьей отправился на постоянное место жительства в городок Радонеж. Там же со всеми членами семьи он исправно посещал все богослужения, проводимые служителями церкви Покрова Пресвятой Богородицы (в то время святыня входила в состав Покровского Хотькова монастыря).
Свято-Троицкая Сергиева Лавра с высоты птичьего полёта
Достигнув 20-летнего возраста, Варфоломей принял решение о принятии иночества и посвящении себя Господу, и попросил на эту деятельность родительского благословения.
Конечно же, отец с матерью одобрили жизненный выбор своего сына, однако они попросили его не вступать в иночество до их смерти.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Такую просьбу они мотивировали своей старостью и отсутствием близких людей, которые смогли бы о них позаботиться, ведь старшие братья Варфоломея уже были женаты на тот момент и проживали в собственных домах. Но в 1337 г. после смерти родителей Варфоломей наконец-то осуществил свою мечту о служении Богу и отправился с братом Стефаном, овдовевшим к тому времени, в лесную глухомань Подмосковья.
На холме Маковце, стоящем неподалеку от реки Кончуры, они построили небольшой храм, чествуя этим действием Святую Троицу. Спустя 3 года, в 1340 г., храм был освящен.
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Жизнь в лесной глуши оказалась безрадостной для Стефана, и он покинул брата, безропотно служившего Господу. Не имея такой силы духа, которой располагал Варфоломей, Стефан перебрался в московский Богоявленский монастырь и в дальнейшем стал его игуменом. Сам же Варфоломей проводил сутки напролет в трудах, заботах и молитвах. Так прошло 2 года, и молва о безмолвном отшельнике разнеслась по всей округе. Его скит стали окружать кельи других монахов, пожелавших служить Всевышнему в глухомани и принявших обособленное жительство в Троицкой пустыни.
Через некоторое время в этой же местности появились и простые жители, пытавшиеся спрятаться в лесной глуши от нашествия татар.
Красная надвратная башня со Святыми ворота
Все заботы об иноках взял на себя игумен Свято-Троицкой обители – отец Митрофан. Он же постриг Варфоломея в иноки, дав ему имя Сергий. Новоиспеченный инок стал игумену верным помощником, а когда его наставник отошел в мир иной, Сергий сам начал заботиться о насельниках монастыря и его благоустройстве.
Расцвет Троицкой обители при Сергии Радонежском
Первоначально монастырь располагался на юго-западном склоне Маковецкого холма. Троицкий храм с трапезной стоял в окружении деревянных келий, и все постройки утопали в зелени вековых деревьев.
Собор Троицы Живоначальной
Сразу за кельями находились огородики, разбитые монахами. Там они выращивали овощи и возводили небольшие хозяйственные постройки.
Оградой Троицкой обители служил деревянный забор, а верхушку въездных ворот украшала церковь, увековечившая память о Святом великомученике Дмитрии Солунском. Попасть в монастырский двор можно было по узкой тропинке, впоследствии расширенной для проезда подвод. В целом все здания Лавры подразделялись на 3 части: общественную, жилую, оборонительную. Примечательно, что неоднократные реконструкции, проводившиеся на территории Троице-Сергиевой Лавры, не затронули план расположения построек.
Церковь Сошествия Святого Духа
По данным Лаврской летописи, в 60-х годах XIV столетия Сергий не только принял сан священника, но и получил грамоту, крест и простое благословение в словесной форме от Фелофея – патриарха Константинопольского (он одобрил решение Сергия о введении в монастыре правил «Общежитийного устава»). Численность насельников в обители неуклонно росла, а в 1357 г. сюда переехал архимандрит Симон. За счет его богатых пожертвований в монастырском дворе был отстроен новый Троицкий храм и здания разнообразного назначения.
Умер Сергий Радонежский в конце сентября 1392 г. в собственно созданной Свято-Троицкой обители. Похоронили святого основателя Лавры при Троицкой церкви.
Церковь Зосимы и Савватия при больничных палатах
Основные сооружения Троице-Сергиевой Лавры, ставшие ее достопримечательностями
Белокаменный Троицкий собор, возведенный с 1422 по 1423 гг., стал первым российским памятником архитектуры, чествующим основателя Лавры Сергия Радонежского. Златоглавая святыня появилась на территории монастыря в год канонизации Сергия, когда его имя было официально объявлено «покровителем земли Русской». Прах усопшего святого хранится здесь же, в помещении собора, а надгробная пелена с его изображением находится в музее. Иконостас собора богат работами Андрея Рублева, Даниила Черного и лучшими мастерами их школы. Среди всех икон особо выделяется «Троица», созданная самим Рублевым. Как главный храм Лавры Троицкий собор при строительстве украшался строгими орнаментальными лентами, соответствуя традициям аскетизма.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери
Второе по значимости здание-святыня – это храм Сошествия Святого Духа на апостолов. Его строительство велось в 1476 г. псковскими каменщиками, которые в своей работе использовали кирпич. Результатом их труда стала Духовская церковь, привлекательная необычным расположением колокольни под главкой. В древности церкви с такой верхушкой назывались «иже под колоколы», что подразумевало сочетание церкви и звонницы в одной постройке. Но в целом ее стиль незамысловат.
Успенский собор признан главным в Лавре. Его строительство начиналось еще в 1559 г. умельцами Ивана Грозного. А заканчивались работы по возведению собора в 1584 г., при царе Федоре Ивановиче.
Внешний облик святыни отличается одновременной простотой и строгостью, и лишь пятиглавый верх указывает на ее величие. Внутреннее убранство собора привлекательно огромным резным иконостасом. Позади его, высоко вверху оборудованы площадки для певчих. Во время песнопений монахов прихожанам кажется, что их голоса доносятся «аки с небес». Все стены и своды этого собора покрыты уникальными фресками. Их изготовление приходится на лето 1684 г., а имена художников можно прочесть на западной стене храма, под полотенечной росписью.
Храм Зосимы и Савватия Соловецких – это аккуратная шатровая церковь, появившаяся в монастырском дворе в честь учеников Сергия Радонежского. Она входит в комплекс Больничных палат.
Долгое время ее благоустройством никто не занимался, и она постепенно разрушалась. Но благодаря умелым действиям опытного реставратора Трофимова И.В. красно-белый храм вновь обрел былое величие и стал одним из живописных уголков обители. Внутри он декорирован поливными изразцами зеленого цвета.
Смоленская церковь – это изящное здание, входящее в состав Троице-Сергиевой Лавры. Своим появлением она обязана архитектору Ухтомскому, который выполнил ее в стиле «Елизаветинского барокко». Необычность планировки строения состоит в его 8-гранной форме с криволинейными выпукло-вогнутыми гранями. Нижняя часть церкви представлена высоким белокаменным цоколем. На сегодняшний день в здании святыни восстановлено 3 крыльца-паперти с парадными лестницами.
Венцом главы-кивера служит крест, попирающий полумесяц. Такое оформление верхушки церкви объясняется войнами с мусульманской Турцией – частым явлением в XVIII веке.
Надкладезная часовня расположена рядом с Успенским собором. Ее необычный внешний вид сразу привлекает внимание прихожан. Три восьмерика, установленные на четверике – такое архитектурный замысел часто встречался в конструкции построек XVII столетия, и Надкладезная часовня стала очередным воплощением нарышкинской архитектуры. Другая Надкладезная часовня – Пятницкая, стоит к востоку от Пятницкой и Введенской церквей. За несколько веков своего существования она утратила множество украшений и не переживала реставраций.
Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи
Но ее волнистая кровля со световыми восьмериками, остатки наличников и мастерски обработанный входной портал говорят о былой красоте этого небольшого сооружения.
Царские Чертоги – это огромный царский дворец, выстроенный для Алексея Михайловича. Столь знатный гость часто посещал Троице-Сергиеву Лавру, а в его свиту входило более 500 душ. Такое большое количество посетителей нуждалось в определенном приюте, чем и объяснялось появление Чертогов на монастырском дворе. Несмотря на свое предназначение – давать крышу над головой царю и его приближенным, вместительное здание имело простые формы. Однако и отделка его интерьеров, и наружные изразцы, и 2 изразцовые печи как бы намекали на то, для каких дорогих гостей готовилась эта постройка.
Митрополичьи покои на первый взгляд кажутся двухэтажным зданием. Но на самом деле этажей три. Самый древний – это нижний этаж, построенный в XVI веке. Второй этаж появился над ним в XVII столетии, а третий – ближе к середине XVIII столетия, став завершением всего ансамбля Троице-Сергиевой Лавры.
Примерно в тот же отрезок времени появилась и небольшая Михеевская церковь. Найти ее можно рядом с Трапезной палатой – большой и пышной постройкой с необычной конструкцией и огромным, богато оформленным залом с широким сомкнутым сводом. Трапезную видно издали – она высится на подклете, а ее украшением служат резные полуколонки, наличники с узорами «под виноградную гроздь», полуциркульные раковины.
Водосвятная часовня-сень со святым источником
Живопись на стенах и сводах относится к XIX веку. Зал Трапезной отделен от ее остальных помещений позолоченной кованой решеткой. Привлекательно и таинственно выглядит резной иконостас, а пол здесь выложен брусками красно-коричневой яшмы.
Надвратная церковь построена знаменитыми в XVII столетии Строгановыми в честь Иоанна Предтечи. Когда-то она была пятиглавой, но с течением времени из пяти глав осталась только одна. Несмотря на такую значительную утрату, старинная святыня всё равно остаётся прекрасным памятником старорусского зодчества, а ее декор аналогичен декору Трапезной палаты.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Что такое Свято-Троицкая Сергиева Лавра для России ни одному россиянину объяснять не надо.
Каждый, кто хотя бы раз оказывался в Москве с целью ознакомиться с ее достопримечательностями, после посещения Красной площади, Кремля и Третьяковской галерея, задумывался и, имея полдня свободного времени, осуществлял поездку в Сергиев Посад. Благо — всего 70 километров от Москвы.
Я бывал там ребенком с родителями, бывал с любимой девушкой, — впоследствии, — женой, бывал один и сопровождал иностранцев.
Вот, например, мои снимки 1977-го года
Позднее — ездил на машине по Ярославскому шоссе, на электричке с Ярославского вокзала как добраться.
Каждый раз находил там для себя что-то новое.
Если бы меня попросили выбрать три места в России, обязательных для посещения, я бы назвал Сергиев Посад с его Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой после Москвы и Санкт-Петербурга.
Красная Воротная башня
На чем бы вы ни приехали, попадаете в Лавру со стороны большой прикрепостной площади через Красную (Красивую) Воротную башню.
Считается, что ее прототип был построен в XVII веке. Современный величественный вид башня приобрела в XIX веке, когда над ней надстроили Надвратную Церковь.
Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи
Проникнув на территорию Лавры через Красную Воротную башню, вы попадаете в ворота Надвратной церкви Рождества Иоанна Предтечи.
Казалось бы, ворота уже пройдены, почему Надвратная церковь находится за воротами в Лавру? Оказывается до середины XVI века именно здесь находились Святые Врата в Лавру. А каменные крепостные стены с Красной башней, закрывающие Святые Врата с востока, были построены позднее.
Конечно же, и Надвратная церковь была построена еще позднее — в самом конце XVII века — на средства Григория Строганова.
Архитектурный стиль Надвратной церкви называют Строгановским направлением московского барокко. Действительно, церковь очень яркая и красивая!
Она украшена богатым декором, а в воротах можно увидеть фрески с изображениями Сергия Радонежского.
Интересно, что фрески были восстановлены сразу после Великой Отечественной войны, в тот период, когда, как известно, религия не была в почете в нашем коммунистическом государстве.
Успенский Собор
Еще находясь в воротах Надвратной церкви и выходя на территорию Лавры, мы видим величественный Успенский Собор — самое крупное архитектурное сооружение Троице-Сергиевой Лавры. Его пять куполов — четыре синих с золотыми звездами, и одна — золотая, возвышаются над окружающими церквями, постройками, башнями и крепостными стенами. Силуэт Собора, совпадающий с силуэтами Успенского Собора Московского Кремля, Соборного Собора Смоленской иконы Божией матери Новодевичьего монастыря XVI века, а также, как считается, с силуэтом их прототипа Успенского Собора Владимира XII века, — знакомы каждому из нас с детства и являются наиболее традиционными в русской православной архитектуре.
В последнее время по России появилось много таких соборов, например собор Рождества Пресвятой Богородицы в Зачатьевском монастыре Москвы или Преображенская церковь в Жуковском. Каждый раз видя такой собор, я вспоминаю Успенский Собор Троице-Сергиевой Лавры.
Гробница Годуновых
Гробница (или усыпальница) Годуновых находится рядом со стеной Успенского Собора. Считается, что там сейчас находятся останки царя Бориса Годунова, его жены Марии, сына Федора и дочери Ксении, захороненных в начале XVII века под папертью собора.
Эта усыпальница придает дополнительный интерес к Лавре, основанный на историзме и различных трактовках роли царя Бориса в истории России и российской культуры и искусства. Каждый из нас придерживается определенного мнения, и возможность поразмышлять над усыпальницей — хороший повод поехать в Лавру только лишь для этого…
Колокольня
и убеждаемся, что Троице-Сергиевская колокольня сейчас на 12-ом месте (или 10-ом в России, и 2-ом в Московском регионе после колокольни Николо-Угрешского монастыря).
Надкладезная часовня
Обходим Успенский Собор и у западной его стены видим изящную четырехярусную Надкладезную часовню. На месте алтаря у нее колодец. Здесь был чудесным образом обнаружен родник.
Троицкий собор
Троицкий собор — самый древний собор в Троице-Сергиевой Лавре. Он, пожалуй, наряду со Спасским собором Андронникова монастыря, является самым древним в Москве и Московском регионе — начало XV века. И, во всяком случае, древнее нынешних соборов Кремля. Конечно, XV век не так впечатляет, как XII век Успенского собора во Владимире, но — все равно Собор является одним из самых древних в России.
В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия — главная святыня обители.
Собор знаменит своим уникальным алтарем, а также тем фактом, что свою Троицу Андрей Рублев писал именно для этого собора. Сейчас там — копия. Оригинал, по-прежнему в Третьяковке. Вопрос о возвращении Троицы на место остается открытым…
Никоновский придел Троицкого Собора
Преемником Сергия Радонежского был Никон. Мощи Сергия упокоили в Троицком Соборе, а мощи Никона — в Никоновском приделе этого собора. Его постройка датируется XVI веком. Теперь Троицкий Собор и церковь Никоновского придела смотрятся как единый архитектурный ансамбль.
Духовская церковь
Совсем недавно в июне 1996 года после молебна преподобному Максиму были начаты археологические изыскания у северо-западной стены Свято-Духовского храма. Мощи преподобного были обретены и во временной раке помещены в Свято-Духовской церкви Лавры, где находятся и в настоящее время.
По желанию можно этому верить.
Михеевская церковь
Маленькая, но изящная Михеевская церковь была построена значительно позднее основных соборов и церквей Лавры — в середине XVIII века. Очень гармонирует с великолепным Трапезным Храмом.
Церковь Иконы Смоленской Божьей Матери
Небольшая церковь XVIII века в стиле елизаветинского барокко, не характерного для московского региона.
Митрополичьи покои
Митрополичьи покои построены в XVIII веке на месте более древних Настоятельских келий и Царицыных хоромов.
Трапезный храм
Двухэтажная Церковь преподобного Сергия с Трапезой или Трапезный храм или Сергиевская церковь примыкает к великолепной Трапезной Палате. Она содежит уникальный позолоченный иконостас XVII в. из разрушенного московского храма «Никола Большой Крест».
Храм в честь прп. Зосимы и Савватия Соловецких
Храм в честь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (середина XVII века) образует единый архитектурный комплекс с окружающими его палатами, где когда-то размещалась монастырская лечебница. Считается, что форма храма совпадает с формой не сохранившегося Покровского Собора на Соловецких островах.
Царские Чертоги
Царские Чертоги, то есть Царский Дворец (конец XVII века) сменил на этом месте старый деревянный дворец Ивана Грозного. Новые каменные палаты построены в том же стиле, что и Трапезная и формируют единый четырехугольный ансамбль монастыря. Здание несколько раз меняло свое назначение. К сожалению, сейчас внутрь доступа нет, и познакомиться с богатой внутренней отделкой простому туристу или паломнику нельзя.
Обелиск
Обелиск был сооружен в 1792 в память о 400-летнем юбилее со дня смерти Преподобного Сергия. На четырех медных овальных пластинах рассказана история монастыря.
Успенский кладезь с часовней
Успенский кладезь с часовней используется верующими для набора воды из священного родника.
Крепостные стены
В середине XVI века деревянные стены монастыря сменили на каменные. Более полутора километров 5-6-и метровых стен толщиной до 3,5 м и 12-ю боевыми башнями представляли собой одно из самых мощных фортификационных сооружений Европы того времени. Во время польской интервенции стены подросли и увеличили толщину вдвое и выдержали 16-и месячную осаду.
Плотничья и Каличья башни
Плотничья башня прикрывает северо-западную сторону крепости на крутом берегу слияния двух речек Кончуры и Вондюги. Построена в первой половине XVII века. Высота — 26 метров, диаметр — 18 метров. Имеется 77 бойниц.
Каличья башня существенно более поздняя. В середине XVIII века она была отстроена заново. Внутри имеется винтовая лестница, ведущая на смотровую площадку.
Звонковая башня
Звонковая башня (XVI—XVII вв.) названа по наличию в ней колокола, который оповещал о начале и окончании занятий в Духовной семинарии. Имеет традиционную четырехугольную форму (10×11 м). Имеет 50 бойниц. Украшена пилястрами, арочками и поребриком.
Уточья башня
Пятницкая башня
Восьмигранная шестиярусная Пятницкая башня (1640 г.) — самая суровая башня крепости, замыкает юго-восточный угол Троице-Сергиевой Лавры. Высота башни — 22 метра, диаметр — 21 метр. Известно, что во время Польского нашествия ее предшественница была уничтожена в результате взрыва.
Часовня Пятницкого колодца
Круглая в плане часовня Пятницкого колодца (конец XVII — начало XVIII вв.) находится за пределами стен Лавры на берегу реки Кончуры, но в непосредственной близости от центрального входа через Красную Воротную башню. Поэтому вы ее обязательно увидите на пути со станции.
Пятницкая и Введенская церкви
Пятницкая и Введенская церкви (середина XVI века) примыкают к южной стороне Троице-Сергиевой Лавры. Когда-то они входили в состав Подольного Пятницкого монастыря. Представляют собой единый ансамбль, хотя и очень не похожи друг на друга.
Памятник Сергию Радонежскому
Бронзовый памятник работы Валентина Чухаркина установлен в 2000-ом году. Преподобный Сергий изображен в простом монашеском одеянии с благословляющим перстом. В левой руке он держит свиток с оставленными им заветами монашеского жития.
Московская Духовная Академия
Московская Духовная академия переехала из Москвы в Сергиев Посад в 1814 году, заняв здания Троицкой лаврской семинарии так как ее помещения в Москве сильно пострадали во время пожара 1812 года. После 1917 года была закрыта, но вновь возобновила свою деятельность в 1947 году. Здания из красного кирпича с великолепным декором находятся у западной стены Лавры.
Ильинская церковь
Ильинская церковь находится на холме на берегу Келарского пруда. Построена в 1760 году в стиле московского барокко. В советские времена, когда Троице-Сергиева Лавра была закрыта, эта церковь была единственной церковью Сергиева Посада (Загорска).
Родник, святой источник и купель Саввы Сторожевского
В предании об этом источнике сказано что преподобный Савва извел источник из недр земных молитвою у Троице-Сергиевой Лавры.
Он находится в 150 м от стен монастыря. Располагается на правом берегу ручья, и в 700 м от центрального входа Лавры. Здесь же видим симпатичную деревянную часовню.
Келарский пруд
Келарский пруд находится у южной стены Троице-Сергиевой Лавры. Пруд был вырыт и подпружен по указанию лаврского келаря Адриана Ангелова в 1552 году. В 1815 году каменная плотина увеличила его размеры.
Памятник Ленину
Уместен ли памятник Ленину возле Троице-Сергиевой Лавры? Каждый решает для себя. Напомню лишь, что в советское время Сергиев Посад сменил имя на Загорск в память об одном из большевиков. Имя городу вернули. Но и памятник Ленину оставили. Когда я там был, на памятнике было пятно от краски…
Мемориал Славы с Вечным огнем
Мемориал в память о погибших советских воинах был открыт в 1950-ом. В 1969-ом здесь были захоронены останки около 300 героев. В 1977-ом сюда был доставлен вечный огонь от Кремлевской стены. Такие памятники уместны в любом российском городе…
Памятник Савве Мамонтову
Для несведущего туриста или паломника — достаточно неожиданный памятник на Вокзальной площади! Я тоже удивился, увидев Савву Мамонтова там, где обычно мы видим памятник Ленину, да еще во фривольной сидящей позе. Однако потом, почитав о Савве в интернете, понял, что памятник на месте, так как Савва имел непосредственное отношение к строительству Ярославской железной дороги вплоть до Архангельска. Эту сторону его полезной деятельности на благо России мало кто знает и помнит. Памятник установлен в 1999 г. в День города. Скульптор — В. Чухаркин.
В заколючение для желающих — мои видеоклипы:
Троице-Сергиева Лавра часть I
Троице-Сергиева Лавра часть II
Троице-Сергиева Лавра часть III
Троице-Сергиева Лавра часть IV
Сергиев Посад Троице-Сергиева Лавра Слайд-шоу Часть I
Сергиев Посад Слайд-шоу Часть II