как взгляд иуды на людей раскрывается в его словах сказанных об апостолах
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемГригорий Строгальщиков
Похожие презентации
Презентация на тему: » В рассказе Л. Андреева «Иуда Искариот». Склонность к притчевости Отвлеченно- символический смысл сюжетов Скепсис и пессимизм во взгляде на человека.» — Транскрипт:
1 в рассказе Л. Андреева «Иуда Искариот»
2 Склонность к притчевости Отвлеченно- символический смысл сюжетов Скепсис и пессимизм во взгляде на человека
3 Предательство Провокатор Азеф Творчество Достоевского Переосмысление канонического объяснения предательства Истоки
4 Каким образом и что мы узнаем о нем? человек очень дурной славы корыстолюби в крадет искусно его нужно остерегаться Мотив тревоги
5 Как реагирует природа на появление Иуды? Какие чувства вызывает описание природы? Как автор передает это ощущение?
6 Как выглядит Иуда? Что можно сказать о герое по его портрету? Противоречива внешность – противоречиво и поведение, двуличен. Какое чувство вызывает описание внешности? Тревогу. Об этом говорит автор и нагнетает это ощущение описанием головы Иуды. Как называется этот художественный прием? Экспрессивная образность. раздвоенность Внутренний конфликт
7 Прокомментируйте ощущения Фомы: «…Эта странная близость божественной красоты и чудовищного безобразия, человека с кротким взором и осьминога с огромными, неподвижными, тускло-жадными глазами угнетала его ум, как неразрешимая загадка» Отсвет неземного Почему же такого человека приблизил к себе Иисус? Как Иуда относится к Иисусу? Почему меняется отношение Иисуса к нему? Какое событие этому предшествует? Какое последующее событие усилило размолвку между Иудой и Иисусом?
8 Расскажите притчу о смоковнице. Зачем ее рассказывает Иисус Иуде? Считает ли Иуда себя грешником? Что он задумал? Что движет его поступками?
9 Как взгляды Иуды на людей раскрываются в его словах, сказанных об апостолах: «Своего учителя они всегда любят, но больше мертвым, чем живым. Когда учитель жив, он может спросить у них урок, и тогда им будет плохо. А когда учитель умирает, они сами становятся учителями, и плохо делается уже другим»
10 Антиподы Погубив своей любовью того, кто был его единственным оправданием и защитой, Иуда обрек и самого себя на гибель Христос был обречен, потому что его учение противостояло обыденной морали
11 Является ли рассказ Андреева оправданием Иуды? Как вы относитесь к поступку Иуды?
12 Азеф, Евно Фишелевич По заданию Зубатова в 1899 году вступил в союз социалистов- революционеров. Вместе с Г.Гершуни объединил отдельные организации эсеров, став одним из лидеров партии, после чего Гершуни был арестован, а Азеф остался центральной фигурой и возглавил Боевую организацию эсеров, осуществляющую террористические акты. Выдал весь первый состав ЦК ПСР и некоторых эсеров-боевиков, а также некоторые планы и коммуникации революционеров. Одно время собственное имя Азеф даже стало нарицательным для обозначения провокатора и доносчика
«Евангелие от Иуды»: человека создал Дурак
Иуда превыше всех
Во всем мире, наверное, немного найдется людей, которым была бы неизвестна драматичная и во многом загадочная история о том, как один из учеников Христа предал его на крестные муки за 30 сребреников. Само имя Иуды и его позорный поцелуй стали в современной истории человечества синонимами предельно низкого и омерзительного предательства.
Заблуждение апостолов
Гностики потому так и именуются (греческий корень этого слова означает «знание»), что они верили в возможность спасения посредством не веры, а эзотерического, т.е. доступного лишь посвященным знания об истинном устройстве как человеческого, так и божественного миров. Для тех из гностиков, которые примыкали к христианству, Христос был прежде всего носителем такого знания, спустившимся из горних сфер не для искупительной жертвы, а для просвещения достойных.
Люди в этом мире, как поясняется в тексте, делятся на тех, кто обладает лишь «духом», т.е., очевидно, «дыханием жизни», временно «одолженным» им архангелом Михаилом, и иных, которым архангел Гавриил «дарует» не только «дух», но и бессмертную «душу». Иуда вопрошает Учителя о судьбе тех и других и слышит в ответ, что души избранных по их телесной кончине вознесутся на небо. Что касается остальных, о них сказано: «Невозможно сеять на [камне] и пожинать плоды» (квадратными скобками в тексте публикаторы обозначали пропуски, часть которых они заполняли по контексту).
Ни слова о воскрешении!
Завершает свое повествование безымянный автор древнего апокрифа там, где канонические евангелисты только еще подступают к самому главному. При этом дело происходит не в Гефсиманском саду, а в некоей «гостевой комнате», куда Иисус удалился для молитвы и где его хотели арестовать, чтобы не смущать народ, поскольку «все видели в нем пророка». Далее следует лишь несколько фраз: «Они подошли к Иуде и сказали ему: «Что ты делаешь здесь? Ведь ты ученик Иисуса». Иуда отвечал им по желанию их. И взял у них толику денег, и предал им Его».
Просто ересь
Между прочим, само это наименование, которым завершается манускрипт, также таит в себе загадку. Грамматическая конструкция, использованная автором, несколько отличается от традиционных евангелических текстов и может трактоваться не только как «от Иуды» или «по /свидетельству/ Иуды», но и как «для Иуды» или «за Иуду». Может быть, автор хотел этим подчеркнуть, что его «благая весть» относится не только (или даже не столько) к Иисусу, сколько к «тринадцатому» апостолу?
Считается, что текст «Евангелия от Иуды» восстановлен более чем на 80 процентов.
На презентации всех интересовал вопрос об историчности версии, изложенной в новом «евангелии». Католический прелат-ученый Дональд Сениор серьезно сомневается в надежности этого источника. На его взгляд, он служит прежде всего свидетельством жизненной силы христианства как такового, порождавшего множество разнообразных толкований, особенно на заре своего существования. Вместе с тем, например, Крейг Эванс, профессор канадского духовного колледжа Акадия считает, что новый документ может, пусть хотя бы «в малой мере», способствовать переосмыслению традиционных представлений о личности и роли Иуды Искариота. Традиционные новозаветные евангелия подтверждают, что он входил в ближайшее окружение Христа и пользовался его доверием, но при этом не дают однозначного ответа, почему все-таки он предал Спасителя, напомнил канадский специалист.
Более подробная версия материала Андрея Шитова на эту тему будет опубликована в номере журнала «Эхо планеты», который выходит 20 апреля.
Раскаяние и покаяние: Иуда и апостол Петр
В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга Олеси Николаевой «Поцелуй Иуды». Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы.
Отречение Петра. Новгородская таблетка, фрагмент |
Когда Христос стал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, и быть убитым, и в третий день воскреснуть, Петр, исполнившись желанием скорейшего наступления Царства Небесного здесь и сейчас, а также любовью и состраданием ко Христу, стал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с тобою. Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн; потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 21–23). Те же самые слова: « Отойди от Меня, сатана» (Мф. 4, 10) Господь говорил дьяволу, когда тот искушал Его в пустыне.
Но и об Иуде сказано: Один из вас диавол (Ин. 6, 70); Диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его (Ин. 13, 2); Вошел же сатана в Иуду (Лк. 22, 3); После сего куска вошел в него сатана (Ин. 13, 27).
В эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня (Мф. 26, 34; см.: Мр. 14, 27; Лк. 22, 34; Ин. 13, 38); Опустивший со мною руку в блюдо, этот предаст Меня (Мф. 26, 23), Рука предающего Меня со Мною за столом (Лк. 22, 21).
Тем не менее, анализ подоплеки греха Иуды и греха Петра приводят, в конечном счете, к противопоставлению этих евангельских персонажей, один из которых раскаялся, однако не покаялся в евангельском смысле «перемены ума» («метанойя») и, продолжая пребывать в греховном мраке, отчаялся и удавился, а другой – плакал горько (Мф. 26, 75) и, исполненный любви ко Христу, прибег к Его милосердию, покаялся, был прощен, получил Господне благословение, стал первоверховным апостолом и засвидетельствовал свою верность Господу мученической кончиной.
Это говорит прежде всего о том, что между раскаянием Иуды и покаянием Петра существует кардинальная метафизическая разница. Раскаяние оказывается лишь муками нечистой совести, не ищущей и не чающей, однако, прощения, не верящей в Того, Кто имеет власть оставлять грехи, Кто взял на себя грех мира (Ин. 1, 29). Раскаяние, таким образом, может настичь и неверующего человека, но покаяние происходит исключительно перед лицом Господним, в преддверии приблизившегося Царства Небесного. Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17) – с этими словами Господь выходит на проповедь после искушения Его сатаною в пустыне.
Главный вопрос, который Он задает отрекшемуся Петру, – это вопрос о любви: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? (Ин. 21, 15, 16, 17). И Петр отвечает на это исповеданием своей полной и совершенной любви к Господу, включающей в себя и личную сердечную всецелую преданность, и привязанность (это выражается глаголом «филео»). А поскольку Господь уже свидетельствовал о покаявшейся грешнице: Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит (Лк. 7, 47), особый смысл приобретает и Его вопрос Петру: Симон Ионин! Любишь ли ты меня больше, нежели они? (Ин. 21, 15). Так возникает особая «диалектика» любви и Божиего прощения: чем более человек любит Бога, тем более он сокрушается о своих грехах и приносит свое покаяние в них, но чем более ему прощает Господь, тем сильнее он Его любит. Без исполнения самой первой заповеди этот непрестанный и подвижный путь к Богу «застопоривается»: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим (Мф. 22, 37). Таким образом, непреложным условием любви к Богу является покаяние в грехах, так же как условием покаяния становится любовь к Богу.
Этой любовью так или иначе исполнены все поступки апостола Петра, даже и в том случае, когда к ней примешиваются некие земные и страстные побуждения.
Предсказание страстей: И, отозвав Его, Петр начал прекословить ему: Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою (Мф. 16, 22).
Хождение по водам: Петр сказал Ему в ответ: Господи! Если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде (Мф. 14, 28).
Чудесная ловля рыб: Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный (Лк. 5, 8).
О камне Церкви: Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живого (Мф. 16, 16).
Взятие Христа под стражу: Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо (Ин. 18, 10).
Явление на Тивериадском озере: Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою… и бросился в море (Ин. 21, 7).
Испытание Петра: Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин. 21, 17).
Господь воистину знает, что Петр любит Его. В своей горячей вере Петр опережает других учеников. Он первый исповедуют Христа Богом: Ты Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 26,16); первый прекословит Христу, взывая к Нему пощадить Себя и отказаться от страданий; первый торжественно обещает умереть со Христом и не соблазниться о Нем; первый препятствует Христу омыть ему ноги, обнажает меч против взявших Христа под стражу; кидается к Нему по воде, узнав, что это – Он, как в случае с чудесным хождением по водам, так и тогда, когда узнает в Нем Воскресшего Господа.
И даже уверения Петра: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь (Мф. 26, 33), исполненные самоуверенности и самонадеянности, происходили все же из пламенной любви его к Господу. Господь смиряет Петра не за его горячее побуждение, а именно за то, что он хотел противостоять соблазнам собственными силами. «Когда должно было усиленно молиться и говорить: “Господи, помоги нам!” – он совершает троякое преступление: первое то, что противоречил пророку и Иисусу Христу; второе, что предпочитал себя другим; третье, что полагался только на себя, а не на помощь Божию» (Свят. Иоанн Златоуст). «Христос попустил ему пасть, чтобы научить его надеяться не на себя, а на Бога, и слова Христовы почитать достовернейшими собственного сознания. Притом же слова: “Если и все соблазнятся, я никогда не соблазнюсь”, – отзываются высокомерием и обнаруживают в Петре гордость и незнание собственной немощи» (Блаж. Феофилакт Болгарский).
Таким образом, Петр не уклоняется от соблазнов, но пытается противостоять им своими человеческими силами: он не отрекается от Господа по своей свободной воле, как это сделал Иуда, напротив, его воля состоит в том, чтобы быть со Христом даже до смерти, однако он не может противостоять силой своего человеческого волеизъявления напастям этой ночи. Его отречение – свидетельство его немощи, о которой он сам не ведает и о которой узнает, лишь когда исполняется пророчество Господа. Он словно иллюстрирует горестное наблюдение апостола Павла: Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, что не хочу: уже не я делаю то, но живущий во мне грех… Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 15, 18–20, 24).
Горький плач Петра, отрекшегося от любимого Господа и не смогшего противостоять искушению, исполнен подобного же сокрушения: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?»
Петр не хотел – и отрекся от Любимого. Иуда сам по своей воле – захотел – и предал за деньги Нелюбимого.
Петр покаялся пред Господом и был прощен. Иуда раскаялся в злодеянии, которое не смог вынести, отчаялся и удавился.
В результате Петр стал первоверховным апостолом, которому вручены ключи Царства Небесного, Иуде же – лучше было бы. не родиться (Мф. 26, 24; Мр. 14, 21): он стал именем нарицательным, символом предательства. Именно с ним связаны все человеческие аллюзии, вызванные коварством, корыстолюбием, изменой и низостью.
Проповедь Сына Божиего и начинается со слова «покайтесь»: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2; 4, 17). Сам Господь определяет цель Своего первого пришествия как спасение грешников, невозможное без их покаяния: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13). Так написано, и так надлежало постраждать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов (Лк. 24, 47).
Покаяние, таким образом, становится непреложным условием спасения: На небесех более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15, 7). Добрый пастырь радуется об одной единственной овце, заблудившейся и нашедшейся, более, чем о девяноста девяти незаблудившихся (см.: Мф. 18, 13).
Апостол Петр отрекся от Христа и, горько плача, покаялся. Смиренный мытарь, ударяющий себя в грудь и повторяющий: Боже, будь милостив ко мне грешнику! более оправдан, чем горделивый фарисей, исполняющий закон (см.: Лк. 18, 13, 14). Благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Иисуса Господом, первым попал в рай (см.: Лк. 23, 40–43). Покаявшийся блудный сын был почтен от отца лучшей одеждой и перстнем, и отец, заколов тельца, устроил пир в честь его возвращения (см.: Лк. 15, 21–24). Блудница, облившая ноги Христа слезами покаяния и отершая их волосами своими, была прощена со всеми своими – «многими» – грехами (см.: Лк. 7, 38–47). В каждом из этих случаев покаяние обращено к живой личности Христа. В каждом случае оно сопровождается сокрушенным плачем и смирением.
Покаянные слезы становятся неким жертвенным приношением Господу. Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень (4 Цар. 20, 5).
Только Бог отрет всякую слезу с очей (Откр. 7, 17). Однако эти очистительные слезы должны пролиться и стать выражением совершенного покаяния, его «делом», его «жертвой», наподобие принесенного Христу блудницей драгоценного мира: «Принеси Богу покаяния слезы» (Великий покаянный канон св. Андрея Критского).
Но в то же время они и дар Божий, без которого сердце не может ни умягчиться, ни умилиться, ни подлинно покаяться, ни очиститься. О них молит всякий, приступающий к Господу: «Всяк грех содеях, всех преидох блудом: аще восхощу покаятися, не имам слез токи!».
«Тучи мне подаждь, Христе, слез, в поста красный день, яко да восплачу, и омыю скверну яже от сластей, и явлюся Тебе очищен…» ((Подобен вечерни первой седмицы Великого поста. Триодь Постная).
«Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию…» (Песнь 1 Великого покаянного канона св. Андрей Критского)
«Слезы блудницы, Щедре, и аз предлагаю: очисти мя, Спасе, благоутробием Твоим».
«Воспряни, о душе моя, деяния твоя яже соделала еси помышляй, и сия пред лице твое принеси, и капли испусти слез твоих».
«Слезы, Спасе, очию моею, и из глубины воздыхания чисте приношу…».
«Согреших, якоже блудница вопию Ти: един согреших Тебе, яко миро, приими, Спасе, и моя слезы».
«Омый и мене, Спасе, слезами».
«Очию моею приими капли, Спасе, и спаси мя».
«Яко разбойник вопию Ти: помяни мя; яко Петр, плачу горце… зову, яко мытарь, слезю, яко блудница; приими мое рыдание, якоже иногда хананеино».
«Плачу, яко Марфа и Мария над Лазарем»._
«Припадаю Ти и приношу Тебе, якоже слезы, глаголы моя: согреших, яко не согреши блудница…» (Великий покаянный канон св. Андрея Критского).
«Как иной человек, принеся великий дар царю, награждается от него ласковым взором, так и тому, кто имеет в молитве своей слезы, великий Царь веков, Бог, прощает всякую меру грехопадений и награждает его благоволительным взором? Слезы во время молитвы – признак Божией милости, которой сподобилась душа в покаянии своем, признак того, что молитва принята и слезами начала входить на поле чистоты» (Преп. Исаак Сирин.).
Альтернативой покаяния является «гибель»: Если не покаетесь, все… погибнете (Лк. 13, 3). Сдвину светильник твой с места его, если не покаешься (Откр. 2, 5).
Послание Иуды 1 глава
I. Приветствие (стихи 1-2)
Иуд. 1:1. Автор представляет себя просто: Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова. В обращении к своим читателям он не ссылается на данную ему власть. Ему достаточно чувствовать себя «рабом» Иисуса Христа. (Соображения относительно личности Иуды смотрите во Вступлении.)
Послание Иуды было адресовано призванным, которые освящены Богом Отцом и сохранены Иисусом Христом. Эта тройственная характеристика Божиих детей является одной из многих триад, встречающихся в этом послании. Слово «призванным» обращено в прошлое: Бог призвал их ко спасению через Свое избрание по милости (Рим. 1:6; 8:30; 1Кор. 1:24; Еф. 4:4; 2Пет. 1:3). Слова «освящены Богом Отцом», то есть отделены Им для Себя, потому что Он возлюбил их, подразумевают настоящее время, так как, хотя о Своей любви к людям Бог и объявил в далеком прошлом, она продолжается и в настоящем.
Слова третьей части обращения: сохранены Иисусом Христом — содержат надежнейшую гарантию на будущее, ибо Христос будет хранить тех, кто доверяется Ему, вплоть до Своего второго пришествия (1Фес. 5:23; 2Тим. 1:2; 1Пет. 1:5; Иуд. 1:24). Призвание осуществляется посредством активной работы Духа Святого, освящение приходит от любящего Отца Небесного (2Кор. 13:14), а сохраняет верующих в Своем Священническом служения — Сын. Таким образом, в приветствии Иуды отражена деятельность всей Троицы. В осознании того, что Бог, призвав их, освящает в Своей любви и хранит, черпают верующие уверенность и душевный мир во времена вероотступничества.
Создается впечатление, что на каждый из этих трех моментов в обращении Иуды содержится как бы намек в дальнейшем тексте Послания; на призвание можно видеть намек в словах: «об общем спасении» (стих 3), о любви Божией, которая явилась причиной их освящения, читаем в стихе 21, а о сохраняющей верующих силе Иисуса Христа говорят следующие слова: «ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни» (стих 21; сравните стих 24).
Иуд. 1:2. В исходящих от Бога милости, мире и любви, умножения которых желает Иуда в своем приветствии верующим, особенно нуждаются те христиане, которые живут в атмосфере отступничества. Божия милость может поддержать их в трудное время (Евр. 4:16); мир Его, «который превыше всякого ума», может дать душе тишину и покой и тогда, когда зло свирепствует вокруг (Рим. 15:13; Фил. 4:7); а Его любовь может защитить и сохранять верующих, перед лицом опасности (Рим. 5:5; 1Иоан. 4:12,15-16).
Характер приветствия отражает взгляды автора и его мировосприятие. Самый подбор слов говорит о глубоком сочувствии и сердечной озабоченности его относительно тех, кому он пишет. Он жаждет, чтоб они во всей полноте познали Божий милость, мир и любовь. Сам же Иуда переполнен любовью к ним и потому предупреждает их о тех, которые проникают в церковь, чтобы разрушить ее, и которые не знают о Божественной милости, мире и любви.
II. Предупреждение относительно вероотступников (стихи 3-4)
Иуд. 1:3-4. Желая писать на более радостную тему об общем спасении, Иуда вынужден был обстоятельствами обратиться к другой — жгучей и неприятной теме. Сложившаяся ситуация призывала к немедленному действию. Возникла очевидная опасность, и Иуда призвал верующих противостать ей со всей решимостью. Иуда прямо говорит: Я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру. Затем он объясняет своим читателям, что именно побудило его взяться за перо: Ибо вкрались некоторые люди. Они присоединились к общинам верующих, выдавая себя за их братьев, тогда как на деле они были им врагами.
Он писал тем, кто разделял с ним веру и спасение. И побуждал их быть начеку по отношению к вероотступникам, которые проникли в поместные церкви с тем, чтобы разрушить, если удастся, само основание веры, на котором стоит Церковь.
Под верой, однажды преданной святым следует понимать ту совокупность истин, которую донесли до верующих апостолы. Слово «вера» употребляется в этом же значении в Гал. 1:23 и 1Тим. 4:1, подразумевая то, во что уверовали. Опасность распространения лжеучений должна была вызвать ответную реакцию со стороны верующих, побудить подвизаться (епагонизестаи в греческом оригинале означает буквально защищать, не жалея сил, те истины, которые безбожники старались опровергнуть). Иуда как бы подписывался под словами: «Будем твердо держаться исповедания нашего» (Евр. 4:14).
Проникшие в церкви чужаки, которые и мыслили, и вели себя развратно, должны были быть удалены. Ибо они не были заблудшими последователями Христа, но именно чужаками, стремившимися подорвать христианскую веру.
В упоминании о том, что эти люди были издревле предназначенные к сему осуждению, по-видимому, — намек на ветхозаветные пророчества (Ис. 8:19-22; Иер. 5:13-14). Конец их предсказан также в Новом Завете (2Фес. 2:6-10; 2Пет. 2:3).
Две особенности были присущи этим «нечестивым» (Иуд. 1:15): они извращали учение о Божией благодати и отвергали Сына Божия.
В свободе верующих во Христе они видели залог вседозволенности, безудержного угождения «похотям плоти».
Не считая плоть творением Бога, они призывали не ограничивать ее ни в чем. Неудивительно, что эти извращения в повседневной жизни вели их к извращению христианского учения как такового, а именно к отрицанию личности Иисуса Христа и власти, данной Ему Богом.
III. Предупреждение об опасности Богоотступничества (стихи 5-16)
Вначале Иуда предупреждает своих читателей об опасности вероотступничества, ссылаясь на три примера в прошлом, когда отступники не избежали кары (стихи 5-7), а затем говорит о грядущем суде над нынешними отступниками, (стихи 8-16).
А. Примеры отступничества в прошедшие века (стихи 5-7)
Иуд. 1:5. Египет приводится в напоминание о том, что большинство израильтян, выведенных оттуда, веры не имели. По причине неверия и погибло в пустыне целое поколение евреев (сравните Евр. 3:16-19).
Иуд. 1:6. Среди ангелов есть такие, которые не «оставили своего жилища» и не вышли из послушания Богу. Но есть и другие — которые не сохранили своего достоинства, но оставили свое жилище (по другим переводам — «не удовольствовались своим положением»), и теперь они соблюдаются в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.
Среди богословов нет единого мнения относительно источника информации, которым пользовался в данном случае Иуда. Некоторые считают, что он взял эту мысль из Быт. 6:1-4, где сказано, что «сыны Божии» стали грешить с дочерьми человеческими; это, мол, и были те ангелы, которые не сохранили своего «достоинства» и ослушались Бога (толкование на Быт. 6:1-4).
Другие полагают, что Иуда имеет в виду то, о чем говорится в апокрифической книге Еноха. Поскольку у самого автора Послания никаких разъяснений на этот счет нет, то и нам ничего не остается, как строить догадки. Однако то, как говорит Иуда о падших ангелах, дает основание полагать, что его читатели хорошо знали, о чем идет речь, и в дополнительных пояснениях не нуждались.
3. СОДОМ И ГОМОРРА (стих 7)
Иуд. 1:7. В качестве третьего примера Иуда приводит Содом и Гоморру и окрестные города, обращая внимание своих читателей на то, какая ужасная участь постигает отвращающихся от Бога и «идущих во след своим плотским похотям». Судьба неверующих, живших когда-то в этих городах (Быт. 19:1-29), предвозвещает судьбу и современных нечестивцев, которые отвергают Божию истину и не слушают Его предостережений. Огненная казнь, которой подверглись извращенцы Содома и Гоморры, — это прообраз вечного огня в аду, которого не избежать лжеучителям.
Б. Проявление отступничества в дни Иуды (стихи 8-16)
I. НЕПОКОРНОСТЬ ВЛАСТЯМ (стихи 8-10)
Иуд. 1:8. От исторических примеров, описанных в стихах 5-7, Иуда возвращается к вероотступникам в пределах современной ему Церкви. Те из них, которые оскверняют (свою) плоть, — подобны жителям Содома и Гоморры те, кто отвергают начальства, уподобляются неверующим евреям, которые не считались с авторитетом ни Моисея, ни Самого Иеговы.
Те же, кто злословят высокие власти (судя по греческому оригиналу, речь здесь идет о небесных существах), сравнимы с ангелами, которые не сохранили своего достоинства. Субъекты, предстающие перед нами в этих трех сопоставлениях, отличаются плотской аморальностью (Рим. 1:24,26-27; Еф. 4:19), непокорностью и духовной дерзостью. Будучи мечтателями, они ошибочно полагают, что пути, которые они избрали, приведут их к чему-то хорошему.
Иуд. 1:9. Михаил Архангел был послан похоронить Моисеево тело, однако, согласно иудейской традиции, основанной на книге «Успение Моисея», не вошедшей в канон Священного Писания, диавол стал спорить с ним, предъявляя, видимо, свое право на тело Моисея. Однако Михаил, несмотря на всю силу и власть, которыми обладал, не ответил сатане сколько-нибудь дерзко, во доверил это дело Богу и лишь сказал: Да запретит тебе Господь. Между тем, лжеучители решаются злословить небесные силы (стих 8), являя собой полную противоположность Архангелу Михаилу, который «не осмелился» злословить даже сатану, властителя падших ангелов.
Иуд. 1:10. Самое восприятие вещей гностиками принижалось тем, что они целиком пребывали во власти своих животных инстинктов. Знания, касавшиеся мира иного и его обитателей, были им недоступны. А то, что было доступно их «познанию» (влечения плоти не были секретом и для «бессловесных животных», но этими «познаниями» они только «растлевали себя»). Иуда таким образом высмеивает претензии гностиков, на высшее знание. Их истинное «знание» — по части осквернения собственных тел (стих 8) — вело их, как жителей Содома и Гоморры, к саморазрушению.
2. НЕПРАВЕДНЫЕ ПУТИ (стих 11)
Иуд. 1:11. И вновь прибегает Иуда к одной из своих излюбленных триад. По его словам, отступники заблуждались трижды — горе им! Они идут путем Каиновым. Это может означать, что они, подобно Каину, или
а) сами избирали себе путь и образ служения, или
б) завидовали другим, либо
в) ненавидели других, одержимые духом уничтожения (Иоан. 3:12), …предаются обольщению мзды, как Валаам. Валаам известен тем, что под маскою служения Богу склонял других ко греху, стремясь еще и нажиться на этом (2Пет. 2:15-16; Чис. 22:21-31). Подобно ему, и лжеучители — современники Иуды, жадные до денег, вводили людей в грех, сами не понимая, насколько это опасно.
«И в упорстве погибают, как Корей». Корей некогда поднял бунт против Моисея и Аарона, восстав против власти, которая была им дана Богом. Таким образом они в сущности восстали против Самого Бога. Так же и люди, о которых говорит Иуда (возможно, это были руководители каких-то местных церквей), восстали против Божией власти, и за это им не миновать уничтожения. Иуда настолько уверен в этом, что говорит о них как об уже погибающих.
3. НЕПРАВЕДНОЕ ВОДИТЕЛЬСТВО (стихи 12-13)
Иуд. 1:12. Иуда говорит о хитрых методах, какими проникают отступники в церковь. Они участвуют в вечерях любви: пиршествуя с вами. По-видимому, эти «вечери» проводились в память вечери Господней. Таким образом, внешне они как будто признавали Господа, тогда как внутренне отвергали Его (стих 46). И в этом смысле были «соблазном» для верующих, тая в себе опасность для них. Да и можно ли представить себе большее кощунство!
Более того, неверующие эти брали на себя роль пастырей, но на деле не были ими. Вместо того, чтобы заботиться о духовном насыщении стада Божьего, они без страха утучняют себя. А ведь в насыщении овец — главная обязанность пастыря! Люди эти, претендовавшие на руководство стадом, были жестокосердными обманщиками и эгоистами.
Будучи формально старшими, они были подобны безводным облакам, носимым ветром. Это первое из четырех красочных уподоблений природным явлениям в стихах 12-13. Лжепастыри не могут напоить жаждущие души, они лишь притворяются, что могут. Но они, как и облака, гонимые ветром, скоро исчезнут.
Они духовно мертвы, как осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые. Вот как объясняется этот образ: если по осени (когда собирают фрукты) дерево не приносит плодов, то оно кажется умершим, или действительно мертво. Будучи вырванным с корнем, оно умирает окончательно, как бы во второй раз. О «мертвости» пастырей-отступников свидетельствовали две вещи:
а) они не приносили духовного плода в других и
б) они сами не имели духовных корней, как бы «исторгнутые»; только осуждение ждало их впереди.
Иуд. 1:13. Свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими. Как морские волны, набегая на берег, тут же убегают прочь, не оставляя ничего, кроме пены, так и эти отступники не могут дать людям ничего доброго, полезного или поучительного. Лишь пустота и срам остаются после них.
Звезды блуждающие. Ярко блистая, пересекают такие звезды ночной небосклон и затем исчезают без следа. По звездам, положение которых — неизменно, ориентируются мореходы, а от блуждающих им нет никакой пользы. А если бы какой-нибудь неразумный штурман стал сверять по ним путь своего корабля, то увел бы его далеко в сторону. Так и популярность отступников имеет короткий век, а те, которые по неосмотрительности последуют за ними, уйдут далеко от истины. Подобно блуждающим звездам, канут еретики во «мрак», но это будет духовный мрак — их наказание в вечности.
Вероотступники, о которых пишет Иуда, не были верующими, которые не принесли плода, и, значит, не получат награды на небе, — после суда Христа над верующими. Они — самозванцы, которые будут судимы по их злым делам.
4. УГОЖДЕНИЕ САМИМ СЕБЕ (стихи 14-16)
Иуд. 1:14-15. О суде над вероотступниками уже упоминалось в стихах 4-7, 13, теперь же Иуда подтверждает неизбежность его ссылкой на пророчество Еноха, жившего до потопа (Быт. 5:4-20). Но богословы сталкиваются тут с большим затруднением, поскольку в Ветхом Завете нет никаких упоминаний об этом пророчестве.
Однако в апокрифической «Книге пророка Еноха», написанной примерно в 110 году до Р. Х., есть место, подобное словам Иуды в 1:9, и на этом основании многие считают, что Иуда цитирует именно из этой, по-видимому, хорошо известной первым христианам, книги. Другие же, ссылаясь на различия, имеющиеся между словами Иуды и тем, что сказано в «книге пророка Еноха», высказывают предположение, что свое откровение, связанное с Енохом, Иуда получил прямо от Бога, или под воздействием Духа Святого вписал в это послание какое-то устное предание. Ни то, ни другое объяснения не противоречат доктрине Богодухновенности. Если Иуда цитировал из апокрифа, то тем самым подтвердил истинность данного пророчества, а не всей «Книги пророка Еноха» в целом (сравните с цитатой Павла из, как полагают, Эпименида, критского поэта, Титу (1:12).
В пророчестве Еноха указывалось на грядущее возвращение Христа на землю, во славе, со тьмами святых ангелов Своих (Матф. 24:30; 2Фес. 1:10), чтобы сотворить суд над всеми (2Фес. 1:7-10) и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких (асебейс — буквально «неуважительный») словах, которые произнесли на Него нечестивые грешники. Четырехкратное повторение Иудой слова «нечестивый» подчеркивает суть характера вероотступников. Претендуя на роль духовных вождей, они «злословили» Иисуса Христа (стих 10).
Иуд. 1:16. Иуда приводит четыре отвратительные особенности их:
а) Это ропотники, ничем не довольные, — они постоянно обвиняли других людей, а собственных ошибок не видели;
б) поступающие но своим похотям (нечестиво и беззаконно) — также стихи 8,10,18-19; в) уста их произносят надутые слова (слово гиперонка — буквально «раздутый» — встречается только здесь в 2Пет. 2:18);
г) они оказывают лицеприятие для корысти — т. е. они льстили тем, от кого надеялись что-то получить. Склонность роптать так, чтобы все слышали, греховная самовлюбленность, экстравагантность, эгоизм и льстивость — таковы признаки отступников как в те времена, так и в ваши дни.
Тон Иуды звучит решительно, данное им описание — четко и всесторонне. Он раскрывает перед верующими истинную натуру отступников и не оставляет сомнения относительно их будущей участи. Потому так убедителен его призыв к верующим — противостать нечестивцам и их делам.
IV. Советы, как не впасть в вероотступничество (стихи 17-23)
В этих стихах Иуда переходит к советам, как уберечься от вероотступничества. Недостаточно просто распознать лжеучителей, важно не впасть в их заблуждения.
А. Помните учение апостолов (стихи 17-19)
В стихах 18-19 Иуда заявляет, что Проникающие в церкви еретики — во-первых ругатели (стихи 10-15), во-вторых, они поступают по своим нечестивым похотям (стих 16), и в-третьих, это — люди, отделяющие себя (от единства веры), то есть создающие раскол в среде верующих. Очевидно, что таковые Духа Святого не имеют и не рождены свыше (Рим. 8:9).
Б. Назидайте самих себя (стихи 20-21)
Иуд. 1:20-21. Помимо необходимости помнить предупреждения апостолов относительно отступников, читателям Иуды следовало тщательно блюсти самих себя. Вот главное из того, что хотел сказать им Иуда: А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни. Греческий текст содержит подряд четыре деепричастия: назидая, молясь, сохраняя, ожидая. Явно противопоставляя эти действия тому, что делают ругатели, автор послания предваряет свой совет словами А вы, и в третий раз называет своих читателей: возлюбленные (стихи 3,17,20).
«Назидать себя на святейшей вере» — значит постоянно углублять свои познания об этой вере, которая была «однажды предана святым» (стих 3), т. е. доверена святым апостолам, чье учение, записанное теперь в Священном Писании, верующие должны постоянно исследовать и постигать (Деян. 20:32; 2Тим. 2:15).
Молиться Духом Святым это не означает говорить на непонятных языках, но, как пишет Джордж Лоуренс, «молиться от всего сердца и от всей души, освещенных и исполненных Духом Святым». Другими словами, это значит — молиться в силе Духа Святого (сравните Еф. 6:18).
«Сохранять себя в любви Божией» — не следует понимать в том смысле, что наше спасение зависит от постоянных наших усилий не потерять этой любви, — такое понимание противоречило бы другим утверждениям Священного Писания (стих 24). Речь тут о том, что верующий все более возрастает духовно по мере того, как исполняется сознанием Божией любви к Нему и углубляет свое личное общение с Богом (Иоан. 15:9-10 — «пребудьте в любви Моей»).
Ожидание «милости от Господа, для вечной жизни» тоже содействует назиданию себя. Автор имеет здесь в виду ожидание осуществления блаженной надежды верующих — на то, что Христос возвратится за Своею Церковью, каковое событие явится заключительным свидетельством Его милости, дарующей нам вечную жизнь («для вечной жизни»), т. е. радость бесконечной жизни в Его присутствии (1Пет. 1:5,9,13).
В. Будьте милостивы к другим (стихи 22-23)
Иуд. 1:22-23. И к одним будьте милостивы с рассмотрением. Поскольку отступники хитрыми словами своими вводили верующих в заблуждение, многие из них, вероятно, мучились сомнениями: слушать их или нет. Таких сомневающихся, по словам Иуды, резко обличать и поносить не следует. Относиться к ним нужное любовью и милостью — ведь именно так относится к ним Сам Господь (смотрите стих 21). Их нужно не критиковать, но ободрять. Не в сокрушительных обличениях, но в ободрении и назидании нуждаются они.
Другие — это те, кто не спасен, кто идет в вечный огонь (стих 7). Апостол пишет, что таких людей страхом спасайте, исторгая из огня, пытаясь пробудить в них страх перед Богом. Но делать это тоже нужно со страхом, т. е. с осторожностью, чтобы не заразиться невзначай их грехом. Ибо люди эти настолько развращены, что даже одежда, оскверненная их нечистой плотью, источает дыхание смерти (толкование на стих 12).
Итак, в своем коротком послании Иуда дает верующим семь повелений:
1. Подвизаться за веру, однажды преданную святым (стих 3).
2. Помнить учение апостолов (стих 17).
3. Назидать себя на святейшей вере (стих 20).
4. Молиться Духом Святым (стих 20).
5. Сохранять себя в любви Божией (стих 21).
6. Ожидать милости от Господа, для вечной жизни (стих 21).
7. Оказывать милость тем, кто сомневается, и спасать из огня неверующих (стихи 22-23).
V. Победа над вероотступничеством (стихи 24-25)
Иуд. 1:24-25. Иуда завершает это послание возвышеннейшим славословием, как бы отвечая на невыраженный вслух вопрос: «Кто же может сохранить нас от отступничества, в которое впадают многие, даже не подозревая того?» Вот он ответ: Могущему же соблюсти вас от падения, слава и величие. Итак, победу над опаснейшими заблуждениями можно обрести лишь во Христе! Он Тот, Кто может «соблюсти» верующих. Христос представит их непорочными в радости перед Своим Отцом, и радость их будет и о Нем, и о себе (Евр. 12:2; 1Пет. 1:8). Здесь звучат бесконечно важная тема победы, бесконечно радостная песнь хвалы, любви и восхищения тех, кто уверен в своем искуплении.
Иуда воздает Богу честь и славу, говоря: Единому, премудрому Богу, Спасителю нашему, слава и величие, сила и власть. Все это доступно и верующим через Победителя, Иисуса Христа, Господа нашего, Который славой и величием, силой и властью обладал «прежде всех веков» и обладает ими в вечности.
Таким образом, исполнил Иуда желание сердца своего написать верующим в радостном тоне (стих 3), потому что Христос дает нам надежду на победу, а в этом — залог неизменной радости.
толкование Далласской семинарии на послание Иуды, 1 глава