как жить по уму

Азбука выживания, или как научиться жить мудро и правильно

Не могу пройти мимо вот этой мудрой азбуки выживания, которую создал для своего сына русский писатель Вячеслав Иванович Дёгтев.

как жить по уму. Смотреть фото как жить по уму. Смотреть картинку как жить по уму. Картинка про как жить по уму. Фото как жить по уму

Мудрости и праведности в ней не счесть, но такой труд и не усвоить с первого раза. Перечитывайте его всякий раз, как будете в безвыходной ситуации — авось, найдёте ответ на свои вопросы…

как жить по уму. Смотреть фото как жить по уму. Смотреть картинку как жить по уму. Картинка про как жить по уму. Фото как жить по уму

«Андрей, сын мой! Ты вступаешь на арену жизни, где тебя не ждут, где никому не нужен и только раздражение будешь вызывать и антипатию, порой самим лишь фактом существования. Каким бы аскетом ни был, ты все равно будешь посягать на чье-то жизненное пространство. Благодаря мировым архитекторам жизнь наша сейчас аховая — это грязный, отнюдь не ароматный поток, этакая Клоака. Грязевой сель антагонизмов. Адовый этот ассенизаторский поток имеет свойство аннигилировать-растворять в себе все живое и сложное, — это едкая, активная среда. А потому, чтобы жить в этом амбре, нужно создать вокруг себя защитную оболочку, этакую капсулу, некий кокон, альянс апологетов, если угодно, который бы защищал от внешней, едкой, повторяю, среды. Что-то вроде Наутилуса. Субмарину со своими законами, со своим уставом. Куда будут допущены только избранные. Тобой избранные адепты. Итак…

Будь всегда самим собой. Будь терпим к чужим слабостям, свои же искореняй безжалостно. Не ищи людского понимания, тем более объективного. Не рассчитывай, что тебя будут оценивать объективно. Запомни: ложь — это правда других, а чужая правда — это удобная, приятная для них ложь. То, что ты считаешь объективной оценкой, это всего лишь твое желание, чтобы так считали окружающие. Но что для одного благо, то для другого смерти подобно. И тебя будут оценивать с точки зрения своих, чаще всего банально-шкурных интересов и по шкале своего понимания о благе. Благозвучным словесам о благородстве и возвышенных благообразных целях не верь. Сам не болтай о благородстве, лучше постарайся быть благородным без бахвальства.

Во всем всегда вини себя. В институт не взяли — виноват сам: неважно подготовился; если б ты был первым по знаниям, никакие экзаменаторы-взяточники не посмели бы вкатить тебе «пару». Вышла возлюбленная замуж за другого — виноват сам: не ту выбирал, а тому вахлаку — посочувствуй. Верить другу перестал — виноват сам: не с тем водился. Воздавай каждому должное: не возвеличивай ничтожество, даже если тебе это выгодно; великого не унижай фамильярностью — тем самым ты лишь уронишь себя в его глазах. Врачам не верь; большинство врачей — это вчерашние студенты-троечники, открывавшие учебники за пару часов до экзамена. Научись врачевать себя сам.

Говори по делу и кратко. Говори суть, не разглагольствуй. Говори, когда спрашивают, и не лезь с советами, даже если они и не глупые. Помни, что глупцы гневливы и горделивы, потому гони от себя гнев и гордыню.

Довольствуйся малым. Доведи потребности до минимума, и у тебя будет все необходимое. Дави в себе стяжателя. Помни древнего мудреца, сказавшего о рынке: «Как много на свете вещей, которые мне не нужны!» Держи людей на дистанции — больше будет уважения. Не давай повода ищущим повода, поэтому не заводи слишком доверительных отношений. Деньги не презирай, но и не будь их рабом-данником. Деньги не всегда дьявол. Но и не всегда друг. Относись к ним индифферентно.

Евангелие учит любить всех, в том числе и врагов. Это все равно что отапливать белый свет или наполнять бездонную бочку. Гораздо естественней, утверждаю еретическую мысль, любить друзей и близких. Незачем уравнивать родную мать с последним убийцей-душегубом. Итак, люби близких и будь с ними честен. Пусть у вас будут единые помыслы и устремления. Одному в жизни тяжко, как сказано поэтом, «каждый сильный ему господин и даже слабые, если двое». И вообще, единица — это почти что ноль.

Живи по средствам. А потому не занимай денег. Сам же не зажимай, если просят взаймы — дай, но единожды и ровно столько, чтобы смог безболезненно перенести невозврат долга. Если должник не отдал в срок — безжалостно вычеркни, выжги этого человека из своей жизни, это сорняк, вон его с пажитей души твоей. Живи своим умом. Не жди, что придут и что-то предложат — еще ни одна гора не пришла к Магомету.

Злорадствующих и злословящих злопыхателей избегай. Сам не злорадствуй и не злословь. С теми, кто злорадствует над кем бы то ни было, особенно злословит за глаза, не поддерживай с теми контактов. Злословя, человек в момент злорадствия, показывает истинное свое злое лицо злопыхателя, свою завшивленную изнанку, так же позлорадствует когда-нибудь этот зложелатель и над тобой. Рви со злыднем безвозвратно. Лучше иметь мало друзей, зато друзей, а не назойливых «знакомых». Здоровайся со всеми, даже с теми, кто с тобой не здоровается, — тем самым ты унизишь его, даже не намереваясь этого делать. Знай во всем меру; ничем не злоупотребляй — зачем тебе умирать не в свое время.

Избегай поучать кого-либо, даже если и требуется. Умный в этом не нуждается, а дурак все равно не поймет. Иди своим индивидуальным путем. Избегай натоптанных троп. Если за тобой повалила толпа — значит, путь изначально избран неверный. Ничего выдающегося на нем не ждет, срочно меняй путь, ибо истину обретают лишь одиночки. Если твои идеалы стали исповедовать многие, а идеи сделались «модны», значит, в этом есть удобная для толпы ложь. Толпа не изменилась с древности: она так же избегает суровых истин и все так же верует в красивую ложь. Красивые, хотя и извращенные иллюзии ей ближе, чем неприглядные истины. С подозрением относись к излишне изобретательным идеям, внимательно изучай заманчивые предложения — тут всегда какой-нибудь подвох, какая-нибудь игра, ибо бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловках. Лучше быть недооцененным изначально испорченной нашей инфантильной интеллигенцией, чем захваленным, пусть даже и заслуженно. Индифферентно относись к так называемому успеху, ибо ранние почести искривляют, а порой изламывают жизнь.

Комфорт развращает. Бойся комфорта. Не давай комфорту приручить себя. Помни, что тело съедают сласти, а душу — страсти. Ограничивай себя во всем, и тогда поймешь, что главное в жизни — простота, ясность ума, душевное и физическое здоровье, и тогда смысл жизни окажется в самой жизни. Остальное все — суть блуждания воспаленного, неудовлетворенного, праздного ума некультурного, ибо культура есть система запретов. Как самые изысканные кушанья неизбежно портят фигуру, так комфорт убивает порывы души. Бери пример с предков наших: они крепко держали в руках копья и мечи обоюдоострые и крушили врагов окрест; они крепко стояли на кремнистом, каменистом пути и были счастливы в воинственной простоте своей. Карнеги не читай. А если кто подарит этого конформиста — повесь в сортире на гвоздь.

Люби тех, кто любит тебя. Будь благодарен им за их любезное к тебе расположение. В общении с ними пусть голос твой будет кроток и ласков, преисполнен любви. Если что-то обещал близкому человеку, выполни обязательно, с лихвой. Людям, близким тебе, делай подарки, приятные сюрпризы. Говори им комплименты. Не лицемерь с ними. Хвали их, это будет приятно не только им, но и тебе — лицезреть их ликующие глаза. Говори друзьям любезности — но только друзьям! — и не захваливай, иначе похвала твоя превратится в лесть и ничего не будет стоить. Не говори друзьям лживых слов, пусть слова твои будут прямые и правдивые, и чтобы притом сквозила в них любовь. Помни, что нас любят те, кого любим мы.

Мирись первым. Но не унижайся. Если твоей протянутой рукой манкируют — больше мира не ищи. Пусть помирит вас Бог. Не бойся умереть — это всего лишь миг. Не относись к жизни слишком серьезно — все равно выйти живым из этой игры еще никому не удалось. Поэтому живи так, как будто каждый день последний, это придаст твоему существованию особую окраску. Если хочется насладиться местью — мсти, коли не можешь простить.

О планах своих помалкивай, ибо опыт учит, что мозги человеку даны, чтоб скрывать свои мысли. Поэтому не озлобляй против себя людей, не показывай им свой ум. Если же не в твоем обычае держать язык за зубами, тогда лучше говори ошеломляющие общество глупости или общие слова — люди снисходительны к ограниченным и не принимают их в расчет, они очень быстро охладеют к тебе, — ты же осторожно и осмотрительно делай свое дело. Лучше прослыть дураком, чем быть им. Не очаровывайся сам и старайся не очаровывать других; люди легче прощают предательство, чем разочарование. Относись ко всем с уважением, даже если человек недостоин уважения, все равно говори ему «вы» — это возвысит тебя в глазах тех, кто ему «тыкает». Обливайся каждое утро ледяной водой, и визиты к врачам сведешь до минимума. Объять необъятное не пытайся — хотя стремиться к этому надо, — но каждый день обязательно делай одно, всего лишь одно дело, направленное на перспективу. Одно, но каждый день! И вскоре ты обойдешь сверстников. В общем, строй, что построится, а там посмотришь, что получится. Опасайся «общечеловеков».

Презирай врагов своих. Их не должно для тебя существовать. Будь выше их злословия. Помни: собаки лают, караван идет. Ни в коем случае даже не пытайся любить их. Не верь в то, что тебя они простили. Сам не прощай обид, всегда «плати по счетам», иначе об тебя будут вытирать ноги все, кому не лень. Добряков в жизни не уважают, на них воду возят, иногда в прямом смысле. Помогай друзьям. Поддерживай в спорах друга, даже если он и неправ, — иначе друга потеряешь. В спорах с нацменами поддерживай единоплеменника, даже если он и несимпатичен тебе. Даже если он — враг. Все-таки перед чужаком — это родная кровь. Тебе не простят «объективности» ни те, ни другие. Никогда не заигрывай с врагами твоих друзей. Помни, что враг друга не может быть твоим другом. С предавшими друзьями расставайся легко и не сходись больше. Порванную бумагу как ни склеивай, все равно останется рубец; лучше поискать новый чистый лист. Даже тех, кто приполз к тебе на брюхе после разлада, не подпускай второй раз близко, ибо людям свойственно помнить старые обиды, — для этого почитывай иногда эту «памятку». Презирающих тебя — презирай.

Развей в себе способность взирать на жизнь отстраненно. Будь равнодушным прохожим, учтиво-рациональным. Старайся поменьше привязываться к чему бы то ни было, не будь рабом никаких идей. Тогда не получишь разбитых надежд. И в душе не будет разлада. И ни в чем не разуверишься. Разбивай иллюзии сам, и тогда не будет ежедневных трагедий. Подходи к жизни разумно, а потому не развратничай — иначе будешь работать на аптеку. Расчетливо распределяй силы и не рассчитывай на то, что тебя будут помнить через сто лет. Даже если и будут, то какая тебе от того радость и польза? Радуйся розам в росе, радуге, румяному карапузу сейчас. Помни, что рая нет. Как, впрочем, и ада. Однако не забывай, что ты — русский.

Сохраняй самоуважение, но гони от себя спесь. Сохраняй своеобразие в поведении и в мыслях, чтоб нельзя было тебя «просчитать». С одним и тем же человеком не делай дважды одного и того же дела. С неприятными, злыми людьми не общайся, не будь близок, не дели стола и крова, — все это рано или поздно, но выйдет тебе боком. Старайся не спорить. В спорах не рождается никакая истина, спор хорош лишь тем, что улучшает пищеварение; в споре ты проговариваешься и раскрываешься, сам того не желая. Помни, что так называемые добрые люди слывут в свете как слюнтяи, недаром классик снисходительно сказал про таких: «Хорошие люди редки в мире, как фальшивые деньги». Мир же по своей природе суров и склоняется только перед силой в виде власти, денег, влияния, авторитета, иногда в виде интеллекта. Старайся быть сильным хоть в чем-то, помни, что у слабого нет друзей. Соучастия и понимания не жди, не тешь себя самообманом, скорее всего не дождешься. От экзальтированных субъектов с сияющими глазами держись подальше. Старайся удерживаться от связей и с сумасбродами: это шизоиды или просто сумасшедшие, и ничего, кроме лишних проблем и дурной славы связи эти не принесут. Помни: лучше потерять с умным, чем найти с дураком.

Философы древности предостерегали учеников от женщин. Говорили, что женщина-фатум горше смерти, потому что она — сеть, и сердце ее — силки, руки ее — оковы. И это, как говорится, неопровержимый факт. Итак, не люби женщин. Если не можешь не любить, то хотя бы не расточай ей фимиам, не создавай из нее фетиш, ибо феерия сразу же сменится такой кабалой, по сравнению с которой римские галеры покажутся раем. Не откровенничай, а тем паче не философствуй с женщиной. Если женщина перестанет сплетничать и приохотится философствовать, тут не откупишься даже норковой шубкой. Если не можешь удержаться от фрондерства, то не говори хотя бы главного или сведи разговор на финише к какой-нибудь фривольности. Она из всей твоей филиппики зафиксирует в памяти именно этот забавный пустяк.

Ходи прямыми путями. Будь хозяином своей судьбы. Не давай сбить себя с пути, а потому не верь хлюстам-агитаторам, каким бы сладким хором они ни пели: «халва!» — во рту у тебя не станет слаще. Помни, что все самые хваленые идеологии — суть исторический хлам, все они призваны хлипкими заплатками всевозможных хламид прикрывать бездонные хляби на месте давно разрушенного храма. Нет на свете никакой, самой величайшей и благороднейшей идеи, ради которой стоило бы ставить на кон свою жизнь, пусть даже самую ничтожнейшую на чей-то холодный взгляд. Они будут произносить храбрые словеса, воздымать красивые хоругви с правильными девизами, а умирать за эти химеры в предсмертном хрипе придется тебе. Лишь Родина — не химера…

Цель выше и дальше. Пусть цели твои будут величественно-царственными. Будь цельным, не разменивайся на мелочи. Цени тех, кто истинно ценен. Старайся пахать по целине или хотя бы поперек борозд. Никогда не целуй руку, если хочется укусить или оцарапать. Не злоупотребляй цитированием, даже умных мужей, помни, что цитаты — это цивилизационные цепи для мозгов, — старайся сам оставить после себя цитаты. Помни, что и цинизм в меру — ценен.

Шагай по жизни широко, и не бойся порвать от таких шаганий себе штаны. Не шарахайся в шоке от всяких шавок — такие, даже башковитые, не вызывают из-за своей трусости доверия. Попусту не шуми, но старайся делать так, чтоб шум после них появлялся в обществе и прессе, а не у тебя в сердце.

Щадить себя — значит не любить себя. Не щади ни себя, ни других. Не будь щеголем и держись подальше от щеголих — одежда это не способ самоутверждения, а всего-навсего защита от холода. Нищим не подавай, не увеличивай число профессиональных тунеядцев; пусть добывают себе пищу, как и ты, — в поте лица своего. Не обижайся на тех, кто недооценивает тебя, быть может, своими щелчками и щипками они высекают из тебя искру Божью. Но если ударят по правой щеке, левую не подставляй, лучше ударь противника по челюсти, и не жалей потом об этом.

Этот мир несовершенный ничем тебе не обязан и ничего тебе не должен. Все мы, возможно, чей-то неудачный эксперимент, затянувшийся экспромт. Твоя жизнь — всего лишь случайность на пути моих поисков счастья, незаметный для природы эфемерный эпизод в безграничной эмпирике вариантов. Эклектичное соединение несоединимого, хаотичная эманация души и тела — вот суть человека. Мы все всего лишь этюды для какой-то эпохальной картины, которую никто из нас не увидит. А если увидит — не поймет. Поэтому будь эпикурейцем — бери от жизни лучшее и сейчас и не уподобляйся некоторым желтолицым эстетствующим носителям элегантных эспаньолок, которые, приходя на чужой ужин, не приносят с собой ничего, даже здорового аппетита. Который, кстати, вкупе со здоровым эгоизмом, — фундамент всех великих эпох.

Юлий Цезарь, создатель великой Римской империи, будучи юношей, страдал от того, что ничего еще не сделал для вечности. Не откладывай и ты на завтра то, что можно сделать сегодня. Подобно вышеназванному Юлию, один день в неделю воздерживайся от пищи — это полезно, и здоровье и юность преходящи в печальной нашей юдоли. В юности прелесть прежде всего в том, что всякий юнкер еще потенциальный генерал и всякий юнга — капитан в перспективе. Но время безжалостно воздаст каждому по заслугам. Дружи с юмором, но не юродствуй. Человек без чувства юмора неполноценен, это своего рода дальтоник.

Я поучаю тебя, сын мой Андрей, а в твоем лице и всех остальных своих детей, внуков и правнуков так яростно не потому, что пророк ярый какой-то идеи или ясновидец вдохновенный, вовсе нет. Я дошел до этих простых истин на собственном опыте и проверил их на собственной шкуре. И хочу, чтобы жизненное ярмо у тебя было хотя б чуть-чуть полегче. И потому даю эти советы, хотя сам не всегда следовал им. Итак, создавай свой Наутилус и плыви на нем по нашей жизни, похожей сейчас на Клоаку. И никогда не слушай — как не слушал я — ничьих советов. Это относится и ко всему вышенаписанному».

Хочется в конце добавить, помните, что русская душа — это щедрость, знающая границы!

Источник

Как жить по уму, а не по глупости

как жить по уму. Смотреть фото как жить по уму. Смотреть картинку как жить по уму. Картинка про как жить по уму. Фото как жить по уму

Мы все хотим быть счастливыми, здоровыми и успешными, но не всегда знаем, как это правильно сделать. Качество жизни, на самом деле, не зависит от статуса, денег или страны проживания. Качество жизни зависит от твоего порядка в голове и от твоего представления о счастье. Что мешает нашему счастью? Только мы сами. В особенности наши страхи и окружающий мир, который эти страхи с удовольствием питает. Но мы нашли способы борьбы со всем этим, чтобы твоя жизнь вышла на качественно иной уровень.

Люди часто стремятся жить так, будто они будут жить вечно. Они погружаются в бесконечное «завтра», за которым наступает другое «завтра», а следом еще одно «завтра». В итоге, если ты оглянешься назад, то увидишь массу упущенных возможностей. Проблема в том, что ты не попробовал понять свои желания. Что ты хочешь от жизни? Что ты хочешь изучить, узнать? Кем ты хочешь стать? Запиши всё это на листок бумаги. Возьми хотя бы ближайший год и составь список достижимых целей. Например, года вполне достаточно, чтобы подготовиться к поездке в другую страну — это осуществимо. И если ты хочешь куда-то поехать, то самое время выбрать, куда.

как жить по уму. Смотреть фото как жить по уму. Смотреть картинку как жить по уму. Картинка про как жить по уму. Фото как жить по уму

как жить по уму. Смотреть фото как жить по уму. Смотреть картинку как жить по уму. Картинка про как жить по уму. Фото как жить по уму

В большинстве случаев СМИ делает из тебя овоща, который только и может, что бояться самого себя и окружающего мира. На этом держатся все новостные газеты или какие-нибудь желтые издания. О реалити-шоу мы даже говорить не будем. Лучше ограничить чтение новостей до минимума. Ты ничего от этого не потеряешь — напротив, приобретешь массу положительных эмоций, которые придут на смену негативным впечатлениям, что появляются из-за очередных «добрых» новостей. Зачем тебе расстраиваться зря? Жизнь гораздо лучше, чем нам ее показывают.

как жить по уму. Смотреть фото как жить по уму. Смотреть картинку как жить по уму. Картинка про как жить по уму. Фото как жить по уму

Только так можно выбраться за пределы своего страха, а это делать нужно, если ты хочешь жить полноценной, а не картонной жизнью. Иногда мужчине необходимо делать что-то радикальное, что-то сумасшедшее, что-то не укладывающееся в его привычный образ. Если ты начнешь бороться со своими страхами, то скоро поймешь, что проблема не в страхах, а в самом ожидании, которое предшествует объекту ужаса. Нет ничего лучше, чем открыться своему страху, чтобы победить его.

Ты занят, мы заняты, все заняты. Это всё понятно, но это не спасает тебя от ответственности перед самим собой. Если ты думаешь, что твоей активности в виде основной работы и поглощения пищи достаточно, то ты ошибаешься. Сильная личность должна выбираться за рамки своих ежедневных потребностей и обязанностей. Только в таком случае она оставит после себя что-то еще, кроме пепла.

Начни с гардероба. У тебя там полно одежды, которая тебе не нужна. Оставь только то, что носишь. Если есть свитера, брюки, майки, которые ты не надевал уже несколько лет, то лучше сдай всё это куда-нибудь на переработку. То же самое сделай с остальными вещами у себя в квартире. Исключением могут быть вещи, которые потенциально способны стать ценными, либо вещи, которые ценны с точки зрения воспоминаний. Всё остальное барахло лучше выбросить — жизнь станет сразу чище.

как жить по уму. Смотреть фото как жить по уму. Смотреть картинку как жить по уму. Картинка про как жить по уму. Фото как жить по уму

Мы об этом уже говорили, но хорошее можно повторить: мания контроля не доведет тебя до добра. Мы уверены, что есть события в жизни, которые невозможно предсказать или правильно проанализировать. Они просто случаются. Некоторые из этих событий довольно трагичны, но их следует принять. При этом не стоит сосредотачиваться на негативном опыте. Ты всё равно ничего не изменишь, если событие уже произошло. Лучше контролируй то, что находится непосредственно в твоей власти. В этом ключе нам нравится один рыцарский девиз: «Делай что должен, и будь что будет».

как жить по уму. Смотреть фото как жить по уму. Смотреть картинку как жить по уму. Картинка про как жить по уму. Фото как жить по уму

Банальный совет, но его нужно вбить себе в голову. Даже самые умные и успешные люди в мире чувствуют потребность к знаниям, поэтому они и читают что-то новое каждую неделю. Мы скептически относимся к скорочтению, но одной недели достаточно, чтобы прочитать среднюю книжку. Любая книга дает тебе возможность взглянуть на мир по-другому, особенно если речь идет о художественной литературе. Научно-популярная литература тоже хороша, но не нужно читать только ее. Постарайся разнообразить спектр своего чтения, и тогда ты сам не заметишь, как стал гораздо умнее.

Источник

Как жить собственным умом

как жить по уму. Смотреть фото как жить по уму. Смотреть картинку как жить по уму. Картинка про как жить по уму. Фото как жить по уму Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

У деятелей Просвещения был девиз: «Имей мужество пользоваться своим собственным умом». Это — слова Иммануила Канта. Праматерь Ева, вопреки слову Творца, «дерзостно вкусила бессловесной снеди».

Последствия были катастрофичны и для нее, и для всех нас. Может быть, она просто попробовала воспользоваться собственным умом? С тех пор вопрос: как правильно поступить, «разрешить» ли себе тот или иной поступок или нет, мучает каждого человека практически ежедневно.

Первые люди дерзнули поступить вопреки предупреждению Бога. Да, идея вкусить запрещенного плода родилась не у Евы, и не у Адама. Не собственным умом они это совершили — это был совет лукавого, который подбивал их к греху. Но все же последнее слово оставалось за ними, и они жестоко ошиблись.

Человеку изначально дана способность пользоваться своим умом и вместе с этим дана ответственность за его использование. Попытка избавиться от собственного ума — это, прежде всего, попытка избавиться от ответственности. В легенде о Великом Инквизиторе из романа Достоевского «Братья Карамазовы» повествуется именно об этом. Инквизитор говорит Христу, что они освободили людей от свободы, тем самым освободив их от ответственности. Отныне людям прямо объявляется, что делать и что не делать. Но и ответственность за их действия лежит на Инквизиторе, а не на них самих. И люди довольны.

Христос же принес людям свободу, но со свободой сопряжена и ответственность. Надо в течение всей жизни учиться достигать главной цели жизни человека — Богообщения и правильно распоряжаться свободой.

«Бессловесная снедь», которую дерзостно вкусила Ева, это то, что положило начало магии. Господь сказал: чтобы достичь обожения, надо трудиться, возделывать рай, самого себя, совершенствовать свой дух. Ведь цель у Адама и Евы была: «стать как боги». Но достичь этой цели надо было путем достаточно сложным, путем труда над самим собой. А тут дьявол предлагает иной, более легкий путь: не надо никакого труда, достаточно съесть запрещенный плод, и цель достигнута.

На современном языке это звучит примерно так: «нажми на кнопку, получишь результат». Это то, чем мы болеем до сих пор: нам хочется быстрого результата. Часто люди приходят в храм и спрашивают: «что сделать, чтобы. » И далее может следовать все, что угодно: чтобы муж не пил, чтобы сын поступил в институт, дочь вышла замуж, чтобы в семье появились дети, чтобы исцелиться от тяжелой болезни. «И что сделать, чтобы это произошло?»

И люди ждут примерно такого ответа: прочти двадцать раз то и то, съешь просфорку оттуда-то, возьми землицы с той-то могилки, выпей водицы оттуда, запиши на сорок дней с припиской «страждущий» и все будет хорошо. И если батюшка раздает такие рецепты, он весьма популярен в народе. Особенно, если у одного-двух получится достичь своей цели. Но это именно путь змея, то, на чем дьявол поймал первых людей: «съешь плод, и станешь богом».

Святые отцы всегда выступали против такого метода. В Великом каноне преподобного Андрея Критского мы постоянно слышим призыв к действию: «Бодрствуй, душа моя; будь мужественна, как великий из патриархов, приобретая себе деяние с разумением, да будешь умом, видящим Бога».

И сегодня истинные пастыри не на могилку отправят за помощью, а к Богу призывают обратиться с покаянной молитвой. У святых отцов мы часто слышим: не доверяйте собственному мнению. К примеру, святитель Феофан Затворник пишет: «У всех отцов-руководителей встречается урок — не доверять своему уму… Если ты при каждом деле, не доверяя себе, ищешь вразумления от Подателя всякой премудрости, то право течешь. Поступая так, ты подражаешь пророку, который молился Богу: «Господи, по словеси Твоему вразуми мя»… — научи, как понять что-либо из встречающегося в жизни или в Писании, или как поступить в предлежащем случае».

«Не иметь своего мнения» — для современного человека это звучит как оскорбление. На самом деле человек разумный подойдет к решению любых вопросов очень осторожно: если он в чем-то не разбирается, он это поймет и постарается воспользоваться наработанным опытом других людей, которые до него уже изучили эту область досконально. Если человек хочет сделать ремонт в квартире, он не будет придумывать все с нуля, а посмотрит, как это делали другие люди, почитает соответствующие руководства. Дело же не в том, чтобы принципиально высказать свое мнение вопреки другим, а в том, чтобы это мнение было разумным.

И в духовной жизни, если человек хочет что-то предпринять, он постарается изучить опыт святых отцов, посоветоваться с опытным руководителем. И главное, если мы верим Богу, будет разумно всегда, перед любым делом, в том числе перед составлением собственного мнения, попросить Его о помощи и вразумлении, о содействии.

У Адама и Евы не было возможности прочесть творения святых отцов, но у них был Сам Бог, к Которому они могли обратиться и спросить: вот мол, змей предлагает то-то и то-то. Их ошибка заключалась в том, что они не стали этого делать, а поступили самонадеянно, положились на свой разум.

Но в то же время мы имеем примеры, что личную инициативу — дерзновение — Господь поощряет. Но здесь вопрос, в каком случае это происходит? Он говорит кровоточивой жене: дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя. Она, как и Ева, проявила свою инициативу, тоже сделала то, что ей нельзя было делать. В состоянии, в котором она пребывала, ей запрещено было прикасаться к людям. Но она дерзнула и коснулась Христа. И Господь ее ублажает.

Дело в том, что цели у Евы и у этой женщины были разные. Причем, у кровоточивой жены вряд ли была цель спастись, а просто — получить здоровье, была вера, что Христос может совершить исцеление. И это оказалось правильной целью. Получить исцеление, прикоснувшись к Богу, как источнику здоровья — это правильно. А сделать нечто вопреки слову Божию — неправильно. Господь сказал: действуй так и так, и не делай так, а человек посчитал себя умнее Бога и слова Божии оказались для него неважны. Итак, любое действие определяется целью — зачем человек это делает. Дерзновение к правильной цели поощряется, а к неправильной — осуждается.

Правильная цель — это все, что приближает нас к Богу. Наша задача — через любые свои поступки приближаться к этому единству, хранить и укреплять его. Все наши действия, которые помогают в этом — правильные. Те действия, которые нарушают наше единство с Богом, суть грех. Не надо думать, что речь идет о сверхъестественных поступках. Это могут быть самые обычные повседневные действия, ведь наше единство с Богом определяется через единство с ближним. «Не любящий брата своего, — вопрошает апостол Иоанн Богослов, — как может любить Бога?» (1 Ин. 4,20) По заповеди Христа мы с ближними должны поступать так, как хотим, чтобы с нами поступали люди (Мф. 7,12). Правильные отношения к ближним приближают нас к Богу.

К примеру, едет человек за рулем, впереди лужа, а на тротуаре стоят пешеходы. Он может пренебречь ими, чтобы не утруждать себя, и проехать по луже, обрызгав всех с ног до головы. Формально он как бы ничего не нарушил, не его же вина, что на дороге лужа. Но может поступить иначе: постараться объехать лужу, чтобы никого не обрызгать. Нет возможности объехать — можно снизить скорость. Может там стоит первоклассница с букетом цветов, идущая первый раз в школу? Какое будет для нее разочарование, когда увидит свой белый фартучек весь в грязных пятнах? Правильно будет, увидеть стоящих людей и проехать так, чтобы не навредить им.

Как же нам нарабатывать рассуждение, чтобы наши поступки приближали нас к Богу? Чтобы не кидало нас из огня да в полымя — в разные неприятные ситуации, когда задним числом кусаем локти. Надо непрестанно обращаться к Богу, не преставать просить у Него помощи. Учиться противоречить своей страсти там, где у человека есть хоть чуть-чуть власти прекословить ей. Особенно важно поднапрячься и уделить этому как можно больше сил и внимания в дни Великого поста. Пост быстро проходит, как и все время нашей жизни. Давайте попробуем успеть в оставшиеся дни до Пасхи хоть что-то изменить в своей жизни в сторону добра. Жить собственным разумом, значит измерять, приближают ли наши мысли, дела и поступки к Богу, или нет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *