какая часть мозга отвечает за чтение
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Мозговые центры, отвечающие за процесс чтения, универсальны
Неважно, читаете вы на французском или на китайском, – у вас включаются одни и те же участки коры головного мозга
Человеку с Запада, привыкшему к алфавиту, научиться читать по-китайски может показаться очень сложной задачей. Однако сканирование головного мозга у людей, для которых французский и китайский являются родными языками, показывает, что при чтении у представителей разных культур работают одни и те же мозговые центры. Результаты данного исследования были опубликованы сегодня в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
При чтении в работу включаются две нейронные системы. Одна распознает образ слова, а вторая оценивает физические движения, при помощи которых на странице наносятся знаки. Об этом говорит руководитель исследовательской группы нейрофизиолог Станислас Дегэне (Stanislas Dehaene) из французского Национального института здоровья и медицинских исследований (г. Жиф-Сюр-Ивет).
Однако до сих пор было непонятно, одинаковые или разные участки коры у представителей разных культур отвечают за чтение. В предыдущих исследованиях делалось предположение о том, что для распознавания алфавитной системы письма (как во французском языке) и логографической (как в китайском, где один иероглиф представляет целое слово) в головном мозге активизируются разные участки.
Чтобы выяснить это, Дегэне вместе с коллегами использовал компьютерный томограф, следя за активностью мозга китайцев и французов, когда они читали на родном языке.
Как выяснили ученые, и китайцы, и французы во время чтения на родном языке используют системы распознавания образов и движений в письменной речи. Но при этом у них есть и отличия, что отражает разные требования в каждом языке.
Если понять, как мозг во время чтения расшифровывает символы при помощи центров зрения и моторики, то можно прийти к определенным выводам в отношении общей стратегии грамотности и обучения грамоте детей и взрослых с учетом их особенностей.
Также по теме: Что случается когда мозг должен справится с уровнением
Образы, воздействующие на подсознание
Есть данные, свидетельствующие о том, что при чтении на любом языке активизируется участок коры головного мозга, отвечающий за распознавание формы и находящийся в затылочной части левого полушария. Он называется участок «визуального словообразования». Но некоторые исследования показали, что читающие на китайском, в котором большое значение придается порядку и направлению движения руки при письме, задействуют и другие участки коры, отвечающие за навыки моторики, необходимые при письме.
При письме везде используется участок распознавания движения, который известен как зона Экснера. Ученые выяснили, что эта зона также активируется при чтении для дешифровки и распознавания движений, производимых на письме.
Такие воздействующие на подсознание изображения могут помочь или помешать процессу узнавания, воздействуя на системы распознавания образов и движений. Например, такой помехой могло стать главное слово, но написанное в обратном направлении, что замедляет процесс узнавания, мешая системе распознавания движений. А вот высвечивание такого слова вспышкой помогало распознаванию, когда позднее его показывали так, как следует.
Ученые выяснили, что участок «визуального словообразования» и зона Экснера активируются как у французских, так и у китайских читателей. Но есть и межкультурные отличия. Например, у китайцев зона распознавания движения при чтении более активна.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Какие участки мозга отвечают за навык чтения?
Ученые смогли выяснить, какие отделы мозга активируются при чтении и письме, то есть — при тех навыках, которые человечество приобрело недавно и которые не могли привести к физическим изменениям в организации коры.
Чтобы выяснить, какие отделы мозга отвечают за чтение, ученые работали с 63 добровольцами. 31 из них научился читать в детстве, 22 — во взрослом возрасте, а 10 были неграмотными. Во время эксперимента при помощи метода функционального магниторезонансного исследования ученые фиксировали активность мозга добровольцев в процессе чтения. В случае с неграмотными — фиксировали активность мозга при просмотре ими букв. В итоге, исследователи выяснили, что за навыки чтения отвечают определенные регионы затылочной и височной долей левого полушария. Как уже известно, эти же регионы задействованы при речи, при распознавании лиц. Еще одна особенность, которая была установлена учеными, это то, что характерный для грамотных людей рисунок активации нейронов не зависит от того, в каком возрасте человек научился читать.
Исследователи пришли к выводу, что чтение конкурирует с другими навыками за нейроны. Они еще не проверяли, на самом ли деле грамотные люди хуже неграмотных распознают лица. Однако уже предположили, что разница не будет существенной, потому что мозг человека отличается большой гибкостью.
Какая часть мозга отвечает за чтение
• Графемы. Буква или комбинация из букв, которые обозначают один звук (фонему) в языке.
• Орфография (от греч.— «правописание»). Представление звуков в виде письменных или печатных символов.
• Фонемы (от греч.— «звуки»). Звуки, образующие отдельные слоги. Слово «кот» состоит из одного слога, в состав которого входят три фонемы: [к], [о], [т].
• Фонология. Изучает структуру звуков в составе слов. Для того чтобы проверить способность к пониманию звукового устройства речи, пациента можно спросить: «Сколько из этих слов состоят из двух слогов?» или «Какие из этих слов рифмуются друг с другом?».
• Извлечение (индексирование). Сопоставление слов, фраз и предложений с теми, что хранятся в памяти человека.
• Семантика (от греч.— «значение»). Смысл предложений и слов.
(А) Участки левого полушария, в которых во время чтения при проведении ПЭТ отмечается усиление кровотока.
(Б) Схема, на которой отображены пути, отвечающие за поступление (синий), обработку (зеленый) и выход (красный) информации во время чтения вслух.
ДЛПФК — дорсолатеральная префронтальная кора.
2. Что происходит при чтении (предположительная последовательность и процесс):
A. Зрительная обработка: Обработка зрительной информации происходит в полях 17, 18 и 19 обоих полушарий. Она включает анализ формы букв, распознавание букв, различение строчных и прописных букв, различение настоящих букв и случайных форм («ложные шрифты»). Далее информация от правой экстра-стриарной коры (поля 18 и 19) передается на левую сторону через большие щипцы валика мозолистого тела. Этот момент имеет важное клиническое значение (см. далее).
Б. Орфографическая (ортографическая) обработка: Под орфографической обработкой информации понимают определение того, представляет ли каждая последовательность букв в предложении настоящее слово или псевдослово (например, «слово» и «слуво»), В большей степени в этом процессе участвует медиальный участок поля 19 (V4).
B. Фонологическая сборка: Фонологическая обработка заключается в переводе графем в фонемы. За этот этап отвечают угловая извилина (поле 39) и средняя височная извилина (поле 21).
Г. Семантическое извлечение: Используя орфографические и фонологические «подсказки» текста, из памяти извлекается смысл отдельных слов и предложений. На этой поздней стадии становятся активными передняя часть зоны Брока (поле 45), поле 37 в задней части височной доли и поле 40 (надкраевая извилина) в нижней теменной дольке.
Д. Планирование речевых двигательных актов (фонологическое представление) в форме «внутренней речи» (субвокализация). Становятся активными поле Брока, близлежащие участки моторной и премоторной коры, добавочная моторная кора (медиальная часть поля 6), а также противоположное полушарие мозжечка. Еще большая активация этих участков мозга происходит во время чтения вслух.
В течение шагов А-Д становится активной латеральная префронтальная кора поля 46 и область вокруг него. Происходит также активация части поля 32 в левой передней поясной коре, которая задействована при всех когнитивных действиях, требующих повышенного внимания.
Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 23.11.2018
Какая часть мозга отвечает за чтение
Чтение и мозг.
Чтение – это сложный нейрофизиологический процесс, в ходе которого мозг сканирует и декодирует символы и их сочетание, соединенные по фонетическим, семантическим и синтаксическим правилам, выявляя закодированный в них смысл.
Этот нейрофизиологический процесс не запрограммирован в мозге человека генетически. В силу этого каждый из нас должен учиться читать, последовательно осваивая ряд очень сложных навыков. Кто-то учится читать достаточно легко, кто-то сложнее, ну а кто-то вообще не может этому научиться. Эти различия в осваивании чтения полностью обуславливаются особенностями строения мозга каждого отдельного человека.
Для того, чтобы научиться читать наш мозг должен научиться:
Но прежде чем наш мозг сможет выполнять эти действия, он должен пройти ряд подготовительных стадий. Прежде всего в ассоциативной теменной коре должны сформироваться первичные речевые центры.
Как это происходит? Маленький ребёнок контактирует с окружающим миром в присутствии других людей. Например, мама берёт игрушку, плюшевого зайчика, показывает её своему ребёнку и называет её «заяц». Ребёнок одновременно видит игрушку и слышит слово заяц, которое ей обозначает. Со временем, если мама будет это повторять, в мозге малыша сформируется зрительный центр, отвечающий за восприятие этого визуального образа, именно этого зайца, а в его слуховой коре возникнет слуховой образ, отвечающий за то, как малыш слышит именно такое звучание слова «заяц».
Но ведь мама может показывать не только плюшевого зайца, но и живого, прыгающего на улице, нарисованного в книге, зайца в виде печенья и т.п. Каждый раз, фиксируя разные образы зайцев, мозг малыша будет создавать дополнительные зрительные центры. Вместе с тем, произносить слово «заяц» может не только мама, но и папа, бабушка, дедушка, тётя, дядя малыша и каждое из этих звучаний в слуховой коре будет формировать свой дополнительный центр.
Со временем мозг ребёнка научится выделять общие черты у всех зрительных и слуховых образов и формировать новые центры, отвечающие за это обобщенное восприятие (вторичные, третичные и т.д. зрительные и слуховые центры). Эти центры, первичные, вторичные, третичные, возникающие в мозге ребёнка, и станут той базой, с которой дальше мозг будет работать в процессе чтения и интерпретации текстов. Что важно: эти процессы реализовываются не только в мозге детей, но и взрослых любого возраста, открывающих для себя новые области знаний.
В формировании речевых центров участвуют и услышанные, прочитанные в книгах истории, причём не только в младенческом возрасте, но и на протяжении всей жизни человека.
Формирование речевых центров разного уровня сложности является очень важным подготовительным этапом к чтению. Однако для чтения этого не достаточно. Для того, чтобы наш мозг научился читать, он ещё должен созреть физиологически, а именно в его лобных долях должны сформироваться центры, обеспечивающие функцию внимания, у него уже должен быть достаточно большой объём рабочей памяти, он должен уметь фокусироваться на букве и выделять слова из предложений. В норме эти функции в мозге формируются к годам 5, иногда чуть позже к 6-7. Только при сформированности этих функций мозг может переходить к чтению.
Мозг учится читать приблизительно по той же схеме, по которой он когда-то учился идентифицировать образ зайца, про который мы говорили. Буквы иероглифы, цифры, символы письма он воспринимает как такие же, правда, более сложные, объекты. На первом этапе, сталкиваясь с символами, он учится их определять. При этом, когда наш мозг учится определять буквы, он учится определять их в совершенно разных вариациях, как бы они не были написаны (вне зависимости от шрифта, размера, цвета). Это происходит в зрительной коре больших полушарий. Слуховая кора отвечает за распознавание отдельных звуков и из сочетаний, это происходит, как правило, в зоне Вернике, которая особенно активируется при первом столкновении со звуками. Когда наша кора привыкает к звучанию, активность в зоне Вернике уменьшается.
Однако для чтения не достаточно понимать, чем отличается одна буква от другой и одно звучание от другого. В мозге должны сформироваться области, которые будут отвечать за сопоставление вида буквы и звука, ей соответствующего. Это происходит в ангулярной и надкраевой извилинах. Зачастую именно это сопоставление является самым проблемным в процессе чтения. Однако, если мозг преодолевает эти сложности, в ассоциативной теменной коре начинают возникать новые центры, отвечающие за смысл отдельных слов и словосочетаний, а со временем и за смысл целых предложений.
В процессе выявления смысла прочитанного важную роль играет предыдущий опыт и накопленные знания, запечатленные в системе нейронных связей в ассоциативной теменной доле. Они позволяют не просто дать интерпретацию тексту, но и встроить его в уже существующую в мозге систему представлений о мире.
Правда вся эта схема, объясняющая то, как мы читаем, хорошо работает тогда, когда наш мозг не имеет органических поражений. Но не всегда это так. Бывают случаи, когда отдел ответственный за чтение, либо система нейронных связей, которая обеспечивает их коммуникацию и нормальное функционирование повреждены. В этом случае мозг не может научиться читать. Так например, при поражении зоны Вернике теряется способность понимать речь и смысл прочитанного. Повреждение зоны Брока приводит к тому, что человек не может говорить связно и не может произносить то, что читает. Повреждение ангулярной извилины приводит к не способности научиться читать. Однако, пожалуй, самым часто встречающимся типом нарушение чтения является дислексия. Дислексия – это собирательный термин. Сейчас им объясняют очень разные типы нарушения чтения: у кого-они могут быть связаны с нарушением беглости чтения, у кого-то – со сложностями с фонетической интерпретацией, тем самым сопоставление того, что написано, и того, как это должно звучать, у кого-то меняется последовательность букв при чтении – в общем проблем здесь может быть много разных, но главное – при дислексии расстройство чтения, как правило, всегда связано с сохранностью обучение. То есть человек, который не умеет читать, прекрасно может успевать по другими дисциплинам.
Итак, чтение – это очень сложный интеллектуальный процесс, который реализовывается на протяжении очень большого количества времени. Может возникнуть вопрос: а зачем нашему мозгу тратить так много усилий на то, чтобы научиться читать, какова от этого практическая польза? В настоящее время есть большое количество исследований, которые доказывают, что чтение приводит к формированию большого количество нейронных связей в мозге, которые позволяют нам непросто эффективнее читать, не просто эффективнее объяснить то, что происходит в мире, но и решать очень сложные задачи, в том числе и математические. А это значит, что чем больше мы будем читать, чем более разноплановыми будут те тексты, с которыми мы будем сталкивается, тем более сложная система нейронных связей будет формироваться в нашем мозге и тем более сложные вопросы мы сможем решать.
Но что же нужно для того, чтобы эти нейронные связи сформировались, чтобы все тексты, которые мы читаем, действительно приводили к образованию этой сложной системы нейронных связей?
Главный совет здесь – читайте регулярно. Идеально, если вы читаете с самого детства, если родители читали вам много и эти процессы были синхронизированы.
Но если нет, можно ли себе как-то помочь? Безусловно. Для того, чтобы сделать процесс чтения более регулярным, можно начать с простого правила: попробуйте читать каждый день 15-20 минут. Если у вас получится больше – здорово, но если нет – начните хотя бы с 15-20 минут. Главное – читайте каждый день. Что читать на первых этапах – не так уж и принципиально. Мозг сканирует смыслы из любых текстов, и если ему нужны простые сюжеты – прекрасно. Со временем, при регулярном чтении, мозг потребует более сложные тексты для сканирования из них более сложных кодов.
Очень помогает формированию сложной системы нейронных связей в мозге чтение разноплановой литературы. Рекомендуем читать параллельно несколько книг в разных жанрах: подростковую (если вы взрослый), художественную, профессиональную, публицистику, научно-популярную и т.п.
Закрепить привычку читать регулярно помогают приятные ритуалы (чай, плед, приятная музыка) и читательский дневник (вести его можно, как захочется, при этом не забыв указать название книги и количество прочитанных страниц). Опыт показывает, что приятные ритуалы и ведение дневника в перспективе приводят к увеличению количества прочитываемых страниц и усложнению читаемых текстов.
Но иногда эти советы не работают, иногда мы сталкиваемся с кризисами не чтения, когда нам не хочется читать вообще ничего. Но тут тоже есть несколько рекомендаций, которые помогут вернуться к чтению систематическому каждодневному.
Прежде всего, обратите внимание на тот жанр литературы, который вы читали и смените его на время (например, с классики перейдите на современную прозу).
Разложите книги по квартире так, чтобы они постоянно попадались вам на глаза: на тумбочки, столы, шкафы – на все доступные поверхности. Чем больше книг будет в зоне вашей видимости, тем с большей вероятностью вы начнете их читать.
Очень здорово преодолеть кризис не чтения помогают аудиокниги: художественная и/или научная литература, начитанная профессиональным актером, популярные лекции, интервью, подкасты и т.п. Вернуться к чтению помогают и пение, чтение вслух, декламирование стихов, проигрывание ролей или текстов.
Если вы потеряли интерес к чтению, окружите себя читающими людьми (друзьями, коллегами, книжными блогерами). Возможно, их пример окажется заразительным, и уже скоро вам захочется вернуться к чтению.
Если кризис не чтения связан с тем, что вам не удобно читать бумажную книгу – замените её на электронную.
Бывает так, что кризисы не чтения связаны с культурными установками, которые рассказывают нам о том, как и что нужно читать. Например, достаточно часто встречается утверждение о том, что книги нужно читать прекрасно изданные, от первой страницы до последней, и обязательно на каждую из них составлять резюме. Для развития мозга эти правила не имеют принципиального значения.
Таким образом, для того, чтобы научиться читать, нашему мозгу можно приложить большое количество усилий. Если мы это будем практиковать регулярно и систематически – всё получится. Наш мог научится распознавать символы, сопоставлять их со звуками, он научится транскрибировать смысл словосочетания, интерпретировать сложные тексты. В результате всего этого наш мозг научится образовывать сложную систему нейронных связей, которая в перспективе поможет ему решать очень сложные задачи (даже те, которые совершенно не связаны чтением).
Какая часть мозга отвечает за чтение
Как мозг человека обрабатывает информацию?
Сегодня считается доказанным, что человеческий мозг одновременно может обрабатывать в среднем около 7 бит информации[2]. Это могут быть отдельные звуки или визуальные сигналы, различаемые сознанием оттенки эмоций или мыслей. Минимальное время, необходимое для того, чтобы отличить один сигнал от другого составляет 1/18 секунды.
Таким образом, предел восприятия составляет 126 бит в секунду.
Условно, можно посчитать, что в течение жизни 70 лет человек обрабатывает 185 млрд бит информации, включая каждую мысль, воспоминание, действие.
Информация записывается в мозг посредством формирования нервных сетей (своего рода маршрутов).
Функции правого и левого полушария мозга
.
Как видно из картинки, все операции на рынке делает левое полушарие. Естественно, для получения профита с рынка, встает вопрос о достижении максимальной производительности функционирования левого полушария.
Существует несколько простых способов развития полушарий. Самый простой из них — увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например, для развития логики Вам необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать кхудожественную галерею и т.п.
Как только вы нажали мышку правой рукой- значит сигнал к вам поступил из левого полушария.[6]
Обработка эмоциональной информации происходит в правом полушарии.
Эмоции
За всеми греховными делами стоит нейротрансмиттер Допамин, от работы которого зависит удовольствие, которое мы получаем. [4]. Измены, страсть, похоть, азарт, вредные привычки, гэмблинг, алкоголизм, мотивация — все это так или иначе связано с работой допамина в мозгу. Допамин передает информацию от нейрона к нейрону.
Допамин влияет на многие сферы нашей жизни: мотивация, память, способность к познанию, сон, настроение и т.д.
Любопытно, но допамин повышается в моменты стрессовых ситуаций.
Люди с пониженнным допамином в полосатом теле и префронтальной коре менее мотивированы, чем люди у которых допамин выше. Это доказано экспериментами на крысах [5].
Строение мозга человека
триединство мозга
белое и серое вещество
префронтальная кора
Эту часть мозга также называют лобные доли.
Именно развитие префронтальной коры отличает человека от животного.
Префронтальная кора мозга человека отвечает за логику, за самоконтроль, за целеустремленность и концентрацию внимания.
На протяжении почти всей эволюционной истории человека, эта часть мозга отвечала за физические действия: хотьба, бег, хватание и т.п. (первичный самоконтроль). Но в процессе эволюции префронтальная кора увеличивалась в размерах, а связи с другими частями мозга разрастались.
Сейчас кора склоняет человека делать то, что сложнее, выходить из зоны комфорта. Если вы заставляете себя отказаться от сладкого, подняться с дивана и пойти побегать — это результат работы именно лобных долей. Вы бегаете и не едите сладкое, потому что у вас есть логические причины для этого, которые обрабатываются именно в этой части мозга.
Повреждения префронтальной коры приводят к потери силы воли. В психологии известен случай Финеаса Гейджа (1848), личность которого резко изменилась после повреждения мозга. Он стал ругаться, он стал импульсивен, стал неуважительно обращаться с друзьями, стал неприемлить ограничения и советы, придумывает массу планов и мгновенно теряет к ним интерес.
левая лобная доля — отвечает за положительные эмоции
«Левосторонние дети», т.е. те, у которых изначально левая часть более активна чем правая, более позитивны, чаще улыбаются и т.д. Такие младенцы активнее исследуют окружающий мир.
Интересно также и то, что левая часть коры отвечает за задачи «я буду», например, заставляет подняться с дивана и пойти побегать.
правая лобная долая — отвечает за негативные эмоции. Повреждение правого полушария (отключение правой доли) может вызывать эйфории.
Эксперимент: при просмотре приятных картинок, импульсный томограф фиксирует изменения в потреблении глюкозы мозгом и записывает их как светлые пятна на фотографиях левой стороны мозга.
Правая часть коры отвечает за задачи «я не буду», например позволяет вам справляться с желанием выкурить сигарету, съесть пирожное и т.п.
центр префронтальной коры — «следит» за целями и устремлениями человека. Решает, чего вы на самом деле хотите.
мозжечковая миндалина — защитные эмоциональные реакции (в т.ч. «эгобарьер»). Находится в глубине мозга. ММ. человека не слишком отличается от ММ низших млекопитающих и работает бессознательно.
Включает центр управления, мобилизующий тело в ответ на страх.
базальное ядро — отвечат за привычки, на которые мы полагаемся в повседневной жизни.
срединная височная доля — отвечает за познавательные доли.
гиппокамп
гиппокамп — это структура в медиальном височном отделе мозга, похожая на пару подков. Гиппокамп позволяет усваивать и запоминать новую информацию. Исследования ученых показали, что размер гиппокампа напрямую связан с уровнем самооценки человека и чувством контроля над собственной жизнью.
повреждение гиппокампа может вызывать припадки
прослушивание музыки задействует: слуховую зону коры мозга, таламус, переднюю часть теменной доли коры.
островок Рейля
островок Рейля — один из ключевых участков мозга, анализирует физиологическое состояние организма и трансформирует результаты этого анализа в субъективные ощущения, которые заставляют нас действовать, например говорить или мыть машину. Передняя часть островка Рейля превращает сигналы организма в Эмоции. Исследования мозга на МРТ показали, что запахи, вкус, осязательные ощущения, боль и усталость возбуждают островок Рейля [7].
зона Брока
Система поощрения мозга
Различие мозга у мужчин и женщин
Мозг мужчины и женщины различаются[3]:
Мужчины имеют лучшую двигательную функцию и пространственную функцию, лучше концентрируются на одной мысли, лучше обрабатывают зрительные стимулы.
У женщин лучше память, они более социально адаптированы и лучше справляются с несколькими делами одновременно. Женщины лучше распознают чужое настроение и проявляют больше эмпатии.
Эти различия обусловлены разным устройством связей в головном мозгу (см. картинку)
Старение мозга человека
С годами работа работа мозга ухудшается. Мышление замедляется, а память ухудшается. Это связано с тем, что нейроны выходят на связь друг с другом уже не так быстро. Уменьшается концентрация нейротрансмиттеров и число дендритов, и из-за этого нервные клетки хуже улавливают сигналы от соседей. Удерживать подолгу информацию становится все затруднительнее. Пожилые люди дольше обрабатывают информацию, чем молодые.
Тем не менее мозг поддается тренировке. Исследования показали, что 10 занятий по часу в неделю, в ходе которых люди тренируют память или упражняются в рассуждениях, заметно усиливают когнитивные способности [7].
В то же время, в период 35-50 лет мозг бывает особенно эластичен. Человек упорядочивает информацию, накопленную за долгие годы жизни. К этому времени в мозгу разрастаются глиальные клетки (мозговой клей), — белое вещество, покрывающее аксоны, которое обеспечивает связь между клетками. Количество белого вещества максимально в период 45-50 лет. Это объясняет почему в этом возрасте люди рассуждают лучше тех, кто младше или старше.