какая деятельность появилась раньше воспитание или обучение и почему
ЧТО ПЕРВИЧНЕЕ: ОБРАЗОВАНИЕ ИЛИ ВОСПИТАНИЕ?
Что же такое Воспитание и Образование? Что первично, а что вторично? У нас есть ФЗ «Об Образовании», но нет ФЗ «О Воспитании». Уже по этому признаку Образование первично. Но так ли это?
При подготовке данного вопроса я решил обратиться к Педагогическому энциклопедическому словарю (Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.: ил.).
Согласно словарю, «Воспитание, относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию)». Явление это многозначное и не имеет общепринятого подхода к определению, как в отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе.
Там же, «Образование, составная часть и одновременно продукт социализации. Образование стоит на фундаменте научения, которое протекает в ходе социализации. Его отличие от процессов спонтанного научения – в целенаправленном и ускоренном развитии тех или иных способностей человека благодаря педагогически организованной передаче накопленной людьми культуры, т.е. правил поведения, мышления, знания и технологий (способов и орудий деятельности), от поколения к поколению. Цель Образования – внести желательные изменения в опыт, понимание (образ мышления) и поведение (образ жизни) учеников». Далее в словаре говорится о том, что обучение и воспитание являются составной частью Образования, «обеспечивающие готовность личности к выполнению социальных и профессиональных ролей».
«…обучение и воспитание являются составной частью Образования…». Это говорит о том, что официальная педагогика сегодня построена таким образом, что образование первично, а воспитание вторично.
«Получить широкие, современные знания непросто в этой жизни. Но это вторично в сравнении с воспитанием человека, с тем чтобы он должным образом относился к самому себе, к друзьям, к семье, к родине», — приводит его слова информагентство (www.newkaliningrad.ru).
Путин назвал перечисленное «абсолютно фундаментальными вещами» и отметил, что «только на этой базе можно рассчитывать, что человек будет полноценным и сам получит удовлетворение от жизни, и окружающие его люди будут получать удовольствие от общения с ним».
Получается, что по данному вопросу не всё так однозначно даже на уровне государства. Если же спуститься ниже, то каждый из нас в своей повседневной жизни встречал людей с высшим образованием и даже не одним, всесторонне развитых, профессионалами своего дела, но при этом неадекватными в поведении с окружающими и конкретно с вами. Про некоторых так и хочется сказать, что они «моральные уроды». С другой стороны достаточно в стране и в нашем окружении людей, не имеющих высшего образования, но при этом они весьма обходительны, дружелюбны, заботливы и прочее.
С кем из таких людей хочется больше проводить время, жить, сотрудничать? Каждый выбирает сам.
На мой взгляд, воспитание первично, дообразоваться легче, чем довоспитаться или перевоспитаться. Но нужен ли для этого отдельный закон о воспитании? Думаю, что на данный момент необходима модернизация существующего закона «Об Образовании», в части воспитания.
При воспитании и образовании своих детей, я, как родитель, в первую очередь делаю упор на воспитание, на развитие нравственных и моральных качеств.
Как говорится в пословице: «Учение образует ум, воспитание – нравы».
Публичная лекция «Что раньше: воспитание или образование?»
Валентина Денисова
Публичная лекция «Что раньше: воспитание или образование?»
Добрый день, уважаемые коллеги! (слайд 1)
Меня зовут Валентина Александровна Денисова. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Ручеёк». 16 лет педагогического стажа, высшая квалификационная категория.
Что с начала воспитание или образование? И есть ли грань которая разделяет эти процессы?
Предлагаю рассмотреть этот вопрос с разных сторон.
С одной стороны рассмотрим определения понятий.
Исходя из определений понятий можно сделать вывод, что воспитание это неотъемлемая часть образования и в связи с этим мы не можем однозначно ответить на данный вопрос.
Рассмотрим со стороны законодательства. Согласно Федерального закона № 273-ФЗ устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование; СЛАЙД
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование. :
Первой ступенью общего образования является дошкольное образование. Получение дошкольного образования может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. (ч. 1 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ)
ФГОС ДО направлен на решение различных задач одна из них звучит следующим образом:
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Это говорит о том, что мы также не можем однозначно ответить на вопрос что раньше воспитание или образование. Зато мы можем утверждать, что воспитание является не только частью образования, а что эти процессы идут параллельно.ПРИМЕР: воспитывая бережное отношение к природе, прививая нормы этикета параллельно мы даем дошкольникам первоначальные знания. И опровергнуть это не возможно
Следующий аспект данного вопроса. Если рассматривать образование как обучение как получения обязательного общего образования (обучение в школе, чего нет в детском саду, Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году. (слайд) то изучив ФГОС НОО приходим к выводу, что и в этом случае нельзя ответить на этот вопрос однозначно, т. к. стандарт Начального О ориентирован также как и ФГОС ДОУ на личностные результаты, освоении Универсальные учебные действия (УУД) и параллельно изучение учебного предмета.
Рассуждая над темой педагогической лекции я прочла разнообразные документы и мнения по этому вопросу. Ольга Васильева министр образования сообщила на заседании коллегии Минобрнауки «Важнейшим элементом образования станет не учеба, а воспитание». Экс директор ЮНЕСКО Ирина Бокова (Одри Азуле) на первой Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей подчеркнула, что воспитание детей является «наилучшей гарантией от нищеты». «Нет лучшего момента для ориентации развития в нужном направлении, чем в первые годы жизни ребенка».
Тогда: воспитание=развитие
Образование=обучение
А значит воспитание первично и важнее чем образование.
Позволю себе не согласиться с мнениями наших всемирно известных коллег.
Важна преемственность и системность.
А значит последовательный переход от одной ступени к другой, сохраненяя и постепенно изменяя содержание, форму, методы, технологии обучения и воспитания.
Все вышесказанное снова позволяет сделать однозначный по моему мнению вывод (Слайд-12)
Вывод: Воспитание и образование – непрерывные и бесконечные процессы.
Основной целью моей работы является принцип преемственности и непрерывности в развитии и воспитании детей. Мы тесно сотрудничаем с школой п. Васильково, в прошлом году выпустила детей в школу. На основании результатов исследования готовности выпускников к школе, пришла к выводу, что работу по формированию предпосылок учебной деятельности необходимо начинать с младшего возраста через использование традиционных и инновационных технологий как интерактивное обучение (дети выступают полноправными участниками образовательного процесса и, учатся распределять роли работать в парах, учитывая пожелания друг друга) и технологию проблемного обучения, в ходе которого дети учатся мыслить творчески усваивать знания.
Таким образом целостный процесс воспитания и образования сможет сформировать предпосылки учебной деятельности.
Что первично воспитание или образование.
Что первично воспитание или образование.
Сергей Белашов
— Требуется детям учитель как организатор детского коллектива (воспитатель) и преподаватель, как переводчик взрослых знаний для понимания детей.
Административная система, точнее Правящий феодально-бюрократический класс в России прекрасно понимает, что делает в школе.
Рождается и приходит в школу 30% детей с лидерскими характеристиками, а заканчивает 11 класс 4% детей с лидерскими характеристиками,
да и те в основном из еврейских семей, научившихся за 5000 лет сосуществования в других нациях, сохранять этот важный резерв для выживания своего этноса внутри других наций и народов.
«Ост – эльбские крупные землевладельцы в 19 веке говорили: «Самый лучший рабочий, это глупый рабочий»
(«Женщина и социализм» Бебель).
редактировать ответить
29.01.2015, 22:08 #406
Лариса Скрынник
Современный учитель.… Каким он должен быть? Вопрос интересный. Он должен быть родным! Но таким учитель должен быть всегда – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Потому что он учитель! Труд его должен оценен по достоинству, должен быть востребованным! У Лихачёва Д.С. есть замечательные слова о том, что «учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.»
ответить
вчера, 01:17 #407
Михаэль Арест
вчера, 11:52 #408
Сергей Белашов
Михаэль Арест: «Мы уходим от централизации знания и соответствующей диагностики к демократизации знания.
Поэтому современный учитель, получивший свое образование в педе, это человек с ИНВАЛИДНЫМ образованием.
Кто работал в педе? Люди, которые были ОТОРВАНЫ от школы.
Что они знают о школе, об учениках, о педсоветах?
Они торчат на своих Ученых советах, конференциях, симпозиумах и яростно обсуждают то, от чего они ОТЧУЖДЕНЫ.
Могут ли он создавать тех, кто нужен современной школе?
Я имел дело с людьми, которые занимались начальной школой в СССР, в частности, писали учебники математики. Это были математически неграмотные люди. Впрочем, пишущие сегодня не лучше..»
— Совершенно согласен.
Пришлось несколько раз стукнуться с «учеными» педагогами. Они не в курсе реально происходящего в школе.
Главное, что они настаивают, что обучение (дидактика) это и есть процесс воспитания. Поэтому и затравили Макаренко, поскольку он настаивал, что именно воспитание является основой для использования дидактики. До настоящего времени «ученые» педагоги ставят телегу впереди лошади в силу желания угодить таким же невежественным в педагогике чиновникам, руководящим школами и ВУЗами в России.
« ученые из бывшего СССР, которые приехали в Израиль, не смогли взять иврит и остались НЕМЫМИ, а немы только рабы».
— Вы опять перепутали следствие и причину. Именно рабское воспитание в школах СССР и холуйское благоговение перед начальством, явилось причиной неспособности «ученых» освоить еще один язык, кроме родного русского.
редактировать ответить
вчера, 13:33 #409
Михаэль Арест
Уважаемый Сергей Ильич! Эти псевдоученые не были бы так активны если бы учителя не были послушными овцами. Но беда в том, что послушание и угодничество к кабинетным профессорам и погубили педагогическую науку. Работая с ранним развитием я узнал о профессоре Белошистой, которая сегодня по своим учебникам готовит в будущих воспитателях детского сада математическую культуру, несмотря на то, что сама математически неграмотна. Но ведь среди воспитателей нет тех, кто способен самостоятельно повышать уровень математической культуры. Вот и получается, что мы смотрим на дошкольника, как на несмышленыша, а это ГЛУБОЧАЙШЕЕ заблуждение. Подлинная наука должна вырастать из потребностей практики, а не из бесплодных умствований.
Читая Макаренко видишь ПОДЛИННУЮ науку, связанную с СОВЕТИЗАЦИЕЙ воспитания. Макаренко — это советская школа, а то что было в СССР — это школа ФАШИСТСКАЯ по своему содержанию. Именно такая школа рождает ксенофобию. Увы, но она заложена в самом процессе фашизации детского коллектива.
ответить
вчера, 20:31 #410
Сергей Белашов
Вы, видимо достойный оппонент, который не изучал педагогических работ А.С. Макаренко.
Вы не знаете основного Принципа А.С. Макаренко «как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему».
Мною сформулировано понятие Воспитание, как процесс приведения к балансу социального статуса ребенка с уровнем его социальных притязаний.
Воспитанный взрослый человек способен приводить к балансу эти две социальные характеристики самостоятельно.
Математическая культура и педагогическая культура это разные не пересекающиеся области знания.
Специалист в математической культуре не хочет понимать специалиста в педагогической культуре.
Существует такая область как педагогическая психология, которая базируется на знании того, что ансамбли нейронов в мозгу человека созревают и включаются только в определенном возрасте. Поэтому раннее развитие ребенка не соответствующее его возрасту есть исключение, заложенное генетически.
Именно поэтому опытные педагоги и создали в свое время разделение детей на классы а, б, в в силу разного временного включения нейронных ансамблей у разных детей.
Даже гендерное различие включения этих ансамблей играет огромную роль и в обучении и в воспитании (социализации) детей, о чем пишет Базарный.
вчера, 22:27 #411
Михаэль Арест
Буду отвечать ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО.
1. По поводу Макаренко. Есть книга А. Бондарева «От производства вещей к производству человека» В ней есть глава 3 «Эра Макаренко еще не наступила. Ей принадлежит будущее» Там найдете подтверждение моих слов.
2. По поводу математической культуры. Я не занимаюсь бессмысленной эквилибристикой логических конструкций. Математика для меня это общая теория развивающихся структур. Психика также является развивающейся структурой..
3. Идея баланса мне знакома ибо логической формой выражения баланса является математическое уравнение. В процесс развития балансирует генетическое с социальным и их равнодействующая определяет вектор развития.
4. Педагогика для меня это общая теория воспитания, а воспитание это процесс управления развитием с целью создания того, что было заложено в человеке природой. В этом плане математическое образование становится инструментом гармонизации в развитии личности. У меня к математическому образованию собственное персональное отношение. Я скептически отношусь к тем обезьяним ужимкам, которые сегодня называют математическим образование.
Когда пытаются духовно воспитать личность в отрыве от образовательного процесса, то это ДИКОСТЬ. Воспитание проходит внутри образовательного процесса. В этом отношении интеллектуальная кооперация явлется средством формирования человеческого в человеке.
По поводу педагогике. Маркс писал «В науке ровно столько науки сколько в ней математики» Это верно, поскольку сам процесс систематизации фактов порождает логику развития.
ответить
сегодня, 11:32 #412
Сергей Белашов
«Когда пытаются духовно воспитать личность в отрыве от образовательного процесса, то это ДИКОСТЬ. Воспитание проходит внутри образовательного процесса. В этом отношении интеллектуальная кооперация является средством формирования человеческого в человеке.
По поводу педагогике. Маркс писал «В науке ровно столько науки сколько в ней математики» Это верно, поскольку сам процесс систематизации фактов порождает логику развития».
— Читать мнения и толкования о педагогических работах Макаренко и читать сами педагогические работы Макаренко равносильно читать мнения и толкования Библии от чтения самой Библии.
««Проблемы школьного воспитания» А.С. Макаренко
т. 5 из-во Академии пед.наук 1958 г.
«Человек не воспитывается по частям, он создается систематически всей суммой влияний, которым он подвергается.
Поэтому ОТДЕЛЬНОЕ (педагогическое) средство всегда может быть и положительным и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных.
Я считаю, что воспитательная область – область чистого воспитания – есть в некоторых случаях отдельная область, отличная от Методики преподавания (стр. 111)
…я и теперь остаюсь при убеждении, что методика Воспитательной работы имеет свою логику, сравнительно независимую от логики работы Образовательной.
… Все ошибки, все уклоны в нашей педагогической работе происходили всегда в области логики целесообразности.
…Главной формой воспитательной работы считаю коллектив.
Школа должна быть единым коллективом, в котором организованы все воспитательные процессы и отдельный член этого коллектива должен чувствовать свою зависимость от него.
Организация работы (в детском клубе, пионерском лагере) должна принадлежать все-таки школе.
Я удивлялся, что в пионерских лагерях собираются дети разных школ.
Значит, школьный коллектив никакого участия в организации летнего отдыха не принимает.
Такое разбиение воспитательного процесса между различными учреждениями и лицами не связанными между собой взаимной ответственностью и единоначалием, не может принести пользы.
…Я считаю, что Дисциплина является не средством Воспитания, а Результатом Воспитания и как средство воспитания должна отличаться от Режима.
Режим – это есть определенная система средств и методов, которые помогают Воспитывать.
Дисциплина в коллективе – это полная защищенность, полная уверенность в своем праве, путях и возможностях именно для каждой отдельной личности (стр. 134, 138)
Элементы Дисциплины: Требование, Привлечение (эстетикой), понуждение (доказательство, намек), Угроза, Осуждение.
Есть чисто интеллигентская установка, если ты наказываешь, то ты плохой педагог. Тот педагог хорош, который не наказывает. Я уверен, что такая логика дезорганизует педагога … там, где нужно наказывать педагог не имеет права не наказывать (стр. 158)
Логика буружазного Наказания: я тебя накажу, ты будешь страдать, вот ты страдаешь и нам нужно воздержаться от этого поступка. Сущность (нашего) Наказания в том, что человек переживает то, что он Осужден коллективом».
…Гниение (актива) начинается с пользования привилегиями, с уклонений, с барского тона.
Лучше совсем не иметь воспитателя, который сам не воспитан».
— Математика есть формализованная Логика. Она похожа на условную схему человека, но не отображает всего человека. Математика родилась из физики, та из натурфилософии, та из философии. Математика есть сухой остаток философии. Математика есть анализы человека по которым можно приблизительно судить о его состоянии. Математика может предсказать направление, но не путь.