какая дополнительная цель ставится педагогом при обучении шахматам
Внедрение современных технологий, методов, средств обучения при обучении шахматам
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Внедрение современных технологий, методов,
средств обучения при обучении шахматам
Мелехов А.И., тренер-преподаватель
МАУ ДО ДЮСШ №5, г. Тамбов
Для повышения эффективности процесса обучения, в своей деятельности использую следующие современные образовательные технологии.
Технология формирования приёмов учебной работы позволяет направлять работу учащихся в виде правил, образцов, алгоритмов. Использую логические опорные конспекты. Применение опорных знаний, которые используются в виде отдельных задач, этюдов, позволяют учащимся выделить главное и существенное в изучаемом материале.
Свои занятия с группой НП-1 строю в виде увлекательного путешествия в шахматное королевство, используя сказки, легенды, загадки из книг В.Г. Гришина «Малыши играют в шахматы», «Путешествие в шахматное королевство», компьютерную программу «Шахматы в сказках».
Технология развивающего обучения.
В анализе сыгранных партий в учебно-тренировочных группах применяю исследовательский метод в исследовании различных позиций для определения вариантов их разыгрывания, подготовке дебютного репертуара.
Технология проблемного обучения.
На учебно-тренировочных занятиях создаю проблемные ситуации, что выражается в подборе проблемных заданий. Особенно при рассмотрении различий в разных школах шахматной игры. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, его закреплении, контроле. Для достижения поставленных целей я использую следующие методические приемы создания проблемной ситуации:
учитель подводит учеников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
излагает различные точки зрения шахматных школ на один и тот же вопрос
предлагает учащимся рассмотреть ход с различных позиций;
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Позволяют сделать учебный процесс более продуктивным, наглядным, насыщенным; дают возможность широкого выбора дидактического материала, тестов, справочного материала
Использую шахматные обучающие и игровые компьютерные программы «Динозавры учат шахматам», «Большое шахматное путешествие», «Шахматная тактика», «Шахматный задачник» «Шахматная стратегия», «Шахматные этюды». Кроме того использую информационно-поисковую систему «Chess Assistant», российский шахматный портал “Шахматная Планета” [www.chessplanet.ru].
Использование шахматного портала «Шахматная Планета» позволяет обучающимся получать возможность участвовать в регулярных турнирах в режиме реального времени или в заочных турнирах, смотреть партии других участников, обменяться мнениями о шахматных событиях и обсуждать текущие проблемы в чате или конференциях.
С применением ИКТ моторная плотность тренировки возрастает до 80% и выше, индивидуализируется тренировочный процесс, что приводит к росту спортивных результатов
На занятиях слежу за правильностью осанки учеников. Физические упражнения на шахматных занятиях варьирую различным образом, например, в конце занятия на силу фигур могу предложить учащимся отжаться, попрыгать, присесть и т.п. столько раз, во сколько оценивается та или иная фигура. Или при прохождении шахматного поля змейкой (геометрия доски) использую «гусиный» шаг, семенящий бег, упражнения для рук и ног. Обязательно включаю в тренировку подвижные игры, активные игры в мяч. Регулярно организую футбольные матчи на открытом стадионе. На занятиях обязательно провожу здоровьесберегающую «минутку релаксации», т.е. предлагаю учащимся выполнить несколько упражнений на расслабление мышц глаз, шеи, плеч, кистей и других частей тела. Провожу дыхательную гимнастику, позволяющую не только развивать дыхательную систему, но и повышать культуру общения,
С целью недопущения перегрузок особое внимание уделяю объему и сложности материала, задаваемого на дом.
Использование современных образовательных технологий обучения способствует развитию творческого мышления шахматистов и формирует ответственность за принятые решения.
Методы обучения игре в шахматы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методы обучения игре в шахматы
Пономарев Петр Николаевич
Образования МБУДО ДООЦ «Спутник»
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей необходимо усилить мотивацию личности к познанию, творчеству, труду и спорту. В процессе занятий шахматами развивается логическое и интуитивное мышление, долговременная и оперативная память, совершенствуется способность к концентрации внимания. Шахматы способствуют организации мышления, способности к выбору решения. Необходимость последовательно претворять в жизнь принятое решение – делать ходы, осуществлять определенные замыслы – способствует формированию воли, решимости и эмоциональной устойчивости.
Обучение шахматной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно донести до сознания учащихся то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьезных результатов в шахматах.
Основной формой обучения является индивидуально-групповая и практическая игра в группах. С шахматистами – призерами областных и региональных соревнований заниматься лучше индивидуально.
Для повышения эффективности обучения необходимо использовать различные методы:
лекция – при подаче объемного по содержанию материала, например, разбор вариантов при построении дебютного репертуара;
объяснение – при подаче нового материала, в основном для воспитанников 1-4 годов обучения;
фронтальный опрос – при закреплении пройденного материала;
показ – при разборе сыгранных партий;
игра – для закрепления полученных знаний
разбор партий и других учебных примеров на демонстрационной доске.
Кроме этого для активизации интереса воспитанников используются методы создания ситуации успеха, метод поощрений и соревнований.
Выбор методов обучения определяется с учетом возможности обучающихся, возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков.
При изложении и закреплении материла данной программы используются теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях обучающиеся приобретают общетеоретические знания и развивают творческие способности в области мышления. Для развития творческих способностей используются основные дидактические принципы: систематичность и последовательность, доступность и посильность, наглядность и т.д.
На практических занятиях воспитанники самостоятельно закрепляют полученные знания, умения и навыки. Решение упражнений (т.е. специально подобранных задач), наряду с практической игрой, один из наиболее распространенных вариантов практических занятий. Цель решения упражнений – систематическая отработка умений и навыков путем ритмично повторяющихся умственных действий в специально организованной индивидуальной деятельности. При анализе практической деятельности педагог, а в старших группах и сами воспитанники совместно с педагогом определяют, каких знаний и умений им не достает, и всесторонне продумывают, как, каким способом дополнить недостающие знания, умения, учатся оперировать полученными знаниями и умениями и применять их на практике.
Для реализации поставленных целей и задач в шахматном обучении используются различные методы и формы:
игра (учебные, тренировочные и тематические партии между обучающимися и с педагогом);
конкурсы решения комбинаций, задач и этюдов;
участие в личных и командных соревнованиях различного уровня;
сеансы одновременной игры;
совместный и самостоятельный анализ собственных партий и партий мастеров;
работа с шахматной литературой;
Реализовать поставленные цели и задачи в шахматном воспитании помогает то, что в шахматах невозможно продвигаться дальше в изучении этого сплава науки, искусства и спорта, если воспитанник внутренне не готов к саморазвитию, к изучению нового, к поиску резервов развития. Достижение определенных успехов (как спортивных, так и творческих) поднимает самооценку ученика, его веру в свои силы и приводит к постановке более значимых целей в остальных областях жизнедеятельности.
Занимаясь шахматами невозможно добиться успеха, не зная основных законов игры и не применяя их на практике. Только тот воспитанник, который внимательно и целенаправленно будет изучать все грани шахмат и будет способен творчески применять все свои знания на практике, добьется успеха. А жесткое противостояние во время партии, когда твоим замыслам мешает соперник и на партию отведено определенное количество времени, воспитывает у учеников способность к абсолютной концентрации внимания. Участие воспитанников в различных соревнованиях и стремление к достижению успеха неизбежно приводит к выработке у них объективной самооценки, воспитанию уважения чужого мнения и к формированию таких качеств, как дисциплинированность, самообладание, выдержка и т.п. А разбор партий и решение и комбинаций из творчества, как сильнейших шахматистов мира, так и любителей этой игры, приводит к пониманию красоты в шахматах, к формированию “шахматного вкуса”.
Реализовать поставленные цели и задачи в шахматном развитии помогает следующее:
развитие памяти – изучение правил шахматной игры (шахматная доска, наименование фигур, ходы фигур, шах и мат), видов ничьей, нотации, точных позиций эндшпиля и др.;
развитие мышления – изучение техники матования одинокого короля (королем и ферзем, королем и ладьей, двумя ладьями), методов борьбы за открытую линию, умение оценивать позицию и выбирать обоснованный план, отработка техники расчета вариантов и т.п.;
развитие внимания – правильная организация учебно-тренировочного процесса, необходимость правильно решать и оформлять решение различных задач и упражнений, необходимость избежать ошибок в практической партии и т.п.;
развитие творческого воображения – необходимость находить в решении специальных упражнений или в практической партии идею, план, который до этого был неизвестен ученику, или вообще не применялся в позициях подобного типа;
развитие умения производить важнейшие логические операции (анализ и синтез, сравнение, обобщение) – изучение таких тем, как методы борьбы за открытую линию, позиционная ничья (крепость). Этому же способствует изучение эндшпилей всех видов, а так же таких тем, как “Классификация дебютов“, “Оценка позиции и план в миттельшпиле“ и т.п.;
развитие навыков самостоятельной исследовательской работы – самостоятельная работа воспитанников над составлением дебютного репертуара, над изучением типичных планов игры в различных дебютах и типовых миттельшпильных позициях и т.п.
При отборе теоретического материала и установлении его последовательности необходимо соблюдать следующие принципы:
постановка целей учебного занятия;
структурирование учебного материала с учетом объективно существующих связей между его темами;
актуальность, практическая значимость учебного материала.
Такой подход должен обеспечить более эффективное овладение важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры.
Под практическими занятиями подразумеваются классификационные соревнования (турниры на разряд, районные, городские, областные соревнования), командные встречи, сеансы одновременной игры, анализ партий и тренировочных позиций, тренировочные турниры и т.д.
Официальные, товарищеские, квалификационные соревнования проводятся в соответствии с календарем соревнований, который является составной частью учебно-тренировочного процесса.
Планирование учебно-тренировочного процесса осуществляется с учетом календаря проведения официальных соревнований. В зависимости от календаря соревнований учебный процесс подразделяется на три периода: учебно-подготовительный, соревновательный и переходный. В учебно-подготовительном периоде решаются задачи теоретической, практической и морально-волевой подготовки, а также непосредственная подготовка к соревнованию. В соревновательном периоде подводятся итоги тренировочной работы, ставятся максимально высокие для данного шахматиста (команды) цели. В переходном периоде анализируются результаты выступления в соревновании, корректируется план подготовки, осуществляется создание условий для отдыха шахматиста.
В течение всего учебно-тренировочного процесса преподавателю необходимо проводить диагностику, которая поможет выявить пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, своевременно планировать коррекционную работу, видеть в динамике развитие учащихся.
Контроль знаний осуществляется по результатам выполнения контрольных заданий и разбору сыгранных партий.
Голенищев В.Е. «Подготовка юных шахматистов I разряда», М., «Советская Россия», 1980 г.
Крогиус Н.В. «Психология шахматного творчества», М., «ФиС», 1981 г.
Эстрин Я.Б. «Теория и практика шахматной игры», М., «Высшая школа», 1984 г.
СПИСОК ТЕРМИНОВ
Атака – наступление на каком-либо участке доски или по всей доске;
Вечный шах – непрерывный ряд шахов, которые невозможно избежать;
Гамбит – общее название дебютов, в которых одна из сторон жертвует материал с целью скорейшего развития, получения позиционных выгод или создания атаки на короля соперника;
Дебют – начальная стадия шахматной партии (условно – 10-15 ходов), характеризующаяся мобилизацией сил играющих сторон;
Жертва – добровольное предоставление противнику материального преимущества;
Задача – составленная шахматным композитором позиция, в которой одной из сторон предлагается объявить мат сопернику в указанное число ходов;
Защита – отражение наступательных действий соперника;
Ключевое поле (в пешечном окончании) – поле, занятие которого королем приводит к выигрышу;
Кодекс шахматный – совокупность правил, которые обязательны для участников, судей и организаторов шахматных соревнований;
Ловушка – попытка спровоцировать соперника на внешне выгодное продолжение, которое в действительности оказывается ошибочным;
Мансуба – позиция в шатранже (из середины игры или эндшпиля), где одной из сторон ставится задание выиграть или сделать ничью;
Мат – шах королю, от которого нет защиты;
Миттешпиль – середина игры;
Нотация шахматная – система условных обозначений, применяемых для записи отдельных ходов, свей партии или определенной позиции;
Оппозиция – противостояние королей;
Пат – положение в шахматной партии, в котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все ее фигуры и пешки лишены возможности двигаться, причем король не находится под шахом. Партия, в которой возник пат, признается ничьей;
Позиционная ничья – позиция, в которой невозможно реализовать материальный перевес в силу некоторых ее особенностей;
Рокировка – одновременный ход королем и ладьей;
Слабое поле – поле, которое невозможно защитить пешкой;
Табия – расстановка фигур и пешек в шатранже, с которой фактически начиналась игра;
Теоретическая ничья – позиция, в которой ни одна из сторон не может выиграть, даже при самой неквалифицированной игре соперника;
Треугольник – один из способов передачи хода сопернику;
Центр – четыре клетки шахматной доски(d4, e4, d5, e5), владение которыми часто является стратегическим достижением;
Цугцванг – положение в шахматной партии, при котором противник вынужден сделать невыгодный ход;
Чатуранга – древнеиндийская игра, предшественница современных шахмат;
Шатранж – средневековая арабская игра, предшественница современных шахмат;
Шах – нападение на короля фигуры или пешки соперника;
Эндшпиль – заключительная часть шахматной партии;
Этюд – составленная шахматным композитором позиция, в которой одной из сторон предлагается выполнить задание (выиграть или сделать ничью) без указания числа ходов.
Статья Выбор методов при обучении игре в шахматы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбор методов при обучении игре в шахматы
Пономарев Петр Николаевич
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей необходимо усилить мотивацию личности к познанию, творчеству, труду и спорту. В процессе занятий шахматами развивается логическое и интуитивное мышление, долговременная и оперативная память, совершенствуется способность к концентрации внимания. Шахматы способствуют организации мышления, способности к выбору решения. Необходимость последовательно претворять в жизнь принятое решение – делать ходы, осуществлять определенные замыслы – способствует формированию воли, решимости и эмоциональной устойчивости.
Обучение шахматной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно донести до сознания учащихся то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьезных результатов в шахматах.
Основной формой обучения является индивидуально-групповая и практическая игра в группах. С шахматистами – призерами областных и региональных соревнований заниматься лучше индивидуально.
Для повышения эффективности обучения необходимо использовать различные методы:
лекция – при подаче объемного по содержанию материала, например, разбор вариантов при построении дебютного репертуара;
объяснение – при подаче нового материала, в основном для воспитанников 1-4 годов обучения;
фронтальный опрос – при закреплении пройденного материала;
показ – при разборе сыгранных партий;
игра – для закрепления полученных знаний
разбор партий и других учебных примеров на демонстрационной доске.
Кроме этого для активизации интереса воспитанников используются методы создания ситуации успеха, метод поощрений и соревнований.
Выбор методов обучения определяется с учетом возможности обучающихся, возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков.
При изложении и закреплении материла данной программы используются теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях обучающиеся приобретают общетеоретические знания и развивают творческие способности в области мышления. Для развития творческих способностей используются основные дидактические принципы: систематичность и последовательность, доступность и посильность, наглядность и т.д.
На практических занятиях воспитанники самостоятельно закрепляют полученные знания, умения и навыки. Решение упражнений (т.е. специально подобранных задач), наряду с практической игрой, один из наиболее распространенных вариантов практических занятий. Цель решения упражнений – систематическая отработка умений и навыков путем ритмично повторяющихся умственных действий в специально организованной индивидуальной деятельности. При анализе практической деятельности педагог, а в старших группах и сами воспитанники совместно с педагогом определяют, каких знаний и умений им не достает, и всесторонне продумывают, как, каким способом дополнить недостающие знания, умения, учатся оперировать полученными знаниями и умениями и применять их на практике.
Для реализации поставленных целей и задач в шахматном обучении используются различные методы и формы:
игра (учебные, тренировочные и тематические партии между обучающимися и с педагогом);
конкурсы решения комбинаций, задач и этюдов;
участие в личных и командных соревнованиях различного уровня;
сеансы одновременной игры;
совместный и самостоятельный анализ собственных партий и партий мастеров;
работа с шахматной литературой;
Реализовать поставленные цели и задачи в шахматном воспитании помогает то, что в шахматах невозможно продвигаться дальше в изучении этого сплава науки, искусства и спорта, если воспитанник внутренне не готов к саморазвитию, к изучению нового, к поиску резервов развития. Достижение определенных успехов (как спортивных, так и творческих) поднимает самооценку ученика, его веру в свои силы и приводит к постановке более значимых целей в остальных областях жизнедеятельности.
Занимаясь шахматами невозможно добиться успеха, не зная основных законов игры и не применяя их на практике. Только тот воспитанник, который внимательно и целенаправленно будет изучать все грани шахмат и будет способен творчески применять все свои знания на практике, добьется успеха. А жесткое противостояние во время партии, когда твоим замыслам мешает соперник и на партию отведено определенное количество времени, воспитывает у учеников способность к абсолютной концентрации внимания. Участие воспитанников в различных соревнованиях и стремление к достижению успеха неизбежно приводит к выработке у них объективной самооценки, воспитанию уважения чужого мнения и к формированию таких качеств, как дисциплинированность, самообладание, выдержка и т.п. А разбор партий и решение и комбинаций из творчества, как сильнейших шахматистов мира, так и любителей этой игры, приводит к пониманию красоты в шахматах, к формированию “шахматного вкуса”.
Реализовать поставленные цели и задачи в шахматном развитии помогает следующее:
развитие памяти – изучение правил шахматной игры (шахматная доска, наименование фигур, ходы фигур, шах и мат), видов ничьей, нотации, точных позиций эндшпиля и др.;
развитие мышления – изучение техники матования одинокого короля (королем и ферзем, королем и ладьей, двумя ладьями), методов борьбы за открытую линию, умение оценивать позицию и выбирать обоснованный план, отработка техники расчета вариантов и т.п.;
развитие внимания – правильная организация учебно-тренировочного процесса, необходимость правильно решать и оформлять решение различных задач и упражнений, необходимость избежать ошибок в практической партии и т.п.;
развитие творческого воображения – необходимость находить в решении специальных упражнений или в практической партии идею, план, который до этого был неизвестен ученику, или вообще не применялся в позициях подобного типа;
развитие умения производить важнейшие логические операции (анализ и синтез, сравнение, обобщение) – изучение таких тем, как методы борьбы за открытую линию, позиционная ничья (крепость). Этому же способствует изучение эндшпилей всех видов, а так же таких тем, как “Классификация дебютов“, “Оценка позиции и план в миттельшпиле“ и т.п.;
развитие навыков самостоятельной исследовательской работы – самостоятельная работа воспитанников над составлением дебютного репертуара, над изучением типичных планов игры в различных дебютах и типовых миттельшпильных позициях и т.п.
При отборе теоретического материала и установлении его последовательности необходимо соблюдать следующие принципы:
постановка целей учебного занятия;
структурирование учебного материала с учетом объективно существующих связей между его темами;
актуальность, практическая значимость учебного материала.
Такой подход должен обеспечить более эффективное овладение важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры.
Под практическими занятиями подразумеваются классификационные соревнования (турниры на разряд, районные, городские, областные соревнования), командные встречи, сеансы одновременной игры, анализ партий и тренировочных позиций, тренировочные турниры и т.д.
Официальные, товарищеские, квалификационные соревнования проводятся в соответствии с календарем соревнований, который является составной частью учебно-тренировочного процесса.
Планирование учебно-тренировочного процесса осуществляется с учетом календаря проведения официальных соревнований. В зависимости от календаря соревнований учебный процесс подразделяется на три периода: учебно-подготовительный, соревновательный и переходный. В учебно-подготовительном периоде решаются задачи теоретической, практической и морально-волевой подготовки, а также непосредственная подготовка к соревнованию. В соревновательном периоде подводятся итоги тренировочной работы, ставятся максимально высокие для данного шахматиста (команды) цели. В переходном периоде анализируются результаты выступления в соревновании, корректируется план подготовки, осуществляется создание условий для отдыха шахматиста.
В течение всего учебно-тренировочного процесса преподавателю необходимо проводить диагностику, которая поможет выявить пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, своевременно планировать коррекционную работу, видеть в динамике развитие учащихся.
Контроль знаний осуществляется по результатам выполнения контрольных заданий и разбору сыгранных партий.
Голенищев В.Е. «Подготовка юных шахматистов I разряда», М., «Советская Россия», 1980 г.
Крогиус Н.В. «Психология шахматного творчества», М., «ФиС», 1981 г.
Эстрин Я.Б. «Теория и практика шахматной игры», М., «Высшая школа», 1984 г.
Примерные контрольные задания.
Группа 1-го года обучения
Правила шахмат. Ценность фигур и пешек:
В чем измеряется абсолютная ценность фигур в шахматах?
Назовите ценность ферзя, ладьи, слона, коня?
Правила шахмат. Рокировка:
1) Ответить на вопросы:
Что такое рокировка?
Как выполняется рокировка?
Как обозначается рокировка?
В каких случаях рокировка невозможна?
Правила шахмат. Взятие на проходе:
1. В каких случаях применяется правило «Взятие на проходе»?
2. Может ли слон срубить пешку «на проходе»?
3. Может ли пешка срубить ладью «на проходе»?
Правила шахмат. Виды ничьей:
Сделайте ничью в следующих позициях, назовите виды ничьей и дайте им определение:
Белые: Крс2, Кс1, Пв3
Черные: Крв5, Пс5. Ход черных.
Белые: Кра6, Лв5 Черные: Крс8, Фс1 Ход белых.
Эндшпиль. Линейный мат:
В течение 3-х минут поставить 3 мата двумя ладьями из произвольных позиций.
Построить матовую позицию в центре доски при соотношении сил король с двумя ладьями против одинокого короля (король слабейшей стороны на е5).
Эндшпиль. Мат королем и ферзем:
В течение 3-х минут поставить 3 мата королем и ферзем одинокому королю из произвольных позиций.
Группа 2-го года обучения
Правила шахмат. Виды ничьей:
Сделайте ничью в следующих позициях, назовите виды ничьей и дайте им определение:
Белые: Кра3, Фd7, Кd8, Па6
Черные: Кра8, Лв5, Кс3, Пп а7, В6. Ход черных.
Какой вид ничьей не встречался в данных заданиях?
Дебют. Принципы игры в дебюте:
Сколько примерно ходов включает в себя дебютная часть партии?
Основная цель игры в дебюте?
Назовите основные принципы дебюта, и что они означают.
Назовите наиболее часто встречающиеся нарушения дебютного принципа «развитие».
Какими ходами лучше всего отражать угрозы соперника в дебюте?
Зачем нужна рокировка?
В чем опасность пешечных ходов от короля?
Миттельшпиль. Понятие о комбинации:
1) Назовите определение комбинация?
2) Назовите определение жертвы?
Эндшпиль. Мат королем и ладьей:
В течение 3-х минут поставить 3 мата королем и ладьей одинокому королю из произвольных позиций.
Эндшпиль. Король и пешка против короля:
Что такое правило квадрата?
Как строится квадрат проходной пешки?
Какие способы достижения ничьей при ладейной пешке вы знаете?
Каким образом достигается ничья в окончании король и некрайняя пешка против короля?
Каким образом достигается выигрыш в окончании король и некрайняя пешка против короля?
Что такое «ключевое поле»?
Какие поля являются ключевыми для крайней и не крайней пешек?
Что такое «оппозиция»?
Какие виды оппозиций вы знаете?
Эндшпиль. Использование материального перевеса в эндшпиле:
1.Назовите план выигрыша в эндшпиле король, легкая фигура и пешка против короля.
2.Назовите наиболее типичный путь к выигрышу в эндшпиле с лишней фигурой.
3.Какой план применяется для реализации лишней пешки в пешечном эндшпиле?
4.Какая пешка обычно двигается первой для образования проходной и почему?
5.В каких случаях первой двигается не кандидат в проходную?
Группа 3-го года обучения
История шахмат. Чатуранга, шатранж. Шахматы в Европе в 11-16 веках.:
1. Как назывались древние шахматы в Индии и Средней Азии?
2. В чем отличие правил шатранжа от современных правил?
4. Что такое мансуба?
5. Как проникли шахматы в Европу?
6. Мастера каких стран были сильнейшими в Европе в 14-16 веках?
2.Что такое принятый и отказанный гамбиты?
3.Что такое контргамбит?
4.Указать первые хода и название известных вам гамбитов.
Миттельшпиль. Мотивы шахматных комбинаций:
Что такое тактически слабое поле?
Что такое критическое поле?
Какие еще вы знаете мотивы шахматных комбинаций.
Эндшпиль. Пешечный эндшпиль:
1. Что такое прорыв?
2. Какая пешка является отдаленной проходной?
3. Назовите основной план выигрыша при отдаленной проходной пешке?
4. Какая пешка является защищенной проходной?
Группа 4-го года обучения
История шахмат. Греко:
1. Назовите некоторые особенности стиля мастеров ранней итальянской школы.
История шахмат. Стамма:
2. В чем особенности задач Стаммы?
Правила шахмат. 3-кратное повторение позиции и правило 50-ти ходов:
О чем говорит правило троекратного повторения позиции?
О чем говорит правило 50-ти ходов?
Как фиксируется ничья по правилу троекратного повторения позиции и пятидесяти ходов.
В каких случаях судья не имеет право зафиксировать ничью по правилу троекратного повторения позиции.
Миттельшпиль. Особенности фигур:
По каким признакам оценивается положение фигур.
В каких позициях ладья, ферзь, слон, конь стоят хорошо, и в каких – плохо.
Рассказать о принципе Капабланки при расстановке слонов и пешек.
Где наилучшая позиция для короля в дебюте и миттешпиле?
Где наилучшая позиция для короля в эндшпиле?
Что такое связанные пешки?
Что такое сдвоенные и строенные пешки?
Что такое изолированная пешка?
Что такое проходная пешка?
Что такое отсталая пешка?
Какие пешки являются слабыми?
Какие пешки являются хорошими?
Что такое доминация?
Эндшпиль. Позиционная ничья:
Что такое позиционная ничья в шахматной партии?
Какие виды позиционных ничьих Вы знаете?
Эндшпиль. Ладейный эндшпиль:
Где должны быть короли в эндшпиле ладья с пешкой против ладьи:
а) слабейшей стороны для достижения ничьей;
б) сильнейшей стороны для выигрыша партии.
Рассказать и показать на доске метод достижения ничьей «по Филидору».
Рассказать и показать на доске выигрыш путем «построения моста».
Эндшпиль. Ферзь против пешки:
1.Какой наиболее простой план выигрыша в эндшпиле ферзь против пешки?
2.Назовите план выигрыша в эндшпиле ферзь против пешки, если пешка стоит на предпоследней горизонтали, и король слабейшей стороны контролирует поле превращения?
3.Какие пешки в окончании ферзь против пешки при удаленном короле сильнейшей стороны, при положении пешки на предпоследней горизонтали и короле, контролирующем поле превращения, ничейны, а какие выигрышны для сильнейшей стороны?
4.В каком случае в окончании ферзь против пешки при удаленном короле сильнейшей стороны и при положении пешки на предпоследней горизонтали достигается выигрыш независимо от вертикали, на которой стоит пешка?
Группа 5-го года обучения
Спортивный режим, поведение во время игры :
Каким должен быть режим во время турнира?
Как необходимо вести себя перед партией, во время партии и между партиями (при проведении 2-х туров в день)?
Каким должно быть питание во время турнира?
Как необходимо вести себя при некорректном поведении соперника?
История шахмат. Филидор, Моденское трио, Лабурдоннэ:
Каковы основы шахматной теории Филидора?
Что нового в теорию шахмат внес Лабурдонне?
Какие дебюты называются полуоткрытыми и закрытыми?
В чем идея связи дебюта с миттельшпилем?
Миттельшпиль. Оценка позиции:
Назовите основные элементы оценки позиции.
Миттельшпиль. Сильные и слабые поля:
Что такое стратегически слабое поле?
В чем опасность слабых полей около позиции короля?
Миттельшпиль. Техника расчета вариантов:
Назовите основные положения правильного расчета вариантов.
Что такое ходы-кандидаты?
Эндшпиль. Мат двумя слонами:
На каком участке доски ставится мат одинокому королю двумя слонами?
Где должен находиться король сильнейшей стороны при матовании одинокого короля двумя слонами?
Эндшпиль. Ферзь против пешки:
Показать выигрышные позиции при близко расположенном короле сильнейшей стороны при ладейных и слоновых пешках в окончании ферзь против пешки.
Группа 6-го года обучения
История шахмат. Андерсен, Морфи, Стейниц:
Расскажите о вкладе в развитие шахмат А. Андерсена, П. Морфи и В.Стейница.
Миттельшпиль. Использование материального перевеса:
Назовите два метода реализации материального преимущества.
Миттельшпиль. Открытая линия:
1. Какие линии называются открытыми?
2. Назовите методы образования открытых линий?
3. Назовите методы борьбы за открытую линию?
4. Что такое форпост и цель образования форпоста?
Эндшпиль. Ладейный эндшпиль:
Что необходимо делать при отрезанном на последней линии короле соперника?
О чем гласит принцип З. Тарраша?
Эндшпиль. Пешечный эндшпиль:
Что означают следующие приемы борьбы в пешечном эндшпиле: отталкивание плечом, совмещение, запасные темпы, треугольник, блуждающий квадрат?
Где находятся ключевые поля взаимозаблокированных пешек?
Группа 7-го года обучения
История шахмат. Ласкер, Капабланка, Алехин:
Расскажите о вкладе в развитие шахмат Э. Ласкера, Х-Р. Капабланки и А. Алехина.
Что означает выражение “дебютный репертуар”?
Как необходимо работать над составлением дебютного репертуара?
Миттельшпиль. Атака на короля:
Какие виды атак на короля Вы знаете?
Каким должно быть положение в центре при:
атаке на короля в центре
атаке при односторонних рокировках
атаке при разносторонних рокировках
Эндшпиль. Легкофигурный эндшпиль:
В каких позициях конь сильнее слона, а в каких позициях слон сильнее коня?
Назовите два плана достижения ничьей в разноцветном эндшпиле
Назовите два плана выигрыша в разноцветном эндшпиле.
СПИСОК ТЕРМИНОВ
Атака – наступление на каком-либо участке доски или по всей доске;
Вечный шах – непрерывный ряд шахов, которые невозможно избежать;
Гамбит – общее название дебютов, в которых одна из сторон жертвует материал с целью скорейшего развития, получения позиционных выгод или создания атаки на короля соперника;
Дебют – начальная стадия шахматной партии (условно – 10-15 ходов), характеризующаяся мобилизацией сил играющих сторон;
Жертва – добровольное предоставление противнику материального преимущества;
Задача – составленная шахматным композитором позиция, в которой одной из сторон предлагается объявить мат сопернику в указанное число ходов;
Защита – отражение наступательных действий соперника;
Ключевое поле (в пешечном окончании) – поле, занятие которого королем приводит к выигрышу;
Кодекс шахматный – совокупность правил, которые обязательны для участников, судей и организаторов шахматных соревнований;
Ловушка – попытка спровоцировать соперника на внешне выгодное продолжение, которое в действительности оказывается ошибочным;
Мансуба – позиция в шатранже (из середины игры или эндшпиля), где одной из сторон ставится задание выиграть или сделать ничью;
Мат – шах королю, от которого нет защиты;
Миттешпиль – середина игры;
Нотация шахматная – система условных обозначений, применяемых для записи отдельных ходов, свей партии или определенной позиции;
Оппозиция – противостояние королей;
Пат – положение в шахматной партии, в котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все ее фигуры и пешки лишены возможности двигаться, причем король не находится под шахом. Партия, в которой возник пат, признается ничьей;
Позиционная ничья – позиция, в которой невозможно реализовать материальный перевес в силу некоторых ее особенностей;
Рокировка – одновременный ход королем и ладьей;
Слабое поле – поле, которое невозможно защитить пешкой;
Табия – расстановка фигур и пешек в шатранже, с которой фактически начиналась игра;
Теоретическая ничья – позиция, в которой ни одна из сторон не может выиграть, даже при самой неквалифицированной игре соперника;
Треугольник – один из способов передачи хода сопернику;
Центр – четыре клетки шахматной доски(d4, e4, d5, e5), владение которыми часто является стратегическим достижением;
Цугцванг – положение в шахматной партии, при котором противник вынужден сделать невыгодный ход;
Чатуранга – древнеиндийская игра, предшественница современных шахмат;
Шатранж – средневековая арабская игра, предшественница современных шахмат;
Шах – нападение на короля фигуры или пешки соперника;
Эндшпиль – заключительная часть шахматной партии;
Этюд – составленная шахматным композитором позиция, в которой одной из сторон предлагается выполнить задание (выиграть или сделать ничью) без указания числа ходов.