какая дополнительная цель ставится педагогом при обучении шахматам

Внедрение современных технологий, методов, средств обучения при обучении шахматам

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Внедрение современных технологий, методов,

средств обучения при обучении шахматам

Мелехов А.И., тренер-преподаватель

МАУ ДО ДЮСШ №5, г. Тамбов

Для повышения эффективности процесса обучения, в своей деятельности использую следующие современные образовательные технологии.

Технология формирования приёмов учебной работы позволяет направлять работу учащихся в виде правил, образцов, алгоритмов. Использую логические опорные конспекты. Применение опорных знаний, которые используются в виде отдельных задач, этюдов, позволяют учащимся выделить главное и существенное в изучаемом материале.

Свои занятия с группой НП-1 строю в виде увлекательного путешествия в шахматное королевство, используя сказки, легенды, загадки из книг В.Г. Гришина «Малыши играют в шахматы», «Путешествие в шахматное королевство», компьютерную программу «Шахматы в сказках».

Технология развивающего обучения.

В анализе сыгранных партий в учебно-тренировочных группах применяю исследовательский метод в исследовании различных позиций для определения вариантов их разыгрывания, подготовке дебютного репертуара.

Технология проблемного обучения.

На учебно-тренировочных занятиях создаю проблемные ситуации, что выражается в подборе проблемных заданий. Особенно при рассмотрении различий в разных школах шахматной игры. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, его закреплении, контроле. Для достижения поставленных целей я использую следующие методические приемы создания проблемной ситуации:

учитель подводит учеников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

излагает различные точки зрения шахматных школ на один и тот же вопрос

предлагает учащимся рассмотреть ход с различных позиций;

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Позволяют сделать учебный процесс более продуктивным, наглядным, насыщенным; дают возможность широкого выбора дидактического материала, тестов, справочного материала

Использую шахматные обучающие и игровые компьютерные программы «Динозавры учат шахматам», «Большое шахматное путешествие», «Шахматная тактика», «Шахматный задачник» «Шахматная стратегия», «Шахматные этюды». Кроме того использую информационно-поисковую систему «Chess Assistant», российский шахматный портал “Шахматная Планета” [www.chessplanet.ru].

Использование шахматного портала «Шахматная Планета» позволяет обучающимся получать возможность участвовать в регулярных турнирах в режиме реального времени или в заочных турнирах, смотреть партии других участников, обменяться мнениями о шахматных событиях и обсуждать текущие проблемы в чате или конференциях.

С применением ИКТ моторная плотность тренировки возрастает до 80% и выше, индивидуализируется тренировочный процесс, что приводит к росту спортивных результатов

На занятиях слежу за правильностью осанки учеников. Физические упражнения на шахматных занятиях варьирую различным образом, например, в конце занятия на силу фигур могу предложить учащимся отжаться, попрыгать, присесть и т.п. столько раз, во сколько оценивается та или иная фигура. Или при прохождении шахматного поля змейкой (геометрия доски) использую «гусиный» шаг, семенящий бег, упражнения для рук и ног. Обязательно включаю в тренировку подвижные игры, активные игры в мяч. Регулярно организую футбольные матчи на открытом стадионе. На занятиях обязательно провожу здоровьесберегающую «минутку релаксации», т.е. предлагаю учащимся выполнить несколько упражнений на расслабление мышц глаз, шеи, плеч, кистей и других частей тела. Провожу дыхательную гимнастику, позволяющую не только развивать дыхательную систему, но и повышать культуру общения,

С целью недопущения перегрузок особое внимание уделяю объему и сложности материала, задаваемого на дом.

Использование современных образовательных технологий обучения способствует развитию творческого мышления шахматистов и формирует ответственность за принятые решения.

Источник

Методы обучения игре в шахматы

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методы обучения игре в шахматы

Пономарев Петр Николаевич

Образования МБУДО ДООЦ «Спутник»

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей необходимо усилить мотивацию личности к познанию, творчеству, труду и спорту. В процессе занятий шахматами развивается логическое и интуитивное мышление, долговременная и оперативная память, совершенствуется способность к концентрации внимания. Шахматы способствуют организации мышления, способности к выбору решения. Необходимость последовательно претворять в жизнь принятое решение – делать ходы, осуществлять определенные замыслы – способствует формированию воли, решимости и эмоциональной устойчивости.

Обучение шахматной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно донести до сознания учащихся то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьезных результатов в шахматах.

Основной формой обучения является индивидуально-групповая и практическая игра в группах. С шахматистами – призерами областных и региональных соревнований заниматься лучше индивидуально.

Для повышения эффективности обучения необходимо использовать различные методы:

лекция – при подаче объемного по содержанию материала, например, разбор вариантов при построении дебютного репертуара;

объяснение – при подаче нового материала, в основном для воспитанников 1-4 годов обучения;

фронтальный опрос – при закреплении пройденного материала;

показ – при разборе сыгранных партий;

игра – для закрепления полученных знаний

разбор партий и других учебных примеров на демонстрационной доске.

Кроме этого для активизации интереса воспитанников используются методы создания ситуации успеха, метод поощрений и соревнований.

Выбор методов обучения определяется с учетом возможности обучающихся, возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков.

При изложении и закреплении материла данной программы используются теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях обучающиеся приобретают общетеоретические знания и развивают творческие способности в области мышления. Для развития творческих способностей используются основные дидактические принципы: систематичность и последовательность, доступность и посильность, наглядность и т.д.

На практических занятиях воспитанники самостоятельно закрепляют полученные знания, умения и навыки. Решение упражнений (т.е. специально подобранных задач), наряду с практической игрой, один из наиболее распространенных вариантов практических занятий. Цель решения упражнений – систематическая отработка умений и навыков путем ритмично повторяющихся умственных действий в специально организованной индивидуальной деятельности. При анализе практической деятельности педагог, а в старших группах и сами воспитанники совместно с педагогом определяют, каких знаний и умений им не достает, и всесторонне продумывают, как, каким способом дополнить недостающие знания, умения, учатся оперировать полученными знаниями и умениями и применять их на практике.

Для реализации поставленных целей и задач в шахматном обучении используются различные методы и формы:

игра (учебные, тренировочные и тематические партии между обучающимися и с педагогом);

конкурсы решения комбинаций, задач и этюдов;

участие в личных и командных соревнованиях различного уровня;

сеансы одновременной игры;

совместный и самостоятельный анализ собственных партий и партий мастеров;

работа с шахматной литературой;

Реализовать поставленные цели и задачи в шахматном воспитании помогает то, что в шахматах невозможно продвигаться дальше в изучении этого сплава науки, искусства и спорта, если воспитанник внутренне не готов к саморазвитию, к изучению нового, к поиску резервов развития. Достижение определенных успехов (как спортивных, так и творческих) поднимает самооценку ученика, его веру в свои силы и приводит к постановке более значимых целей в остальных областях жизнедеятельности.

Занимаясь шахматами невозможно добиться успеха, не зная основных законов игры и не применяя их на практике. Только тот воспитанник, который внимательно и целенаправленно будет изучать все грани шахмат и будет способен творчески применять все свои знания на практике, добьется успеха. А жесткое противостояние во время партии, когда твоим замыслам мешает соперник и на партию отведено определенное количество времени, воспитывает у учеников способность к абсолютной концентрации внимания. Участие воспитанников в различных соревнованиях и стремление к достижению успеха неизбежно приводит к выработке у них объективной самооценки, воспитанию уважения чужого мнения и к формированию таких качеств, как дисциплинированность, самообладание, выдержка и т.п. А разбор партий и решение и комбинаций из творчества, как сильнейших шахматистов мира, так и любителей этой игры, приводит к пониманию красоты в шахматах, к формированию “шахматного вкуса”.

Реализовать поставленные цели и задачи в шахматном развитии помогает следующее:

развитие памяти – изучение правил шахматной игры (шахматная доска, наименование фигур, ходы фигур, шах и мат), видов ничьей, нотации, точных позиций эндшпиля и др.;

развитие мышления – изучение техники матования одинокого короля (королем и ферзем, королем и ладьей, двумя ладьями), методов борьбы за открытую линию, умение оценивать позицию и выбирать обоснованный план, отработка техники расчета вариантов и т.п.;

развитие внимания – правильная организация учебно-тренировочного процесса, необходимость правильно решать и оформлять решение различных задач и упражнений, необходимость избежать ошибок в практической партии и т.п.;

развитие творческого воображения – необходимость находить в решении специальных упражнений или в практической партии идею, план, который до этого был неизвестен ученику, или вообще не применялся в позициях подобного типа;

развитие умения производить важнейшие логические операции (анализ и синтез, сравнение, обобщение) – изучение таких тем, как методы борьбы за открытую линию, позиционная ничья (крепость). Этому же способствует изучение эндшпилей всех видов, а так же таких тем, как “Классификация дебютов“, “Оценка позиции и план в миттельшпиле“ и т.п.;

развитие навыков самостоятельной исследовательской работы – самостоятельная работа воспитанников над составлением дебютного репертуара, над изучением типичных планов игры в различных дебютах и типовых миттельшпильных позициях и т.п.

При отборе теоретического материала и установлении его последовательности необходимо соблюдать следующие принципы:

постановка целей учебного занятия;

структурирование учебного материала с учетом объективно существующих связей между его темами;

актуальность, практическая значимость учебного материала.

Такой подход должен обеспечить более эффективное овладение важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры.

Под практическими занятиями подразумеваются классификационные соревнования (турниры на разряд, районные, городские, областные соревнования), командные встречи, сеансы одновременной игры, анализ партий и тренировочных позиций, тренировочные турниры и т.д.

Официальные, товарищеские, квалификационные соревнования проводятся в соответствии с календарем соревнований, который является составной частью учебно-тренировочного процесса.

Планирование учебно-тренировочного процесса осуществляется с учетом календаря проведения официальных соревнований. В зависимости от календаря соревнований учебный процесс подразделяется на три периода: учебно-подготовительный, соревновательный и переходный. В учебно-подготовительном периоде решаются задачи теоретической, практической и морально-волевой подготовки, а также непосредственная подготовка к соревнованию. В соревновательном периоде подводятся итоги тренировочной работы, ставятся максимально высокие для данного шахматиста (команды) цели. В переходном периоде анализируются результаты выступления в соревновании, корректируется план подготовки, осуществляется создание условий для отдыха шахматиста.

В течение всего учебно-тренировочного процесса преподавателю необходимо проводить диагностику, которая поможет выявить пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, своевременно планировать коррекционную работу, видеть в динамике развитие учащихся.

Контроль знаний осуществляется по результатам выполнения контрольных заданий и разбору сыгранных партий.

Голенищев В.Е. «Подготовка юных шахматистов I разряда», М., «Советская Россия», 1980 г.

Крогиус Н.В. «Психология шахматного творчества», М., «ФиС», 1981 г.

Эстрин Я.Б. «Теория и практика шахматной игры», М., «Высшая школа», 1984 г.

СПИСОК ТЕРМИНОВ

Атака – наступление на каком-либо участке доски или по всей доске;

Вечный шах – непрерывный ряд шахов, которые невозможно избежать;

Гамбит – общее название дебютов, в которых одна из сторон жертвует материал с целью скорейшего развития, получения позиционных выгод или создания атаки на короля соперника;

Дебют – начальная стадия шахматной партии (условно – 10-15 ходов), характеризующаяся мобилизацией сил играющих сторон;

Жертва – добровольное предоставление противнику материального преимущества;

Задача – составленная шахматным композитором позиция, в которой одной из сторон предлагается объявить мат сопернику в указанное число ходов;

Защита – отражение наступательных действий соперника;

Ключевое поле (в пешечном окончании) – поле, занятие которого королем приводит к выигрышу;

Кодекс шахматный – совокупность правил, которые обязательны для участников, судей и организаторов шахматных соревнований;

Ловушка – попытка спровоцировать соперника на внешне выгодное продолжение, которое в действительности оказывается ошибочным;

Мансуба – позиция в шатранже (из середины игры или эндшпиля), где одной из сторон ставится задание выиграть или сделать ничью;

Мат – шах королю, от которого нет защиты;

Миттешпиль – середина игры;

Нотация шахматная – система условных обозначений, применяемых для записи отдельных ходов, свей партии или определенной позиции;

Оппозиция – противостояние королей;

Пат – положение в шахматной партии, в котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все ее фигуры и пешки лишены возможности двигаться, причем король не находится под шахом. Партия, в которой возник пат, признается ничьей;

Позиционная ничья – позиция, в которой невозможно реализовать материальный перевес в силу некоторых ее особенностей;

Рокировка – одновременный ход королем и ладьей;

Слабое поле – поле, которое невозможно защитить пешкой;

Табия – расстановка фигур и пешек в шатранже, с которой фактически начиналась игра;

Теоретическая ничья – позиция, в которой ни одна из сторон не может выиграть, даже при самой неквалифицированной игре соперника;

Треугольник – один из способов передачи хода сопернику;

Центр – четыре клетки шахматной доски(d4, e4, d5, e5), владение которыми часто является стратегическим достижением;

Цугцванг – положение в шахматной партии, при котором противник вынужден сделать невыгодный ход;

Чатуранга – древнеиндийская игра, предшественница современных шахмат;

Шатранж – средневековая арабская игра, предшественница современных шахмат;

Шах – нападение на короля фигуры или пешки соперника;

Эндшпиль – заключительная часть шахматной партии;

Этюд – составленная шахматным композитором позиция, в которой одной из сторон предлагается выполнить задание (выиграть или сделать ничью) без указания числа ходов.

Источник

Статья Выбор методов при обучении игре в шахматы

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбор методов при обучении игре в шахматы

Пономарев Петр Николаевич

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей необходимо усилить мотивацию личности к познанию, творчеству, труду и спорту. В процессе занятий шахматами развивается логическое и интуитивное мышление, долговременная и оперативная память, совершенствуется способность к концентрации внимания. Шахматы способствуют организации мышления, способности к выбору решения. Необходимость последовательно претворять в жизнь принятое решение – делать ходы, осуществлять определенные замыслы – способствует формированию воли, решимости и эмоциональной устойчивости.

Обучение шахматной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно донести до сознания учащихся то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьезных результатов в шахматах.

Основной формой обучения является индивидуально-групповая и практическая игра в группах. С шахматистами – призерами областных и региональных соревнований заниматься лучше индивидуально.

Для повышения эффективности обучения необходимо использовать различные методы:

лекция – при подаче объемного по содержанию материала, например, разбор вариантов при построении дебютного репертуара;

объяснение – при подаче нового материала, в основном для воспитанников 1-4 годов обучения;

фронтальный опрос – при закреплении пройденного материала;

показ – при разборе сыгранных партий;

игра – для закрепления полученных знаний

разбор партий и других учебных примеров на демонстрационной доске.

Кроме этого для активизации интереса воспитанников используются методы создания ситуации успеха, метод поощрений и соревнований.

Выбор методов обучения определяется с учетом возможности обучающихся, возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков.

При изложении и закреплении материла данной программы используются теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях обучающиеся приобретают общетеоретические знания и развивают творческие способности в области мышления. Для развития творческих способностей используются основные дидактические принципы: систематичность и последовательность, доступность и посильность, наглядность и т.д.

На практических занятиях воспитанники самостоятельно закрепляют полученные знания, умения и навыки. Решение упражнений (т.е. специально подобранных задач), наряду с практической игрой, один из наиболее распространенных вариантов практических занятий. Цель решения упражнений – систематическая отработка умений и навыков путем ритмично повторяющихся умственных действий в специально организованной индивидуальной деятельности. При анализе практической деятельности педагог, а в старших группах и сами воспитанники совместно с педагогом определяют, каких знаний и умений им не достает, и всесторонне продумывают, как, каким способом дополнить недостающие знания, умения, учатся оперировать полученными знаниями и умениями и применять их на практике.

Для реализации поставленных целей и задач в шахматном обучении используются различные методы и формы:

игра (учебные, тренировочные и тематические партии между обучающимися и с педагогом);

конкурсы решения комбинаций, задач и этюдов;

участие в личных и командных соревнованиях различного уровня;

сеансы одновременной игры;

совместный и самостоятельный анализ собственных партий и партий мастеров;

работа с шахматной литературой;

Реализовать поставленные цели и задачи в шахматном воспитании помогает то, что в шахматах невозможно продвигаться дальше в изучении этого сплава науки, искусства и спорта, если воспитанник внутренне не готов к саморазвитию, к изучению нового, к поиску резервов развития. Достижение определенных успехов (как спортивных, так и творческих) поднимает самооценку ученика, его веру в свои силы и приводит к постановке более значимых целей в остальных областях жизнедеятельности.

Занимаясь шахматами невозможно добиться успеха, не зная основных законов игры и не применяя их на практике. Только тот воспитанник, который внимательно и целенаправленно будет изучать все грани шахмат и будет способен творчески применять все свои знания на практике, добьется успеха. А жесткое противостояние во время партии, когда твоим замыслам мешает соперник и на партию отведено определенное количество времени, воспитывает у учеников способность к абсолютной концентрации внимания. Участие воспитанников в различных соревнованиях и стремление к достижению успеха неизбежно приводит к выработке у них объективной самооценки, воспитанию уважения чужого мнения и к формированию таких качеств, как дисциплинированность, самообладание, выдержка и т.п. А разбор партий и решение и комбинаций из творчества, как сильнейших шахматистов мира, так и любителей этой игры, приводит к пониманию красоты в шахматах, к формированию “шахматного вкуса”.

Реализовать поставленные цели и задачи в шахматном развитии помогает следующее:

развитие памяти – изучение правил шахматной игры (шахматная доска, наименование фигур, ходы фигур, шах и мат), видов ничьей, нотации, точных позиций эндшпиля и др.;

развитие мышления – изучение техники матования одинокого короля (королем и ферзем, королем и ладьей, двумя ладьями), методов борьбы за открытую линию, умение оценивать позицию и выбирать обоснованный план, отработка техники расчета вариантов и т.п.;

развитие внимания – правильная организация учебно-тренировочного процесса, необходимость правильно решать и оформлять решение различных задач и упражнений, необходимость избежать ошибок в практической партии и т.п.;

развитие творческого воображения – необходимость находить в решении специальных упражнений или в практической партии идею, план, который до этого был неизвестен ученику, или вообще не применялся в позициях подобного типа;

развитие умения производить важнейшие логические операции (анализ и синтез, сравнение, обобщение) – изучение таких тем, как методы борьбы за открытую линию, позиционная ничья (крепость). Этому же способствует изучение эндшпилей всех видов, а так же таких тем, как “Классификация дебютов“, “Оценка позиции и план в миттельшпиле“ и т.п.;

развитие навыков самостоятельной исследовательской работы – самостоятельная работа воспитанников над составлением дебютного репертуара, над изучением типичных планов игры в различных дебютах и типовых миттельшпильных позициях и т.п.

При отборе теоретического материала и установлении его последовательности необходимо соблюдать следующие принципы:

постановка целей учебного занятия;

структурирование учебного материала с учетом объективно существующих связей между его темами;

актуальность, практическая значимость учебного материала.

Такой подход должен обеспечить более эффективное овладение важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры.

Под практическими занятиями подразумеваются классификационные соревнования (турниры на разряд, районные, городские, областные соревнования), командные встречи, сеансы одновременной игры, анализ партий и тренировочных позиций, тренировочные турниры и т.д.

Официальные, товарищеские, квалификационные соревнования проводятся в соответствии с календарем соревнований, который является составной частью учебно-тренировочного процесса.

Планирование учебно-тренировочного процесса осуществляется с учетом календаря проведения официальных соревнований. В зависимости от календаря соревнований учебный процесс подразделяется на три периода: учебно-подготовительный, соревновательный и переходный. В учебно-подготовительном периоде решаются задачи теоретической, практической и морально-волевой подготовки, а также непосредственная подготовка к соревнованию. В соревновательном периоде подводятся итоги тренировочной работы, ставятся максимально высокие для данного шахматиста (команды) цели. В переходном периоде анализируются результаты выступления в соревновании, корректируется план подготовки, осуществляется создание условий для отдыха шахматиста.

В течение всего учебно-тренировочного процесса преподавателю необходимо проводить диагностику, которая поможет выявить пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, своевременно планировать коррекционную работу, видеть в динамике развитие учащихся.

Контроль знаний осуществляется по результатам выполнения контрольных заданий и разбору сыгранных партий.

Голенищев В.Е. «Подготовка юных шахматистов I разряда», М., «Советская Россия», 1980 г.

Крогиус Н.В. «Психология шахматного творчества», М., «ФиС», 1981 г.

Эстрин Я.Б. «Теория и практика шахматной игры», М., «Высшая школа», 1984 г.

Примерные контрольные задания.

Группа 1-го года обучения

Правила шахмат. Ценность фигур и пешек:

В чем измеряется абсолютная ценность фигур в шахматах?

Назовите ценность ферзя, ладьи, слона, коня?

Правила шахмат. Рокировка:

1) Ответить на вопросы:

Что такое рокировка?

Как выполняется рокировка?

Как обозначается рокировка?

В каких случаях рокировка невозможна?

Правила шахмат. Взятие на проходе:

1. В каких случаях применяется правило «Взятие на проходе»?

2. Может ли слон срубить пешку «на проходе»?

3. Может ли пешка срубить ладью «на проходе»?

Правила шахмат. Виды ничьей:

Сделайте ничью в следующих позициях, назовите виды ничьей и дайте им определение:

Белые: Крс2, Кс1, Пв3

Черные: Крв5, Пс5. Ход черных.

Белые: Кра6, Лв5 Черные: Крс8, Фс1 Ход белых.

Эндшпиль. Линейный мат:

В течение 3-х минут поставить 3 мата двумя ладьями из произвольных позиций.

Построить матовую позицию в центре доски при соотношении сил король с двумя ладьями против одинокого короля (король слабейшей стороны на е5).

Эндшпиль. Мат королем и ферзем:

В течение 3-х минут поставить 3 мата королем и ферзем одинокому королю из произвольных позиций.

Группа 2-го года обучения

Правила шахмат. Виды ничьей:

Сделайте ничью в следующих позициях, назовите виды ничьей и дайте им определение:

Белые: Кра3, Фd7, Кd8, Па6

Черные: Кра8, Лв5, Кс3, Пп а7, В6. Ход черных.

Какой вид ничьей не встречался в данных заданиях?

Дебют. Принципы игры в дебюте:

Сколько примерно ходов включает в себя дебютная часть партии?

Основная цель игры в дебюте?

Назовите основные принципы дебюта, и что они означают.

Назовите наиболее часто встречающиеся нарушения дебютного принципа «развитие».

Какими ходами лучше всего отражать угрозы соперника в дебюте?

Зачем нужна рокировка?

В чем опасность пешечных ходов от короля?

Миттельшпиль. Понятие о комбинации:

1) Назовите определение комбинация?

2) Назовите определение жертвы?

Эндшпиль. Мат королем и ладьей:

В течение 3-х минут поставить 3 мата королем и ладьей одинокому королю из произвольных позиций.

Эндшпиль. Король и пешка против короля:

Что такое правило квадрата?

Как строится квадрат проходной пешки?

Какие способы достижения ничьей при ладейной пешке вы знаете?

Каким образом достигается ничья в окончании король и некрайняя пешка против короля?

Каким образом достигается выигрыш в окончании король и некрайняя пешка против короля?

Что такое «ключевое поле»?

Какие поля являются ключевыми для крайней и не крайней пешек?

Что такое «оппозиция»?

Какие виды оппозиций вы знаете?

Эндшпиль. Использование материального перевеса в эндшпиле:

1.Назовите план выигрыша в эндшпиле король, легкая фигура и пешка против короля.

2.Назовите наиболее типичный путь к выигрышу в эндшпиле с лишней фигурой.

3.Какой план применяется для реализации лишней пешки в пешечном эндшпиле?

4.Какая пешка обычно двигается первой для образования проходной и почему?

5.В каких случаях первой двигается не кандидат в проходную?

Группа 3-го года обучения

История шахмат. Чатуранга, шатранж. Шахматы в Европе в 11-16 веках.:

1. Как назывались древние шахматы в Индии и Средней Азии?

2. В чем отличие правил шатранжа от современных правил?

4. Что такое мансуба?

5. Как проникли шахматы в Европу?

6. Мастера каких стран были сильнейшими в Европе в 14-16 веках?

2.Что такое принятый и отказанный гамбиты?

3.Что такое контргамбит?

4.Указать первые хода и название известных вам гамбитов.

Миттельшпиль. Мотивы шахматных комбинаций:

Что такое тактически слабое поле?

Что такое критическое поле?

Какие еще вы знаете мотивы шахматных комбинаций.

Эндшпиль. Пешечный эндшпиль:

1. Что такое прорыв?

2. Какая пешка является отдаленной проходной?

3. Назовите основной план выигрыша при отдаленной проходной пешке?

4. Какая пешка является защищенной проходной?

Группа 4-го года обучения

История шахмат. Греко:

1. Назовите некоторые особенности стиля мастеров ранней итальянской школы.

История шахмат. Стамма:

2. В чем особенности задач Стаммы?

Правила шахмат. 3-кратное повторение позиции и правило 50-ти ходов:

О чем говорит правило троекратного повторения позиции?

О чем говорит правило 50-ти ходов?

Как фиксируется ничья по правилу троекратного повторения позиции и пятидесяти ходов.

В каких случаях судья не имеет право зафиксировать ничью по правилу троекратного повторения позиции.

Миттельшпиль. Особенности фигур:

По каким признакам оценивается положение фигур.

В каких позициях ладья, ферзь, слон, конь стоят хорошо, и в каких – плохо.

Рассказать о принципе Капабланки при расстановке слонов и пешек.

Где наилучшая позиция для короля в дебюте и миттешпиле?

Где наилучшая позиция для короля в эндшпиле?

Что такое связанные пешки?

Что такое сдвоенные и строенные пешки?

Что такое изолированная пешка?

Что такое проходная пешка?

Что такое отсталая пешка?

Какие пешки являются слабыми?

Какие пешки являются хорошими?

Что такое доминация?

Эндшпиль. Позиционная ничья:

Что такое позиционная ничья в шахматной партии?

Какие виды позиционных ничьих Вы знаете?

Эндшпиль. Ладейный эндшпиль:

Где должны быть короли в эндшпиле ладья с пешкой против ладьи:

а) слабейшей стороны для достижения ничьей;

б) сильнейшей стороны для выигрыша партии.

Рассказать и показать на доске метод достижения ничьей «по Филидору».

Рассказать и показать на доске выигрыш путем «построения моста».

Эндшпиль. Ферзь против пешки:

1.Какой наиболее простой план выигрыша в эндшпиле ферзь против пешки?

2.Назовите план выигрыша в эндшпиле ферзь против пешки, если пешка стоит на предпоследней горизонтали, и король слабейшей стороны контролирует поле превращения?

3.Какие пешки в окончании ферзь против пешки при удаленном короле сильнейшей стороны, при положении пешки на предпоследней горизонтали и короле, контролирующем поле превращения, ничейны, а какие выигрышны для сильнейшей стороны?

4.В каком случае в окончании ферзь против пешки при удаленном короле сильнейшей стороны и при положении пешки на предпоследней горизонтали достигается выигрыш независимо от вертикали, на которой стоит пешка?

Группа 5-го года обучения

Спортивный режим, поведение во время игры :

Каким должен быть режим во время турнира?

Как необходимо вести себя перед партией, во время партии и между партиями (при проведении 2-х туров в день)?

Каким должно быть питание во время турнира?

Как необходимо вести себя при некорректном поведении соперника?

История шахмат. Филидор, Моденское трио, Лабурдоннэ:

Каковы основы шахматной теории Филидора?

Что нового в теорию шахмат внес Лабурдонне?

Какие дебюты называются полуоткрытыми и закрытыми?

В чем идея связи дебюта с миттельшпилем?

Миттельшпиль. Оценка позиции:

Назовите основные элементы оценки позиции.

Миттельшпиль. Сильные и слабые поля:

Что такое стратегически слабое поле?

В чем опасность слабых полей около позиции короля?

Миттельшпиль. Техника расчета вариантов:

Назовите основные положения правильного расчета вариантов.

Что такое ходы-кандидаты?

Эндшпиль. Мат двумя слонами:

На каком участке доски ставится мат одинокому королю двумя слонами?

Где должен находиться король сильнейшей стороны при матовании одинокого короля двумя слонами?

Эндшпиль. Ферзь против пешки:

Показать выигрышные позиции при близко расположенном короле сильнейшей стороны при ладейных и слоновых пешках в окончании ферзь против пешки.

Группа 6-го года обучения

История шахмат. Андерсен, Морфи, Стейниц:

Расскажите о вкладе в развитие шахмат А. Андерсена, П. Морфи и В.Стейница.

Миттельшпиль. Использование материального перевеса:

Назовите два метода реализации материального преимущества.

Миттельшпиль. Открытая линия:

1. Какие линии называются открытыми?

2. Назовите методы образования открытых линий?

3. Назовите методы борьбы за открытую линию?

4. Что такое форпост и цель образования форпоста?

Эндшпиль. Ладейный эндшпиль:

Что необходимо делать при отрезанном на последней линии короле соперника?

О чем гласит принцип З. Тарраша?

Эндшпиль. Пешечный эндшпиль:

Что означают следующие приемы борьбы в пешечном эндшпиле: отталкивание плечом, совмещение, запасные темпы, треугольник, блуждающий квадрат?

Где находятся ключевые поля взаимозаблокированных пешек?

Группа 7-го года обучения

История шахмат. Ласкер, Капабланка, Алехин:

Расскажите о вкладе в развитие шахмат Э. Ласкера, Х-Р. Капабланки и А. Алехина.

Что означает выражение “дебютный репертуар”?

Как необходимо работать над составлением дебютного репертуара?

Миттельшпиль. Атака на короля:

Какие виды атак на короля Вы знаете?

Каким должно быть положение в центре при:

атаке на короля в центре

атаке при односторонних рокировках

атаке при разносторонних рокировках

Эндшпиль. Легкофигурный эндшпиль:

В каких позициях конь сильнее слона, а в каких позициях слон сильнее коня?

Назовите два плана достижения ничьей в разноцветном эндшпиле

Назовите два плана выигрыша в разноцветном эндшпиле.

СПИСОК ТЕРМИНОВ

Атака – наступление на каком-либо участке доски или по всей доске;

Вечный шах – непрерывный ряд шахов, которые невозможно избежать;

Гамбит – общее название дебютов, в которых одна из сторон жертвует материал с целью скорейшего развития, получения позиционных выгод или создания атаки на короля соперника;

Дебют – начальная стадия шахматной партии (условно – 10-15 ходов), характеризующаяся мобилизацией сил играющих сторон;

Жертва – добровольное предоставление противнику материального преимущества;

Задача – составленная шахматным композитором позиция, в которой одной из сторон предлагается объявить мат сопернику в указанное число ходов;

Защита – отражение наступательных действий соперника;

Ключевое поле (в пешечном окончании) – поле, занятие которого королем приводит к выигрышу;

Кодекс шахматный – совокупность правил, которые обязательны для участников, судей и организаторов шахматных соревнований;

Ловушка – попытка спровоцировать соперника на внешне выгодное продолжение, которое в действительности оказывается ошибочным;

Мансуба – позиция в шатранже (из середины игры или эндшпиля), где одной из сторон ставится задание выиграть или сделать ничью;

Мат – шах королю, от которого нет защиты;

Миттешпиль – середина игры;

Нотация шахматная – система условных обозначений, применяемых для записи отдельных ходов, свей партии или определенной позиции;

Оппозиция – противостояние королей;

Пат – положение в шахматной партии, в котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все ее фигуры и пешки лишены возможности двигаться, причем король не находится под шахом. Партия, в которой возник пат, признается ничьей;

Позиционная ничья – позиция, в которой невозможно реализовать материальный перевес в силу некоторых ее особенностей;

Рокировка – одновременный ход королем и ладьей;

Слабое поле – поле, которое невозможно защитить пешкой;

Табия – расстановка фигур и пешек в шатранже, с которой фактически начиналась игра;

Теоретическая ничья – позиция, в которой ни одна из сторон не может выиграть, даже при самой неквалифицированной игре соперника;

Треугольник – один из способов передачи хода сопернику;

Центр – четыре клетки шахматной доски(d4, e4, d5, e5), владение которыми часто является стратегическим достижением;

Цугцванг – положение в шахматной партии, при котором противник вынужден сделать невыгодный ход;

Чатуранга – древнеиндийская игра, предшественница современных шахмат;

Шатранж – средневековая арабская игра, предшественница современных шахмат;

Шах – нападение на короля фигуры или пешки соперника;

Эндшпиль – заключительная часть шахматной партии;

Этюд – составленная шахматным композитором позиция, в которой одной из сторон предлагается выполнить задание (выиграть или сделать ничью) без указания числа ходов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *