какая задача профсамоопределения обучающегося преобладает на этапе обучения в спо формирование
Особенности формирования профессиональных компетенций студентов СПО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Особенности формирования профессиональных компетенций студентов СПО
Сидорова Ирина Юрьевна, г. Димитровград
ОГБПОУ Димитровградский механико-технологический техникум молочной промышленности
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, посвященную понятию «формирование», можно выделить следующие основные положения:
1. авторы определяют «формирование» как особую форму развития личности человека в процессе его жизнедеятельности и под влиянием специальных воздействий окружающей среды, наследственности и воспитания;
2. под «формированием» понимают результат развития личности, её становления, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств;
Под формированием профессиональных компетенций у студентов СПО мы понимаем процесс, подразумевающий создание форм и условий студенту для достижения определенного результата, т.е сформированных компетенций у студента, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами работодателей и возможностями дальнейшего продолжения образования.
Формирование профессиональных компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса, во время аудиторной и внеаудиторной деятельности, зависит от индивидуальных и личностных характеристик специалиста, умения использовать имеющиеся возможности и способности.
Основной особенностью формирования профессиональной компетенции выступает студенческий возраст.
Стремление к самостоятельности, объясняется растущими проблемами самосознания и самоопределения, решить которые студенту бывает трудно. Возросший уровень самосознания и способствует развитию уровня требований студента к себе и к окружающим людям. Они становятся более критичными и самокритичными, предъявляют требования более высокого уровня к окружающим.
Некоторые особенности психики студенческого возраста определяются промежуточностью общественного положения и статуса в обществе. Молодого человека занимает собственная возрастная специфика, право на независимость и др. Выраженная ориентировка и определение своего места в мире среди людей предполагает личностное и социальное самоопределение. Социально-психологические свойства этой возрастной категории зависят не столько от возрастных особенностей, сколько от социально-профессионального определения, самостоятельности, выбора жизненного пути.
Комплекс интеллектуального потенциала студента, а также индивидуальные характеристики профессиональных качеств личности, которые включают в себя самообразование, самоорганизацию, саморефлексию, саморазвитие личности, определяют успешность в обучении профессиональной деятельности.
Направленность личности студента определяет использование целого комплекса духовных, интеллектуальных, материальных потребностей, которые предполагают дальнейшее удовлетворение и проявляется в стремлении стать профессионалом. При этом необходима активность, которая проявляется через стремление, влечение, желание и эмоциональные состояния студента в профессиональной деятельности.
Успешность учебной деятельности студента определяется освоением новых для него особенностей профессии в СПО, формированием профессиональных компетенций. В процессе обучения формируются профессионально-ценностные установки, развиваются индивидуальные характеристики профессиональных качеств личности студента.
Многие проблемы у студентов возникают на первом курсе обучения в СПО, которые связаны с отсутствием навыков самостоятельной работы, неумением конспектировать лекционный материал, работать с различными источниками, анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, ясно и логично излагать свои мысли, не умение применять полученные навыки в профессиональной деятельности.
В связи с модернизацией российского образования преподаватель должен направить деятельность студента на освоение профессиональных компетенций. Надо дать понять студенту, чтобы он вел данную деятельность для решения профессиональных задач, на основании овладения знаниями, умениями и навыками, а не только для того, чтобы успешно сдавать экзамены.
Традиционный подход в профессиональном образовании ориентирован на формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это приводит к тому, что выпускник не способен использовать полученную информацию в своей профессии, он только становиться хорошо информированным специалистом. Решением этой проблемы становится использование в образовательном процессе новых технологий, форм и методов, которые позволят сместить акценты на следующие важные моменты: самостоятельность, самоорганизацию, самообразование и саморазвитие студента, появятся профессионально-ценностные установки. Это позволяет специалисту решать профессиональные задачи, на основе полученных знаний, умений, навыков, освоению предмета и модулей профессиональной деятельности, овладение новыми приемами, способами и технологиями профессии.
На первый план в обучении следует выдвигать поисковую и самостоятельно-исследовательскую деятельность, суть которой заключается в самостоятельном поиске, выявлении и понимании студентом необходимой информации, постановки проблемной задачи, направленной на анализ, способ решения задачи и самооценку.
Выбор современных методов и технологий формирования профессиональной компетенции способствует тому, что:
— проявляется активность студентов, которая должна быть направлена на процесс самостоятельного добывания знаний, умений и навыков, исследование информации, ее сравнение, обобщения и анализ;
— формируется способность к самоорганизации, самостоятельной деятельности, самообразовании, саморазвитии и саморефлексии студентов;
— повышаются профессионально-ценностые установки;
— обеспечиваются условия к самоопределению и самореализации личности.
Таким образом, особенностями формирования профессиональных компетенций студентов СПО выступают специфические способности личности в студенческом возрасте и современная парадигма образования, формирующая фундамент из знаний, умений и навыков будущей профессии.
Методический доклад на тему «Формирование профессионального самоопределения студентов среднего профессионального образования»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формирование профессионального самоопределения студентов среднего профессионального образования
Татьяна Ивановна Маслова
ГПОУ Докучаевский техникум ДонНУЭТ,
преподаватель высшей квалификационной категории
При внедрении компетентностного подхода в содержание образовательного процесса проблема профессионального становления и саморазвития специалистов среднего звена приобретает особую значимость. Профессиональное становление представляет собой формирование не только профессиональных знаний, умений и навыков, но и профессионально значимых личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности: инициативы, способности к самопознанию, самосовершенствованию и самореализации, саморазвитию. Саморазвитие, включающее в себя ценностные ориентации, личностные смыслы, самооценку, мотивационно-волевые компоненты, рефлексию, начинается с подросткового возраста, но студенческий возраст является наиболее сензитивным периодом для профессионального и личностного развития. Следовательно, обучение в техникуме является ресурсом для дальнейшего профессионального саморазвития личности, которое проявляется в стремлении к продолжению образования, профессиональном развитии личности в рамках специальности, личностном совершенствовании. Формирование профессионального саморазвития личности студента в образовательном процессе техникума будет эффективным, если саморазвитие рассматривается как профессионально значимое личностное образование будущего специалиста среднего звена, и образовательном процессе реализуются соответствующие педагогические условия и предпосылки.
Профессиональное самоопределение; компетентностный подход; профессиональная мотивация; ценности; саморазвитие; профессиональное саморазвитие; личность.
Вследствие происходящих преобразований повышаются требования к уровню сформированного профессионального самоопределения молодежи, что обусловило необходимость использования профориентационных возможностей воспитательно-образовательного процесса и поиск новых технологий подготовки студентов к важному жизненному выбору.
Профессиональное самоопределение предполагает формирование субъекта конкретного вида труда, предусматривает широкую ориентировку в мире профессий, не ограничивая возможности развития личности. Самоопределение личности в профессии осуществляется в единстве жизненного и профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение имеет динамический длительный характер и осуществляется на всех этапах жизни человека.
● несформированность профессиональной мотивации;
● незрелая личностная готовность;
● несформированность индивидуального стиля учебной деятельности.
Подросток в состоянии справиться с этими трудностями, но помощь взрослого ему по-прежнему необходима, возможно, в форме поддержки, совета, совместного анализа результатов деятельности. И начинать эту работу нужно именно с профессионального самоопределения, которое в системе профессионального обучения техникума рассматривается как процесс формирования отношения личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.
Следует отметить, что в процессе профессионального обучения в техникуме студенты проходят два уровня адаптации: принятие роли студента и принятие профессиональной роли. Второй уровень адаптации достигается только на третьем, четвертом году обучения, когда через систему практики пробных занятий и уроков, преддипломной практики формируется профессиональное самосознание.
Таким образом, деятельность техникума по формированию готовности студентов к профессиональному самоопределению в системе профессионального обучения осуществляется на когнитивном, мотивационно – ценностном и деятельностно-практическом уровнях, что соответствует структуре «Я-концепции» личности.
На когнитивном уровне у студентов формируется представление о своих психофизиологических качествах [3], происходит ознакомление с содержанием профессиональной деятельности, возникает целостное представление об общих и специальных профессионально значимых качествах личности в данной профессиональной сфере деятельности.
Психологические исследования, проведенные педагогами техникума, демонстрируют сложную и разнообразную картину. В течение учебного года мотивация обучения студентов в техникуме носит диффузный характер, студентам тяжело определиться со своей профессиональной деятельностью, поэтому основной акцент они делают на получение диплома и приобретение знаний, как возможности дальнейшего обучения в ВУЗе, не всегда по выбранной специальности. Для многих обучение в техникуме это и возможность уехать из маленького города в большой город, завести новые знакомства.
Эти факты говорят о том, что одной из важнейших задач педагогов техникума должна быть деятельность по повышению мотивации к профессии, оказание помощи студентам, которые испытывают трудности в профессиональном самоопределении.
Особую актуальность эти задачи приобретают в условиях компетентностного подхода в образовании, так как успешное формирование профессиональных компетенций будущего специалиста невозможно без внутренней мотивации на профессиональную деятельность по конкретной специальности.
На деятельностно-практическом уровне профессионального самоопределения у студентов возникает потребность в установлении соответствия между личностными профессиональными качествами и профессиональными требованиями к профессии. Это становится возможным, когда студенты уже имеют представление о своих способностях и требованиях, предъявляемых профессией к личности. Как раз этому и посвящены первые два этапа работы по профессиональному самоопределению.
На данном этапе педагоги создают условия для профессиональной деятельности студента, показывают точки соприкосновения с профессией, учат ориентироваться на свои сильные стороны, открывая новые грани их личности.
Широко применяемое компьютерное тестирование позволяет оценивать мотивы выбора профессии, определять психологический тип личности, уровень сформированности профессиональных умений (прогностических, проективных, аналитических, коммуникативных, организаторских) и личностных качеств будущего специалиста на различных этапах обучения в техникуме.
Такой алгоритм построения работы со студентами позволяет постепенно сориентировать их в профессиональном выборе, не вызывая негативной реакции с их стороны, избегая мнительности и тревожности, наоборот повышая их веру в свои потенциальные возможности и способности реализации себя в будущей профессиональной деятельности.
Но при этом важно знать, что такая организация процесса профессионального самоопределения принесет плоды лишь тогда, когда студенты и преподаватели ориентированы на построение демократических, равноправных отношений друг с другом, иначе работа будет бесполезной и вызовет отторжение у студентов.
Список использованных источников
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин. СПб, Питер, 2010.- 510с.
Климов Е.А. О феномене профессиональной относительности образа мира Е.А.Климов// Вестник МГУ: Сер. 14. Психология.- 2010.- №1.- С.8-18.
Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособ./Е.А.Климов М.: Изд-во МГУ, 2011.-224с.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.
Реан A.A. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией. // Вопросы психологии /A.A. Реан.-№1.- 2010- С.83.
Основные формы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в СПО
Дата проведения: 18 Февраля 2015 года
Аудитория: педагогические работники среднего профессионального образования
Форма проведения: дистанционная
Цели и задачи семинара:
Содержание
Регистрируемся, знакомимся! [ править ]
Для участия в семинаре необходимо заполнить регистрационную форму.
Прежде чем мы приступим к выполнению заданий, поработаем на он-лайн доске «Давайте познакомимся!» с использованием сервиса WikiWall
В левом верхнем углу нажимаете кнопку «Текст», записываете текст (кто Вы, откуда, цель участия в семинаре).
Изучаем материал «Направления деятельности по содействию профессиональному самоопределению обучающегося». [ править ]
Моделирование, внедрение и реализация эффективной модели практико-ориентированного среднего профессионального образования, отвечающего требованиям современного рынка труда по подготовке квалифицированных, компетентностных специалистов соответствующего уровня и профиля, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.
• обновление содержания профессионального образования в соответствии с тенденциями социально-экономического развития страны и региона, потребностями личности, на основе внедрения и мониторинга результативности и качества освоения ФГОС; • индивидуализация обучения, ориентация на формирование общих и профессиональных компетенций выпускников, востребованных современным высокотехнологичным производством, изменение статуса молодого специалиста, повышение качества фундаментальных знаний, практических умений и навыков, укрепление связей со всеми уровнями образования, расширение сферы дополнительного профессионального образования; • моделирование и развитие форм сотрудничества и партнерства с организациями работодателей, обеспечение активного участия работодателей на всех этапах образовательного процесса колледжа: от формирования содержания образования подготовки специалистов до процедур независимой оценки результатов обучения, аттестации и сертификации выпускников; • вовлечение студентов и преподавателей колледжа, социальных партнеров – работодателей, сотрудников образовательных учреждений профессионального образования в научно-методические и прикладные исследования и эксперименты по проблемам модернизации СПО и признание его в качестве важного ресурса и инструмента подготовки компетентностных специалистов среднего звена • дальнейшее формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных образовательных программ, позволяющей максимально эффективно использовать педагогический потенциал и создать условия для самореализации личности и реализации концепции «обучения граждан в течение всей жизни».
3. Практико-ориентированное обучение оказывает влияние на форми-рование содержания всех компонентов учебного процесса.
Широкое использование практико-ориентированных форм обучения: проектирование, моделирование, исследования, деловые игры, тренинги, имитационные занятия, практические и ЛПР и др. 4.Хорошо развитый механизм социального партнерства:
Продолжаем изучать. [ править ]
И снова читаем. [ править ]
Изучаем материал «Организационно-педагогические условия создания практико-ориентированной образовательной среды» [ править ]
Образовательная среда. Широта образовательной среды – структурно-содержательная характеристика, показывающая какие субъекты, объекты, процессы явления включены в данную образовательную среду. Интенсивность образовательной среды – структурно-динамическая характеристика, показывающая степень насыщенности образовательной среды: условиями, влияниями, и возможностями, а также концентрированность их проявления. Осознаваемость образовательной среды – показатель сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса. Обобщенность образовательной среды – характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной образовательной среды. Эмоциональность образовательной среды – характеризует соотношение в ней эмоционального и рационального. Динамичность образовательной среды – характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса. Когерентность образовательной среды – показывает степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания. Активность образовательной среды – служит показателем ее социального созидательного потенциала и экспансии данной образовательной среды в среду обитания. Мобильность образовательной среды – служит показателем ее способности к ограниченным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания. Устойчивость образовательной среды – отражает ее стабильность во времени.
Доминантность образовательной среды. Значимость для педагогов: а) доля педагогов, рассматривающих работу в ОУ как важнейшую сферу профессиональной реализации; б) формальное отношение. Значимость для учащихся: а) доля учащихся, для которых ОУ стало значимым местом в их жизни и педагоги пользуются авторитетом для учащихся, для которых значимым является общение с отдельными педагогами, нежели образовательная среда данного ОУ; б) ОУ – центр социальной реализации, одна из важнейших ценностей, большинство учащихся поддерживают принципы и нормы, принятые в данном ОУ; в) доля учащихся, для которых весь образ жизни так или иначе обусловлен вовлеченностью в жизнь ОУ, которая составляет их главную жизненную ценность. Значимость для родителей: а) доля родителей, для которых ОУ и педагоги пользуются особым авторитетом; б) значимым является только общение с отдельными педагогами; в) родители высоко ценят мнение педагогов и стараются выполнить их рекомендации по воспитательным проблемам; г) родители гордятся, что их дети учатся именно в этом ОУ, доля учащихся их других городов. Когерентность образовательной среды: Преемственность с другими ОУ: а) в ОУ могут приниматься учащиеся без конкурса, оплаты или других особых усилий; б) учащиеся любой ступени могут переходить в другие аналогичные ОУ без дополнительных условий; в) выпускники данного ОУ стабильно поступают в ВУЗы; Региональная интеграция: а) согласование содержания регионального компонента по предметным областям; б) использование потенциала других ОУ, производственных, спортивных комплексов; в) социальное партнерство, сотрудничество; г) реализация школой социального заказа региона по подготовке специалистов; е) включенность данного ОУ с его особой образовательной функцией в концепцию развития региональной системы образования. Широкая социальная интеграция: а) подготовка учащихся ограничивается или шире Госстандарта; б) учащиеся получают не только уровень научных знаний согласно Госстандарта, но и практическую подготовку, соответствующую современным требованиям; в) организация психолого-педагогического сопровождения карьерного роста (ИУП), процесса формирования социально значимых качеств личности (решительность, работоспособность). г) учащиеся получают уровень образования и личностного развития, обеспечивающие возможность учиться или работать в других регионах.
Активность образовательной среды – служит показателем ее социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии данной образовательной среды в среду обитания.
Мобильность образовательной среды: Мобильность цели и содержание образования а) направленность образовательного процесса на формирование ЗУН в рамках требования Госстандарта; б) включенность в образовательный процесс новых дисциплин (деловое общение, информационная культура, основы предпринимательской деятельности); в) ориентация образовательного процесса не только на академическую и профессиональную подготовку, а также на развитие и саморазвитие; г) профильная направленность ОУ ориентируется на современные социальные запросы. Мобильность методов образования: а) сочетание традиционных и современных активных методов; б) доля педагогов, владеющих современными методами, образовательными технологиями; в) доля педагогов, участвующих в инновационной деятельности; г) система методической поддержки педагогов, использующих активные методы образования, инновационной деятельности педагогов. Мобильность кадрового обеспечения образования: а) система работы педагогов по темам самообразования; б) методический портфель ОУ; в) дипломированные специалисты дополнительных дисциплин; г) курсы переподготовки кадров. Мобильность среды образования: а) использование традиционных общеобразовательных программ, учебников; б) степень обновляемости учебно-методической базы, оснащенность современными наглядными пособиями и техническими средствами; в) вариативность образовательных программ (модели профильного обучения, индивидуальные учебные планы, программы, площадки профессиональных и социальных практик, сетевое взаимодействие). Устойчивость образовательной среды: Усиление или ослабление устойчивости а) стабильность администрации; б) стабильность основного «костяка» педагогов; в) стабильность педагогического коллектива (отсутствие текучки кадров); г) доля педагогов – выпускников данного ОУ; д) доля родителей, окончивших данное ОУ; е) продолжительность жизнедеятельности ОУ на рынке образования; ж) устойчивость к внешним и внутренним испытаниям.
Компетентностный подход определяет, что образовательный процесс должен быть направлен на формирование ключевых компетенций посредством создания таких педагогических ситуаций, которые моделируют реальные жизненные ситуации, требующие проявления соответствующей компетенции.
Подводим итоги [ править ]
Рекомендую организаовать на сайте вашего образовательного учреждения Клуб (доступный для всех школьников вашего города): «Профориентационный клуб как способ формирования профессиональных компетенций школьников». Способствует ли практико-ориентированная среда в реализации профессионального самоопределения обучающихся. Поделитесь своим мнением на стенгазете.
Статья «Профессиональное воспитание в системе СПО»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Профессиональное воспитание в системе СПО
Касаткина Ольга Николаевна, классный руководитель
ГБПОУ ВО «Бутурлиновский механико – технологический колледж»,
г. Бутурлиновка, Воронежской обл.
Период профессионального обучения является важнейшим в процессе формирования личности. Наряду с приобретением общих и специальных знаний, студенты вырабатывают не только свои первые профессиональные умения и навыки, но и соответствующую систему ценностей.
Первоочередной задачей для себя считаю нахождение взаимопонимания со студентами, налаживание таких отношений, которые характеризовались бы взаимным доверием, дружелюбием, сопереживанием и сотворчеством.
Воспитательная работа в группе строится в соответствии с разделами, каждый из которых определяет цели, содержание и формы реализации.
1. Гражданско-правовое воспитание
2 . Патриотическое воспитание
Работа в этом направлении призвана воспитывать чувство патриотизма и активной гражданской позиции, развивать общественное самосознание и умение быть нужным обществу.
Ежегодно студенты принимают самое активное участие в общеколледжских мероприятиях, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне, Дню России, Дню Героев Отечества.
3. Профессионально-трудовое воспитание
Современная образовательная ситуация требует от студентов активного овладения профессиональными компетенциями, знаниями и умениями, постоянного их совершенствования. Студенты в целом осознают, чтобы быть успешным, достичь вершин профессионализма, необходимо постоянно стремиться к саморазвитию, самообразованию и повышению уровня своего мастерства.
Олимпиады и викторины стимулируют умственное развитие студентов, их самоподготовку, учат прорабатывать информационный материал, запоминать важные данные, делать выводы. На мой взгляд, самыми удачными были:
— олимпиада «Первокурсник в мире естественных наук», в которой наши студенты заняли 1-е место на региональном уровне;
— всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием по общеобразовательному циклу;
— различные мероприятия, проводимые в рамках Недели общеобразовательных дисциплин.
4. Духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание
Ориентация молодежи на духовные ценности и нравственное поведение является одним из основных показателей уровня развития общества.
Культурно-эстетическая деятельность студентов специальности является важным аспектом формирования личности молодого специалиста, позволяет раскрыть творческий потенциал и способствует повышению культурного уровня студентов колледжа. Традиционно наши студенты-первокурсники участвуют в смотрах-конкурсах «Алло, мы ищем таланты!», «Студенческая весна». Предлагаем студентам дополнительное образование в музыкальной, театральной, танцевальной студиях.
Эстетическое воспитание способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу обучающихся, оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения студентов.
5. Воспитание здорового образа жизни
Основными задачами этого направления являются:
— Усвоение принципов и навыков здорового образа жизни, воспитание ответственности за собственную жизнь и здоровье.
— Развитие физической культуры будущего специалиста как фактора его гармоничного развития, высокой профессиональной и трудовой активности, творческого долголетия.
— Содействие правильному формированию и развитию организма, укреплению нравственного и психического здоровья.
— Профилактика вредных привычек и девиантного поведения.
В связи с этим в овлекаем студентов в участие различных спортивных мероприятий, проводимых в колледже, а также в посещение спортивных кружков и секций.
Считаю, что отлаженный механизм воспитательной системы дает положительные результаты: благоприятный психологический климат, отсутствие правонарушений и неуспевающих, удовлетворенность от учебного процесса и общения в стенах колледжа.
Цель работы всего педагогического коллектива – дать прочные знания по изучаемым дисциплинам, возможность каждому почувствовать себя частью целого коллектива. Такая позиция поможет будущему выпускнику успешнее реализовать себя в обществе и семье, а также выстроить прекрасную профессиональную карьеру.