какие апостолы были в армении

Православие в Армении

Краткая история страны. Предки современных армян, как предполагают, пришли с запада около XII века до Р.Х. и расселились в областях, названных позднее «Малой Арменией». В VII веке до Р.Х. здесь возникает небольшое армянское государство, которое упоминается в Библии как «Дом Фогармы» (Быт 10: 3; Иез 27: 14; 1 Пар 1: 6). Оно было завоевано мидийским царем Увахшатрой в 580-е годы до Р.Х.

Название «Армения», которое армяне не используют, дано стране южными соседями – арамеями, персами и мидийцами, сами же армяне называют свою страну «Хайк». Первое упоминания собственно Армении встречаются в клинописях персидского царя Дария I (522–486 гг. до Р.Х.). C VI по IV века до Р.Х. эта страна входила в состав державы Ахеменидов.

Персидское владычество прекратилось после того, как Александр Македонский присоединил эти земли к своему государству. После смерти Александра правитель Восточной Армении провозгласил себя царем. Это самостоятельное Араратское царство было завоевано сто лет спустя сирийским царем Антиохом Великим, но после его поражения от римлян местные правители в 189 году до Р.Х. объявили себя царями. Так возникли три армянских царства: Великая Армения, Малая Армения и Софена.

В Великой Армении почти двести лет правила династия Арташесидов, на короткое время завоевавшая Сирию и Палестину, но потерявшая их после поражений от римлян в I веке до Р.Х. В то же время Малая Армения попадает под власть Рима, а Великая Армения с I по III века по Р.Х. попеременно попадает в сферу влияния то римлян, то парфян, то персов. Но она сохраняет независимость до 387 года, когда страна была разделена: меньшая часть отошла к Риму, основная – к Персии, а некоторые северные провинции – к Кавказской Албании.

Династия Сасанидов в персидской части Армении предпринимала жестокие гонения против христианства, а в 636 году ее сменили арабские завоеватели. В последующие годы Армения управлялась частично византийскими, а частично арабскими наместниками. В 885 году князю Ашоту I удалось восстановить независимость страны, и он объявил себя царем, основав династию Багратидов, которая правила до 1046 года, когда византийцы заняли почти всю Армению. Только несколько армянских князей сохранили свою независимость, которую потеряли в 1242 году во время монгольского завоевания. В 1472 году Великая Армения стала персидской провинцией, западную часть которой сто лет спустя завоевал турецкий султан Селим II, а восточная часть осталась под властью Персии.

В XI веке в Киликии и части Малой Армении родственником последнего царя-Багратида Рубеном было образовано государство Киликийская Армения. В 1198 году один из его потомков получил от крестоносцев титул царя. В 1375 году пало и это армянское государство, перейдя под власть египетского султана, а в XVI веке – под власть турок-османов.

Мусульманское иго продолжалось над армянами до XIX века, когда после победных для России русско-персидских войн 1813 и 1829 годов и русско-турецкой войны 1878 года восточная часть Армении вошла в состав Российской империи. Армяне пользовались покровительством и поддержкой русских императоров. В Османской же империи армяне еще в конце XIX века подвергались репрессиям, которые в 1915–1921 годы превратились в настоящий геноцид: тогда турками было истреблено около миллиона армян.

После революции 1917 года Армения стала на короткий период независимым государством, тут же подвергнувшись агрессии со стороны Турции, а в 1921 году она вошла в состав СССР. В 1988 году начались боевые действия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. В 1991 году Армения вышла из состава СССР. В 1994 году был подписан договор с Азербайджаном о прекращении огня.

Религия : монофизиты – 94,7 %; другие христиане – 4 %; езиды – 1,3 %.

какие апостолы были в армении. Смотреть фото какие апостолы были в армении. Смотреть картинку какие апостолы были в армении. Картинка про какие апостолы были в армении. Фото какие апостолы были в армении
Григорий, просветитель Армении
Православие. Согласно древним преданиям, христианство на территорию Армении начало проникать уже в I веке по Р.Х., в частности считается, что после посещения Эдессы сюда с проповедью направился апостол Фаддей. Ему удалось обратить в Христову веру многих местных жителей, в том числе царевну Сандухт, но за исповедание христианства апостол вместе с царевной и другими христианами был казнен в Шаваршаване. Имеются сведения о существовании армянской христианской общины в II веке. В конце II – начале III веков христиан в Армении преследовали цари Вагарш II (186–196), Хосров I (196–216) и их преемники.

Евсевий Кесарийский упоминает о письме святителя Дионисия Александрийского «О покаянии к братьям в Армении, где епископом был Меружан» (VI, 46. 2). Письмо датируется 251–255 годами. Таким образом, в середине III века в Армении существовала организованная и признанная Вселенскою Церковью христианская община.

В 301 году святому Григорию Просветителю удалось исцелить, а затем и обратить в христианство армянского царя Трдата. Святой после этого в Кесарии Каппадокийской был рукоположен во епископа, а вернувшись в Армению, начал массовое крещение народа, строительство храмов, открытие школ. Так Армения стала второй после Эдессы страной, где христианство утвердилось как официальная религия. В IV веке Евсевий Кесарийский пишет об армянах как о «ревностных христианах». Однако еще долгое время Церкви приходилось преодолевать давление зороастрийцев, которые нередко покушались на жизнь иерархов.

В 354 году состоялся первый Собор Армянской Церкви, который осудил арианство и подтвердил приверженность Православию. С этого момента ее предстоятель носит титул католикос Великой Армении (от греческого katholikos – «всеобщий» епископ). В 366 году Церковь Армении, бывшая до того в канонической зависимости от Кесарийской кафедры, стала автокефальной. В 387 году Великая Армения была разделена, и вскоре ее западная часть стала провинцией Византии, а восточная часть в 428 году оказалась присоединена к Персии, после чего Сасаниды неоднократно здесь пытались навязать зороастризм.

В 406 году Месроп Маштоц создал армянский алфавит, после чего на национальный язык было переведено богослужение, Священное Писание, святоотеческие творения.

IV Вселенский Собор состоялся в 451 году в г. Халкидоне без участия армянских епископов, и его решения армянские богословы отказались признавать. На II Двинском соборе 554 года определения Халкидонского Собора и исповедание православной веры святителя Льва Великого были отвергнуты и осуждены. Так Армянская Церковь официально, хотя еще не окончательно отпала от Православия. Значительная часть армян остались в общении с Вселенской Церковью и перешли в подчинение Константинопольского Патриархата.

В 591 году произошел вновь раздел Армении, в результате которого большая часть страны вошла в состав Византийской империи, после чего был образован православный католикосат в г. Аване, которому противостоял монофизитский католикосат, находившийся в г. Двине, на персидской территории, где, впрочем, также было немало православных армян. В 602 году аванский католикосат был упразднен захватчиками-персами, монофизитский католикос Авраам инициировал гонения на православных, заставляя всех клириков либо предать анафеме Халкидонский собор, либо покинуть страну.

Однако попытки репрессий не искоренили православную веру среди армян, и на Каринском Соборе 630 года Армянская Церковь официально вернулась в Православие и пребывала в нем еще почти век до того, как после арабских завоеваний на Маназкертском соборе 726 года снова отпала от Вселенской Церкви в монофизитство.

Многие православные армяне переселялись на территорию Византии, под омофор Константинопольского патриарха, а те же, которые проживали в районах Армении, пограничных с Грузией, попали в юрисдикцию Грузинской Церкви. В IX веке православными были население и князья области Тарон и большинство населения областей Тао и Кларджети.

Благодаря усилиям святителя Фотия Константинопольского, а также Харранского епископа Феодора Абу Курры при князе (а впоследствии первом после восстановления независимости армянском царе) Ашоте I в 862 году на Ширакаванском Соборе Церковь Армении снова вернулась в Православие, однако спустя тридцать лет по решению нового католикоса Ованнеса V опять уклонилась к монофизитству.

Некоторые исследователи полагают, что во времена домонгольской Руси в Новгороде также проживала община православных армян.

Во второй половине XII века по инициативе императора Мануила I Комнина произошла последняя значительная попытка к возвращению Армянской Церкви, иерархи которой на Соборе 1178 года объявили о своем согласии с православным исповеданием веры, присланным из Константинополя, но из-за смерти Мануила эта попытка сорвалась: его преемники на троне не испытывали интереса к дальнейшим переговорам с армянами. В 1198 году киликийский князь Левон заключил унию с католиками, однако она не была принята ни народом, ни клиром. Ряд армянских иерархов в начале XIV века также вступили в каноническое общение с Римом.

Как наследие этих периодов единства с Православием в литургической традиции Армянской Церкви до сих пор сохраняются некоторые православные песнопения и тексты, а в чин хиротонии епископов Армянской Апостольской Церкви входит даже признание семи Вселенских Соборов.

Процесс влияния Православия продолжился и после окончательного отпадения Армянской Церкви в монофизитство. Так, в XIII веке в синаксарь вардапета Тер-Исраэля был вставлен переведенный на армянский язык текст жития русских православных святых князей Бориса и Глеба. Под 24 июля память этих святых с житием вошла в сборники армянских богослужебных книг XIV–XV веков.

С XVI века Армения была разделена между Османской империей и Персией, кроме того в Церкви существовал раскол между разными кафедрами, не признававшими друг друга. В XVII–XVIII веках некоторые армянские общины, а также их епископы переходили в католицизм, так что в 1740 году из них была учреждена Армянская Католическая Церковь, подчинявшаяся папе Римскому.

В конце XVIII века армянские общины северного Причерноморья оказались в составе России, благодаря успешному продвижению ее границ, а в 1828 году Восточная Армения вошла в состав Российской империи.

Во второй половине ХХ века начались переговоры по вопросу церковного единства с представителями монофизитских Церквей, в том числе и Армянской. И хотя принятое в Шамбези в 1990 году смешанной богословской комиссией «Второе общее заявление и предложения Церквам» констатировало отсутствие догматических расхождений в области христологии, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1997 года постановил, что «Заявление» «не должно рассматриваться как окончательный документ, достаточный для восстановления полного общения между Православной Церковью и Восточными Православными Церквами, так как содержит неясности в отдельных христологических формулировках». Со своей стороны аналогичное отношение выразила и Армянская Апостольская Церковь. Богословский диалог продолжается и в наше время.

какие апостолы были в армении. Смотреть фото какие апостолы были в армении. Смотреть картинку какие апостолы были в армении. Картинка про какие апостолы были в армении. Фото какие апостолы были в армении
Русский православный храм. Ереван, Армения. Открытка начала XX века
На территории Армении ныне действует пять приходов Майкопской и Армавирской епархии Русской Православной Церкви, в которых служат два священника и один диакон. В православную общину, насчитывающую около 15 тысяч человек, входят русские (за вычетом нескольких тысяч молокан), украинцы, греки, большая часть ассирийцев.

Процесс восстановления православных храмов в Армении начался еще с 1980-х годов. В настоящее время действуют церкви в городах Ереван и Ванадзор (бывший Кировакан), восстановлены храмы в селах Привольное, Димитров, Арзни, Анкаван (в последних трех проживают ассирийцы и греки). Однако недостаток священнослужителей является серьезным препятствием для полноценной жизни православных общин.

Главная православная церковь Еревана – храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы – была построена в Канакере, тогдашнем северном предместье Еревана, в 1913–1916 годах как церковь святого благоверного князя Александра Невского при размещенном здесь казачьем полку. Эта часть стояла здесь с 1828 года – со времен победного завершения русско-персидской войны. В советские годы храм был закрыт и использовался в качестве склада, а затем – полкового клуба и вновь открылся в 1991 году, а девять лет спустя был воссоздан в первозданном виде. Старый Покровский храм Еревана, переделанный в XIX веке из мечети, в советское время был полностью разрушен.

В 2001 году Армению посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время визита он объявил о том, что в Ереване будет построен новый православный храм, для которого правительство Армении предоставило земельный участок, а финансирование обеспечит Союз армян России.

Свято-Покровский храм (Русская Православная Церковь).
Настоятель: протоиерей Арсений Григорянц.
Адрес: Ереван, ул. Закария Канакерцу, 68.
Телефон: +37410 – 284212.

Источник

какие апостолы были в армении. Смотреть фото какие апостолы были в армении. Смотреть картинку какие апостолы были в армении. Картинка про какие апостолы были в армении. Фото какие апостолы были в арменииfilaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Почему Армянскую Церковь именуют Апостольской и Григорианской?

Армянская Апостольская Церковь является одной из древнейших христианских Церквей.

Армянская Церковь именуется Апостольской потому, что два апостола из 12 учеников Христовых принесли в Армению Христову веру. По преданию, еще в I в. Апостолы Фаддей и Варфоломей прибыли в Армению и проповедовали там христианство. Тогда же в Армении зародились и первые христианские общины, которые распространились во II-III вв.

какие апостолы были в армении. Смотреть фото какие апостолы были в армении. Смотреть картинку какие апостолы были в армении. Картинка про какие апостолы были в армении. Фото какие апостолы были в армении

Апостола Варфоломея распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, сняли кожу, а затем обезглавили. Это произошло на территории нынешней столицы Азербайджана, город Баку, на месте Девичей Башни. Ранее на месте Башни стояла христианская Церковь.

какие апостолы были в армении. Смотреть фото какие апостолы были в армении. Смотреть картинку какие апостолы были в армении. Картинка про какие апостолы были в армении. Фото какие апостолы были в армениикакие апостолы были в армении. Смотреть фото какие апостолы были в армении. Смотреть картинку какие апостолы были в армении. Картинка про какие апостолы были в армении. Фото какие апостолы были в армении

Христиане часто подвергались гонениям, так как армяне в те времена исповедовали преимущественно многобожие, тяготеющее в какой-то степени к эллино-римскому политеизму.

Григорий Просветитель армянами признаётся за первого Патриарха Армении.

На этом же месте, где построен собор, Григорий Просветитель несколько лет находился хаключённым пленником в яме.

Католикос Всех Армян, Гарегин II: » С 1962 г. Армянская Церковь состоит во Всемирном Совете Церквей и поддерживает связи с другими братскими церквями. Однако более близкие отношения у нас с Русской Православной церковью. Отношения эти отражают теплые отношения между нашими народами и государствами. В смысле богословия наша Церковь, как восточная ортодоксальная, гораздо ближе к семье православных церквей «.

какие апостолы были в армении. Смотреть фото какие апостолы были в армении. Смотреть картинку какие апостолы были в армении. Картинка про какие апостолы были в армении. Фото какие апостолы были в армении

Трисвятое в Армянской Церкви каждый праздник разное. Так по воскресным дням поют: « Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, Воскрес из мертвых, помилуй нас », в Вознесения вместо «Воскрес из мертвых» добавляют «. Что вознёсся во славе ко Отцу, Помилуй нас «.

Источник

Армянская Апостольская церковь

История Армянской Апостольской церкви

В 301 году царь Трдат III провозгласил христианство государственной религией, отмежевавшись в религиозном отношении от сасанидского Ирана, стремившегося подчинить Армению. В 303 году в Вагаршапате (Эчмиадзин ) был построен Главный собор, ставший религиозным центром всех армян и резиденцией (Святой престол) Верховного патриарха и Католикоса Всех армян, однако исторические события стали причиной тому, что резиденция неоднократно была перенесена. Так, после Вагаршапата религиозный центр был основан в Двине (484-927 гг.), затем в Ахтамаре (927-947 гг.), Аргине (947-1001), Ани (1001-1051), Себастии (1051-1062) и т.д. В 1441 года Святой престол был возвращен в Вагаршапат и пребывает там по сегодняшний день.

В 4 в. ААЦ превратилась в сильную экономическую и идеологическую организацию, владевшую крупными земельными угодьями. На Двинском церковном соборе (506 г.), отражая стремления господствующих классов Армении противостоять агрессии Византии, она окончательно отделилась от византийской церкви и стала автокефальной.

В период с 491 по 536 гг. ААЦ окончательно отделилась от Православной Церкви. Имеет семь таинств, чтит Богородицу, иконы и т.д. В настоящее время насчитывает 5 епархий в пределах Армении и несколько других в Америке, Азии, Европе и Австралии.

В IV Вселенском Соборе ААЦ не участвовала, и постановлений его (искажённых переводом) не признала. Таким образом, как утверждают, по причине этого недоразумения Армянская церковь отпала от православия и выделилась в особую церковь, вероисповедание которой именуют григорианским, по имени первого Католикоса Григория Просветителя. Армянский собор в Двине в 527 постановил признать в Христе одну природу и, тем самым, однозначно поставил Армяно-григорианскую церковь в число монофизитов, отвергающих Халкидонский и все следовавшие за ним Вселенские Соборы. Попытки восстановить церковное единство совершались неоднократно, например при католикосе армянском Нерсесе IV (ок. 1098—1173) и византийском патриархе Михаиле III (1169-1177), но успеха не имели. В 1198 г. союз между крестоносцами и армянским царём Киликии привёл к заключению унии между Римско-католической и армянской церквами. Эта уния, которая не была принята армянами вне Киликии, закончилась расколом армянской церкви, в результате чего в 1198 возникла Армянская католическая церковь.

В 4—11 вв. в Армении получили распространение различные «ереси»: борборитов и мессалиан (4—5 вв.), павликианцев (6—9 вв.), тондракийцев (9—середина 11 вв.), и др., в которых под религиозной оболочкой отражался протест народных масс против феодального и церковного гнёта. Официальная церковь при поддержке государственной власти жестоко подавляла эти движения. Начиная с 13 в. пыталась распространить своё влияние в Армении Католическая церковь, но безуспешно. После утраты Арменией своей государственности (14 в.) ААЦ оставалась централизованной национальной организацией. В 17—18 вв. усилилось тяготение армян к России, от которой они стремились получить помощь в борьбе против господства турецких и иранских завоевателей. Отражая эти настроения, армянские католикосы пытались установить сношения с Россией. Видную роль в развитии русско-армянских связей во 2-й половине 18 в. сыграл архиепископ Иосиф Аргутинский.

С утверждением советской власти в Закавказье в 1920 году Армянская церковь заняла лояльную позицию по отношению к советскому государству. Тем не менее на неё, как и на все другие церкви в СССР, обрушились репрессии, что привело к резкому сокращению сферы её деятельности. С 1928 года в Армении развернулась активная антирелигиозная пропаганда, внутри Армянской церкви в 1920-е — 1930-е гг. шли сложные и противоречивые процессы, связанные с попытками проведения церковных реформ. В 1939 году богатейшее собрание библиотеки Эчмиадзина (более 10 тыс. рукописей на армянском и др. языках) было перевезено в Ереван (с 1959 — Институт рукописей Матенадаран).

После обретения Арменией независимости, ААЦ приняла активное участие в деле становления республики. Важное значение для ААЦ имело принятие в июне 1991 года закона “О свободе совести и религиозных организациях в РА”. Закон давал церкви возможность восстановить свои приходы и епархии и способствовать духовному образованию. Были восстановлены запрещенные в советские годы церковные союзы и организации, хоры. Восстанавливаются полуразрушенные церкви, строятся новые.

В 1994 году скончался взошедший на Престол в 1955 году Католикос Всех армян Вазген Первый. В апреле 1995 года в св. Эчмиадзине состоялось представляющее все армянство Церковно-Национальный Собор. Католикосом Всех армян был избран патриарх Киликийский Гарегин Первый. За недолгий срок его деятельности развилось церковное строительство, были созданы новые духовно-церковные структуры, укрепились межцерковные связи.

После смерти Гарегина Первого, с 26 по 28 октября 1999 года в св. Эчмиадзине, Церковно-Национальный Собор избрал Католикосом Всех армян предстоятеля Араратской епархии архиепископа Гарегина Нерсисяна. 132-й Католикос Всех армян взошел на Престол в исключительно тяжелых условиях, когда 27 октября, в результате осуществленного в парламенте теракта были убиты председатель парламента, премьер-министр, другие государственные и политические деятели.

Каноническое устройство Армянской Апостольской церкви

Епархии и приходы ААЦ рассеяны по 5 континентам мира и объединяют около 6 млн верующих. Высшим органом ААЦ является Церковно-Национальный Собор, состоящий из духовных и светских лиц. В его компетенции находятся вопросы церковного законодательства и канонов, изменение обычаев и обрядов, высший надзор за управлением и иерархическим устройством. На Соборе происходит избрание высшего духовного Предстоятеля ААЦ, которым является Предстоятель Эчмиадзинского престола.

Эчмиадзинский Католикосат

Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян (с 1999 Гарегин II) представляет высшую централизованную церковную власть ААЦ, осуществляет надзор над всеми церковными установлениями, является хранителем догматического учения и блюстителем правой веры и церковного благочестия, главным законодателем и верховным судьей. Знаками отличия Католикоса всех армян являются: титул «Раб Иисуса Христа и, по неисповедимой воле Божией, Первосвятитель и Католикос всех армян, Верховный Патриарх всенародного первочтимого Престола Араратского Апостольской Матери-Церкви, святого кафедрального Эчмиадзина», герб, печать, покрывало с изображением Агнца, знамя-хоругвь, большой и малый жезлы, палица, трон, шатиры (почетная свита в красных одеяниях с булавами в руках), бриллиантовый крест на клобуке.

Главные святыни ААЦ хранятся в Эчмиадзине. Св. копие (Гегард), пронзившее ребро Иисуса Христа, по преданию, принес в Армению ап. Фаддей. Десница св. Григория Просветителя является символом власти Верховного Патриарха и Католикоса всех армян; во время мироварения он освящает св. миро этими 2 святынями. Частица древа Ноева ковчега, остановившегося «на горах Араратских» (Быт 8. 4), была обретена в начале IV в. епископом Иаковом Нисибинским; в 1766 г. небольшая часть древа ковчега была передана католикосом Симеоном I в дар императрице Екатерине II.

Киликийский Католикосат

Католикосы имеют исключительное право освящать святое миро (торжество мироварения совершается раз в 7 лет) и рукополагать епископов. В их компетенцию входит благословение новых церковных законов, установление новых праздников, учреждение новых епархий и др. вопросы церковного управления.

Иерусалимский Патриархат

Под управлением Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского, Предстоятеля Апостольского Престола св. Иакова (с 1990 Торком II), находятся арм. церковные общины в Израиле, Иордании и Палестине (ок. 10 тыс. прихожан). Патриарх осуществляет попечение о принадлежащих ААЦ святых местах в Палестине. В его подчинении находятся 2 викарийства (Амман и Хайфа) и 2 ректорства (Яффа и Рамла).

Стамбульский (Константинопольский) Патриархат

Иерусалимский и Стамбульский Патриархаты не имеют подчиненных кафедр и в духовном отношении находятся в зависимости от Верховного Патриарха и Католикоса всех армян.

Духовные степени в Армянской Апостольской Церкви

В отличие от греческой трехчастной (епископ, священник, диакон) системы духовных степеней иерархии, в Армянской церкви существует пять духовных степеней.

Официальные печатные органы ААЦ: ежемесячные журналы «Эчмиадзин», Эчмиадзинский Католикосат, «Колос», Киликийский Католикосат, «Сион», Иерусалимский Патриархат, «Шогакат», Стамбульский Патриархат.

Источники:

Автор: Кавказский Узел

Источник

Основоположники Армянской Церкви Св. Фаддей И Св. Варфоломей

Библейские проповеди и учение Иисуса Христа представляли собой не только теоретические принципы жизни, но включали в себя и ее практические нормы, на основе которых изначально появилось христианство в виде собирательного органа, и это соборное единение – собрание верующих, и составили Церковь Иисуса Христа. Таким образом, содержание христианства предстало в образе Церкви.

Сам Христос стал основателем Церкви и Главой не только вселенской, но и национальных местных церквей, которые были утверждены Его апостолами.

Вселенская проповедь Христа вышла за пределы Иудеи и распространилась по всему миру посредством Его двенадцати учеников или апостолов. Божественное провидение радело о спасении человечества, распространяя свет Христов по всему свету через апостолов.

По преданию, в ночь рождения Христа одним из трех волхвов, пришедших в Вифлеем для поклонения Господу, был Гаспар с земли Армянской, который стал очевидцем и вестником рождества Спасителя.

Другая удивительная легенда гласит о том, что когда армянский царь Абгар был неизлечимо болен, он прослышал о проповедовании Христа, о чудесах Его: когда хромые ходят, а слепые прозревают. Не видя всего этого царь верит в то, что это Господь и, послав своих делегатов к нему, приглашает жить у него и проповедовать, подальше от преследований иудеев.

Иисус отклоняет приглашение армянского царя, но обещает отправить к нему одного из своих учеников. Предание также гласит, что Христос посылает Абгару платок с Его Нерукотворным ликом, при помощи чудодейственной силы которого царь излечивается от болезни. Нерукотворный лик становится заветной святыней армянского народа.

После Вознесения Господа, в соответствии с Его обещанием, в Армению приходит апостол Фаддей, первой остановкой которого был город Эдесса – резиденция царя. Царь Абгар принимает апостола, как посланника Божия и целителя, с благоговением оказав ему всяческие почести.

Апостол Фаддей читает свою проповедь прямо во дворце, царь верит его словам и вновь чудом спасается. Апостол получает разрешение царя на проповедование среди народа и собирает большое количество последователей. Происходит формирование Церкви, которая проповедью Евангелия день ото дня становится все могущественнее и увеличивает число верующих.

В результате переписки царя Абгара и сына сестры царя Великого Айка Санатрука Фаддей отправляется в Армению, откуда и начинается история просвещения армянского народа. Проповедуя в различных областях Армении, апостол Фаддей добирается до провинции Артаз, где происходит его встреча с царем Санатруком. За проповедями Фаддея следят многочисленные верующие, многие из которых чудом излечиваются. В числе излечившихся и дочь Санатрука Сандухт.

Царь Санатрук, который прежде встречался с Фаддеем, испытал сильное сопротивление князей своего двора, поэтому ему не хватило смелости признаться в своей христианской вере. Он убеждает и свою дочь отказаться от веры, однако даже заточение не может сломить волю девушки, которая своим примером ободряет единоверцев не страшиться грядущей опасности. По приказу Санатрука в провинции Артаз села Шаваршаван был умерщвлен апостол Фаддей и дева Сандухт. На месте их убиения построен монастырь Святого Фаддея.

На пути освобождения от языческого мрака к свету Божию армянский народ удостоился проповедования еще одного ученика Христа – апостола Варфоломея, о котором в Евангелие Христос говорит: “Вот истинно израильтянин, в котором нет лукавства” (Иоанн. 1: 47), и который первым из товарищей признал Христа Господом: “Ты Сын Божий” (Иоанн 1:49), за что справедливо получил имя Нахадаван (первый исповедник). После проповедования в Иране апостол Варфоломей пересекает границу Армении в области Сюника провинции Гохтн, где и читает свою первую проповедь. Отсюда переходит в Араратскую область, где на одном из холмов Арташата встречает апостола Фаддея. На этом месте до сего дня стоит крест Отьяц (крест остановки) в память встречи первых просветителей армянского народа Фаддея и Варфоломея.

Отсюда апостол Варфоломей отправляется в провинции Гер и Зареванд, затем останавливается в местечке Агбак Андзевской провинции. Здесь Варфоломей встречает сестру царя Санатрука Вогуи, которая услышав проповедь Евангелия, обращается в христианство.

На гробнице апостола Фаддея впоследствии сооружается монастырь и в провинции Агбак до сих пор стоит монастырь Святого Варфоломея. Две святыни стали известными местами непрекращающегося потока паломников, просящих и молящихся двум святым о заступничестве перед Господом.

Святые гробницы первых просветителей Армении являются лучшими свидетелями живой веры Христа и того, что Армянская Церковь была учреждена апостолами, так как святыня до той поры остается местом паломничества, пока к ней не прекращается поток верующих.

Как результат проповеди апостолов в Армении начинают формироваться христианские общины, епископские престолы, которые, впоследствии, после принятия христианства как государственной религии Армении, преобразовались в отдельные иерархические структуры Церкви.

Первым епископским престолом в Армении стал престол Артаза, основателем которого был апостол Фаддей, его именем позже и был наречен престол армянских патриархов – трон Фаддея, а армянские католикосы – престолонаследники Фаддея.

Престолы Фаддея были образованы также в областях Сюника и Арцаха, где епископов рукополагали Евстафий и Дади. На могиле Евстафия был построен известный монастырь Татев, а в Арцахе – Дадиванк.

Престол апостола Варфоломея находится в провинции Гохтн.

Придя в Армению с проповедями апостолы принесли с собой некоторые предметы, относящиеся к Господу, которые были приняты и хранимы армянским народом как святыни. Первым из них считается Нерукотворный лик Христа, принесенный св. Фаддем из Эдессы и чудом излечивший царя Абгара. Во время Крестовых походов он был перевезен в итальянский город Дженова в церковь Святого Фаддея.

Апостол Фаддей в средневековой армянском живописи изображается с копьем в руке, тем самым, которым был пронзен Иисус на кресте. Святой Гегард (копье) хранился в монастыре Айриванк, по этой причине монастырь был переименован в Гегард. Святой Гегард, Десница Григория Просветителя и Святой Крест – святыни, которыми благословляется Святой Миро. Святой Гегард сейчас хранится в музее Первопрестольного Св. Эчмиадзина.

Апостол Фаддей принес в Армению и благословенный Христом елей, из которого и был вначале приготовлен Святой миро, передаваемый из века в век.

Апостол Варфоломей, который не присутствовал при кончине Богоматери, получает портрет Марии и приносит с собой в Армению чудотворное изображение Пресвятой Богородицы. Икона хранится в местечке Дарбноц Кар (камень кузнецов), где позже был построен монастырь Душ (Огьяц ванк).

Армянская Церковь отмечает два праздника, посвященные памяти апостолов: апостола Фаддея и девы Сандухт, первых просветителей Св. Фаддея и Св. Варфоломея.

Таким образом, еще до Григория Просветителя в Армении усилиями апостолов была основана Армянская Церковь – созданная Христом и учрежденная апостолами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *