какие бывают требы в православном храме
Требы
Тре́бы – священнодействия и молитвословия, совершаемые священником по нужде (церк.-слав. «требованию») отдельных лиц. К ним относятся таинства (крещение, исповедь, причащение на дому, елеосвящение, венчание), церковные обряды (отпевание, погребение, освящение квартиры, дома, колодца, садового участка, машины и пр.) и другие молитвенные чины и последования, имеющие частный характер.
Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об умерших). Они заказываются там же, где принимают записки и продают свечи.
Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым – по желанию прихожанина.
Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым. Так, например, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к святому мученику Вонифатию, праведному Иоанну Кронштадтскому помогают от недуга винопития; святитель Николай Чудотворец является покровителем путешествующих, помогает выдать дочерей замуж, вообще скоро отзывается на различные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стратилат, Иоанн Воин, благоверный князь Александр Невский и другие, а также Иоанн Предтеча покровительствуют православным воинам; в болезнях мы прибегаем за помощью к великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану; название же многих икон Божией Матери (например, «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Млекопитательница», «Милующая», «Скоропослушница», «Целительница», «Неопалимая Купина», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали», «Призри на смирение») говорит о том, что Она – наша усердная Заступница пред Богом в различных нуждах.
Панихида служится перед кануном – особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.
Записки на молебен или панихиду оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Молебен Владимирской иконе Божией Матери о здравии», «Панихида»), а далее пишутся имена обычным порядком.
В храме принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках.
Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), – это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.
Всё о требах: что это и как составить записку?
Значение слова треба дословно означает «требование», но по сути является таинством, которое совершается по просьбе верующего. Именно с просьбой о совершении молитвы обращаются прихожане к священнослужителям.
По просьбе верующего священнослужитель совершает таинства и требы, перечисляя в ней имена всех, за кого молится. Молитвы возносятся на Божественной Литургии. При этом священнослужитель не только обращается к Богу, но и приносит ему бескровную жертву. Для того чтобы заказать требу, следует подать записку в храме. Существуют определенные правила при подаче записок.
Как правильно написать записку?
Записки о поминовении пишутся на специальных бланках, вверху которых изображен православный крест. Далее указывается вид поминовения «О здравии» (молитвы о физическом и духовном здравии), либо «Об упокоении» (молитвы об усопших). Ниже расположены строчки, на которых разборчивым почерком пишутся имена тех, о ком нужно молиться. Имена должны указываться в церковном написании и обязательно полные, а не сокращенные. Количество имен обычно не больше 15. Но можно подать сразу несколько записок, если строчек на бланке недостаточно. После подачи записки следует оставить пожертвование на нужды храма или монастыря.
Кроме того, существует возможность подать требу онлайн
Какие бывают требы?
Молебны о здравии — это просьба о здоровье и благополучии, как физическом, так и духовном, и материальном. Можно молиться как за людей, испытывающих проблемы со здоровьем, находящихся в сложной ситуации, так и просто за своих близких которым вы желаете благополучия и процветания.
Различают несколько видов молитв о здравии:
Требы об упокоении совершаются за души усопших. Цель такой требы — почтение памяти и просьба о даровании покоя в небесном мире.
Молебны об упокоении также совершаются на протяжении различного срока:
Кроме того, существуют различные жизненные ситуации, в которых можно заказать требу:
Заказать требу — это значит попросить о помощи и благодати Божьей. Именно в этом таинстве многие обретают покой, благополучие и помощь в безвыходных, на первый взгляд, ситуациях.
Иерусалим – город, богатый культурным и историческим наследием. Здесь находится множество святынь различных религий. Сюда съезжаются православные и католические христиане со всего мира, чтобы поклониться святыням. Православных храмов и монастырей в Иерусалиме множество. Посетить их приятно как ярому паломнику, так и обычном туристу. Многие агентства включают в тур экскурсии по святым местам, в том числе и по храмам Иерусалима. Но прогуляться по ним можно и самому.
Символ Веры
Какие бывают церковные требы
Церковный Устав предписывает совершать в течение суток девять различных богослужений. Каждое имеет свою историю, символику и продолжительность, но духовно они образуют единое целое, называемое суточным кругом.
В православном богослужении многое заимствовано от ветхозаветных молитвенных обычаев. В частности, началом новых суток считают не полночь, а 6 часов вечера. Отсюда первой службой суточного круга является вечерня.
Православная Церковь насчитывает семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак и елеосвящение (соборование). Это, можно сказать, важнейшие из треб. Другие виды треб: отпевание умерших, водоосвящение и освящение плодов труда человека. Объединяет их то, что все они относятся к священнодействиям, являя действие благодати. Можно ли сказать, что Церковь «производит» эту благодать, чтобы в дальнейшем ее распределять за деньги? Если благодать, как действие Святого Духа, признать «продуктом» Церкви, то в виде продукта ее можно будет признать и собственностью Церкви. А поскольку Бог, в лице Св. Духа, неотделим от благодати, то это означало бы признать собственностью Церкви Самого Господа Бога, что противоположно истине.
Церковные требы
Молебен
Сорокоуст
Сорокоуст – особый вид молитвенного поминовения, совершаемый Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока на Литургии за поминаемого из просфоры вынимается частичка.
Сорокоусты обычно заказывают по только что усопшим – новопреставленным – одновременно с отпеванием. Причина этого в том, как пишет святой Симеон Солунский, что «сорокоусты совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, и с той целью, чтобы и он умерший, восстав из гроба, вознесся в сретение навстречу Судии, был восхищен на облаках, и так был всегда с Господом».
Сорокоусты заказываются и о здравии, особенно о тяжелобольных.
Свеча
Что делает сначала человек, переступивший порог храма? В девяти случаях из десяти – подходит к свечному ящику. С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду. Невозможно представить себе православный храм, в котором не зажигают свечей… Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви. Кроме того, свеча – это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами. Возжженная свеча присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на крестный ход. Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка – малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы – о здравии своих близких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) – о упокоении усопших. Если желает сердце – можно поставить свечку любому святому или святым. Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы – жертва уже принята Богом. Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла, значит, будут несчастья; что оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке – смертный грех, и т.д. Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны. Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность – Божественная благодать.
Наше молитвенное прошение к Богу должно подкрепляться готовностью и со своей стороны что-то принести в дар. Это известно с самых ранних библейских времен. В этом духовный смысл жертвоприношений и разного вида пожертвований. Поэтому уже в древней Церкви люди делали денежные вносы. Свят. Иоанн Златоуст разъяснял тем, кто в его время не понимал значение сборов: «Ты не смущайся – не за деньги продаются блага небесные, не деньгами покупают их, а свободным решением дающего деньги, человеколюбием и милостыней. Если бы на серебро покупались эти блага, то женщина, положившая две лепты, не много получила бы. Но так как не серебро, а доброе намерение имело силу, то она, показав всю готовность, получила все. Итак, мы не должны говорить, что Царствие Небесное покупается за деньги, – не за деньги, а за свободное решение, которое проявляется через деньги. Однако, скажешь, и деньги нужны? Не деньги нужны, а решение. Имея его, ты можешь и за две лепты купить небо, а без него и за тысячу талантов не купишь того, что можешь купить за две лепты».
Пожертвования, которые делают верующие, имеют две стороны. Одна духовно-нравственная, а другая жизненно-практическая.
О духовной стороне говорит Господь: Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк.12:33-34). И св. апостол Павел пишет: Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу (Фил.4:16-17).
Практическая сторона. Церковь и люди её живут в реальном мире. Жизнь прихода требует немалых расходов. Приведу пример одной церковной общины – Храма Святой Живоначальной Троицы в Хохловском переулке, где настоятелем является прот. Алексий Уминский. В штате находятся: настоятель, священник, диакон, староста, регент, алтарник, бухгалтер, работница за свечным ящиком и три сторожа. Регулярную уборку совершают сами прихожане. Певчие трудятся бесплатно. На содержание самого необходимого штата ежемесячный фонд зарплаты составляет около 70 тыс. рублей. Священники, староста и регент получают 8 тыс., диакон – 7 тыс., а остальные меньше. Кроме того, требуются расходы на отопление, воду, электричество, муку для просфор и проч. Даже без учета расходов на приобретение церковной утвари, облачений, отчислений на ремонт затраты в месяц составляют примерно 120 тыс. рублей. Прихожан (без младенцев и учащихся) насчитывается 120 человек. Значит для того, чтобы приход мог реально существовать, каждый должен был бы вносить не менее 1 тыс. руб. в месяц. Многим это непосильно. Поэтому отец-настоятель даже не призывает к этому. Год назад в храме была отменена плата за записки и свечи. Что изменилось? Бухгалтеру стало трудней изыскивать средства, чтобы покрыть необходимые расходы. Бывают трудные месяцы. Отец Алексий говорит: «на конец декабря 2005 г. в приходской кассе было 50 тыс. рублей, то есть не хватало даже на минимальную зарплату. Это было большой неожиданностью, и нам оставалось развести руками» (Приходской листок, 30/12 февраля 2006). Хотелось бы, чтобы люди, недовольные ценами за требы, нашли время и посчитали, сколько они ежемесячно жертвуют на свой храм. Поскольку большинство этого не делает, остаются цены. Разумеется, всё должно быть устроено мудро и человеколюбиво. Работники прихода должны всегда с готовностью пойти на встречу малоимущему человеку и исполнить его просьбу бесплатно.
Нынешнее поколение верующих оторвано от многовековой традиции. У многих нет ни чувства, ни сознания соборности. Большинство людей приходит в храм только для удовлетворения своих духовных нужд. Жизнь прихода и Церкви они не сопереживают как часть своей жизни. О нуждах своего родного прихода они даже не задумываются. В древней Церкви было иначе. Св. апостол Лука говорит: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа (Деян.4:32). Поскольку Господь заменил обрядовый закон Законом духовным, то от христианина требуется дух жертвенности. Он должен совершать приношения благотворительного характера по усердию. Св. ап. Павел писал к коринфянам: Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело (2 Кор. 9:7-8).
Церковные требы: все, что нужно знать
Каждый верующий в своей жизни хотя бы раз, но обращался к священнослужителю, напрямую или через лавку, с просьбой о совершении того или иного церковного обряда. Кому-то нужно крестить ребенка, а кто-то просит батюшку помолиться о здоровье близких или освятить квартиру. О церковных требах, их смысле, видах, предназначении и как заказать требы, мы поговорим в нашем материале.
Что такое треба и для чего она нужна?
Для начала разберемся с понятиями.
Как можно догадаться, треба есть действие, совершаемое по требованию человека. В церковном значении слово приобрело смысл просьбы верующего к священнику о совершении по нужде таинства или молитвословия.
Священник имеет данную Богом благодать и является служителем Господа, то есть человеком, посвящающим всю свою жизнь вере и ее делам.
Основная задача батюшки – молиться. А также совершать таинства, через которые верующим подаются Дары Святого Духа, необходимые для полноценной жизни христианина, дающие силы, духовное и физическое здоровье.
Например, одна из распространенных треб – молебен о здравии. В нем верующий, называя имя больного человека, просит, чтобы священник вместе с ним помолился Богу о здоровье пораженного недугом человека. Как сказано в Евангелии, основополагающей христианской книге, «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Бывает, что к Богу обращаются и самые разные житейские просьбы:
И в этих случаях верующий может призвать священника совершить молитву к Богу вместе – посредством заказа требы. Священника также можно просить о совершении таинств в частном порядке. Например, венчание молодой семейной пары или крещение ребенка, и даже исповедь и причастие немощного и больного человека на дому. Ниже мы подробнее рассмотрим требы и их виды, а главное – значение для верующего.
Крещение человека
Крещение называют «духовным рождением». В этом таинстве человек становится членом Церкви, проходя специальный обряд, совершаемый священнослужителем. Читая особые молитвы, священник освящает воду в заранее приготовленной купели и троекратно погружает крещаемого в воду с головой, произнося молитву: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь».
Человек, над которым совершается обряд крещения, должен верить в учение Православной Церкви. В случае, когда крестят ребенка, «Символ веры» за него читают крестные родители, они же отрекаются за малыша от сатаны и берут на себя обязанности по духовному воспитанию.
После крещения человек получает возможность полноценно участвовать в Церковной жизни. Теперь за него можно молиться, он может приобщаться к таинствам и ему открыта дорога к спасению души.
Крестить человека могут как в храме, так и вне его. В случае с маленькими детьми практикуется возможность вызова священника на дом. Над больными, умирающими людьми таинство также совершается по месту их пребывания, и в этом случае крещение может по нужде совершаться не в три погружения, а в три окропления освященной водой.
Бывает так, что крещение проводят на водоемах, особенно это практикуется в сельской местности в летнее время или во время духовных миссий в отдаленные населенные пункты, в том числе там, где христианство не имеет распространения.
Если вы хотите попросить священника совершить обряд крещения – для вас или другого человека – вам необходимо обратиться в ближайший храм и задать данный вопрос служителю церкви, который направит к ответственному человеку.
Исповедь
Каждый человек имеет примерное представление о грехе и понимает, что это – плохо. Грех есть преступление против Бога и собственной души. Человек совершает какой-то поступок (от мысли до практического внешнего действия) и тем самым наносит себе вред. Согрешивший обычно чувствует, что сделал что-то не так интуитивно, его действие отражается на его настроении, физическом состоянии, даже внешнем облике. Грех влияет на всю жизнь человека, события, которые с ним происходят, здоровье, умственную деятельность. Происходит отпадение от Бога.
Чтобы восстановить духовное здоровье, избавиться от греха, установлено таинство исповеди, в котором искренне кающийся через внешние действия священника получает внутреннее прощение, освобождение от недуга.
На исповеди священник читает специальные приготовительные молитвы, перечисляет общеизвестные грехи, чтобы верующие имели возможность вспомнить о забытых поступках и проникнуться чувством покаяния. После этого кающийся подходит к священнику и называет ему грехи, в которых хочет исповедоваться. В завершении батюшка накрывает верующего епитрахилью – специальной частью священнического облачения – и совершает разрешительную молитву. Обычно именно так проходит исповедь в храме, когда люди приходят на исповедь, и по очереди подходят к аналою с исповедующим священником.
Но случается так, что исповедовать священник может и отдельного одного человека, чаще всего это бывает связано с невозможностью того прийти в храм (если он тяжело болен или находится в местах лишения свободы). Но бывают и исключения, например, когда исповедь может по обоюдному согласию провести священник в храме во внебогослужебное время. Бывает так, что и духовники исповедуют своих духовных чад отдельно, после предварительной духовной беседы. Но чаще, все-таки, «частная» исповедь как треба совершается в исключительных случаях для людей больных, заключенных, находящихся при смерти.
Если вы хотите попросить священники исповедовать на дому или вне храма кого-то из близких, то необходимо обратиться в ближайший храм или лично к священнику, которого вы бы хотели попросить о помощи.
Исповедь – очень важное таинство, облегчающее душу и способное изменить жизнь человека. Но только при его желании измениться, то есть сильном внутреннем желании отказаться от совершения греха в будущем.
Это особенно необходимо человеку на смертном одре, ведь в загробном мире возможности исповедоваться уже не будет.
Причащение на дому
Объяснить человеческим языком, что такое таинство Причастия – крайне сложно, потому что именно здесь начинается язык условностей. Понимание важности этого действа доступно только христианину, и каждый крещенный в Православной Церкви человек должен регулярно прибегать к Причастию.
Причастием называется таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает Само Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Бог заповедал причащаться, сказав: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6:54).
Опыт, переживаемый верующим в таинстве причастия, можно передать как неизмеримую поддержку Бога из вечности, обращенную к немощной человеческой душе. Именно после причастия человек во всей полноте ощущает, что такое Божья любовь и благодать.
Таинство причастия проходит в конце Божественной Литургии, во время соборного богослужения Церкви, совершаемого утром (за исключением некоторых великих праздников, как Рождество Христово и Пасха, когда Литургия совершается ночью).
Но в особых случаях, причащать людей священник может вне храма. Для этого он берет с собой дароносицу – особый сосуд для переноса частиц Святых Даров и идет к больному.
После совершения нескольких молитв у постели пораженного недугом человека священник его причащает. С таинством Причастия неразрывно связано таинство исповеди, поэтому как правило, больной сначала исповедуется священнику, а уже затем принимает Святые Дары. Кстати, на больных может и не распространяться необходимый перед причастием пост.
Христианину необходимо заботиться о своих близких, и если кто-то из родственников тяжело заболел, или находится в состоянии, близком к смерти, необходимо позвать священника со Святыми Дарами и просить причастить больного.
Соборование
О таинстве соборования слышали многие, и, как правило, оно совершается в некоторых приходах Православной Церкви в первые недели Великого Поста. Прощение забытых грехов и исцеление от болезней – вот что широко известно о таинстве.
Соборование возникло в Древней Церкви. Таким названием таинство обязано количеству священников, которые призывались для совершения особого обряда над больным – «собору». В крайнем случае, таинство совершалось одним священником. Над больным соборно (вместе) произносились молитвы, его тело мазалось елеем (оливковым маслом), у Бога испрашивалось исцеление от телесных и духовных недугов. Елей в таинстве символически означает милость Божью, а добавляемое в него вино искупительную кровь Спасителя.
Священника приглашают домой к больному, после совершения специальных молитв он помазывает крестообразно лоб, ноздри, щеки, губы, грудь, внешнюю и тыльную сторону ладоней маслом. Оставшееся после таинства масло бережно хранят, с верой употребляют внутрь во время болезней или помазывают больные места.
О таинстве соборования известно из послания апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне…» (Иак. 5:14). Речь именно о лежачих больных. И соборование ни в коем случае не заменяет таинств исповеди и Причастия. Человеку относительно здоровому, способному посещать храм Божий, рекомендуется участвовать в Божественной Литургии и нет нужды усиливать таинством Причастия усиление дополнительным таинством –соборования.
А вот в случае тяжелой болезни, в том числе близких людей, необходимо, как и сказано у апостола, призвать священников Церкви к одру больного.
Освящение имущества и всякой вещи
Рассмотрим несколько видов освящения.
Освящение продуктов питания и освящение предметов
Как правило, есть даже возможность принести их в храм. Верующие часто освящают куличи и яйца, а также другие яства на Пасху, бывает, что просят освятить иконы, нательные крестики и цепочки. Священник кропит предметы святой водой и читает специальную молитву.
Освящение вещи нужно как шаг к приобщению к Богу, когда человек стремится все пространство жизни одухотворить, наполнить высшим содержанием.
Само участие в этом коротком действе – даже если вы отдали священнику цепочку от нательного креста, а он ушел молиться в алтарь – полезны для вас. Ведь вы зашли в храм, приложили внутренние усилия для того, чтобы потратить свое время на Бога, а это очень благодатно сказывается на душе.
Освящение жилища
Во время освящение дома священник наносит на стены дома изображение креста (обычно это специальные наклейки), а стены кропит водой.
На живущих в доме людей призывается Божья благодать.
Важно помнить, что человек сам должен молиться Богу, стремиться изменить образ жизни в лучшую сторону, только тогда Дух Божий будет пребывать в жилище человека. Перед тем, как пригласить священника в дом, очень важно навести в нем порядок, объяснить всем домашним смысл происходящего и вести себя, так бы вы вели себя на богослужении. Семью называют «малой Церковью», также и жилье можно назвать «малым храмом» человека. Освящение дома совершается один раз в жизни, в будущем хозяин сам с молитвой «Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякого зла» кропит стены дома святой водой и окуривает их фимиамом с помощью ручной кадильницы (кацеи).
Освящение транспортного средства
Часто верующие просят освятить их машину, в чине освящения называемую «колесница». Транспортное средство становится незаменимым спутником человека в жизни, благодаря ему он перемещается в пространстве, перевозит груз, зарабатывает на жизнь.
Безусловно, важно, чтобы на этот значимый инструмент была призвана Божья благодать. Но она призывается и на владельца, который дает обещание, что не будет делать за рулем ничего дурного и богопротивного.
Нужно помнить о том, что освященный предмет принадлежит после совершенного обряда и Богу, а значит и требует особого отношения.
Молебен о здравии и других нуждах
Одной из самых распространенных треб является молебен о здравии. «Иди закажи за здравие» – наверняка слышали вы в разговоре двух женщин за пятьдесят в больничной очереди или другом общественном месте, активно обсуждающих личные проблемы.
Во время молебнов верующие просят Бога о помощи в своих нуждах или благодарят за уже посланный дар. На молебнах о здравии священник и прихожане молятся Богу или Его святым о здоровье и сохранении людей, имена которых предварительно записываются на специальном листке бумаги.
В определенный момент священник произносит имена, а верующие про себя молитвенно просят Господа о даровании здоровья близкому человеку. То же самое происходит и на молебнах, посвященных другим просьбам, или же направленным на молитву конкретному святому, иконе, празднику, во время которых верующие про себя сами молятся о своих нуждах. Бывает так, что священника приглашают в дом, и он служит молебен там. Как правило, все молебны завершаются окроплением верующих святой водой.
На молебне верующий получает возможность помолиться «о малом», то есть о земном, насущном, прямо, может быть, и не касающемся нашего спасения.
Обедня о здравии или упокоении
А что же такое обедня? И ведь на ней тоже молятся о здравии человека!
Обедней в простонародье на Руси называлась Божественная Литургия, потому по времени она совершается перед обедом. Именно на Литургии совершается главное христианское поминовение всех живых («о здравии») и усопших («об упокоении»).
Во время проскомидии (одной из «приготовительных» частей Литургии) из просфор извлекаются частицы по числу имен, заранее просимых к поминовению. Каждая вынутая частица, пропитанная чуть позже Кровью Спасителя, становится как бы просительницей за того, о чьем имени она вынималась, не важно, живой ли это человек, или уже отошедший в мир иной. Очень важно заказывать поминовение близких вам людей на Божественной Литургии.
Отпевание
Отпевание – это совершаемое священником действие, в котором усопшего молитвенно провожают в жизнь вечную и просят для него у Бога прощения грехов и упокоения в Царстве Небесном. Отпеванием треба названа в народе потому, что большая часть молитв пропевается.
Этот обряд совершается на третий день после смерти (в день похорон), гроб приносят в храм и над ним священник читает молитвы, Апостол и Евангелие, а хор поет стихиры и канон. Гроб с покойником до конца отпевания остается открытым, по завершении молитвенного последования все близкие подходят к гробу и прощаются с усопшим. Все молитвы обряда полезны не только умершему, но и живым людям, поскольку напоминают о бренности мира. Нужно помнить, что Церковь отпевает лишь крещеных людей. Не отпеваются самоубийцы, за исключением случаев, когда это было совершено в невменяемом состоянии.
Панихида об упокоении и лития
В 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти, а также в день рождения и именин, годовщину смерти по успошим совершаются панихиды, особые богослужения Церкви, на которых молятся об упокоении их душ.
Кроме того, существуют также Родительские субботы, установленные Церковью как дни особого поминовения всех почивших православных христиан. Душам усопших, ожидающим Страшного Суда в загробном мире, требуется молитвенная поддержка, ведь сами они помолиться уже не могут. Молитвы живых доставляют небывалую радость их душам.
Панихида может совершаться как в храме, так и на могиле умершего. Краткий вариант панихиды называется литией. Как правило, именно для совершения этого молитвенного последования и приглашают священнослужителя на могилу к усопшему.
Требы – незаменимая часть церковной жизни. Молитва вне богослужения, совершаемая при поддержке священника положительным образом влияет на духовную жизнь человека, одухотворяет пространство его жизни, находит в соборной с батюшкой молитве отклик у Бога и Его святых.