какие действия педагога позволят повысить эффективность технологии проблемного обучения
«Повышение эффективности учебного процесса на уроках истории посредством применения методов проблемного обучения».
«Повышение эффективности учебного процесса на уроках истории посредством применения методов проблемного обучения».
Просмотр содержимого документа
««Повышение эффективности учебного процесса на уроках истории посредством применения методов проблемного обучения».»
«Повышение эффективности учебного процесса на уроках истории в 5-9 классах посредством применения методов проблемного обучения».
В процессе модернизации современного образования главным в обучении является не только усвоение учащимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Для достижения целей, стоящих перед современным образованием, использование прогрессивных образовательных технологий является в настоящее время одним из важнейших условий эффективности обучения. Не напичкать учащихся знаниями, а сформировать у них положительную мотивацию учения, создать атмосферу заинтересованности в учебной деятельности.
«Ученик не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь». Ф. Рабле.
Что же представляет собой проблемное обучение? В учебном пособии Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Учитель должен уметь создавать проблемную ситуацию и через постановку познавательных задач организовать самостоятельную деятельность школьников. Ученики, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сами получают из него новую информацию. Активность возникает в процессе работы учеников, поставленных в соответствующую ситуацию.
Основная цель проблемного обучения – вызвать к действию внутренние побуждения учащихся, потребность к поиску как необходимому условию в формировании нового отношения к деятельности, подвести их к пониманию возникшей трудности и желанию искать пути, позволяющие преодолеть эту трудность.
Актуальность данной технологии заключается в том, что сегодня нужны люди, способные решать проблемы, находить неординарные, творческие решения возникших противоречий. А значит, необходимо уже в школьные годы научить учащихся самостоятельной работе при решении проблемных ситуаций. Такие уроки способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету, формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения.
Таким образом, проблемное обучение помогает достичь сразу нескольких целей:
формирование у учеников необходимого объема ЗУН
развитие творческого мышления
развитие навыков самостоятельной работ
развитие способности к самообучению
формирование исследовательской активности.
Но у данного метода есть и свои недостатки:
стратегию проблемного изучения сложно использовать для формирования практических навыков;
требуется больше времени для усвоения нового материала (по сравнению с другими методами обучения);
уроки по методике проблемного изучения возможны только на основе материала, который допускает неоднозначные решения, мнения, суждения;
метод проблемного обучения действует только тогда, когда у детей уже есть база знаний.
Но, несмотря на перечисленные недостатки, технология проблемного метода обучения прочно обосновалась в современной педагогике как одна из самых оптимальных и отвечающих требованиям ФГОС.
Что представляет собой проблемный урок? Структура проблемного урока:
Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
На своих уроках я применяю разные варианты постановки проблемы урока:
Учащимся предлагаются два противоположных факта или две противоположные оценки, которые должны подтолкнуть их к постановке проблемного вопроса.
Учащиеся знакомятся с двумя историческими источниками или с историческим источником и статистическими данными, оценкой, мнением современников или историков, выявляют противоречие и формулируют проблему урока.
Учащиеся знакомятся с темой урока и должны предположить какая проблема будет решаться на уроке.
Тема урока может быть сформулирована как проблема урока («Петр I – реформатор или революционер?», «Николай II – «Кровавый» или «многострадальный?»).
Актуализация знаний (Что необходимо вспомнить из изученного материала для решения проблемы урока?).
Планирование деятельности (Что, по вашему мнению, нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?)
Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
В проблемном обучении применяют основные три метода:
Учитель подаёт информацию в необычной форме, акценты расставляет так, чтобы активизировать у учащихся процесс мышления. Информация учителя создаёт почву для самостоятельных рассуждений ребят над услышанным, возникновение сомнений. Сила проблемного изложения в его прогностических качествах. По мере изложения материала ученики нередко предвосхищают очередной шаг учителя в рассуждениях или строят его иначе, по – своему, проявляя тем самым творческое мышление. Учитель формулирует проблему исследования, поставленную учёными, излагает гипотезы, которые были выдвинуты исследователями, намечает способы их проверки.
Беседа – диалог между учителем и учеником. Логика вопросов и ответов, неожиданный поворот мысли активизирует познавательную деятельность и самостоятельность учащихся.
Целевая направленность беседы на решение проблемы с помощью картины. Учащимся предлагается какая-либо картина, рисунок или фотография. Объясняя те или иные фрагменты этой картины, разрешается проблема, которую учитель задает детям вместе с картиной. Обобщая все высказывания, создается какое-нибудь представление о том или ином явлении или событии, изображенном на картине.
Логическая взаимосвязь вопросов учителя и ответов учащихся, представляющих собой поэтапные шаги решения проблемы.
Проблемный характер большей части вопросов, включённых в беседу.
Самостоятельность учащихся в поиске ответов на вопросы.
Доказательное целостное решение проблемы, поставленной в начале беседы.
Обеспечивает усвоение опыта творческой деятельности. Призван научить самостоятельному овладению способами поиска знаний. Функция учителя при использовании этого метода заключается, прежде всего, в конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий, а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом. Школьники могут использовать различные источники знаний (словари, справочники, энциклопедии).
Выражение решения проблемы.
Применение нового знания (выполнение заданий по теме урока).
Как при помощи проблемных методов обучения можно повысить эффективность учебного процесса? Благодаря чему проблемное обучение дает более высокие результаты? Более высокая эффективность проблемного обучения, проявляется в том, что
проявляется большая интеллектуальная активность учащихся, вызываемая познавательной потребностью – это желание во что бы то ни стало найти искомое неизвестное, без которого они не смогут решить поставленную задачу;
во-вторых, знания усваиваются как некие общие закономерности или способы действий, позволяющие использовать их и впредь при решении широкого круга других задач, а не как иллюстрация частного случая, относящегося к изучаемой закономерности, которая при традиционном обучении обычно сообщается учащимся в готовом виде.
Результативность применения технологии проблемного обучения заключается в том, что:
результаты работ учащихся, как в учебной, так и во внеклассной деятельности позволяют им поверить в себя, в свои знания:
через постоянную поддержку учебной мотивации;
через поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;
через развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности;
через формирование умения учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Учащиеся, через активизацию познавательной деятельности, путём решение проблемных заданий на уроке не останавливаются на этом, а принимают участие в различных конкурсах, самостоятельно готовят презентации и дополнительный материал к занятиям. Различного вида поощрения (дипломы, сертификаты, грамоты) стимулируют их и являются реальным показателем эффективности учебного труда.
Сложности данной технологии в том, что научить всех и всему в короткий срок нереально. Необходима длительная и кропотливая работа с учетом индивидуальных особенностей детей и оказание им дифференцированной помощи в преодолении трудностей. На начальной стадии проблемного обучения учащимся необходимы точные указания, где они могут найти дополнительные сведения, что с чем следует сопоставить.
Наиболее сильные ученики активно включаются в поиск. Намечают и применяют различные пути подхода к разрешению вопроса. Им не нужно частое вмешательство учителя, они стремятся к самостоятельности.
Ученики со средними учебными возможностями, в отличие от сильных учеников, нуждаются в большей помощи. Главная их трудность – правильно определить этапы действия по проблеме, последовательно и логично раскрыть содержание задачи. Задача учителя – довести до сознания учеников, что является причиной, а что следствием. Это и является основой строгой логической последовательности.
Ученики со слабыми учебными возможностями на первых порах теряются и часто отказываются от самостоятельного познавательного поиска. Для таких учащихся необходимо расписать весь ход действий и указать источники, к которым следует обратиться. Этих учащихся надо учить процессу доказательства. При постановке проблемы необходимо учитывать объема работы, темп и дать необходимые инструкции и разъяснения, зачем нужна данная работа. Зачастую такая работа требует показа образца.
Мастер-класс «Использование элементов проблемного обучения как фактор повышения эффективности реализации ФГОС до»
Ольга Крикун
Мастер-класс «Использование элементов проблемного обучения как фактор повышения эффективности реализации ФГОС до»
Цель: создать условия для повышения уровня профессиональных знаний у педагогов по использованию проблемных ситуаций в организации образовательной деятельности.
— Здравствуйте, уважаемые коллеги!
В преддверии дня Татьяны я прошу хлопнуть в ладоши всех Татьян, участниц нашего конкурса. Уважаемые Татьяны, сегодня вам предоставляется уникальная возможность принять участие в мастерклассе. Я прошу вас подняться на сцену и выбрать себе удобное место за столом.
— У меня в руках находится документ, который должен повлиять на всех нас, который не дает спокойно спать, О нём все много говорят, но до сих пор многие не знают, что с этим делать? Как вы думаете, какой это документ? (Педагоги отгадывают (ФГОС ДО)
— Да это ФГОС ДО. Думаю, что за последнее время работы, многие из нас пришли к выводу, что в условиях реализации стандарта ключевой идеей является реализация системно-деятельностного подхода. И поэтому тема нашего мастер-класса: «Использование элементов проблемного обучения как фактор повышения эффективности реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
— Сегодня я хочу поделиться своими методическими наработками по этой технологии в области физического развития детей. В своей деятельности я применяю её в работе со всеми участниками образовательного процесса.
— Я предлагаю вам вспомнить и рассмотреть методы и приемы создания проблемной ситуации, а также привести примеры их решения.
— Одним из методов построения проблемной ситуации по мнению исследователей И. А. Ильницкой, О. В.Остапенко является:
1. Побуждение детей к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений. (Дети высказываются, и их мнения расходятся. Выдвигаем предположение, проводим опыт и сравниваем).
Проблемная ситуация: Нам нужно сделать мяч для метания из подручных средств. Уважаемые коллеги, как могут решить эту проблемную ситуацию ваши воспитанники?
— Следующим методом построения проблемной ситуации является:
2. Учет и использование типичных ошибок детей или их односторонний подход к явлениям.
Проблемная ситуация: Дошкольники привыкли использовать бумагу в её прямом назначении, в один из дней инструктор по ФК предложил детям бумагу в качестве физкультурного оборудования.
— Коллеги, как вы предложите решить эту проблему? Решение предложенной проблемы.
— Еще один метод –это:
3. Побуждение детей к сравнениям, сопоставлениям противоречивых факторов, явлений.
Проблемная ситуация: После выполнения интенсивных физических упражнений кожа детей оказалась влажной. «Почему кожа влажная? Ведь никто из детей не мочил тело!»
— Коллеги, как вы предложите решить эту проблему? Решение предложенной проблемы.
— Методом построения проблемнойситуации также является:
4. Стимулирование детей к выполнению новых заданий старыми способами.
Проблемная ситуация: В двигательной деятельности в спортивном зале дети учились подбрасывать и ловить мяч. У каждого был свой мяч. В двигательном уголке групповой комнаты мячей мало, а желающих подбрасывать и ловить мяч много. «Как можно одновременно выполнить это упражнение всем желающим?»
— Коллеги, как вы предложите решить эту проблему? Решение предложенной проблемы.
5. Создание преднамеренного столкновения жизненных представлений детей с научными фактами, для объяснений, которых у детей не хватает знаний и опыта.
Проблемная ситуация: Познакомили детей с научным фактом: «Все живые организмы на 2/3 состоят из воды, в том числе и растения, животные и человек. Посмотрев внимательно на комнатные цветы, овощи,друг на друга дети с удивлением спрашивают: Где же вода? На руках, на теле воды нет, а если она внутри, то почему она не хлюпает, когда мы прыгаем?»
— Коллеги, как вы предложите решить эту проблему? Решение предложенной проблемы.
— Уважаемые коллеги, пожалуйста, все вместе придумайте по аналогии свою проблемную ситуацию. Каковы пути её решения? Спасибо за участие. С наступающим праздником вас! Примите небольшие презенты. Вы можете занять места в зале.
(Обращение ко всему залу)
— Уважаемые коллеги, если вам интересен материал, который вы сейчас услышали и вы будете его применять в своей работе, прошу по моему сигналу похлопать в ладоши, а если представленный материал вы не будете применять в своей работе – помашите руками. Итак, все готовы? Начали!
— Спасибо, уважаемые коллеги за сотрудничество.
— И я вам желаю, коллеги, чтобы вы не полагались на то, что видели и слышали, а всегда «открывали», «творили» и «создавали!»
Использование элементов нестандартной аэробики для повышения мотивации дошкольников Сообщение из опыта работы «Использование элементов нестандартной аэробики для повышения мотивации дошкольников при проведении утренней зарядки».
Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС «Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО». МБДОУ д/с № 27 г. Глазова УР является.
Презентация «Применение технологии проблемного обучения в образовательном процессе в условиях введения ФГОС» Курс под руководством методиста ИОЦ Смирновой Галины Александровны 1. Виды вопросов 2. Закрытый вопрос, переходящий в открытый 3. Картотека.
Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС дошкольного образования В настоящее время проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна. Исследования показывают, что.
Нематериальные методы мотивации педагогов как средство повышения эффективности управления образовательным учреждением Методическая разработка «Не материальные средства мотивации педагогов, как средства повышения эффективности управления образовательным.
Проект «Информационная среда ДОУ как средство повышения эффективности дошкольного образования» Проект: Информационная среда ДОУ, как средство повышения эффективности дошкольного образования Наш век – век информации и технологии. Динамичное.
Проект «Использование методов проблемного обучения на занятиях по ознакомлению с окружающим миром» Использование методов проблемного обучения на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Выполнила: воспитатель Маслова Наталья Юрьевна.
Пути повышения эффективности обучения и воспитания в подготовительных классах для сохранения и укрепления здоровья Пути повышения эффективности обучения и воспитания в подготовительных классах для сохранения и укрепления здоровья. В современной школе.
Семинар «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до» Слайд 1 Тема нашего сегодняшнего семинара: «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 2 Позитивная социализация.
Профессионализм воспитателя, как необходимое условие достижения эффективности в реализации ФГОС в ДО Профессионализм воспитателя — как необходимое условие достижения эффективности в реализации ФГОС в ДО» Булина Т. С., Рябова Е. Ю., воспитатели.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
И АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
магистрантка 1 курса, гр. МПМ-2017
Комратский государственный университет
доктор психол. наук, доцент
Комратский государственный университет
Annotation. Essence and the main stages in realization of problem’s teaching in education are outloned in this article. It is shown the actuality of use of the given didactic tehnology in modern education, its on fluence on educational activity of students, on formation of high level of motivation, creativity and independence.
Key words : didactic technology, educational activity, educational situation, hypothesin, teaching problem.
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Переход к обновлённой системе образования требует от современного педагога умения помочь обучающимся самим открывать новые знания, а не давать новый материал в готовом виде.
Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность в процессе урока через использование активных форм, методов и приемов обучения.
В настоящее время педагоги-практики и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели, чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету.
Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения, возникла необходимость использования в учебном процессе новых дидактических технологий, одной из которых является технология проблемного обучения.
Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах XX в. и основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859—1952 г.) [2, с. 134].
В чем сущность проблемного обучения? Его трактуют и как принцип обучения, и как новый тип учебного процесса, и как метод обучения, и как новую дидактическую систему.
Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Если при традиционном обучении учитель излагает теоретические положения в готовом виде, то при проблемном обучении он подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.
Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемыми новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся [4].
Для проблемного обучения характерно, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции, следуя которым учащийся мог бы гарантированно выполнить задание. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности школьника. Подобный подход обусловлен:
во-первых, современной ориентацией образования на воспитание творческой
во-вторых, проблемным характером современного научного знания
(вспомним, любое научное открытие отвечает на один или несколько вопросов и ставит десятки новых);
в-третьих, проблемным характером человеческой практики, что особенно остро
проявляется в переломные, кризисные моменты развития;
в-четвертых, закономерностями развития личности, человеческой психики, в
частности, мыслительной деятельности и интереса, формируемых именно в проблемных ситуациях [1].
Структуру проблемного обучения можно схематически представить как систему проблемных ситуаций, каждая из которых включает в себя соответствующую задачу (или вопрос), систему средств обучения и деятельность по преобразованию условий задачи и получению искомых результатов. Предъявлением или конструированием задачи цикл проблемного обучения только начинается. Необходимо обеспечить руководство анализом задачи, ее решением, воплощением полученных результатов в практику. Все основные звенья (этапы) анализа и решения задачи представляют собой структурные элементы проблемного обучения, отраженные на рисунке 1.
Рис. 1. Структура проблемного обучения (основные звенья).
Важно, чтобы при решении всего комплекса задач достаточно полно и осознанно были реализованы все звенья проблемного обучения, а у обучаемых сформированы соответствующие умения и навыки:
обнаружение противоречий, несоответствий, неизвестных моментов в
подлежащем изучению материале, осознание их как трудностей, возникновение стремления
к их преодолению (создание проблемной ситуации);
формирование задачи; анализ условия задачи, установление зависимостей
между данными, между условием и вопросом;
деление основной проблемы на подпроблемы и составление плана, программы
актуализация знаний и способов деятельности или приобретение недостающих
знаний и соотнесение их с условием решаемой задачи;
выдвижение гипотезы (или гипотез); поиск «ключа», идеи решения;
выбор и осуществление системы действий и операций по обнаружению
искомого (собственное решение);
конкретизация полученных результатов, а также установление связи
полученных выводов с известными ранее теоретическими положениями, законами, зависимостями и возможных следствий, вытекающих из полученных результатов, выявление новых проблем, подлежащих решению [5].
Активизация познавательной деятельности обучающихся, развитие интереса к предмету, формирование самостоятельности, творческого отношения к изучаемому происходят успешнее, если преподаватель не декларирует, а постоянно рассуждает, размышляет, полемизирует с представителями других точек зрения, с аудиторией, вовлекает слушателей в активный процесс доказательства, обоснования, если предлагаются задания, требующие поиска ключевой идеи, алгоритма, метода решения. Такие занятия по существу превращаются в диалог, совместные размышления, исследовательскую работу. Познаваемое не преподносится в готовом виде, оно служит предметом исканий, оно создается, конструируется с участием обучающихся или ими самими в так называемых проблемных ситуациях.
Все ли обучение должно быть проблемным? Нет не все, если под проблемным обучением иметь в виду только решение учебных проблем и только самостоятельное усвоение всего учебного материала. Все обучение должно быть развивающим, в котором самостоятельное усвоение знаний путем решения учебных проблем, путем открытий сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем или учеником. Проблемный тип обучения не решает всех образовательных и воспитательных задач, поэтому он не может заменить собой всей системы обучения, включающей разные типы, способы, организации учебно-воспитательного процесса. Но также система обучения не может быть подлинно развивающей без проблемного обучения.
Таким образом, проблемное обучение является одним из способов повышения
эффективности учебного процесса. Использование данной дидактической технологии в учебном процессе способствует развитию творческой активности и самостоятельности учащихся, включению их в поисковую, исследовательскую деятельность, формирует познавательный и научно-исследовательский интерес, поисковые умения, открывает возможности творческого сотрудничества учителя и учащихся, способствует более глубокому и прочному усвоению материала и способов деятельности.
Список используемых источников:
Арапов К. А., Рахматуллина Г. Г. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 290-294.