какие действующие модели обучения используются наиболее часто
Дидактор
педагогическая практика
Три основных модели и три подхода в обучении
В научно-педагогической литературе появляются всё новые и новые «модели обучения». Их количество растёт в прямой пропорции по мере выхода новых монографий и защиты очередных диссертаций.
Это часто сбивает учителя с толку и не даёт возможности определиться, как работать эффективно и по-современному.
Несмотря на всё обилие можно чётко выделить три основных модели обучения. Реальные отзывы о препарате сиалис софт
ПАССИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Это так называемая субъект-объектная связь.
Субъект обучения — учитель. Объект обучения в данной модели — весь класс.
Учителя, выбравшего такую модель обучения, как правило, мы называем УРОКОДАТЕЛЕМ.
Для него весь класс — сплошная серая масса. В лучшем случае он может выделить тех учеников, которые доставляют ему неудобства своим неповиновением. Или наоборот, безропотно выполняющих все распоряжения.
У такого учителя может быть хорошая дисциплина.
Одного его взгляда достаточно, чтобы ученик боялся даже громко дышать на уроке.
У него может быть хорошая успеваемость. Но не потому, что учитель увлекательно и доступно преподаёт. А потому, что ученик боится ДВОЙКИ
и всех её последствий.
Между таким учителем и учениками — стена недоверия.
АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
К счастью, учителей, придерживающихся модели пассивного обучения, в школе немного. Они, как правило, ищут места поспокойнее.
Большинство учителей придерживаются модели АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Это тоже субъект-объектная связь. Но объектом обучения является каждый ученик.
Конечно же, переживающему за учебный процесс учителю, не всё равно, кто перед ним сидит. Он ищет путь к каждому слабому ученику.
Учитывает его особенности восприятия учебного материала. Он делает всё, чтобы и сильный ученик не скучал на уроке. Предлагает ему дополнительные задания, дополнительный материал.
Однако индивидуальный подход в обучении в условиях обычной школы — из области фантастики. Учитель физически не готов постоянно работать в таком режиме.
Да и продуктивность такого обучение в последнее время резко уменьшилась.
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
В современных условиях информационной перенасыщенности наиболее эффективным является третья модель ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Это субъект-субъектная связь обучающего и обучаемых. Ученик — тоже субъект обучения. Учитель стремится к повышению самостоятельной познавательной активности учащихся.
Он выступает больше не как источник информации, а как организатор, координатор учебной деятельности детей.
И тут главное найти наиболее эффективные модели интерактивного обучения: работа в микрогруппах, проектная деятельность и т.п.
ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ.
Каждой из моделей соответствует свой подход в обучении.
1. Для пассивного обучения — это знаниевый подход. Причём чаще всего — силовыми методами.
Я имею в виду не физическое (не дай бог!), а моральное воздействие.
2. Активному обучению соответствует задачный подход. Учитель шаг за шагом ставит перед учениками посильные дифференцированные учебные задачи.
То есть выстраивает некий алгоритм обучения.
3. Интерактивному обучению соответствует деятельностный подход в обучении.
И главная забота учителя — создать максимально комфортные условия такой учебной деятельности.
Итоги
Разумеется, в педагогической практике учитель редко проповедует лишь один подход в обучении. Для организации интерактивного обучения, к примеру, необходим определённый базовый уровень знаний, который достигается наиболее простыми методами запоминания, а то и зазубривания.
Часто для систематизации знаний необходим чёткий алгоритм обучения. Тогда учитель использует задачный подход.
Однако по предпочтениям можно судить о квалификации учителя и, если хотите, его профессиональной пригодности.
Главное, не ставить учителя в жёсткие рамки. Он вправе выбрать себе свой ПУТЬ в зависимости от личных пристрастий и личностных качеств.
Преподавание педагогических моделей (традиционных и актуальных)
преподавание педагогических моделей Есть разные подходы к обучению, которые могут быть выполнены учителями в классе. В зависимости от модели, которую они используют, учителя будут выполнять ряд действий и сосредоточатся на разных частях процесса обучения..
Поскольку существуют разные способы обучения и каждый ученик уникален, учителя должны быть вооружены различными педагогическими моделями, чтобы иметь возможность адаптироваться к различным ситуациям..
Несмотря на это, педагогические модели всегда сосредоточены на трех элементах:
Традиционно было три разных педагогических модели, но в последние годы открылись новые возможности для преподавания. Таким образом, он предназначен для достижения большей гибкости при передаче знаний студентам.
Основные учебно-педагогические модели
До относительно недавнего времени в большинстве образовательных учреждений использовалась единая педагогическая модель, известная как традиционная модель..
В то же время начали развиваться теоретические основы двух других моделей обучения: бихевиористской и конструктивистской..
Позже были созданы другие модели обучения, которые со временем стали популярными. Одними из наиболее важных являются когнитивный, социальный и романтический.
Традиционная модель обучения
Традиционная педагогическая модель теперь известна как «традиционная модель обучения», хотя изначально она называлась «моделью передачи». Эта модель понимает преподавание как прямую передачу знаний от учителя к ученику, полностью акцентируя внимание на последнем..
В традиционной модели учащиеся рассматриваются как пассивные получатели знаний, при этом им не нужно играть роль в собственном учебном процессе. Преподаватель должен будет приложить усилия, чтобы раскрыть то, что он знает, самым ясным способом, чтобы ученики могли понять и запомнить это..
Поэтому учитель должен иметь отличные коммуникативные навыки, а также быть экспертом в своем предмете. В противном случае студент не сможет получить необходимые знания, чтобы сделать вывод, что обучение было успешным.
В дополнение к этой идее, некоторые из основ модели передачи следующие:
Хотя во многих случаях была продемонстрирована недостаточная эффективность этой модели обучения, она по-прежнему используется преимущественно почти во всех современных обществах..
Тем не менее, хотя это не является допустимой моделью для большинства учебных ситуаций, она имеет место в определенные моменты.
Например, когда необходима передача чистых данных или очень сложных теорий, модель передачи по-прежнему наиболее полезна для достижения правильного обучения.
Поведенческая педагогическая модель
Поведенческая педагогическая модель основана прежде всего на исследованиях Павлова и Скиннера, создателей психологических течений, известных как бихевиоризм..
Создатели этой ветви мысли утверждали, что невозможно измерить умственные процессы людей, и что, следовательно, необходимо сосредоточиться на наблюдаемом поведении.
Основываясь на этой идее, поведенческая педагогическая модель пытается установить ряд целей обучения, которые могут быть непосредственно наблюдаемыми и измеримыми. Учащиеся, используя подкрепления и различные типы стимулов, должны будут достичь этих целей в определенный момент времени..
В этом смысле поведенческая модель гораздо более персонализирована, чем модель передачи, поскольку для того, чтобы установить цели обучения, педагог должен сначала оценить начальную точку каждого из учащихся..
Следовательно, роль учителя в этой модели состоит в следующем:
Этот тип обучения происходит, например, в занятиях спортом или в игре на музыкальном инструменте. В этих областях учитель ограничен в том, чтобы ставить цели ученику, исправлять возникающие сбои и укреплять, когда вы достигли одной из промежуточных целей.
Некоторые из основных идей модели следующие:
Конструктивистская педагогическая модель
Эта педагогическая модель, в отличие от традиционной, считает, что обучение никогда не может прийти из внешнего источника для студента. Напротив, каждый ученик должен «строить» свои собственные знания (отсюда и название модели).
Следовательно, конструктивистская педагогическая модель противопоставляется пассивному обучению, в котором учитель является источником всех знаний; и это также отличается от роли учителя в качестве источника подкрепления и поощрения.
В этой модели учитель должен создать адекватные условия, чтобы ученик мог построить свое обучение. Некоторые из основных идей этой модели следующие:
В конструктивистской педагогической модели основное внимание уделяется компетентностному обучению. Учитель должен определить, какие навыки, знания и отношения необходимы для развития эффективной жизни.
Как только основные навыки, которые должен усвоить студент, будут определены, наиболее эффективный способ их приобретения будет основываться на теории множественного интеллекта..
Эта теория считает, что вместо только одного типа общего интеллекта каждый человек имеет более или менее способность в семи дифференцированных областях.
Эта педагогическая модель основана прежде всего на теориях Выготского и Лурии, двух русских социальных психологов первой половины 20-го века..
Когнитивно-педагогическая модель
Когнитивная модель, также известная как модель развития, основана на исследованиях Жана Пиаже «Психология развития». Он основан на идее о том, что человек проходит различные этапы своего интеллектуального взросления таким образом, что обучение должно быть адаптировано к моменту и возрасту каждого учащегося..
Следовательно, роль учителя заключается в том, чтобы определить, на каком из этапов развития находится каждый ученик, и предложить обучение в соответствии с ним. В этом смысле, это также значительное обучение.
В этой педагогической модели основное внимание уделяется целям обучения как таковым. Напротив, важно то, что ученик приобретает определенные способы мышления и умственные структуры, которые облегчают достижение обучения самостоятельно.
Социально-педагогическая модель
Эта модель основана на максимальном развитии способностей и забот учеников. В этом смысле из социально-педагогической модели изучается не только научный или технический контент, но и поощряется приобретение ценностей и установок, способствующих лучшему сосуществованию в обществе..
Этот подход характеризуется акцентом на командную работу, так как считается, что группа всегда сможет самостоятельно решать проблемы, более серьезные, чем индивидуум..
Опять же, согласно теории осмысленного обучения, учения должны быть применимы в реальном мире. Поэтому учитель должен отвечать за постановку задач и проблем перед учащимися, которые должны решать их, сотрудничая друг с другом и улучшая свои социальные навыки..
Романтическая педагогическая модель
Романтическая модель основана на идее, что необходимо полностью учитывать внутренний мир ученика. Таким образом, ученик становится центром учебного процесса, который будет проходить в защищенной и чувствительной среде..
Основная идея этой педагогической модели состоит в том, что ребенок уже имеет внутри все необходимое, чтобы стать действительным и функциональным человеком. Поэтому роль учителя заключается в том, чтобы позволить ученику свободно развиваться и находить свои собственные ответы..
В этом смысле романтическая педагогическая модель основана на течениях гуманистической психологии и идее ненаправленности.
Педагогическая модель по открытию
В обучении через открытия ребенок играет активную роль, а не получатель, но человек, который действует в мире, чтобы учиться. Эта модель также называется эвристической и противопоставлена традиционной, в которой ученик пассивно воспринимает то, чему учит учитель..
Некоторые из его основных принципов:
Современные модели организации обучения. Виды обучения, их характеристика — Педагогическая модель обучения
Педагогика как наука имеет социально-исторический характер, что отражается в обновлении состава категорий, появлении новых проблем, новых подходов к решению старых проблем в ходе развития общественных явлений, открытий в педагогической теории и практике.
Одним из наиболее важных аспектов сегодня является развивающая направленность обучения. Любое учение, внеклассные занятия, домашние задания должны способствовать развитию душевных качеств, состояний (наряду с воспитанием личностных качеств). Конечно, развитие и воспитание ребенка в процессе обучения происходят в единстве, неотделимы друг от друга.
Образование — это целенаправленный процесс (или деятельность) по воспитанию и обучению в интересах личности, общества и государства.
Педагогическая наука изучает обучение и воспитание в их единстве и целостности. Среди педагогических дисциплин выделяют, соответственно, теорию воспитания и теорию образования.
Дидактика — это педагогическая теория образования, научно обосновывающая его содержание, методы и формы организации. Дидактика призвана ответить на два самых важных вопроса: «Чему учить?» и «Как учить?».
Модель обучения — это систематизированный набор основных закономерностей деятельности ученика и учителя в процессе обучения.
Известно, что система меняет свои свойства, когда меняются ее элементы. Системообразующим фактором образовательного процесса являются его цели. Суть образовательного процесса зависит от поставленных целей. Если целью является формирование знаний, то процесс обучения приобретает объяснительно-иллюстративный характер, если — формирование познавательной самостоятельности, то процесс приобретает черты частично проблемно-ориентированного обучения, если целью является развитие индивидуальности и личностных качеств ученика, то процесс становится истинно развивающим, то есть целостным процессом проблемно-развивающего обучения.
Процесс обучения в своем генезисе прошел ряд стадий развития, от модели догматического обучения, затем объяснительно-иллюстративного, до проблемно-развивающего типа. В то же время уровень целостности учебного процесса становился все выше и выше. Суть целостности проблемно-развивающего типа обучения — в подчинении всех его частей и функций главной задаче: формированию целостного человека, гармоничному развитию индивидуальности и формированию личности.
Как мы видим, модели обучения постоянно меняются, и сейчас мы уже обращаемся к традиционному типу процесса обучения с решением проблем. Традиционный процесс обучения теперь осуществляется в форме педагогической или модели.
В педагогической модели ученики ориентируются на приобретение знаний впрок, зная заранее, что большинство из них, если и пригодится им в жизни, то позже. Целью их становится заучивание как можно большего количества знаний, умений, навыков и качеств. Курс обучения строится по разделам учебных дисциплин, следуя логике предмета.
Современные модели организации обучения. Виды обучения, их характеристика — Педагогическая модель обучения
Педагогическая модель обучения
Когда мы говорим о модели обучения, мы подразумеваем систематизированный набор основных закономерностей деятельности студентов и обучающихся. При этом, конечно, необходимо учитывать и другие составляющие процесса обучения: Содержание, источники, средства, формы и методы. Но главное — это активность.
В самом общем виде можно сказать, что в педагогической модели обучения доминирует обучающийся. Именно он определяет все параметры процесса: Цели, содержание, формы и методы, средства и источники обучения. В силу объективных факторов (несформированность личности, зависимый экономический и социальный статус, малый жизненный опыт, отсутствие серьезных проблем для решения) обучающийся в педагогической модели занимает подчиненное, зависимое положение и не имеет возможности серьезно влиять на планирование и оценку процесса обучения. Его основная роль заключается в восприятии социального опыта, предоставляемого учителем.
В андрагогической модели ведущая роль принадлежит самому обучающемуся. Взрослый — это «актер», равноправный субъект процесса обучения. С андрагогической точки зрения, взрослые учащиеся (и в некоторых ситуациях старшие подростки), которые имеют сильную потребность в автономии (даже если в некоторых ситуациях они временно зависят от кого-то другого), должны играть ведущую роль в процессе своего образования. В конечном итоге, роль учителя заключается в поощрении и поддержке саморазвития взрослого человека, помощи в определении параметров обучения и поиске информации. Главной особенностью процесса обучения становится самостоятельный поиск знаний, навыков, умений и качеств.
Ценность опыта обучающегося в педагогической модели очень низкая. Его можно использовать только в качестве отправной точки. Опыт преподавателя или автора учебника имеет первостепенное значение. Соответственно, основные виды технологий учебной деятельности являются переносимыми: Лекции, рекомендуемое чтение, телевизионные программы.
С точки зрения андрагогической модели, человек приобретает значительный опыт, который может быть использован в качестве источника обучения как для себя, так и для других. Функция учителя в данном случае заключается в том, чтобы помочь учащемуся определить имеющийся у него опыт. Основными формами обучения являются лабораторные эксперименты, дискуссии, решение проблем и различные виды деловых игр.
В рамках педагогической модели готовность к обучению определяется в основном внешними причинами: Принуждение, давление со стороны общества (семьи, друзей) на человека, угроза лишения жизни в случае отказа и т.д. Обучающиеся соглашаются и вынуждены изучать одни и те же предметы, чтобы их деятельность строилась по стандарту, предусматривающему равномерное, постепенное изучение отдельных, не связанных между собой дисциплин. Главной задачей преподавателя в этом случае становится создание искусственной мотивации.
В модели готовность учащегося к обучению определяется его потребностью учиться для решения определенных проблем. Поэтому сам он/она играет ведущую роль в создании мотивации и определении целей обучения. В этом случае задача преподавателя — создать благоприятные условия, вооружить обучающегося необходимыми методами и критериями, чтобы помочь ему выяснить свои потребности. Учебные программы должны быть структурированы на основе их возможного применения в жизни: Индивидуализация обучения, следуя конкретным целям каждого студента, становится основой для организации процесса в этом отношении.
Человекоцентрированный подход в образовании
Эта модель личностно-ориентированной педагогики восходит к известному американскому психотерапевту К. Роджерсу, который считает, что педагогика, как и терапия, должна помогать людям быть здоровыми, то есть быть самими собой, иметь адекватные представления о своих способностях и постоянно развиваться. Он утверждает, что человек по своей природе добр, заслуживает доверия и способен к позитивным самоизменениям. Будучи субъектом своей жизни, он свободен в своем выборе, стремлении к самостоятельности и ответственности, саморазвитии и личностном росте.
Основываясь на собственном образовательном опыте, К. Роджерс выделил пять условий для личностно-ориентированного (осмысленного) обучения. Первый включает в себя наполнение учебного содержания жизненными проблемами учащихся, создание ситуации, в которой учащиеся могут в определенной степени взаимодействовать с проблемами и вопросами, которые лично для них важны и которые они хотели бы решить.
Второе условие называется «реальность личности учителя», которая должна быть «конгруэнтной», то есть вести себя в соответствии с пережитыми чувствами и состояниями, проявлять свои человеческие качества во взаимодействии с учениками.
Третье требование заключается в том, чтобы учитель принимал ученика таким, какой он есть, и понимал его чувства. C. Роджерс подчеркивает необходимость теплого принятия, безусловного позитивного отношения учителя к ученику.
Четвертое условие относится к недирективному, диалогическому отношению преподавателя к источникам и способам приобретения знаний.
Модель обучения удаленного персонала.
Наконец, пятое условие осмысленного преподавания — это необходимость для учителя опираться на тенденцию к самоактуализации своих учеников. Обучение должно строиться на том, что студенты взаимодействуют с жизненными проблемами, которые они хотели бы решить, что они стремятся к росту, имеют непреодолимое желание творить, но не всегда могут найти выход из сложной ситуации. Задача учителя — организовать такие личные отношения с учениками и такой психологический климат, которые позволят свободно проявиться вышеперечисленным тенденциям.
Современные модели обучающейся организации можно разделить на две группы: К первым относятся те, которые основаны на педагогических концепциях (цели-идеалы), ко вторым — те, которые построены на новых возможностях дидактических средств обучения. Поворот российской педагогики к человеку, ее обращение к гуманистическим идеям на новом витке истории вызвал повышенный интерес педагогов к построению различных моделей обучения, направленных на развитие сущностных сил человека.
В рамках модели учащиеся стремятся применять полученные знания и навыки сегодня, чтобы быть более эффективными. Деятельность обучающегося заключается в приобретении конкретных знаний, навыков и умений, необходимых для решения важной проблемы. Деятельность тренера заключается в том, чтобы помочь обучающемуся выбрать необходимые ему знания, навыки, компетенции и качества. Обучение основано на междисциплинарных модулях (блоках).
Психолого-дидактическая концепция, основанная напринципе субъективности
Модель личностно-ориентированного образования, разработанная В.В.Сериковым, основана на идее С.Л.Рубинштейна. Сериков основывается на идее С.Л. Рубинштейна, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. Личность — это не набор предопределенных характеристик, а способность человека «быть личностью», то есть проявлять свои отношения к миру и к самому себе. Личностно-ориентированное образование, по мнению В.В.Серикова, считает, что оно создает условия для проявления учащимися своих личностных функций: Мотивация, выбор, создание смыслов, самореализация, рефлексия и т.д. Это универсальные личные навыки. Основным условием их проявления в образовательном процессе исследователь считает создание личностно-ориентированной ситуации (учебной, познавательной, жизненной), в которой требуется проявление личностных функций, то есть ребенок попадает в ситуацию, в которой необходимо искать смысл, размышлять о себе, строить образ и модель своей жизни, выбирать творческий вариант решения проблемы, производить оценку факторов и так далее.
В этом случае возникает проблема, которую невозможно решить на знаниево-репродуктивном уровне, потому что нет ни правил, ни однозначных истин, ни простых решений.
Основное внимание у В.В.Серикова сосредоточено на педагогической технологии его создания. Предлагаемая им технология основана на идее реализации трех основных характеристик ситуации, ориентированной на человека: Жизненная контекстуальность, диалогичность и игровое (ролевое) взаимодействие между участниками. Триада «задание-диалог-игра» образует основной технологический комплекс, создающий ценностно-семантическое поле интерсубъективной коммуникации в личностно-ориентированном образовательном процессе.
По мнению Н.И. Алексеева, тип психического развития учащихся определяется направленностью образования — инструментальной или культурологической. В первом случае развиваются в основном когнитивные способности личности, которые рассматриваются как когнитивные инструменты: Память, внимание, мышление, самостоятельность и активность; во втором случае развивается ценностно-эмоциональная сфера личности, ее отношение к миру, к деятельности, к себе, к своей позиции. Этот подход заставил исследователя провести различие между предметно-ориентированным и личностно-ориентированным обучением.
При проектировании учебного процесса, ориентированного на ученика, учитель работает с содержанием обучения. Н.И. Алексеев выделил три группы предметов, которые он называет структурно-ориентированными (математика, физика, химия, биология), позиционно-ориентированными (история, родной язык, иностранный язык, право) и смысло-ориентированными (литература, предметы искусства). Механизмом преодоления для первых является рефлексия, поиск «нового» знания; для вторых — стереотипизация, поиск инструментальных ориентиров; для третьих — персонализация, поиск смыслов («Я» в мире). Такое «личностное» деление школьных предметов позволяет учителю спроектировать методику, соответствующую как целям личностного развития учащихся, так и возможностям содержания обучения при ее реализации.
По мнению И.С. Якиманской, для раскрытия, развития и самореализации личности необходима образовательная среда с разнообразным содержанием, доступным каждому ребенку. Наблюдая за учеником, учитель создает «когнитивный портрет» (характеристику его личностного развития) и выявляет его «когнитивный профиль» (способ мышления), что позволяет формировать его дальнейшее личностное развитие.
Модель компьютерного обучения
В модели, разработанной Н.И. Алексеевым, сущность личностно-ориентированного обучения связана не только с уникальностью и самобытностью ученика, но и с уникальностью учителя, с одной стороны, а с другой — с понятием «культурный акт», смысл которого заключается в создании учеником самого себя, своей личности через самоутверждение в культуре.
Тип духовного развития учащихся, по мнению Н.И. Алексеева, определяется направленностью обучения — инструментальной или культурной. В первом случае, прежде всего, развиваются когнитивные способности личности, которые рассматриваются как инструменты познания: Память, внимание, мышление, самостоятельность и активность; во втором случае — развивается ценностно-эмоциональная сфера личности, ее отношение к миру, к деятельности, к себе, ее позиция. Этот подход заставил исследователя провести различие между предметно-ориентированным и личностно-ориентированным обучением.
При проектировании учебного процесса, ориентированного на ученика, учитель работает с содержанием обучения. Н.И. Алексеев выделил три группы предметов, которые он называет структурно-ориентированными (математика, физика, химия, биология), позиционно-ориентированными (история, родной язык, иностранный язык, право) и смысло-ориентированными (литература, предметы искусства). Механизмом преодоления для первых является рефлексия, поиск «нового» знания; для вторых — стереотипизация, поиск инструментальных ориентиров; для третьих — персонализация, поиск смыслов («Я» в мире). Такое «личностное» разделение школьных предметов позволяет учителю разработать методику, соответствующую как целям личностного развития учащихся, так и возможностям содержания обучения в реализации.
Как и при внедрении любого другого педагогического средства, существует ряд проблем, связанных с психолого-педагогическими условиями использования компьютера в учебном процессе. В то же время компьютер предоставляет такие возможности для информационной поддержки образовательного процесса, каких никогда не было раньше. Возникает серьезная, многогранная проблема выбора стратегии внедрения компьютера в обучение, которая позволила бы использовать все его преимущества и избежать потерь, сказывающихся на качестве педагогического процесса и влияющих на развитие основных сфер человека.
Анализ научных данных позволяет систематизировать и выделить следующие функции компьютера в обучении:
Задача педагогики в этом контексте — определить и обеспечить те условия, при которых обозначенные функции действительно достигаются. Назовем эти условия:
Выявление этих условий необходимо для нахождения осмысленного, дидактически обоснованного соответствия между логикой работы компьютера и логикой использования учебной деятельности. В настоящее время вторая логика приносится в жертву первой, поэтому компьютеризация обучения не оказывает должного педагогического эффекта. Установка компьютеров в школьной или университетской аудитории — это не конец компьютеризации, а начало компьютерного обучения.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института