какие факторы относятся к характеристикам негативного воздействия на качество обучения
О факторах риска снижения результатов обучения. Пути решения проблем
Качество образовательной системы – это многокомпонентная характеристика, одним из показателей которой являются образовательные результаты обучающихся. Высокое качество образования проявляется не только в высоких достижениях отдельных образовательных организаций, но и в отсутствии большого разброса в результатах между «слабыми» и «сильными» школами. Чем меньше такой разброс, тем в большей степени можно говорить о преодолении факторов неравенства в предоставлении образовательных возможностей.
Образовательная система высокого качества позволяет каждому обучающемуся достигать высоких результатов, несмотря на условия, в которых его школа реализует образовательную программу. Условия образовательного процесса определяются контекстом и факторами, специфическими для каждой образовательной организации. Низкие образовательные результаты часто являются следствием негативного влияния факторов риска или их сочетания.
Данные национальных и международных исследований качества образования и образовательного процесса, проводимых в России под эгидой Рособрнадзора и Министерства просвещения Российской Федерации, позволяют выявить факторы риска низких результатов. Данные исследований позволяют также оценить степень взаимосвязи образовательных результатов с отдельными характеристиками учебного процесса.
Рассмотрим основные факторы риска снижения результатов обучения и возможные пути решения проблем, связанных с этими факторами.
Более подробно с материалами можно ознакомиться на сайте:
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Зам.директора по УВР
из земных благ, если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно.
Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет её решения по-своему. Что вкладываем мы в это понятие, каких результатов ожидаем от своих усилий? Качество образования мы сводим сегодня к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от того, какой подход (знаниевый или компетентностный) признаётся оптимальным, провозглашается главным критерием качества образования.
Школа была и остаётся обучающим учреждением, именно в обучении лежит сфера её зримой ответственности. От уровня подготовки человека зависит в конечном итоге, как его собственное будущее благополучие, так и качество жизни общества в целом. Современная информационная эпоха ещё больше обостряет задачу воспитания человека умелого и мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации.
Непрерывное образование – должно стать основой жизни человека, условием его профессиональной мобильности, развития потенциала, творческой жизни.
При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:
— организации образовательного процесса;
— квалификации педагогических работников .
Качество образования можно представить в виде трех составляющих:
— качество нормативно – правовой базы;
— качество кадрового потенциала;
— качество научно – методической работы;
— качество материально – технической базы;
— стимулирование педагогического труда;
— психологический климат в общеобразовательном учреждении;
2. Качество учебно – воспитательного процесса.
— качество содержания образования;
3. Качество результата.
— уровень владения творческой деятельностью;
— уровень психического, интеллектуального и социального развития;
— уровень социальной адаптации и социальной защищенности;
— сформированность ключевых компетенций.
Что понимают под качеством образования учащиеся? Для учащихся хорошее качество образования это:
хорошие знания по всем предметам, когда после школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
в будущем достигнуть успехов в карьере;
дополнительные знания, понимание предмета ;
возможность получения разносторонних знаний для поступления.
Родители под качеством знаний понимают:
высокую квалификацию учителя;
взаимопонимание между учителем и учеником;
доступная школьная программа, хорошие учебники;
интересное и доступное изложение учебного материала педагогом;
корректное отношение друг к другу, основанное на уважении.
Для учителей хорошее качество образования связано:
с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно ;
с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;
с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.
Сформированность учебной деятельности.
Качество предметных знаний учащихся.
Уровень учебных и интеллектуальных достижений учащихся.
Развитие эмоционально-волевой сферы учащихся.
Развитие творческих способностей учащихся.
Уровень учебных и интеллектуальных достижений учащихся.
Качество образования в школе определяется не только глубиной и прочностью знаний, но и уровнем личностного, духовного, гражданского развития обучающихся, их интеллигентностью и культурой, готовностью к самостоятельному решению жизненных проблем, степенью сформированности ключевых компетентностей.
Новое толкование качества образования восстанавливает приоритет воспитания в образовании, что имеет принципиальное значение для развития общества.
Факторы влияющие на повышение качества образования:
повышение уровня подготовки учителей;
— стратегическое планирование качества;
-нормативно-правовое обеспечение образования;
— владение учителем научно-обоснованной методикой обучения;
— отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья обучающихся;
— эффективное управление качеством образования.
Какими же должны быть условия для качества образования?
Условия достижения нового современного качества образования:
введение в действие государственных образовательных стандартов и компонента школы учебного плана;
оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;
обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;
использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности;
введение профильного обучения в старшей школе;
усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся;
развитие дистанционного образования;
преемственность обучения, совместная работа учителей и психолога, логопеда;
еще один верный способ улучшения качества образования через использование инновационных технологий.
новые технологии в образовательном процессе важны, но, никакие новые технологии не заменят хорошего учителя.
Современному обществу нужен новый учитель:
глубоко владеющий всеми знаниями педагогики и психологии;
обладающий профессиональными качествами;
четко управляющий учебным процессом;
умеющий терпеть, сдерживаться, не раздражаться, ждать, когда ученики будут делать так как он планирует.
Какими могут быть новые образовательные результаты?
Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны. Следовательно необходимо формирование общеучебных умений и компетенций, приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений.
Современная эпоха требует не исполнителя, а созидателя, а значит нужно развивать навыки самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации .
Каковы причины снижения качества знаний?
Некачественная работа учителя-предметника.-
Недостаточный уровень интеллектуального развития.
Слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей и со стороны школы (пропуски, как по болезни, так и без уважительных причин).
Отсутствие единства требований к ответу обучающихся со стороны учительского коллектива.
Слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребенка.
Отсутствие мотивации к учению, снижение интереса к учебной деятельности.
Преобладание пассивных форм обучения (фронтальная, коллективная) над активными.
Потеря связи с родительской общественностью.
Равнодушие, безразличное отношение учителей-предметников, классного руководителя к этому коллективу учеников.
Неблагоприятная социальная среда.
Слабое здоровье ребенка.
«Сборный класс» или появились новые ученики, уровень успеваемости которых ниже общеклассного.
Жизнь подсказывает: образование – это, прежде всего, процесс формирования собственного образа. Это процесс поиска ответа на вопросы «Кто Я?», «Какой Я?»
Не случайно «Я» написано с прописной (большой) буквы. Образование– средство актуализации собственного «Я». Личность воспринимает охотно и прочно запоминает то, что помогает самовыражению.
Проблема качества образования должна рассматриваться с позиции прежде всего человеческой и социальной ценности образования, т.к. полноценное образование, полученное человеком, позволяет ему не только овладеть определенными знаниями о природе, человеке, обществе, но и познать самого себя, проявить в последствии себя в качестве гражданина, семьянина, труженика.
Факторы негативного влияния на успеваемость
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Факторы негативного влияния на успеваемость .
Основные факторы, негативно влияющие на успеваемость учащихся можно разделить на три основные группы: биологические, социальные, психолого-педагогические.
Биологические факторы негативного влияния на успеваемость.
Показателями неблагоприятного развития биологических факторов являются: наследственность интеллекта, задержка в умственном и психическом развитии, соматическая ослабленность.
Биологические факторы приводят к следующим признакам отклонений в учебно-познавательной деятельности:
— низкий уровень способностей;
— различные отклонения в памяти, снижении интеллектуального потенциала, сужение умственного мировоззрения;
— гипердинамические отклонения, аддиктивные расстройства;
— повышенная утомляемость, слабая выдержка, низкие энергетические возможности, мобилизованность, динамика и качественная характеристика эмоциональных составляющих.
2. Социальные факторы негативного влияния на успеваемость.
Основными показателями здесь являются: неблагоприятные социально-педагогические условия семейного воспитания, низкий социальный статус ученика в детском коллективе.
Признаками отклонений в учебно-познавательной деятельности, к которым приводят социальные факторы, являются:
— ограниченность знаний и представлений об окружающей среде, обедненный жизненный опыт;
— нарушение поведения, агрессивность, отсутствие эмоционального контакта с членами коллектива, несформированность старательности и усердия.
3. Психолого-педагогические факторы негативного влияния на успеваемость.
Здесь основными показателями выступают прежде всего такие как: конфликт «учитель-ученик», познавательная пассивность (возможность, но не желание учиться), неумение и нежелание учиться.
Это в свою очередь приводит к следующим признакам отклонений в учебно-познавательной деятельности:
— игнорирование учителя, нежелание контактировать, безразличие, непризнание авторитета учителя;
— страх перед учителем, негативное отношение учителя к ученику;
— отсутствие интереса к предметам, обучение под давлением извне;
— не закреплены навыки учебных действий, знания усваиваются нерациональным способом, неумение осуществлять самоконтроль, систематическое невыполнение домашних заданий, невнимательность на уроках.
Выступление «Факторы, влияющие на качество образования»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Факторы, влияющие на качество образования
Одним из условий повышения качества образования в школе является уровень профессиональной компетентности учителя, который должен находиться в постоянном и непрерывном развитии. Профессиональная компетентность учителя носит интегрированный характер и понимается как совокупность знаний и умений, определяющих результативность профессионального труда. Восточная мудрость гласит:
Плохой хозяин растит сорняк,
Хороший – выращивает рис,
Умный – культивирует почву,
Дальновидный – воспитывает работников.
Сегодня нужен учитель с высоким уровнем нравственности, профессионализма, способный к самореализации, саморегуляции, самоопределению в любой педагогической ситуации.
Посещение курсов учителями, к сожалению, не всегда предусматривает использование в практике полученных знаний и умений. Так, например, посещение курсов по освоению работы на компьютерах не означает, что все слушатели этих курсов сразу же начнут печатать всю документацию, поурочные планы, участвовать в работе интернетовских сайтов, создавать свои презентации и т.д.
Необходимо организовывать работу не только по предметным направлениям, но и по решению проблемных вопросов психологии и педагогики, создавая творческие группы, включая в них опытных инициативных педагогов .
Следует не упускать из виду вопросы преемственности в образовании. Для этого целесообразно включать в предметные МО учителей начальных классов для выработки единых требований к учащимся при переходе из начальной школы в среднюю.
Коллективный характер деятельности при разумном сочетании общешкольных, групповых и индивидуальных форм и видов методической работы и самообразования способствует включению учителей в творческий поиск, в экспериментальную работу на различных уровнях, участие в новых проектах. А это и есть один из факторов, влияющих на повышение качества образования.
Для создания комфортных условий успешного обучения каждого ученика и учителя необходимо оснащение учебных кабинетов современным оборудованием, организация автоматизированного рабочего места учителя администратора, тщательный подбор учебных программ и качественных учебников, соответствующих не только современным требованиям, но и учитывающие индивидуальные особенности обучающихся.
Стоит отметить те преобразования, которые связаны с реализацией приоритетного национального проекта «Образование», преобразования, проводимые Администрацией города. Это современное оборудованные учебные кабинеты, обновление программного обеспечения компьютерной техники, спортивные сооружения на территории школ города, комфортные условия, созданные в зданиях школы, капитальные ремонты зданий. Школы активнее включились в экспериментальную работу, действует Интернет в каждой школе, расширилась сеть дополнительного образования и т.д. И это еще далеко на все параметры, влияющие на качество образования.
Об этом можно много говорить. Конечно, образование формирует общество: его ценности, цели, духовный и творческий потенциал. Поэтому принципиально должен измениться взгляд на образование, цель которого – не только овладение знаниями, но и становление человека, обретение им себя, своего человеческого образа, неповторимой индивидуальности. И это может быть обеспечено школой, если главным в ее деятельности станет качество образования.
«Факторы, влияющие на качество знаний учащихся»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГУ «Гастелловская средняя школа»
на педагогический совет
«Факторы, влияющие на качество знаний учащихся»
Учитель: Маркова Н. С.
Факторы, влияющие на качество знаний учащихся
«Образование – величайшее из земных благ,
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно»
Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами:
Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний учащихся?
Сухомлинский Василий Александрович: «Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».
Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет пути ее решения по- своему. Качество знаний – одна из основных задач, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить
Показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основным при оценке эффективности деятельности школы. Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование – это процесс целостного развития растущего человека.
При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности
Генетические факторы . Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль.
Психолого-педагогические факторы , которые создают или не создают среду развития человека (престижность высоких результатов).
Личностно-деятельностные факторы , которые влияют на личность школьника, в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.
Контроль за качеством знаний – выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение.
Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка приучает обучающихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Причины снижения качества знаний зависят от ученика, учителя и контроля родителей :
— слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны школы;
-пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;
— отсутствие единства требований к ответу обучащихся со стороны учительского состава;
— слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребёнка;
— отсутствие мотивации к учению у ребят и большая опека их со стороны учителей;
— невидение учениками перспективы для приложения своих знаний;
— потеря связи с родительской общественностью.
Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс. Вовремя начатый урок, чёткая организация этапов урока, разнообразные методы и формы урока, постоянный контроль знаний, глубина и системность преподавания, информационно- коммуникативные технологии — всё это влияет на образовательный результат деятельности обучающихся. Урок не только обучает, но и глубоко воспитывает. Стоит только что—либо не предусмотреть на уроке, упустить последовательность в изложении и потерять контроль над вниманием учащихся, отвлечься, как это неизбежно отразится на работе учащихся.
Вот почему на уроке необходимо использовать лучшие методы и приёмы обучения не ради их самих и не просто потому, что они передовые, и не во имя стремления к внешней красоте урока, а потому, что они нужны для достижения наилучшей эффективности урока. Каждое зернышко знания, посеянное на уроке, даст росток, если будет подпитано желанием его развивать.
Уже в начальной школе большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и начинают терять интерес к учебе. Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться.
Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм. При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Качество и уровень обучения во многом зависит от мастерства преподавателя и подготовке его к каждому конкретному уроку.
Задача учителя – всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Жизнь нередко ставит человека в тупик, а познание помогает найти из него выход. Педагог должен помнить, что на сегодняшний день интересно, полезно и актуально, и с этой точки зрения готовить материал для уроков.
Одной из важнейших форм нравственных отношений в педагогической среде является дисциплина учащихся на уроках.
Учителя по-разному поддерживают дисциплину на уроке: одни – строгостью и безжалостным выставлением двоек, другие – мастерским построением урока, третьи – язвительными насмешками, которые носят характер грубости, и т.д.
Как же правильнее воспитывать учащихся в школе? На этот вопрос я отвечу притчей, в которой напрямую прослеживается наставительный характер.
Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.
-Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?
Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе: Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!
Как разумное сочетание ласки и строгости способствует воспитанию нормально социализирующейся личности?
Важнейшим условием положительного воздействия педагога на воспитуемого является такое отношение к личности ребенка, в котором сочетаются разумная требовательность и доверие к нему. Учитель, допускающий грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может иметь авторитет у учащихся. Дети, как правило, сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав.
Обучение — это как лечение. Нет единого готового рецепта.
В обучении как и в жизни нельзя не придавать значения мелочам. Современный учитель должен не только многое знать и уметь, но также постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, открывать перед собой новые горизонты, осваивать новые направления и активно внедрять в свою работу новые технологии.
Хочу обратиться ко всем учителям с прекрасными словами Шалва.Амонашвили.
Учитель, будь солнцем, излучающий человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в душах и сердцах!
Факторы влияющие на качество знаний учащихся:
Уровень индивидуальных особенностей учащихся (интересы, мотивы, склонности, способности, психологический тип и т.п.)
Уровень профессионального мастерства учителя
Традиции и новации в обучении (содержание, объем, технологии и методы обучения).
Уровень подготовленности к обучению
Состояние учебно-методического обеспечения учебного процесса (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика)
Внешнее влияние (семьи, взрослых, друзей, одноклассников и т.п.)
Система оценивания знаний учащихся
Педагогическое взаимодействие детей и взрослых. Уровень коммуникативных отношений