какие факторы внешние внутренние создают наибольшие трудности в процессе тренировки
Какие факторы внешние внутренние создают наибольшие трудности в процессе тренировки
В связи с этим большое значение в психологии спорта приобретает проблема классификации и систематизации трудностей, в процессе преодоления которых воспитываются волевые качества смелости и стойкости. Большой материал для анализа этого вопроса дает психологическое изучение различных видов спортивной деятельности.
В психологии спорта установилось традиционное деление трудностей на два вида:
а) трудности внешние (особенности среды и предметов, с которыми спортсмену приходится иметь дело во время тренировок и спортивных соревнований);
б) трудности внутренние, представляющие собой различные эмоциональные состояния, возникающие у спортсмена в процессе спортивной деятельности.
Ближайший анализ показывает, что такое деление не может быть признано удачным: во внешней среде нет трудностей; там мы имеем дело с теми или другими внешними препятствиями, которые приходится преодолевать спортсмену; с другой стороны, физиологические изменения внутри организма (например, при нарушении процессов обмена во время усиленной мышечной работы) лишь с большой натяжкой можно отнести к внешним трудностям.
Деление трудностей на внешние и внутренние приводит не которых исследователей к утверждению, что главное — это трудности внутренние, для которых характерно наличие тех или иных отрицательных, астенических эмоциональных переживаний, и что на борьбу именно с этими трудностями должны быть, направлены все усилия тренера. В свою очередь, такое утверждение нередко приводит к забвению материальной основы «внутренних» психических переживаний, к их отрыву от порождающих их объективных причин, а следовательно, и к ошибкам в построении методики воспитания волевых качеств личности, связанных с преодолением трудностей.
Опыт психологического изучения различных видов спортивной деятельности показывает, что спецификой волевых качеств спортсмена является то, что они всегда связаны с деятельностью, направленной на преодоление тех или иных трудностей. Соответственно преодоление трудностей должно составлять и специфику методов воспитания волевых качеств спортсмена Эти методы могут быть эффективными, если они будут основаны на детальном изучении трудностей, специфичных для отдельных видов спорта. Эти трудности могут быть правильно поняты, если будет установлена их обусловленность (детерминированность) конкретными «объективными» особенностями, специфичными для данного вида спорта. В связи с этим для дальнейшей углубленной работы по психологическому анализу волевых качеств и процесса их формирования полезно выделить следующие две основные группы трудностей, встречаемых спортсменами в их спортивной деятельности: трудности «объективные» и трудности «субъективные». Основания для такого разделения следующие.
Объективными мы называем трудности, детерминируемые специфическими для данного вида спорта препятствиями, без преодоления которых спортсмен не может овладеть данным видом спорта. Примерами таких трудностей могут быть: затрата большой мышечной силы при подъеме штанги: быстрота, требующаяся при нанесении удара в боксе; необходимость продолжать усиленную мышечную работу в состоянии утомления: например, в беге на длинные дистанции, при финишировании, когда наступает кислородное голодание; высокая координированность движений, необходимая при выполнении гимнастических упражнений па снарядах, и т. д. Все эти трудности называются нами «объективными», поскольку они обусловлены самим видом спорта, а не особенностями личности спортсмена. Особенностью этих трудностей является то, что они одинаковы для всех людей, стремящихся попробовать свои силы в данном виде спорта и совершенствоваться в нем; они варьируют лишь по нормативам, устанавливаемым для спортсменов различного возраста и категории, не меняясь по своему психологическому содержанию «качеству». Через эти трудности обязательно должен пройти каждый спортсмен, занимающийся данным видом спорта.
Субъективными мы называем трудности, основу которых составляет личное отношение спортсмена к объективным особенностям данного вида спорта, к условиям тренировок, спортивных соревнований и т. д. Эти трудности, как правило, носят индивидуальный характер, они могут быть различны у представителей одного и того же вида спорта. Примерами им могут быть страх, вызываемый необходимостью выполнить упражнение на данном снаряде, связанный с воспоминанием о травме, полученной на предыдущей тренировке; вызываемое реакциями зрителей, присутствующих на соревновании, смущение и своим астеническим характером тормозящее активность спортсмена, разрушающее выработанные в процессе тренировки динамические стереотипы двигательных навыков, и т. д.; боязнь противника, преувеличенная оценка его сил и способностей; заинтересованность в данном виде соревнований. и т. д.
Методика преодоления этих трудностей (а следовательно, методика нравственного воспитания требуемых волевых качеств спортсмена) имеет, естественно, иной характер по сравнению с методикой воспитания волевых качеств при преодолении объективных трудностей. Большое значение в этой методике приобретают методы разъяснения, убеждения, воздействия примером, проведение тренировок и соревнований в различных условиях в целях выработки адаптации к условиям соревнования, накопление опыта соревновательной борьбы, «самоприказы» (сущность которых составляет усилие воли, направленное на подавление астенических эмоций) и другие средства, позволяющие привести нервную систему данного спортсмена и оптимальное для решения стоящей перед ним задачи состояние, воспитать у него спокойствие и сдержанность в отношении сопутствующих соревнованию внешних факторов и т. д. Воспитание волевых качеств спортсмена может быть эффективно осуществлено только при дифференцированном учете совокупного влияния на его деятельность указанных выше двух видов трудностей.
Фрагменты статьи: Рудик П. А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена // Проблемы психологии спорта. — М.: ФиС, 1962. — С. 9-20.
Внешние и внутренние препятствия
Препятствия – это многообразные предметы и явления природы или общественной жизни, с которыми человек вступает во взаимоотношения и которые становятся помехой для достижения цели. Для спортсмена препятствиями являются объективные условия внешней среды и деятельности в каждом виде спорта, мешающие достижению цели. В психологии такого рода помехи называют внешними препятствиями. Ими могут стать: техника упражнений, тактика спортивной борьбы, особенности стадиона, спортивного зала, снарядов, противники и их действия, метеорологические условия и т.д. Но препятствиями становятся и объективные изменения внутренней среды организма спортсмена, возникающие чаще всего под влиянием внешних условий деятельности и также мешающие достижению цели. Ими могут быть широкая иррадиация и высокая интенсивность возбудительного и тормозного процессов в центральной нервной системе спортсмена, характерные для состояния стартовой лихорадки и стартовой апатии, изменения в функционировании различных органов и систем, связанные с возникающем и развивающимся утомлением, и др. Это – препятствия внутренние (А. Ц. Пуни, 1977).
Для спортсмена и тренера важно не допустить возникновения или преодолеть уже возникшую неуверенность, конфликтное состояние и т.д. Это возможно только тогда, когда или предупреждается возникновение, или преодолевается либо смягчается действие уже возникших препятствий; иными словами, когда удается отрегулировать или смягчить возникающие изменения во внутренней среде организма спортсмена. Возможность такой регуляции предвидел еще И. П. Павлов. Он писал, что даже непроизвольное можно сделать произвольным, что это достигается через вторую – речевую сигнальную систему действительности (И. П. Павлов, 1951).
Говоря современным научным языком, это достигается с помощью второсигнальных управляющих импульсов, то есть произносимых вслух или про себя слов. Такими управляющими импульсами могут быть отдельные слова, или отдельные фразы, или даже небольшие монологи, которые произносятся спортсменом про себя (А. Ц. Пуни, 1977). Психологически сила словесных воздействий, сила речевых импульсов состоит в том, что в каждом слове, в каждой фразе заключена мысль.
Целая совокупность мыслей содержится в монологе. И мысли эти не абстрактны. Они соответствуют цели деятельности спортсмена и сообщают дополнительную энергию целеустремленности его действий. Еще И. М. Сеченов (1952) писал, что наши движения управляются мыслью и чувствованием. Второсигнальные управляющие импульсы и есть мысли, с помощью которых человек, в данном случае спортсмен, управляет своей деятельностью, своими действиями и состояниями. Осуществляемая же таким путем в сложнейших условиях волевая регуляция есть высший уровень сознательного управления человеком самим собой.
Причиной возникновения препятствий, как правило, служит наличие относительного несоответствия возможностей спортсмена с точки зрения его физической, технической, тактической, теоретической и психологической, в частности, волевой подготовленности объективным условиям деятельности. Здесь имеются в виду и общие особенности в каждом виде спорта, и условия каждого конкретного соревнования, в котором предстоит участвовать спортсмену, и все другие условия его жизни и деятельности.
Внешние и внутренние препятствия находятся в постоянном взаимодействии. Как правило, внутренние препятствия возникают вследствие воздействия препятствий внешних. Например, объективные изменения во внутренней среде организма легкоатлета, характеризующиеся состоянием утомления, возникают как результат преодоления препятствий внешних – большого количества попыток в соревновании, его длительность и т.п..
Но возникшие внутренние препятствия могут вызвать или относительное несоответствие возможностей спортсмена требованиям деятельности или увеличить его. А это, в свою очередь, повышает степень трудности препятствий. Вот почему в силу нарастающего утомления последние попытки или последние метры даются значительно труднее. Все это относится и к другим видам спорта, как к циклическим, так и к ациклическим.
Среди всех разнообразных видов внешних и внутренних препятствий особенно трудными всегда являются препятствия экстренные, то есть возникающие неожиданно для спортсмена. Они могут быть совершенно непредвиденными и, в силу этого, даже непреодолимыми при первой встрече с ними. Но они могут быть также предполагаемыми, однако неожиданными по роду, степени трудности, по времени и месту возникновения. Какими бы такие препятствия ни были, они, как правило, выступают как факторы, снижающие успешность действий спортсменов, а нередко приводящие к поражению.
В результате взаимодействия внешних и внутренних препятствий как явления вторичные у спортсменов возникают многообразные психические состояния и реакции. В одних случаях они проявляются в виде стенических эмоций и повышенной интеллектуальной активности, стимулирующих проявление воли. Это – положительные, благоприятно влияющие на деятельность спортсмена реакции.
Но совсем нередко они могут проявляться в виде неблагоприятных состояний – растерянности, страха, отчаяния, апатии, гнева, ярости и др., или в виде конфликтных состояний морально-этического или иного типа. Такие реакции становятся дополнительными помехами, еще более осложняющими процесс преодоления препятствий.
И спортсмену, для того, чтобы преодолеть внешние препятствия, необходимо прежде всего устранить, снять эти неблагоприятные психические реакции путем урегулирования возникших неблагоприятных изменений во внутренней среде организма (то есть путем преодоления или смягчения внутренних препятствий, следствием которых и являются эти психические реакции).
Какие факторы внешние внутренние создают наибольшие трудности в процессе тренировки
Несмотря на то что закономерное увеличение физических нагрузок в процессе тренировки означает регулярное возрастание и психических нагрузок, для направленного воздействия на развитие волевых качеств спортсмена необходимо дополнительно создавать трудные ситуации, требующие проявлений воли. Особенно в периоды, когда спортсмен достаточно хорошо адаптировался к очередным тренировочным нагрузкам.
Фактором повышения трудности, как известно, может явиться любое внешнее и внутреннее препятствие, в том числе естественные условия внешней среды, искусственные предметные препятствия (например, высота планки в прыжках или барьеров в беге, вес штанги либо иного отягощения), обострение межличностных отношений, состояние утомления, отрицательные эмоции и т. п. Внешние обстоятельства сами по себе не могут стать фактором трудности, пока нет труда по их преодолению. Надо отличать также препятствия как потенциальный фактор возникновения трудностей от самих трудностей как субъективно воспринимаемых затруднений, возникающих при необходимости преодолеть препятствия и в процессе их преодоления.
В практике волевой подготовки спортсменов применяют различные приемы создания дополнительных трудностей (основы их поясняют примеры, помещенные в табл. 7)*. Ряд методических приемов, объективно связанных с созданием трудностей, используется, кроме того, при осуществлении задач физической, технической и тактической подготовки (см. гл. V—VIII).
Примеры методических приемов введения дополнительных трудностей в процессе волевой подготовки спортсмена
Основа и преимущественная направленность приема
Введение дополнительного задания (предварительно не сообщаемого спортсмену), связанного с удлинением тренировочной работы на фоне утомления (направленность — воспитание выдержки и настойчивости, умение терпеть)
Проведение тренировочных занятий в усложненных условиях естественной среды или с использованием непривычного спортивного инвентаря и оборудования (направленность— формирование надежности навыков, воспитание уверенности)
Преодоление дополнительного отрезка дистанции с установкой на опережение (кто придет первым) в конце группового кросса;
включение дополнительного тайма или периода в конце тренировочной игры с установкой на выигрыш;
введение дополнительного подхода в конце серии упражнений со штангой с установкой на предельное число повторений (если задание выполняется в форме условного состязания, относительный вес отягощения может устанавливаться для всех участников одинаковым — в % к индивидуальному достижению)
Тренировочные занятия на местности в неблагоприятных погодных условиях;
выполнение циклических упражнений на рез-копересеченной местности, в горах, на рыхлом грунте, с использованием сопротивления водной среды и т. д.;
перенос занятий из помещения на открытый воздух (в спортивных играх, например, это затрудняет пространственную ориентировку, если занятия постоянно проходили в зале); периодическое выполнение упражнений с использованием спортивных снарядов и инвентаря различного качества, веса и размеров; бег и прыжки с отягощением (свинцовый пояс, утяжеленная обувь и др.).
Изменение предметных и пространственных условий действий с целью повысить точность и уверенность выполнения
Метание диска или молота из уменьшенного круга; выполнение прыжков в высоту и с шестом при суженных стойках; спарринг на уменьшенном ринге; отработка в футболе и хоккее ударов по воротам уменьшенной площади
То же с увеличением степени риска (направленность — воспитание смелости)
Выполнение упражнений в равновесии на повышенной и суженной опоре; прыжки в воду с большой высоты, прыжки на лыжах с большого трамплина; увеличение крутизны виражей в беге на коньках, при обгонах на велотреке
Введение сбивающих сенсорно-эмоциональных факторов (направленность — воспитание стойкости и самообладания)
Выполнение штрафных бросков или ударов в тренировочных играх в условиях отвлекающего шума (создаваемого, например, трансляцией записи эмоционально напряженного состязания);
соблюдение заданного темпа бега, несмотря на сбивающие сигналы звуко- или светолидера, настроенного на иной темп
Усложнение соревновательных взаимодействий и условий оценки достижения (направленность — воспитание бойцовских качеств, воли к победе)
Тренировочные состязания с гандикапом и антигандикапом (укороченная схватка или бой с партнером, более высокой спортивно-технической квалификации, но не имеющим превосходства в физических способностях; выступление одного против нескольких соперников, меняющихся по ходу состязания, или одной команды против нескольких команд или против численно превосходящей команды и т. д.);
сокращение числа попыток, предоставляемых для демонстрации результата (выявление победителя по результату первой попытки в прыжках в высоту) либо увеличение их числа (например, «до десятого укола» в фехтовании); оценка победы по «завышенным критериям» (удержать соперника на лопатках вдвое дольше, чем предусмотрено официальными правилами борьбы, удержать «крест» на кольцах не менее 5 сек. и т. п.)
Логика предъявления трудностей в различных разделах подготовки спортсмена часто совпадает, но не всегда и не во всем. Когда, например, в подготовку метателя молота, штангиста или гимнаста эпизодически включают многокилометровый лыжный кросс, получаемый эффект не имеет сколько-нибудь существенного значения для физической или технической подготовки. В аспекте же волевой подготовки это упражнение может оказаться чрезвычайно эффективным: преодолевая длинную дистанцию, спортсмен должен будет не раз преодолеть прежде всего самого себя, в частности свои негативные эмоции, усиленные отсутствием специальной тренированности в данной непривычной работе и сознанием того, что в чисто спортивном отношении она не является безусловно необходимой.
Все сказанное о требовании обязательной реализации задачи и о методических условиях, при которых это оправдано, остается справедливым и в случае заданий, осложненных дополнительными трудностями. Естественно, чем значительнее трудность, тем тщательнее должна быть подготовка к ее преодолению. Особенно скрупулезно разработанной методики требует преодоление трудностей, связанных с «психическим барьером», закрепленным неудачными попытками в прошлом.
Использование соревновательных начал и отношений. Первостепенное значение соревновательного метода в формировании черт спортивного характера определяется тем, что этот метод исходит из естественных начал спортивной деятельности (стремления к первенству, установки на достижения), приводит в действие мобилизующую силу специфических межличностных отношений, присущих спорту, ставит тем самым спортсмена перед необходимостью предельного выявления своих возможностей и требует в то же время способности владеть собой в самых сложных ситуациях.
Отдельное состязание, даже чрезвычайно ответственное, понятно, еще ничего не решает в долгом и сложном процессе воспитания характера. Только регулярное участие в календарных соревнованиях и систематическое использование соревновательных начал при организации тренировочных занятий («прикидки», контрольные состязания в подготовительных упражнениях, введение элемента игрового соперничества в выполнение тренировочных заданий и т. д.) могут быть постоянно действующими факторами формирования характера спортсмена.
Эффективное использование состязаний с этой целью предполагает в первую очередь умелую постановку тренером соревновательных задач, соответствующих реальным возможностям спортсмена. От этого зависит уверенность спортсмена в своих силах. В противном случае соревнования будут создавать «психические барьеры» из-за расхождения между «уровнем притязаний» и фактическими результатами. В практике пользуются несколькими методическими подходами, позволяющими уменьшить вероятность невыполнения соревновательной установки, не уменьшая требований к спортсмену.
Наиболее распространенными из них являются:
Благодаря такой ориентации соревновательных установок рамки целесообразного использования соревновательного метода в тренировке существенно расширяются.
По мере адаптации спортсмена к соревновательным нагрузкам и ситуациям роль соревновательного метода в волевой подготовке не уменьшается при условии, что степень требований, предъявляемых к волевым качествам, возрастает. Это достигается в основном введением дополнительных трудностей в тренировочные формы состязаний (см., например, табл. 7), увеличением числа и частоты соревнований (вплоть до введения на соответствующих этапах подготовки серийных соревнований, отделенных друг от друга укороченными, жесткими, интервалами отдыха,—см. гл. VIII), повышением степени ответственности соревнований и варьированием их условий. Самым серьезным испытанием волевых качеств спортсмена являются официальные соревнования высшего ранга, особенно значимые как в личном, так и в общественном отношении. Но степень отдгльных трудностей в подготовительных состязаниях может и должна быть выше, чем в целевых, поскольку это позволяет создать необходимый «запас прочности».
При воспитании качеств спортивного характера важно использовать и такие соревновательные факторы, как отношения неявного соперничества, всегда возникающие в малом спортивном коллективе (тренировочной группе, секции), и отношения, связанные со стремлением к лидерству [лит. 2]. Подчиняя эти отношения принципам коллективизма и товарищества, тренер должен не подавлять здоровую конкуренцию, а направлять ее по педагогически оправданному руслу, с тем чтобы использовать ее как фактор мобилизации на решение трудных тренировочных и соревновательных задач.
Последовательное усиление функций самовоспитания. Воспитание воли не мыслится без способности активного и целеустремленного управления собой, своими устремлениями, чувствами, действиями, поступками. Высшим же выражением этого является самовоспитание. В волевой подготовке спортсмена необходимо особенно искусно соблюдать меру соотношения тренерского руководства и самостоятельности воспитуемого.
Самовоспитание воли предполагает в первую очередь осмысление спортсменом сути своей спортивной деятельности и самопознание (‘«Хочешь управлять собой—познай прежде себя»). Но способность к самовоспитанию не развивается сама собой, ее тоже нужно воспитывать. Направляющая роль тренера заключается здесь в том, чтобы создавать условия для последовательного повышения степени разумной активности, инициативы и самостоятельности спортсмена в решении задач спортивного совершенствования, вооружать его знаниями, умениями и навыками, необходимыми для полноценного самовоспитания, и ненавязчиво контролировать результаты их усвоения.
Практическими средствами и способами самовоспитания воли могут служить фактически все формы его активности по преодолению трудностей, связанные как с внешне выраженной самомобилизацией, так и с внутренними самоограничениями.
неотступное соблюдение общего режима жизни, организованного в соответствии с требованиями спортивной деятельности. Для самовоспитания воли имеет значение не столько эффект привыкания к режиму, сколько связанные с ним моменты регулярного самопреодоления и самоограничения (внутренние санкции)— борьба со склонностью к неупорядоченности или излишествам, отрицательными бытовыми привычками, преодоление «инерции покоя», отказ от некоторых житейских удовольствий ради поставленной высокой цели и др. (речь идет, конечно, не об аскетизме, а о разумных самоограничениях, вытекающих из требований спортивной деятельности и направленных на самосовершенствование);
саморегуляция эмоций, психического и общего состояния посредством аутогенных и подобных им методов и приемов (гл. II; 2.2);
постоянный самоконтроль, включая текущий контроль за своими действиями, поступками и состояниями, их оценка и анализ, регулярное ведение личного спортивного дневника с фиксацией и анализом выполненной тренировочной программы, результатов состязаний, тестов, самооценок и других контрольных данных. Ведение дневника — казалось бы, элементарная операция — становится одним из действеннейших методов самовоспитания, если осуществляется не формально, а систематически и перерастает со временем в подлинно творческое занятие, аналогичное исследованию (не случайно вдумчивые спортсмены называют спортивный дневник «гидом рекордов»),
В целом путей и способов самовоспитания, конечно, значительно больше, чем перечислено. Система самовоспитания спортсмена должна пронизывать буквально все стороны тренировки и внетренировочные формы его подготовки [лит. 5].
ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ТРУДНОСТЕЙ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Различают две основные группы трудностей, встречающихся в спортивной деятельности: трудности объективные (препятствия) и трудности субъективные.
Объективными трудностями называются трудности, обусловленные специфическими для данного вида спорта препятствиями, без преодоления которых спортсмен не может овладеть этим видом спорта.
Примерами таких трудностей могут быть: большая мышечная сила, которую нужно проявить при поднимании штанги; быстрота, требующаяся при нанесении удара в боксе; необходимость продолжать усиленную мышечную работу в состоянии утомления (например, в беге на длинные дистанции, при финишировании, когда наступает кислородное голодание); высокая координированность движений, необходимая при выполнении гимнастических упражнений на снарядах, и т.д. Все эти трудности называются объективными, так как они обусловлены самим видом спорта, а не особенностями личности спортсмена.
Отличительной чертой объективных трудностей является то, что они по своему содержанию одинаковы для всех людей, стремящихся совершенствоваться в данном виде спорта; они варьируются лишь по количественным нормативам, устанавливаемым для спортсменов различного возраста и квалификации, не меняясь по свому психологическому качеству. Поэтому преодоление объективных трудностей обязательно для каждого спортсмена, занимающегося данным видом спорта. Без детального изучения объективных трудностей, составляющих специфику определенного вида спорта, не может быть правильно разработана и методика воспитания соответствующих волевых качеств спортсмена. Методика эта будет в своей сущности одинакова для всех людей, занимающихся данным видом спорта, поскольку трудности объективные. Преодоление объективных трудностей возможно лишь на базе соответствующей данному виду спорта физической, технической и тактической подготовки спортсмена; эти виды подготовки обязательно включают в себя элементы волевой подготовки и без них не могут быть правильно осуществлены.
Вместе с тем физические упражнения, ставшие вполне доступными спортсмену при преодолении объективных трудностей данной интенсивности, утрачивают свое значение для воспитания у него соответствующих волевых качеств. Такие физические упражнения одновременно перестают быть средствами эффективной физической и технической подготовки спортсмена: физическое развитие и уровень технических навыков спортсмена в этом случае как бы стабилизируются; для их дальнейшего повышения и роста необходимо, чтобы объективные трудности, связанные с данными физическими упражнениями, были увеличены и тем самым вновь стали бы побуждать спортсмена к затрате волевых усилий.
Субъективными трудностями называются трудности, основу которых составляет личное отношение спортсмена к объективным особенностям данного вида спорта, к условиям тренировок, спортивных соревнований и т. д.
Эти трудности, как правило, носят индивидуальный характер, они могут быть различны у представителей одного и того же вида спорта. Примерами их могут быть: страх, связанный с воспоминанием о травме, полученной на предыдущей тренировке; смущение, вызываемое реакцией зрителей; боязнь противника, преувеличенная оценка его сил и способностей; незаинтересованность в данных соревнованиях (например, масштаб их представляется спортсмену незначительным, в связи с чем не вызывает стимула к затрате больших волевых усилий) и т. п.
Все это и многие другие средства позволяют привести нервную систему спортсмена в оптимальное для решения стоящей перед ним задачи состояние, воспитать у него спокойствие и сдержанность в отношении сопутствующих соревнованию неблагоприятных внешних факторов и т. д.