какие методы являются наиболее востребованными в обучении детей с нарушениями слуха
Какие методы являются наиболее востребованными в обучении детей с нарушениями слуха
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: У глухих детей наблюдается сильное отставание в развитии словесно-логического мышления.
Статья:
У глухих детей наблюдается сильное отставание в развитии словесно-логического мышления, т.е. связи между признаками, предметами, действиями и их словесным обозначением.
Ребенок с нарушениями слуха – это большая ответственность для его родителей. После понимания того, что у малыша ограниченные возможности в восприятии окружающего мира, приходит осознание, что для его комплексного развития придется приложить достаточно много сил.
В этом нет ничего не возможного, поэтому что существуют специальные методики обучения глухих детей, которые помогут адаптировать ребенка к окружающему его миру и дадут ему возможность найти свое место в обществе.
Основные причины нарушения слуха
Согласно сведениями ВОЗ, основные причины потери слуха делятся на врожденные и приобретенные.
Врожденная потеря слуха может носить наследственный, либо ненаследственный характер. Кроме того, она может вызвана различными патологическими процессами во время периода беременности и родовой деятельности:
Все эти факторы могут привести к нарушениям слуха в любой период жизни человека:
Среди детей достаточно распространенной причиной потери слуховой функции является хронический средний отит.
Выявление детей с нарушениями слуха
Глухота может наступить в любом возрасте. Если этот недуг носит врожденный характер, то для овладения речевыми навыками ребенку необходима профессиональная помощь.
Если глухота наступила позже, когда малыш уже освоил речь, то есть большая вероятность того, что со временем он разучится разговаривать.
Ранняя диагностика и принятие соответствующих мер являются важнейшими факторами, чтобы минимизировать воздействие потери слуха на комплексное развитие ребенка и его успеваемость в школе. Среди детей грудного и раннего возраста, страдающих от потери слуха, раннее выявление и ведение в рамках программ по проверке слуха детей грудного возраста может способствовать улучшению результатов развития речи и успеваемости ребенка.
Желательно проводить ее в первый год жизни ребенка, поэтому родители должны взять за правило посещать детского отоларинголога для профилактического осмотра.
Важно проводить скрининг с целью выявления болезней ушей и потери слуха в дошкольных учреждениях, школах и на местах работы, что может также быть эффективным для раннего выявления и ведения потери слуха.
Нюансы обучения глухих и слабослышащих детей
Речь непрерывно связана со слухом, т.е. чем хуже человек слышит, тем больше у него будет проблем в грамматическом, лексическом и фонетическом восприятии речи.
Если у ребенка абсолютная глухота, то он не сможет самостоятельно овладеть речевыми навыками без соответствующей медико-психолого-педагогической помощи. Как итог – он навсегда останется глухонемым. Работу с глухими детьми ведут сурдопедагоги в специальных коррекционных учреждениях: научно-исследовательский институт уха, носа, горла и речи, сурдологические центры, частные коррекционно-развивающие центры, специализированные детские сады и школы. Метод обучения глухих детей основывается на том, чтобы продемонстрировать им, как именно работает их речевой аппарат.
Система обучения речи слабослышащих детей основывается на использовании слухового аппарата. В этом случае ребенку проще, потому что он может слышать звуки и на основании этого приобретать речевые навыки. Но здесь все равно важна коррекционная работа со стороны сурдопедагога.
Основные методики обучения глухих детей
На сегодняшний день существуют разнообразные методики обучения глухих и слабослышащих детей:
Какие методы являются наиболее востребованными в обучении детей с нарушениями слуха
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Образование современной школы призвано вооружать учащихся не только теоретическими, но и практическими знаниями и умениями.
Статья:
Образование современной школы призвано вооружать учащихся не только теоретическими, но и практическими знаниями и умениями. В своей работе мы используем практическую направленность, раскрываю возможность для учащихся в проявлении патриотических чувств, любви к родной природе, сознательное отношение к труду, необходимость быть полезным, нужным, воспитываю гуманное отношение ко всему живому. Решению этих задач способствует внеклассная кружковая работа. В течение нескольких лет мы внедряю свой опыт во внеклассной работе. Кружковая работа должна иметь результат. В нашей работе тесно соединились две области деятельности – учебная и внеклассная. Работа организуется для учащихся, которые проявляют интерес к предмету.
Биология – это устный предмет, поэтому проблема развития речи обучающихся стоит на первом месте. Формирование у глухих детей устной речи означает усвоение ими необходимого речевого материала (словаря грамматических форм), приобретение навыков его восприятия посредством чтения с губ и воспроизведения в устной форме, а также усвоение прочной установки на общение с нормально слышащими людьми с помощью устного слова. На уроках учитель должен уделять внимание умению обучающихся грамотно, доказательно и последовательно излагать учебный материал, проводить сравнение, представлять свои знания в устной форме. Лексический материал любого предмета биологии, русского, истории очень разнообразен в связи с этим необходимо формирование у учеников основных тематических понятий по теме урока. Очень важно формировать умение активно использовать изученные термины и понятия в самостоятельной речи. При изучении программного материала по биологии и другим предметам требует специальной работы, которая должна проводиться систематически. На каждом уроке мы работаем с коллективной звукоусиливающей аппаратурой. Большое внимание уделяем активизации устной коммуникации у детей. В начале урока проводим фонетическую зарядку. Она проводиться фронтально и индивидуально. Основной речевой материал на фронтальных занятиях воспринимается детьми слухо-зрительно. Весь речевой материал связан с темой урока. Восприятие речевого материала только на слух носит непродолжительный характер (не более 10-15 минут) и проводится не только в начале, но и в конце урока. Материал слуховых упражнений должен произносится за экраном, закрывающим лицо до глаз, чтобы дети не могли считать слова по губам. Ученики, воспринимая на слух сказанное слово или предложение, отвечают на вопрос, или выполняют определённые поручения. Если после двукратного повторения материал не воспринят, то в помощь используется интерактивная доска с презентацией по данной теме и письменная речь. Один и тот же речевой материал включается в слуховые упражнения до тех пор, пока ученики не начинают свободно опознавать его на слух в разных ситуациях. Порядок предъявления речевого материала всё время меняется. При восприятии на слух речевого материала, связанного с содержанием урока, дети проговаривают его, воспринимают образец на слух, прочитывают по интерактивной доске и только после этого – различают на слух. Благодаря техническим средствам у детей создаются образы слов, основанные на зрительно-слуховом восприятии и кинестетических ощущениях. Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально – ценностного отношения слабослышащих школьников к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса. Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания; он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоение материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения, повышает работоспособность. Ребенок, с ограниченными возможностями здоровья, который учится без познавательного интереса, воспринимает полученные знания, как “мертвый груз”, а сам процесс обучения – как тяжелую и бессмысленную повинность. Отсутствие интереса приводит также к тому, что учащийся не стремится углублять свои знания. Волевых усилий школьника в этом случае хватает лишь на то, чтобы более или менее успешно освоить материал школьной программы, но далее познавательные потребности учащегося не распространяются. Основными дидактическими и методическими условиями развития познавательного интереса старшеклассников на уроках являются следующие:
Вовлечение учащихся в процесс самостоятельной работы для решения тех или иных проблемных познавательных задач.
Обеспечение разнообразия видов учебной деятельности школьников.
Использование на уроках различных форм, методов и приемов обучения (игра или эвристическая беседа; постановка и разрешение проблемных заданий; решение творческих задач; проведение наблюдений и опытов; дискуссия и др.)
Реализация на уроках биологии интеграция с предметами химии, русского языка, литературы, истории, психологии, географии, музыки.
Доброжелательное отношение учителя к школьникам, доверительное общение с ними, располагающее к диалогу.
Но использовать все эти общепринятые методы со слабослышащими учащимися бывает затруднительно. Необходимо помнить об особенностях памяти глухих и слабослыщащих учащихся. Детей с ограниченными возможностями здоровья, обладая образной памятью, часто отмечают несуществующие признаки. Такие дети реже пользуются приемами опосредствованного запоминания, что отрицательно сказывается на сохранении образов в памяти. У них преобладает кратковременная память. В своей практике мы используем метод интеграции. Например, с уроками музыки, так как запоминание песен и их эмоциональное воздействие способствует развитию памяти. Восприятие учебного материала у слабослыщащих учащихся идет в основном за счет зрительного анализатора, поэтому, используя интерактивную доску с видео и кино сюжетами, а также схемами, таблицами, различного рода интерактивными заданиями, способствуем развитию всех видов анализаторов. У детей с нарушением слуха наблюдается отставание в развитии словесной речи, которое приводит к отставанию в развитии словесной памяти, а также ограничен лексический запас слов, поэтому для развития речи мы опять используем метод интеграции с русским языком. При работе с глухими детьми необходимо соблюдать приемы, формирующие познавательные интересы детей, с ограниченными возможностями:
Работа учащихся с любимыми привлекательными объектами;
связь с близкой детям ситуацией, с собственным опытом, наблюдениями в природе за изучаемыми объектами;
включение речевой и другой учебный материал в интересную для детей деятельность;
Практически у всех учащихся есть выход в интернет. Они много смотрят научно популярных фильмов о животном и растительном мире, но рассказать затрудняются, так как у них ограничен словарный запас. Использование текстовых опорных схем помогает учащимся в формировании ответа на вопрос. В нашей школе есть учебно – опытный участок, где разбиты следующие отделы: овощеводства и цветоводства. Большое количество растений дает возможность с большим интересом проводить лабораторные работы по курсу биологии (растения). В нашей школе есть учебно – опытный участок, где ребята совместно с учителями проводят научно – исследовательскую работу по фенологическим наблюдениям. На УОУ заложено более 20 опытов. Все живые натуральные объекты и дают возможность развивать познавательный интерес у учащихся к биологии. Для проведения лабораторных работ мною составлены опорные схемы с доступным описанием хода работы. Выполнение задания вызывает у учащихся интерес, так как учащиеся практически самостоятельно могут ответить на все вопросы.
«Нарушение слухового восприятия и возникающее в результате этого нарушение речевого общения создают своеобразие в психическом развитии ребенка, страдающего слуховым дефектом. Ребенок без речи (при глухоте с раннего возраста) или с недоразвитой речью может не понимать обращенную к нему речь, объяснения учителя, окружающую его речь, он может не понимать прочитанного текста. И мало этого, он подчас оказывается лишенным возможности выразить даже самую элементарную мысль. Непонимание речи делает невозможным понимание текста самой элементарной арифметической задачи, самого несложного текста учебника.
Как известно, усвоение любого учебного предмета связано с необходимостью словесного оформления его содержания. И, таким образом, не только дефект слуха, но и возникшие в результате этого дефекта отсутствие или недостаточность речи служат препятствием к успешному обучению таких детей в условиях массовой школы.» ( Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. М., 1988. )
Всестороннее развитие школьника и подготовка его к жизни – одна из основных задач школы для детей с нарушениями слуха.
Для более эффективного обучения детей с нарушениями слуха применяются специальные средства и методы обучения. Они способствуют грамотному, полному усвоению речевого и программного материала.
К общепедагогическим методам обучения глухих и слабослышащих детей можно отнести:
а) увеличение сроков обучения
Учебные программы для общеобразовательных школ требуют корректировки, так как уровень речевого, слухового и интеллектуального развития глухих и слабослышащих детей недостаточен и ограничен. Многие учащиеся с нарушениями слуха имеют сложные речевые дефекты и ограниченность словаря, поэтому им очень трудно оформить мысли и высказать их.
В связи с этими проблемами в учебном плане школы-интерната предусмотрено большее количество учебных часов для восприятия, понимания и закрепления учебного материала.
Особенности использования приемов педагогической техники в коррекционной школе.
1.Приемы, используемые на уроках в школе-интернате, должны решать и учебную, и коррекционную задачу.
5. Оречевление любой деятельности – словесный отчет о выполненной практической работе, который стимулирует детей не только к последовательному рассказу о том, что и как они делали, но и почему нужно было делать именно так.
6.Не предлагать для выполнения сразу более одного задания ; большое по объему задание предлагать не целиком, а в виде последовательности отдельных частей, периодически контролируя выполнение каждой части и внося необходимые корректировки.
Практическая реализация принципа связи теории с практикой основана на творческом соблюдении ряда правил.
Коррекционная направленность обучения слабослышащих детей (в первую очередь с глубоким речевым недоразвитием) обеспечивается реализацией следующих условий организации учебного процесса: ориентация педагогического процесса на преобразование всех сторон личности слабослышащего ребёнка; коррекцию и воссоздание наиболее важных психологических функций их качества и свойств.
Поэтому в своей практической деятельности особое место уделяю совместной работе с психологом для коррекции психологии детей на уроках интеграционного курса. Ориентация идёт на эмоциональный и психологический фоны с целью развития памяти и речевого аспекта в жизнедеятельности ребёнка
Обеспечение сенсорной базы учебного процесса как фактора, определяющего не только успешного формирования речи, – главного звена учебного процесса, но и развитие, совершенствование деятельности всех анализаторов. Одновременно в интеграционных структурах психолог может корректировать деятельность учителя и его взаимодействие с родителями и учениками, а также сам изучать специфику ведения предметов и сложности, понимания детьми тех или иных аспектов в процессе обучения предметам. Во время проведения интегрированных занятий невозможна физическая и психологическая перегрузка, поэтому педагоги проводят коррекцию взаимной деятельности.
Сегодня в наших современных школах, где часто происходят психологические конфликты детей, детей и учителей, родителей и детей, ведущие к суицидам, психологическим травмам, необходимо создавать социально-психологические службы, которые бы осуществляли педагогические наблюдения во всех сферах школьной жизни, проводили лектории для родителей, учеников и учителей. Делали коррекцию во время проведения занятий, а так же осуществляли психолого – социальную коррекцию в неблагополучных семьях. Тем более, что на современном этапе развития российского общества предостаточно ВУЗЫ выпускают, как социальных педагогов, так и психологов. Всё это должно войти в модернизацию образовательного процесса в связи с внедрением инклюзивного движения.
Методы обучения и воспитания детей с нарушением слуха.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методы обучения и воспитания детей с нарушением слуха.
Факторы влияющие на возникновение нарушений слуха.
Существуют различные взгляды на определение причин нарушений слуха. Достаточно часто данное нарушение возникает под действием нескольких факторов, оказывающих воздействие в различные периоды развития ребенка. Выделяют:
• Фоновые факторы, или факторы риска, создают благоприятный фон для развития глухоты или тугоухости (перенесенная матерью во время беременности вирусная инфекция, неблагоприятные воздействия на плод антибиотиков, каких-либо химических веществ, асфиксия при родах). Эти факторы могут не привести к появлению тугоухости, но вызвать такие повреждения слухового анализатора, что последующие воздействия нового фактора (например, заболевание ребенка гриппом, ветряной оспой, паротитом) вызовут выраженное нарушение слуха.
• Манифестные факторы вызывают резкое ухудшение слуха.
Классификация лиц с нарушением слуха
Выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухих, слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших.
Содержание работы с детьми дошкольного возраста:
Воспитание и обучение происходит в течении всего дня, включая режимные моменты, игра, свободную деятельность,
Занятия, включающие различные виды работ, проводят ежедневно.
Создание слухо-речевой среды предполагает речевое общение с ребенком всех членов семьи.
При работе с ребенком используется слуховой аппарат.
Всестороннее развитие ребенка включает в себя физическое, трудовое воспитание, ознакомление с окружающим миром, игровую деятельность, развитие изобразительной деятельности, работу по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, а так же обучение чтению.
При поступлении ребенка в школу работа будет продолжена.
Методы обучения и воспитания детей с нарушением слуха.
В дошкольной сурдопедагогике рассматривается использование наглядных, словесных, практических и игровых методов обучения. Взаимосвязь различных методов зависит от возраста ребенка, уровня его познавательного и речевого развития, способов общения с окружающими.
Наглядные методы и приемы обучения. К ним относятся наблюдение, рассматривание предметов, явлений, картин, демонстрация слайдов, диафильмов, использование компьютерных программ. К наглядным можно отнести также и использование ряда приемов, в основе которых лежит выполнение действий по подражанию, показ способа действия, образца задания и др. Учитывая особую роль зрительного восприятия в познании окружающего мира детьми с нарушениями слуха, преобладание образных форм мышления, можно считать наглядные методы наиболее адекватными процессу воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.
Одним из основных методов воспитания и обучения дошкольников является наблюдение. Метод наблюдений используется во всех формах воспитательной и образовательной работы с детьми: в повседневной жизни, на прогулках и экскурсиях, на занятиях, в играх, рисовании и других вида деятельности. В процессе наблюдений формируются основные представления и знания дошкольников с нарушенным слухом об окружающем мире. Как правило, проведение наблюдений с данными детьми предполагает использование ряда других методов и приемов: практическими, связанными с чувственным познанием предметов и их свойств в разных видах детской деятельности (ощупывание, обведение, восприятие вкуса, запаха и др. свойств), и словесными, так как наблюдения сопровождаются речевым общением педагога с детьми.
В зависимости от характера познавательных задач используются наблюдения различного рода: а) для формирования представлений о свойствах и качествах предметов и явлений (величине, форме, цвете, структуре и др.), их соотношениях и связях с другими явлениями; б) за изменениями и преобразованиями объектов окружающего мира (наблюдения за ростом растений, за деятельностью людей и т. п.), что формирует знания о различных процессах в природе, занятиях и отношениях людей; в) для установления логических связей между явлениями и свойствами (по таянию снега можно судить о приближении весны, по цвету листьев — о времени года).
В дошкольных учреждениях широко используются демонстрация предметов, картин, диафильмов, мультфильмов, слайдов и пр.
В качестве распространенного методического приема в дошкольном возрасте применяется рассматривание картин, которое используется для решения разнообразных дидактических задач. Картина как дидактическое средство широко используется на всех занятиях в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, игре и др. видах деятельности.
Цели рассматривания картин:
В процессе обучения картины могут использоваться с целью формирования образов тех предметов и явлений, которые невозможно увидеть непосредственно в данное время(животные, растения, явления природы и др.); для уточнения и обогащения представлений детей о предметах и явлениях окружающей жизни; для систематизации и обобщения имеющихся представлений. Процесс восприятия и понимания картин всегда связан с обогащением словаря, уточнением значений слов и фраз, развитием разговорной или описательно-повествовательной формы речи.
В старших группах дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха демонстрируются диапозитивы, слайды, видеофильмы, диафильмы и др. Демонстрация видеофильмов, мультфильмов всегда вызывает у детей большой интерес и может использоваться как эффективное средство формирования разнообразных представлений об явлениях окружающей жизни, способствовать социальному, умственному и речевому развитию детей.
К наглядным методам обучения относится и ряд методических приемов, в процессе которых используется выполнение действий детьми по подражанию и по образцу, так как в их основе лежат процессы восприятия. Эти приемы работы применяются в обучении игре, изобразительной деятельности и конструированию, труду, физическом воспитании глухих и слабослышащих дошкольников. Кроме того, подражание и образец активно помогают в развитии речи, формировании произносительных навыков. На начальных этапах обучения, в процессе формирования первичных навыков, чаще всего используется подражание действиям педагога.
Практические методы обучения. К группе практических методов относятся различные виды предметной и продуктивной деятельности, игры, элементарные опыты, моделирование.
Особое значение имеют действия с предметами для сенсорного воспитания, развития мышления и других познавательных процессов, формирования речи. Педагог организует различные действия с предметами в процессе разных видов детской деятельности с целью формирования или уточнения представлений о свойствах и качествах предметов. Для плохослышащих детей накопление чувственного опыта позволяет обогатить представления о знакомых предметах, способствует развитию разных видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, вкусового и др. К практическим методам относятся изобразительная и конструктивная деятельность, связанная с формированием практических умений и навыков — рисованием, лепкой, вырезыванием, наклеиванием аппликации, созданием построек и сооружений из различных материалов. Рисование, конструирование, лепка, помимо специальных занятий, широко используются в ознакомлении с окружающим миром.
Одним из наиболее распространенных в дошкольном возрасте методовявляетсяигровой. Он связан с использованием различных компонентов игры в целях решения каких-либо воспитательных и образовательных задач. Чаще всего при использовании игрового метода используются такие компоненты, как действия с игрушками, имитация действий, воображаемые ситуации, ролевое поведение и др.
Познание детьми старшего дошкольного возраста окружающей действительности требует использования элементарных опытов как одного из практических методов обучения. Например, выясняя свойства различных материалов, воспитатель может предложить старшим дошкольникам опустить предметы из различных материалов в воду и посмотреть, какие из них тонут, а какие — нет. Умение детей сопоставлять, делать выводы и заключения требует не только понимания причинно-следственных связей, но и умения выразить их с помощью речевых средств.
Одним из наглядно-практических методов в детских садах для детей с нарушениями слуха служит моделирование, которое предполагает создание моделей или их использование для формирования знаний о свойствах, отношениях, связях объектов.
Словесные методы. В основе словесных методов лежит использование речи. Словесные методы занимают большое место в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха, потому что их использование связано с организацией речевого общения с детьми. Однако в сравнении с массовыми детскими садами их применение в дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей более тесно связано с практическими и наглядными методами, особенно на начальных этапах воспитания.
К словесным методам относятся словесные инструкции, беседа, рассказ педагога, чтение детей и взрослых, рассказывание, объяснение педагога.
Один из методических приемов в педагогической работе — выполнение действий детьми по словесной инструкции. Первоначально словесная инструкция сочетается с наглядными методами, например при выполнении ребенком действий по подражанию взрослому.
Беседы являются одним из наиболее распространенны, методов и применяются на всех годах обучения. Беседа средство развития диалогической речи дошкольников с нарушениями слуха. Кроме того, беседа, как и другие словесные методы, предполагает использование и наглядных методов — демонстрацию различных предметов, картин.
Дидактические требования к проведению беседы:
К проведению беседы предъявляется ряд дидактических требований: вопросы следует подбирать заранее, они должны быть точными, учитывать объем знаний детей по данной теме, уровень их речевого развития.
Традиционно беседа построена так, что педагог задает вопросы, а дети отвечают. Первоначально педагог помогает детям сформулировать ответы, дает образцы, предлагает сопряженно-отраженное проговаривание. Постепенно от детей требуются самостоятельные ответы. В качестве одного из методических приемов используется рассказывание педагогом доступных и занимательных историй и рассказов. Цель рассказывания — научить детей воспринимать устный связный рассказ, понимать действия персонажей и последовательность событий. Устное рассказывание педагога подкрепляется демонстрацией наглядных средств в виде макетов, фигурок, игрушек, картинок и др. Чтение как метод обучения используется в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха значительно шире, чем в обычных детских садах, что связано с необходимостью раннего овладения глухими и слабослышащими детьми письменной формой речи.
Чтение на занятиях сочетается с другими словесными методами — беседами, рассказыванием, словесными инструкциями. Как метод обучения чтение используется в тесной связи с наглядными и практическими методами, потому что отсутствие наглядной и практической основы при чтении может вызвать бедность, а иногда и ошибочность представлений, связанных с прочитанным словом, фразой, текстом.
К словесным методам относится и оценка действий, поступков, деятельности детей. Поддержание самостоятельности, активности ребенка, одобрение взрослыми его поступков, взаимоотношений с другими детьми, старательности в выполнении заданий педагог выражает в виде словесной оценки, подкрепляемой ласковым взглядом, улыбкой. Это очень важно для формирования личности глухого или слабослышащего ребенка, становления правильной самооценки.
Таким образом, в специальном педагогическом процессе должна обеспечиваться полисенсорная основа обучения слабослышащих детей. В связи, с чем в учебный процесс включаются: работа по развитию навыков чтения с губ (с опорой на зрительную и слухо-зрительную основу с привлечением тактильно-вибрационной чувствительности); специальные занятия по технике речи, формирующие двигательную, кинестетическую базу речи в единстве с развитием оптико-акустических речевых представлении; работа по развитию и использованию остаточного слуха.
Чем раньше были предприняты специальные как медицинские, так и педагогические меры по устранению последствий снижения слуха, тем более успешно будет развиваться ребенок.