какие огурцы используются в макдональдсе
Пресс-тур на производство поставщика маринованных огурцов
Участники: журналисты федеральных (ФГУП МИА «Россия сегодня», «Бизнес-журнал») и ряда региональных ростовских изданий.
Журналисты отправились в станицу Багаевская Ростовской области, которую называют «огурцовой столицей» России. Именно здесь, в Багаевской, ежегодно проводится ставший уже традиционным «Праздник огурца», где можно попробовать десятки сортов этого овоща и узнать сотни рецептов по его засолке. И производство маринованных огурцов для «Макдоналдс» располагается именно здесь, в самом сердце черноземной зоны России.
В процессе пресс-тура участники посетили поля, где выращиваются огурцы, завод по переработке (цеха засолки, вымачивания, нарезки и упаковки продукции), а также смогли задать интересующие их вопросы руководству предприятия и специалистам отдела контроля качества продукции компании «Макдоналдс».
Интервью
А.М.Ревякин
Основатель компании ООО «Аграм-Юг»
Ольга Кубышева
Вера Колерова
Корреспондент «Бизнес-журнала», Москва
Андрей Теслюков
Сергей Гокк
Развитие компании «Аграм» стало возможным благодаря сотрудничеству с «Макдоналдс». И нашему плодотворному партнерству уже более 26 лет. Изначально наше предприятие по засолке и переработке маринованных огурцов располагалось в Москве. Все начиналось с небольшого складского помещения с маленькими бочками, в которых засаливали тепличные огурцы. И компания «Макдоналдс» на первых порах работала с поставщиками, как с детьми: постоянно проводились семинары, обучение технологов и других специалистов, нас отправляли на обучение в Германию, Турцию и другие страны, где такой опыт уже был. Так мы учились и работали, постигали высочайшие стандарты качества и безопасности, которые сеть предъявляет ко всем и каждому из своих поставщиков. И по сей день «Макдоналдс» организовывает регулярные встречи среди своих поставщиков, на которых можно обсудить все насущные вопросы. А что касается проверок и аудитов, то мы их проходим регулярно и планомерно. И поверьте, тот, кто выдержал все проверки и стал одобренным поставщиком «Макдоналдс», может выдержать любой аудит и контроль – и РПН, и СЭС, и прочих проверяющих органов.
Продукция ООО «Аграм» – настоящий эталон качества в сфере маринованных огурцов, она ежегодно проходит строжайшие мировые аудиты систем SQMC и BRC (British Retail Consortium), а также Российский сельскохозяйственный аудит.
Поля расположены в непосредственной близости от производства, и это дает возможность сохранять свежесть продукта перед засолкой. А благодаря окружающей среде, особенностям климата, почвы и местоположения, огуречные плантации ООО «Аграм» дают высококачественный урожай без использования ГМО и химических удобрений. Для засолки используются огурцы трех сортов: Сатина, Криспина и Дельпина. Весь процесс занимает месяц, причем специалисты «Аграм» каждый день контролируют содержание соли и кислотность рассола.
Между тем, рецепт, по которому готовят маринованные огурцы для «Макдоналдс», держится в строжайшем секрете. Как мы не пытались его узнать, ничего не вышло. А в остальном компания максимально открыта: здесь скрывать нечего, все настолько чисто, слаженно, продумано и предусмотрено, что сомнений нет: качеству этих огурчиков можно доверять!
Меня поразили масштабы производства: огурцы отсюда доставляются в более чем 550 ресторанов «Макдоналдс» по всей России.
Огурцы здесь собирают… лежа! Да-да, именно так: работники лежат на удобно оборудованной платформе, которую везет по полю специальная техника, и спокойно срывают с грядки огурцы – не нагибаясь, не жарясь на солнцепеке (платформа прикрыта от солнечных лучей специальной продуваемой сеткой). Затем огурцы сразу же поступают на мини-конвейер, который «поднимает» их в кузов. Да, и после каждых 50 минут работы у «собирателей» предусмотрено 10 минут отдыха. Поэтому социальные аудиты (здесь есть и такие!) компания проходит «на ура»: о персонале здесь принято заботиться…
Соглашаюсь на обработку персональных данных*
* Настоящим я свободно, своей волей и в своем интересе даю согласие на то, что следующие персональные данные: Фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, сведения о местоположении, номер телефона, адрес электронной почты, идентификатор в социальных сетях (в т.ч. Facebook и Вконтакте), AppleID, GmailID, TokenID, а также данные об интернетсеансе (в т.ч. сведения моих поисковых запросах и поведенческой статистике) и интернетустройстве (в т.ч. производитель, модель, версия операционной системы, идентификатор устройств, device ID и иные технические параметры и идентификаторы, в т.ч. IMEI, MACадрес ip-адрес), а также файлы cookie, могут обрабатываться (под обработкой понимаются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, обновление, изменение, использование, обезличивание, уничтожение, передача (предоставление, распространение или доступ) с целью предоставления возможности использования настоящего Интернет-ресурса Макдоналдс в т.ч: предоставления возможности индивидуальной настройки сервисов и функций настоящего интернет-ресурса, предоставления/получения информации (в т.ч. о акциях, конкурсах и стимулирующих мероприятиях), ведения статистики, взаимодействия со мной в ходе использования настоящего интернет-ресурса и/или в ходе использования товаров или услуг Оператора, а также для достижения иных целей, предусмотренных Политикой Оператора в отношении персональных данных.
Также настоящим я свободно, своей волей и в своем интересе даю полное и безоговорочное согласие на использование моих данных, указанных выше, для поддержания связи со мной любым способом, включая звонки на указанный мобильный телефон посредством использования телефонной и подвижной радиотелефонной связи, отправку сообщений на указанный мобильный телефон, включая но не ограничиваясь, СМС-сообщений, сообщений посредством WhatsApp, Viber и иных мессенджеров и сервисов, отправку электронных писем на указанный электронный адрес, отправку сообщений в социальных сетях (в т.ч. Facebook и Вконтакте) с целью направления, в том числе, информационных сообщений, оповещения о проводимых акциях, информирования о поступлении новых товаров/услуг, рекламных и информационных рассылок, мероприятиях, скидках, их результатах, для осуществления заочных опросов с целью изучения мнения о товарах/услугах, организациях торговли, высылки новостей и иной информации.
Настоящее согласие дано следующим лицам: ООО «Макдоналдс», зарегистрированному по адресу: 115054 г. Москва, улица Валовая, дом 26, ЗАО «Москва-Макдоналдс», зарегистрированному по адресу: 125009 г. Москва, Газетный переулок, дом 17 (далее совместно именуемые «Оператор»), а также ООО «АДВ», зарегистрированному по адресу 123290, г. Москва, 1-й Магистральный туп., д.5А, этаж 1, комн.132Л, офис 9, ООО «ТелекомЭкспресс» зарегистрированному по адресу 127273, Москва, ул. Отрадная, д 2Б, стр. 7, ООО «ИнфоБип» зарегистрированной по адресу: 115191, Москва г, Тульская Б. ул, дом № 11, Эт 5 Пм XIII Ком 1 и иным третьим лицам, привлекаемыми Оператором в вышеуказанных целях. Срок действия настоящего согласия распространяется на период пользования Субъектом персональных данных настоящим интернет-ресурсом и связанными с ними сервисами (но не менее срока существования учетной записи/личной странички пользователя на настоящем интернет-ресурсе) и трех лет по истечении указанного срока, вплоть до достижения целей обработки или до утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Настоящее Согласие может отозвано Вами полностью или частично в любой момент посредством направления письменного запроса на почтовый адрес: 115054 г. Москва, улица Валовая, дом 26. Оператор обязуется обеспечить конфиденциальность Ваших персональных данных за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Ссылка на Политику в отношении обработки персональных данных.
Багаевские огурцы для «Макдоналдс»: как «Аграм-Юг» стал крупнейшим поставщиком сетей быстрого питания
Производитель маринованных огурцов «Аграм-Юг» — поставщик «Макдоналдс», «Бургер Кинг», КФС, «Крошка-Картошка». Огурцы для крупнейших международных и российских сетей фаст-фуда выращиваются в станице Багаевской. В 2016 году компания прошла добровольную сертификацию и получила знак качества «Сделано на Дону».
Гендиректор компании Анатолий Ревякин рассказал «Эксперту Юг», почему «Аграм-Юг» работает именно с фаст-фудом, и как компания будет развиваться дальше.
— Почему «Аграм-Юг» сделал ставку на работу с сетями фаст-фуда, в частности с «Макдоналдсом»?
— Так сложилось исторически. «Макдоналдс» — первый крупный покупатель компании, благодаря которому у нас появилась возможность развиваться. Поэтому все производство ориентировано на покупателя сетей быстрого питания.
— Какова специфика работы с «Макдоналдс» и другими сетями?
— В первую очередь, это многоразовая система контроля качества. Мы ежегодно проходим строжайший мировой аудит систем SQMC и BRC (British Retail Consortium), а также Российский сельскохозяйственный аудит. Кроме того, у сетей есть свои логистические центры, что оптимизирует работу логистику, которая является проблемной для российских сельхозпереработчиков.
— Вы начали выращивать огурцы с 2014 года, до этого являлись только переработчиками. Почему было принято решение о создании собственной сырьевой базы?
— Во-первых, так легче проконтролировать качество,. Контролировать фермеров тяжело. Кроме того, фермеры — не самые надежные поставщики. Они реагируют на любые изменения рынка, продавая свою продукцию тем, кто предложит наиболее высокую цену. Поэтому было принято решение о выращивании огурцов на собственных полях. Огурцы сразу попадают на производство, что значительно улучшает качество готовой продукции.
— Какова мощность производства компании?
— Планируете увеличивать посевы?
Да, такие планы есть. Не могу сейчас сказать точные цифры. Но мы планируем увеличить посевы на 20-30% в ближайшее время. Будем смотреть на ситуацию на рынке.
Какие огурцы используются в макдональдсе
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Пряные огурцы (пикули для сандвичей)
Открыла сезон заготовок. Упорядочиваю рецепты проверенные и намечаю то, чтобы хотелось сделать первый раз.
Очень хочу попробовать подобный рецепт. Вроде где-то видела рецепт огурцов «как из магазина икеа»(они тоже похожи по вкусу), обыскала весь интернет- не нашла. Такие огурцы очень популярны для бутербродов в Америке-Австралии. Если кто знает секреты и рецепт, пожалуйста поправьте, дополните или поделитесь проверенным. Буду признательна.
— 1 кг свежих крупных огурцов
— 2 крупные луковицы
— 3 столовые ложки крупной соли
— 2 стакана яблочного уксуса
— чуть меньше 2 стаканов сахара
— 2 столовых ложки горчичных семян
— половина чайной ложки молотой куркумы
— половина чайной ложки черного перца горошком
Из этого объема получается примерно литровая банка и еще чуть чуть.
Поэтому, чтобы не заморачиваться потом еще раз, беру всего вдвойне и получается примерно две литровые банки и две поллитровые с «хвостиком» или 750 граммовые
Отбираем огурцы — и тут плюс — нам нужны огурцы, которые не пошли на засолку в банку, тут как раз вариант интереснее будет — большие толстые огурцы.
Помыть как следует, обрезать кончики.
Для эстетики можно проделать на каждом огурце полосочку — срезав кожицу по длине.
И только потом приступаем к взвешиванию.
Нарезать огурцы кружками толщиной 0,5 мм, лук нарезать тонкими кольцами.
Положить лук и огурцы в большую миску или таз — что удобнее.
Посолить и очень хорошо перемешать. Пока огурцы стоят- простерилизовать банки.
Я сторонник старого дедовского метода — стерилизуем банки над паром, минут 5. Можно конечно и в СВЧ с водой прокипятить, но я по-старинке:)
На овощи в миске положить гнет и оставить на 3 часа.
Затем откинуть овощи на дуршлаг и дать соку стечь.
Промыть в холодной воде и снова дать стечь в дуршлаге.
Не бойтесь, промывайте хорошо, соль за 3 часа впитывается в достаточном количестве
В большую кастрюлю налить уксус — опять же не переживайте за казалось бы, несовпадающие объемы жидкости и огурцов, все в порядке, все по плану:)
В уксус добавить семена горчицы, куркуму и черный перец, довести до кипения и добавить сахар, помешивать и обязательно убедиться, что сахар растворился
Всыпать в маринад огурцы и лук и довести до кипения. Помешивать и как только огурцы поменяют цвет — выключить огонь под кастрюлей
Как заработать на огурчиках для «Макдоналдса»?
Порой главное в бизнесе — вовремя увидеть и занять открывающиеся ниши. Именно так добилась успеха небольшая семейная фирма Анатолия РЕВЯКИНА «Аграм», обеспечивающая резаными огурцами и соусами на их основе всю сеть «Макдоналдс» в России и Восточной Европе.
Мощная волна огуречно-рассольных запахов встречает посетителей не только в цеху, но и в офисной части «Аграма». На ум, естественно, приходят классические народные присказки на этот счет. Но глава предприятия, комплектующего своей продукцией каждый российский биг-мак, этих шуток не понимает. Просто потому, что не чувствует «солирующего» аромата: за долгие годы, как говорится, «принюхался». Однако на работу с «закуской» старается брать преимущественно женщин и непьющих граждан, например, мусульман.
Владелец огуречного производства когда-то служил в космическом «ящике» и разрабатывал системы отделения спутника «Метеор» от ракетоносителя, а также прочие полезные для внеземной деятельности вещи. А когда сократили финансирование, как и многие коллеги, ушел. Получил второе образование (его выбор тогда выглядел довольно забавным: сначала — МАИ, потом — Балашихинский сельхозинститут) и стал коммерческим директором в московском совхозе «Заречье». Когда в совхоз явились переговорщики из «Макдоналдса», искавшие российских поставщиков, Анатолий быстро смекнул, что к чему. Зарегистрировал собственную фирму, взял у совхоза в аренду цех и стал солить огурцы по американской рецептуре.
— Компания стартовала классически, с полного нуля — денег не было вообще, — вспоминает Ревякин. — «Макдоналдс» открылся 31 января 1990 года, а мы, в силу своей специфики, запустили производство на полгода раньше. Начинали совсем на других площадях, еще на территории совхоза, с минимальных объемов. Основной задачей на первом этапе было приучить сотрудников, то есть самих себя, к американским стандартам и постоянному поддержанию качества продукции, к точности и надежности поставок. Это удалось — в результате за 15 лет при графике в среднем две отгрузки в день мы не сорвали ни одной поставки. Сегодня ежедневно отгружаем около пяти тонн продукции, ежемесячный оборот составляет порядка 3,5-4 миллионов рублей.
«Аграм» производит три вида продукции для «Макдоналдса» — пиклс (дольки), релиш (кубики в майонезе) и свит-релиш (кубики в сладком соусе). Дело в том, что самой крупной в мире сети фаст-фуда нужны не целые огурцы, пусть даже и засоленные по американскому рецепту, а уже готовые полуфабрикаты. Которых до Ревякина никто в России не делал. Да и до сих пор не делает. Вот вам и ноу-хау!
Огурцы — это непросто!
— Рынок огуречной продукции очень велик и пока полностью не поделен, а что касается производителей для фаст-фуда, то подобных нам и вовсе нет, — утверждает глава «Аграма». Звучит это, на первый взгляд, довольно сомнительно, учитывая неимоверное количество плодоовощных консервов, которыми уставлены полки магазинов. Однако слова Ревякина охотно подтвердил владелец «Русского поля» Тигран Телунц. Его брэнд «Дядя Ваня» — лидер российского рынка консервированных огурцов.
— Я не слышал о таких же производителях в России, — заявил он. — Здесь есть одна тонкость — для кейтеринга требуются не маринованные, а засоленные огурцы. Бочки с солеными огурцами могут стоять открытыми, а маринованным непременно требуется консервация.
Технология Ревякина такова, что огурцы он может готовить в любое время года. Сначала делается рассол с достаточно высоким содержанием соли, в котором урожай может храниться до следующего сезона. Затем, по мере надобности, партии огурцов извлекаются из него и «рассаливаются» в уксусно-маринадном рассоле.
— На самом деле, солить огурцы для бургеров — не такое уж простое занятие, — рассказывает Анатолий. — Только кажется: покидал в бочку, залил водой, добавил соли — и дело сделано. Технологически это довольно сложный процесс, потому что выходные параметры продукции должны быть всегда стабильными. Мы делаем анализ готовой продукции по целому ряду показателей: кислотность, содержание сахара и т. п., поэтому в компании работают опытный технолог и лаборант.
По словам Ревякина, самой большой проблемой в огуречном засоле является время. Урожай следует солить в течение первых двух суток после сбора, иначе пострадает качество, огурец внутри будет «пустой». То есть ломтики, которые нарезаются для бургеров, будут с дыркой внутри, а это считается браком. Точно так же получится, если огурцы будут лежать в 9-15-тонных бочках мертвым грузом, в стоялом рассоле. Чтобы их не раздувало изнутри углекислым газом, рассол должен постоянно циркулировать. Ревякин применил свои конструкторские навыки, и теперь рассол в бочках ведет «бурную жизнь». К тому же для извлечения готовой продукции разработчиком ракетных двигателей был придуман оригинальный транспортер-ползун. «Но с самого первого дня огурцы все равно приходится вычерпывать вручную, ведрами, стоя по колено в рассоле, — рассказывает Ревякин. — Причем так делается не только у нас, но и на Западе».
Вначале «Аграм» работал с тепличными хозяйствами Москвы и Подмосковья, например, со знаменитой «Белой дачей». Но после того как электроэнергия резко подорожала, пришлось переключиться на удаленных поставщиков. В основном, сырьевая база предприятия сегодня находится в Ростовской области, частично — в Краснодарском крае, а также в Воронежской и Белгородской областях. Проблему транспортировки Ревякин решил, договорившись с производителями пива, которые возят его из Москвы в рестораны курортной зоны, в Сочи, например, а на обратном пути те же машины грузятся огурцами. При закупочной цене 8-10 рублей доставка их в Москву обходится в 2 рубля за килограмм.
Летом, в период созревания огурцов, начинается массовая заготовка. Для этих целей предприятие берет кредит в размере 20 миллионов рублей, вкладывает его в урожай, а затем рассчитывается с банком в течение всего года. Схема эта последние годы не менялась, хотя, естественно, объемы производства выросли в разы.
— Развиваться нас заставляет сама жизнь, — говорит Ревякин. — Например, чтобы угнаться за «Макдоналдсом», мы были вынуждены купить собственное оборудование, нарастить производство. Кстати, закупщик вполне мог бы не возиться с нами, а искать себе более крупного поставщика. Тем не менее, он отнесся к нашим проблемам с пониманием и даже оказывал помощь в период становления бизнеса. Например, на первом этапе огурцы, которые мы солили, они резали сами, а затем, увидев наш энтузиазм, отдали нам и эту функцию.
Сначала Анатолий взял в аренду небольшое помещение, площадью около 800 кв. м, и солил огурцы в маленьких бочках. Первое оборудование для профессиональной засолки и нарезки ему сдал в аренду сам «Макдоналдс», а потом продал — по остаточной стоимости. Рос бизнес, а значит, потребовались большие площади. Ревякин смог выкупить помещение площадью в 5 тысяч «квадратов», взяв кредит 800 тысяч долларов в «Росдорбанке», с которым предпринимателя познакомили менеджеры «Макдоналдса». С тех пор «Аграм» регулярно обращается в этот банк и практически не знает отказа.
— Между прочим, мы не только развиваемся сами благодаря крупному заказчику, цепочка эта длиннее, как минимум, еще на одно звено, — с гордостью заявляет Ревякин. — Например, я заказываю бочки из пластика — и тем самым даю толчок развитию производства в Мытищах на «Ротопласте», где раньше ничего подобного не делали.
Сейчас у Ревякина 120 бочек общей емкостью 1,5 тысячи тонн, при этом их закупка у российского производителя обходится ему втрое дешевле.
Другой пример — хозяйство «Прогресс» в Ростовской области, которое, в свою очередь, крепнет благодаря регулярным поставкам для «Аграма», выращивая не только огурцы, но и редиску, помидоры, свеклу. Найти стабильного покупателя на плодоовощную продукцию нелегко, в результате большинству хозяйств региона приходится сдавать ее за бесценок закупщикам-азербайджанцам. «Мы же покупаем у них огурцы по фиксированной, среднерыночной цене», — утверждает Анатолий.
Кстати, бывшему конструктору очень пригодилось техническое образование — во время поездок на Запад он присматривается там к техническим решениям, потом находит российского производителя и подсказывает, какое оборудование можно выпускать. Например, в Ростовской области по его чертежам сделали комбайны для сбора огурцов (чего в России никогда не бывало), причем переделали их из дождевальных установок. Конструкция дождевальной установки, машины на больших колесах, идеально подошла для подобной трансформации. Работники удобно устраиваются на широких крыльях «поливалок», как на полатях, и складывают огурцы, сорванные в положении лежа, на ползущую перед ними транспортную ленту. На одной машине умещается бригада.
Идея была почерпнута Ревякиным в одной из ознакомительных поездок на предприятие, снабжающее огурцами «Макдоналдс» в Германии. Из всех таких поездок Ревякин привозит новые идеи, которые и воплощает благодаря своему богатому конструкторско-космическому прошлому.
— Безусловно, сотрудничество с «Макдоналдсом» для нас было очень хорошим шансом, — признает Ревякин. — Довольно медленное развитие этой сети в России на первых порах было нам только на руку. И мы росли вместе с ней, обеспечивая сначала потребности одного ресторана, затем пяти, пятидесяти и, наконец, полутора сотен. Однако работать с таким клиентом очень и очень непросто. Слишком много условий он выдвигает — высокое качество, низкая цена, соблюдение четкого графика поставки. К тому же мы обязаны хранить запас продукции на полмесяца, — говорит он. — Если сталкиваемся с проблемами заготовки, например, из-за неурожая, обязаны предупредить о предстоящем сокращении поставок за 2-3 месяца, что бывает достаточно сложно. Но в то же время, именно предсказуемость является одним из основных преимуществ крупнейшей сети фаст-фуда.
Для поставщика все это означает очень четкий, жестко распланированный календарный план всех мероприятий. «Каждый год одно и то же, — рассказывает владелец огуречного производства. — Мы совместно с «Макдоналдсом» рассматриваем затраты — цену сырья, электроэнергии, доставки, прочие расходы, и выводим взаимоприемлемую закупочную цену. Затем берем кредит в банке, закупаем огурцы — и засаливаем их, обеспечивая себя сырьем на весь предстоящий год». Зато сеть исправно платит поставщикам: в течение 5 дней приходит расчет за отгруженную продукцию. А ведь стабильность очень важна для развития бизнеса.
Немаловажная деталь и определенная сложность для российского предпринимателя — то, что с «Макдоналдсом» приходится работать максимально открыто, принимая не только его правила игры, но и детали корпоративного стиля, например, бесплатные обеды для работников. Первое время подобные новшества прививались со скрипом, однако сейчас сам Ревякин изменил свое мнение на этот счет: по 40 рублей в день на 200 сотрудников выделить несложно, зато это окупается и большим старанием самих работников, и экономией рабочего времени.
— «Макдоналдс» научил нас работать по совершенно иным стандартам качества, — рассказывает Анатолий. — Вначале все казалось излишеством — требования по введению спецодежды, содержанию цеха в стерильной чистоте, обновлению оборудования, регулярной санитарной проверке каждого сотрудника. Все эти нововведения удорожают стоимость продукта, но менеджеры правы — если их не соблюдать, можно в любой момент завалить качество, а вместе с ним и бизнес. Именно по этой причине ничего не вышло у «Русского бистро», — полагает Ревякин.
Еще одним недостатком «большого брата», по мнению поставщика, является его манера, сдерживая рост цен на свой конечный продукт, «выкручивать руки» поставщикам, несмотря на рост цен на электроэнергию и аренду. В результате приходится работать с довольно низким уровнем рентабельности — всего 8-10 процентов. К тому же в последние годы «Макдоналдс» вырастил на Украине конкурента для «Аграма», и тот может позволить себе цены еще более низкие благодаря близости к сырью.
— Большой клиент — это, конечно, серьезная возможность для развития, — соглашается Ревякин. — Но, в то же время не все так радужно, как может показаться на первый взгляд. Зависеть только от него опасно, ведь нет никаких гарантий, что завтра сеть не найдет поставщика с более низкими ценами, как это получилось с украинским производителем «Пиколс».
У компании есть планы по выкупу земли в Краснодарском крае и переносу туда части производства. Тогда «Аграм» сможет не отстать в ценах от украинского коллеги-конкурента и даже задавить его более низкой стоимостью. «Сейчас, когда рынок общепита развился, я начал поставлять свою продукцию другим, в том числе, в небольшие сети и одиночные заведения фаст-фуда, чтобы не зависеть только от американцев, — делится Анатолий. — А еще мы собираемся на паях с «Русским полем» растить огурцы в Краснодарской области — тому нужны самые мелкие, а для фаст-фуда средние, получается приятный симбиоз».
Тигран Телунц подтвердил, что сейчас между двумя компаниями, находящимися в очень разных весовых категориях, идут серьезные переговоры. Казалось бы, почему «Русскому полю» самому не освоить подобное производство? Однако все не так-то просто.
— Мне, конечно, тоже интересен этот рынок (полуфабрикатов для фаст-фуда — Прим. ред.), поскольку для подобного производства можно использовать более крупные огурцы, — говорит Тигран Телунц. — Но единственным по-настоящему внятным клиентом здесь является сегодня только «Макдоналдс». Это очень хороший заказ для «Аграма». И я уверен, что рынок со временем будет расти. Засол — это не массовое явление, развиваться он будет только с развитием дешевого фаст-фуда. Помимо «Макдоналдса», очень хорошим клиентом для «Аграма» могла бы стать сеть «Кентукки Фрайд Чиккен». Пока же по соленым огурцам нет даже надежной статистики. Что касается маринованных, то, по нашим оценкам, в 2004 году было произведено маринованных огурцов в банках на сумму почти 140 миллионов долларов. И прирост ежегодно составляет порядка 30 процентов.
О перспективах развития производителей полуфабрикатов для фаст-фудов говорит и Андрей Петраков, эксперт консалтинговой компании «Асессор». «Рынок фаст-фуда и, особенно, его демократический сегмент, растет очень бурно, в среднем, по 20 процентов в год, постоянно появляются новые игроки и новые сети, — утверждает он. — И это касается не только Москвы, но и регионов. И если в столице через пару лет ситуация стабилизируется, то регионы придут к этой же точке лишь через 4-5 лет. Там бум еще только предстоит, самое время включаться в игру».
Показатели «Аграма» пока выглядят весьма и весьма скромно, его оборот составляет всего 45-48 миллионов рублей в год. Но он собирается активно развиваться. По словам Ревякина, сейчас основным стратегическим направлением расширения его хозяйства является юг. Чтобы организовать производство в Краснодарском крае, ему потребуется около миллиона долларов инвестиций.
— Я уже знаю, где возьму эти средства, при этом могу сказать твердо, что пускать в свой бизнес новых акционеров не намерен, он останется чисто семейным предприятием, которое я передам своему сыну, — заявляет Ревякин. — Партнеров брать опасно — это может плохо кончиться. Я предпочитаю сам залезать в чей-нибудь бизнес, а не наоборот. А пока будем искать новых клиентов, которым пригодилась бы наша продукция.
Новый клиент, похоже, не заставит себя долго ждать — причем не без помощи «Бизнес-журнала». Собирая комментарии экспертов рынка к этой статье, мы обратились с вопросом о востребованности продукции «Аграма» к одной из крупнейших российских сетей фаст-фуда «Крошке-Картошке».
— Не исключено, что «Аграм» мог бы поставлять огурцы и для нас, — тут же включился в диалог коммерческий директор сети Амир Янбухтин. — Правда, тут возможна одна проблема — дело в том, что для бургеров требуются соленые огурцы, а для наших блюд — маринованные. Если технологические проблемы удастся решить, то нас, без сомнения, интересует такой поставщик. Тем более что ранее мы вели переговоры на предмет подобных поставок с «Чумаком» и «Балтимором», которые позитивного результата пока не дали. Мы с удовольствием освободим своих резчиков — сегодня нам приходится покупать индийские огурцы в стеклянной таре, сортировать, а потом резать их на собственных мощностях. Ведь все маринованные огурцы на российском рынке — индийского происхождения (пусть и под российским брэндом). Только наклейки разные. Для нас очень важна рецептура, по которой готовится огурец. Многие производители добавляют в маринад лук с перцем, паприку, слишком много сахара. Нам же требуется огурчик «чистенький». Именно поэтому не получилось договориться с «Чумаком» — по маринаду. Насколько мне известно, прецедентов производства, подобного «Аграму», в России пока нет. Есть промежуточный вариант: существует ряд компаний, которые фасуют здесь огурцы из полуфабриката. Так что мы охотно будем закупать огуречные полуфабрикаты у «Аграма». В общем, я жду звонка от Анатолия Ревякина!