какие основные показатели лежат в основе развития инклюзивной практики и культуры
Инклюзивная культура — основа толерантного общества
Екатерина Козлова
Инклюзивная культура — основа толерантного общества
В статье изложены определения понятия «инклюзивная культура», описана важность формирования и развития инклюзивной культуры у детей, сделан вывод о том, что инклюзивная культура является основой толерантного общества.
Ключевые слова: толерантность, инклюзивная культура, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, инклюзия.
В настоящее время одной из наиболее важных проблем в системе образования является внедрение инклюзивной практики в общеобразовательные учреждения, предполагающей включение детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив здоровых сверстников.
Идея инклюзии родилась в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, индивидуальности, а также механизмов социальных и культурных процессов, определяющих его статус и влияющих на обеспечение его прав. Перемена в отношении к людям с инвалидностью стала лишь одним из проявлений этих изменений.
Важнейшее значение имеет принятие в 1994 году Саламанской декларации (произошло введение понятия «инклюзивное образование лиц с ОВЗ») и в 2001 году Принятие Декларации ЮНЕСКО о культурном образовании. Эти документы выражают не просто признание неоднородности общества и его культуры, но и изменение отношения в обществе к этому разнообразию — осознание его ценности, осознание ценности различий между людьми [3].
Основой инклюзии является готовность общества и государства пересмотреть отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, где главной целью является реализация их прав на предоставление равных с другими людьми возможностей в разных областях жизни, включая образование.
В настоящее время одним из особо значимых направлений исследования инклюзивного образования является исследование инклюзивной культуры образовательной организации
В статье Н. В. Старовойт «Инклюзивная культураобразовательной организации: подходы к пониманию и формированию» рассматривается пять определений понятия «инклюзивная культура». Она отмечает, что «инклюзивная культура»это: особая философия; часть общей школьной культуры; уникальный микроклимат доверия; особая инклюзивная атмосфера; фундаментальная основа для создания культуры инклюзивного общества [6]. Но главным аспектом в понимании этого термина является то, что участниками инклюзивного образования являются не только дети с ограниченными возможностями здоровья, но и дети, не имеющие каких-либо отклонений в развитии.
Для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или здоровье.
Некоторые родители нормально развивающихся детей считают, что присутствие в образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья, которым требуется особое внимание, может задерживать развитие их ребенка, однако опыт показывает, что успехи детей, без отклонений в развитии, не становятся хуже, а даже улучшаются в интеграционных условиях. [5]
Нормально развивающиеся дети, с ранних лет общаясь с детьми, которые не похожи на них, осознают, что мир представляет собой единое сообщество людей, включающее тех, кто нуждается в помощи с их стороны. Включенное образование формирует принятие уникальности и значимости каждого человека. Ребенок, с детства умеющий принимать особенности другого человека, вырастет толерантным взрослым.
Таким образом, поддержание и развитие инклюзивной культуры с раннего детства должно привести к тому, что у общества сформируеся совокупность неосознаваемых положений, стандартных процедур и способов поведения, толерантности по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья, которые были усвоены в такой степени, что люди не рассуждают о них. Это система представлений, правил, установок, ценностей и моделей поведения, общих для группы и являющихся условием устойчивости группы, что является одной из целей инклюзии.
1. Алехина, С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики [Текст] / С. В. Алехина. // Психологическая наука и образование. – 2014. – 1. – С. 5-16.
2. Бондырева, С. К. Толерантность [Текст]/ С. К. Бондырева, В. Д. Колесов. –Москва: Издательство Московского Психолого-социального института, 2003. – 240 c.
5. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками / Е. О. Смирнова. –Москва: Издательский центр Академия, 2000. – 160 c.
6. Старовойт, Н. В. Инклюзивная культураобразовательной организации: подходы к пониманию и формированию [Электронный ресурс]: / Н. В. Старовойт // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 31–35 // [сайт]. –Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56117.htm (дата обращения: 20.05.2018).
Здоровое подрастающее поколение-залог здорового общества Ежегодно 24 марта по решению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается Всемирный день борьбы с туберкулёзом. Туберкулёз является.
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.
Фотоотчет «Как нас посетили атаманы хуторского казачьего общества «Приобский» С целью приобщения дошкольников к казачьей культуре наш детский сад посетили атаманы хуторского казачьего общества «Приобский» и участник.
Интервью с Марией Афанасьевной Рашевской, председателем Общества борцов антигитлеровской коалиции Брали видео интервью у одной интересной женщины. Зовут её Мария Афанасьевна. Ей 89 лет. Стиль повествования Марии Афанасьевны сохранён.
Виниловая пластинка-основа для дидактических пособий Виниловые пластинки есть у многих людей. У одних они хранятся на чердаках, в сараях, гаражах. У других лежат и пылятся на полках в кладовках.
Основа-шар для топиария (мастер-класс) Топиарий – это искусство фигурной стрижки деревьев. Очень популярны сейчас в декоре топиарии. Сегодня этим термином декораторы называют.
План сообщения «Инклюзивная практика в дошкольном образовании» Понятие инклюзии: термин «инклюзия» был введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере.
Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка Актуальность. Сенсорное воспитание в трудах ученых освещалось как одно из важных направлений развития детей дошкольного возраста. Для.
Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.
Экологический проект «Здоровое питание — основа процветания» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новолялинского городского округа «Детский сад № 17 «Солнышко» Исполнители:.
Основные показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по реализации инклюзивной политики и практики
На эффективность деятельности образовательного учреждения в направлении развития инклюзивной политики и практики влияет множество факторов, в том числе и эффективная работа всей междисциплинарной команды педагогов и администрации, а также деятельность координатора по инклюзии. Перечислим основные, на наш взгляд, показатели эффективности данной работы.
Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если:
— все дети, включенные в образовательный процесс, показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков), адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение, получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой;
— родители детей с ОВЗпонимают, как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду. Они полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей, проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении, включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка; родители всех детей, посещающих инклюзивный класс занимают активную позицию сотрудничества и поддержки по отношению к семье «особого ребенка», учителю, специалистам психолого-педагогического сопровождения;
— педагоги, принимают политику администрации образовательного учреждения по инклюзивному образованию, реализуют инклюзивную практику, используя как уже имеющийся профессиональный опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению и воспитанию «особых» детей, принимают участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных планов (индивидуальных планов или программ развития в дошкольных образовательных учреждениях), эффективно взаимодействуют с родителями, координатором по инклюзии, специалистами психолого-педагогического сопровождения, имеют положительную мотивацию в деле обучения и воспитания своих детей, имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его (в Окружном ресурсном центре по развитию инклюзивного образования, Окружном методическом центре, общественных организациях) и активно их используют в профессиональной деятельности;
— специалисты психолого-педагогического сопровожденияучаствуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их одноклассников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения, действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы, эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами (воспитателями и учителями). Администрация и специалисты сопровождения имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его (в Окружном ресурсном центре по развитию инклюзивного образования, Окружном методическом центре, общественных организациях) и активно их используют в профессиональной деятельности;
— руководители образовательных учрежденийсоздают условия для развития и поддержки инклюзивной культуры, формирования инклюзивных ценностей и соответствующей «укладности» учреждения, принимают активное (главенствующее) участие в формировании инклюзивной политики (стратегии) и тактики, развитии инклюзивной практики в педагогическом коллективе, понимают важность оказания поддержки сотрудникам, отвечающим за координацию работы, связанной с особыми образовательными потребностями;
— члены администрации ОУпонимают свою роль по отношению к детям с ОВЗ и их родителям, связанную с их основным функционалом, взаимодействуют с координатором по инклюзии по вопросам, связанным с эффективной организацией образовательного процесса, совместно с другими членами коллектива реализуют инклюзивную образовательную политику, разрабатывают и реализуют систему мониторинга деятельности образовательного учреждения в направлении инклюзивного образования, владеют информацией о достижениях детей с ОВЗ, инновационной работе педагогического коллектива в деле развития инклюзивной практики;
— координаторы по инклюзивному образованию в Управлении образования округа, Окружном ресурсном центре, Окружном методическом центре, ППМС-Центрахсвоевременно получают информацию (статистическую и качественную) о детях с ОВЗ, своевременно и оперативно получают запрос на ту или иную (организационную, методическую) поддержку педагогического коллектива образовательного учреждения, потребность в психолого-педагогическом сопровождении детей и (или) их родителей.
Список литературы
1. Борисова Н.В., Прушинский С.А. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. – М.: РООИ «Перспектива», 2009.
2. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения. – М.: Дрофа, 2008.
3. Журнал «Стрижи (Стремление к Инклюзивной жизни)» № 1// Центральное окружное управление образования Департамента образования г.Москвы – М., 2008.
4. Журнал «Стрижи (Стремление к Инклюзивной жизни)» № 2// Центральное окружное управление образования Департамента образования г.Москвы – М., 2008.
5. Журнал «Стрижи (Стремление к Инклюзивной жизни)» № 3 (с Приложением)// Центральное окружное управление образования Департамента образования г.Москвы – М., 2009.
6. Журнал «Стрижи (Стремление к Инклюзивной жизни)» № 4 (с Приложением)// Центральное окружное управление образования Департамента образования г.Москвы – М., 2010.
7. Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. – Минск: «Четыре четверти», 2007.
8. Интеграция детей с генетическими нарушениями (с-м Дауна) в среду сверстников (Опыт работы). /Сборник. – М., 2003.
10. Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.
11. Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. – М., Сентябрь, 1999.
12. Митчелл Дэвид. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования (Использование научно-обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве). /Главы из книги, пер. – Аникеев И.С., Борисова Н.В. – М., РООИ «Перспектива», 2009. (David Mitchell What Really Works in Special and Inclusive Education (Using evidence-based teaching strategies). Publisned by Routledge, Taylor&Francis Group London and New York, 2008.)
13. На пути от интеграции к инклюзии. Практический опыт работы специалистов инклюзивного детского сада/Сборник. М.: 2009.
14. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями/ под ред. Т.Л.Лещинской. – Минск: национальный институт образования, 2005.
15. Опыт работы интегративного детского сада/ Составители В.В.Алексеева, И.В.Сошина. – М.: Теревинф, 2004.
16. Опыт работы интегративного детского сада. Часть 2/ Составители: М.М.Прочухаева, Т.П.Медведева. М.: 2005.
17. Панферова Н.Н. Управление в системе образования: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
19. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования (библиотека психолога-практика).– М.: АРКТИ, 2005
20. Ясвин В.А., Соснова И.В., Черкалина Е.В., Рыбинская С.Н. Системная психолого-педагогическая экспертиза школы. Методическое пособие. М.: 2004.
В настоящем пособии также были использованы материалы, переведенные на русский язык и опубликованные в ходе совместного проекта TACIS IBPP «Интеграция, общение, распространение опыта» организаций МООИ «Общество «Даун Синдром» & Лондонский Округ Ньюхэм «Национальные стандарты для координаторов по особым образовательным потребностям».- Агентство по подготовке учителей, 1998.
Основные показатели эффективности использования технологий организации и сопровождения деятельности образовательного учреждения по реализации инклюзивной политики и практики
На эффективность деятельности образовательного учреждения в направлении развития инклюзивной политики и практики влияет множество факторов, в том числе и эффективная работа всей междисциплинарной команды педагогов и администрации, а также деятельность координаторов по инклюзии. Перечислим основные, на наш взгляд, показатели эффективности данной работы.
Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если:
все дети, включенные в образовательный процесс,
· показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков);
· адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение;
· получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой.
Родители детей с ОВЗ
· понимают, как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;
· полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей;
· проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении;
· включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Родители всех детей, посещающих инклюзивный класс,
· занимают активную позицию сотрудничества и поддержки по отношению к семье «особого ребенка», учителю, специалистам психолого-педагогического сопровождения.
Педагоги
· принимают политику администрации образовательного учреждения по инклюзивному образованию;
· реализуют инклюзивную практику, используя как уже имеющийся профессиональный опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению, принимают участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных планов (индивидуальных планов или программ развития в дошкольных образовательных учреждениях);
· эффективно взаимодействуют с родителями, координатором по инклюзии, специалистами психолого-педагогического сопровождения;
· имеют положительную мотивацию в осуществлении своей профессиональной деятельности;
· имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его (в окружном ресурсном центре по развитию инклюзивного образования, окружном методическом центре, общественных организациях) и активно их используют в профессиональной деятельности.
Специалисты психолого-педагогического сопровождения
· участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их одноклассников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения;
· действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы;
· эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами (воспитателями и учителями);
· администрация и специалисты сопровождения имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его (в окружном ресурсном центре по развитию инклюзивного образования, окружном методическом центре, общественных организациях) и активно их используют в профессиональной деятельности.
Руководители образовательных учреждений
· создают условия для развития и поддержки инклюзивной культуры, формирования инклюзивных ценностей и соответствующей «укладности» учреждения;
· занимают лидерскую позицию в формировании инклюзивной политики (стратегии) и тактики, развитии инклюзивной практики в педагогическом коллективе;
· понимают важность оказания поддержки сотрудникам, отвечающим за координацию работы, связанной с особыми образовательными потребностями.
Представители администрации образовательного учреждения
· понимают свою роль по отношению к детям с ОВЗ и их родителям, связанную с их основным функционалом;
· взаимодействуют с координатором по инклюзии по вопросам, связанным с эффективной организацией образовательного процесса;
· совместно с другими членами коллектива реализуют инклюзивную образовательную политику;
· разрабатывают и реализуют систему мониторинга деятельности образовательного учреждения в направлении инклюзивного образования;
· владеют информацией о достижениях детей с ОВЗ, инновационной работе педагогического коллектива в деле развития инклюзивной практики.
Координаторы по инклюзивному образованию в окружном управлении образования, окружном ресурсном центре, окружном методическом центре, ППМС-центрах
· своевременно получают информацию (статистическую и качественную) о детях с ОВЗ;
· своевременно и оперативно получают запрос на ту или иную (организационную, методическую) поддержку педагогического коллектива образовательного учреждения, потребность в психолого-педагогическом сопровождении детей и (или) их родителей.
Выводы
Представленный в данном разделе актуальный российский опыт разработки организации
и сопровождения инклюзивных образовательных процессов позволяет сделать следующие выводы:
· Одной из наиболее эффективных технологий в организации и продвижении инклюзивного образования является создание ресурсных центров. В качестве носителя информационных, методических и человеческих ресурсов, такие ресурсные центры успешно объединяют вокруг себя всех участников инклюзивной ресурсной сети. Ресурсным центром может стать как специальная (коррекционная) школа, так и образовательное учреждение системы общего образования.
· В проектировании инклюзивного образовательного пространства следует принять во внимание модель создания территориального (городского) ресурсного центра и окружных ресурсных центров по развитию инклюзивного образования, разработанную в городе Москве.
· Основой осуществления качественного психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании является междисциплинарная деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (консилиума) нового типа. Особенностью деятельности такой комиссии будет «инклюзивная» направленность, то есть деятельность, при которой задачей ПМПК станет подбор такой образовательной траектории, при которой включение ребёнка в инклюзивный образовательный процесс при учёте всех возможностей будет максимально полным и эффективным.
· В инклюзивных школах и детских садах необходимо развивать деятельность «малых» консилиумов, которые позволяют координировать работу по включению ребёнка с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательный процесс на уровне учреждения, и оперативно решать возникающие в ходе этого процесса проблемы и задачи.
· Развитие инклюзивного образования может стать успешным проектом местного управления образования и нескольких образовательных учреждений.
· Вопросы кадрового обеспечения требуют создания нового направления повышения профессиональной квалификации.
· В организации и сопровождении инклюзивных образовательных процессов усиливается роль профессионального педагогического сообщества.
· Эффективность применения технологий организации и формирующейся инклюзивной практики в образовательном учреждении может быть отражена в определённых «маркерах» или показателях.
Формирование инклюзивной культуры в ДОУ
Андреева Екатерина
Формирование инклюзивной культуры в ДОУ
В последние годы в России достаточно широкое распространение получила концепция инклюзивного образования, которая основывается на принципах гуманизации, толерантности, обеспечения всеобщего доступа к образованию.
Инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С 1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155, в котором четко выделена необходимость выравнивания стартовых возможностей воспитанников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями. В Федеральном Государственном стандарте образования предусмотрена программа коррекционной работы, которая должна быть направлена на обеспечение недостатков в физическом и психическом развитии и оказание детям помощи в освоении основной образовательной программы.
Инклюзивноеобразование включает три аспекта:
разработку инклюзивной политики;
развитие инклюзивной практики;
создание инклюзивной культуры
Для развития инклюзии в дошкольном образовательном учреждении важны все аспекты инклюзивного образования. Однако аспект «создание инклюзивной культуры» является фундаментальной основой развития инклюзии в целом.
Неотъемлемой частью социализации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями является формирование инклюзивной культуры в дошкольной образовательной организации у всех участников образовательного процесса, в том числе и у самих дошкольников. Одним из насущных вопросов дошкольной педагогики и психологии является поиск новых форм и методов развития и воспитания детей.
Инклюзивная культура функционирует на различных уровнях, связанных друг с другом и поддерживающих друг друга. Первый уровень включают видимые, технические и артистические особенности организации.
Ценности и убеждения, разделяемые участниками образовательных отношений, находят отражения в ее видимых особенностях. Это является вторым уровнем культуры. Смысл, лежащий в основе связей между этими двумя уровнями, представляет собой третий, часто невидимый уровень культуры. В дошкольных организациях третий уровень культуры поддерживается бескомпромиссной приверженностью всех участников образовательных отношений принципам инклюзивного образования.
Третий уровень инклюзивной культурыможно охарактеризовать следующим образом:
— восприятие различий детей и других участников образовательных учреждений как важного ресурса ДОУ;
— особенность организации, поддерживающая и приветствующая работу персонала в команде;
— стиль повсеместного открытого общения между участниками образовательных отношений;
— желание придерживаться принципам инклюзии, несмотря возникающие сложности;
— понимание общественной и политической природы инклюзии;
— использование языка и символов для передачи идеалов и принципов работы ДОУ как внутри него, так и в обществе в целом;
— бескомпромиссная приверженность и вера в идеи инклюзии
Инклюзивный подход в ДОУ, придерживающегося третьего уровня инклюзивной культуры, не является следствием механических процессов реструктуризации различных частей организации или введения новых инструктивных процедур, направленных на более полное участие детей и других участников образовательных отношений в образовательной деятельности. Напротив главный акцент необходимо делать на совместных процессах.
Совместное сотрудничество является основной работой и манифестом формирования инклюзивного подхода, который будет создавать среду и культуру ДОУ, где абсолютно все участники образовательных отношений, будут равноценны и причастны. Практика совместной работы и участия необходимо основывать и придерживать совместно разделяемым ценностям всех участников образовательных отношений в соответствие, с которыми ценятся особенности каждого ребенка или взрослого. Эти ценности будут отражаться не только на том, как педагогический состав относится к детям, но и на взаимодействии взрослых, искренней радости талантам и особенностям каждого человека.
Формировать инклюзивную культуру в ДОУ необходимо для всех участников образовательных отношений, поскольку позволяет максимально нормализовать среду и способы взаимодействия участников отношений.
Уровень толерантности родителей дошкольников позволяет достаточно широко распространять практику инклюзивного образования в дошкольной ступени. Профессиональные установки сотрудников ДОУ также являются значимым ресурсом для успешного начала и продвижения инклюзии дошкольников с ОВЗ.
При формировании инклюзивной культуры
Необходимо правильно оценить,насколько педагогический коллектив:
• готов к идее разнообразия;
• толерантен и уважителен к людям, имеющим особенности в развитии;
• способен к установлению высоких, но реалистичных стандартов.
Нужно учитывать следующее:
• Руководитель ДОУ не должен воспринимать себя как единственного ответственного за формирование и воплощение инклюзивной культуры сада. Это должно быть общей ответственностью коллектива.
• не следует считать, что сформированная культура приобретает характер традиций и должна быть неизменной. Это заблуждение. она постоянно меняется в соответствии с меняющимися потребностями.
• инклюзия в ДОУ не всегда получает всеобщее одобрение. Необходимо учитывать мнение людей, которые тайно или явно ее не воспринимают. Пренебрежение их мнениями может поставить под угрозу создание инклюзивной культуры.
Руководство детского сада играет важную роль в воплощении инклюзивного образования, создании особой инклюзивной среды. Основные компетенции администрации в формировании инклюзивной среды:
• определение целей инклюзии;
• ее пропаганда при любой возможности (публикации, общение с родительской общественностью, открытость для работы с общественными организациями и родительскими сообществами);
• публичная и неформальная высокая оценка вклада тех, кто активно поддерживает инклюзию, формирует позитивное к ней отношение;
• привлечение необходимых ресурсов (материальных, кадровых, методических);
• адаптирование к ученикам с особенностями правил, требований и иных процедур;
• мониторинг и отслеживание улучшений развития инклюзивной культуры, позитивное влияние ее на развитие психических процессов и социальное поведение учеников;
• преодоление скрытого и открытого сопротивления. Комфортный психологический климат в коллективе – важная составляющая инклюзивной культуры образовательной организации. Он начинается в игровых комнатах, на участке, в музыкальном зале. Воспитанники с особыми образовательными потребностями часто испытывают эмоции, связанные с неудачей. В результате этого многие научились не доверять окружению и не верят в свои способности выжить в нем. У таких воспитанников может формироваться заниженная самооценка, проявляться повышенная тревожность, вспышки гнева, появляться страхи – все это негативно сказывается не только на развитии ребенка с ОВЗ, но и на процессе адаптации и социализации в коллективе.
Правила,которые должны помнить и применять на практике педагоги:
• Понимать переживания ребенка.
• Включить ребенка в среду сверстников.
•Уметь принимать разные настроения ребенка и правильно реагировать на его эмоции.
•Создать окружение стабильности, повторяемости, безопасности, теплоты, эмпатии, поддержки, сопричастности, справедливости и спокойствия.
•Создать всем воспитанникам в классе ощущение своей необходимости для коллектива.
• Не допускать манипулирование одного ребенка другим.
• Отводить каждому ребенку в группе важную роль.
В формировании у педагога собственной позиции к инклюзивному образованию поможет знакомство с разными точками зрения на проблему инклюзии, осмысление своего опыта и опыта других. При правильной организации работы с ребенком с ОВЗ во время занятий и в непосредственном общении педагог получает уверенность в своем профессионализме и удовлетворение от того, что ребенок с ОВЗ получил возможность развиваться в среде сверстников, научился общаться, чувствовать себя нужным окружающему обществу.
Таким образом, совместное сотрудничество является основой при формировании инклюзивного подхода, который создает среду и культуру дошкольной образовательной организации, где абсолютно все участники образовательных отношений, равноценны и причастны.
Консультация для родителей «Формирование культуры еды» Консультативная помощь родителям в рамках семейной гостиной «Как растет мой малыш».Цель: привлечь внимание родителей к формированию у детей.
Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.
Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.
Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.
Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: » Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.
Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников» Педсовет Тема «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников» Цель: объединить усилия коллектива для повышения.
Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.