какие отличия в работе мозга существуют у левшей и правшей
«Левые» среди нас: чем отличается мозг правши и левши
МОСКВА, 13 авг — РИА Новости, Анна Урманцева. «Отныне 13 августа каждого года будет отмечаться Международный день левшей, знаменующий борьбу за свободу и достоинство левшей всего мира» — так гласит «Билль о левшах», который был принят в 1976 году. Левшей среди нас немного, от трех до десяти процентов (среди взрослых их меньше), однако они всегда были очень интересны исследователям. Все представления о левшах сводятся прежде всего к леворукости. Тем не менее существуют такие понятия, как «левоногость», «левоглазость» и «левоухость».
Если брать чувство вкуса, то здесь тоже наблюдается асимметрия. На левой половине языка здорового взрослого находят больше вкусовых сосочков, поэтому на этой стороне вкусовая чувствительность несколько острее, нежели на правой.
Но самое интересное — есть ли различия в возможностях «пульта управления» левшей и правшей, то есть на уровне функционирования их мозга.
Гипотезы о том, что левое полушарие является логическим, а правое образным, уже давно опровергнуты. Они основывались на том, что в правом полушарии был найден центр речи — зона Брока и зона Вернике. Чем больше ученые узнают о мозге, тем меньше понимают, как он устроен. Однако увидеть различия в функционировании структур правшей и левшей все-таки можно.
Левое полушарие имеет более локальную организацию и представительство ведущих органов, а правое выполняет скорее соединяющую функцию, для чего необходимо много проводящих путей, объединяющих участки, рассеянные по всему мозгу. Согласно исследованиям, у правшей мозг в большей степени работает по принципу отрицательной обратной связи за счет большого количества тормозных связей между полушариями. Количество тормозных связей у правшей больше, чем активирующих. Существует гипотеза, что таким образом кора (сознание) тормозит подкорку (эмоции). А у левшей в работе мозга преобладает принцип положительной обратной связи.
В процессе исследований было выяснено, что левши обрабатывают информацию двумя полушариями одновременно. Еще одно отличие, обнаруженное в ходе исследования, касалось процесса обработки сенсорной информации: обычно данные, воспринимаемые правой частью тела (правым глазом, правым ухом и так далее), транслируются в левое полушарие мозга для обработки. Соответственно, информация, полученная левой частью, отправляется на обработку в правое полушарие мозга. Мозг комбинирует результаты обработки, сделанные обоими полушариями, предлагая в итоге то, что мы обычно видим и слышим.
Разницу в работе мозга можно увидеть на графиках электроэнцефалограммы (ЭЭГ) правшей и левшей в момент засыпания. У правшей обычно функционирует только одна зона мозга — он работает экономно. У левшей ученые наблюдают включение разных структур мозга одновременно. Из этого обычно выводят разные теории о возможности творчества и логического мышления. Считается, что оно больше развито у левшей, потому что некие идеи, которые правша сразу отвергнет из-за отсутствия четкой логики, левша с синфазной работой мозговых структур вполне может принять.
Кандидат биологических наук Н. МАРКИНА.
В лаборатории общей и клинической электрофизиологии головного мозга человека Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН под руководством доктора биологических наук Л. А. Жаворонковой изучали характер межполушарной асимметрии мозга правшей и левшей. Для этого у испытуемых снимали в разных состояниях энцефалограммы, регистрировавшие биоэлектрическую активность разных зон коры мозга.
Во время другого эксперимента испытуемые сначала сидели с закрытыми глазами, а когда открывали их, то перед ними загорался световой сигнал, на котором надо было фиксировать взгляд. У правшей воздействие этого сигнала нарушало синхронность в работе полушарий, а у левшей картина изменялась незначительно.
Похоже, что у левшей нет столь четкого распределения ролей между отделами коры полушарий головного мозга, и именно это сказывается на его работе при переходе от одного функционального состояния к другому (например, от бодрствования ко сну). Ученые полагают, что кора и подкорковые структуры у правшей в большой мере взаимно подавляют друг друга, тогда как у левшей, напротив, взаимно активизируются. Из этого следуют как минусы, так и плюсы «левшества». Так, например, кора левшей в меньшей степени способна подавлять эпилептическую активность, и этим, видимо, объясняется тот факт, что среди них куда больший процент эпилептиков, чем среди человеческой популяции вообще.
С другой стороны, функциональная организация мозга левшей может способствовать развитию творческих способностей, и неудивительно, что среди них множество гениальных музыкантов, архитекторов, художников. В качестве примера можно вспомнить Леонардо да Винчи, Микеланджело и Чарли Чаплина, а также знаменитого лесковского Левшу.
Какие отличия в работе мозга существуют у левшей и правшей
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Леворукие дети — почему они такие и какие психологические особенности имеют по сравнению с правшами?
Статья:
Леворукие дети — почему они такие и какие психологические особенности имеют по сравнению с правшами?
На самом деле это такие же дети, имеющие вескую причину для появления такой яркой и порой мешающей жить особенности.
Им непросто самостоятельно адаптироваться в современном мире, подстроенном под правшей, поэтому задача взрослых — помочь малышам в этом на начальном этапе жизни.
КТО ТАКИЕ ЛЕВШИ?
Самое главное, что должны понять родители не совсем обычных детей — они подарили жизнь особенному ребенку и в этом их огромное везение! Левша — это эмоциональный, доверчивый, искренний человек, у которого на генетическом уровне развиты способности к творчеству. Желание ближе познакомиться с миром творчества малыши проявляют с самого раннего возраста.
Принято считать, что леворукость — это нормальное явление.
Главное — своевременная диагностика, ведь до пяти лет у детей очевидные признаки леворукости проявляются недостаточно ярко.
С года до полутора лет обычный здоровый ребенок не обращает внимания на то, какая рука у него является ведущей, когда берет ложку, чашку или игрушку. Между тем, если измерить их силовые показатели, то у правшей в правой руке они будут выше, чем в левой. Если не акцентировать внимание крохи на том, какой рукой он ест, рисует, играет, то вполне может получиться так, что малыш, когда вырастет, с одинаковым успехом сможет управлять как левой, так и правой рукой.
Важно понимать, что леворукость — это ни в коем случае не патология и не отклонение от нормы. А значит, леворукие дети не нуждаются в том, чтобы их переучивали управляться правой рукой. Отмечено, что малыши, которых с детства пытались переучить, быстро уставали, теряли аппетит, страдали головными болями и нарушениями сна, в некоторых случаях даже заикались. Все это указывает на то, что для ребенка такие меры были серьезным стрессом и его сознание оказывало им активное сопротивление.
Психические особенности левшей
Леворукие дети имеют свои психологические особенности, но они являются просто результатом своеобразного функционирования мозга. Обычно такие малыши более чуткие, возбудимые, впечатлительные, не всегда способны контролировать собственные эмоции, что приводит к проявлению неуравновешенности и перепадам настроения.
Очень может быть, что левша начнет говорить несколько позже ровесников, кроме того, до определенного возраста у него будут возникать затруднения с определением правой и левой сторон. На занятиях у таких детей могут возникнуть определенные сложности, о которых подробнее будет сказано ниже. В некоторых случаях леворукие дети производят впечатление медлительных и долго думающих.
Означает ли все это, что малышу уготована участь ученика и человека со средними успехами? Конечно же, нет. Даже испытывая временные трудности в учебе, малыш очень скоро научится с ними справляться, адаптируется в обществе и проявит себя как вполне успешная и перспективная личность. Для этого ему, правда, придется немало потрудиться.
Вместе с их некоторыми особенностями, малыши с ведущей левой рукой имеют неординарную фантазию, отлично развитое образное мышление, четко выраженные пристрастия, артистические способности. Обычно леворукие дети спокойно относятся к материальной стороне жизни и больше внимания уделяют ее творческой стороне. Такой малыш не даст скучать окружающим его людям никогда!
Нужна ли левше помощь?
Конечно же, дети, преимущественно использующие в качестве ведущей левую руку, имеют некоторые психологические особенности и нуждаются в помощи взрослых, хотя бы на в период становления их как личностей и в начале обучения.
Очень важно будет подобрать специально адаптированное для левши оборудование: письменный стол, принадлежности для письма и рисования.
Кроме того, нужно будет беседовать с ребенком о том, что левая рука вместо правой в качестве ведущей — это не увечье, а всего лишь особенность, которая в жизни может быть даже полезной.
Ребенок должен понимать, что он ничем не хуже других детей, а в чем-то их даже превосходит. Повзрослевшим детям в качестве подтверждения своих слов можно привести примеры известных личностей, которые также были леворукими, при этом добились мирового признания. Это Александр Пушкин, Альберт Эйнштейн, Майкл Джексон и многие другие. Интернет вам в помощь – вы можете найти знаменитых левшей, наверно, в любой сфере деятельности, и если вы приведете такие примеры из области интересов ребенка, это станет для него дополнительным мотиватором развития.
Причины леворукости
Причины, в связи с которыми дети становятся леворукими, самые разные. Чаще всего это:
Итак, наиболее частая причина — это все-таки наследственность. На сегодняшний день пока не известны принципы передачи леворукости, но можно точно сказать, что в семьях, где хотя бы один из родителей левша, леворукие дети рождаются чаще всего. В подавляющем большинстве случаев генетические левши не имеют каких-либо нарушений в развитии, развиваются так же, как и все остальные дети, и отличаются от них лишь этой особенностью.
Так называемое компенсаторная леворукость имеет прямое отношение к повреждениям мозга – чаще всего левого полушария. Так как за работу правой луки отвечает именно левое полушарие, то в случае повреждений в его области функции, присущие ему, может взять на себя правое.
В результате дети становятся леворукими сначала в процессе выполнения бытовых действий, а затем и во время обучения (рисования, письма и т.д.). У таких детей часто можно наблюдать отклонения в развитии речи и моторики. Но леворукость в данном случае не является их причиной или следствием, эти отклонения – результат сбоев в работе определенных участков мозга.
Третий тип леворукости у праворуких от рождения детей – вызванная травмой или стремлением перенять леворукость от друзей или близких.
И еще один вариант леворукости — с приставкой «псевдо». К пяти годам у детей уже отмечается доминирование одного из двух полушарий мозга. При этом у некоторых малышей отмечается такая особенность мозга, которая становится причиной атипии психического развития, что становится преградой для формирования межполушарного взаимодействия. Чаще всего такие дети одинаково хорошо пользуются обеими руками.
Отсутствие межполушарного взаимодействия — единственная причина, которая прямо не может влиять на развитие леворукости. Поэтому при ее своевременной диагностике можно будет поработать с ребенком над развитием праворукости.
Кроме того, можно отметить, что леворуким ребенок может стать не на физическом, а на психологическом уровне – «скрытым левшой»: когда ребенок имеет все признаки левши, при этом основной у него остается правая рука. У таких людей доминирующим является правое полушарие.
Сравнительная характеристика левши и правши
На сегодняшний день существует несколько основных мнений относительно способностей, которыми обладают леворукие дети по сравнению с праворукими. Одно из мнений основано на том, что нервно-психическая деятельность левшей значительно хуже, чем у правшей. Другой взгляд состоит в том, что способности у детей с доминирующей правой и левой рукой не отличаются ни в худшую, ни в лучшую сторону.
Есть и третье мнение. Согласно ему, леворукие дети имеют высокие по сравнению с правшами показатели нервно-психической деятельности и способны на ускоренную адаптацию к условиям внешнего мира. Историческими личностями, подтверждающими это убеждение, являются Юлий Цезарь, Александр Македонский, Леонардо да Винчи и другие.
Все три мнения касательно особенностей леворуких детей имеют право на существование, и все они отвечают главным концепциям появления леворукости, дополняя друг друга.
Считается, что связи между полушариями мозга у левшей не такие прочные, как у правшей, поэтому, возможно, они себя более активно проявляют в творчестве, ведь их мышление не ограничено жесткими рамками. Другой же стороной медали является замедленное формирование основных навыков, которые требуют активного взаимодействия между собой двух полушарий мозга.
Леворукие дети демонстрирует повышенное количество психофизиологических характеристик, и это доказанный факт. Кроме того, стоит поговорить о способности детей с доминирующей левой или правой рукой реагировать на запахи. Так, например, левши способны с максимальной точностью оценить неприятные запахи. Правши же остаются более чувствительными к приятным запахам и положительным эмоциям.
Таким образом, для левшей характерен пессимистичный настрой, тогда как правшам более свойственно оставаться оптимистами.
Обучение леворуких детей в школе: основные проблемы
Психологи уверяют, что дети с доминирующей левой рукой имеют определенные сложности в процессе обучения в школе, как минимум, большие, чем дети-правши. Чаще всего левши сталкиваются с проблемами в процессе обучения чтению, письму и счету — навыкам, которые требуют полноценного зрительного восприятия. Определенные нарушения этого восприятия, наряду с нарушениями зрительно-моторной координации и зрительной памяти, приводят к образованию таких проблем:
Отдельным пунктом стоит рассмотреть одну из основных проблем обучения ребенка-левши в школе: его переучивание. Как уже отмечалось выше, этот процесс негативным образом сказывается на общем психическом и физическом состоянии малыша.
Родителям стоит вмешаться, если переучивание имеет место в случае с их ребенком, поступившем в школу, и объяснить учителю, что дело не только в левой ведущей руке, но и в особенностях функционирования полушарий мозга.
Намеренное переучивание может стать причиной нарушения речи, эмоциональной подавленности ребенка. Неутешительной является статистика, подтверждающая тот факт, что каждый третий школьник с заиканием — это переученный в свое время левша.
Леворукие дети достаточно часто страдают неврозами, и этот вопрос продолжает глубоко изучаться по сегодняшний день.
Малыши действительно истощают себя перманентными школьными страхами (бояться осуждения одноклассников, учителей), но лишь в случаях, когда родители проявляют повышенную тревожность в отношении их леворукости.
Как помочь адаптироваться леворуким детям?
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: менять то, что заложено природой, противоестественно, поэтому самое правильное решение — помочь леворуким детям приспособиться к условиям окружающего мира.
В странах СНГ пока не разрабатываются методики обучения левшей письму и чтению, по крайней мере в государственных школах. Отсутствуют такие методики и на уроках труда и искусства. Именно поэтому у леворуких детей не остается другого варианта, кроме как приспособиться к праворукому миру. Чтобы упростить им эту задачу, взрослые могут:
В заключение отметим, что психологические и некоторые физические особенности леворуких детей не должны считаться странностями или дефектами. Левша — это такой же полноценный член общества, как и правша. Более того, он имеет все возможности, чтобы развить свои порой нетрадиционные способности, если взрослые окажут посильную помощь, обеспечат поддержку и понимание.
Левша: умнее, креативнее или просто другой?
Правши доминируют в мире, в то время как левши составляют лишь около 10-15% населения. Обычно ведущей рукой считается та, которая предпочтительнее для рукопожатия или письма. Исследования показали, что абсолютных левшей, как и правшей в мире немного. По численности левши сопоставимы с количеством людей со смешанным преобладанием руки, использующих обе руки для разных действий.
Давно замечено, что между левшами и правшами есть любопытные различия, что породило немало мифов. В средние века левши считались изгоями и обвинялись в колдовстве. Слово «левый» в большинстве языков несет негативный оттенок и подразумевает неправильность, неполноценность или лживость. Напротив, варианты слова «правый» имеют значения «правильности» и даже правосудия. В СССР леворукость воспринималась как отклонение и массово исправлялась. Принудительное переучивания детей «на правую руку» приводило к невротическим расстройствам (депрессия, страхи, заикание) и нарушениям в развитии.
В последние десятилетия появились новые мифы об исключительности левшей. Считается, что они более креативны, способны к абстрактному мышлению, обладают превосходными речевыми навыками. Некоторые ученые даже утверждают, что у левшей более высокий интеллект.
В чем же отличие?
У левшей мозг устроен иначе, чем у праворукого большинства – вернее говоря, различие в принципе функциональной организации. Оказалось, что левши обрабатывают информацию двумя полушариями одновременно, в отличие от правшей. Исследования подтвердили, что в спокойном состоянии полушария мозга у правшей работают более синхронно, чем у левшей. А при движении ведущей рукой мозг праворуких людей активизируется в доминантном левом полушарии, тогда как у левшей – в обоих одновременно. Также выяснилось, что при засыпании у правшей работает только одна зона мозга, а у левшей наблюдается одновременное «включение» разных зон коры мозга.
Кто такие амбидекстры?
Это люди, способные выполнять действия обеими руками одинаковой сложности одинаково хорошо. Такие уникумы крайне редки, их насчитывается не более 1%, и пока ученым мало что известно о причинах этого явления. У амбидекстров практически нет асимметрии между полушариями, поэтому и смена активизации зон мозга усложнена. Возможно, это замедляет процессы мышления. Они быстрее устают, хуже концентрируются.
Левши умнее?
Утверждение о том, что у леворуких более высокий интеллект ошибочно. Ученые в ходе экспериментов не обнаружили разницы в уровнях IQ у левшей и правшей: математические и языковые способности локализуются одинаково. Другие данные показали, что правши немного лучше справляются с когнитивными тестами, но в целом, различия в интеллекте между правшами и левшами незначительны.
Плюсы и минусы
Среди леворуких много талантливых спортсменов. Они не имеют равных в видах спорта, требующих быстрой реакции: боксе, теннисе, фехтовании или играх с мячом. Их движения могут быть неожиданно быстрыми для противников-правшей – ведь у левшей правое полушарие одномоментно воспринимает зрительный образ и контролирует действие левой руки.
Левши благодаря функциональной организации мозга могут видеть мир иначе, «с творческой стороны». Может быть поэтому среди музыкантов и художников много леворуких, а такие знаменитости, как Пабло Пикассо или Леонардо Да Винчи, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен были левшами.Им приписывают способности интуитивно находить решение, не изучая проблему логически или аналитически. Им свойственно генерировать идеи, выдвигать оригинальные гипотезы и делать открытия, которые не свойственны праворуким.
Вместе с тем, существует хорошо известная связь между леворукостью и психическими расстройствами, такими как шизофрения. Среди левшей распространен тип личности с перепадами настроения, тревогой и беспокойством. К тому же, среди левшей больше всего эпилептиков. С другой стороны, левши быстрее восстанавливаются после инсультов, так как структуры мозга берут на себя функцию поврежденных участков. У правшей такой пластичности не наблюдалось.
Быть левшой непросто
Чем отличается мозг и поведение правшей и левшей
Ручки, ножницы, машины, компьютерные мыши. Все эти вещи рассчитаны на 85% человечества — на правшей. В последние годы ученые стали уделять внимание левшам как совершенно иным, по-другому мыслящим и живущим индивидам. От того, левша вы или правша, зависит не только то, какой рукой вы пишете, но и то, как вы смотрите на мир и как с ним взаимодействуете, выяснили ученые.
Рука голосует за разум
Исследователи из Чикагского университета утверждают, что, выполняя привычные действия, люди подсознательно выбирают более удобную и комфортную для них сторону — а таковой является сторона рабочей руки. Это означает, что, если праворукий человек увидит в баре двух одинаково привлекательных для себя людей, он инстинктивно познакомится с человеком, стоящим с правой стороны. Точно так же человек поведет себя и в магазине: не видя особых различий между двумя продуктами, левши выбирают левый продукт, а правши — правый.
Почему правши и левши рассуждают так по-разному? Ведущий автор исследования Даниэль Касасанто предположил, что концепция выбора людьми «хорошего» и «плохого» частично зависит от того, какую руку они чаще используют. Он говорит о том, что доминирующей рукой люди могут действовать намного свободнее, поэтому бессознательно связывают хорошие вещи именно с ней.
Если этот факт кажется вполне логичным, то следующее наблюдение ученых стало для них весьма неожиданным. Оказалось, что такое поведение переносится и на выбор кандидатов в избирательных бюллетенях при голосовании:
вероятность того, что правши выберут кандидата, фамилия которого записана в правой стороне страницы, на 15% выше, чем в случае с левшами.
Это значит, что, если человек не до конца определился со своими политическими предпочтениями и рассчитывает подумать, уже будучи в избирательной будке, случайность вполне может сыграть с ним злую шутку.
Левшей лечите по-другому
Авторы исследования не остановились на простом фиксировании особенностей поведения людей — они выяснили, что различия правшей и левшей распространяются и на мозг. У правшей центры, отвечающие за творчество и ощущение счастья, находятся в левом полушарии, у левшей — наоборот. Это означает, что терапия, ориентированная на конкретные участки мозга, может оказывать обратное воздействие на человека в зависимости от его ведущей руки.
«Ученые давно считают, что центры, отвечающие за счастье и гнев, находятся в левом полушарии, — говорит один из авторов исследования доктор Даниэль Касасанто. —
Оказывается, это справедливо только для правшей, и организация мозговой деятельности зависит от того, какая рука является ведущей».
Подобные открытия имеют огромное значение для лечения разнообразных психических расстройств — например, депрессии, избавить пациента от которой врачи пытаются методом увеличения активности левого полушария. По сути, для левшей подобное лечение может иметь противоположный эффект, поэтому терапия должна быть направлена на правое полушарие.
Как бросить перчатку разуму
Как уже говорилось выше, правши подсознательно связывают хорошее с правой стороной пространства, а плохое — с левой, левши — наоборот. Чтобы проверить, можно ли изменить подобное поведение, ученые из Института психолингвистики Общества Макса Планка и Университета Пенсильвании провели ряд необычных экспериментов. Подробнее с данным исследованием можно ознакомиться на страницах журнала Psychological Science.
Ученые доказали, что даже
несколько минут работы с преобладанием левой руки способны изменить представления правши о том, что правое — хорошо, а левое — плохо.
В первом эксперименте людей просили выбрать один их двух продуктов, одного их двух кандидатов на работу, а также оценить, кто из двух инопланетных существ, изображенных на картинках, умнее другого. Правши, как и ожидалось, намного чаще выбирали правые объекты, левши — левые. Затем ученые проверяли, как правши думали о плохом и хорошем после того, как утратили способность владения правой рукой: или вследствие каких-то травм, или при искусственных ограничениях действий ведущей руки (испытуемые надевали на руку лыжную перчатку).
Оказалось, что те, кто утратил способность полноценного владения правой рукой, считали левое «хорошим» — так же как и «природные» левши. Такая же закономерность была обнаружена и у здоровых студентов, которые выполняли правой рукой в громоздкой перчатке разнообразные задания на моторику, требующие скорости и ловкости.
После 12 минут такой «неуклюжей» моторной деятельности ведущей рукой правши меняли свои суждения относительно того, что правое — хорошо, а левое — плохо.
Ученые говорят о том, что люди привыкли думать, что их суждения рациональны, а понятия стабильны. Но если ношение перчатки в течение нескольких минут может полностью поменять обычные суждения людей о том, что плохо, а что хорошо, то, возможно, наш ум более податлив к изменениям, чем мы предполагали ранее?
Хорошо ли быть амбидекстром?
В народе бытует мнение, что идеальным и универсальным воплощением человеческих умений в отношении право- и леворукости является амбидекстрия — одинаковое владение правой и левой руками. Ученые разрушили этот миф: оказывается, обладателям этой удивительной способности приходится намного сложнее в жизни, чем обычным правшам и левшам.
Ученые уверяют: дети с амбидекстрией намного чаще испытывают проблемы с языками, здоровьем, хуже учатся в школе и склонны к синдрому дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Исследователи из Имперского колледжа Лондона и других европейских институтов предполагают, что их выводы могут помочь учителям и работникам здравоохранения выявлять детей, которые больше других подвержены риску развития определенных проблем. Данное исследование было опубликовано в журнале Pediatrics.
Каждый сотый ребенок является амбидекстром. Исследователи осмотрели около 8 тыс. детей, 87 из которых были амбидекстрами, и обнаружили, что в возрасте 7–8 лет дети, владеющие обеими руками, в два раза чаще испытывали трудности с освоением родного языка и проблемы со школьной успеваемостью, чем их праворукие сверстники.
Когда же эти дети достигли 15–16 лет, амбидекстры были опять же в два раза больше подвержены рискам возникновения симптомов дефицита внимания и гиперактивности. «Двурукие» подростки, как и в более раннем возрасте, обладали бóльшими проблемами с языком, чем правши.
На данный момент ученым мало известно о том, что способствует формированию у детей амбидекстрии, но исследователи предполагают, что это может быть связано с работой полушарий, как и у правшей и левшей. Для более подробного понимания проблемы исследователи предполагают углубить и продолжить дальнейшую работу. Также ученые подчеркивают, что они лишь обнаружили у амбидекстров повышенную склонность к определенным расстройствам и проблемам — это не значит, что такие проблемы возникают у всех амбидекстров без исключения.