какие периоды речевого развития выделяются в методике начального обучения русскому языку

РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

Задачи и пути развития речи младших школьников

Одним из важнейших показателей уровня кульчеловека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонения, спряжения и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, оттачивает меткость и выразительность своей речи. Всем этим богатством ребенок овладевает не пассивно, а активно — в процессе своей речевой практики.

Речь — это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника — средством успешного обучения в школе. Речь — способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой — хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.

Могут быть выделены следующие периоды речевого развития человека:

младенческий возраст — до 1 года — гуление, лепет;

Источник

Методика обучения русскому языку в начальных классах

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методика обучения русскому языку в начальных классах.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Успешность обучения зависит от сформированности общих учебных умений и навыков, способов деятельности.

Методика преподавания русского языка (МПРЯ) – частная наука, определяющая содержание, принципы, методы и приёмы обучения, закономерности усвоения отдельного предмета.

Методика преподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук. Это — прикладная наука, поскольку, опираясь на теорию, она решает практические задачи обучения, воспитания и развития учащихся. Предметом изучения методики является процесс овладения родным языком в условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой и пр.). Методика преподавания русского языка призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке. Говоря о задачах методики как прикладной науки, выделяют следующие вопросы: 1) Чему учить? 2) Как учить? 3) Почему так, а не иначе?

Чему учить? Ответом на этот вопрос является разработка содержания обучения, программ по русскому языку, создание учебников и учебных пособий.

Почему так, а не иначе? Здесь подразумевается исследование сравнительной эффективности методов, обоснование выбора методики, экспериментальная проверка рекомендаций и т.д.

Обучение языку происходит в дошкольных учреждениях, в начальной и средней школе, в училищах и техникумах, в вузах. Каждая ступень имеет свои особенности.

основные разделы методики начального обучения:

методика обучения грамоте,

методика обучения чтению,

методика обучения грамматике и орфографии,

методика развития речи.

Теоретические основы методической науки.

Методика преподавания русс.яз. – это пед. наука, являющаяся частной теорией обучения или частной дидактикой.

Цель методики, одной из пед. наук, имеет две ветви.

Практическая цель: вооружить учителя и учащихся системой методов и приемов деятельности и работы по овладению языковыми умениями (методика не только для учителя, но и для учеников).

Предметом данной науки является процесс овлад-я школьниками теорией и практикой языка в условиях обуч-я.

Цели методики конкретизируются в 4х ее задачах:

1. («зачем учить?»): выбор целей изучения предмета на данном этапе, в данном типе школы;

2. («чему учить?»): отбор содержания курсов, составление программ и учебников, определение минимума знаний, которыми должны овладеть школьники,

3. («как учить?»): разработка методов и приемов, конструирование уроков, методических пособий для учителя, учебного оборудования и пр.;

4. («почему так, а не иначе?»): обоснование выбора содержания и методов, сравнительное изучение различных концепций, вариантных систем обучения;

Методика русс. яз. не может не опираться на другие науки, которые помогают определить ее задачи, содержание и методы преподавания. Такими науками являются языкознание, педагогика и психология.

Содержание и характер изучаемого в школе материала по русскому языку определяются наукой о языке — лингвистикой. Первопроходцем в вопросе сближения обучения языку с достижениями лингвистической теории был Ф. И. Буслаев. Постепенно в методике сформировался очень важный принцип — функционально-семантический, в соответствии с которым учащиеся должны овладевать языковыми средствами как способами выражения того или иного содержания, смысла.

основные разделы методики начального обучения:

методика обучения грамоте,

методика обучения чтению,

методика обучения грамматике и орфографии,

методика развития речи.

Методическая система обучения младших школьников русскому языку.

Организующим методологическим понятием любой науки является система. Система представляет собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей, составляющих единое целое. Для ученых-методистов целое- это процесс обучения русскому языку в нач.школе как система, а частями, составляющими методическую систему обучения русскому языку, являются следующие ее компоненты.

-принципы, методы и приемы обучения русскому языку

-организационные формы обучения.

Методы- это определенные способы воплощения принципов в системе обучения.

Методическая система начального обучения русскому языку: Изучение русского языка в нач.школе направлено на достижение след.целей:

-развитие речи, мышления, воображения школьников.

-освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка.

-овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге.

-воспитание позитивного эмоционального-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, стремление совершенствовать свою речь.

Под методами в методике перпод-я русск.языка принято понимать способы обучения, при помощи которых достигается усвоение новых знаний. Выделяют следующие типы методов изучения нового материала:

-индуктивный (движение от частного к общему)

-дедуктивный ( разложение целого на части)

К методам закрепления, повторения, контроля относят:

-схематизацию( графич. изображение языковых фактов или категорий)

Источник

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

Королева Марина Николаевна

студентка, Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, Россия, г. Магнитогорск

Дорфман Оксана Вячеславовна

научный руководитель, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации, Россия, г. Магнитогорск

Методика развития речи учащихся — раздел методики преподавания русского языка, изучающий закономерности усвоения речи, определяющий содержание обучения, принципы и методы речевого развития школьников.

Объектом методики развития речи является речь, а предметом — ее развитие в процессе обучения русскому языку. Развитие речи — процесс овладения правильной речью: средствами языка (фонетикой, лексикой и т.д.) и механизмами восприятия и выражения своих мыслей. Учебная деятельность учителя и учащихся, направленная на овладение речью; соответствующий раздел курса методики русского языка.

Развитие речи учащихся предполагает последовательные, прогрессирующие количественные и качественные изменения на всех уровнях каждого компонента обучения: фонетическом, лексическом, грамматическом, семантическом.

Работа по развитию речи — это не только обогащение словарного запаса и грамматического строя, не только воспитание культуры речи и развитие навыков речевой деятельности во всех ее видах — это еще и развитие чувства языка и языковой интуиции, и наконец — это развитие всех компонентов языковой способности.

Задачи методики развития речи:

1. Изучение закономерностей усвоения речи;

2. Исследование принципов и методов речевого развития школьников;

3. Определение содержания школьного обучения родному языку, которое способствовало бы речевому развитию;

4. Создание целостной методической системы речевого развития учащихся.

Задачи методики развития речи тесно связана с задачами обучения, воспитания и развития школьников. В теории методики и в программе по русскому языку для средней школы традиционно выделяются три направления в работе по развитию речи:

1. Обучение нормам русского литерного языка, в результате чего достигается овладение культурой речи (культурно-речевая работа);

2. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, что предполагает словарно-семантическую работу и обучение морфологии и синтаксису;

3. Развитие связной речи учащихся, то есть работа над всеми видами речевой деятельности, над умениями и навыками порождать текст и воспринимать его.

Указанные три направления речевого развития учащихся включают как обязательную составную часть, так и специальную работу по предупреждению и устранению речевых ошибок.

К основным типам речи относят:

1. Урок обучения нового материала;

2. Комбинируемый урок;

3. Урок закрепления изученного материала;

4. Контрольный урок;

5. Урок работы над ошибками;

6. Анализы письменных работ.

К методам развития речи учащихся относятся:

1. Рецептивный. Он помогает формировать речевую деятельность учащихся. Сюда можно отнести беседу, рассказ учителя, чтение текста, чтение правил;

2. Репродуктивный. Этот метод включает в себя такие виды заданий по развитию речи как: выполнение слова или текста по алгоритму, составление словосочетаний, предложений, пересказ текста;

3. Продуктивный. Он обеспечивает выражение мыслей в устной и письменной формах. Этот метод используется при анализе текста;

4. Метод моделирования. Этот метод заключается в создании текста по опорным словам, написание сочинений по готовому плану.

В 5 и 6 классах на уроки развития речи выделяется 51 час, а в 8-9 классах по 17 часов. Контрольные изложения в 5 и 6 классах проводятся каждую четверть, а вот в 8-9 в каждом полугодии. Контрольные сочинения с 5 по 9 класс – в каждом полугодии.

Развития речи учащихся – это умения в устной и письменной форме высказывать мысль правильно, понятно, выразительно в соответствии с ситуацией общения высказывания. Уметь осуществлять информационную переработку, вести диалог.

Научить детей правильной и красивой речи – одна из самых сложных задач, требующая определенного подхода. От успешности ее решения напрямую зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников. В настоящее время система образования столкнулась с проблемой, что количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. Проблема развития речи традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Данная проблема находилась и находится в центре внимания многих наук, изучающих деятельность человека: педагогики, психологии и филологии [4, С.56].

Умение осознавать мотив и ставить цель

Умение настроиться на воспроизведение речи

Умение осознавать материал и ставить цель

Умение настроиться на понимание

Уметь передавать умения адресанта

Умение узнавать звучание языковой единицы

Умение прогнозировать возможного адресата

Умение узнавать графические единицы

Умение составлять устную речетворческую схему

Умение анализировать на слух

Умение составлять письменную речетворческую схему

Умение восстанавливать социокультурный контекст читаемого

Умение отобрать нужную информацию для устного высказывания

Уметь оценивать главное и второстепенное в предложенной теме

Умение отобрать нужную информацию для письменного высказывания

Умение отобрать нужный языковой материал

Умение восстанавливать комментарий автора

Умение отобрать нужный языковой материал

Умение учитывать стилистические особенности текста

Умение подготавливаться к адекватному ответу

Умение правильно оформлять, записать текст

Умение восстанавливать замысел писателя

Теоретические вопросы развития речи находят отражение в работах выдающихся лингвистов, методистов и учителей-практиков – это К.Д. Ушинский, А.А. Леонтьев, Т.А. Ладыженская, Л.В. Занков, Р.С. Немов, Н.И. Жинкин, Л.С. Выготский, М.Р. Львова, Е.И. Никитина и др.

Сейчас в центре внимания находится целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности. Главной задачей на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установкам.

Одно из решающих условий этой задачи – правильно развитая речь – важнейший пласт всестороннего полноценного развития детей. Чем обширнее правильнее у учащихся речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познавательной деятельности. Формирование правильного произношения – это сложный процесс, ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль над речью окружающих и собственной.

Следовательно, развитие речи учащихся – это практическая сторона обучения языку, формирование тех умений и навыков, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами – формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, словообразовательными моделями, а также формирование навыка для выражения своих мыслей, знаний, чувств.

1. Егорова Н.В. Поурочное планирование по русскому языку. 7 класс. – М., 2005. – 272 с.

3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: «Просвещение», 1981. – 214 с.

4. Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку. – Курск, 1994. – 56 с.

Источник

Какие периоды речевого развития выделяются в методике начального обучения русскому языку

Как учить? В соответствии с этим вопросом разрабатываются методы обучения, методические приемы, системы упражнений, рекомендации по применению тех или иных видов заданий, пособий, последовательных систем практических работ учащихся, уроков и их циклов и т. п.

Почему так, а не иначе? Здесь подразумевается исследование сравнительной эффективности методов, обоснование выбора методики, экспериментальная проверка рекомендаций и т. д.

Методика русского языка изучает уровни знаний, умений и навыков учащихся на разных ступенях обучения, выясняет причины успехов или неудач в обучении, исследует типичные ошибки — речевые, орфографические и пр., находит способы их устранения и предупреждения. Время подсказывает свои задачи методике, как и педагогической науке в целом. Так, в наши дни в методике русского языка идет активный поиск таких методов и приемов, которые обеспечивали бы максимальную познавательную активность и самостоятельность школьников в учебном процессе; наилучшее развитие мышления и речи учащихся; прочность усвоенных знаний, умений и навыков и т. д.

Обучение языку происходит в дошкольных учреждениях, в школе — начальной и средней, в техникумах (например, в педагогических училищах), в вузах. Задачи обучения родному языку на всех этих ступенях обучения, конечно, не могут совпадать. Но основные требования науки одинаковы: везде предметом науки является процесс овладения языком, независимо от ступени обучения методика изучает объективные закономерности усвоения языка, разрабатывает системы обучения, проверяет их и т. д.

Но каждая ступень имеет свои особенности. Так, методика дошкольного воспитания ориентируется в области родного языка в основном на развитие речи детей.

Источник

Какие периоды речевого развития выделяются в методике начального обучения русскому языку

ранний возраст — от 1 года до 3 лет — овладение слоговым и звуковым составом слова, простейшими связями слов в предложении; речь диалогическая, ситуативная;

дошкольный возраст — от 3 лет до 7 лет — появление монологической, контекстной речи; появление форм внутренней речи;

младший школьный возраст — от 7 до 10 лет — осознание форм речи (звукового состава слов, лексики, грамматического строя), овладение письменной речью, понятие о литературном языке и норме, интенсивное развитие монолога;

средний школьный возраст — от 10 до 15 лет — овладение литературной нормой, функциональными стилями речи, начало формирования индивидуального стиля речи;

старший школьный возраст — от 15 до 17 лет — совершенствование культуры речи, овладение профессиональными особенностями языка, становление индивидуального стиля.

Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.

Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является, во-первых, создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.

Второе условие любого речевого высказывания — это наличие содержания, материала, т. е. того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание. Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная забота о материале для речевых упражнений (рассказов, сочинений и пр.), о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *