какие практики проектной и исследовательской работы дошкольников реализуются и в какой форме
Проектная исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Татьяна Московкина
Проектная исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир,поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста проектно – исследовательская деятельность, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Дети, участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и самостоятельность.
В ходе проектной деятельности развились и детско-родительские отношения. Проектно-исследовательская деятельность предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Дети стали дома проводить эксперименты, опыты с родителями, стали выдвигать различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях.
1. Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Проектно-исследовательская деятельность — один из самых эффективных видов деятельности детей, который положительно влияет на развитие умственной активности и творческой самостоятельности и позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной интересующей нас проблемы и применять полученные знания на практике.
Становление у дошкольников научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к действительности.
1. Оеспечение психологического благополучия и развития детей
3. Развивать творческую активность познавательных процессов;
4. Учить решать исследовательские задачи, применяя новые инновационные методы и средства.
Проектная и исследовательская деятельность в детском саду неразрывны между собой.
Исследование
Проект
1. Исследоване — процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности;
2. Не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели, прототипа;
3. Является подготовительным этапом к использованию проектной деятельности;
4. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний.
1. Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
2. Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
3. Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта.
В деятельности ДОУ используются следующие типы проектов:
1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, буклетов, коллажей;
2. ролево-игровые (театрализованные постановки с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3.информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и
реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, выставки т. д.);
4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.).
1. по составу участников;
2. по целевой установке;
4. по срокам реализации.
Цели проектного обучения:
1. повышение личной уверенности каждого участника через осознание своих возможностей, личный рост
2. развитие сознания значимости коллективной работы для получения результата
3. развитие исследовательских умений (выявление проблемы, подбор необходимой информации, наблюдение практических ситуаций, выдвижение гипотез)
В основе проектно-исследовательской деятельности лежат:
1. развитие познавательных умений и навыков
2. умение ориентироваться в информационном пространственныеумение самостоятельно конструировать свои знания
3. умение интегрировать знания из различных областей наук
4. умение критично мыслить
Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.Ее можно представить как:
— способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;
— способ взаимодействия с окружающей средой;
— поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Природа творческого поиска едина как для взрослого, так и для ребенка.
Поэтому проектно-исследовательская деятельность детей организуется по той же схеме,что и взрослого человека и включает следующие элементы:
— выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
— поиск и предложение возможных вариантов решения;
-обобщение полученных данных;
-подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и т. п.)
С введением федеральных государственных требований в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников.К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:
— уметь видеть проблему и ставить вопросы;
— высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.
В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца. А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, без внешних установок и ограничений по времени.
В современных условиях развития образования становится актуальным разработка и применение целесообразных педагогических технологий, которые позволяют активизировать самостоятельную познавательную деятельность дошкольников и обеспечивают подготовку их не только к деятельности исполнителя, но и к самостоятельной постановке и решению проблем, а также к самообразованию.
Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской любознательности. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Этапы проектной деятельности:
1. младший дошкольный возраст (активнаяроль принадлежит взрослому, подражательно-исполнительский уровень, происходит в форме игры)
2. средний дошкольный возраст»5» лет (развивающий уровень проектирования, развиваться самостоятельно, активность воспитателя снижается)
3. старший дошкольный возраст (творческий этап проектной деятельности, характеризуется высоким уровнем интереса детей к творческому проектированию. Роль ззрослого на этом этапе- развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать её)
Общие методические рекомендации педагогам по руководству детской исследовательской деятельностью:
1. Старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо.
2. Не сдерживайте инициативы детей.
3. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться.
4. Избегайте прямых инструкций ребенку.
5. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
6. Помогайте учиться управлять процессом мышления:
— прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями.
— развивать навыки самостоятельного, оригинального решения проблем.
7. Педагог не должен подменять инициативу ребенка своими замыслами или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи ему. Чутко руководить и направлять замыслы ребенка, дать возможность ребенку самому сделать маленькое открытие, поделиться им со сверстниками, и получить от этого удовольствие и желание продолжать исследовать окружающий ми, – вот роль педагога в детской проектной исследовательской деятельности.
Оптимальные условия для экспериментально-исследовательской работы детей:
1. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, содержащим опыты, эксперименты, исследования, наблюдения.
2. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию с предметами окружающей среды.
3. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.
4. Создать в группах уголки, зоны для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе с воспитателем опыты самостоятельно в свободное время.
5. Использовать уголок природы и огород на окне для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.
6. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.
7. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности.
8. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
9. Разработать методы стимулирования и поощрения детей – активных исследователей.
10. Привлекать родителей к исследовательским детским проектам. Провести консультацию по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.
Программы реализуемые в ДОУ, предусматривают значительное количество занятий с детьми о растениях, животных, строении Солнечной системы. Но программа расчитана на получение готовых знаний, а не на практическую деятельность детей. Включение методов проектов в реализацию педагогического процесса позволяет нивелировать этот недостаток.
Проектный метод предполагает использование заданий не в готовом виде. Детям даётся возможность размышлять, исследовать, делать выводы. Когда ребёнок слышит, видит и делает сам, информация усваивается прочно и надолго.
«Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь», слова древнего мыслителя и философа Конфуция. На этом и основано внедрение проектно – исследовательской деятельности.
Я считаю, что проектно- исследовательская деятельность является актуальной, интересной и своевременной, потому, что знакомя детей с новыми понятиями, историческими фактами, педагог способствует расширению кругозора детей, формированию активного словаря, а значит развивает речевые умения и навыки личности, повышает уровень познавательных способностей, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к материальным и духовно-нравственным ценностям нашего мира.
Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста Целью моей работы является – содействие развитию у ребенка основ экологической культуры через метод проектов. Задачи: 1. Расширять представления.
Доклад «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» 1слайд Дошкольный возраст – возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии,.
План по самообразованию педагога «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» Цель : создание условий для успешной деятельности по познавательно- исследовательскому развитию детей в старшей группе. Задачи: 1. Повысить.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста «Такая разная вода» (план-конспект НОД) План – конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Такая разная вода» д/с «Ромашка» Арсентьевский.
Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» гласит китайская народная мудрость. И она очень точно характеризует.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в рамках реализации программы дошкольного образования «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.
Проектная деятельность по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Дом, в котором живут волшебники» Актуальность В каждом человеке живёт маленький волшебник. Стоит только разбудить желание.
Проектная деятельность в средней группе детей дошкольного возраста «Что делать в опасной ситуации» Проектная деятельность в средней группе детей дошкольного возраста. [/b]Паспорт проекта: «Что делать в опасной ситуации» Образовательная.
Проектно-исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Статья на тему: «Проектно-исследовательская деятельность – как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Организация проектной деятельности в детском саду
Майя Агафонкина
Организация проектной деятельности в детском саду
Организация проектной деятельности в детском саду
Современная педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проект в ДОУ – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты образования ФГОС.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствует и то, что он упоминается в контексте с проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами.
Классификация проектов, используемых в работе ДОУ
В настоящее время проектымогут классифицироваться по признакам: а) по составу участников;
б) по целевой установке;
г) по срокам реализации.
В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов:
— исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.).
Например: день игры; неделя игры; используются сценарии с ролевыми играми, игротренинги; алгоритмы сюжетных игр; сценарии игр –путешествий и т. д. ;— информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её.
Итогами проекта могут стать: рисунки детей –выставка; альбом с фотографиями; коллаж; рассказ; алгоритм; мнемотаблица; экскурсия и т. д. Итоговый продукт деятельности зависит от тематики проекта;— творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.
Проект основан на совместной творческой деятельности участников проекта. Деятельность намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату и интересам участников проекта. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например «Театральная неделя». Смешенные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.
Значимы и следующие виды проектов,в том числе:
— комплексные, например «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
— межгрупповые, например «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
— групповые, например «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
— индивидуальные, например «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица». Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.
По продолжительности они бывают:
— краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели);
— средней продолжительности (2-3 месяца);
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т. е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Все проекты проводятся внутри ДОУ, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве).
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты, например «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Особенности внедрения проектного метода в ДОУ
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанных на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило,осуществляется по следующим этапам:
— занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д. ;
— комплексные блочно-тематические занятия;
— интеграция: частичная или полная;
— метод проектов, как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления.
Работа в данном направлении реализуется, в первую очередь, через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.
Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, т. к. научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт.
Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Поэтому внедрение в практику работы проектного метода начинается с организации работы с педагогическими кадрами.
Это могут быть следующие методы и формы работы: семинары, консультации, коллективный просмотр занятий, деловые игры, методические выставки, мастер-класс; беседы, диспуты, практикумы, тренинги, круглые столы, работа с методическими материалами, дни взаимопосещений, презентации проектов.
Основной целью внедрения проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Цель позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Ребёнку метод проектов даёт возможность:
— экспериментировать, синтезировать полученные знания;
— развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Метод проектов может использоваться в работе с детьми, не только старшего, но и начиная с младшего дошкольного возраста.
Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста специфичны, позволяют определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала.
При этом, при планировании проектной деятельности, педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.
Первый этап подражательный, реализация которого, возможна с детьми 3,5–5 лет.
На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях»,
они выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе ребёнка. В этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Так,в младшем дошкольном возрасте задачами являются:
— пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
— приобщать детей к процессу познания;
— формировать различные представления;
— привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
— побуждать к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Совершенствование психических процессов:
— формирование эмоциональной заинтересованности;
— знакомство с предметами и действиями с ними;
— развитие мышления и воображения;
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
— осознание поставленной цели;
— овладение различными способами решения поставленных задач;
— способность предвосхитить результат, основываясь на прошлом опыте;
— поиск различных средств достижения цели.
Линии развития личности в младшем дошкольном возрасте по направлениям.
— стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
— формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (например, ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);
— социальное развитие: формирование способов общения (например, вернисаж «Моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеалогическое древо»).
— обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
— расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
— сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (например, математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц»,
Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы).
— развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
— овладение художественной деятельностью (например, комплексные проекты «Мир театра», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки» и др.).
Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее
организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны
достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и
поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему,
уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет.
Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать
творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Таким образом,задачи для старшего дошкольного возраста:
— развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
— развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
— формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
— развивать способность к прогнозированию будущих изменений. Формирование предпосылок учебной деятельности:
— произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
— потребности в создании собственной картины мира;
— навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
— самостоятельно искать нужное решение;
— выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
— самостоятельно анализировать полученные результаты.
Линии развития личности в старшем дошкольном возрасте по направлениям:
— развитие самопознания и положительной самооценки;
— овладение способами внеситуативно-личностного общения;
— высокий уровень коммуникативной компетентности;
— осознание функций речи (например, проект «Моя семья», групповые проекты «Познай себя»).
— развитие осознанного отношения к своему здоровью;
— формирование потребности в здоровом образе жизни;
— совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (например, ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).
— систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
— развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (например, клуб любителей книги «Волшебная страна»; групповые проекты «Подводный мир», «Весёлая астрономия»; межгрупповой проект «Времена года»).
— углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;
— овладение различными видами художественной деятельности;
— развитие способностей к эстетической оценке.
Таким образом, в проектной деятельности происходит формиро
вание субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индиви
дуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.
Это соответствует социальному заказу на современном этапе. Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать
её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и
опекой. Планирование проектной деятельностиначинается с вопросов:
«Для чего нужен проект?»,
«Ради чего он осуществляется?»,
«Что станет продуктом проектной деятельности?»,
«В какой форме будет презентован продукт?» Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов.
На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.
Обобщив опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие этапы работы над проектом:
1.Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
— к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
— в каких источниках можно найти информацию;
— какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
— с какими предметами научиться работать для достижения цели. 3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.
Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать
выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Таким образом выявляя специфику использования метода проектов в системе обучения и воспитания дошкольников в условиях ДОУ были сделаны следующие выводы.
1. Без внедрения новых идей и технологий в работе ДОУ невозможно реформирование всей системы дошкольного образования.
2. Любой проект основан на совместной творческой деятельности участников проекта. Деятельность намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату и интересам участников проекта.
3. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.
Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе способствует сплочению как педагогического коллектива, так гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями. Вывод. Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятельность в ДОУ имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольников. Технология проектирования помогает развить творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов.
Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем!» Тема: «Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем! Посвященной.
Деловая игра для педагогов «Организация двигательной деятельности в детском саду» Тема: «Организация двигательной деятельности в детском саду» Цель. Способствовать творческому поиску, проявлению инициативы, росту педагогического.
Исследовательский проект «Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста» Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутолимая.
Консультация для педагогов «Организация проектной деятельности в детском саду». Организация проектной деятельности в детском саду. Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения.
Консультация-практикум для воспитателей «Организация досуговой деятельности в детском саду» Все мы любим наблюдать за детьми во время праздника. Видеть, как меняются их напряжённые лица, как хмурятся их маленькие брови. Как тревожно.
Организация детской проектной деятельности как способ формирования патриотических чувств у старших дошкольников «Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, их красоты и величия».
Организация игровой деятельности детей в детском саду Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание,.
Организация проектной деятельности в ДОУ Для чего нужна проектная деятельность? Для поддержки детской познавательной инициативы; для получения позитивного социального опыта при.
Реализация проектной деятельности в детском саду. Проект «Как животные помогают людям» Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может развивать ребенка, в какой педагог умеет.
Семинар-практикум «Организация проектной деятельности в условиях детского сада» Цель: повышение профессиональной компетентности участников семинара через знакомство с методом проектов как средства развития творчества.