какие православные страны отмечают рождество 25 декабря
Почему католическое Рождество 25 декабря, а православное – 7 января
Католики и несколько поместных православных церквей празднуют Рождество 25 декабря. Армянская апостольская церковь – 6 января. 7 января Рождество помимо Русской православной церкви отмечают православные из Иерусалима, Грузии, Сербии, Польши, а также Украинская грекокатолическая церковь и старообрядцы. В чем причина этих различий, читайте в материале EG.ru.
Опаздывающий календарь
Когда христианский мир еще не успел расколоться, Рождество праздновали 25 декабря. Первое упоминание о том, что именно в этот день верующие отметили именно этот праздник, относится к 300-м годам. Тогда весь мир жил по юлианскому календарю. Он был лучше предыдущей системы летоисчисления, но все же оставался не совсем точным.
Из-за этих неточностей раз в 128 лет накапливался один нигде не учтенный день. С веками разница между годом календарным и астрономическим все больше и больше увеличивалась. Пасха начала праздноваться слишком рано и выпадала на разные дни недели. Глядя на все это, Папа Римский Григорий XIII решил: пора что-то менять.
Папа Римский Григорий XIII. wikimedia
В 1582 году Европа перешла на григорианский календарь. С тех пор католическая церковь пользуется григорианским календарем, а Русская православная – юлианским. Со временем на григорианский календарь стали переходить и другие страны мира, в том числе те, в которых часть населения относит себя к православию.
Россия держалась до последнего. Вплоть до 1917 года наша страна жила по юлианскому календарю, и поэтому Рождество мы отмечали тогда же, когда и остальной христианский мир – 25 декабря. После революции Россия перешла на «прогрессивный» календарь. К тому времени разрыв между календарями достиг уже 13 дней.
Русская рождественская открытка (начало XX века). wikimedia
Русская православная церковь переходить на григорианский календарь отказалась, несмотря на сильнейшее давление со стороны светского мира. И дело было уже далеко не в астрономии. В православии считается, что григорианский календарь коверкает последовательность событий, описанных в Библии, из-за чего Пасха празднуется не тогда, когда нужно. Поэтому православная церковь продолжила жить и определять даты праздников по юлианскому календарю. И Рождество в России, перешедшей на новый календарь, стали отмечать на 13 дней позже, чем в большей части христианского мира, – 25 декабря по старому стилю, но 7 января по новому стилю.
История раскола
Несмотря на разницу почти в две недели, и католики, и православные отмечают, по сути, один и тот же праздник, и верят, если не вдаваться в детали, практически в одно и то же. Но в христианском мире нет единства, и нет его уже очень и очень давно.
Официально датой раскола христианской церкви на Католическую с центром в Риме и Православную с центром в Константинополе принято считать 1054 год. Но корни этого события уходят еще глубже.
Самым большим религиозным спором между представителями двух противоборствующих сторон является различие в учении о Святой Троице. Западные церковные отцы считают, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Восточные – что только от Отца. При этом каждый, конечно же считает, что его точка зрения абсолютно верна, а оппонент заблуждается.
Константинополь. wikimedia
Но у раскола есть и множество других предпосылок, не все из которых имеют отношение к религии. Были на то и политические, и культурные причины. Рим и Константинополь жили слишком по-разному и при этом мало взаимодействовали.
Разница в культуре и менталитете западного и восточного мира, помноженная на отсутствие диалога, все больше отдаляла друг от друга два центра христианского мира. Масла в огонь подливали и политические разногласия, борьба за власть. Все это привело к тому, что в начале второго тысячелетия представителя двух спорящих сторон рассорились окончательно и предали друг друга анафеме. В 1054 году никто и представить не мог, что все это так затянется.
Разница в традициях
Разделившись, две христианские церкви стали укреплять и множить разногласия и разночтения, превращая небольшую трещину между западным и восточным миром в огромную пропасть.
Рождественская месса в Вифлеемской церкви Рождества Христова, 1992 год. wikimedia
Помимо разного подхода к учению о Святой Троице католики и православные спорят и о многом другом. Папа Римский непогрешим и никогда и ни в чем не может ошибаться, патриарх в православии такими привилегиями не обладает. Католическая церковь считает, что зачатие Девы Марии было непорочным, православные так не думают. У католиков есть Чистилище, у православных его нет.
В Католической церкви все духовенство должно быть неженатым, у православных есть священнослужители-монахи, но есть и женатые. Католики категорически против любых противозачаточных средств, православные смотрят на контрацепцию менее строго. Католикам разводы запрещены, православные допускают их при определенных обстоятельствах.
За века раскола разные подходы к тому, как креститься, молиться, сидеть или стоять в храме, причащаться, в чем ходить в церковь и так далее и тому подобное, лишь еще больше укрепились. Поэтому сейчас, хоть церкви и сделали шаг в сторону примирения, идея единого христианского мира мало кому кажется реальной.
Кстати: Католики не придерживаются такого строгого поста перед Рождеством, как православные. Католическое Рождество больше похоже на Новый год в России – вся семья наряжает ель, собирается за праздничным столом и дарит друг другу подарки. Главное рождественское блюдо у многих католиков – индейка или гусь, запеченные целиком.
Почему весь мир празднует Рождество 25 декабря, а Россия – 7 января
Как так получилось, что в нашем, таком небольшом мире, существует сразу два Рождества? Одно празднуют в ночь с 24 на 25 декабря, а другое – в ночь с 6 на 7 января.
Что необычного происходит 25 декабря
В ночь с 21 на 22 декабря случается Зимнее Солнцестояние – это самый короткий световой день в году и самая длинная ночь. А праздник Рождества (ночь с 24 на 25) происходит спустя 3 дня после этого знаменательного события. И это именно та точка, после которой световой день начинает увеличиваться, планета начинает движение в сторону нового цикла, нового рождения Солнца. Древние славяне и другие народы придавали большое значение этой дате, и Рождество пришло на смену старым праздникам.
Как же 25 декабря превратилось в 7 января
Изначально в России его праздновали так же, как и во всем мире – 25 числа. С одной лишь разницей: с 1582 года Европа жила по своему календарю (григорианскому), а Россия – по более старому (юлианскому). Иными словами, 25 декабря в Европе и 25 декабря в России – это разные дни. И к 1918 году разница эта составляла целых 13 дней! После революции было принято решение все же прейти на григорианский календарь, но Русская православная церковь отказалась осуществлять этот переход, и Рождество продолжили отмечать 25 декабря с уточнением «по старому стилю», что соответствовало 7 января «по новому стилю».
Только ли в России придерживаются такой традиции
Нет, так же Рождество празднуют в Грузии, Сербии, Иерусалиме и Афоне. Поэтому встречать праздник по «домашней» традиции можно в разных уголках мира. А можно, наоборот, отпраздновать Рождество дважды!
Несмотря на то, какую дату мы выбираем, важно в этот день сохранить добрый настрой и веру в Чудо, обновление, приход в этот мир Божественного начала и Света. И тогда любая дата будет для нас наполнена смыслом и радостью – а без этих составляющих праздник не может быть полным!
Многие православные церкви отметят Рождество в ночь на 25 декабря
МОСКВА, 24 дек — РИА Новости. Десять из 15 поместных православных церквей празднуют Рождество в ночь с 24 на 25 декабря — как и большинство христиан западного мира.
«Эти церкви пользуются не «католическим» григорианским календарем, а так называемым новоюлианским, появившимся в 1920-е годы. Пока он совпадает с григорианским. Расхождение между этими календарями в один день накопится к 2800 году», — сообщил РИА Новости зампредседателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.
По старому юлианскому календарю живут пять православных церквей мира. Вместе с Русской православной церковью праздник Рождества Христова в ночь с 6 на 7 января отметят Иерусалимская, Грузинская, Сербская и Польская православные церкви, афонские монастыри, а также многие католики восточного обряда и некоторые протестанты.
По словам представителя РПЦ, Польская православная церковь в марте 2014 года вернулась полностью на старый календарный стиль — через 90 лет после того, как по настоянию тогдашних государственных властей приняла новый календарь в церковной жизни. Однако большинство ее приходов продолжали отмечать праздники по старому стилю, и его официальное восстановление было встречено верующими с удовлетворением.
Вопрос для Всеправославного собора
«Тема церковного календаря является одним из вопросов повестки дня Всеправославного собора, запланированного на 2016 год. Но никаких революционных решений от предстоящего общеправославного форума не ожидается, — хотя бы уже потому, что все его постановления будут приниматься исключительно на основе единогласия всех автокефальных церквей православного мира, а церкви, придерживающиеся старого календаря, включая Русскую, отнюдь не намерены пересматривать свою практику в этом отношении», — отметил протоиерей Николай Балашов.
По его словам, Всеправославный собор, скорее всего, подтвердит высказанное еще в 1948 году мнение Совещания глав и представителей православных церквей о том, что «для неподвижных праздников каждая автокефальная церковь может пользоваться существующим в этой церкви календарем» при сохранении общей Александрийской пасхалии.
Проект постановления Всеправославного собора по этому вопросу, подготовленный в 1982 году, будет предварительно рассматриваться начавшей свою работу минувшей осенью специальной межправославной комиссией, принимающей свои рекомендации также на основе принципа консенсуса (единогласия). В упомянутом проекте говорилось, что календарный вопрос «является предметом подобающей оценки церковью своей пастырской ответственности и соответствующих нужд своей паств»; при этом подчеркивается, что единство православия «никоим образом не должно быть поколеблено», и календарные различия «не должны вести к разделению, расхождениям и расколам». «Значит, настроения паствы обязательно будут учтены участниками собора», — подытожил Балашов.
Календарная реформа
Календарная реформа, заменившая юлианский стиль на григорианский, была предпринята в XVI веке при папе Римском Григории XIII, по имени которого и получил свое название новый календарь. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.
В этих же целях в 1923 году по инициативе Константинопольского патриарха состоялось совещание православных церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская православная церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия.
Узнав о совещании в Константинополе, патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на Новоюлианский календарь. Но это вызвало протесты и нестроения в церковном народе. Поэтому постановление было отменено менее чем через месяц.
Расхождение юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, григорианского — за 3 тысячи 333 года, а новоюлианского — за 40 тысяч лет.
Современные реалии
Тем не менее Балашов заверил, что «в настоящее время перед Русской православной церковью вопрос о перемене календарного стиля не стоит». «Подавляющее большинство верующих привержено сохранению существующего календаря. Юлианский календарь дорог нашему церковному народу и является одной из культурных особенностей нашей жизни», — подчеркнул представитель Московского патриархата.
Правда, по его словам, небольшое количество приходов РПЦ в дальнем зарубежье, состоящих преимущественно из местных жителей, отмечают Рождество по новому календарю.
Генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, в свою очередь, сказал РИА Новости, что многие католики восточного обряда, в частности, Украинская греко-католическая церковь, встречают Рождество по юлианскому календарю — 7 января. Вместе с православным большинством 7 января Рождество празднуют и некоторые российские протестанты.
В представительстве же Армянской апостольской церкви, живущей по собственному, «апостольскому» календарю, РИА Новости сообщили, что встречают Рождество в ночь с 5 на 6 января.
Не только католики
Почему в ответ на поздравление с Рождеством не стоит отвечать: «Вы что – католики?», и что празднуют 25 декабря одиннадцать Православных Церквей.
Каждый год накануне 24 декабря вновь звучат голоса нетерпеливых православных: «Хотим Рождества! Весь мир отметит праздник, а нам опять предстоит постный Новый год и скучать до конца каникул: 7 января только проснемся после ночной службы, а завтра уже на работу».
Длинные каникулы, кстати, появились не так давно: впервые продлили выходные до Рождества только в 2005 году, а до того с 90-х годов в России праздновали только 1, 2 и 7 января.
Но самый сокрушительный аргумент: не только католики! Одиннадцать Поместных Православных Церквей отмечают Рождество 25 декабря.
Что такое Поместные Православные Церкви?
Православная Церковь не имеет единого юридического и духовного главы и провозглашает духовное равенство всех епископов. Сегодня она состоит из 15 Поместных Автокефальных Церквей, то есть самостоятельно выбирающих своего Предстоятеля, а также трех автономных Церквей — то есть пользующихся широким самоуправлением. Важные вопросы Православная Церковь решает, созывая поместные или Вселенские Соборы.
Какие Поместные Церкви празднуют Рождество 25 декабря?
Их действительно много. Константинопольская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Александрийская, Антиохийская, Албанская Православные Церкви, а также Православная Церковь Чешских земель и Словакии и Православная Церковь в Америке отмечают Рождество 25 декабря.
В ночь с 6 на 7 января вместе с Русской Православной Церковью Рождество отмечают в монастырях Афона, а также Иерусалимская, Сербская, Грузинская и Польская Православные Церкви.
Почему так произошло?
События, повлиявшие на это, случились в 20-е годы прошлого века. Они связаны с деятельностью митрополита Мелетия (Метаксакиса), который в короткий срок успел побывать Предстоятелем трех Автокефальных Церквей и провел ряд реформ, попытавшись изменить основы православной экклесиологии.
Известный своими модернистскими взглядами и открытым общением с представителями западных Церквей, реформатор Метаксакис за нарушение канонов в декабре 1921 года был низвергнут Синодом Элладской Церкви.
Но решение Синода было отменено, и митрополит Мелетий в январе 1922 года стал Константинопольским Патриархом.
В июне 1923 года в Стамбуле Метаксакис созвал так называемый «Всеправославный конгресс», на котором и было принято решение об изменении календаря Православной Церкви. Это было сделано вопреки постановлениям Великих Соборов 1583, 1587 и 1593 годов и привело к трагическим последствиям.
Впрочем, всеправославным конгресс можно назвать лишь условно. На нем присутствовали представители лишь трех Поместных Церквей: Греции, Румынии и Сербии. Антиохийская, Иерусалимская и Александрийская Патриархии от участия отказались. Русская Православная Церковь в это время переживала не лучшие времена, в самом разгаре был раскол. Других Православных Поместных Церквей к тому моменту еще не существовало.
Переход на новый календарь произошел в первую очередь в Греции и вызвал не только раскол внутри Церкви, разделив верующих на старостильников и новостильников, но даже привел к кровопролитию: недовольные решением собора верующие разгромили резиденцию Константинопольского Патриарха. А самого Мелетия вынудили не только отречься от патриаршества, но и покинуть Стамбул.
Почему часть Церквей служит по григорианскому календарю, как католики?
Считать так ошибочно. Даже на соборе в Константинополе в 1923 году собравшиеся беспокоились, что календарная реформа может быть превратно воспринята как исходящая от Папы.
Поэтому для расчета неподвижных праздников возник особый календарь – новоюлианский, который и используется одиннадцатью Поместными Церквями. Этот календарь является модификацией юлианского, но до 28 февраля 2800 года будет полностью совпадать с григорианским, хотя и построен на более сложном расчете. В 900-летнем цикле он упраздняет 7 суток, в отличие от григорианского календаря, который убирает 3 дня за 400 лет.
Новоюлианский календарь был разработан сербским астрономом и математиком, профессором Белградского университета Милутином Миланковичем в 1924 году.
Впрочем, исчисление Пасхалии всеми Поместными Церквями, кроме Финляндской Православной Церкви, ведется сегодня по юлианскому календарю.
Почему Русская Православная Церковь не присоединилась к соборному решению 1923 года?
Как раз присоединилась, но вынужденно. 15 октября 1923 года новоюлианский календарь был формально, под жестким давлением властей, введен Патриархом Тихоном.
Однако он вызвал такое несогласие внутри Церкви и среди верующих, что спустя 24 дня Патриарх распорядился отложить введение нового стиля в церковное употребление.
Можно сказать, что это было сделано ради мира внутри общины верующих. При этом для самих верующих сохранение старых церковных календарных традиций в советские годы стало актом исповедания веры.
Одиннадцать Поместных Церквей – это много или мало?
Когда мы сравниваем одиннадцать Церквей с четырьмя, разница кажется значительной.
Русская Православная Церковь насчитывает более 120 млн верующих, еще около 8-10 млн приходится на сербов, рассеянных по всему миру, 4 млн православных в Грузии, около 1 млн в Польше и небольшая часть в Греции, на Афоне и в Иерусалиме. По самым грубым расчетам 136 млн православных придерживаются старого стиля.
Им противопоставлены Элладская Церковь, в которой состоит 9 млн верующих, Константинопольская – 3,5 млн, самая многочисленная Румынская Православная Церковь насчитывает около 19 млн православных, в Болгарии их 6 млн. Антиохийская, Кипрская, Албанская, Александрийская и Православная Церковь Чешских земель и Словакии вместе насчитывают примерно 3 млн верующих. Вместе эти Церкви составляют не больше 40 млн верующих, придерживающихся новоюлианского календаря.
Выходит, что в количественном отношении православных, празднующих Рождество 25 декабря, не больше 30%.
Кстати, в 2014 году произошел беспрецедентный случай. Польская Православная Церковь отменила решение 1924 года о введении «нового стиля». Церковь, абсолютно интегрированная в общественно-политическую жизнь Европы, вернулась к старому.
Дело в том, что решение собора 1924 года на большинстве приходов по факту не реализовывалось. Вероятно, в момент получения автокефалии православные поляки подвергались преследованиям власти, а решение о переходе на новоюлианский календарь было вынужденным.
Как живется верующим разных юрисдикций? Не возникают ли у них проблемы из-за календаря?
Сказать, что проблем совсем нет – было бы лукавством. Самым показательным примером будет здесь Америка, в которой живут представители практически всех Поместных Церквей. Но для русских православных в Америке проблемы связаны вовсе не с «как поститься в Новый год», а в большей мере с тем, куда податься.
Малочисленность приходов и большая их удаленность друг от друга – довольно серьезный аргумент в вопросе выбора юрисдикции Православной Церкви. Бывает, что на всю округу едва найдется один православный храм, и тот не вашей Поместной Церкви. Это как если бы жителю Южного Бутова, а то и Калуги, чтобы помолиться на литургии и причаститься, приходилось бы каждый раз ехать в Троице-Сергиеву лавру.
Хотя православные на Аляске придерживаются старого календаря, как и некоторые Поместные Церкви Америки, большинство Поместных Церквей в США и даже некоторые приходы Московского Патриархата в США Рождество отмечают 25 декабря.
Многие православные в Америке отмечают церковные праздники дважды. Причиной такой гибкости является не только удаленность и разбросанность приходов, но и место работы верующих. Если праздник по новому стилю приходится на выходной, например, а по старому стилю он выпадает на будний день, то ради службы люди предпочитают отметить праздник по новому стилю.
С другой стороны, многие городские приходы Православной Церкви в Америке на Западном побережье континента празднуют Рождество по обоим календарям. Это связано с большим числом русских иммигрантов и особенно популярно в регионах, где поблизости нет приходов РПЦЗ.
Мало этого, в приходе американского города Такома, например, на рождественскую старостильную службу приезжают палестинцы. Поэтому часть службы вообще поется по-арабски. Словом, в Америке календарем пользуются довольно гибко.
Несмотря на наличие в Москве подворий Поместных Церквей, они остаются приходами Московского Патриархата с представителями Поместных Церквей в качестве настоятелей. Поэтому Рождество в них будут отмечать по старому стилю. Новостильный православный храм в Москве вы вряд ли сумеете найти.
Если приглашают праздновать 25 декабря, соглашаться?
Решать, разумеется, вам. Если вы живете в США и снимаете квартиру у прихожан Американской Православной Церкви, то будьте уверены, они обязательно пригласят вас к своему праздничному столу 25 декабря и предложат традиционный рождественский eggnog – напиток на основе яиц.
Приглашение на Рождество – это повсеместная традиция. Во всех православных странах считается, что в этот день никто не должен быть в одиночестве, а уж позвать на Рождество брата во Христе – естественно.
Как относиться к идее перехода на новый календарь?
С осторожностью. В последнее время предложения о переходе на новый стиль звучат чаще от политиков. Тем не менее, кажется, ни один церковный собор не обходится без обсуждения календаря, однако всякий раз решение по этому вопросу откладывается для сохранения мира. Переход на новый календарь вряд ли будет воспринят всей Церковью «на ура», но то, что это может расколоть общество – очень возможно.
Есть ли что-то общее в праздновании Рождества Поместными Церквями?
В приходе Свято-Владимирской семинарии в США накануне Рождества обычно появляются объявления о подготовке к празднику, который в том числе касается застолья. Всех верующих приглашают на Вилию (от слова Vigil, Всенощная) или Cвятой ужин/Свят-Вечер (Holy Supper, Сочельник), которая проходит в трапезной храма.
Этот постный торжественный ужин разделяют между собой многие христиане в восточной части мира, включая Польшу, Украину, Румынию, Болгарию и некоторые регионы России, но называться блюда будут на свой манер. Теперь это довольно популярная традиция и во многих американских приходах.
Поскольку праздничная Всенощная начинается в 19 часов вечера, то ужин устраивают примерно в 17 часов. Это позволяет верующим вместе насладиться трапезой и оставляет для священников время передохнуть перед богослужением.
Стол на Вилию застилают сеном – это символизирует скромный хлев, в котором родился Христос. За столом сервируется одно дополнительное место для Христа, некоторые говорят, что это место для странника или незнакомца, в образе которого Он может явиться.
На стол ставят 12 блюд – символ двенадцати учеников Христа. Трапеза начинается с горьких продуктов (чеснока) и заканчивается сладкими десертами с медом. Эта последовательность символизирует переход от мира без Христа к миру с Христом.
Традиционно самый младший ребенок объявляет о появлении первой звезды на ночном небе, будто провозглашая пришествие света в мир тьмы. Трапеза начинается с молитв и преломления хлеба. Усопшие члены семьи тоже поминаются в это время – в молитвах тех, кто участвует в ужине. Ужин едят при свечах. Продолжается праздник Богослужением и приветствием друг друга возгласом «Христос рождается! Славьте Его!».
Не обходится и без колядок, правда поются они не во всех церквях. Сербы в этом отношении довольно скромны, зато болгары сразу после Рождества устраивают целые этно-фестивали колядовщиков.
Практически во всех Поместных Церквях на Рождество зажигают свечи. Где-то их ставят у икон, где-то в подсвечниках на столах, в Грузии их помещают на окнах.
Но где бы ни была поставлена свеча, она всегда символизирует «свет Христов, который просвещает всех».
Какими бы жаркими ни были споры о календарях, Рождество – вовсе не календарное событие и уж тем более не то, что нам надо выбирать. Это не праздник только православных или только католиков, это не праздник только детей. Он вообще не для избранных. Рождество – для всех, для всего человечества. В этом и есть главный смысл события, произошедшего больше двух тысяч лет назад, когда в мир пришел Спаситель, открыв через Свое рождение инобытие.
Автор выражает благодарность иеромонаху Игнатию (Шестакову) и Ольге Кирильченко за помощь в подготовке материала