какие преимущества имеют мультимедийные приложения в образовании перед традиционной формой обучения

Подготовить доклад по теме: «Преимущества мультимедийных обучающих приложений в образовании пере…

ВАШ УРОК
Нужен ответ14835
Помощники
Школы
Это интересно
Задать вопрос
Войти
33АнонимИнформатика20 апреля 22:43
Какие преимущества имеют мультимедиа приложения в образовании перед традиционной формой обучения?

Ответ или решение1

Мультимедиа – это набор аппаратных и программных составляющих, которые дополняют и расширяют возможности любого компьютера. В современном этап развития человечества необходимо обеспечить как индивидуальный, так и массовый подход в образовании. Решение поставленной задачи, а именно массовости обучения, решается и будет решаться с определенным успехов в системе образования, которая построена на традиционных технологиях обучения. Общим решение в нынешнее время — это внедрение мультимедийных образовательных систем. Отличие мультимедийного обучение от традиционного заключается в следующем: Гибкость, то есть возможность заниматься в то время которое человек сличает удобным и при этом не зависящий от длительности времени. Параллельность. Можно заниматься сразу несколькими делами одновременно. Охват. Информацию собирать сразу с нескольких источников, а также возможность общаться по сети с другими людьми. Экономичность. Не нужны большие затраты на использование учебных помещений, подготовку специалистов. Технологичность. В процессе работы используются новые информационные технологии. Они дают возможность продвигаться человеку в мировом информационном пространстве. Социальное равноправие. Возможность на равных получать образования и при этом не зависеть от места проживания, материальных благ и здоровья того, кто проходит обучение. Интернациональность. Продвижение своего товара на мировой рынок услуг в сфере образования
Твой класс
За

Источник

Мультимедиа в современном образовании

Мультимедиа (лат. Multum + Medium) — одновременное использование различных форм представления информации и ее обработки в едином объекте-контейнере

Мультимедиа – набор аппаратных и программных компонентов, которые значительно изменяют и расширяют возможности компьютера

Термин мультимедиа также, зачастую, используется для обозначения носителей информации, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним (первыми носителями такого типа были CD — compact disk). В таком случае термин мультимедиа означает, что компьютер может использовать такие носители и предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст.

Содержание

Классификация

Мультимедиа может быть грубо классифицировано как линейное и нелинейное.

Аналогом линейного способа представления может являться кино. Человек, просматривающий данный документ никаким образом не может повлиять на его вывод.

Нелинейный способ представления информации позволяет человеку участвовать в выводе информации, взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных. Участие человека в данном процессе также называется «интерактивностью». Такой способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полным образом представлен в категориях компьютерных игр. Нелинейный способ представления мультимедийных данных иногда называется «гипермедиа».

В качестве примера линейного и нелинейного способа представления информации, можно рассматривать такую ситуацию, как проведение презентации. Если презентация была записана на пленку и показывается аудитории, то при этом способе донесения информации просматривающие данную презентацию не имеют возможности влиять на докладчика. В случае же живой презентации, аудитория имеет возможность задавать докладчику вопросы и взаимодействовать с ним прочим образом, что позволяет докладчику отходить от темы презентации, например поясняя некоторые термины или более подробно освещая спорные части доклада. Таким образом, живая презентация может быть представлена, как нелинейный(интерактивный) способ подачи информации…

Возможности

2. Мультимедийные игры — такие игры, в которых игрок взаимодействует с виртуальной средой, построенной компьютером. Состояние виртуальной среды передается игроку при помощи различных способов передачи информации (аудиальный, визуальный, тактильный). В настоящее время все игры на компьютере или игровой приставке относятся к мультимедийным играм. Стоит отметить, что в такой тип игр можно играть как в одиночку на локальном компьютере или приставке, так и с другими игроками через локальную или глобальную сети.

Различные форматы мультимедиа данных возможно использовать для упрощения восприятия информации потребителем. Например, предоставить информацию не только в текстовом виде, но и проиллюстрировать ее аудиоданными или видеоклипом. Таким же образом современное искусство может представить повседневные, обыденные вещи в новом виде.

Различные формы предоставления информации делают возможным интерактивное взаимодействие потребителя с информацией. Онлайн мультимедиа все в большей степени становится объектно-ориентированной, позволяя потребителю работать над информацией, не обладая специфическими знаниями. Например, для того, чтобы выложить видео на YouTube [1]или Яндекс[[2]]. Видео, пользователю не требуется знаний по редактированию видео, кодированию и сжатию информации, знаний по устройству web-серверов. Пользователь просто выбирает локальный файл и тысячи других пользователей видеосервиса имеют возможность просмотреть новый видеоролик.

Преимущества мультимедиа в образовании

Нынешний этап развития общества требует при сохранении преимуществ индивидуального подхода в обучении обеспечить массовость не только в области получения различных уровней образования, но и при активно востребуемой в последнее время профессиональной переподготовки и повышения квалификации, доля которых неуклонно возрастает. Задача массовости обучения с успехом решалась и решается всей системой образования, построенной на традиционных технологиях, чего нельзя сказать об его индивидуализации. Комплексное решение этих двух задач на сегодняшний день многие видят в создании и внедрении Мультимедийных обучающих систем (МОС).

Мультимедийное обучение от традиционных форм обучения отличают следующие характерные черты:

Правильно разработанные мультимедиа, гораздо лучше, чем текстовая информация, помогают ученикам построить точную и эффективную ментальную модель. Потенциальные преимущества правильно разработанных мультимедиа, согласно комплексному исследованию Шепарда (Shephard), следующие:

1. Альтернативные перспективы

2. Активное участие

3. Ускоренное обучение

4. Запоминание и применение знаний

5. Навыки решения проблем и принятия решений

6. Системное понимание

7. Мышление высшего порядка

8. Автономность и внимательность

9. Управление темпом и информационными последовательностями

10. Доступ к информации для поддержки

Давая человеку возможность воспринимать видео и аудио, мультимедиа, имеет преимущество перед каждой из этих возможностей в отдельности. Кроме того, так как эти два канала обработки информации очень различны, то их комбинация в мультимедиа очень успешна, так как использует преимущества обоих систем. Связи между текстом и графикой потенциально позволяют глубже понять и лучше построить ментальную модель. [4]

Мультимедийное обучение также очень интересно для людей, которые находятся вне традиционного образовательного пространства. Исследователь человеческого фактора Tоуренс Наджар (Lawrence Najjar) рассмотрел, как мультимедиа влияют на обучение и вывел следующие методики:

Формы применения мультимедиа

Формы применения мультимедиа различны – от игровых до исследовательских. В первую очередь разработчикам необходимо определиться, какого результата они хотят добиться, и уже после этого выбирать элементы, наиболее подходящие для поставленных задач. Затем следует убедиться, что выбранные элементы мультимедиа хорошо разработаны и сочетаются друг с другом. Успешное применение мультимедиа в обучении включает не просто одновременное применение множества система представления информации, но подразумевает продуманное применение разных систем с тем, чтобы максимизировать свойства каждой из систем, расширяя и углубляя опыт обучения.

В образовании мультимедиа используется для создания компьютерных учебных курсов (популярное название CBTS) и справочников, таких как энциклопедии и сборники. CBT позволяет пользователю пройти через серию презентаций, тематического текста и связанных с ним иллюстраций в различных форматах представления информации. Edutainment – неофициальный термин, используемый, чтобы объединить образование и развлечение, особенно мультимедийные развлечения. Теория обучения за последнее десятилетие была значительно развита в связи с появлением мультимедиа. Выделилось несколько направлений исследований, такие как теория когнитивной нагрузки, мультимедийное обучение и другие. Возможности для обучения и воспитания почти бесконечны. Идея медиа-конвергенции также становится одним из важнейших факторов в сфере образования, особенно в сфере высшего образования. Определяемая как отдельные технологии, такие как голосовые (и функции телефонии), базы данных (и производные приложения), видео-технологии, которые сейчас совместно используют ресурсы и взаимодействуют друг с другом, синергетически создавая новые оперативности, медиа-конвергенция – это стремительно меняющийся учебный курс дисциплин, преподаваемых в университетах по всему миру. Кроме того, она меняет наличие, или отсутствие таковой, работы, требующей этих “подкованных” технологических навыков. Газетные компании также пытаются охватить новый феномен путём внедрения его практик в свою работу. И пока одни медленно приходят в себя, другие крупные газеты, такие как The New York Times, USA Today и The Washington Post создают прецедент для позиционирования газетной индустрии в глобализованном мире.

Разработчики программного обеспечения могут использовать мультимедиа в компьютерных симуляторах чего угодно: от развлечения до обучения, например: военного или производственного обучения. Мультимедиа для программных интерфейсов часто создаётся как коллаборация между креативными профессионалами и разработчиками программного обеспечения.

3.Математические и научные исследования

В математических и научных исследованиях мультимедиа в основном используется для моделирования и симуляции.Например: учёный может взглянуть на молекулярную модель какого-либо вещества и манипулировать ею с тем, чтобы получить другое вещество. Образцовые исследования можно найти в журналах, таких как Journal of Multimedia.

Литература

1. Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. С.Пб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2000.

2. Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. М.: ЮНИТИ, 1999.

3. С. Новосельцев “Мультимедиа — синтез трех стихий”. Компьютер–Пресс.1991.

4. Шлыкова Ольга «Культура мультимедиа: Учебное пособие для студентов». 2004.

5. В. Дьяконов “Мультимедиа–ПК”. Домашний Компьютер. 1999.

6. Казаков С.И. Основы сетевых технологий. М.: Радио и связь, 1998.

7.«Мультимедиа для всех» статьи И.Р.Куцнецова [[5]]

8. В.А.Никеров «Компьютер для работы и дома» 1998г

9. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. М. – «Знание», 2000.

Источник

Реферат по теме «Применение мультимедийных средств в системе обучения»

Данная разаработка представляет практическую работу по курсу «Организация менеджмента в образовательной среде». Реферат по дисциплине «Информационные технологии в управлении образовательной организацией» по теме «Применение мультимедийных средств в системе обучения».

Просмотр содержимого документа
«Реферат по теме «Применение мультимедийных средств в системе обучения»»

Реферат по дисциплине:

«Информационные технологии в управлении образовательной организацией»

«Применение мультимедийных средств в системе обучения»

Молокова Юлия Павловна

Мультимедийные технологии в образовании. (с. 4 – 5)

Возможности использования мультимедийных технологий. (с. 5 – 7)

Недостатки мультимедийных средств обучения. (с. 7 – 8)

Список литературы. (с. 9)

XXI век называют «эпохой информации», «веком глобального информационного общества». В таком обществе образование, знания, информация и коммуникация составляют основу развития и благополучия человеческой личности. Именно поэтому одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения. (Информатизацию образования рассматривают как систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в образовательном процессе)
Одна из главных задач школы сегодня – выпустить из своих стен гармонично развитую личность, которая не потеряется в информационном обществе. Именно поэтому в стратегии модернизации образования говорится о необходимости изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности.
В современных условиях одной из главных задач образования является не просто получение учащимися определённой суммы знаний, а формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, их накопления и систематизации. Перед педагогами ставится новая задача: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях.

Мультимедийные технологии в образовании.

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.
Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.
С помощью мультимедийных технологий эффективно решаются многие дидактические и воспитательные задачи. Их применение полезно, когда происходит:

изложение новых знаний;

объяснение в динамике принципов действия сложных механизмов, процессов, графических моделей;

наблюдение трудоемких процессов

представление видеодокументов, укрепление связи с жизнью;

наблюдений скрытых процессов протекающих внутри оборудования

создание баз данных для учебно-тренировочных и исследовательских работ;

рационализация учебного процесса, повышение его продуктивности, обеспечение оптимального объема передачи и усвоения научной информации путем повышения качества педагогического управления.

В соответствии с осуществляемыми функциями современных технических средств выделяют следующие способы использования их в процессе обучения:

Источник учебной информации.

Средство выбора информации и ее качественной обработки.

Средство представления (презентации) учебного материала.

Средство осуществления контроля над выполнением образовательной задачи.

Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.

Возможности использования мультимедийных технологий.

Использование мультимедийных технологий в учебном процессе обеспечивает возможность:

дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;

повысить роль наглядности в учебном процессе;

удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;

освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний;

наладить эффективную обратную связь; (рефлексия)

организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости.

Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:

1. При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.

2. При закреплении новой темы.

3. Для проверки знаний Компьютерное тестирование – это самопроверка и самореализация, это хороший стимул для обучения, это способ деятельности и выражения себя. Для учителя – это средство качественного контроля знаний, программированный способ накопления оценок.

4. Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам.

5. При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов.

6. При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.

Недостатки мультимедийных средств обучения.

Общим недостатком большинства существующих мультимедийных средств обучения остается следующее:

Недостаточные навыки обучаемых и педагогов.

Сложность создания учебных материалов. Создание аудио, видео, графики и других элементов мультимедиа средств намного сложнее, чем написание традиционного текста.

Сложности настройки и использования программного и аппаратного обеспечения.

Для успешного внедрения этих технологий учитель должен иметь

навыки пользователя ПК,

владеть умениями планировать структуру действий для достижения цели исходя из фиксированного набора средств;

описывать объекты и явления путем построения информационных структур;

проводить и организовывать поиск электронной информации;

четко и однозначно формулировать проблему, задачу, мысль и др.

Использование мультимедиа технологий в учебном процессе позволяет:

Организовать оптимальное сочетание мотивационных и наглядных параметров учебного материала.

Провести учет характеристик динамики работоспособности учащихся.

Организовать подготовку и проведение урока с учетом особенностей восприятия мультимедийных материалов.

Использовать специальные приемы, связанные с характеристиками учебного материала и его структурированием.

Использовать такие компоненты учебного материала, которые имеют отношение к самопознанию, самовыражению, самоутверждению, общения и оценки со стороны окружающих.

1. Александр Глебко “Компьютер сводит с ума”www.medmedia.ru/printarticle.html?715591

А.В. Овчаров “Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий”.aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html

О. П. Окопелов “Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве”. Информатика и образование, 2001. №3

Источник

Статья на тему «Преимущества и недостатки использования мультимедиа в обучении учащихся»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Преимущества и недостатки использования мультимедиа в обучении учащихся

1. Сущность понятия мультимедиа технологии обучения

Классификация и области применения мультимедиа приложений

Мультимедиа продукты учебного назначения

2. Формы предъявления мультимедиа технологий обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов

3. Преимущества и недостатки использования мультимедиа технологий в процессе обучения

информация, воспринимаемая зрением человека, так называемая зрительная или визуальная информация, включающая текст, графические изображения и рисунки, фотографии, мультфильмы, видеофильмы;

информация, воспринимаемая слуховым аппаратом человека, так называемая звуковая информация, включающая произвольные шумы, музыкальные произведения, речь;

информация, воспринимаемая сенсорной системой человека, так называемая сенсорная или тактильная информация, при работе с помощью специальных технических средств.

Само понятие «мультимедиа» настолько широко и расплывчато, что в него можно включить огромный спектр программного и аппаратного обеспечения, от 8-битной звуковой платы и накопителя для компакт-дисков с одинарной скоростью до профессиональных программ и компьютеров, используемых при создании специальных киноэффектов и даже целых компьютерных фильмов. Актуальность применения мультимедиа обусловлена как желанием создания как можно более точной информационной модели окружающего мира, так и наличием в настоящее время технических возможностей для реализации данного желания. В связи с этим не вызывает сомнения и актуальность изучения вопросов, связанных с мультимедиа.

В общем случае мультимедиа включает в себя следующие составляющие:

технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;

информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;

компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;

компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;

особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию).

Таким образом, в широком смысле термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).

Цель данного курсового проекта: определить дидактические основы использования мультимедиа-технологий обучения в процессе подготовки специалистов сельскохозяйственного производства.

Для достижения цели курсовой работы ставим следующие задачи:

. Определить сущность понятия «мультимедиа-технологии обучения».

. Выявить формы предъявления мультимедиа-технологий обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов.

. Выяснить достоинства и недостатки использования мультимедиа-технологий в процессе обучения.

мультимедиа обучение приложение учащийся

1. Сущность понятия мультимедиа технологии обучения

Сегодня сложилось три различных понимания слова мультимедиа.

По мере развития компьютерной техники появлялась возможность обработки все более разнообразной информации: начав с чисел, компьютер освоил работу с текстом; затем в сферу его интересов попали звуки и изображение; сегодня компьютер свободно обращается с озвучиванием и фрагментами видео.

Сейчас кажется даже странным, что только более чем через 10 лет после начала компьютерной обработки изображения, речи, синтеза музыки возникла идея объединить все это в единое целое, которая получила название «мультимедиа».

Мультимедиа-продукт может содержать не меньше информации, чем довольно большой музей или библиотека, а поскольку в принципе он доступен любому, значит, он должен быть организован так, чтобы в нем можно было разобраться без специального образования. Для этого создается система меню и ссылок, которая служит путеводителем в море данных. По главному меню можно оценить структуру материала и быстро отыскать нужный раздел, при желании легко можно пропустить неинтересное, получить справку, если вдруг встретилось непонятное слово или углубится в детали. Есть также докторские энциклопедии, в которых можно узнать все болезни, о первой помощи и т.д. Есть анатомические атласы, состоящие из статей, видеофрагментов, поясняющие деятельность отдельных органов, а также в виде толкового словаря. Есть также географические энциклопедии, например «Великие города мира» дает полную информацию о большинстве крупных городов.

Несомненным достоинством и особенностью технологии являются следующие возможности мультимедиа, которые активно используются в представлении информации:

возможность хранения большого объема самой разной информации на одном носителе (до 20 томов авторского текста, около 2000 и более высококачественных изображений, 30-45 минут видеозаписи, до 7 часов звука);

возможность увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим «лупа») при сохранении качества изображения. Это особенно важно для презентации произведений искусства и уникальных исторических документов;

возможность сравнения изображения и обработки его разнообразными программными средствами с научно-исследовательскими или познавательными целями;

возможность выделения в сопровождающем изображение текстовом или другом визуальном материале «горячих слов (областей)», по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации (технологии гипертекста и гипермедиа);

возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудиосопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;

возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т.д., функции «стоп-кадра», покадрового «пролистывания» видеозаписи;

возможность включения в содержание диска баз данных, методик обработки образов, анимации (к примеру, сопровождение рассказа о композиции картины графической анимационной демонстрацией геометрических построений ее композиции) и т.д.;

возможность подключения к глобальной сети Internet;

возможность работы с различными приложениями (текстовыми, графическими и звуковыми редакторами, картографической информацией);

возможность создания собственных «галерей» (выборок) из представляемой в продукте информации (режим «карман» или «мои пометки»);

возможность «запоминания пройденного пути» и создания «закладок» на заинтересовавшей экранной «странице»;

возможность автоматического просмотра всего содержания продукта («слайд-шоу») или создания анимированного и озвученного «путеводителя-гида» по продукту («говорящей и показывающей инструкции пользователя»); включение в состав продукта игровых компонентов с информационными составляющими;

возможность «свободной» навигации по информации и выхода в основное меню (укрупненное содержание), на полное оглавление или вовсе из программы в любой точке продукта.

С позиции рассмотрения использования технологий мультимедиа в учебно-воспитательном процессе для нас наибольший интерес представляют обучающие и тренировочные системы.

Создание собственно учебных компьютерных средств шло на основе идеи программированного обучения. И в настоящее время во многих учебных заведениях разрабатываются и используются автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам. АОС включает в себя комплекс учебно-методических материалов (демонстрационные, теоретические, практические, контролирующие) и компьютерные программы, которые управляют процессом обучения.

В 80-90-е гг. XX века массовое производство относительно недорогих и в то же время обладающих постоянно улучшающимися техническими характеристиками персональных компьютеров обусловило резкое увеличение темпов информатизации.

В сфере обучения, особенно с появлением операционной системы Windows, открылись новые возможности. Главными из них стали доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах и возможность широкого использования графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий).

Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшать ее понимание. Учебные программные продукты, использующие графику, способствуют развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.

Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа.

Вопросами применения мультимедиа в образовании занимались американские ученые D. M. Willows и H. A. Houghton. Они рассмотрели общие вопросы организации обучения, преподавание отдельных предметов с применением мультимедиа и средств компьютерного моделирования.

Ученые-исследователи M. Воусе, S. Brown, R. Mayer, L. Riber занимались вопросами использования мультимедиа в процессе обучения в вузах. Было отмечено целесообразное использование мультимедиа при выполнении заданий, которые не получились с первого раза и при восстановлении знаний.

Интересную концепцию структурирования и представления сред мультимедиа и гипермедиа излагает российский ученый-исследователь M.Н. Морозов (г. Йошкар-Ола). Разработанная им авторская среда позволяет перейти от традиционного электронного учебника с гипертекстовыми страницами, реализующего метафору книги, к интерактивной образовательной среде, организованной на основе метафоры «нового мира» [5].

На основе анализа работ отечественных и зарубежных исследователей, педагогов, психологов было показано, что использование мультимедиа позволяет решить дидактические вопросы с большим образовательным эффектом, может стать средством повышения эффективности обучения, значительно сокращает время, отведенное на изучение обязательного учебного материала, дает возможность существенно углубить и расширить круг рассматриваемых проблем и вопросов [6].

Систематическое использование мультимедиа оказывает существенное влияние на развитие ученика. Изучение особенностей проявления внимания на уроках с использованием мультимедиа выявило не только внешнюю активность ученика, но и внутреннюю, имеющую в своей основе любопытство, любознательность [7].

Ю.Н. Егорова отмечает, что использование мультимедиа способствует повышению эффективности обучения, тем, что:

усвоение знаний происходит не по необходимости, а по желанию учащихся;

мультимедиа воспринимается радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету,

выдвигается новый объективный критерий оценки своей деятельности: побеждает, выигрывает тот, кто много знает и умеет пользоваться своими знаниями;

создается возможность дать волю фантазии, снять барьеры страха, боязнь быть смешным, получить плохую отметку и т.д.;

создается атмосфера сотрудничества всего коллектива и здорового соревнования;

ученики стремятся самостоятельно преодолеть трудности;

предоставляется реальная возможность использования межпредметных связей [6].

Такая особенность мультимедиа, как интерактивность, присущая сугубо дидактическому компьютерному средству и отличающая его от традиционных информационных экранных средств, способствует наиболее прочному усвоению учебного содержания, предъявленного с помощью данного средства [1].

Перечисленные выше особенности мультимедиа способствуют, развитию у ученика способности целеполагания, планирования, развитию работоспособности, рефлексии, самооценки, абстрактного и наглядно-образного мышления, формированию теоретических и фактических знаний, технических навыков владения технологией мультимедиа и их общей культуры и эрудиции в сфере аудио-визуальной медиапродукции [7].

На основе выявленных технико-педагогических и дидактических возможностей мультимедиа Н.В. Клемешова выделяет его потенциальные функции, которые могут быть реализованы в учебном процессе школы. К таким функциям исследователь относит разъясняющую, информационную, эвристическую, систематизирующую, мотивирующую и развивающую.

Кроме того, выделяются условия эффективного применения мультимедиа в учебном процессе. К таким условиям относятся следующие:

построение занятий в соответствии с дидактическими возможностями мультимедиа;

оптимальный подбор педагогических мультимедийных программ и их сочетаний в соответствии с целями занятия, уровнем подготовки студентов, особенностями подлежащего освоению учебного материала;

соблюдение общенаучных и дидактических правил применения мультимедиа [1].

Н.В. Клемешова выявила, что эффективность использования мультимедиа как дидактического средства при формировании учебной деятельности зависит от построения системы учебных занятий, содержащих в той или иной форме мультимедиа, в соответствии с моделью освоения учащимися учебной деятельности. Модель практического освоения обучающимися учебной деятельности в условиях активного применения мультимедиа включает этапы: стимулирующий, целеполагающий, обучающий, аналитико-рефлексивный, а также этап саморегуляции и этап самореализации. Мультимедиа как дидактическое средство, способствующее освоению обучающимися учебной деятельности, влияет на развитие основных сфер индивидуальности учащегося: стимулирующий этап модели освоения учебной деятельности предполагает воздействие на мотивационную сферу; на этапе целеполагания происходит влияние на волевую сферу; обучающий этап охватывает интеллектуальную и предметно-практическую сферы индивидуальности обучающегося; на аналитико-рефлексивном этапе и этапе саморегуляции происходит воздействие на сферу саморегуляции; этап самореализации предполагает формирующее влияние на эмоциональную сферу индивидуальности обучающегося [1].

Таким образом, в настоящее время активно исследуются различные аспекты использования мультимедиа в образовании, выделяются технические и психолого-педагогические особенности мультимедийных технологий, подчеркивается необходимость их целенаправленного и продуктивного применения в учебно-воспитательном процессе средней и высшей школы. Большинство педагогов и психологов отмечают, что современные информационные технологии, в том числе и мультимедиа, открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов, которые позволяют повысить эффективность обучения.

Классификация и области применения мультимедиа приложений

Мультимедиа приложения можно разделить по способу представления информации на линейные и нелинейные (интерактивные).

Интерактивный способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полным образом представлен в категориях компьютерных игр. Нелинейный способ представления мультимедийных данных иногда называется «гипермедиа».

В качестве примера линейного и нелинейного способа представления информации, можно рассматривать такую ситуацию, как проведение презентации. Если презентация была записана на пленку и показывается аудитории, то этот способ донесения информации линейный, просматривающие данную презентацию не имеют возможности влиять на докладчика. В случае же живой презентации, аудитория имеет возможность задавать докладчику вопросы и взаимодействовать с ним прочим образом, что позволяет докладчику отходить от темы презентации, например, поясняя некоторые термины или более подробно освещая спорные части доклада. Таким образом, живая презентация может быть представлена, как нелинейный (интерактивный) способ подачи информации.

Области применения мультимедиа:

редакционная деятельность (ММ-издательства);

информационная и рекламная продукция (презентации, брошюры, рекламные листки);

Идея применения компьютера в обучении возникла довольно давно, но ее воплощение стало возможным лишь с появлением ПК, оснащенных мультимедиа устройствами.

. Развлечения: игры, фильмы, музыка, виртуальная реальность.

Мультимедиа продукты учебного назначения

. Мультимедийные продукты, разрабатываемые преподавателями в соответствии с целями и задачами учебных курсов и дисциплин:

курсы лекций, учебные пособия;

учебные фильмы, видеоуроки.

. Электронные мультимедийные учебники, энциклопедии, словари, атласы географические и т.д.

. Интерактивное дистанционное обучение посредством мультимедийных обучающих программ.

Мультимедиа технологии являются одним из наиболее перспективных и популярных направлений информатики. Они имеют целью создание продукта, содержащего «коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами, включающего интерактивный интерфейс и другие механизмы управления».

Существует несколько понятий, связанных с мультимедиа и использованием соответствующих средств информатизации. В частности, при использовании средств мультимедиа существенно возрастает роль иллюстраций.

Иллюстрация также является многозначным термином. Существует два основных толкования этого термина.

введение в текст поясняющей или дополняющей информации другого типа (изображения и звука),

приведение примеров (возможно и без использования информации других типов) для наглядного и убедительного объяснения.

В мультимедиа-средствах иллюстрации могут быть представлены в виде примеров (в том числе и текстовых), двухмерных и трехмерных графических изображений (рисунков, фотографий, схем, графиков, диаграмм), звуковых фрагментов, анимации, видео фрагментов.

В настоящее время созданы мультимедийные энциклопедии по многим школьным дисциплинам и образовательным направлениям. Разработаны игровые ситуационные тренажеры и мультимедийные обучающие системы, позволяющие организовать учебный процесс.

Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.

Предоставление интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ мультимедиа-средств. Интерактивность позволяет в определенных пределах управлять представлением информации пользователь может индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях, устанавливать скорость подачи материала, число повторений и другие параметры, удовлетворяющие индивидуальным потребностям. Это позволяет сделать вывод о гибкости мультимедиа технологий.

Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, таких как:

изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;

звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;

видео, сложные видеоэффекты;

анимации и анимационное имитирование.

Многие считают наиболее интересным использование средств мультимедиа для формального участия дилетанта в эффектной модернизации произведений искусства. Уже сегодня с помощью компьютера новичок может подправить в своём стиле картину классика эпохи Возрождения или музыку знаменитого автора, а также изменить сюжет в видеофильме известного режиссёра. Уже сегодня компьютер может спеть современную песенку голосом и в манере давно умершего певца. Естественно, что всё это называет немало споров среди специалистов, обывателей и медиаманов.

Простейший и наименее утомительный вход в виртуальную реальность осуществляется через экран компьютера, на котором эту реальность и можно наблюдать. При этом перемещения и воздействие на виртуальный мир осуществляется обычно с помощью мышки, джойстика и клавиатуры.

Более полное погружение в придуманный мир осуществляется с помощью специального и довольно дорогого шлема-дисплея, надеваемого на голову человека. Для достижения объёмности изображения два небольших экрана, расположенные внутри шлема, создают раздельные изображения для каждого глаза. При этом при показе изображения пользователю положение картинки меняется в соответствии с поворотом головы. К тому же шлем довольно хорошо изолирует человека от воздействия реального мира.

Сегодня ведущие компьютерные фирмы тратят значительные усилия на создание компьютера с человеческим интерфейсом. Это подразумевает, что компьютер должен обладать всеми органами чувств человека, а также способностью воздействовать на все эти человеческие органы. Современные компьютерные системы во многих случаях неплохо анализируют и синтезируют изображения и звуки. Компьютерная мышь и другие устройства вполне можно считать имитацией осязания. Предполагается, что в ближайшие годы персональный компьютер научится работать с запахами и близкими к запахам по механизму восприятия вкусами.

По техническим причинам буквально воссоздать человеческие органы обоняния с помощью искусственных средств сегодня невозможно.

2. Формы предъявления мультимедиа технологий обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов

В общем случае здесь могут использоваться:

традиционные (лекции, семинары, контрольные, лабораторные работы и т.д.) и активные формы (деловые игры, анализ кейсов, дискуссионные группы и т.д.);

формы с использованием информационных технологий/ технических средств (мультимедийные лекции, программированное обучение, лабораторные работы по изучению специализированного программного обеспечения и т.д.);

аудиторные и внеаудиторные формы.

Выбор конкретных форм и методов обучения зависит от таких факторов, как:

цели и содержание курса (модуля);

степень готовности и опыта преподавателя использовать те или иные формы, методы или приемы обучения;

состояние материально-технической базы.

Традиционные формы, к которым относят лекции, семинары, коллоквиумы, лабораторные работы и другие, отличаются достаточно жесткой последовательностью рассмотрения материала, предполагают доминирующую роль преподавателя, преимущественно ориентированы на индивидуальную работу студентов. Активные формы (лекции-дискуссии, анализ кейсов, деловые игры, дидактические игры, дискуссионные группы, гобо-метод.) отличаются активной ролью студента, предполагают вовлечение в активную работу всех студентов и в значительной степени ориентированы на групповую работу студентов.

К преимуществам активных форм относят:

развитие навыков работы в команде (развитие коммуникативных навыков, умение отстаивать свою точку зрения, поиск компромисса);

возможность оценить работу всех студентов.

К недостаткам можно отнести:

сложность формирования критериев оценки;

дополнительные требования к аудиториям для проведения занятий;

трудности при компенсации пропущенных студентами занятий.

Использование в рамках модуля (курса) только традиционных или только активных форм имеет, как это было указано выше, определенные недостатки. Поэтому рекомендуется соблюдение баланса между данными формами и, прежде всего, с позиций ориентации на групповую и индивидуальную работу студентов.

Использование форм обучения на основе информационных технологий способствует развитию навыков работы с компьютером, анализа информации (лабораторные работы, программированное обучение), улучшает восприятие новой информации с помощью использования изображения, звука, дает возможность передачи большего объема информации (мультимедийные лекции). Существенным недостатком данных форм является необходимость дорогостоящего материально-технического обеспечения, а также дополнительные требования к квалификации преподавателя.

Особого внимания заслуживает проблема выбора аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) форм обучения.

При использовании мультимедийных учебных материалов следует учитывать, что такой вид информации приводит к умственным и эмоциональным перегрузкам студентов, и достаточно резко сокращает время, необходимое на усвоение материала.

В ходе подобного обучения развиваются способности студентов воспринимать информацию с экрана, перекодировать визуальный образ в вербальную систему, оценивать качество и осуществлять избирательность в потреблении информации.

С развитием Интернет появился новый вид мультимедийных средств, ориентированных на www-технологии, которые можно использовать при семинарской и самостоятельной работе студентов.

Важным условием реализации и внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс является наличие специально оборудованных аудиторий с мультимедийным проектором, компьютером для преподавателя, экраном или мультимедийной доской, а так же наличие доступной среды, в которой протекает учебный процесс (компьютерных классов, электронных библиотек, медиатеки, доступа в Интернет).

Таким образом, использование мультимедийных технологий в учебном процессе позволяет перейти от пассивного к активному способу реализации образовательной деятельности, при котором студент является главным участником процесса обучения.

При подборе мультимедийного средства обучения преподавателю необходимо учитывать своеобразие и особенности конкретного учебного предмета, предусматривать специфику соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей. Мультимедийные технологии должны соответствовать целям и задачам курса обучения и органически вписываться в учебный процесс.

Кроме того, несомненны преимущества мультимедийных технологий как средств обучения. Это возможность сочетания логического и образного способов освоения информации;

активизация образовательного процесса за счет усиления наглядности; интерактивное взаимодействие;

гибкость и интеграция различных типов мультимедийной учебной информации;

Включаясь с учебный процесс, где используются мультимедийные технологии (сетевые технологии, электронные пособия), студент становится субъектом коммуникативного общения с преподавателем, что развивает самостоятельность и творчество в его учебной деятельности.

Обучение студентов большинству учебных дисциплин в рамках аудиторных занятий идет в специальных аудиториях. Основной формой организации обучения является учебное занятие. Поэтому перспективы повышения эффективности классно-урочной системы связываются с оснащением кабинетов дидактическими и техническими средствами обучения и с совершенствованием типов занятий и их модулей. Мультимедиа-технологии, как ничто другое, позволяют интегрировать эти два направления дидактических поисков.

Современные мультимедиа-технологии позволяют говорить о предметном занятии в компьютерном классе, с интерактивной доской.

Преподаватель на таком занятии, сохраняя почти весь арсенал имеющихся у него методических приемов, может многократно его преумножить возможностями мультимедиа-технологий. Для этого необходимы, прежде всего, мультимедиа-ресурсы, которые можно легко встраивать в структуру занятия.

К сожалению, основные усилия отечественных разработчиков образовательных программных продуктов и мультимедиа-ресурсов направлены на создание различного рода интеллектуальных обучающих систем, рассчитанных на индивидуализированное обучение. Тактически более целесообразно дать преподавателю такие мультимедиа-ресурсы, которые он мог бы сам без значительных дополнительных временных затрат встраивать в учебное занятие, проводимое в условиях существующей классно-урочной системы.

В настоящее время наиболее доступными мультимедиа-средствами обучения являются имеющие сетевые версии мультимедийные CD-диски.

Несмотря на все сказанное технические средства обучения удачно (или неудачно) дополняли и сопровождали учебный процесс, но никогда не определяли его лицо. Компьютер, мультимедиа-ресурсы и интерактивная доска позволяют интегрировать и существенно обогатить возможности перечисленных технических средств обучения и, тем самым, преобразить конструирование и проведение всех занятий.

Специальный монтаж материала, записанного на разных носителях, позволяет реализовать достоинства учебного кинофильма: оптимальное сочетание разных выразительных языковых средств (текста, звука, статических и динамических демонстраций), выбор нужных планов и деталей изучаемого объекта, изменение его ракурсов и т.п.

Мультимедиа-технологии позволяют сделать студента не только созерцателем готового учебного материала, но и участником его создания, преобразования, оперативного использования. Имеющиеся мультимедийные курсы и образовательные программные продукты позволяют уже сегодня по-новому строить учебные занятия.

Похожую картину можно наблюдать и при изложении учебного материала самим преподавателем у классной доски. Если к тому же материал приходится сразу записывать, то у студента зачастую ускользает и его понимание. Хорошо известно, что оперативно поставленные текущие контрольные вопросы, на которые по ходу занятия студентам необходимо давать ответы, значительно повышают качество обработки и усвоения воспринимаемой ими информации.

Интенсификация обучения достигается за счет создания новых способов обучения, возможности хранить, пополнять, систематизировать и оперативно использовать банки информации по любой области знания, за счет более высокой, чем при традиционных методах обучения, степени наглядности, возможностей широкого тиражирования опыта лучших преподавателей, отраженного в программных продуктах, высвобождения преподавателя от рутинного нетворческого труда, что позволит ему уделять основное внимание воспитанию студентов.

Появление информационных технологий обучения, ориентированных на использование компьютерных технологий, существенно усилило возможность управления учебным процессом, были созданы предпосылки для адаптивного обучения. Таким образом, появление компьютера в образовательной среде явилось своего рода катализатором тех тенденций, которые обнажили информационную суть процесса обучения.

В педагогической деятельности среди информационных технологий особое место занимают, так называемые, мультимедийные технологии.

На сегодняшний день в связи с наступлением эпохи информатизации образования радикальное изменение технологии обучения и формы представления образовательной информации является требованием времени.

Современные мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственные влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом.

Методы обучения имеют тесную связь с характером подачи и восприятия информации как для обучающегося, так и для обучающего. И в связи с этим фактом следует отметить, что использование мультимедийных технологий существенно влияет на характер подачи информации, а следовательно, и на методы обучения.

При работе с мультимедийными презентациями на занятий необходимо прежде всего учитывать психофизиологические закономерности восприятие информации с экрана компьютера. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана имеет свои особенности.

В связи с этим, при создании мультимедийных технологий необходимо учитывать не только методические принципы, но и психолого-педагогические особенности, среди которых можно выделить следующие:

успех учебной деятельности в значительной степени определяется четкой постановкой цели каждой программы и ее задач. Это необходимо для того, чтобы обучаемый ясно понимал предназначение предлагаемых программ;

учет индивидуальных особенностей личности в процессе обучения, посредством гипертекстового построения материала;

учет психологических закономерностей восприятия, памяти, мышления, внимания и возрастных особенностей обучающихся;

организация самоконтроля с целью повышения мотивации обучения.

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятие учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого.

3. Преимущества и недостатки использования мультимедиа технологий в процессе обучения

Мультимедиа технологии с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки учащихся, так и внутренние факторы, связанные с распространением в общеобразовательных учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества учителей школ. В большинстве случаев использование мультимедиа-средств оказывает положительное влияние на интенсификацию труда педагогов, а также на эффективность обучения учащихся.

В то же время любой опытный школьный учитель подтвердит, что на фоне достаточно частого положительного эффекта от внедрения информационных технологий, во многих случаях использование мультимедиа-средств никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях такое использование имеет негативный эффект. Очевидно, что решение проблем уместной и оправданной информатизации обучения должно осуществляться комплексно и повсеместно.

Педагоги должны учитывать два возможных направления внедрения средств мультимедиа в учебный процесс. Первое из них связано с тем, что такие средства включаются в учебный процесс в качестве «поддерживающих» средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы школьного образования. В этом случае мультимедиа-ресурсы выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы учителей, связанной с учетом, измерением и оценкой знаний учащихся.

Внедрение мультимедиа-ресурсов в рамках второго направления приводит к изменению содержания образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса в школе, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения ресурсов в отдельных учебных дисциплинах. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности учащегося. Использование мультимедиа технологий будет оправданным и приведет к повышению эффективности обучения в том случае, если такое использование будет отвечать конкретным потребностям системы общего среднего образования, если обучение в полном объеме без использования соответствующих средств информатизации невозможно или затруднительно. Очевидно, что любой учитель должен познакомиться с несколькими группами таких потребностей, определяемых, как в отношении собственно учебного процесса, так и в отношении других сфер деятельности педагогов.

В первую группу можно отнести потребности, связанные с формированием у учащихся определенных систем знаний. Такие потребности возникают при знакомстве с содержанием сразу нескольких дисциплин, при проведении занятий, имеющих межпредметный характер. Кроме того, они возникают при изучении элементов микро и макромиров, а также в случае необходимости изучения ряда понятий, теорий и законов, которые при традиционном школьном обучении не могут найти требуемого опытного обоснования (изучение невесомости, знакомство с понятием бесконечность).

Четвертая группа потребностей связана с необходимостью формирования у учащихся определенных личностных качеств. Потребности, относимые к четвертой группе, возникают для организации моделирования, создающего возможности нравственного воспитания обучаемых через решение социальных, экологических и других проблем (анализ возможных последствий аварий, последствий применения различных технологий, позволяющий не только научить учащихся избегать подобных опасностей, но и воспитать нравственные оценки их возникновения в современном мире). Также потребности в использовании средств мультимедиа могут возникать для формирования у обучаемых чувства ответственности по отношению к другим людям, по отношению к себе и собственному организму.

Наряду с вышеприведенными потребностями для оправданного и эффективного использования мультимедиа технологий необходимо знать основные положительные и отрицательные аспекты информатизации обучения, использования мультимедиа-ресурсов. Очевидно, что знание таких аспектов поможет использовать мультимедиа там, где это влечет за собой наибольшие преимущества и минимизировать возможные негативные моменты, связанные с работой учащихся с современными средствами информатизации.

Положительных аспектов использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании (к числу которых, конечно же, относится и мультимедиа) достаточно много. В качестве основных аспектов можно выделить:

совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания образования,

введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями,

внесение изменений в системы обучения большинству традиционных школьных дисциплин, не связанных с информатикой,

повышение эффективности обучения в школе за счет его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов,

организация новых форм взаимодействия в процессе обучения,

изменение содержания и характера деятельности учащегося и учителя,

совершенствование механизмов управления системой общего среднего образования.

К числу отрицательных аспектов можно отнести свертывание социальных контактов, сокращение социального взаимодействия и общения, индивидуализм, трудность перехода от знаковой формы представления знания на страницах учебника или экране дисплея к системе практических действий, имеющих логику, отличную от логики организации системы знаков. В случае повсеместного использования мультимедиа технологий учителя и учащиеся становятся неспособными воспользоваться большим объемом информации, который предоставляют современные мультимедиа и телекоммуникационные средства. Сложные способы представления информации отвлекают учеников от изучаемого материала.

Следует помнить, что если учащемуся одновременно демонстрируют информацию разных типов, он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию, а использование средств информатизации зачастую лишает учащихся возможности проведения реальных опытов своими руками.

Индивидуализация ограничивает живое общение учителей и обучаемых, учащихся между собой, предлагая им общение в виде «диалога с компьютером». Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

Наконец, чрезмерное и неоправданное использование компьютерной техники негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.

На сегодняшний день мультимедийные технологии прочно укрепились во многих сферах деятельности. Множество программистов, сценаристов, дизайнеров работают над созданием всё новых и новых проектов

Подводя итоги, можно отметить возможности и области применения мультимедийных продуктов и технологии.

Основными целями применения продуктов, созданных в мультимедиа технологиях (CD-ROM с записанной на них информацией), являются:

популяризаторская и развлекательная (CD используются в качестве домашних библиотек по искусству или литературе).

научно-просветительская или образовательная (используется в качестве методических пособий).

Сегодня важно не просто обучение, а непрерывное обучение, поскольку постоянно внедряются новая техника, технология, осуществляется производство современных товаров, рост коммуникационных возможностей создает условия для изменения или ликвидации отдельных видов работ. Профессиональное обучение осуществляется в соответствии со следующими принципами:

обучение должно быть связано со стратегией организации и с индивидуальными потребностями студентов;

основное внимание уделяется подготовке и формированию практических навыков.

При выборе методов обучения определяющим является мнение студентов организации, так как возможность овладеть новыми навыками и совершенствовать имеющиеся позволяет им быть готовым к переменам.

Также важно учесть, что эффективность обучения напрямую зависит от степени включенности студентов в этот процесс.

Методы профессионального обучения предназначены прежде всего для получения теоретических знаний и для обучения умению вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки.

Признавая относительность поступающего из системы науки и производства в систему образования научных знаний, можно констатировать отсутствие надежного механизма приема-передачи этих знаний. Одним из критериев отбора содержания образования предлагается модель студента, ориентированную на формирование общегражданских, обще профессиональных и должностных качеств выпускников школ и вузов.

Наличие модели выпускника создает условия для определения основных (базовых) и дополнительных знаний и дает тем самым возможность приступить к целенаправленному решению задачи по разработке государственных образовательных стандартов, чтобы на их основе определять сроки обучения с целью гарантированного получения запланированных результатов. Это второй критерий отбора содержания образования.

Для обеспечения технологичности учебно-воспитательного процесса отобранное извне в систему образования содержание знаний на основе двух вышеназванных критериев в дидактических целях целесообразно разграничить на системные, предметные и процедурные знания.

Были достигнуты следующие задачи:

Определил сущность понятия «Мультимедиа-технологии обучения»

Выявил формы предъявления мультимедиа-технологий обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов.

Выяснил достоинства и недостатки использования мультимедиа-технологий в процессе обучения.

Таким образом, подводя итог теоретической части моей курсовой работы, можно сделать вывод, что организация воспитательного процесса в учреждениях профессионального обучения должна охватывать весь педагогический процесс, объединяя обучение, разнообразную деятельность и общение за пределами учреждения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *