какие системы трудового обучения являются наиболее известными

uchutrudu.ru

Сайт учителя технологии — просто о сложном!

Системы трудового обучения

Раскрывая сущность форм и методов обучения в школьных мастерских, важно сначала выяснить понятие об общих методах или системах трудового обучения, о которых упоминалось во II главе. В отличие от других учебных предметов в трудовом обучении применяются общие методы, или, как их называют, си­стемы, пронизывающие весь процесс обучения. Наиболее извест­ными из них являются предметная, операционная и операционно-комплексная системы. Суть этих систем состоит в следую­щем.

Трудовое или производственное обучение по предметной системе строится на основе изготовления отдельных предме­тов, располагаемых в ряд от простых к сложным. Программа обучения в этой системе строится в логике изготовления отдель­ных предметов нарастающей трудности. В результате учащиеся приобретают систему знаний и умений, соответствующих изучае­мой профессии или специальности.

Операционная система строится на изучении отдельных операций, безотносительно к изготовляемому предме­ту. Изучив ряд операций, обеспечивающих изготовление закон­ченного изделия, учащиеся приступают к производительному труду. В этой системе программа строится в логике отдельных операций.

Операционно-комплексная система обучения объединяет положительные стороны первой и второй систем.

В профессионально-технических учебных заведениях при­нята сейчас операционно-комплексная система обучения. Она включает тренировку учащихся в выполнении отдельных движе­ний и приемов работы, постепенное сочетание их в операции, по­следовательное изучение и усвоение нескольких основных опе­раций и, наконец, комплексное применение их для изготовления типичных для данной профессии изделий, сначала более про­стых, затем более сложных. Таким образом ученики постепенно овладевают кругом знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям квалификационной характеристики.

Занятия по труду в школе, как указывалось выше, решают задачи политехнического обучения и трудового воспитания, пси­хологической подготовки к труду, а не профессионального обра­зования.

Этому соответствует и их содержание и выделенное для них учебное время. Поэтому система обучения на занятиях в учеб­ных мастерских не может полностью копировать учебный процесс, принятый в профессионально-технических учили­щах.

В школьных учебных мастерских в настоящее время принята так называемая операционно-предметная система обучения, по своему существу весьма близкая к операционно- комплексной. Если обратиться к ныне действующей программе трудового обучения, то легко заметить, что она построена в ло­гике изучения отдельных операций. Например, программа пре­дусматривает изучение в V классе пиления, строгания, соедине­ния деталей с помощью гвоздей и шурупов, отделку и т. д. Одна­ко вследствие стремления придать труду учащихся общественно полезный характер упражнение школьников в выполнении отдельных операций осуществляется в процессе изготовления отдельных предметов: бытовых изделий, различных учебных посо­бий, приборов, макетов и т. д. В объяснительной записке к про­грамме указывается, что современная система трудового обу­чения построена таким образом, чтобы свести к минимуму от­дельные упражнения школьников вне изготовления полезных пещей. Вот почему система трудового обучения в школе названа условно операционно-предметной.

Источник

Основные формы организации трудового обучения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОГИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

« Основные формы и методы организации трудового обучения в коррекционной школе »

Подготовил: мастер производственного обучения Нестеров В.Р.

Основные формы и методы организации трудового обучения

Форма обучения — это определенное организационное оформление учебного процесса.

Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе организуется в различных формах. Это учебные занятия, экскурсии, производственная практика, общественно полезный труд и кружковая работа.

В младших классах основной формой трудового обучения являются уроки ручного труда.

Для любого урока характерны следующие особенности, отличающие его от других организационных форм обучения. Это наличие постоянной группы учащихся; руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них; овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Преимущества урока как формы организации трудового обучения состоят в том, что он имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы; позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, контролировать процесс формирования общетрудовых умений учащихся, двигательных приемов труда, стимулирует другие виды деятельности. Кроме того, урок трудового обучения позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности.

К урокам ручного труда в специальной школе предъявляются следующие требования.

1. Целенаправленность занятий.

Каждый урок должен быть направлен на реализацию определенных целей. На уроках трудового обучения ставятся как конкретные (учебные), так и общие цели, отработка межпредметных связей. При постановке конкретных целей предполагается их реальное достижение на одном конкретном занятии (например, научить детей приемам строгания или поперечного пиления). Общие цели (воспитательные и коррекционные) реализуются в течение ряда уроков и предполагают длительную работу с учащимися (например, формировать умение планировать ближайшую операцию с опорой на предметно-операционную карту или умение анализировать образец по вопросам учителя).

В цели урока отражаются этапы процесса усвоения знаний и навыков школьниками: первоначальное ознакомление, углубление и закрепление знаний и умений, совершенствование умений и выработка устойчивых навыков.

2. Оптимальность объема учебного материала.

На уроках ручного труда чрезвычайно важна строгая дозировка учебного материала в зависимости от индивидуальных и трудовых возможностей учащихся. Для каждого занятия нужно подбирать такой объем учебного материала, который может быть успешно ими усвоен, но в то же время требующий преодоления определенных трудностей, справившись с которыми учащиеся могут продвинуться в своем развитии.

Каждый урок трудового обучения должен иметь четко выраженную структуру или дидактические этапы (организационный момент, вводная беседа, ориентировка в задании, планирование предстоящей деятельности, практическая работа учащихся, отчет о проделанной работе, оценка деятельности учащихся, подведение итогов, выставление отметок). Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий. Она может включать в себя также физминутку, подготовку рабочего места, сообщение или повторение технических сведений, актуализацию знаний и умений учащихся.

4. Соответствие методов обучения дидактическим целям (теория образования) и содержанию учебного материала.

Очень важно из большого разнообразия методов обучения выбрать такие, которые в данных условиях дадут наибольший эффект в усвоении знаний и овладении умениями и навыками. Один и тот же учебный материал можно изучать разными методами. Поэтому учителю нужно знать, какие из них в данном случае будут наиболее эффективными.

5. Рациональное использование учебного времени.

На уроках труда учащиеся приобщаются к практической деятельности, которая имеет решающее значение для их будущей жизни. Поэтому каждая минута занятия должна быть насыщена учебной работой. Большая часть учебного времени, несомненно, должна отводиться практике по изготовлению того или иного изделия. Однако ориентировочным этапом урока также нельзя пренебрегать, так как от него зависит эффективность выполняемой практической части. Темп практических занятий индивидуален для каждого урока, однако, по мере формирования у школьников трудовых и интеллектуальных умений и навыков, он должен постепенно возрастать.

6. Индивидуальный подход в обучении.

Для обучения каждого ученика необходимо создание оптимальных условий. В одних случаях индивидуальный подход осуществляется путем упрощения или усложнения трудовых заданий, в других — путем применения специфических методических приемов обучения. Осуществление индивидуального подхода предполагает постоянное изучение индивидуальных особенностей учащихся.

Типы уроков трудового обучения.

Уроки трудового обучения различаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала. Занятия, где основное время отводится изучению технических и технологических сведений, называются теоретическими. Занятия, в процессе которых основное внимание уделяется выполнению практических работ, называются практическими. Занятия, на которых изучается и теоретический, и практический материал, называют комбинированными.

Самостоятельные работы выполняются по итогам учебных периодов.

Методы трудового обучения.

Понятие метод можно определить как совокупность приемов деятельности учителя и учащихся. Среди приемов, используемых в процессе трудового обучения, есть универсальные, т. е. применяемые при обучении любому учебному предмету. Например, постановка вопросов (наводящих, проблемных, побуждающих и др.) может применяться в объяснении, беседе, при выполнении различных упражнений, при устном контроле. Такое же универсальное значение имеют приемы повторения, сравнения, выделения главного, существенного в изучаемом материале. Вместе с тем в профессионально-трудовом обучении в целом, также в обучении тому или иному виду труда могут применяться специфические методические приемы.

Различие трудового обучения во вспомогательной и массовой школах состоит не столько в самих методах, сколько в особенностях применения, что определяется сниженными учебными возможностями учащихся, неоднородностью уровня их учебной подготовки, а также необходимость в связи с этим коррекционных направлений работы.

Например, умение планировать предстоящую работу на уроках труда формируется у умственно отсталых Детей очень медленно. Для развития этого умения используются такие приемы работы с технологическими картами, когда планирование будущих трудовых действий и операций превращается во внешний зрительно контролируемый процесс. При этом появляется возможность оказания дифференцированной помощи учащимся в зависимости от характера их затруднений.

Известно, что по способам передачи и соответственно — восприятия учебного материала методы обучения разделяют на следующие группы:

1. Методы словесной передачи и слухового восприятия учебной информации (словесные методы).

2. Методы наглядной передачи и зрительного восприятия. учебной информации (наглядные методы).

3. Методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного восприятия ее (практические методы).

Из словесных методов в трудовом обучении чаще всего используются объяснение и беседы, иногда применяется рассказ учителя.

Словесные методы в трудовом обучении в чистом виде применяются редко, обычно они сочетаются с наглядными и практическими.

Речь учителя в беседах, объяснениях и рассказе должна быть продуманной, четкой, предельно ясной, объем учебного материала — небольшим, сложность — оптимальной для данной группы учащихся.

Для того чтобы умственно отсталые школьники восприняли объяснение учителя, нужны убедительные обоснования, например, показ нежелательных последствий, к которым может привести несоблюдение правил, нарушение необходимого порядка действий. Учителю приходится постоянно помнить, что внимание учащихся надо стимулировать.

Объяснение в большинстве случаев сочетается с показом учителем трудовых действий, с демонстрацией различных наглядных пособий, с пробными действиями учащихся. Учитель обращается с вопросами к ученикам, просит повторить приведенные им доказательства.

Объяснение, а также показ действий с одновременным объяснением иногда следует повторить.

Побуждая детей к активному слушанию, учитель обращается к ним с вопросами, делает начало рассказа интригующим, указывает на значимость и пользу сообщаемых сведений, т. е. прибегает к приемам, активизирующим внимание учащихся.

В коррекционной школе учебная демонстрация обязательно сочетается со словесными методами. На Уроках трудового обучения демонстрируются различные средства наглядности: натуральные образцы объектов труда и их изображения, инструменты, станки, машины их изображения, различные инструкционные карты, модели, приборы, а также учебные фильмы.

Наглядные пособия, выпускаемые для других типов учебных заведений, должны быть приспособлены к особенностям восприятия и мышления умственно отсталых школьников.

Работа с наглядными пособиями носит активный характер. Учащиеся не только рассматривают демонстрируемую наглядность, но и активно действуют с ней. Активные действия учащихся нужно организовать не только с такими наглядными пособиями, которые можно разобрать, разложить, составить (разборные модели, подвижные технологические карты, различный раздаточный материал), но и с плакатами, таблицами и др.

При изучении таких свойств материалов, которые нельзя выявить только путем внешнего осмотра образцов, применяют демонстрацию опытов. Опыт ставится таким образом, чтобы изменения, происходящие с материалами при различных воздействиях на них, были хорошо заметны. Ход опыта и результаты, полученные учениками, обсуждают все вместе.

На уроках труда учащиеся рассматривают образцы изделий, различные наглядные пособия, наблюдают за действием учителя при показе им трудовых приемов, за технологическим процессом во время производственных экскурсий. Важным моментом в организации наблюдении является обсуждение его результатов, при этом надо суметь подвести учащихся к правильным выводам и обобщениям, показывая логический ход мысли. К полученным результатам наблюдений нужно многократно возвращаться, это послужит основой для прочного усвоения знаний.

Учитель разрешает приступить к практической работе только после того, как убедится, что все учащиеся — как правило, после многократных показов и объяснений — усвоили последовательность работы и правильно выполнили пробные упражнения.

Практические методы. Из практических методов в трудовом обучении используются различные упражнения и лабораторные работы.

Упражнения — это многократное сознательное и целенаправленное повторение изучаемых трудовых приемов и операций, в результате которого учащиеся постепенно овладевают трудовыми навыками. Различают установочные и тренировочные упражнения, а также учебно-производственные и рабочие упражнения. Упражнения на уроках труда даются ученикам в виде определенных заданий.

Как показывает опыт, процесс усвоения идет успешнее, если первичное ознакомление с новыми приемами выполнения тех или иных операций осуществлять изолированно от конкретных практических работ путем проведения специальных упражнений, которые называют установочными.

В упражнениях на усвоение новых трудовых приемов предусматривается вначале формирование знаний и представлений о содержании приема, а затем практическое использование трудовых действий.

Тренировочные упражнения проводятся не только на выполнение приемов и операций по обработке деталей изделий, но и на выполнение контрольно-измерительных и разметочных операций. К тренировочным относятся также упражнения, выполняемые фронтально на специальных приспособлениях и тренажерах. Возможны и индивидуальные упражнения, в то время как основная группа учеников выполняет другое задание.

Учебно-производственные упражнения представляют собой совокупность взаимосвязанных трудовых операций, при завершении которых получается конечный результат в виде изделия, имеющего общественно полезное значение. Эти упражнения, называемые обычно практическими работами, обязательно включают элементы нового (новая конструкция изделия, новая технология, новые материалы и т. д.).

При выполнении этих упражнений особое значение приобретает умение учащихся ориентироваться в задании, планировать работу, рационально ее организовывать и контролировать. Перед началом выполнения таких упражнений основные усилия учителя направляются на усвоение учениками цели деятельности, на формирование у них образов конечного и промежуточного результатов труда и усвоение плана предстоящей работы. В процессе выполнения упражнений особое внимание обращается на изучение нового материала, а также на формирование умений самоконтроля.

Упражнения организуются таким образом, чтобы обеспечить постепенное повышение самостоятельности учащихся в работе. В процессе таких упражнений учащиеся, овладевая новыми знаниями и трудовыми умениями, повторяют ранее пройденный учебный материал. Однако в нужной мере развитие самостоятельности в формирование трудовых навыков происходит при выполнении таких упражнений, которые можно назвать рабочими. Эти упражнения отличаются тем, что в их содержании нет новых элементов, весь процесс работы учащимся хорошо знаком, т. е. происходит полное и систематическое повторение комплексов операций в процессе изготовления полезных изделий.

На первое место в этих упражнениях выдвигается задача улучшения качества работы и развития скоростных показателей труда. Для этого важно иметь в достаточном количестве и необходимого качества оборудование, инструменты и материалы.

Лабораторные работы — это особый вид упражнений, которые выполняются учащимися с целью самостоятельного приобретения знаний.

Во вспомогательной школе лучше всего их проводить фронтально. Это требует наличия необходимого оборудования в достаточном количестве. Для лабораторных работ нужно подбирать такие образцы материалов, на которых можно хорошо различать происходящие с ними изменения.

В процессе работы учитель следит за правильностью выполняемых действий, иначе могут получиться неверные результаты. Наиболее ответственный момент занятия — анализ полученных результатов. При подведении итогов каждый ученик сообщает свои данные, которые тщательно обсуждаются, после чего в коллективной беседе делаются выводы.

Источник

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ. ИХ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Исторически первой системой обучения была предметная (ве­щевая). Она сложилась в условиях ремесленного производства, когда каждый работник выполнял законченные изделия от начала до конца. Сущность этой системы состоит в том, что учащиеся овла­девают трудовыми умениями и навыками в процессе изготовления Гряда типичных для данной профессии изделий, располагаемых по принципу постепенного нарастания сложности трудовых процессов.

Основным элементом содержания обучения в предметной сис­теме является трудовой процесс в целом, без расчленения его на более мелкие, дробные части (операции, приемы) и без выполнения каких-либо специальных упражнений при обучении. Вновь изучаемые трудовые приемы и операции зачастую «тонули», ра­створялись в потоке уже изученных и усваивались учащимися мед­ленно и к тому же неряшливо. «Копия» — работа обучаемых — (нередко значительно отличалась от «оригинала», т.е. работы ин­структора.

Начиналось обучение с простого изделия (допустим, плоской тарелки из глины). Лишь освоив в совершенстве это изделие, можно было переходить к следующему, более сложному. И так далее, тока ученик не становился мастером своего дела. Часто на это уходили годы.

Предметная система имеет ряд недостатков, не позволяющих вооружить учащихся знаниями, навыками и умениями в полном объеме по соответствующей квалификации. Но ее несомненным

достоинством является обучение учащихся трудовым процессам на изготовлении полезной продукции по принципу «от простого к сложному», освоении трудовых приемов и операций не изолиро­ванно, а в связанном, комплексном виде, во всем многообразии их связей и отношений.

Пришедшее на смену ремесленному мануфактурное производ­ство и последующий переход к машинной индустрии коренным образом изменили содержание и характер труда. Это очень верно подметил Карл Маркс, который писал: «Современная промыш­ленность. постепенно производит перевороты в техническом ба­зисе производства, а вместе с тем и в функциях рабочих, и в обще­ственных комбинациях процесса труда. »

В условиях разделения труда требовалось не произвести изде­лие, а лишь выполнить одну или несколько операций, притом с высокой скоростью и ловкостью. Появившаяся система трудового обучения, назовем ее операционной (создатели называли ее «систе­матическим методом преподавания механических искусств»), еще носила и название русской, так как была разработана в Москов­ском техническом училище (в 1868 г.). Это был крупный шаг к на­учной системе производственного обучения, породившей такие привычные для нас понятия, как расчленение на элементы, при­емы и операции, фронтальность обучения, взаимосвязь теорети­ческого и производственного обучения и возможность создания учебных программ.

Под руководством Д. К. Советкина группа единомышленников из МТУ сумела выделить по каждой профессии типичные виды (способы) обработки и соответствующие им трудовые приемы и операции. Эти наиболее важные и типичные технологические про­цессы были отобраны в качестве объектов изучения и располага­лись в учебной программе в определенной последовательности и сочетаниях. Были также разработаны и включены в программу се­рии упражнений по выполнению отдельных приемов и операций, решены вопросы о наиболее рациональных формах организации и методах производственного обучения, об учебно-наглядных посо­биях и т.д.

В отличие от предметной системы, где главным элементом со­держания был трудовой процесс в целом, в операционной систе­ме такими элементами стали прием и операция.

Необходимо подчеркнуть, что авторы операционной системы не сводили ее только к содержанию обучения, а включали в нее, как необходимые элементы, организацию и методы обучения.

Создатели системы вместе с тем увидели в ней и ряд отрица­тельных моментов, главный из которых заключается в недостаточ­ной связи обучения с реальным производством, в котором изуча­емые операции встречаются в самых разнообразных комбинациях и сочетаниях.

Высоко оценив достоинства операционной системы, выдаю­щийся русский деятель профессионально-технического образова­ния С. А. Владимирский и ряд других инженеров пришли к выводу о необходимости замены ее операционно-предметной системой. По мнению Владимирского, в производственном обучении тому или иному ремеслу после предварительного изучения важнейших при­емов и операций необходимо обратить особое внимание на усвое­ние учащимися наиболее типичных для производственной деятель­ности по данной специальности комбинаций приемов и операций. Владимирский предложил оставить операционную систему обуче­ния лишь в качестве краткого введения в изучение ремесла. Он указывал, что содержание труда рабочих определяется не отдель­ными технологическими операциями, а их сочетанием в реальных изделиях.

Существенным недостатком операционно-предметной системы было отсутствие какого-либо научного подхода к отбору изделий для изготовления при обучении.

Быстрое развитие массового конвейерного производства в ус­ловиях капитализма потребовало большого изменения функций работающих. Результат четко выразил создатель конвейера Генри Форд-старший: «Сокращение требований, предъявляемых к мыс­лительной способности рабочего, к сокращению его движений до минимального предела. По возможности. выполнять одно и то же дело одним и тем же движением».

Ответом на такие требования было появление моторно-тренировочной системы, при которой каждая физическая трудовая опе­рация расчленялась на отдельные приемы и действия. Обработка каждого элемента велась предельно четко и в высоком темпе при­менительно к режиму работы машины или механизма.

Как видим, при моторно-тренировочной системе элементами ее содержания являются уже не операции, как это было при опе­рационной системе, а приемы и действия. Плюсом системы была краткость времени обучения до достижения высокой производи­тельности. Недостаток (и самый существенный!) выражен в пер­вой фразе высказывания Форда.

Когда наша страна встала на путь индустриализации, а в каче­стве рабочей силы были привлечены сотни тысяч малограмотных выходцев из деревень, возникла необходимость поиска новых под­ходов к обучению.

Возглавивший Центральный институт труда (ЦИТ) А. К. Гастев был прогрессивно мыслящим человеком. Разработанная в ЦИТ ; система устанавливала четыре периода в обучении:

■ упражнения в выполнении трудовых действий и приемов с применением специальных устройств (сегодня называемых тренажерами);

• упражнения в выполнении трудовых операций (на деталях);

• обучение сочетанию изученных трудовых операций в процессе изготовления специально подобранных изделий;

•самостоятельный период, включающий обучение учащихся изготовлению типичных для данной профессии изделий.

Система ЦИТ имела недостатки, которые были отмечены уче­ными и методистами, но имела и много положительного. В ней впервые правильно намечена последовательность изучения тру­довых процессов: движение — действие — операция — трудовой процесс.

Появившиеся в нашей стране фабрично-заводские училища (ФЗУ), а затем (в 1940 г.) целая система подготовки трудовых резервов потребовали разработки новой организации обучения с учетом происшедших в стране изменений. Такой системой стала операционно-комплексная. Она явилась дальнейшим развитием пред­шествующих систем, преодолев недостатки и ошибочные положе­ния предметной и операционной систем.

Операционно-комплексная система включает в себя ряд этапов, которые схематически отображаются следующим образом (схема 3).

Схема 3 Операционно- комплексная схема (по Н. И. Макиенко)

какие системы трудового обучения являются наиболее известными. Смотреть фото какие системы трудового обучения являются наиболее известными. Смотреть картинку какие системы трудового обучения являются наиболее известными. Картинка про какие системы трудового обучения являются наиболее известными. Фото какие системы трудового обучения являются наиболее известными

Операционно-комплексная система, претерпев очень малые из­менения, более шестидесяти лет продолжает оставаться ведущей для профессионально-технических училищ, что показало ее не­сомненную ценность. Такая система производственного обучения обеспечивает прочное и всестороннее освоение основных трудо-

пых приемов и операций, из которых складывается работа по дан­ной профессии, приучает к конкретному производительному тру­ду, лает возможность воспитать умения, качества, необходимые квалифицированным рабочим.

Вместе с тем лучший арбитр — жизнь показала, что обучение должно учитывать изменяющиеся функции труда человека. Это доказывает, что в науке познания нет ничего незыблемого,

7.2. КРИТЕРИИ ВЫБОРА СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ПРИ ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ СОДЕРЖАНИИ

Операционно-комплексная система заняла главенствующее ме­сто в производственном обучении. Но в ней была заложена, если образно выразиться, «мина замедленного действия», которая и сработала, как только жизнь изменила функции человека на про­изводстве. Дело в том, что все названные системы, в том числе и операционно-комплексная, были направлены на формирование исполнительских функций рабочего. Справедливости ради надо отметить, что система ЦИТ специально выделяла функции конт­роля и расчета, которые в технике имели не меньшее значение, чем функции обработки, и впервые поставила вопрос о творче­ском выполнении своих обязанностей («рационализации и рекон­струкции производства»). Но в связи с автоматизацией и механи­зацией производственных процессов функции рабочих претерпели существенные изменения. Деление трудовых операций на основ­ные и вспомогательные утратило свою силу. Более того, так назы­ваемые вспомогательные функции, для которых характерны глав­ным образом умственные действия по планированию и контролю, становятся основными для ряда профессий. Умственные и сенсор­ные навыки играют в деятельности рабочего все большее значение по сравнению с двигательными (моторными).

ных, а также аппаратурных производственных процессов дела­лись попытки разработки таких систем, как оперщионно-поточная, операционно-производственноя и другие, то возникает про­блема выбора.

Каковы же условия выбора системы при изменяющемся содер­жании труда на современном этапе? Для ответа проведем анало­гию. Если сравнить работу двух станочников — токаря на универ­сальном станке и оператора обрабатывающего центра с числовым программным управлением, — то отличие окажется разительным. Содержание труда современного рабочего-станочника определя­ется не отдельными технологическими операциями, а изготовле­нием типичных для данной профессии продуктов труда (деталей) в целом. И участие человека при этом становится все меньшим — на современном оборудовании функции контроля размеров, заме­ны инструментов, смены заготовок и многое другое выполняются по командам, заложенным в программе для исполнения ЭВМ.

Появились сотни профессий, когда при подготовке будущих специалистов в основу системы обучения должен быть положен предметно-функциональный подход. Применительно к операторам ЭВМ, системам автоматического проектирования (САПР), налад­чикам промышленных роботов и оборудования с ЧПУ и многим Другим предметно-функциональная система решает задачи обуче­ния. В этом случае производственное обучение начинается с озна­комления учащихся с производством, избранной профессией и требованиями безопасности труда. Затем учащиеся осваивают об­щие и типичные для данной профессии приемы и методы органи­зации труда и рабочего места, практически знакомятся с устрой­ством техники, осваивают выполнение соответствующих упраж­нений по приемам ее настройки и наладки, управления. Дальней­шее изучение трудового процесса идет в постепенном нарастании сложности, причем обработочным приемам предшествует усвое­ние функций планирования и организации работы.

Какой напрашивается вывод? Очевидно, что поиски наиболее рациональных эффективных систем обучения, отвечающих запро­сам, выдвигаемым жизнью в наибольшей степени, будут продол­жаться. Примеры тому имеются. На основе детального анализа тру­довых функций доктором педагогических наук К. Н. Катхановым построена приемо-компяексно-видовая система производственного обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *