какие склады ума существуют
Склад ума. А у вас какой?
От склада ума в жизни человека зависит очень многое. Прежде все успешность в сфере его профессиональной деятельности. Род деятельности должен соответствовать складу ума. И тогда работать станет легче, и профессиональные достижения будут значительнее.
Аналитический склад ума – позволяет человеку подробно анализировать ситуации и выстраивать их четкий целостный образ. Как правило, у таких людей мыслительные процессы происходящего анализа непрерывны. Такие люди окружающую действительность воспринимают только с аналитической точки зрения и успешно выявляют существенные связи и отношения между различными элементами информации. Аналитические способности близки к так называемому математическому или техническому складу ума.
В противоположность ему существует художественно-образный склад ума. Человека с образным восприятием пытается вначале всё прочувствовать, представить. Лирическое, или художественно-образное восприятие использует эмпирически-эмоциональную форму познания. И хотя среди гуманитариев встречаются представители с неплохими аналитическими способностями – это все-таки редкость.
Иногда встречаются люди, которые не могут четко определить кто они, гуманитарии или техники. В учёбе у таких людей успехи одинаковы на обоих фронтах – и на литературе и в математике. Такие люди обладают универсальным складом ума. Тем не менее, способности у них распределены не 50 на 50, а с небольшим перевесом в какую-то одну сторону. Таким людям для определения склада ума очень хорошо помогает профессиональное тестирование.
Все о складе ума человека: 14 разновидностей
Склад ума человека определяет многое в его жизни. Прежде всего выбор профессии и его успешность. Еще в XIX веке ученые осознали, что разные полушария мозга отвечают за разные способности человека. Оказывается, тех, у кого больше развито левое полушарие, можно назвать технарем. А тех, у кого более развито правое полушарие – гуманитарием.
Какие бывают виды склада ума
Современные ученые утверждают, что существуют разные виды склада ума. Причем одни считают, что всех людей можно разделить на два типа:
Другие исследователи находят правильным деление на 4 вида:
В отдельных случаях рассматриваются аналитический и синтетический склады ума.
Совсем уж глубоко изучающие эту тему различают:
Психологи в результате многочисленных опытов пришли к выводу, что на тип мышления серьезно влияет опыт общения с родителями.
Аналитический (математический, технический)
Ученики с аналитическим видом мышления запросто разбираются в арифметике, алгебре. Геометрия им дается чуть сложнее. Аналитики терпят поражение в ситуациях, где необходимо включить воображение. Взрослые аналитики кажутся холодными, не романтичными и не чуткими натурами.
Человек с аналитическим складом ума сначала подумает, потом сделает. Какой бывает аналитик в обычной жизни? Он надежный и собранный, на него всегда можно положиться, из него получится отличный экономист. Окружающим они могут показаться не деликатными, по причине своей безапелляционности.
На самом деле людям с математическим стилем мышления ничто земное не чуждо. Просто они любят действовать согласно логике и разума, опираясь на факты. Аналитику легче запомнить что-то, поняв закономерность события, включив его в понятную схему мира.
Серьезные компании охотятся за аналитиками и готовы платить им большие гонорары.
Гуманитарный (эмоциональный)
Человек с эмоциональным способом мышления обладает лучшим восприятием. Ему в отличие от аналитика не нужно копаться в явлении, разбирая его по частям и потом складывая в очевидное целое. Гуманитарий способен сразу прочувствовать и понять ситуацию, проникнуть в самую суть события.
Люди с эмоциональным стилем ума действительно переживают все, что происходит вокруг них в мире. Они могут по-разному переживать мир и выражать эмоции, по-разному вести себя.
Ученики с гуманитарным складом ума способны запоминать много информации, ярких образов, фактов, ничем не связанных между собой. Поэтому им легче даются «гуманитарные» предметы, история, литература и другие, где не надо понимать закономерности, а надо помнить множество фактов и информации.
Синтетический
Специалисты, отличающиеся синтетическим способом мышления, умеют не только анализировать происходящее, но и синтезировать новые знания, принципы, правила.
К выработке таких результатов они приходят, основываясь на свои индивидуальные сведения, знания и природные способности. Вырабатываемые новые правила поведения претворяются в жизнь на основе новых законов, теорий, моральных устоев, идей.
Такой человек отличается прекрасными организаторскими способностями, умением прогнозировать грядущие события. Он умеет правильно построить свое поведение в личной жизни, принимает верные долгосрочные решения.
В политике люди синтетического ума воспринимают явления в целом, чаще они становятся художниками, писателями, творческими личностями.
Аутический
Аутический склад мышления проявляется тремя характерными манерами поведения:
Человек с аутическим расстройством отстранен от внешней жизни, углублен в свой внутренний мир, у него слабо выражаются эмоции и чувства. В обычной жизни это выражается в отсутствии контакта с окружающими людьми. В следствие чего, человек плохо говорит или совсем не разговаривает, часто полностью игнорирует людей. Такой человек может не откликаться на собственное имя, не смотреть в глаза окружающим.
Аутический склад ума отличается погружением в мир своих мыслей и переживаний, ослабленным контактом с реальным миром. При этом отдельные личности обладают уникальными и замечательными способностями. Если грамотно использовать эти возможности, можно стать успешным профессионалом в определенной специальности.
В жизни редко встречаются люди, у которых лишь один склад мышления. Есть уникумы, которые отлично успевают в математике, литературе, истории, пишут стихи, любят музыку. Обычно такие люди талантливы во всех делах, за которые берутся.
У людей с философским образом мышления великолепно развита интуиция, способность к глубоким размышлениям. Эти люди замечают то, чего не видят другие. Они хотят узнать ответы на вопросы, от которых у других идет кругом голова.
Человек с музыкальным стилем мышления неразрывно связан с музыкой. Она постоянно звучит у него в голове. У таких людей подвижный ум, они легко понимают мысли и чувства других.
Люди с логическим складом ума терпеливы, рациональны. Их интересуют логические задачки, игры-стратегии, ребусы и головоломки.
Личность с эмоциональным образом мыслей легко веселится и расстраивается. Эмоции управляют его жизнью. У такого человека прекрасно развито воображение, он быстро погружается в сюжет кинофильма и книги.
Индивидуальность с мозгом творца постоянно решает по-новому свои проблемы, мечтая, создавая шедевры, картины, стихи, увлекательные истории.
Чтобы стать успешным и достойным человеком, важно правильно понять свои наклонности и склад ума. Развивать положительные качества характера и направлять их на добро.
Какие склады ума существуют
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Джон Грей. Разновидности ума
Существует восемь основных видов ума, и каждому ребенку они даны от рождения в различных пропорциях. Все эти разновидности интеллекта, словно краски, при помощи которых мы можем расцветить рисунок нашей жизни. Разновидности ума таковы: академический, эмоциональный, физический, творческий, артистический, практический, интуитивный и талантливый. Эти виды ума в разной мере даны от рождения каждому ребенку, и любой из видов можно развить при помощи соответствующих видов обучения.
Академический ум
Дети с сильным академическим умом хорошо учатся в школе. Они умеют сидеть, слушать и обучаться. Они способны хорошо усваивать, понимать и повторять преподаваемые им знания, легко запоминают предоставляемую им информацию. Это не обязательно означает, что они смогут конструктивно применять свои знания в жизни.
Взрослые люди знают, что большинство знаний, полученных в школе, в конце концов забываются, — но школа учит нас мыслить, анализировать, понимать и находить источники. Академический ум развивается в процессе чтения, письма и восприятия информации, предоставляемой на лекциях. Родители должны дать детям с этой разновидностью ума возможности для академического образования.
Дети, обладающие сильным эмоциональным умом, умеют создавать и поддерживать здоровые взаимоотношения с другими людьми и с самими собой. Они лучше осознают, что думают и чувствуют окружающие; им несложно понять чужую точку зрения. Такая способность к состраданию и налаживанию связей приносит человеку пользу не только в личной жизни, но и на работе. Для успеха в работе нужно иметь сильный эмоциональный ум. Эта разновидность интеллекта также обусловливает способность контролировать и выражать свои чувства и желания. Все больше школ включают в свои программы курсы по пониманию чувств, развитию сопереживания и улучшению межличностного общения. Родители должны предоставлять этим детям возможности для социального взаимодействия и сами совершенствоваться в искусстве общения.
Дети с развитым физическим умом добиваются успехов в спорте и без труда поддерживают в своем теле силу, здоровье и бодрость. Они инстинктивно чувствуют потребность тела в упражнениях и здоровой пище. Для развития врожденных задатков этим детям требуются физические тренировки. Их способности значительно возрастают, если дать им возможность соревноваться с другими детьми. Здоровый дух соревнования пробуждает в них наилучшие качества. Для развития самооценки таким детям требуется позитивное признание. Они не только чувствуют себя хорошо, но и умеют хорошо выглядеть. Сфера применения физического разума не ограничивается спортом и здоровьем тела. Этим детям нужно побольше знать о собственном теле и о том, что делает его сильным и бодрым. Цветущий внешний вид и бодрость помогают им добиваться успехов в жизни.
У детей с творческим умом очень развито воображение. Для игры такому ребенку достаточно нескольких кубиков или куклы без лица. Они часто водят дружбу с воображаемыми существами. Таких детей следует не перегружать впечатлениями. Если предоставлять им слишком много готовых образов, их воображение не развивается. Хорошо читать им сказки, поскольку при этом им приходится использовать воображение, чтобы представлять себе сцены и персонажей.
Если такой ребенок слишком много смотрит телевизор, предлагающий готовые зрительные образы, его способность воображать притупляется. Для развития любого вида интеллекта необходимо его использовать — так творческий ум развивается, когда вы стимулируете воображение детей и поощряете их думать не так, как другие. Нередко такие люди преуспевают там, где остальные терпят неудачу, ибо умеют видеть любую проблему в неожиданном ракурсе.
Многие предприниматели, добившиеся успеха не получили официального образования и не блистали успехами в школе. Секрет их успеха — в творческом подходе. Нередко в детстве кто нибудь поощрял их нестандартное мышление, вследствие чего они развили в себе силы, чтобы создать собственную нишу в жизни. Эти люди обычно оригинальны и добиваются успеха в жизни, идя своим путем. Часто это левши. Родители должны поощрять таких детей к нешаблонному мышлению и нестандартному решению задач.
Дети с артистическим умом испытывают интерес к пению, рисованию, лепке, литературной деятельности, драматическому искусству и другим видам искусств. Они нуждаются в стимуляции со стороны людей, которые достигли мастерства в тех или иных искусствах. Ролевые модели необходимы всем детям, но этим — в особенности, иначе им сложно развить свой артистический ум. Эти дети отличаются особой чувствительностью, и они нередко не получают той эмоциональной поддержки, какая им требуется.
Родители должны поощрять таких детей стремиться к исполнению своей мечты и развивать свои художественные таланты. Для развития способностей детям нужны соответствующие ролевые модели, возможность развивать и упражнять свой ум, а также поощрение и оценка родителей.
На детей с практическим умом теоретические лекции нередко навевают скуку. Им нужна информация, которую можно использовать. Этот вид интеллекта ныне процветает на Западе. Сейчас доступно так много информации, что многие готовы воспринимать только необходимое. Эти дети сосредоточиваются на том, что полезно для них, и нередко критикуют школьную программу за то, что им предлагают слишком много информации, которая никогда не пригодится в жизни.
Чтобы заинтересовать детей, многие школы корректируют свои программы, согласуя их с потребностями времени. Детям с практическим умом требуются базовые навыки, которые необходимы для повседневной жизни, межличностных взаимоотношений и успеха в работе. У них нет побуждения усваивать информацию, если она не имеет функциональной ценности.
Практический ум дает человеку возможность обрести устойчивость и уверенность в жизни. Такого человека не влекут возвышенные идеи, не имеющие непосредственного отношения к современной действительности. Он стремится использовать на практике то, что принесет ему непосредственную пользу. Таким детям необходимо предоставлять возможность применять свои знания на практике; они учатся в процессе деятельности и оценки ее результатов. Для развития этого вида ума необходимо давать ребенку структурированную деятельность в условиях свободы и независимости.
Дети с сильной интуицией просто знают. Их не нужно учить, им не нужно ничего объяснять. Информация к ним просто приходит. Это может быть информация о предмете обучения или индивидуальные знания другого человека. Такие дети склонны к духовной деятельности. Стоит им прочесть несколько предложений из книги, и они интуитивно знают большую часть содержания. Мало того, что они интуитивно узнают содержание, они потом извлекают пользу из этого знания.
Например, если вы прочли книгу по искусству общения, в будущем усвоенная вами информация послужит основой для правильной реакции на ту или иную ситуацию. Вы лучше понимаете, что следует делать. Это —польза от прочтения данной книги. Для того чтобы извлечь пользу из знаний учителя, детям с интуитивным умом не требуется вникать в подробности предмета.
Детей с интуитивным умом нередко не принимают всерьез. Большинство родителей и школ не занимаются целенаправленным развитием этого вида разума. Родителям ребенка с сильным интуитивным умом не следует особенно беспокоиться о его академической успеваемости, зато нужно давать высокую оценку шестому чувству, которое помогает ребенку знать то, что ему необходимо. Этот вид интеллекта прежде всего стимулируется в процессе личного общения, а не посредством телепрограмм, работы с компьютером или чтения.
Талантливые дети склонны исключительно сильно развивать один вид интеллекта, а остальные при этом остаются слабыми. Все дети рождаются с сильным умом, но разные его виды развиваются в различной степени. У детей с талантливым умом очень силен один вид, но остальные проявляются слабо.
Для того чтобы прожить жизнь счастливо и полноценно, талантливым детям требуется особая поддержка и руководство, что бы они могли использовать свои особые способности, иначе им будет скучно и неинтересно жить. Кроме этого, таким детям необходима специальная поддержка для развития навыков и видов ума, в которых они слабы.
Люди с блестящими способностями в какой то одной сфере часто страдают в жизни, поскольку остальные виды ума у них не развиты. Великий ученый или гениальный предприниматель иногда просто не способен сказать «Я тебя люблю» своей любимой. Многие люди, щедро одаренные эмоциональным умом, имеют слабое здоровье. Эти любящие люди очень заботятся об окружающих, но пренебрегают собственным телом, не давая ему регулярных физических нагрузок. Из века в век жизнь великих художников полна страданий, поскольку им недостает практичности, необходимой для того, чтобы добыть денег и обеспечить свои повседневные нужды. Нет числа примерам, когда великие таланты жестоко страдали в жизни.
Некоторые люди одарены сильнейшим физическим умом. Они всегда великолепно выглядят. И эти люди настолько привыкли получать любовь и поддержку за свой внешний вид, что боятся проявлять свои внутренние качества, чтобы не утратить внимание и восхищение окружающих. Поэтому «красивые люди» нередко бывают очень поверхностными. Их развитие заторможено, поскольку они не хотят рисковать любовью окружающих, которую получают, демонстрируя свои внешние качества.
Этот же принцип верен и по отношению ко всем остальным разновидностям ума. Например, люди с сильным академическим умом иногда плохо владеют искусством общения. Им нравится превосходить других в одной области. Они получают любовь и внимание окружающих благодаря своим выдающимся успехам в той или иной сфере. Боязнь неудачи может удерживать ребенка от попыток обучиться новым навыкам. Попытаться поработать над собой и развить другой, более слабый вид ума — слишком большой риск для них. Ход рассуждений тут прост. Если я превосхожу остальных в той или иной сфере, то получаю любовь и поддержку. Если я не буду превосходить других, то потеряю любовь и поддержку. Для того чтобы опровергнуть эти рассуждения, таким детям требуется поощрение к развитию других видов ума, в которых они не так одарены. В процессе обучения они на собственном опыте убедятся, что для того, чтобы получить любовь, нет необходимости превосходить других. В результате они смогут жить более уравновешенно, полнокровно и успешно.
Склад ума – что это такое, описание разных видов, как определить и выбрать подходящую профессию?
Склад ума – виды
Психологи выделяют два типа человеческого мышления. В первую группы включен гуманитарный склад ума, во вторую – математический или аналитический. В последнем случае люди мыслят технически, рассматривая определенные предметы во времени и пространстве. Такие личности выполняют операции поэтапно, опираясь на установленные правила и алгоритмы.
Гуманитарный склад ума
Люди с таким способом мышления отличаются глубоким восприятием мира. В отличие от технарей, им не нужно разбираться в сути явления, раскладывать целое на составляющие части. Гуманитарии способны прочувствовать ситуацию и проникнуть в ее суть. Такие личности глубоко переживают происходящие с ними события, эмоционально выражают чувства.
Гуманитарный склад ума – это способность фиксировать большое количество новой информации и фрагменты ярких событий, не связанных друг с другом.Таким личностям легче даются дисциплины, при изучении которых важна «зрительная память»:
Практический склад ума
О таком типе мышления говорят реже, чем о техническом или гуманитарном. У людей с практическим складом ума есть свои преимущества, которые пригодились бы каждому человеку. Практики могут найти применение любой вещи, получить выгоду из происходящих событий. Они умеют успешно вести бизнес и неплохо проявляют себя в политической сфере, но не склонны к фантазиям и мечтательности. Считается, что это больше мужской склад ума.
Черты, по которым можно определить людей-практиков:
Математический склад ума
Личностям с аналитическим мышлением хорошо даются такие науки, как алгебра, арифметика. Человеку с математическими способностями трудно в тех сферах, где необходимо проявить фантазию и воображение. Взрослые люди с подобным типом мышления кажутся не чуткими, строгими и не романтическими натурами. Аналитический склад ума – это мышление, основой которого является разум, расчет и жизненный опыт. Люди с подобными способностями сосредоточены, надежны и исполнительны. Математикам не чужды чувства и эмоции, но действовать они любят, опираясь на логику и здравый смысл.
Отличительные черты рассматриваемого склада ума:
Художественно-образный склад ума
Помимо математического, практического и гуманитарного мышления, существуют и другие типы способностей. Рассмотрим подробнее, какими бывают нестандартные склады ума. Реже всего среди людей встречаются личности с художественным восприятием мира. Им трудно усвоить и изложить информацию без использования образов. Из-за этого им тяжело общаться с окружающим и объяснять им что-то при помощи слов. В их речи присутствует множество сравнительных оборотов, прилагательных. Из личностей с художественно-образным складом ума получаются талантливые фотографы, дизайнеры.
Признаки человека с художественно-образным мышлением:
Синтетический склад ума
Индивиды рассматриваемого типа отличаются способностью разрабатывать новые правила и установки, полагаясь на жизненный опыт. Они отличаются хорошими аналитическими способностями и природной наблюдательностью. Описывая, какие склады ума существуют, синтетический тип можно отнести к аналитическому (математическому). Люди с подобными способностями являются прекрасными организаторами, они умеют предсказывать события, основываясь не на внутренние ощущения, а на практический опыт и исследования.
Личности с синтетическим складом ума часто встречаются:
Человек с синтетическим складом ума может:
Аутический склад ума
Лица с подобным мировоззрением отличаются:
Тип мышления нельзя отнести к какому-то складу ума традиционного типа. Человек с аутизмом отстраняется от внешней жизни. Он очень скуп в проявлении эмоций, чувств. Самый главный признак, который отличает таких индивидов– отсутствие контакта с окружающими. Другие отличительные признаки аутистов:
Люди с аутическим складом ума нередко наблюдаются у психиатров и неврологов. Многие из них не способны стать самостоятельными во взрослой жизни. При этом отдельные индивиды могут обладать уникальными способностями. Из них вырастают настоящие профессионалы своего дела и компетентные специалисты в какой-то одной отрасли.
Универсальный склад ума
К этой категории принадлежат люди с особыми способностями. Им без проблем даются как математические, так и гуманитарные науки. Существует несколько способов, как узнать склад ума универсального типа. Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что люди с подобным типом мышления умеют:
Персоны с универсальным складом ума могут реализовать себя в любой сфере. Они справляются с разноплановыми заданиями и быстро продвигаются по карьерной лестнице. Зачастую возможности таких людей распределяются неравномерно. У одних проявляются феноменальные способности к математике и иным точным наукам, а у других – к гуманитарным.
Презентация: «Аналитическое мышление»
Учитывая эту особенность, многие психологи говорят о так называемых «проклятиях» аналитиков:
Как определить склад ума?
Определить тип мышления можно без помощи психологов. Рассмотрим алгоритм, как понять, какой у тебя склад ума:
По некоторым критериям можно определить типы склада ума других людей. Если во время беседы и описания событий он уделяет больше внимания деталям (обстановке в помещении, ценам), то это означает, что у него левое полушарие мозга доминирует над правым. Личности с гуманитарными способностями будут акцентировать внимание собеседника на полученных эмоциях и переживаниях.
Основные черты
Распознать синтетика можно по следующим чертам:
Раскроем суть термина
Простыми словами, это природный дар, но его можно развивать. Только сначала стоит определиться, нужно ли это вам. Как правило, аналитический склад ума необходим людям, которые занимаются наукой, писательской деятельностью, медициной, различными расследованиями, адвокатам, бухгалтерам, политологам и так далее. Продукт их труда будет исследоваться другими людьми, поэтому результат должен быть безупречным и безошибочным.
Таким образом, мы приоткрыли занавес в вопросе, что означает аналитический склад ума. Допустим, вы решили развить эти способности, разберемся, как это сделать. А, может, они уже есть? Как их распознать?
Практические рекомендации
Как же ее улучшить? Советы специалистов:
Все эти рекомендации помогут развить ваши аналитические способности. Но, главное, как и в любом деле, не переусердствуйте: нужно всегда находить время на отдых.
Пища для мозга
В ходе развития аналитического мышления важно обратить внимание и на питание. Существует пища для мозга, которая помогает работе главного органа организма, стимулирует его работу. Тем более, что умственный труд всегда требует немало затрат энергии, а эти затраты важно восполнять правильно. Мозгу требуется много глюкозы. К другим продуктам, которые улучшают работу мозга, относятся:
разные виды орехов; шоколад, но только горький; сухофрукты; ягоды (черника, клюква); лимон; свекла; шпинат; рыбы из семейства лососевых; белокочанная капуста.
Кроме того, для нормальной работы организма, и мозга в том числе, требуются минералы и витамины. В первую очередь, нам нужны: бор, кальций, магний, цинк, железо. Важно следить за питанием, соблюдать баланс. Это поможет мозгу правильно работать и воспринимать информацию. Замените сахар полноценными углеводами, употребляйте больше белка, как можно меньше жиров.