какие способы дифференциации можно использовать в обучении
Методы и приемы дифференциации.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выступление по теме « Методы и приемы дифференциации»
Понятие «Дифференцированное обучение” в переводе с латинского «different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными.
В условиях классно – урочной системы дифференцированное обучение обеспечивает индивидуализацию учебного процесса.
Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Индивидуализация здесь осуществляется главным образом таким способом, что учащимся даются не одинаковые задания, а задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, а также путём группировки учащихся внутри класса по различным признакам.
инструкцией (например, с указанием последовательности действий), работы с подготовительными упражнениями (каждое подготовительное упражнение представляет собой этап выполнения основного), работы с наглядным подкреплением рисунком, чертежом.
Приемы дифференцированного обучения
при опросе, подаче домашнего задания и оценивании учащихся.
Приемы опроса учащихся
Очень часто на уроках формы опроса направлены на поиск пробелов и недостатков в знаниях учащихся. А ведь это должен быть поиск достоинств, знаний и умений. Главная задача в ходе опроса – поддержать, помочь, научить.
Прием 1. Солидарный опрос.
Ученик, вызванный к доске, не может справиться с заданием. Обращаемся к классу с вопросом: Кто может выполнить это задание? Затем из числа желающих выбираем наиболее предпочтительного (того, кто находится в хороших отношениях с отвечающим), и предлагаем ему шепотом помочь товарищу и научить его так, чтобы тот мог сам выполнить задание.
Почти тот же самый вариант, но немного измененный: ученика вызываем к доске, предлагаем ему тему, проблему или задание; затем он выбирает из класса того, в чьей помощи он нуждается (1-2 чел.), затем они берут все необходимые пособия, тетради, учебники и удаляются на последнюю парту, где в течение 15 минут идет подготовка, после чего ученик сдает учителю в присутствии своих тренеров изученный материал. Если ученик справился с заданием, он получает качественную оценку в баллах и поощрение на словах, оцениваем также труд тренеров, если опыт не получился, неудовлетворительная оценка не выставляется, а учитель думает над другими способами и заданиями, позволяющими ученику добиться успеха.
Прием 2. Взаимоопрос.
Три ученика, подготовленные провести опрос тех, кто хотел бы ответить на «5”, на «4” и на «3”, садятся каждый на своем ряду и приглашают желающих. Если ученик записался в группу, где он быстро ответил на вопросы и получил «3”, он может мигрировать в группу более высокого качества и попытать счастья там.
Прием 3. Тихий опрос.
Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, которое предложил учитель.
Прием 4. Защитный лист.
Ученик нередко приходит на урок неподготовленным.
В таких случаях обычны два сценария.
Первый: строгий учитель перед каждым уроком проверяет знания. Попался – наказан, не попался – повезло. Такая игра в «кошки-мышки” порождает недоверие и много других отрицательных эффектов.
Второй: Доброму учителю выгодно признаться до урока, для убедительности что-нибудь приврав. Добрый пожурит, пообещает проверить знания потом, но, заваленный многочисленными школьными делами, скорее всего забудет. Такая ситуация тоже отрицательно действует на ученика и психологически проигрышна для учителя. Как быть?
Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит «Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.
Прием 5; Идеальный опрос (почти шутка).
Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.
Приемы подачи домашнего задания
Вредный и достаточно распространенный прием – наказание домашним заданием повышенного объема или сложности. Но если уж задавать, то задавать с максимальной пользой.
Прием 1. Три уровня домашнего задания.
Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.
Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. Эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.
Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк:
частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам и т.п.;
-чайнворды, сканворды, кроссворды и т.п.;
плакаты – опорные сигналы;
мнемонические формулы, стихи и др.
Прием 2. Задание массивом.
Задается большой массив заданий сразу на достаточно большой промежуток времени. Например, из 50 заданий ученик должен выполнить 20. Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает возможность самореализации для ученика, происходит самосогласование ребенка и уровня заданий, которые он решает.
Прием 3. Сам себе учитель.
В течение последних 10 минут урока предлагаем учащимся придумать наиболее интересную форму и содержание домашнего задания. Кто какое домашнее задание для себя придумал, тот и будет его выполнять. Кто не сумел или не захотел придумать, тому домашнее задание формулируем сами.
Прием 4. Идеальное задание.
Достаточно схож с приемом 3. Учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется, то есть учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.
От педагога в момент оценки результатов требуется эмоциональная уравновешенность, необходимая для объективной оценки, доброжелательность – в момент оглашения оценок любого уровня, умение учитывать возможности и реальные достижения каждого учащегося. Главное, чтобы оценка на уроке стала стимулом для дальнейшего приложения сил. Человеку нужен успех.
Прием 1. Оценка – не отметка.
Оцениваем не только цифрой. Оцениваем словами, интонацией, жестом, мимикой.
Вариант: учитель, потирая ладони, с хитрым видом выдает группам на листочке задание каверзное, но посильное. Через 10 минут ученики справляются. Учитель: «Ну что с вами делать! Вы же мой золотой фонд невыполненных заданий погубите! Вот уж в следующий раз. ”
Завершив работу, ученик сам ставить себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель. Записываем дробь. Например, 4/5. Задача учителя – приучить ученика к регулярному оцениванию своего труда.
Прием вводится на период согласования критериев отметки, а через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают.
Прием 3. Кредит доверия.
В некоторых случаях ставим отметку в «кредит”. Спорная четвертная. Предмет волнений и надежд. Учитель: «По отметкам ты на «4” («5”) чуть-чуть не доработал. Но у меня создалось впечатление, что ты можешь и хочешь. Это так? Если да, то давай попробуем поставить тебе высокую оценку, а в следующей четверти станет ясно, насколько мы были правы”.
Прием 4. Система стимулов.
Вариант 1. Листочек с отложенной оценкой.
Не желая выставлять низкую оценку, выдаем учащемуся листочек, в который он записывает тему, заданный вопрос или задание, с которым не справился, дату и возвращает учителю. При следующем опросе предлагаем ученику ответить или выполнить задание, которое содержится в отложенном листке.
Вариант 2. Развернутая оценка.
Наряду с цифровой оценкой делаем запись, раскрывающую наше отношение к ученику и его достижениям.
Достаточно хорошей оценкой могут быть:
-благодарственное письмо или диплом «За победу на уроке”, «За маленькое открытие”, «За помощь другу”;
благодарственная запись в дневнике;
книга, открытка с дарственной надписью, стихотворение, посвященное ученику.
Среди приведенных приемов нет такого, который можно назвать самым главным. Радуга из одного цвета – не радуга. Только поддерживая друг друга, приемы дают «радужный” эффект. Многоцветную картину не нарисовать одним махом. Терпение и постепенность! Лучший способ загубить педтехнику – схватиться за все сразу.
Способы организации дифференцированного обучения младших школьников
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
В педагогической энциклопедии понятие дифференциации трактуется следующим образом: дифференциация обучения – способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности).
Рассмотри способы организации дифференцированного обучения в начальной школе на уроках.
Дифференциация по способам
организации деятельности школьников
Дифференциация организации деятельности детей подразделяется по
характеру помощи учащимся;
степени самостоятельности учащихся;
форме учебных заданий.
1. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.
Данный способ не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу выполняют самостоятельную работу. Но ученикам, испытывающим затруднения в выполнении заданий, оказывается дозированная помощь:
помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек–консультаций, записей на доске и др.).
помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;
В данном случае целесообразна стимулирующая, направляющая и обучающая помощь.
Особенности работы с карточками–помощницами.
На карточках могут использоваться различные виды помощи:
алгоритмы, памятки, планы, инструкции (например, алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное число в виде памятки);
наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, краткая запись задачи, графическая схема, таблица и др.);
дополнительная конкретизация задания, (например, разъяснение отдельных слов в задаче, указание на какую-нибудь деталь, существенную для решения задачи);
образец выполнения задания: показ способа решения, образца рассуждения (например, в виде подробной записи решения примера) и оформления;
справочные материалы: теоретическая справка в виде правила, формулы; таблицы единиц длины, массы и т.п.;
вспомогательные (наводящие) вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;
план решения задачи;
начало решения или частично выполненное решение.
2. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся
При данном способе дифференциации все ребята выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают с помощью учителя, а другие работают самостоятельно.
Такая работа осуществляется следующим образом. На первоначальном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. Затем некоторые дети (чаще всего это 3-я группа) начинают самостоятельно выполнять задание. Другие с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, коллективно выполняют часть упражнения. И еще одна часть детей (2-я группа) переходит к самостоятельной работе. Учащиеся, испытывающие затруднения в работе (обычно это дети 1-й группы, т.е. школьники с низким уровнем обучаемости), выполняют все задания с помощью учителя. Фронтально проводится этап проверки.
Рассмотрим пример работы над составной арифметической задачей.
1 этап. Учащиеся знакомятся с текстом задачи. Затем часть детей приступает к ее самостоятельному решению. Им может быть дано дополнительное задание, например, придумать похожую задачу.
2 этап . Анализ текста задачи осуществляется с помощью учителя: выделение данных, искомого, установление связей между ними, выполнение краткой записи или схемы. Затем еще часть детей начинает самостоятельно выполнять задание.
3 этап . Поиск решения под руководством учителя: выделение системы простых задач от данных к искомому или от искомого к данным способом. Составление плана решения задачи. Затем часть детей самостоятельно записывает решение и ответ задачи, а остальные делают это с помощью учителя.
3. Дифференциация работы по форме учебных действий
Рассмотри различные формы учебных действий и их основные особенности.
2. Перцептивное действие выполняется глазом. Без использования предметных действий происходит преобразование реальных или знаково-символических объектов.
4. Умственное действие осуществляется во внутреннем плане без опоры на какие-либо внешние средства. Речевая оболочка приобретает характер внутренней речи. Действие выполняется в уме.
Организуя работу с математическим материалом учитель может дифференцировать характер выполняемых детьми учебных действий, опираясь на следующую логику усложнения их формы:
Предметное действие Перцептивное действие Умственное действие
Ученикам, нуждающимся в речевых действиях, предлагается проговаривание производимых операций, например, объяснять соседу по парте, как следует рассуждать при работе над текстовой задачей.
Рассмотрим пример дифференцированной работы над простой арифметической задачей.
Задача. «На ветке сидело 5 бабочек, 2 бабочки улетели. Сколько бабочек осталось на ветке?»
1-я группа. Решение задачи с опорой на индивидуальный счетный материал (используются картинки с изображением предметов)
2-я группа. Решение задачи с помощью схематического рисунка, выполненного на доске.
3-я группа . Решение задачи в уме, без наглядной опоры. Можно использовать прием представления жизненной ситуации, описанной в задаче.
Различные способы дифференциации обычно используются в сочетании друг с другом.
Наиболее целесообразна следующая организация работы.
Дети с низким уровнем обучаемости выполняют это же упражнение под руководством учителя или самостоятельно с использованием карточек – помощниц.
Дети со среднем уровнем обучаемости выполняют тренировочное упражнение из учебника самостоятельно.
Детям с высоким уровнем обучаемости предлагается творческое задание или более трудное по сравнению с заданием из учебника.
Способы дифференциации учебных заданий по математике
На уроках математики на этапе закрепления изученного материала можно использовать различные способы дифференциации.
Способы дифференциации содержания учебных заданий могут быть
по уровню трудности,
по уровню творчества,
по объему изученного материала.
1. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.
Данный способ дифференциации предусматривает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:
Рассмотрим пример дифференцированных работ.
1. Найдите значение выражений.
30: 3+ 6 42 : 2 + 49 : 7
69 – 8 х 4 6 х 8 – 8х 2
В данном случае усложнение заданий предполагает увеличение количества действий и изменение правил о порядке выполнения арифметических действий.
2.Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
Репродуктивные задания: нахождение значения выражений на основе изученных вычислительных приемов решение арифметических задач знакомых видов и т. п.
Это работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений, воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации.
Продуктивные задания: упражнения, отличающиеся от стандартных. Учащиеся применяют знания в новой, незнакомой ситуации, осуществляют сложные мыслительные действия (преобразующие, поисковые), создают новый продукт (составление задач, равенств или неравенств и т.п.).
В итоге выполнения творческих заданий ученики получают опыт творческой деятельности.
На уроке математики применяются разнообразные виды продуктивных заданий, такие, как:
преобразование математических объектов в новый вид (например, преобразование простой арифметической задачи в составную);
задания с недостающими или лишними данными;
выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
классификация математических объектов (выражений, геометрических фигур);
нестандартные и исследовательские задания; самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.
Дифференцированная работа строится следующим образом.
Школьники с низким уровнем обучаемости (1 группа) выполняют репродуктивные задания, ученики со средним (2-я группа) и высоким (3-я группа) уровнем обучаемости выполняют творческие задания.
Можно также выполнять продуктивные задания всем ученикам. Но тогда ребятам с низким уровнем обучаемости предлагаются задания, содержащие элементы творчества, где необходимо применить знания в изменившейся ситуации, а другим – творческие задания на применение знаний в новой ситуации.
Дана задача: «На тарелке лежало 6 желтых яблок и 3 зеленых яблока. 2 яблока съели. Сколько яблок осталось?»
Задание для 1-й группы. Решить задачу. Подумайте, можно ли ее решить другим способом.
Задание для 2-й группы. Решить задачу двумя способами.
Задание для 3-й группы. Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решите задачу тремя способами.
3.Дифференциация учебных заданий по объему учебного материала.
Данный способ дифференциации предусматривает, что учащиеся 2 – й и 3 – й групп выполняют не только основное, но еще и дополнительное задание, которое однотипно с основным.
Разный темп работы учащихся обуславливает необходимость дифференциации заданий по объему. Ребята с медленным темпом работы, а также дети с низким уровнем обучаемости нуждаются в дополнительном времени, так как обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе. Остальные дети используют это время на выполнение дополнительного задания, которое не обязательно для выполнения всем ученикам.
Дифференциация по объему применяется с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных используются творческие или более трудные задания, также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть нестандартные задачи, упражнения игрового характера, задания на смекалку. Их можно использовать в качестве самостоятельной работы, предлагая ученикам задания в виде перфокарт, карточек, подобрав упражнения из тетрадей на печатной основе, а также альтернативных учебников.
Рассмотрим пример дифференцированных заданий по объему учебного материала.
Основное задание: «Найдите значения выражений».
Дополнительное задание: «Найдите сумму ответов в каждом столбике».
Таким образом, применение на уроках разных способов дифференцированной работы, в конечном итоге повышает качество образования младших школьников.
Методические материалы «Индивидуализация и дифференциация»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
заочной формы обучения
Индивидуализация – организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся.
Дифференциация обучения – форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств.
В чем сходство и различие индивидуального и дифференцированного подходов?
Сходство изучаемых явлений заключается в том, что процесс обучения направлен на личность ученика, на его индивидуальные познавательные, психологические особенности, а основным отличием является то, что при индивидуализации воздействия учителя направлены на каждого конкретного ученика, а при дифференциации – на группы учащихся, сформированных по каким-либо признакам.
Зачем нам необходима индивидуализация и дифференциация обучения?
Индивидуализация и дифференциация нам нужна для того, чтобы выявить и создать условия для развития задатков и способностей каждого учащегося.
Перечислите виды индивидуализации и дифференциации обучения.
— по особенностям восприятия
— по виду темперамента
— по этнокультурным особенностям
— по гендерному признаку
— по состоянию здоровья
— по интересам и склонностям
— по особенностям мотивации
— по обученности и обучаемости
— по особенностям поведения
— по особенностям воспитания
В чем суть внутренней дифференциации?
Внутренняя дифференциация предполагает организацию работы внутри класса, соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми особенностями.
В чем суть внешней дифференциации?
Внешняя дифференциация предполагает создание особых типов школ и классов.
Перечислите виды внешней дифференциации.
Макроуровень: школы-гимназии, лицеи, коррекционные школы разных типов, школы с углубленным изучением отдельных предметов.
Мезоуровень: создании особых классов (ККО, КРО, профильных).
Что такое обученность?
Обученность – это те характеристики психического развития ребенка, которые сложились в результате всего предыдущего хода обучения. Это определенный итог предыдущего обучения.
Что такое обучаемость?
Обучаемость – восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития.
Назовите основные условия и способы сохранения и развития способностей школьников.
Воспитание потребностей в деятельности. Способности не развиваются у людей, которые ленивые, не любят работать, избегающих различных усилий в умственном и физическом труде.
Деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Живая заинтересованность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формальное, равнодушное и безразличное отношение к ней — необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей.
Поскольку способности могут принести плоды лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, учителю надо активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезными, глубокими, устойчивыми и действенными.
Деятельность должна находиться в зоне оптимальной трудности. Пока человек не попадет в определенные жизненные обстоятельства, которые могли бы подталкивать его к существенным действиям, способности просто не смогут развиваться.
Деятельность ребенка должна быть творческой.
Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей. Иногда школьник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях учитель должен подбодрить ребенка, помочь ему преодолеть трудности.
Очень важен уровень развития психических процессов человека (памяти, речи, восприятий, мышления, внимания, воображения), а также немаловажное значение имеют его склонности и интересы.
Перечислите способы дифференциации учебных заданий по уровню творчества.
Дифференциация учебных заданий по уровню творчества предполагает различный характер познавательной деятельности школьников: репродуктивный или продуктивный (творческий).
К репродуктивным заданиям относятся типовые упражнения. От учащихся требуется воспроизведение знаний и их применение в знакомой ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.
К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Учащимся приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой, ситуации, выполнять более сложные мыслительные действия (поисковые, преобразующие и др.), создавать новый продукт (составлять задачи, равенства или неравенства и т. д.).
Перечислите способы дифференциации учебных заданий по уровню трудности.
Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:
— усложнение изучаемого материала;
— увеличение количества изучаемого материала;
— использование обратного задания вместо прямого.
Перечислите способы дифференциации учебных заданий по объему учебного материала.
Дифференциация заданий по объему учебного материала предполагает, что часть учащихся выполняет кроме основного задания еще и дополнительные (Которые не являются обязательными для всех учеников). В качестве дополнительного обычно предлагается задание, аналогичное основному, однотипное с ним. Необходимость использования дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. В качестве дополнительных могут предлагаться репродуктивные или продуктивные задания, не связанные по содержанию с основным. Как правило, дифференциацию заданий по объему учителя сочетают с другими способами дифференциации. Например, в качестве дополнительных предлагаются творческие упражнения или более трудные. Дополнительными могут быть задания на смекалку, ребусы, упражнения игрового характера.
Перечислите способы дифференциации организации учебной работы на уроках по степени самостоятельности учащихся.
При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.
Ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего сильные) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы ещё одна часть детей (средние) начала работу самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (слабые), выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально.
Перечислите способы дифференциации организации учебной работы на уроках по характеру помощи учащимся. Приведите примеры.
Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но, тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.
Наиболее распространенными видами помощи являются: а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений; б) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, записей на доске).
На карточках могут использоваться различные виды помощи:
— образец выполнения задания: показ способа выполнения, образца рассуждения и оформления;
— наглядные опоры, иллюстрации, модели;
— дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных слов в задании, указание на какую-нибудь деталь, существенную для выполнения задания);
— вспомогательные наводящие вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;
Перечислите способы дифференциации организации учебной работы на уроках по характеру учебных действий. Приведите примеры.
В трудах Н.Ф.Талызиной подробно рассмотрены различные формы учебных действий. Опишем их основные особенности.
Предметное действие обычно выполняется рукой. Это реальное преобразование объекта с целью изучения его свойств. Действие может быть материальным (используются различные предметы, например, дидактический счетный материал) или материализованным (используются заместители, модели, т.е. знаково-символические средства).
Перцептивное действие выполняется не рукой, а глазом. Преобразование реальных или знаково-символических объектов осуществляется в плане восприятия, без использования физических действий.
Речевое действие может осуществляться как громкая речь (проговаривание вслух или шепотом выполняемых операций) или внешняя речь про себя (беззвучное проговаривание действия про себя, но с четким словесно-понятийным его расчленением).
Умственное действие осуществляется без опоры на какие-либо внешние средства, во внутреннем плане. Речевая оболочка сокращается, приобретает характер внутренней речи. Действие выполняется в уме.
Приведем пример дифференцированной работы над простой арифметической задачей.
При организации работы над математическим материалом учитель может дифференцировать характер выполняемых детьми учебных действий, опираясь на следующую логику усложнения их формы: предметное → перцептивное → умственное действие.
Задача. На ветке сидели 5 птиц. 2 птицы улетели. Сколько птиц осталось на ветке?
1-я группа. Решение задачи в опоре на индивидуальный счетный материал (картинки с изображением птиц).
2-я группа. Решение задачи с помощью схематического рисунка, выполненного на доске:
3-я группа. Решение задачи без наглядной опоры, в уме. Можно использовать прием представления жизненной ситуации, описанной в задаче.
Дифференцированные учебные задания для разных групп учащихся на изучение фонетического состава слова:
По уровню трудности.
Сделайте звуко-буквенный разбор слов. (Слова пойдут на усложнение)
Осина, мороз, тетрадь.
Вьюга, солнце, компьютер.
Укажите слово, в котором букв больше, чем звуков:
Запишите слова в три столбика. В первом столбике слова с одинаковым количеством букв и звуков, во втором – слова, в которых букв больше, чем звуков, в третьем – слова, в которых звуков больше, чем букв.
Якорь, каюта, сирень, вьюга, ягода, утро, ёлка, огоньки, улей, сельдь, тюльпан.
По уровню творчества.
Укажите ряд, в котором все согласные звуки звонкие.
Распредели слова в два столбика. По какому признаку вы это сделали?
Яма, лень, печь, няня, шипы, щёки, набор, испуг, нора, ливень, пища, июнь.
Придумай и запиши пять слов, в которых все согласные твердые (мягкие, звонкие, глухие).
Сделай звуко-буквенный разбор слова майка.
Можно ли из звуков слова майка составить слова маяк, яма, моя, Ока, око? Если это сделать можно, то сделай их звуковую запись.
Придумай и запиши слово, из звуков которого можно составить другие слова. Запиши эти слова и их транскрипции.
Даны слова: май, платок, локоть, лужи, тетрадь, дерево, юла.
Подчеркни в словах гласные буквы. Раздели слова на слоги.
Поставь в словах ударение.
Нарисуй схемы этих слов.
Восстанови слова по транскрипции.
[в а р’ э н’ й’ э] [й’ у п к а] [ч’ и л а в’ э к]