какие существуют принципы обучения
ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения
ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения
Принципы процесса обучения – основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог.
Выделяются несколько основополагающих принципов обучения:
1) принцип развивающего и воспитывающего обучения;
2) принцип сознательности и активности;
3) принцип наглядности;
4) принцип систематичности и последовательности;
5) принцип научности;
6) принцип доступности;
7) принцип прочности;
8) принцип взаимосвязи теории и практики;
9) принцип завершенности процесса обучения.
Принцип развивающего и воспитывающего обучения направлен на достижение цели всестороннего развития личности. Для этого необходимо:
1) обращать внимание на личность ученика;
2) научить учащегося мыслить причинно.
Принцип сознательной активности осуществляется при соблюдении следующих правил:
1) понимание целей и задач предстоящей работы;
2) опора на интересы учащихся;
3) воспитание активности у учащихся;
4) использование проблемного обучения;
5) вырабатывание самостоятельности у учащихся.
Принцип наглядности – обучение проводится на конкретных образцах, воспринимаемых учащимися с помощью зрительных, моторных и тактических ощущений. В данном случае необходимо:
1) использовать наглядные предметы;
2) изготавливать совместно учебные пособия;
3) использовать технические средства обучения.
Принцип систематичности и последовательности. Ему соответствуют следующие требования:
1) учебный материал должен быть разбит на части, блоки;
2) необходимо использовать структурно-логические планы, схемы, таблицы;
3) должна существовать логическая урочная система;
4) необходимо применять обобщающие уроки для систематизации знаний.
Принцип научности проходит при использовании следующих правил:
1) обучение должно происходить на основе передового педагогического опыта;
2) обучение должно быть направлено на формирование у учащихся диалектического подхода к изучаемым предметам;
3) необходимо использование научных терминов;
4) необходимо информирование учеников о последних научных достижениях;
5) необходимо поощрение исследовательской работы.
Принцип доступности основан на учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения. Для его реализации необходимо соблюдать следующие правила:
1) организация обучения с постепенным нарастанием трудности учебного материала;
2) учет возрастных особенностей учащихся;
3) доступность, использование аналогий.
Принцип прочности основан на следующих правилах:
1) систематическое повторение учебного материала;
2) освобождение памяти учащихся от второстепенного материала;
3) использование логики в обучении;
4) применение различных норм и методов контроля знаний.
Принцип взаимосвязи теории и практики. Для реализации этого принципа следует:
1) практикой доказывать необходимость научных знаний;
2) информировать учащихся о научных открытиях;
3) внедрять научную организацию труда в учебный процесс;
4) приучать учащихся применять знания на практике.
Принцип завершенности процесса обучения основан на достижении максимального усвоения материала. Для успешного результата необходимо:
1) после изучения крупной темы или раздела проверять усвоение учебного материала учащимися;
2) использовать такие методы обучения, которые позволяют добиться желаемых результатов за короткий промежуток времени.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ЛЕКЦИЯ № 29. Процесс обучения
ЛЕКЦИЯ № 29. Процесс обучения Процесс обучения – педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности. В процессе обучения участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты
ЛЕКЦИЯ № 30. Функции процесса обучения
ЛЕКЦИЯ № 30. Функции процесса обучения Обучение – это целенаправленный, организованный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков. В обучении реализуются или, по крайней мере, должны реализоваться все
ЛЕКЦИЯ № 31. Структурные элементы процесса обучения
ЛЕКЦИЯ № 31. Структурные элементы процесса обучения Структурные элементы процесса обучения зачастую называют этапами овладения знаниями, умениями и навыками. Перечислим основные структурные элементы.Восприятие учащимися изучаемого материала. Овладение изучаемым
ЛЕКЦИЯ № 32. Законы и закономерности процесса обучения
ЛЕКЦИЯ № 32. Законы и закономерности процесса обучения Законы в педагогике – это результаты познания процесса обучения, выраженные в неких теоретических постулатах. Выделим законы, которые наиболее четко и ясно сформулированы и отмечаются И. Я. Лернером, В. И.
ЛЕКЦИЯ № 33. Совершенствование процесса обучения
ЛЕКЦИЯ № 33. Совершенствование процесса обучения Совершенствование процесса обучения происходит на протяжении всей истории развития педагогики. В настоящее время можно выделить наиболее актуальные аспекты этой проблемы.Личностно-ориентированный подход к ученикам.
ЛЕКЦИЯ № 35. Методы обучения
ЛЕКЦИЯ № 35. Методы обучения Метод обучения – это способ организации познавательной деятельности учащихся; способ деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на развитие учащихся и их воспитание. Метод обучения
ЛЕКЦИЯ № 36. Классификация методов обучения
ЛЕКЦИЯ № 36. Классификация методов обучения Существует несколько классификаций методов обучения. Наиболее известная из них – классификация И. Я. Лернера и М. Н. Скатнина.Согласно данной классификации по характеру познавательной деятельности методы обучения
ЛЕКЦИЯ № 40. Сущность проблемного обучения
ЛЕКЦИЯ № 40. Сущность проблемного обучения Проблемное обучение – обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных
ЛЕКЦИЯ № 49. Формы обучения
ЛЕКЦИЯ № 49. Формы обучения Форма организации обучения – специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме.Выделяются две основных формы организации обучения.1. Индивидуально-групповая система
ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения
ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения Лекция – один из методов устного изложения материала. При работе с обучающимися старшего возраста учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20–30 мин урока, а иногда и
ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения
ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения Средства обучения – обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К средствам обучения относят
ЛЕКЦИЯ № 60. Технические средства обучения
ЛЕКЦИЯ № 60. Технические средства обучения В современной образовательной системе широко применяются технические средства обучения.Технические средства обучения – это приборы и устройства, представляющие собой экранно-звуковые носители учебной информации. К ним
ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения
ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения Технология обучения – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Технология обучения
Основные принципы обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Принципы обучения – основные требования к организации учебного процесса, которыми руководствуется педагог
Понятие и сущность принципов обучения
Проблема организации и реализации эффективного учебного процесса является актуальной во все времена. На протяжении всего исторического периода формирования и развития образовательной системы, ученые-педагоги пытались решить данную проблему, разрабатывая различные подходы к процессу обучения. Одним, из наиболее эффективных механизмов организации эффективного учебного процесса, является опора на принципы обучения, выделенные и описанные Я.А. Коменским в его труде «Великая дидактика».
Принципы обучения – это система методов и средств, используемых педагогом при организации учебного процесса для достижения поставленной педагогической цели.
В процессе развития дидактики, принципы обучения так же развивались и совершенствовались, но ряд из них остается неизменным, это основные (ведущие) принципы обучения.
Принципы обучения, несмотря на то, что каждый из них имеет конкретную цель и решает ряд поставленных перед обучением задач, взаимосвязаны между собой и образуют единую систему. В процессе организации учебного процесса педагог использует одновременно ряд принципов, так как не возможно полноценное применение одного принципа без другого (или других), это обусловлено их взаимосвязью.
Таким образом, система принципов обучения направлена на реализацию ведущего принципа обучения – принципа единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения.
Характеристика основных принципов обучения
На сегодняшний день выделяют следующие основные принципы обучения:
Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Принцип направлен на всестороннее развитие личности ребенка в процессе обучения. Во время обучения, согласно данному принципу, педагог должен обращать внимание на личность каждого ученика и стараться развивать её, а также учить детей саморазвитию. Большое значение уделяется так же и обучению ребенка мыслить причинно-следственно.
Принцип сознательной активности. В процессе обучения ребенок не должен быть просто безмолвным «приемником» информации, воспринимать и запоминать учебный материал механически, он должен быть активным участников педагогического процесса. Педагогу необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы дети были мотивированы на получение знаний, понимали для чего им необходимо учиться и где они смогут применять полученные знания в реальной жизни. Для достижения указанного, педагог должен использовать различные формы и виды обучения, чтобы процесс обучения был не скучным и монотонным, а увлекательным, интересным, заставляющим проявлять активность, размышлять, проявлять навыки самостоятельности т.д.
Принцип наглядность. Данный принцип основан на том, что в процессе обучения детям будет значительно проще сформировать представление о предмете или действии, если его словесное описание будет подкрепляться различными наглядными пособиями. Наглядности могут быть двух видов:
Наглядности должны сопровождать словесный рассказ педагога, то есть быть вспомогательным средством, а не основой обучения.
Принцип систематичности и последовательности. Данный принцип предусматривает организацию учебного процесса в виде системы (учебные планы, расписания и т.п.), которая строго регламентирует изучение учебного материала, на определенный промежуток времени. Последовательность обучения предусматривает изучение, которое идет от «общего» к «частному», то есть изученное ранее является основой для последующего.
Принцип научности. Данный принцип предполагает организацию учебного процесса на основе передового педагогического опыта. Педагог в процессе обучение предоставляет детям только актуальную информацию по изучаемым дисциплинам (опирается на последние открытия, мнения ведущих ученых и т.п.). Так же принцип научности, поощряет осуществление учащимися различного рода исследовательских работ.
Принцип доступности. Принцип основан на учете возрастных, психологических, умственных и индивидуальных особенностях каждого учащегося. Педагог в процессе организации учебного процесса, должен представлять учебный материал с постепенным нарастанием его сложности. Подача учебного материала предполагает его оптимальность для учеников, то есть он не должен быть слишком сложным или слишком легким для них.
Принцип прочности. Данный принцип взаимосвязан с принципом последовательности и систематичности обучения. Он предполагает систематическое повторение ранее пройденного учебного материала, с целью его усвоения. А так же основан на использовании логики в процессе подачи нового учебного материала, который не должен быть перенасыщен не нужной ученику информацией и тем самым занимать память ребенка, создавать путаницу. Еще одной важной чертой принципа прочности является применение в процессе обучения различных видов контроля знаний.
Принцип взаимосвязи теории и практики. Данный принцип предполагает, что в процессе обучения педагог не просто передает детям теоретические знания, а показывает их значимость в реальной жизни, связывает с жизненным опытом каждого ребенка и учит использовать полученные знания на практике.
Принцип завершенности процесса обучения основан на достижении максимального усвоения материала. Для успешного результата необходимо проведение проверок знаний по итогам изучения крупных тем. Кроме того, данный принцип предполагает использование таких методов обучения, которые позволяют добиться желаемых результатов за короткий промежуток времени.
Какие существуют принципы обучения
Шпаргалка по педагогике (для педагогов)
1. Понятие педагогики и этапы ее развития
Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение».
В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
Источники развития педагогики:
– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;
– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;
– текущая мировая и отечественная практика воспитания;
– данные специально организованных педагогических исследований;
Истоком европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейшие ее представители: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» Марка Квинтилиана, древнеримского философа и педагога.
Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.
Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли.
Английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания («Мысль о воспитании»).
Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике.
Деятельность французских просветителей во многом определила творчество швейцарского педагога Иоганна Песталоцци. Им была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся.
Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский.
В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.
Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий.
Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания.
Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы.
Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.
2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики
Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.
Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.
Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:
– цели обучения (для чего учить);
– содержание обучения (чему учить);
– формы и методы обучения (как учить).
Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.
К таким задачам можно отнести:
– выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;
– изучение и распространение педагогического опыта;
– прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;
– разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;
– внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;
– участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;
– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Но педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого. В ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между различными дисциплинами:
Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:
– описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);
– диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);
– прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:
– проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);
– преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);
– рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
Первые попытки в этом направлении были предприняты Я. А. Коменским, Ж.Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский.
Формулировки и количество принципов изменялись и в последующие десятилетия (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Т. А. Ильина, М. Н. Скаткин, Г. И. Щукина и др.).
Принципы обучения – это нормы, требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь высоких результатов в учебном процессе.
Описание слайда:
В классической теории обучения наиболее общепризнанными считаются следующие дидактические принципы:
научности
наглядности
доступности
сознательности и активности
систематичности и последовательности
прочности усвоения
воспитывающего обучения
личностного подхода
связи теории с практикой.
Описание слайда:
Принцип научности
предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту,
накопленному мировой цивилизацией.
Правила реализации принципа научности требуют использования:
логики и языка изучаемой науки;
основных понятий и теорий в максимальном приближении к уровню современного понимания данных вопросов наукой;
методов конкретной науки;
научных методов познания природных и общественных явлений.
Описание слайда:
Принцип наглядности
стал оформляться одним из первых в истории педагогики. Наглядность в теории обучения подразумевает использование зрительных, моторных, тактильных, слуховых и вкусовых ощущений.
Средствами наглядности служат:
натуральные объекты: растения, животные, природные
и производственные объекты;
объемные наглядные пособия: модели, макеты, муляжи,
гербарии и пр.;
изобразительные средства: картины, фотографии, диафильмы, рисунки;
символические наглядные пособия: карты, схемы, таблицы,
чертежи и пр.;
аудиовизуальные средства: кинофильмы, магнитофонные
записи, телевизионные передачи, компьютерная техника;
самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» в виде
конспектов, схем, чертежей, таблиц, зарисовок и др.
Описание слайда:
Принцип доступности
требует, чтобы материал, его объем, методы изучения соответствовали возможностям учащихся, уровню их
интеллектуального, нравственного и эстетического развития.
Чтобы реализовать на практике принцип доступности, надо соблюдать ряд правил:
в обучении идти от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому;
объяснять простым, доступным языком;
использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление и другие приемы.
Описание слайда:
Принцип сознательности и активности
требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности.
Сознательность в обучении предполагает позитивное отношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний.
Активность в обучении — это интенсивная умственная и практическая деятельность обучаемых, выступающая как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.
Для реализации на практике принципа сознательности и активности следует соблюдать правила:
добиваться четкого понимания обучаемыми целей и задач
предстоящей работы;
использовать активные и интенсивные методы обучения;
логически увязывать неизвестное с известным;
учить учащихся находить причинно-следственные связи.
Описание слайда:
Принцип систематичности и последовательности
Предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса
обучения.
Принцип систематичности и последовательности в обучении
требует соблюдения ряда дидактических правил:
формирования системы знаний на основе понимания их
взаимосвязи;
использования схем, планов, таблиц, опорных конспектов,
модулей и иных форм логического представления учебного материала;
осуществления межпредметных связей;
координации деятельности всех субъектов педагогического
процесса на основе единства требований, обеспечения преемственности в их деятельности.
Описание слайда:
Принцип прочности
усвоения предполагает стойкое закрепление знаний в памяти учащихся.
Прочность усвоения знаний достигается при соблюдении следующих правил:
обучающийся проявляет интеллектуальную познавательную
активность;
используются разнообразные подходы, формы, методы
обучения, поскольку однообразие гасит интерес к учению, снижает
эффективность усвоения;
активизируется мысль учащихся, ставятся вопросы на сравнение, сопоставление, обобщение, установление причинно-следственных и ассоциативных связей.
Описание слайда:
Принцип связи теории с практикой
предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. В этом случае у обучаемых вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение.
Правила реализации данного принципа:
опора в обучении на имеющийся практический опыт учащихся;
показ области применения теоретических знаний;
изучение современных технологий, прогрессивных методов
труда, новых производственных отношений;
решение задач и упражнений на основе производственных
достижений.
Описание слайда:
Принцип воспитывающего обучения
отражает объективную закономерность процесса обучения. Не может быть обучения вне воспитания. Это воздействие значительно усиливается, если обучающий ставит соответствующую задачу, стремится эффективно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства, соблюдает следующие правила:
уважительно относится к личности обучаемого и одновременно проявляет разумную требовательность к нему.
не унижает, а возвышает личность ученика, проявляя чуткость и внимательность к нему, тактично поправляет ошибки, стимулирует на преодоление трудностей.
Описание слайда:
Принцип личностного подхода
требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых. Уровень познавательных возможностей и личностного развития определяет организацию учебной деятельности. Важно учитывать особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, темперамент, характер, интересы учащегося.
Существуют два основных пути учета личностных особенностей:
индивидуальный подход (учебная работа проводится по единой программе со всеми при индивидуализации форм и методов
работы с каждым);
дифференцированный подход (разделение учащихся на однородные группы по способностям, возможностям, интересам и др.
и работа с ними по разным программам).
Описание слайда:
Методы и средства обучения
Описание слайда:
Метод обучения (от греч. methodos – «путь, способ достижения цели») – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение учебного материала.
Выбор методов обучения обусловлен рядом факторов, среди которых:
цели образования, воспитания и развития учащихся;
особенности содержания изучаемого материала;
особенности методики преподавания конкретного учебного предмета;
время, отводимое на изучение того или иного материала;
уровень подготовленности учащихся, их возрастные особенности;
уровень педагогического мастерства учителя;
материально-технические условия обучения.
Описание слайда:
Методы обучения в практике работы реализуются с помощью приёмов и средства обучения, т.е. метод в его конкретном воплощении представляет собой совокупность определённых приёмов и средств.
Приёмы обучения (дидактические приёмы) обычно определяют как элементы методов, единичные действия в составе общего метода обучения.
Приём – это ещё не метод, а его составная часть, однако практическая реализация метода достигается именно с помощью приёмов.
Так, в методе работы с книгой можно выделить следующие приёмы: 1) чтение вслух; 2) составление плана текста;
3) заполнение таблицы по прочитанному материалу;
4) составление логической схемы прочитанного;
5) конспектирование; 6) подбор цитат и т.д
Описание слайда:
Методов сравнительно немного, приёмов же бесчисленное множество, поэтому приёмы очень сложно классифицировать и практически невозможно составить полный список всех дидактических приёмов
Описание слайда:
Классификация методов обучения затруднена многоаспектностью понятия «метод обучения», неоднозначностью трактовок различных методов, различием в подходах к пониманию процесса обучения.
Сегодня существует достаточно много классификаций методов обучения, однако ни одна из имеющихся классификаций не является общепризнанной.
Наиболее распространены классификации
по источнику обучения (Е.И. Перовский, Д.О. Лордкипанидзе)
по характеру познавательной деятельности учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)
полинарная (по нескольким признакам) классификация Ю.К. Бабанского.
Описание слайда:
Методы по источнику обучения
Описание слайда:
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ДОО
Описание слайда:
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ
Выделяют следующие:
Наблюдение;
Демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы)
Показ способов изображения и способов действия.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Помогают возбудить и поддерживать познавательные интересы учащихся
Улучшают наглядность и доступность учебного материала
Обеспечивают более точную информацию об изучаемом явлении
Интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести ее в индивидуальном темпе
Описание слайда:
Функции средств обучения
обусловлены их дидактическими свойствами. В учебном процессе средства обучения выполняют четыре основных функции:
компенсаторную (средства обучения облегчают процесс обучения, помогают достичь цели с наименьшими затратами сил и времени);
адаптивную (средства обучения помогают учителю приспособить содержание образования к возрастным и индивидуальным возможностям детей, создать благоприятные условия для обучения: помогают организовывать необходимые демонстрации, самостоятельную работу учащихся, дифференцировать учебные задания и т.д.);
информативную (средства обучения либо являются непосредственным источником информации (учебник, учебный видеофильм и т. д.), либо способствуют передаче информации (классная доска, проекционная аппаратура, лабораторное оборудование и т. д.);
интегративную (использование средств обучения позволяет рассматривать изучаемые предметы и явления многосторонне, выявлять и наблюдать разнообразные свойства изучаемого, глубже проникать в его суть, например, при изучении какого-либо закона физики применение учебно-лабораторного оборудования позволяет наблюдать действие этого закона, понять его значение и т.д.).
Описание слайда:
Виды средств обучения
Учебники;
наглядные пособия (иллюстрации, муляжи, чучела животных, коллекции минералов и др.);
дидактический материал;
технические средства обучения (ТСО);
прочее оборудование, применяемое при обучении
речь,
мимика и жесты,
различная деятельность (трудовая, познавательная, коммуникативная и др.)
МАТЕРИАЛЬНЫЕ
МАТЕРИАЛИЗОВАННЫЕ
Описание слайда:
Материальные средства обучения
визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажёры и универсальные
ВИЗУАЛЬНЫЕ средства передачи зрительной информации:
печатные текстовые средства: учебники и учебные пособия, печатные рабочие тетради, словари, справочники;
простые визуальные средства: натуральные объекты, модели, макеты, муляжи, репродукции, таблицы, схемы, диаграммы, карты и т.д.;
технические (механические) визуальные средства: микроскоп, телескоп, различные виды проекторов, видеоплэер, интерактивная доска, а также используемые с ними носители информации (оптические диски, слайды, диапозитивы и т.д.) и мультимедийные электронные средства (например, слайд-презентации);
Описание слайда:
Материальные средства обучения
визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажёры и универсальные
Аудиальные средства – это средства передачи звуковой информации:
записывающая и воспроизводящая звук аппаратура,
разные виды проигрывателей (магнитофон, CD-плэер и т.д.),
радиоприёмник.
Описание слайда:
Материальные средства обучения
визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажёры и универсальные
Аудиовизуальные средства соединяют в себе возможности передачи звуковой и зрительной информации.
К ним относятся кино-, теле- и видео- и веб-камеры, транслирующая и воспроизводящая аппаратура (телевизор, киноаппарат, видео- и DVD-плэеры и др.), мультимедийные электронные средства (видеоуроки и используемые в учебном процессе видеоролики).
Описание слайда:
Материальные средства обучения
визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажёры и универсальные
Тренажёры – дидактические средства, создающие условия для наиболее эффективной отработки практических действий, формирования умений и навыков.
Как правило, тренажёры ориентированы на конкретный учебный предмет, на усвоение отдельных умений.
К этой группе дидактических средств относятся:
лингафонное оборудование,
компьютерные программы-тренажёры
разнообразные карточки
тетради с упражнениями.
Описание слайда:
Материальные средства обучения
визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажёры и универсальные
Тренажёры – дидактические средства, создающие условия для наиболее эффективной отработки практических действий, формирования умений и навыков.
Как правило, тренажёры ориентированы на конкретный учебный предмет, на усвоение отдельных умений.
К этой группе дидактических средств относятся:
лингафонное оборудование,
компьютерные программы-тренажёры
разнообразные карточки
тетради с упражнениями.
Описание слайда:
Материальные средства обучения
визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажёры и универсальные
Универсальными дидактическими средствами являются компьютер и сетевые информационные системы (локальные компьютерные сети и глобальная сеть Интернет).
Описание слайда:
Наряду с описанных выше подходом к классификации дидактических средств в учебной практике традиционно выделяются
технические средства обучения (ТСО);
учебно-наглядные средства (к ним относятся нетекстовые визуальные средства: натуральные объекты, их изображения, макеты, муляжи, модели и др.);
раздаточный материал – компактные дидактические средства, предназначенные для индивидуального использования учеником (например: коллекции минералов, гербариев; комплект деталей для выполнения чертежа или технического рисунка; карточки с индивидуальными заданиями);
дидактический материал – карточки с заданиями для индивидуальной работы, сборники упражнений и т.д.;
учебно-лабораторное оборудование – оборудование учебных лабораторий для изучения естественных наук (физики, химии, биологии);
учебно-производственное оборудование – оборудование учебных мастерских, которое отличается от обычного производственного тем, что оно изготовляется специально для учебных целей, оно более компактно, безопасно и не предназначено для осуществления массового производства.
Описание слайда:
Формы организации обучения
Описание слайда:
Форма обучения – это способ организации учебного процесса на основе взаимодействия методов, приёмов и средств обучения. Форма отражает внешнюю сторону организации учебного процесса.
В теории и практике образования известно много различных форм обучения: дневное и заочное, дистанционное, школьное и внешкольное, индивидуальное и массовое обучение, семейное образование и т.д.
Среди форм организации учебного процесса выделяются формы учебных занятий: организованная образовательная деятельность (ООД/НОД/занятие), урок, лекция, семинар, лабораторная работа, экскурсия, факультатив и т.д.
Описание слайда:
Формы отличаются
по количественному составу участников;
характеру взаимодействия между ними;
способам деятельности;
месту проведения.
Описание слайда:
Описание слайда:
Организованно-образовательная деятельность (ООД) является основной формой организации обучения в ДОО.
Организованно-образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОО.
ООД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения ООД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Описание слайда:
Описание слайда:
Гигиенические требования – соблюдение норм Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»«
Дидактические требования:
¯ точное определение образовательных задач ООД, ее место в общей системе образовательной деятельности;
¯ ¯ определять оптимальное содержание ООД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;
¯ выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели ООД;
¯ обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер ООД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия;
¯ использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки)), словесные и игровые приемы, дидактический материал.
Организационные требования:
¯ иметь в наличие продуманный план проведения ООД;
¯ четко определить цель и дидактические задачи ООД;
¯ грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;
¯ поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении ООД.
¯ не смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.
¯ ООД в ДОО не должна проводиться по школьным технологиям;
¯ ООД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности);
Требования к организации организованно-образовательной деятельности
Описание слайда:
Формы организации обучения в повседневной жизни
На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:
прогулка, которая состоит из наблюдений: за природой, окружающей жизнью;
подвижных игр; труда в природе и на участке; самостоятельной игровой деятельности;
экскурсии;
игры: сюжетно-ролевые; дидактические игры; игры-драматизации; спортивные игры;
дежурство детей по столовой, на занятиях
труд: коллективный; общественно-полезный; труд в уголке природы; художественный труд;
развлечения, праздники;
экспериментирование;
проектная деятельность;
чтение художественной литературы;
беседы;
показ кукольного театра;
вечера-досуги.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.