какие термины применяют для обозначения учения о познании

Термины по теме ПОЗНАНИЕ

Агностицизм — это философское учение, отрицающее познаваемость объективного мира и объективное значение истины.

Анализ — это прием мышления, связанный с условным расчленением изучаемого объекта, разложением его на составные части, стороны, тенденции развития и функционирования с целью относительно самостоятельного их изучения.

Аналогия — это такой прием научного мышления, который заключается в том, что на основе сходства объектов по некоторым свойствам, признакам выдвигается предположение об их сходстве в других отношениях.

Гносеология — это теория познания, раздел философии, изучающий возможности познания, исследующий источники, формы и методы познания, условия его достоверности и истинности.

Дедуктивный метод — прямо противоположен индукции, он характеризуется движением мысли от знания общего к знанию частного.

Диалектика — это всеобщий метод научного познания, с позиции которого все явления объективной действительности рассматриваются в постоянном движении и взаимосвязи друг с другом.

Знания — это важнейший компонент науки.

Индуктивный метод — при познании явлений объективной действительности мысль движется от знания частного к знанию общего, знанию законной.

Истина — это адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания.

Метод — это способ или совокупность способов достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Наблюдение — это целенаправленное изучение предмета (явления), опирающееся в основном на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление.

Наука — это сложное явление, представляющее целую сферу человеческой деятельности, в процессе которой создаются знания об окружающем мире, о его закономерностях.

Образование — это целенаправленная систематическая деятельность по освоению и совершенствованию знаний, умений и навыков, получаемых в общих и средних специальных и высших образовательных учреждениях, а так же путем самообразования.

Объект познания — это то, на что направлено познание, что отражается в сознании субъекта.

Обыденное познание — это процесс человеком чувственно воспринимаемых вещей и процессов окружающего мира, приобретение им эмпирических знаний, складывающихся в ходе повседневной жизни.

Отражение — это всеобщее свойство окружающей действительности, которое заключается в том, что все объекты материальной действительности в процессе взаимодействия изменяют свое состояние — оставляют «следы», «отпечатки» друг на друге.

Ощущения — это простейшие чувственные образы, отражения в сознании отдельных свойств, качеств, сторон материальных предметов и явлений.

Познание — это общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий.

Понятие — это такая форма мышления, в которой отражаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, признаки реальных вещей, явлений.

Рациональное познание — это переход от улавливания внешних, лежащих на поверхности свойств и отношений, к постижению внутренних, относительно устойчивых связей, выражающих общее и дающих понимание сущности.

Синтез — это прямо противоположная операция в мышлении, суть которой заключается в объединении ранее выделенных частей в условное целое с целью изучения тех существенных связей, которые объединяют ранее выделенные в анализе части в одно целое.

Скептицизм — это философское воззрение, характеризующееся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины.

Сравнение — это сопоставление однородных характеристик разных объектов.

Субъект познания — это тот, кто познает окружающий мир, в чьем сознании отражается объективная реальность.

Суждение — это форма выражения мысли, в которой посредством связи понятий устанавливается наличие или отсутствие какого-либо признака, свойства предмета, его связи с другими предметами.

Умозаключение — это вывод из нескольких других суждений, посредством которого появляется новое, полученное логическим путем, знание.

Чувственное познание — это начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами; это отражение внешних, лежащих на поверхности свойств и отношений, фиксируемых в явлении.

Эксперимент — это целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Искусство — это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Культура — это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.

Культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, а так же способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.

Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо силой воздействия на него общественного мнения.

Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на результатах научных исследований.

Право — это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством, реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.

Религия — это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а так же религиозных институтов.

Класса

Адвокатура — объединение юристов-профессионалов (адвокатов), главной функцией которого является оказание квалифицированной юридической помощи всем, кто в ней нуждается.

Административная ответственность — один из видов юридической ответственности, выражающийся в административном наказании за совершённое административное правонарушение (проступок).

Административное правонарушение (проступок) — противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на установленный государственный или общественный порядок, на порядок управления, собственность, права и свободы граждан, за которое предусмотрена административная ответственность.

Административные правоотношения — один из видов правоотношений, особенность которых состоит в том, что они складываются в сфере деятельности исполнительной власти и регулируются нормами административного права.

Бандитизм — создание устойчивой вооружённой группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, а равно руководство такой группой.

Брак — союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, заключённый в установленном законом порядке и порождающий взаимные права и обязанности супругов.

Вандализм — осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.

Власть — право и возможность распоряжаться кем-нибудь, чем-нибудь, подчинять своей воле.

Всеобщая декларация прав человека — выдающийся правовой документ современности, в котором впервые в истории провозглашены права человека, подлежащие всеобщему соблюдению.

Выборы — процедура избрания кого-либо путём голосования.

Вымогательство — требование передачи чужого имущества (или права на имущество) под угрозой применения насилия над потерпевшим или над его близкими, а также под другими угрозами (например, уничтожить имущество, распространить сведения, позорящие потерпевшего).

Государство — форма организации политической власти, осуществляющей управление обществом и обладающей суверенитетом.

Грабёж — открытое (в присутствии потерпевшего или других людей) хищение чужого имущества.

Гражданские правоотношения — это общественные отношения между субъектами, урегулированные нормами гражданского права.

Гражданское общество — это совокупность внегосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества, при этом личность и организации граждан ограждены законами от прямого вмешательства государственной власти.

Гражданское право — отрасль права, представляющая собой совокупность норм, которые регулируют имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на автономии и имущественной самостоятельности их участников.

Гражданство — устойчивая политико-правовая связь человека с государством, предполагающая определённые права, обязанности и ответственность.

Дееспособность — способность своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности.

Действия — определённые законом любые юридические факты, которые являются результатом волевого поведения человека.

Демократия — политический режим, дающий гражданам право участвовать в принятии политических решений и выбирать своих представителей в органы власти.

Доверенность — письменное полномочие, выдаваемое одним лицом (доверителем) другому лицу (доверенному) для представительства перед третьими лицами.

Закон — нормативный акт, принятый высшим законодательным (представительным) органом государственной власти либо прямым волеизъявлением населения (путём референдума) и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законодательство — весь комплекс (совокупность) нормативных актов, действующих в стране; представляет собой единую систему, части которой (законы, подзаконные акты, отрасли и институты права) взаимодействуют на основе соподчинения (иерархии).

Институт права — 1) подразделение внутри отрасли права; 2) обособленная группа норм права, регулирующих комплекс взаимосвязанных между собой однородных отношений (например, в гражданском праве — институт купли-продажи, институт дарения, институт сделки и др.; в семейном праве — институт брака и др.; в уголовном праве — институт необходимой обороны и др.).

Конституция — основной закон государства, нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения государства и гражданина.

Кража — тайное хищение чужого имущества.

Необходимая оборона — это правомерная защита от общественно опасного посягательства путём причинения вреда нападавшему. Условиями необходимой обороны являются: общественная опасность посягательства, его реальность, причинение вреда только нападающему, соразмерность защиты нападению.

Норма права — установленное и охраняемое государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения, поведение людей.

Нотариат — система органов, на которые возложено совершение нотариальных действий: удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения.

Основы конституционного строя РФ — основные принципы, которые регулируют все стороны жизни общества и государства, определяют правовое положение личности.

Отрасль права — 1) основное подразделение системы права; 2) совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих отдельную сферу близких по своему характеру (однородных) общественных отношений (государственных, трудовых, административных, имущественных, семейных и др.).

Подзаконный акт — нормативный документ органа государственной власти (указ, распоряжение, постановление, приказ, инструкция, указание и др.), имеющий более низкую юридическую силу, чем закон; принимается только на основании и во исполнение законов.

Политика — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, основным содержанием которой является проблема завоевания и использования государственной власти.

Политическая власть — способность и возможность проводить определённую политику, используя политические партии, организации, государство.

Политическая жизнь — различные формы взаимодействия участников политики, связанные с борьбой за власть, с выработкой и принятием государственных решений.

Политическая партия — организация, объединяющая наиболее активную часть определённых социальных групп или населения в целом, выражающая и защищающая соответствующие социальные интересы.

Политический режим — совокупность средств и методов осуществления политической власти.

Права ребёнка — права человека применительно к детям.

Права человека — 1) естественная мера свободы и ответственности человека; 2) нормы, выражающие естественную (прирождённую, неотъемлемую) возможность человека свободно действовать в соответствии со своими интересами, претендовать на достойные условия жизни; объективно необходимы каждому для нормального, полноценного развития личности, участия во всех сферах жизни общества.

Право — 1) мера свободы, справедливости и ответственности; 2) вся совокупность установленных государством общеобязательных правил (норм) поведения, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.

Правовое государство — государство, в котором: а) высшей целью является обеспечение прав человека и гражданина; б) государственная власть связана (ограничена) правом.

Правомерные действия — действия, соответствующие требованиям закона.

Правонарушение — любое деяние (действие или бездействие), нарушающее какие-либо нормы права.

Правоотношение — социальное отношение, регулируемое нормами права, участники которого имеют юридические права и обязанности, обеспечиваемые силой государства.

Правоохранительные органы — специальные органы (государственные и негосударственные), создаваемые в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, большинство из них наделены правом применения мер принуждения.

Правоспособность — способность иметь права и обязанности.

Презумпция невиновности (от латинского слова «предположение») — юридический принцип, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.

Преступление — виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое УК РФ под угрозой наказания.

Признаки правового государства — верховенство права (правового закона); незыблемость (устойчивость, неколебимость) прав человека; взаимная ответственность государства и гражданина; разделение властей.

Прокуратура — государственная система органов, осуществляющих надзор за исполнением действующих в стране законов.

Противоправные действия — действия, связанные с нарушением норм права.

Референдум — решение наиболее важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием избирателей.

Семейное право — отрасль права, представляющая собой совокупность норм, регулирующих условия и порядок вступления в брак, его прекращение и признание недействительным, а также личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи. Основным источником семейного права является Семейный кодекс РФ.

Семейные правоотношения — это урегулированные нормами семейного права общественные отношения, выраженные в правах и обязанностях членов семьи и возникающие из брака, родства и некоторых других оснований.

Семья — это союз лиц, соединённых правами и обязанностями, вытекающими прежде всего из официально оформленного брака.

Социальная защита — система государственных и общественных мер, направленных на охрану прав личности, её общественных и экономических интересов.

Социальное государство — государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Средства массовой информации — организации, занимающиеся сбором, обработкой и распространением информации для широкой общественности по каналам печати, радио, телевидения и т. п.

Судебная система — совокупность действующих в стране судов, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия.

Уголовная ответственность — один из видов юридической ответственности; правовое последствие совершения преступления, заключающееся в применении к виновному лицу государственного принуждения в форме наказания.

Уголовное наказание — мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления.

Уголовное право — отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, определяющих, какие деяния являются преступлениями и какие наказания устанавливаются за совершение этих деяний. Основным и единственным источником уголовного права является Уголовный кодекс РФ.

Уголовные правоотношения — вид общественных отношений, которые возникают главным образом по поводу преступления и регулируются нормами уголовного права.

Хулиганство — грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

Юридическая ответственность — применение мер государственного принуждения к лицу, совершившему правонарушение

Источник

ФИЛОСОФИЯ / ФИЛОСОФИЯ 2 часть / Тема 4 Теория познания / Словарь по теме Теория познания

CЛОВАРЬ ПО ТЕМЕ: «ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ»

Гносеология – (греч. gnosis – знание, познание, logos – понятие, учение) – учение о познании. Раздел философского знания. Дело гносеологии – построить общую теорию познания, поэтому она отвлекается от особенностей, свойственных познанию в каких-либо отдельных сферах человеческой деятельности и ищет общее в них.

Эпистемология – (от греч. episteme – достоверное знание) – теория научного познания.

Познание – это процесс взаимодействия субъекта и объекта, в котором субъект и объект противостоят друг другу как познающее и познаваемое, то есть субъект постигает, а объект постижим и результатом этого процесса является получение знания.

Субъект познания – тот, кто познает: 1)отдельный человек, индивидуальное сознание; 2)внечеловеческий субъект – Бог, Мировой Разум; 3)научное сообщество; 4)человечество в целом. Это понятие употребляется уже Аристотелем, но только в 17 веке начинает использоваться в современном смысле. В немецкой классической философии, начиная с И. Канта, субъект начинает рассматриваться как активное творческое начало, творящее и познающее действительность.

Объект познания – то, что познается; вещь, предмет. С конца 18 века (особенно у И. Канта) объектом называли то, что:

1)существует независимо от субъекта;

2)противостоит субъекту, т.е. сознанию, внутреннему миру как действительное, как часть внешнего мира.

В учениях философов 17 века – начала 18 века субъект рассматривался как индивид пассивно воспринимающий объект.

Знание (episteme) – с точки зрения античных философов, есть то, что безусловно и абсолютно истинно, что постигается только разумом, что остается всегда истинным. Знание относится к вечным, неизменным, умопостигаемым вещам, чья неизменность и вечность гарантируют вечную истинность выражающих их предложений. В определение знания нужно обязательно включать свойство истинности. Неистинным, неверным знание быть не может. Знание можно определить как заслуживающую доверия, истинную и достаточно обоснованную информацию о реальности.

Гносеологический оптимизм – позиция по проблеме познаваемости мира, согласно которой человек располагает достаточными средствами, что познать окружающий его мир. (Придерживались следующие философы: Р. Декарт, Г. В. Лейбниц, Г. В. Гегель, Л. Фейербах и т. д.)

Агностицизм – (греч. agnostos – непознаваемый) – философская концепция, отрицающая познаваемость того, что не может быть непосредственно представлено в опыте, и утверждающая на этом основании непознаваемость Бога, объективной реальности и метафизических сущностей вообще. (Представители агностицизма: Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант).

Релятивизм – (от лат. – относительный) – точка зрения, состоящая в относительности и условности всех наших знаний. (Например, софисты).

Скептицизм – (греч. – рассматривающий, исследующий) – позиция, выдвигающая сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины. (античная школа скептиков: Пиррон, Секст Эмпирик; В Возрождении: М. Монтень; В новое время: Р. Декарт, Б.Паскаль).

Крайний скептицизм как философская концепция смыкается с агностицизмом.

Основные этапы в процессе познания:

1.Чувственное (перцептивное) познание – это познание, связанное с деятельностью органов чувств, нервной системы и мозга. У человека 5 органов чувств: зрение, осязание, слух, вкус, обаняние. С их помощью человек вступает в непосредственный контакт с вещами и явлениями.

Формы чувственного познания: Присущи и человеку и животным. Формы чувственного познания подробно изучает психология.

Ощущение – результат взаимодействия внешнего мира с тем или иным органом чувств.

Восприятие – целостный образ предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Эта целостность образа в значительной мере обусловлена участием в чувственном восприятии языка, слова.

Представление – это образ предмета создаваемый памятью и воображением.

Эмоции – это реакция на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску и охватывающая все виды чувствительности и переживаний.

Основные формы рационального познания:

Понятие – форма мышления, представляющая предметы и явления в их наиболее общих и существенных свойствах. В языке понятия выражаются отдельными словами и словосочетаниями.

Суждение – форма мышления, что-либо утверждающая или отрицающая относительно предметов, их свойств и отношений. Суждения выражаются повествовательными предложениями. Благодаря наличию утверждения или отрицания, суждения могут быть истинными или ложными.

Умозаключение – форма мысли, позволяющая из известных суждений получать новые суждения. (Например, все люди смертны. Сократ – человек. Сократ – смертен.)

Интуиция – иррациональная способность постижения истины без рационального размышления и чувственного восприятия.

Эмпиризм – (от греч. empiria – опыт) – одно из важнейших направлений в философии Нового времени, утверждающее, что источником достоверного знания является один только чувственный опыт, а мышление, разум способны лишь комбинировать материал, доставляемый органами чувств, но не вносят в него ничего нового. Эмпиризм, с одной стороны, был рожден протестом против схоластического жонглирования понятиями, оторванного от реальной жизни и практики, с другой стороны, он выражал опытный, экспериментальный характер нарождающегося естествознания. В качестве целостного направления в теории познания Эмпиризм существовал в течение 17-18 вв. Важнейшими его представителями были: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Э. Б. де Кондильяк. Они вели полемику с представителями рационализма (В. Декарт, Г. В. Лейбниц, Б. Спиноза), настаивавшими на том, что достоверное знание, в частности всеобщие и необходимые истины (например, математики), способен получить только разум, но не ограниченный и конечный опыт.

Истина – знание субъекта, соответствующее познаваемому объекту.

Ложь – сознательное искажение истины.

Заблуждение – ненамеренное искажение истины, а по ошибке.

Источник

Гносеология в философии: понятие и основные идеи

какие термины применяют для обозначения учения о познании. Смотреть фото какие термины применяют для обозначения учения о познании. Смотреть картинку какие термины применяют для обозначения учения о познании. Картинка про какие термины применяют для обозначения учения о познании. Фото какие термины применяют для обозначения учения о познании

Одним из важнейших приоритетов для человечества всегда было познание окружающего мира, объяснение происходящих явлений, обнаружение законов природы и поиск способов использовать их себе во благо. С античных времён философы и мыслители хотели понять, как работает познание, как человек отличает истину от заблуждения и как можно отделить одно от другого. Так возникла гносеология – наука, изучающая познание. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, что изучает, какова её структура и какие принципы она использует.

Что такое гносеология?

Данный термин имеет греческое происхождение. Он образован от слов γνω̃σις (гносис – знание) и λόγος (логос – учение). Таким образом, гносеология – это учение о знании. Если быть более точным, это раздел философии, в рамках которого изучается познавательная деятельность человека, характерные для неё процессы и определяющие её механизмы.

Ключевая задача гносеологии заключается в изучении того, как устроена и как работает познавательная деятельность, какими возможностями она обладает и какими пределами ограничена, какие критерии истинности и достоверности использует. Основным предметом её изучения является научное знание. Гносеология изучает специфику научного знания, его отличия от обыденного знания, многообразие его видов и взаимосвязь между ними.

Существует смежное понятие – эпистемология. Иногда её отождествляют с гносеологией, но это не совсем правильно. Основное различие между ними состоит в том, что гносеология изучает познание, а эпистемология – знание.

Гносеология изучает и сравнивает различные способы познания, стараясь найти оптимальные варианты, обеспечивающие высокий уровень точности и достоверности. Познание в рамках гносеологии рассматривается не как цель, а как инструмент, направленный на получение знания. Поэтому возможности и средства познания для данного учения более важны, чем его виды.

Что изучает гносеология?

Гносеология – это философская дисциплина, изучающая сущность познания человеком окружающего мира. Эта функция обеспечила ей одну из главных ролей в развитии философии. Именно она занималась оценкой и обоснованием различных критериев познания. А поскольку познание на всех этапах развития человеческой цивилизации было важнейшим компонентом человеческой деятельности, именно гносеология определяла направление развития философии и других наук, постепенно обретавших самостоятельность.

Интересно, что до недавнего времени гносеология была преимущественно теоретической наукой, поскольку люди мало что знали о том, как устроен и как работает наш мозг. Но в 20 веке понимание того, что такое гносеология поменялось, поскольку она получила мощный фундамент, обеспеченный новыми знаниями о когнитивной деятельности. Кроме того, она активно пользуется знаниями из психологии, позволяющими лучше понять, как и почему возникают заблуждения. Сегодня гносеология активно взаимодействует с современными науками, но несмотря на это, сохраняет свою специфику философской дисциплины.

История зарождения и развития гносеологии

Данное учение создали и начали развивать античные философы, которых заинтересовали процессы познания. В частности, они изучали соотношение между истиной и заблуждением, а также способы, позволяющие отличать одно от другого. Одним из первых исследователей, затронувших данную тему, считается Парменид Элейский (540-470 до н. э.), который разграничил понятия «истина» и «мнение».

Сократ (469-399 до н. э.) считается создателем майевтики – одного из первых методов познания, заключающегося в раскрытии заведомо существующей истины через последовательные вопросы и испытания. Аристотель (384-322 до н. э.) считается создателем аналитики – метода познания, основанного на последовательном рассуждении с использованием законов логики.

В средневековой философии знание рассматривалось как благодать, исходящая от Бога. Поскольку основное внимание гносеологии того времени было направлено на поиск истины в религиозных писаниях, на её основе возникла герменевтика – учение о толковании текстов (в современной философии герменевтика рассматривается как инструмент интерпретации не только текстов, но и других произведений и символов).

Очередной виток развития гносеологии пришелся на 17-18 века – период философии Нового времени. Существенный вклад внесли такие ученые как Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Рене Декарт (1596-1650), Готфрид Лейбниц (1646-1716) и Дэвид Юнг (1711-1776). По мнению Рене Декарта, человеческий разум ничем не ограничен на пути достижения полной достоверности в любой области знаний.

Существенный вклад в развитие теории познания внесли также классики немецкой философии, в частности, Иммануил Кант (1724-1804), которому принадлежит авторство термина «гносеология». Он утверждал, что ответ на основной вопрос учения может быть получен исследованием трёх элементов познания: чувств, рассудка и разума. Значительный вклад в развитие гносеологии внесли также Георг Гегель (1770-1831) и Людвиг Фейербах (1804-1872).

Разделы гносеологии

В рамках данного учения существует 2 раздела с противоположными подходами: гносеологический оптимизм и гносеологический пессимизм. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Гносеологический оптимизм

Сторонники данного подхода считают, что все процессы окружающего мира можно изучить и познать. Даже если какие-то явления недоступны для полного понимания на сегодняшнем уровне развития наук, они обязательно станут доступными в будущем. Материалисты являются принципиальными сторонниками данного подхода. Идеалисты придерживаются его лишь частично, полагая, что возможности нашего сознания по познанию мира имеют определенные ограничения.

Идея данного подхода основывается на принципе непрерывности, гласящем, что с ростом количества знаний возможности нашего сознания тоже растут, а значит, открываются возможности для понимания более сложных процессов. В рамках гносеологического оптимизма границы между предметами и явлениями считаются несущественными, в то же время изученные и неизученные сущности считаются разными. Главная задача оптимистического подхода состоит в том, чтобы создавать новые инструменты познания, позволяющие выходить за существующие границы познаваемого.

Гносеологический пессимизм

Ключевое отличие пессимистического подхода состоит в том, что возможность познания считается ограниченной. Пессимисты исходят из того, что всегда будут существовать вопросы, ответы на которые получить невозможно. В рамках пессимистического подхода действует два философских направления:

В русском языке термин «скепсис» является синонимом слова «сомнение». Но греческое слово σκεπτικός, от которого он происходит, переводится как «исследующий» или «размышляющий».

В начале 20 века на основе агностицизма была создана новая концепция, получившая название «конвенционализм». В рамках данной концепции полагается, что научные понятия и утверждения являются продуктом соглашения ученых. То есть, научные теории должны быть общепризнанными и взаимно непротиворечивыми, но при этом нельзя требовать, чтобы они объективно отражали истинное устройство мира.

Направления гносеологии

Чтобы лучше понять, что такое гносеология, необходимо разобраться с основными её направлениями. Эти направления определяются механизмами познавательной деятельности, которые изначально заложены в нашем сознании:

На основе этих механизмов были выделены соответствующие направления гносеологии. Рассмотрим подробно каждое из них.

Иррационализм

Данное направление стремится объединить разные философские системы, используя в процессе познания интуицию. Это приводит к формированию мистической картины мира. Данная форма познания обычно используется в различных религиозных течениях. Также её могут использовать творческие люди, исследователи и ученые, ищущие озарения. В качестве способа поиска истины используется только один метод – созерцание.

Рационализм

В рамках данного направления источником истины считается разум, способный строить точные и однозначные умозаключения, отличая истину от заблуждения с помощью законов логики. Любые умозаключения должны быть логичными и определенными.

Эмпиризм

Данное направление возникло и развилось в 17-18 веках. В качестве источника знания в нём принимаются чувственное познание и опыт. Предполагается, что все знания являются либо следствием каких-либо ощущений, либо могут быть описаны через ощущения. В рамках эмпиризма выделяют два подхода:

Сенсуализм

В рамках данного направления основным источником знаний считаются телесные ощущения и прочие чувства. Получение информации об окружающем мире происходит через наблюдение посредством органов чувств. При этом выделяется три основных формы познания:

Среди наиболее известных представителей данного направления можно отметить Аристотеля и Эпикура, а также Дидро и Ламетри.

Принципы познания в гносеологии

В современной гносеологии основополагающими являются следующие принципы:

Заключение

Гносеология – это философская дисциплина, изучающая познание, его структуру и особенности его функционирования. Когда-то она была лишь разделом философии, но сегодня является самостоятельным учением, тесно связанным с многими другими научными дисциплинами, такими как методология, психология, логика и другие. Задача гносеологии в современном научном мире состоит в том, чтобы контролировать целостность и объективность всех наук.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *