какие упражнения относятся к специализированным средствам спортивной тренировки

Средства спортивной тренировки

Содержимое публикации

Министерство образования, науки и молодёжной политики

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

Средства спортивной тренировки

Выполнил студент(ка) IV курса

Средства спортивной тренировки

Средством называется то, что используется для решения определенных задач. Комплекс средств спортивной тренировки составляют: физические и идеомоторные упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы, технические и тренажерные устройства.

Физические упражнения – это двигательные действия, используемые для решения определенных задач. Физические упражнения – основное и специфическое средство спортивной тренировки. Их выполнение предполагает сознательную двигательную деятельность юных спортсменов. Сознательный характер выполнения физических упражнений выражается в том, что юные спортсмены имеют четкую цель действия и знают способы ее достижения.

3) общеподготовительные упражнения.

Соревновательные упражнения – целостные двигательные действия или совокупность двигательных действий, которые являются предметом специализации и выполняются в полном соответствии с условиями соревнований по данному виду спорта. Соревновательные упражнения начинают применять в тренировке юных спортсменов на этапе начальной спортивной специализации после нескольких лет занятий, когда детям и подросткам впервые разрешается участвовать в соревнованиях.

Специально-подготовительные упражнения – двигательные действия, которые имеют существенное сходство с соревновательными упражнениями как по форме, так и по характеру проявления физических и психических качеств. Подбор специально-подготовительных упражнений определяется спецификой вида спорта. Они способствуют более направленному и дифференцированному развитию специальных физических качеств и техники движений, необходимых спортсмену. Специально-подготовительные упражнения в зависимости от их направленности подразделяются на подводящие, направленные в основном на освоение техники движений и развивающие, направленные главным образом на развитие физических качеств. Соревновательные специально-подготовительные упражнения являются одним из средств специальной подготовки.

К общеподготовительным упражнениям относятся различные двигательные действия из видов спорта, в которых спортсмен не специализируется в зависимости от особенностей воздействия, они могут быть в какой-то степени приближены к специально-подготовительным упражнениям или существенно отличаться от них. В спортивной практике общеподготовительные упражнения применяются: для развития и совершенствования всех основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), для увеличения числа двигательных навыков и умений из вспомогательных видов спорта, как одно из средств активного отдыха, восстановления организма после больших специфических нагрузок. Общеподготовительные упражнения являются одним из средств общей подготовки юных спортсменов.

Особое значение в тренировке юных спортсменов приобретают такие общеподготовительные упражнения, которые оказывают прежде всего комплексное воздействие на организм (спортигры, эстафеты, подвижные игры и т.д.). При выборе средств общей физической подготовки следует учитывать специальную направленность учебно-тренировочного процесса, недостатки в физическом развитии, физической подготовленности, возрастные и индивидуальные особенности занимающихся.

Значительное место в тренировке юных спортсменов отводится не только разнообразным физическим упражнениям, но и использованию природных и гигиенических факторов, которые при соответствующей организации занятий могут выступать как неспецифические средства спортивной тренировки. К природным факторам относятся: солнечная радиация, воздействия воздушной и водной среды, атмосферное давление, температура. К гигиеническим – режим труда и отдыха, питания, освещенность, вентиляция и т.д. В последние годы широко применяются занятия в горноклиматических условиях, искусственная аэронизация, выполнение упражнений в барокамере и термокамере; а также сауна, массаж, питательные смеси, витаминные комплексы. Ряд перечисленных средств используется для оздоровления и закаливания растущего организма, повышения собственно тренировочных воздействий или для ускорения восстановительных процессов.

Эффективность спортивной тренировки в немалой степени зависит от использования технических средств и тренажерных устройств. По назначению их можно разделить на следующие группы:

Технические средства по получению информации о выполненных действиях (приборы срочной информации). Они применяются для получения информации о положении тела, скорости, темпе и ритме движений, величине прилагаемых усилий в ходе или после выполнения упражнений. Информация о контролируемых параметрах действия спортсмена позволяет доводить до него количественные и качественные характеристики движений и вносить в них точные коррективы, невозможные при обычных методах речевой информации.

Технические средства по программированию действий, поведение спортсмена или запланированных физиологических сдвигов в организме. Это различные планирующие устройства типа звуко-свето-автокардиолидеров, позволяющих задавать спортсмену внешнюю (скорость, темп, длительность выполнения упражнений) или внутреннюю величину нагрузки.

Тренажерные устройства, предназначенные преимущественно для:

разучивания, совершенствования техники движений и тактических навыков,

совершенствования специальной физической подготовки в структуре двигательного действия, близкой к соревновательному упражнению (азокинетические тренажеры для силовой подготовки пловцов).

Технические средства и тренажерные устройства не только способствуют быстрому формированию двигательных навыков, развитию необходимых физических качеств, но и разнообразию учебно-тренировочного процесса. Их с успехом можно применить на этапе углубленной подготовки, но наибольшую пользу они приносят квалифицированным юным спортсменам на этапе спортивного совершенствования.

Идеомоторные упражнения представляют собой многократное мысленное воспроизведение двигательного действия с концентрацией внимания на решающих фазах перед его фактическим выполнением. Их эффект основан на двигательных функциональных реакциях, возникающих у человека в момент представления о движении. Давно было замечено и научно доказано, что раз вы думаете об определенном движении, вы его невольно, не замечая этого, производите — написал И.П. Павлов. Повторное мысленное выполнение физического упражнения, его части, элемента, связки позволяет быстрее овладеть техникой и тактикой, развить творческую инициативу, успешно применять технико-тактические приемы в новой ситуации, настраивает на предстоящее выполнение двигательного действия, содействует более полному проявлению физических и волевых качеств. Идеомоторные упражнения целесообразно применять в процессе тренировки с юными спортсменами, имеющими достаточно богатый двигательный опыт. Комплексное использование перечисленных средств — необходимое условие эффективного решения задач спортивной тренировки.

Источник

Какие упражнения относятся к специализированным средствам спортивной тренировки

Средства спортивной тренировки. Основными специфическими средствами спортивной трени­ровки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения. Состав этих упражнений в той или иной мере специализируется применительно к особенностям спортивной дисциплины, избранной в качестве предмета спортивного совершенствования.

Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: соревновательные, специально подготовительные, общеподготовительные.

Соревновательные упражнения — это целостные двига­тельные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством ведения спортивной борьбы и вы­полняются по возможности в соответствии с правилами состяза­ний по избранному виду спорта.

Удельный вес соревновательных упражнений в большинстве видов спорта, за исключением спортивных игр, не­велик, так как они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования.

Специально подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движе­ния и действия, существенно сходные с ними по форме или ха­рактеру проявляемых способностей. Например, к числу специаль­но подготовительных упражнений бегуна относится бег по отрез­кам избранной дистанции; у гимнастов аналогичную роль играет выполнение элементов и связок соревновательных комбинаций; у игровиков — игровых действий и комбинаций. Другим примером могут служить упражнения, приближенно воссоздающие форму соревновательного действия (упражнения на лыжероллерах у лыжников, упражнения на батуте у прыгунов в воду и гимнастов и т.д.). К числу специально подготовительных относятся в опреде­ленных случаях и упражнения из смежных, родственных видов спорта, направленных на совершенствование специфических ка­честв, необходимых в дисциплине специализации и проявляемых в соответствующих режимах работы.

Состав специально подготовительных упражнений в решаю­щей мере определяется спецификой избранной спортивной дис­циплины. Упражнения создаются и подбираются с таким расче­том, чтобы обеспечить более направленное и дифференцированное воздействие на совершенствование физических способно­стей и формирование навыков, необходимых спортсмену.

Объясняется это тем, что нередко многократное выполнение соревновательных упражнений из избранного вида спорта не по­зволяет в необходимой мере совершенствовать силу, быстроту, выносливость, подвижность в суставах так, как этого можно до­биться с помощью специальных упражнений. Причина этого преж­де всего заключается в том, что очень часто число повторений соревновательных упражнений в целостном виде нельзя сделать достаточно большим главным образом из-за высоких нервных и физических напряжений, что особенно важно учитывать в инди­видуальных видах спорта.

В зависимости от преимущественной направленности специ­ально подготовительные упражнения подразделяются на подводя­щие способствующие освоению формы, техники движений, и на развивающие, направленные на развитие двигательных способностей (силы, быстроты, выносливости и т.д.). Такое деление, конечно, условно, поскольку форма и содержание двигательных действий часто тесно взаимосвязаны.

К числу специально подготовительных упражнений относятся и имитационные упражнения, которые подбираются таким обра­зом, чтобы действия спортсмена возможно больше соответство­вали по координационной структуре характеру выполнения и осо­бенно по кинематике избранной спортивной дисциплине.

Сред­ства тренировки подбираются с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Одни из них должны дальше улуч­шать уже сильные стороны спортсмена, другие – подтянуть отдельные отстающие технические действия или двигательные способности.

Общеподготовительные упражнения являются преимуществен­но средствами общей подготовки спортсмена. В качестве таковых могут использоваться самые разнообразные упражнения — как приближенные по особенностям своего воздействия к специаль­но подготовительным, так и существенно отличные от них (в том числе и противоположно направленные).

Значение общеподготовительных упражнений во многих видах спорта, особенно в тренировке подрастающих спортсменов, час­то недооценивается. Отдельные специалисты на всех этапах мно­голетней подготовки резко увеличивают объем специальной фи­зической и сокращают объем общей физической подготовки, что ведет к форсированию тренировки юных спортсменов.

Влияние общеподготовительных упражнений на повышение результатов является опосредованным. Специализированные сред­ства (соревновательные и специально подготовительные упраж­нения), с одной стороны, оказывают более непосредственное вли­яние на повышение результатов. С другой стороны, можно утвер­ждать, что недостаточный прирост результатов или даже прекра­щение их роста на этапе высших достижений, а также повышен­ный травматизм спортсмена обусловлены недостаточным объе­мом общеподготовительных упражнений на тренировке и особен­но на ее ранних этапах.

Однако необходимо помнить, что общеподготовительные уп­ражнения должны вместе с тем выражать особенности спортив­ной специализации. Между различными физическими упражне­ниями возможны как положительные, так и отрицательные взаи­модействия, обусловленные закономерностями положительного и отрицательного «переноса» различных двигательных способностей и двигательных навыков.

Уже по одной этой причине средства общей физической под­готовки не могут быть одинаковыми для различных спортивных дисциплин. Наряду с некоторым сходством состав этих средств в каждом конкретном случае имеет свою специфику. Это касается и их подбора, и места, которое они занимают в структу­ре тренировочного процесса.

Методы спортивной тренировки. Методы применяемые в спортивной тренировке можно разделить на три группы:

1. Направленные на овладение знаниями.

2. Направленные на овладение двигательными умениями и навыками.

3. Направленные преимущественно на развитие двигательных способностей.

Данные группы включают следующие методы

Методы устной передачи и усвоения информации в виде рассказа, беседы, объяснения, описания и других форм речевого воздействия.

Методы передачи и усвоения печатной информации включают методы работы с учебниками, книгами, учебными карточками, программированными посо­биями.

Методы обеспечения наглядности: методы непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся); методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.); методы направленного прочувствования двигательного дей­ствия; методы срочной информации.

метод расчлененного упражнения;

метод целостного упражнения.

Равномерный метод

• Переменный метод

• Повторный метод

• Интервальный метод

• Круговой метод

• Игровой метод

• Соревновательный метод

Характеристика вышеперечисленных методов представлена в главе 2.2.

Источник

На тему»СРЕДСТВА И МЕТОДЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ, ТРЕНИРОВОЧНЫЕ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ, ТРЕНИРОВОЧНЫЕ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ

Средства спортивной тренировки

Спортивная тренировка определяется как специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений. В теории и методики спорта термином упражнение принято называть регулярное воспроизведение целесообразных действий (избирательно или комплексно), упорядоченные по принципам достижения эффекта подготовительной деятельности (Л.П.Матвеев, 1997).

При систематизации массы упражнений, используемых в качестве средств подготовки, важно учитывать ряд признаков, выражающих особенности их содержания и форм, принадлежность к различным разделам подготовки, специфику воздействия на прогрессирование в избранной спортивной деятельности. Эффект упражнения может выражаться: в научении рациональным способам выполнения действий и совершенствовании их, а также в развивающем воздействии на физические и психические возможности занимающихся, в повышении, сохранении и восстановлении уровня дееспособности.

Физическое упражнение – это основное и специфическое средство физического совершенствования, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающегося. (Ю.Ф.Курамшин, 2004)

По специфике воздействия и принадлежности к различным разделам подготовки физические упражнения условно могут быть подразделены на отдельные группы. По устоявшемуся мнению большинства специалистов целесообразно различать: соревновательные, специально-подготовительные, общеподготовительные упражнения. Наряду с этим, В.Н. Платонов (1997) считает целесообразным выделить группу так называемых вспомогательных (полуспециальных) упражнений, а Л.П. Матвеев (1999) выделяет группу восстановительных упражнений.

Ряд соревновательных упражнений носит характер относительно узконаправленных, ограниченных по двигательному составу действий (скоростно-силовые, циклические виды спорта). Другая группа характеризуется соревновательными действиями, носящими комплексный характер, в которых двигательные действия осуществляются в условиях постоянной и внезапной смены ситуации и формы движений (игровые виды спорта, единоборства). Существуют также комплексы относительно самостоятельных соревновательных упражнений с постоянным составом, но включающие различные двигательные действия (многоборья). Наряду с этим, существует большая группа соревновательных упражнений многоборного характера с постоянным изменяющимся содержанием (сложно-координационные виды спорта).

При выполнении соревновательных упражнений, как правило, достигаются максимально «высокие», предельные режимы функционирования систем организма, требующие проявления максимального уровня адаптационных возможностей спортсмена.

Вместе с тем, в процессе спортивной тренировки используются соревновательные упражнения, которые по отдельным особенностям режима выполнения могут отличаться от собственно-соревновательных. Такие режимы создаются при отягощенных или облегченных формах выполнения соревновательного упражнения.

Удельный вес собственно-соревновательных упражнений в подготовке спортсменов большинства видов спорта за исключением спортивных игр и единоборства невелик, так как они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования.

Специально-подготовительные упражнения охватывают круг средств, включающих элементы соревновательной деятельности и действий, приближенных к ним по форме, структуре, а также по характеру проявляемых двигательных качеств и деятельности функциональных систем организма.

У спортивных специалистов сложилось устойчивое мнение, что упражнение правомерно считать специально-подготовительным только в том случае, если у него имеется сходство с соревновательным либо по форме выполнения, либо по характеру работы нервно-мышечного аппарата, либо по функционированию основных энергетических систем.

К числу специально-подготовительных упражнений относятся отдельные части соревновательного упражнения, его элементы, отдельные комбинации или их связки, выполняемые в обычных, облегченных и затрудненных условиях. В эту же группу можно отнести упражнения, приближенно воссоздающие форму соревновательных действий (упражнения на лыжероллерах – для лыжников и биатлонистов, прыжки на батуте – для гимнастов и прыгунов в воду и т.п.).

К числу специально-подготовительных упражнений направленных на преимущественное освоение техники движений следует отнести подводящие упражнения, в основе которых используются более простые, по сравнению с соревновательными, двигательные действия, но воспроизводящие элементы динамической и координационной структур соревновательного упражнения.

К этой же группе специально-подготовительных упражнений следует отнести имитационные упражнения. Эти упражнения подбираются таким образом, чтобы они соответствовали соревновательному по внешней форме (кинематической структуре). Как правило, они выполняются в облегченных условиях, с существенным замедлением скорости выполнения отдельных элементов.

Многие специалисты в определенных случаях к специально-подготовительным относят упражнения из смежных спортивных дисциплин, направленные на совершенствование специфических двигательных качеств, необходимых в дисциплине специализации и проявляемых в соответствующих режимах. Однако, по мнению В.Н. Платонова (1999, 2004), такие упражнения целесообразно отнести к отдельной группе – вспомогательные (полуспециальные), в которую он относит двигательные действия, создающие специальный фундамент для последующего совершенствования в той или иной спортивной деятельности.

К общеподготовительным относятся упражнения, служащие всестороннему функциональному развитию организма спортсмена. Их состав по сравнению с другими группами наиболее широк и многообразен. Они могут, как соответствовать особенностям избранного вида спорта, так и находится с ними в определенном противоречии.

Общеподготовительные упражнения, по мнению большинства специалистов, с одной стороны должны содействовать всестороннему физическому развитию, с другой – должны отражать особенности спортивной специализации. Уже по одной этой причине средства общей физической подготовки не могут быть одинаковыми для разных спортивных дисциплин. Наряду с некоторым сходством состав этих средств в каждом конкретном случае должен иметь свою специфику.

Более того, по мере роста квалификации спортсменов их общая подготовка должна все более соответствовать специфике избранного вида специализации. Поэтому средства общей подготовки начинающих спортсменов должны отличаться от аналогичных средств квалифицированных спортсменов. Это касается как их подбора, так и места, которое они занимают в структуре тренировочного процесса.

Восстановительными упражнениями в подготовке спортсмена Л.П. Матвеев(1999) называет выполнение действий (двигательных и не только двигательных), регламентированных так, чтобы получить эффект активного отдыха, содействовать восстановлению работоспособности после утомительных тренировочных и соревновательных нагрузок, оптимизировать вызванные ими функциональные сдвиги, исключить перерастание кумулятивного эффекта тренировки в перетренированность.

2. Методы спортивной тренировки

Под методом спортивной тренировки понимается форма сочетания и воспроизведения действий в упражнениях. При этом концентрируют внимание на том, как именно воспроизводятся действия, в каком конкретно порядке, режиме, регламенте (Л.П. Матвеев, 1999). В зависимости от особенностей методов их воспроизведения одни и те же по виду действия могут давать далеко не один и тот же эффект.

Методические формы использования подготовительных упражнений в тренировочном процессе достаточно многообразны. При их классификации есть смысл придерживаться устоявшихся в теории и методике физического воспитания градаций. При этом выделяют методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный (Л.П. Матвеев, 1997, 1999). Наряду с этим встречается мнение (В.Н. Платонов, 1997), что в спортивной подготовке следует выделить словесные, наглядные и практические методы. Однако, по мнению Л.П. Матвеева (1999) вербальные, аутогенные и визуальные методы следует отнести к факторам, содействующим эффективности выполнения подготовительных упражнений, а не к методам спортивной тренировки.

Методы строго регламентированного упражнения. Основные отличительные черты этих методов заключаются в более строгом (четком и полном) упорядочение процесса и условий выполнения упражнений что выражается:

— в реализации твердо предписанной программы действий, которая задает их определенный состав и комбинации, последовательность, порядок повторения, изменения и связи друг с другом;

— в возможно точном нормировании нагрузок и интервалов отдыха, последовательном управлении их эффектом в процессе упражнения;

— в возможно полной оптимизации внешних условий, влияющих на достижение эффекта упражнения (оснащения, оборудования, устранения мешающих внешних раздражителей и т.п.) (Л.П. Матвеев, 1999).

В зависимости от решаемых задач, закономерностей и условий их реализации эти методы используются в различных вариантах.

По направленности действий они разделяются на:

— направленные преимущественно на освоение спортивной техники ;

— направление преимущественно на развитие двигательных качеств .

При разучивании новых двигательных действий различают методы:

При совершенствовании техники соревновательных действий, в зависимости от того, в какой мере воссоздают их состав и параметры, различают методы:

частично моделирующего упражнения (в которых соревновательная деятельность моделируются лишь в элементах, фрагментарно);

целостно–приближенного моделирующего упражнения (где соревновательные действия, их комбинация моделируются по возможности в целостном виде).

Методы направленные преимущественно на воспитание двигательных способностей реализуются как методы:

сопряженного (общего) упражнения (воздействие распространяется на комплекс функциональных свойств или обеспечивает объединенное совершенствование двигательных качеств и их реализацию в рамках технического совершенствования);

избирательно-направленного ( локального ) упражнения (воздействия сосредотачиваются преимущественно на тех свойствах, которые избираются в качестве объекта развивающего воздействия).

По признакам стандартизации либо варьирования различают методы:

повторного упражнения (действия повторяются в возможно единообразных стандартных условиях);

вариативного (переменного ) упражнения (в ходе выполнения действий их параметры направлено видоизменяются по темпу, ритму, продолжительности, величине усилий и т.п.). В рамках этого метода используется как прогрессирующий вариант (повышением интенсивности или продолжительности работы), так и нисходящий вариант (постепенное снижение интенсивности или величины усилий и т.п.).

По признакам прерывности либо слитности выполнения упражнений различают методы:

интервального упражнения (где нормируются интервалы отдыха, при этом, если повторное выполнение действий начинается при относительно полном восстановлении, такой режим называется повторным );

слитного упражнения (двигательные действия выполняются непрерывно). При равномерном темпе его выполнения он носит название длительного равномерного упражнения. При выполнении упражнения с изменением темпа – он носит название переменного упражнения .

Такое многообразие методов строго регламентированного упражнения делает их пригодными для реализации многих конкретных подготовительных задач.

Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях игры. Он может быть использован на материале самых разнообразных двигательных действий при условии, что они поддаются «сюжетный» организации (деятельность занимающихся организуется на основе образного замысла, плана игры). Сюжет игры намечает общую линию поведения, но не предопределяет жестко конкретные действия.

Особенности игровой деятельности обеспечивают высокую эмоциональность занятий, требуют от занимающихся проявления инициативы, смелости, настойчивости и самостоятельности, умения управлять своими эмоциями, проявлять высокие координационные способности, быстроту, выносливость, неожиданные для соперников технические и тактические решения. Все это предопределяет эффективность игрового метода для решения задач, относящихся к различным сторонам подготовки спортсмена.

Однако реализация игрового замысла, как правило, происходит в условиях быстрого и чаще случайного изменения ситуации. В связи с этим игровой метод позволяет моделировать деятельность лишь с большой долей вероятности. Точность дозировки нагрузки в игровом методе всегда существенно меньше, чем в методах строго регламентированного упражнения.

В процесс спортивной тренировки использование игрового метода не ограничивается решением задач, связанных с повышением уровня подготовленности. Не менее важна роль игрового метода как средства активного отдыха, переключения занимающихся на иной вид деятельности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.

Соревновательный метод предполагает специально организационную соревновательную деятельность, в которой организуется непосредственное соперничество и сопоставление возможностей участников. В таких условиях, как правило, стимулируется высокий уровень результативности выполняемых упражнений. Применение данного метода связано с исключительно высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптивные процессы, обеспечивает интегративное совершенствование различных сторон подготовленности (В.Н. Платонов, 1997).

Соревновательный метод может быть использован на материале спортивных игр и строго-регламентированного упражнения, в какой-то мере усиливая их эффективность. В соревновательном методе значительно полнее, чем в игровом, выражены регламентирующие начала, поскольку для него характерна четкая унификация состава соревновательных действий, общего порядка их выполнения и способов оценки результативности. Проведение строго регламентированных упражнений соревновательным методом, стимулирующихся фактором соперничества и мобилизацией достиженческих возможностей, вызывает более глубокие сдвиги в функциональном состоянии спортсменов. Однако это обуславливает и необходимость особо тщательного регулируемого и вдумчивого использования его в практике подготовки спортсменов (Л.П. Матвеев, 1999).

Соревновательный метод играет незаменимую роль в подготовке спортсменов в становлении специфической подготовленности, совершенствование спортивного мастерства, воспитании спортивного характера, активно воздействуют на формирование мотивационного механизма, является необходимым инструментом контроля.

3. Тренировочные и соревновательные нагрузки

В настоящее время существует цельный ряд классификаций нагрузок, авторы которых исходят из специфичности, энергетики и мощности мышечной работы, педагогических задач, решаемых в процессе тренировки, взаимодействия работы различной преимущественной направленности и других критериев.

В.Н. Платонов (1986, 1997) считает целесообразным подразделять нагрузки по следующим классификациям:

– по величине – на малые, средние, значительные (околопредельные), большие (предельные);

– по координационной сложности – простые и сложные движения, выполняемые в стереотипных или вариативных условиях, связанных со значительной мобилизацией координационных способностей;

– по психической напряженности – предъявляющие различные требования к психическим возможностям спортсменов.

Практически все специалисты считают, что величину тренировочных и соревновательных нагрузок необходимо характеризовать как с «внешней», так и «внутренней» стороны.

Внешняя сторона нагрузки характеризуется ее внешне выраженными физическими параметрами и в наиболее общем виде может быть представлена суммарным объемом и интенсивностью выполняемых упражнений, а также координационной сложностью упражнений, психологической напряженностью, условиями внешней среды.

Объем может быть выражен: временем выполнения упражнений, преодоленным расстоянием, количеством повторений, величиной поднимаемых или перемещаемых отягощений, количеством тренировочных занятий или соревновательных стартов. Для полной характеристики «внешней» стороны нагрузки выделяют ее частные объемы, отражающие нагрузки, выполняемые с повышенной интенсивностью или специализированные, а также способствующие совершенствованию отдельных сторон подготовленности (например: развитию определенных качеств и способностей).

Интенсивность характеризуется: темпом движений, скоростью их выполнения, временем преодоления отрезков дистанции, величиной отягощений, количеством подходов и серий, моторной и общей плотностью занятий и т.п.

Однако наиболее полно нагрузка характеризуется с « внутренней » стороны, т.е. со стороны функциональных сдвигов в системах организма во время и по окончании упражнения, и также о характере и продолжительностью протекания периода восстановления (в частности по физиологическим, биохимическим и другим показателям).

Только в сопоставлении этих обеих сторон нагрузки можно адекватно судить о ней. Поскольку с одной стороны «внешние» и «внутренние» показатели нагрузки тесно взаимосвязаны: увеличение объема и интенсивности тренировочной работы приводит к увеличению сдвигов в функциональном состоянии различных систем организма, к развитию и углублению процессов утомления. С другой стороны, одни и те же внешние величины нагрузки могут привести к разным функциональным сдвигом у спортсменов, имеющих разные адаптивные возможности или у одного и того же спортсмена на различных этапах подготовки. Установлено, что соотношение «внешних» и «внутренних» параметров нагрузки изменяется в зависимости от уровня квалификации, подготовленности и функционального состояния спортсмена, его индивидуальных адаптивных особенностей, характера взаимодействия двигательной и вегетативной функций (В.Н. Платонов, 1995, 1997).

какие упражнения относятся к специализированным средствам спортивной тренировки. Смотреть фото какие упражнения относятся к специализированным средствам спортивной тренировки. Смотреть картинку какие упражнения относятся к специализированным средствам спортивной тренировки. Картинка про какие упражнения относятся к специализированным средствам спортивной тренировки. Фото какие упражнения относятся к специализированным средствам спортивной тренировки

Рис.7.1. Реакции организма спортсменов различной квалификации на одинаковую по величине нагрузку ( по В.Н.Платонову, 1997)

1– начинающие спортсмены; 2 – спортсмены 1 разряда; 3 – мастера спорта

На рисунке 7.1. показаны реакции спортсменов различной квалификации на стандартную (адаптивную по объему и интенсивности) работу. Стандартизированная по «внешней» величине нагрузка вызывает большие сдвиги в функционирование систем организма менее квалифицированных спортсменов и более продолжительное их восстановление.

Наряду с этим, предельная (большая) нагрузка у спортсменов разной квалификации вызывает несколько иную реакцию функциональных систем. Как правило, это проявляется в том, что у спортсменов высокого класса при более выраженной величине реакции на предельную нагрузку восстановительные процессы протекают интенсивнее (рис.7.2).

какие упражнения относятся к специализированным средствам спортивной тренировки. Смотреть фото какие упражнения относятся к специализированным средствам спортивной тренировки. Смотреть картинку какие упражнения относятся к специализированным средствам спортивной тренировки. Картинка про какие упражнения относятся к специализированным средствам спортивной тренировки. Фото какие упражнения относятся к специализированным средствам спортивной тренировки

Рис.7.2. Реакции организма спортсменов различной квалификации на предельную по величине нагрузку. ( по В.Н.Платонову, 1997)

Естественные силы природы и искусственно созданные условия являются вспомогательными факторами, оказывающими влияние на величину нагрузки от выполнения физических упражнений. С их помощью расширяется возможность направленного воздействия нагрузки на организм занимающихся.

У специалистов не вызывает сомнения тот факт, что продолжительность интервалов отдыха между нагрузками может определять ее направленность. Поэтому продолжительность пауз отдыха между упражнениями следует строго планировать с учетом периода восстановления функциональных сдвигов вызванных определенной по величине нагрузкой.

В рамках отдельного занятия между упражнениями используют в основном три варианта отдыха (Л.П. Матвеев, 1991, 1997).

Минимакс–интервал (стимуляционный или ближнестимуляционный) – это интервал между рабочими (нагрузочными) фазами процесса упражнений, который может обусловить повышенное проявление оперативной работоспособности в очередной рабочей фазе (эффект врабатывания, ближайшего положительного последствия). При этом истраченные ресурсы уже практически восстановлены, а системы организма еще находятся в повышенной функциональной активности.

Напряженный интервал (суперкумуляционный) – интервал, продолжительность которого настолько невелика, что очередная рабочая фаза начинается в условиях недовосстановления, в зоне повышенных функциональных сдвигов. Такое внутреннее состояние, в течение определенного времени, может не отражаться на существенном изменении внешних количественных параметров выполняемых упражнений, но требует возрастающей мобилизации физических и психических резервов.

Ординарный интервал (полный) продолжительность которого соразмерна с относительной нормализацией функционального состояния, т.е. восстановление работоспособности до состояния, которое было до выполнения упражнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций. Такой режим часто используется при совершенствовании технического мастерства.

По сравнению с интервалами отдыха между упражнениями, интервалы отдых между отдельными занятиями более существенно влияют на формировании кумулятивного эффекта долговременной адаптации организма к тренировочным нагрузкам. Исходя из особенностей наслоения эффектов очередных занятий, выделяют три типа интервалов отдыха: суперкомпенсаторный, жесткий и ординарный интервалы (Л.П. Матвеев, 1991, 1997).

Суперкомпенсаторный интервал соразмерен по продолжительности со временем наступления сверхвосстановления после достаточно значительной суммарной нагрузки предшествующею занятия. Это позволяет в очередном занятии выполнить большую нагрузку. Однако такие интервалы достаточно продолжительны. Если нагрузка предыдущего занятия была близка к предельной, то наступление суперкомпенсации может наступить через 36-48 часов. Частое использование таких тренировочных режимов может привести к снижению числа занятий в микроцикле и уменьшению величины общего кумулятивного эффекта.

Жесткий интервал – при таком интервале очередное занятие происходит на фоне недовосстановления определенных параметров функциональных систем организма. Это усугубляет кумуляцию следового эффекта предыдущего занятия с ближайшим эффектом следующего занятия. В силу этого происходит более полная мобилизация резервных возможностей организма, благодаря чему в последующей расширенной фазе восстановления может усилиться развертывание суперкомпенсаторных процессов. Это позволяет при соответствующих условиях (дополнительных восстановительных микроциклах) существенно уплотнить тренировочный процесс, увеличив эффективность спортивной подготовки.

При ординарном интервале между занятиями работоспособность спортсменов к началу очередного занятия успевает возвратиться и такому уровню, какой был в начале предыдущего. Такой режим называется поддерживающим.

Оптимальное сочетание нагрузки и отдыха играют весьма существующую роль в построении системы упражнений обеспечивая необходимые функциональные сдвиги и оптимальные восстановительные процессы для получения необходимых устойчивых кумулятивных процессов в организме спортсмена. Те или иные варианты порядка чередования нагрузок и отдыха составляют одну из структурных основ различных методов упражнения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *