какие жанры письма нужны на продвинутом этапе обучения
Обучение письму как виду речевой деятельности на уроках английского языка
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Обучение письму как виду речевой деятельности
на уроках английского языка.
Учитель английского языка МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Железногорска Курской обл. Медведева Т.В.
Актуальность проблемы обучения письменной речи на современном этапе.
Умение писать на английском языке приобретает все большее значение в силу ряда причин. Письмо как цель обучения присутствует в программах для всех типов учебных учреждений, на всех этапах обучения иностранным языкам. Наряду с другими видами деятельности письмо на равных представлено на ГИА и ЕГЭ. В настоящее время появилась возможность путешествовать, работать в иностранных фирмах, участвовать в международных конференциях и программах обмена, общаться через Интернет. Все это предполагает умение заполнять анкеты и декларации, вести деловую переписку, составлять резюме, писать эссе и доклады. Иными словами, необходимо уметь выражать мысли и идеи в письменной форме, владея основами композиции, зная стилевые особен- ности и следуя определенным правилам организации письменного текста.
Что же такое письмо? « Письмо – сложное речевое умение, позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей» (Г.В.Рогова). По словам Выготского, « письменная речевая деятельность есть целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках».
Термин «письмо»в отечественной методике употребляется в двояком значении: техника письма и письменная речь. Зачастую под обучением письму понимается овладение техникой письма, т.е. графикой, орфографией и пунктуацией. На сформированную технику письма опирается обучение письму (письменной речи) как самостоятельному виду речевой деятельности. Конечной целью обучения письменной речи является формирование умения порождать письменные высказывания (тексты) различных типов и жанров в зависимости от их назначения и сферы применения. Типы письменных текстов, используемых в реальных жизненных ситуациях, чрезвычайно многообразны: открытки, личные и деловые письма, рекламные объявления, электронные послания, тезисы, статьи, отчеты, контракты, рецепты, дневниковые записи, памятки, стихи, рассказы и т.д. Они различны по своей функциональной направленности, содержанию, формату, форме языкового выражения. Современные требования к уровню обученности выпускников российских школ предполагают умения учащихся создавать некоторые из перечисленных выше типов текстов. Следует отметить, что функции письма, по мере его формирования, усложняются: способ фиксации устной речи – на начальном этапе, способ концептуализации знаний – на продвинутом этапе и способ самовыражения, рефлексии – на завершающем этапе обучения.
При обучении иностранному языку отрабатываются три основных вида письменной речевой деятельности:
I. Контролируемое письмо (Controlled writing):
II . Направляемое письмо (Directed or Guided writing).
Хотелось бы привести несколько примеров заданий и упражнений, которые мы выполняем с учениками, работая над всеми тремя видами письма.
1).Составление слов из заданных букв.
2).Расстановка слов предложения по порядку.
3).Расположение кусков текста в соответствии с картинками (или наоборот).
II. Guided or Directed Writing ( Направляемое письмо ).
1). Projects. Подготовка плакатов, таблиц, рекламных проспектов. Письменная работа выполняется в соответствии с определенным заданием. Выполнение этих заданий формирует умение выбрать главное. Уже на начальном этапе обучения наряду с традиционными заданиями (диктанты, подстановочные упражнения, заполнение пропусков) предлагаю ученикам упражнения, имеющие выход в реальную жизненную ситуацию. Это может быть заполнение анкет, личных карточек, оформление автобиографических сведений. Подобные задания вносят в процесс обучения письму элемент творчества.
2). Классификация объектов или предметов, работа с коллажами (Word-webs). Эти задания способствуют развитию логического мышления, способности обобщения. Очень полезными данные упражнения могут быть на этапе отработки слов на заданную тему.
3). Управляемые поэтические упражнения. Развитию творческого мышления на иностранном языке способствует создание небольших стихотворений по заданной схеме или изменение ранее выученных стихов с использованием активного словаря. Примером управляемого поэтического упражнения может служить так называемое cinquian poem – стихотворение, состоящее из пяти строк, в каждой из которых сформулировано задание:
Line 1. State a subject in one word (a noun).
Line 2. Describe the subject in two words (Adverb + Adjective or two Adjectives).
Line 3. Describe an action about the subject in three verbs or 1sentence (3 words).
Line 4. Express an emotion about the subject in four words.
Line 5. Restate the subject in another single word.
Family. Baby. Weather.
Very friendly. Charming, cute. Windy, cold, bad.
Have lunch together. Smiles, cries, sleeps. It changes often.
5). На среднем этапе обучения предлагаю учащимся задания по трансформации текста. Письма могут быть трансформированы в телеграммы, текст – в таблицу, последовательность картин – в текст. Подобные упражнения помогают анализировать и синтезировать полученную информацию, отделяя главное содержание от второстепенных деталей.
6). Для развития логического мышления учащихся полезными могут быть так называемые strip stories. Небольшой текст разрезается на отдельные предло- жения, которые необходимо соединить в логической последовательности.
III . Free Writing (Свободное письмо).
Начиная работать над этим видом письма, следует сразу объяснить учащимся, что такое стили письменных работ, и писать даже самые короткие тексты в определенных форматах.
1). Можно составлять рассказ по картинке в формате газетной статьи, повести, пьесы.
2). Письма (официальные, полуофициальные, неофициальные).
На этом этапе можно обучать учащихся писать письма и поздравительные открытки, начиная с подстановочных упражнений и создания параллельных текстов. Какие упражнения, формирующие умения написания письма, можно использовать для подготовки обучащихся к экзаменам?
-соотнесите названия частей личного письма с их расположением на схеме.
-нарисуйте схему личного письма.
-напишите название каждого элемента схемы.
-выберите обращения, которые могут быть использованы в личном письме.
-выберите завершающие фразы, которые могут быть использованы в личном письме.
-определите, в начале или в конце письма будет использоваться каждая из нижеприведённых фраз и какую функцию она выполняет (вступление/ завершение).
-в данном письме найдите и исправьте ошибки.
-измените стиль письма в соответствии с правилами написания письма личного характера (признаки неформального письма).
-составьте как можно больше вопросов для уточнения полученной в письме информации. Используйте 4 типа вопросов.
Готовить детей к этой сложной работе надо начинать буквально с первых шагов изучения языка. На первом этапе ребенок должен понять, что существуют правила написания сочинений. Сочинение должно иметь начало, середину и завершающую часть. Любая работа должна иметь идею, которую необходимо представить, логически развить и завершить. Сочинение должно начинаться с плана. Составить план не так трудно, если знать, что вы хотите сказать, и уточнить содержание вопросами к предмету сочинения. Вопросы должны включать следующие слова: How, Why, What, Where, When, Who. Формулировки вопросов с этими словами составят план сочинения. Ответы на данные вопросы плана (по одному абзацу на вопрос) составят стройное изложение темы сочинения. Идеи повествования и сами предложения, выражающие идеи, должны представлять собой стройную последовательность, т.е. необходимо знать и уметь использовать связующие слова (linking words: and, but, then, usually, moreover) и фразы (linking phrases: at first, later on, just then, at the finish, in addition).
Для старшей ступени необходимо разработать алгоритм действий по обучению в написании сочинения/высказывания с элементами рассуждения и предложить его учащимся:
как сформулировать проблему;
как выразить мнение;
как привести аргументы;
Речевые клише для формулирования проблемы:
Many people think … but others do not agree.
Let us consider what the advantages and disadvantages of … are.
Let’s consider some pros and cons of it.
Let us start by considering the facts.
Let us start by considering pros and cons of it.
It is generally agreed today that …
Речевые клише для выражения своего мнения:
In my opinion, I don’t consider… I think that… As for me, I would prefer…
I also believe … I strongly believe that … I want to say that …
Personally, I would like to … To my mind, …
I doubt that … I absolutely / completely agree … I cannot totally agree with …
I would argue that … I don’t share their opinion …
Выражения для аргументации и логического соединения предложений в связное высказывание:
To start with… to begin with … First of all..
Yet … Nevertheless,…Although …But… However …
Речевые клише для формулирования вывода:
To summarize, I want to stress that …
Написание сочинений – это искусство и технология. Обучить искусству конечно же очень сложно, но обучить определенным техническим приемам можно и необходимо.
Важно помнить, что обучение письменной речи должно сочетаться с другими видами речевой деятельности – аудированием (диктанты,изложения,заполнение пропусков и таблиц), чтением (послетекстовые упражнения, ответы на вопросы, завершение рассказа, добавление деталей), говорением (интервью с последую- щим письменным изложением информации, парное или групповое обсуждение с записью аргументов обеих сторон).
В настоящее время метод проектов является одним из методов, развивающих навыки письма.В этой системе обучения происходит непроизвольное запомина- ние лексических средств и грамматических структур, что способствует развитию графических и орфографических навыков.
Отмечу в заключение, что умение писать на иностранном языке повышает уровень коммуникативной компетенции учащихся, запись осуществляется школьниками на разных уровнях обучения и с разными целями, выполняет обучающую, воспитывающую и образовательную функцию. Обучение письму и письменной речи в целях лучшего усвоения языкового и речевого материала позволяет обучающимся использовать её в качестве помощника в изучении иностранного языка, дает им возможность участвовать в программах обмена и международных конференциях, сдавать экзамены международного образца.
1). Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: АР – КТИ, 2000г.;
2). Пассов Е.И. Обучение письму: учебное пособие. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002г.;
6). Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск, 2004.;
7). Neuner G. Methoden des fremdsprachlichen Deutschunterrichts. – Kassel, 1992.
РКИ and EDUCATION TODAY
Новые технологии в образовании, русский язык как иностранный, когнитивная лингвистика, новости и последние исследования в области преподавания иностранных языков,психолингвистика, педагогический дизайн, digital humanities и second language acquisition.
TOP-20 пособий по письму и развитию письменной речи в РКИ
Издательство: Русский язык Курсы
Это пособие предназначено для студентов-иностранцев, впервые приступивших к изучению русского языка.
Цель пособия — формирование языковой, речевой и коммуникативной компетенции в области письменной речи в объеме Государственного стандарта элементарного и базового уровней.
Коммуникативно-речевые задания пособия формируют различные умения в области письма. Например, умение
— написать заявление, автобиографию, поздравительную или пригласительную открытку, письмо;
— заполнить анкету;
— составить план и написать изложение прочитанного текста или собственного высказывания.
Пособие состоит из 18 уроков. Учебный материал в каждом уроке предъявляется поэтапно: вначале даны лексико-грамматические упражнения и упражнения на отработку техники письма (написание букв, слов, словосочетаний, предложений). Затем предлагается работа с фрагментами текста, корректирование текста, запись рассказа с опорой на вопросы и проч. И наконец, стилистический и структурный анализ, самостоятельное составление текста на заданную тему. Текстовой материал пособия различный. Это специально составленные тексты определенной тематической заданности, отобранные тексты культурологической направленности и адаптированные рассказы русских писателей.
Книга очень популярна, используется практически во всех университетах и на курсах. Продается во всех крупных книжных магазинах.
Элементарный уровень: Беляева Г.В., Нахабина М.М.
Базовый уровень: Беляева Г.В., Луцкая Н.Э., Горская Е.И.
Настоящее пособие предназначено для иностранцев, владеющих русским языком в объеме элементарного уровня.
Книга адресована студентам подготовительных отделений вузов, обучающимся по программе дополнительного образования «Русский язык как иностранный», а также слушателям курсов по русскому языку как иностранному.
Методика обучения иностранных студентов письменной речи
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный университет им. »
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Учебная программа
Рекомендовано методической комиссией филологического факультета
для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки
032700 «Филология»
Нижний Новгород
УДК 53.085, 681.3
ББК 32.97
П-21 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ: Программа курса. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. – 17 с.
Рецензент: к. ф.н., доцент
Программа данного курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 032700 «Филология», профилю подготовки «Отечественная филология» и определяет структуру и содержание дисциплины, рекомендует определенные образовательные технологии, а также учебно-методические средства, обеспечивающие самостоятельную работу магистрантов: темы и вопросы для собеседования, тесты, практические задания, вопросы к зачету. В курсе лекций рассматриваются основные понятия и положения методики обучения иностранцев письменной речи. В учебную программу включен список учебно-методической литературы, необходимой студентам для успешного освоения курса, а также перечень информационных ресурсов.
Ответственный за выпуск:
председатель методической комиссии филологического факультета ННГУ,
Обучение иностранных студентов письменной речи объективно является одной из самых сложных проблем в методике преподавания РКИ. Овладение письменной речью предполагает знание иностранными учащимися системы функциональных разновидностей русского литературного языка, отработку навыков работы с содержанием исходного текста, формирование умения составлять тексты разных жанров. Преподаватель РКИ проводит эту работу в течение всего периода обучения иностранцев русскому языку, при этом каждый этап образовательного процесса имеет свою содержательную специфику.
Кафедра преподавания русского языка в других языковых средах предлагает магистрантам 1 года обучения курс по выбору «Методика обучения иностранных студентов письменной речи» с целью формирования и совершенствования лингвистической и теоретико-педагогической компетенции будущих преподавателей РКИ.
Программа данного курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 032700 «Филология», профилю подготовки «Отечественная филология».
Курс включает в себя 7 тематических блоков, изучение которых проходит в форме аудиторной и самостоятельной работы студентов. Текущий контроль знаний, навыков и умений магистрантов проводится в форме собеседований, практических заданий, тестирования. Итоговой формой аттестации является зачет.
Цели освоения модуля «Методика обучения иностранных студентов письменной речи»: сформировать у магистрантов представление об основных положениях методики обучения письменной речи иностранных студентов; ознакомить их со структурой и особенностями процесса обучения письменной речи, а также требованиями, предъявляемыми иностранцам на разных этапах изучения русского языка; формировать и развивать навыки педагогической деятельности в иностранной аудитории.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать основные теоретические положения курса; уметь применять полученные знания в педагогической и научно-исследовательской деятельности; владеть основными методами и приемами обучения иностранцев письменной речи, навыками анализа и оценки образовательного процесса.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Теоретическая база методики обучения письменной речи
Письменная речь как продуктивный и рецептивный вид речевой деятельности (письмо и чтение).
Обучение письму и чтению на подготовительном этапе обучения. Элементарный и базовый (допороговый) уровни владения русским языком.
Обучение письменной речи на начальном этапе обучения. Пороговый (1 сертификационный) уровень владения русским языком
Практическое задание – 10
Обучение письменной речи на среднем этапе обучения. Промежуточный (2 сертификационный) уровень владения русским языком.
Обучение письменной речи на продвинутом этапе обучения. 3 и 4 сертификационные уровни владения русским языком.
Цель, задачи и структура курса. Методика обучения письменной речи как часть методики преподавания РКИ. Письменная речь как предмет обучения. Основные трудности письменного продуцирования, возникающие у иностранных студентов.
Требования образовательных государственных стандартов разных уровней владения языком, предъявляемые к иностранным студентам.
Теоретическая база методики обучения письменной речи
Речь и ее формы (устная и письменная). Функциональные стили языка. Стили речи. Текст как продукт письменной речи. Типы текстов. Средства связи в тексте.
Письменная речь как продуктивный и рецептивный вид речевой деятельности (письмо и чтение).
Лингвистические и психологические особенности письменного продуцирования. Механизмы создания письменного текста. Письмо и письменная речь. Понятие «письменное речевое произведение». Типы письменной речи: репродуктивная (изложение прочитанного или прослушанного; жанры: конспекты статей, лекций, разделов учебника, тезисы (развернутый план), планы, рефераты) и продуктивная (собственная речь, описание, повествование; жанры: письмо, записка, заметка, статья, заявление, объяснительная записка, отчет).
Чтение как рецептивная речевая деятельность. Психофизиологический механизм восприятия письменного речевого произведения. Виды чтения (вслух, со словарем, изучающее чтение, чтение про себя с общим охватом содержания и т. д.). Чтение как цель и средство обучения.
Связь письменной речи с другими видами речевой деятельности.
Обучение письму и чтению на подготовительном этапе обучения. Элементарный и базовый (допороговый) уровни владения русским языком.
Каллиграфия и орфография как часть вводно-фонетического курса (подготовительный этап обучения РКИ). Техника письма. Элементное письмо. Типы упражнений.
Правила чтения. Формирование техники чтения. Типы упражнений.
Обучение письменной речи на начальном этапе обучения. Пороговый (1 сертификационный) уровень владения русским языком
Обучение чтению прагматических социокультурных текстов.
Основные жанры письменной речи на начальном этапе обучения: диктант, изложение прочитанного или прослушанного, мини-сочинение на заданную тему, простой план, неофициальное письмо, поздравление, записка.
Определение уровня владения письменной речью иностранными студентами начального этапа обучения, параметры оценки.
Обучение письменной речи на среднем этапе обучения. Промежуточный (2 сертификационный) уровень владения русским языком.
Работа над содержанием исходного текста. Выработка умения извлекать из текста основную и второстепенную информацию, понимать отношение автора, определять тему и идею текста, представлять логическую схему развертывания текста, выражать отношение к прочитанному.
Составление сложного плана, тезисов, обучение конспектированию статей, лекций, разделов учебника.
Обучение написанию сочинений разных жанров.
Определение уровня владения письменной речью иностранными студентами среднего этапа обучения, параметры оценки.
Обучение письменной речи на продвинутом этапе обучения. 3 и 4 сертификационные уровни владения русским языком.
Обучение пониманию текста из разных сфер общения и его адекватная интерпретация. Чтение аутентичных текстов без словаря. Актуализация аналитического чтения художественного текста.
Обучение написанию письменных речевых произведений разных стилей и жанров: официальных писем (официально-деловой стиль), неофициальных писем (разговорный стиль), эссе (публицистический стиль), реферата, статьи (научный стиль).
Определение уровня владения письменной речью иностранными студентами продвинутого этапа обучения, параметры оценки.
Рекомендуемые образовательные технологии: лекции-беседы, контрольные работы, самостоятельная работа студентов.
При проведении занятий рекомендуется использование интерактивных форм занятий (проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций и иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой.
В рамках учебного курса может быть организовано посещение уроков русского языка как иностранного.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Анализируя государственные образовательные стандарты по русскому языку как иностранному, спрогнозируйте возможные трудности, которые могут испытывать студенты при овладении письменной речью на разных этапах обучения.
Речь – это _______________________________________________________________
Особенностями письменной речи являются:
А) стимулирование речи и контроль со стороны собеседника;
Б) участники акта могут включить в свое речевое произведение невербальные средства;
В) общая ситуация для пишущего и адресата;
Г) пишущий пользуется долгосрочным планированием своей речи;
Д) пишущий может улучшить логическую и синтаксическую структуру текста;
Е) пишущий может улучшить лексическое наполнение текста;
Признаками научного стиля являются:
А) чёткая система связи между частями текста;
Б) внешняя формализованность структуры;
В) монологический характер высказывания;
Г) расширенная сочетаемость;
Д) наличие терминов;
Е) наличие причастных и деепричастных оборотов;
Признаками официально-делового стиля являются:
А) использование отглагольных существительных;
Б) отсутствие эмоциональности;
В) значительное количество неологизмов;
Д) опора на широкий контекст;
Е) наличие вопросительных и восклицательных предложений.
Признаками публицистического стиля являются:
А) использование риторических вопросов;
Б) использование пассивных конструкций;
В) наличие инверсий;
Г) краткость и однозначность выражения;
Д) сочетание стандартных и экспрессивных речевых средств;
Признаками разговорного стиля являются:
А) широкое использование невербальных средств;
Б) преобладание обратного порядка слов;
В) употребление сложных предлогов;
Г) высокая степень эмоциональности и экспрессивности;
Д) частое употребление родительного падежа;
Е) тщательная предварительная подготовка.
Определите, к какому типу речи относятся следующие тексты:
А) На кафедре русского языка как иностранного имеются цифровые видеокамеры, производящие запись на DVD-диск, три презентационных комплекса для обеспечения учебного процесса, проектор, имеющий яркость не менее 3000 лм, в комплекте с запасными лампами… ____________________________________________________
Б) Мы пришли на дискотеку. Васька купил билеты на всех. На входе встретили девчонок с другого факультета. Вместе в баре пили коктейли, а потом танцевали. Завтра опять договорились пойти ______________________________________________________
В) Всякая теория рождается из рассуждения. Рассуждение возникает от того, что поиск знаний заключается не только в наблюдении над фактами. Человек также хочет постигнуть причину появления этих фактов, предвидеть последствия их существования и всесторонне их понять. Во всех этих случаях человек должен обращаться к условиям, которые не даны ему непосредственно в чувственном опыте. Единственным выходом в таких случаях является рассуждение. ____________________________________________________
Г) В четверг, 25 марта, в 15:00 в конференц-зале университета состоится профсоюзное собрание исторического факультета. Повестка дня: 1. Отчёт председателя профсоюзной организации исторического факультета о проделанной за текущий период работе. 2. Выборы нового председателя профсоюзной организации. ________________________
К тематическим средствам связи текста относятся:
9.К логическим средствам связи текста относятся:
К грамматическим средствам связи текста относятся:
Вопросы для собеседования:
Расскажите о лингвистических и психологических особенностях письменного продуцирования и рецепции. Каковы механизмы создания и восприятия письменного текста? Синонимичными ли являются термины «письмо» и «письменная речь»? Мотивируйте свой ответ. Охарактеризуйте жанры репродуктивной письменной речи. Охарактеризуйте жанры продуктивной письменной речи.
Придумайте цикл упражнений разных типов, обучающих письму и чтению, для студентов, начинающих изучать русский язык с нуля.
Разработайте урок, обучающий иностранных студентов чтению и написанию текста любого жанра, предусмотренного государственным образовательным стандартом начального уровня владения русским языком.
Разработайте урок, обучающий иностранных студентов чтению и написанию текста любого жанра, предусмотренного государственным образовательным стандартом среднего уровня владения русским языком.
Разработайте урок, обучающий иностранных студентов чтению и написанию текста любого жанра, предусмотренного государственным образовательным стандартом продвинутого уровня владения русским языком.
Перечень вопросов к зачету:
Методика обучения письменной речи как часть методики преподавания РКИ. Письменная речь как предмет обучения. Основные трудности письменного продуцирования, возникающие у иностранных студентов. Требования образовательных государственных стандартов разных уровней владения языком, предъявляемые к иностранным студентам. Функциональные стили языка. Стили речи. Текст как продукт письменной речи. Типы текстов. Средства связи в тексте. Лингвистические и психологические особенности письменного продуцирования. Механизмы создания письменного текста. Психофизиологический механизм восприятия письменного речевого произведения. Связь письменной речи с другими видами речевой деятельности. Письмо и письменная речь. Понятие «письменное речевое произведение». Типы письменной речи: репродуктивная и продуктивная. Каллиграфия и орфография как часть вводно-фонетического курса (подготовительный этап обучения РКИ). Техника письма. Элементное письмо. Типы упражнений. Правила чтения. Формирование техники чтения. Типы упражнений. Основные жанры письменной речи на начальном этапе обучения. Обучение чтению прагматических социокультурных текстов. Определение уровня владения письменной речью иностранными студентами начального этапа обучения, параметры оценки. Работа над содержанием исходного текста. Составление сложного плана, тезисов, обучение конспектированию статей, лекций, разделов учебника. Обучение написанию сочинений разных жанров. Определение уровня владения письменной речью иностранными студентами среднего этапа обучения, параметры оценки. Обучение пониманию текста из разных сфер общения и его адекватная интерпретация. Чтение аутентичных текстов без словаря. Обучение аналитическому чтению художественного текста. Обучение написанию письменных речевых произведений разных стилей и жанров. Определение уровня владения письменной речью иностранными студентами продвинутого этапа обучения, параметры оценки.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
б) дополнительная литература:
10. Золотое перо. Пособие по развитию навыков письменной речи. Книга для преподавателя. Приложение PDF. – СПб., 2008.
11. Читаем без проблем. В 4 частях. – СПб., 2009.
12. Читаем стихи русских поэтов: Пособие по обучению чтению художественной литературы. – СПб., 2012.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
http://www. all. free-world. ru/2008/11/10/obuchenie-kulture-pismennojj-nauchnojj-rechi. html
http://window. edu. ru/window/library? p_rid=38139
http://www. gramota. ru/biblio/magazines/ryzr/
http://www. gramota. ru/biblio/magazines/mrs/
http://www. budget-niokr. ru/dsrf/federal_level/spec_list/130000/130002_311.shtml
http://www. russia. edu. ru/rus/levels/
http://lang. mipt. ru/articles/european_levels. esp
http://www. testrf. ru/biblioteca/27-2011-1/93-2011-09-20-11-25-44
http://student. zoomru. ru/ino/obuchenie-pismennoj-rechi-na-srednem/21476.163189.s2.html
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Оргтехника, доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки).
Елена Робертовна Переслегина
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. ».
603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23.
Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Таймс.
Отпечатано в типографии Нижегородского госуниверситета