какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа

Какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа

Праздный вопрос—кто на кого оказал большее влияние Демокрит на Гиппократа или обратно. Но в деле развития научной медицины и в пропаганде материалистических идей, старцу из Коса принадлежит первенство. Можно сказать, что именно врачи основали научный материализм в тот день, когда высказали мысль, что причина поведения как здорового, так и больного человека, причина psycho находится в пределах тела, где-то в глубине его тканей, в материи, из которой оно состоит. Истинное местоположение этого центра распознали не сразу. Но важно, что высказан был принцип. Прикрепив душу к определенному пункту, этим самым освободили ее от обязанности покидать тело во время сна и носиться по воздуху в виде тончайшего дуновения. И одновременно с этим начали питать надежду когда-нибудь изучить ее свойства. Старинные взгляды сосредоточивали умственные способности под диафрагмой, и от этого периода психиатрия получила в наследство слово френ, которое она переделала в френию. Диафрагму недолго заставляли мыслить: вскоре приписали эту способность сердцу — идея, поддержанная впоследствии Аристотелем и некоторыми врачами (напр., Диоклом). Между тем «мозговая» теория уже успела пустить прочные корни в древне-греческой медицине. Кроме Пифагора ее провозвестником считается Алкмеон, видимо, глубокий биолог и эмпирик — анатом: он открыл главные нервы органов чувств, названные им «ходами», или «каналами», и определил их начало (или окончание) в мозгу. Таким образом, основы мозговой теории были получены Гиппократом уже в готовом виде, и он только поставил на них свою визу: мозг — это орган познания и приспособления человека к среде. Вот его подлинные слова: «Надо знать, что, с одной стороны, наслаждения, радости, смех, игры, а, с другой стороны, огорчения, печаль, недовольства и жалобы—происходят от мозга… От него мы становимся безумными, бредим, нас охватывают тревога и страхи, либо ночью, либо с наступлением дня». Так получила свое первое выражение мысль, что психическое заболевание, как и все другие болезни, имеет свою анатомическую локализацию.

Но отчего возникают неправильности мозговой деятельности? Мы, конечно, не будем искать у великих врачей древности таких конкретных указаний и категорических утверждений, которые были бы не по силам не только тогдашней эпохе, но и нашему современному знанию. Но нельзя не обратить внимания на то, что гиппократовская медицина в вопросах об этиологии психозов высказала важные принципиальные соображения, в полной сохранности дошедшие до наших дней. В Corpus Hippocraticum есть замечательная книга: «О воздухе, воде и местностях». В ней говорится о связи климата со строением тела, о смене времен года и распространении болезней, о влиянии состава воды, о причинной зависимости между характером народа, его образом мыслей и нравами, с одной стороны, и внешними факторами—с другой. Все окружающее влияет на состав человеческого тела; от этого состава зависит все, в том числе и работа мозга. Кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь — вот четыре основных жидкости, играющие в жизни человека такую же роль, какая в остальной природе принадлежит четырем стихиям: огню, земле, воздуху и воде. Когда стихии уравновешивают одна другую, все в природе благополучно, и нет ни потопов, ни засух. Точно так же и в теле человека. Когда основные жидкости смешаны в правильном соотношении, это называется краза, и тогда человек здоров; когда жидкости смешаны неправильно, это называется дискразия, и тогда человек болен. Выздоровление происходит таким путем, что дискразия снова превращается в кразу. Это учение о роли жидкостей в физиологии и патологии получило название гуморальной теории. Видимо, мы стоим до сих пор на этой точке зрения, только говорим на несколько ином языке.

Психические заболевания также происходят от какой-нибудь дискразии. И картина болезни зависит от того, какая из жидкостей в преимущественной степени пропитывает головной мозг. Вот что говорит автор книги «О священной болезни»: мозг работает неправильно «либо в том случае, если он слишком нагрет, или слишком охлажден, или слишком влажен, или слишком сух… Эти изменения мозга происходят от слизи или от желчи». Слишком влажный мозг вызывает картину тихого помешательства: больные не кричат, не делают резких движений, они спокойны, боязливы, грустны и безопасны для окружающих. Слишком сухой мозг (с избытком желчи) дает в результате противоположную картину болезни: больные кричат, делают резкие движения, лица у них красного или темного цвета от внутреннего нагревания; в этом состоянии они опасны для окружающих. Такова церебрально-гуморальная теория психозов—первая теория, построенная на основе естественно-научных понятий.

Интересна ее клиническая сторона. Первоначальные врачебные наблюдения разбили прежде всего материал на две группы фактов, соответственно наиболее резко бросающимся в глаза особенностям в поведении больных: на процессы, протекающие тихо, и на процессы, протекающие бурно. Древняя медицина дала это основное, практически важное подразделение на спокойных и беспокойных больных.

Принято указывать, будто всецело сосредоточенная на изучении внешних этиологических факторов гиппократовская медицина отрицала наследственность. Верно, что древние врачи не приписывали ей того огромного значения, какое отвел ей впервые XIX век. Но неправильно думать, что они не заметили самого факта. В книге «О священной болезни» содержатся нижеследующие слова: «Если, в самом деле, от флегматика рождается флегматик, от желчного — желчный, от чахоточного — чахоточный, от человека с больной селезенкой — человек с больной селезенкой, то где же основание, чтобы эта болезнь (эпилепсия), поражая отца или мать, не переходила на кого-нибудь из детей?». Значительно раньше один из учеников Пифагора, Тимон Локрийский, вложил в уста своего учителя слова: «мы предрасположены к добродетелям и к порокам так же, как к здоровью и к болезни, и это зависит в большей степени от наших родителей и от составных частей нашего тела, чем от нас самих».

Гиппократовские книги не дают нам законченно-цельного изложения психиатрии. В различных местах — во «Внутренних болезнях», «Болезнях молодых женщин», «Трактате о диэтс», в «Эпидемических болезнях», «О священной болезни» и особенно в «Афоризмах» разбросаны отдельные намеки, наблюдения, теории, терапевтические советы. Кое-что противоречит одно другому, так как, несомненно, представляет собой мысли не одного человека, а многих. Здесь, на сердцевине растения папирус впервые были начертаны переписанные впоследствии многие сотни раз те несколько слов, которые послужили начальными элементами психиатрической терминологии: меланхолия, мания, френит, паранойя, эпилепсия. Спокойные состояния, вообще говоря, трактовались как меланхолия, беспокойные—как мания.

Меланхолики «боятся света и избегают людей, они полны всевозможных опасений, жалуются на боли в животе, словно их колют тысячами мелких иголок». «Иногда им снятся тяжелые сны, а наяву они видят образы умерших». Но меланхолия имеет у Гиппократа не одно, а два значения: это, во-первых, болезнь, проявляющаяся только что перечисленными симптомами, во-вторых, это особый темперамент, особая конституция с гуморальной (биохимической) основой и психологической характеристикой. Меланхолический темперамент отличается преобладанием робости, молчаливости, грусти. На почве этого темперамента нередко возникает и сама болезнь: «если чувства страха или малодушия продолжаются слишком долго, то это указывает на наступление меланхолии». «Страх и печаль, если они долго длятся и не вызваны житейскими причинами, происходят от черной желчи». Так можно, собрав воедино разрозненные цитаты, реконструировать понятие меланхолии, созданное косской школой.

Трудней восстановить понятие мании. Некоторые позднейшие авторы хотели во что бы то ни стало найти в творениях, приписываемых «отцу медицины», типические картины маниакального состояния в его современном нозологическом смысле. Читая между строк, приписывали древне-эллинским врачам то, чего они не знали и не могли говорить. Изучение подлинника показывает, что под словом «мания» объединялись все формы душевных заболеваний с двигательным и речевым возбуждением; сюда же относились и некоторые случаи лихорадочного н инфекционного бреда, сумеречные состояния эпилептиков, многие патологические реакции и бурные аффекты. Кроме меланхолии и мании древняя медицина пользовалась термином френит пли парафренит. Это были все более или менее ярко выраженные бредовые картины при лихорадочных болезнях. Надо, однако, сказать, что границы между манией и френитом были обозначены довольно смутно.

Интересны отдельные замечания и психопатодогические намеки, рассеянные в различных местах гпппокра-товского собрания.

Мания у женщин появляется при накоплении молока. Малокровные девушки меланхоличны и имеют наклонность к самоубийству. Дрожание рук как следствие пьянства предвещает манию. Если у злоупотребляющего вином начинается познабливание, то это опасный признак (Афоризмы, VII, 7). Меланхолики обыкновенно становятся эпилептиками, а эпилептики меланхоликами,— говорится в книге «Эпидемические болезни». В основу этого правила, очевидно, легли наблюдения над тяжелыми депрессиями некоторых эпилептиков и над эпилептоидными припадками при органических болезнях мозга.

Источник

Какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа

ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России

Гиппократ о здоровом образе жизни и профилактике болезней

Журнал: Профилактическая медицина. 2018;21(3): 70-73

Холмогорова Г. Т. Гиппократ о здоровом образе жизни и профилактике болезней. Профилактическая медицина. 2018;21(3):70-73.
Kholmogorova G T. Hippocrates about healthy lifestyle and disease prevention. Profilakticheskaya Meditsina. 2018;21(3):70-73.
https://doi.org/10.17116/profmed201831270

ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России

какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа. Смотреть фото какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа. Смотреть картинку какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа. Картинка про какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа. Фото какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа

Гиппократ был основоположником различных отраслей медицины, в том числе науки о здоровом образе жизни и профилактике заболеваний. Он также заложил основы медицинской географии и климатического детерминизма, детально изучив влияние климата, местности, воды, воздуха, смены времен года на здоровье и возникновение болезней. Проанализированы работы Гиппократа «Здоровый образ жизни», «О воздухах, водах и местностях» с позиций современности, а также несколько его знаменитых афоризмов как наиболее значимые произведения для сохранения и укрепления здоровья, актуальные и в наши дни.

ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России

Имя Гиппократа за прошедшие века и тысячелетия обрастало такими мифами и легендами, что некоторые ученые-историки начали сомневаться, существовал ли на самом деле такой человек. Но скрупулезный анализ дошедших до нас достоверных исторических источников и трудов философов Платона и Аристотеля точно подтверждает историческое существование Гиппократа, его семейные и географические связи, общеизвестность его учения при жизни и величие его славы после смерти [1].

Гиппократ (Hippocrates, 460—377 гг. до н.э., по другим данным — 356 г. до н.э.) — великий древнегреческий врач, реформатор античной медицины. Он родился на острове Кос «в первый год восьмидесятой Олимпиады, т. е. в 460 г. до н.э. Точно известен даже день его рождения — 27-й день дорийского месяца Агриана — на Косе это 8-й месяц календаря при монархии Абриада» [1]. В течение многих поколений на этом острове существовала семейная врачебная школа асклепиадов, к которой принадлежали предки и родные Гиппократа (его имя в переводе означает «укротитель коней»).

В то время медицинские знания передавались от отца к сыну, поэтому первым учителем Гиппократа был его отец — врач Гераклид. Мать Гиппократа Фенарета была повитухой [2].

Получив образование врача в семье, Гиппократ покинул остров Кос, жил и продолжал образование в Афинах. В дальнейшем он вел жизнь странствующего врача (периодевт) и побывал в Египте, Малой Азии, Ливии, у скифов, где ознакомился с медициной этих стран. Заслугой Гиппократа было освобождение медицины от влияния жреческой храмовой медицины и определение пути ее самостоятельного развития. Французский историк медицины Гардиа (J.M. Guardia) в 1898 г. охарактеризовал эту сторону его деятельности так: «Гиппократу выпала честь вырвать медицину из святилища, вывести ее на ясный путь. Он эмансипировал ее, сделал ее светской, независимой и самодержавной, освободил ее от оков суеверия, отнял у нее священный и божественный характер, очистил ее от заклинаний и чудес и привел ее к простому наблюдению законов природы» [3].

Гиппократ как «отец медицины» оставил обширное наследство в ее различных отраслях, которые до сих пор живы и внимательно изучаются. В своих воззрениях он исходил из определяющего влияния факторов окружающей среды на формирование телесных (конструкция) и душевных (темперамент) свойств человека. Он выделял эти факторы: климат, погода, состояние ветров, воды, почвы, рельеф местности, образ жизни людей, их привычки, законы страны, даже формы государственного устройства, с точки зрения их влияния на человека. Гиппократ пытался предотвратить болезни, изменяя привычки и стиль жизни человека.

До наших дней дошли несколько сочинений Гиппократа, которые вместе с произведениями других древнегреческих врачей объединены в «Сборник Гиппократа» или «Кодекс Гиппократа». В его сборнике есть отдельная книга, которая называется «О здоровом образе жизни» [4]. Она представляет собой совершенно самостоятельное произведение, трактующее основы диеты для здоровых людей в различные времена года, для людей различной конституции и возраста; указания о прогулках, советы желающим похудеть и потолстеть, правила, когда и как целесообразно принимать рвотное и ставить клизмы в диетических целях; о купании; отдельная глава посвящена гимнастическим упражнениям. Именно благодаря этой книге Гиппократа по праву можно считать родоначальником и проповедником здорового образа жизни, профилактического направления в медицине. Главное в этих наставлениях — индивидуальность. Для разных типов людей, для разных возрастов он дает различные рекомендации. Конечно, некоторые советы могут вызвать улыбку у современников, но индивидуальные подходы к сохранению и укреплению здоровья и тогда, и сейчас остаются примерно теми же.

В первой главе подробно расписано, какой должен быть образ жизни и тип питания: «Зимою они (люди) должны как можно больше есть, а пить как можно меньше». Далее следуют советы как питаться весной, летом, осенью, как подготовить организм к смене сезонов, например от зимы к лету: «…уменьшая яства и увеличивая питье, и по этому же способу, делая обратное, от лета переходить к зиме. В самом деле, от этого он будет и более здоров, и меньше всего будет зябнуть, так как это время очень холодное и влажное». Сказанное актуально и сейчас: действительно, зимой пища всегда более калорийная, чем летом, и лучше согревает.

Во второй главе он рекомендует: «При телосложениях мясистых, мягких и красных большую часть года полезно употреблять сухой род пищи, потому что природа их влажная. Твердые же, тощие, рыжие и черные должны употреблять во все время более влажный род пищи, так как тела их сухие. Более молодым телам полезен род пищи более мягкий и более влажный, ибо этот возраст сухой, и тела их стянуты. Старым же должно проводить большую часть времени в более сухом образе жизни, потому что в этом возрасте тела — влажные, мягкие и холодные». И так, «…сообразно с возрастом, временем года, привычкой, страною, местностью, телосложением должно устраивать и образ жизни так, чтобы мы могли противостоять наступающим и жарам, и холодам, ибо только таким образом достигается наилучшее здоровье».

Безусловно, ошибочен постулат о том, что у молодых «…этот возраст сухой, и тела их стянуты», а в старости «…тела — влажные, мягкие и холодные», но вызывает восхищение тонкий дифференцированный подход к различным «телам».

В этой главе подчеркнуто, что человек сам должен устроить свой образ жизни таким образом, чтобы укреп-лять и сохранять свое здоровье, и даны рекомендации, что для этого нужно делать. Спустя два с лишним тысячелетия мы даем практически те же рекомендации и также хотим, чтобы наши пациенты научились сами отвечать за свое здоровье, научились укреплять и сохранять его.

Замечательны рекомендации по сохранению здоровья в третьей главе: «Затем зимою должно совершать прогулку быстро, а летом медленно, только не должно совершать пути в продолжение солнечного жара. Людям дородным полезно ходить скорее, а тощим медленнее. Ванны также должно употреблять летом часто, а зимой — реже. Более полезно мыться худым, чем полным. Еще: зимою следует надевать одежды чистые, а летом — напитанные оливковым маслом». Возможно, рекомендации о летней одежде, пропитанной оливковым маслом, направлены на предотвращение укусов различных насекомых. Правда, трудно представить себе комфортные ощущения в жару, будучи в промасленной одежде. Сейчас мы также не рекомендуем бывать на солнце в жару, но считаем, что полезно мыться всем, как худым, так и полным.

Видимо, проблема избыточной или недостаточной массы тела уже существовала во времена Гиппократа. В четвертой главе он дает советы для разных категорий людей: «Если толстые хотят похудеть, то должны натощак делать все физические упражнения и приступать к пище, еще задыхаясь после труда и не остывши, а сначала пить вино, разведенное и не особенно холодное. Кроме того, пищу должно принимать однажды, удерживаться от ванны, спать на жестком месте, и гулять, возможно больше неодетым. Те же, кто, будучи тощим, хотят сделаться толстыми, должны делать противоположное этому, а равно не должны натощак предпринимать никакого физического упражнения». Конечно, в настоящее время никто из врачей не будет рекомендовать делать физические упражнения натощак и пить вино, но увеличение физической активности и снижение калорийности пищи для избавления от избыточной массы тела — одна из первых современных рекомендаций [5].

Во времена Гиппократа были широко распространены очистительные процедуры — искусственная рвота и клизмы. В пятой главе он советует: «Рвотными и клистирами должно пользоваться таким образом: в продолжение шести зимних месяцев надо вызывать рвоту…, но когда настанет лето, должно употреблять клистиры. Но дородным и более влажным больше полезны клизмы соленые и тонкие, а сухим, тощим и слабым — более жирные и густые». Он дает очень подробные инструкции, как готовить различные виды клизм и рвотного, а также когда и как производить эти процедуры.

В шестой главе Гиппократ рекомендует: «Малых детей купать в теплой воде продолжительное время и давать им пить вино, разбавленное водой и не совсем холодное…». По его мнению, «…женщин же должно питать более сухим родом пищи, ибо, с одной стороны, более сухие яства лучше приспособлены к мягкости женских мышц, а с другой — более чистые напитки лучше для матки и питания плода». Конечно, ни один современный врач не порекомендует давать вино малым детям, но в те времена это делалось для того, «…чтобы более росли и имели более здоровый цвет».

Очень интересен дифференцированный подход к физическим упражнениям. В седьмой главе Гиппократ советует «…тем, которые занимаются гимнастикой, полезно зимой бегать и бороться, а летом — мало бороться и совсем не бегать, но много гулять в прохладе. Те, которые утомляются от бега, должны бороться, а которые утомляются борьбою, тем должно бегать, ибо таким образом какая-либо часть тела, утомленная от трудов, лучше всего может согреться, укрепиться и отдохнуть». Кроме того, «… тем, у которых появляются боли во внутренностях от гимнастических упражнений или от какого-либо другого труда, полезно отдыхать и воздерживаться от пищи», т. е. он предупреждает о физических перегрузках.

Следуя своим воззрениям на человека как часть природы, а также обобщив свои наблюдения, полученные в странствиях по различным странам Античного Мира, Гиппократ создал капитальный трактат «О воздухах, водах и местностях»[4]. В нем он указал, что здоровье людей зависит не только от образа жизни, но и ряда природных факторов. В первой главе дается квинтэссенция всех факторов, влияющих на здоровье, о которых обязательно должен знать врач: «Кто захочет исследовать медицинское искусство правильным образом, должен сделать следующее: прежде всего, принять в рассмотрение времена года, в чем каждое из них имеет силу. В самом деле, они ничего не имеют похожего, но весьма много различаются как между собою, так и по тем переменам, которые случаются среди них. Затем также ветры как теплые, так и холодные, в особенности же те, которые для всех людей суть общи, а затем и те, которые свойственны каждой стране. Так же точно должно принимать в расчет и качества вод, ибо как они различаются вкусом и весом, так точно и своею силой. Поэтому, если кто придет в незнакомый ему город, он должен обратить внимание на его положение для того, чтобы знать, каким образом он расположен к ветрам или восходу солнца, ибо не одни и те же свойства имеет город, лежащий к северу и лежащий к югу, а также расположенный на восход солнца или на запад. Также и на это следует обращать очень большое внимание, как обстоит в городах дело по отношению к водам, пользуются ли они болотными и мягкими водами или жесткими, вытекающими с высоты и каменистых мест или же солеными и неудобными для варения. И на самую землю должно обращать внимание, голая ли она и лишенная вод или заросшая и орошенная, и расположена ли она на местности углубленной и удушливой от жаров или же на высокой и холодной; и на образ жизни людей, какой они охотнее ведут: преданы ли питью, ядению и праздности или же любят заниматься физическими упражнениями и трудами, много едят и не пьют».

Гиппократ выделил категории городов по их ориентации к ветрам и солнцу (главы 2—6). Он установил, что каждому городу в зависимости от его местоположения и направления ветров соответствует тип человека, а также существует взаимозависимость между ориентацией местности и состоянием здоровья, характером и умственными способностями людей. Он подчеркивал, что «…вместе с временами года изменяются желудки и болезни человека». Он рекомендовал «предохранять себя от самых больших изменений времен года». По сути, этот труд Гиппократа заложил основы медицинской географии и климатического детерминизма, что в настоящее время интенсивно изучается [6—10].

Очень большой раздел этого трактата посвящен воде (главы 7, 8): «Я хочу теперь рассказать о водах, о том, какие из них вредные, какие наиболее здоровые и какие происходят от воды напасти и блага, ибо ей принадлежит очень большая доля участия в установлении здоровья».

По его наблюдениям, «…самые лучшие воды те, которые вытекают из мест возвышенных и земляных холмов, ибо они сами по себе сладки, светлы и могут выносить умеренное вино. Зимой они теплые, а летом холодные; такие воды происходят из глубочайших источников. Больше всего я одобряю те источники, которые текут к восходам солнца. Особенно же летним, ибо они бывают по необходимости более светлы, хорошего запаха и легкие». Далее, описывая различные виды вод, их минерализацию (тяжелые или легкие), соленые, речные, болотные, Гиппократ заключает: «Воды, которые собираются из дождей, снега и льда, я считаю наиболее худыми для всякого употребления». Абсолютно правильно Гиппократ увидел в воде одну из причин образования камней мочевого пузыря (глава 9). Выводы Гиппократа о влиянии воды на здоровье находили подтверждения все последующие тысячелетия. Недаром в настоящее время проблемам обеспечения человечества доброкачественной водой уделяется огромное внимание на уровне правительств и ВОЗ [10—13].

Глава 10 этого удивительного научного исследования посвящена временам года. В этой главе очень четко и детально описаны многочисленные нюансы погоды и те болезни, которые им сопутствуют: «Обращая внимание на следующее, всякий может решить, какой именно будет год, здоровый или приносящий болезни. Если признаки погоды при восхождении и захождении звезд будут являться согласно расчету, если в продолжение осени будет идти дождь и зима будет умеренная, не слишком мягкая, не сверх меры холодная, а весною и летом явятся своевременные дожди, то, естественно, такой год — самый здоровый». Придавая большое значение смене времен года для лечебного процесса, Гиппократ предупреждает: «В особенности должно наблюдать важнейшие перемены времен года так, чтобы ни лекарства очистительного без необходимости не прописывать, ни резать, ни прижигать, прежде чем не пройдет десяти дней или даже более. Особенно же важные и опасные перемены следующие: оба солнцестояния (в особенности летнее), а также так называемые равноденствия (в особенности осеннее)».

С точки зрения здорового образа жизни, профилактики и лечения заболеваний афоризмы Гиппократа вызывают живой интерес у наших современников [14]. Они играли громадную роль в практической медицине на протяжении веков. Вот как в 1840 г. характеризовал афоризмы их переводчик, русский врач С.Ф. Вольский: «…нет ни одной медицинской книги, которая заслужила бы такую всеобщую славу, как Гиппократовы афоризмы, и которая бы изложена была так кратко, вразумительно и малыми словами могла выражать так много… Уже протекли 23 века славы Гиппократовых афоризмов, но других, подобных им, не явилось; пройдет еще столько же веков, а афоризмов, равных Гиппократовым, вероятно, не будет… Чтобы изложить так кратко, потребны были чрезвычайный ум, многолетняя опытность и обширная ученость, тонкое внимание, редкая любовь к науке и человечеству» [15].

В настоящее время известно 422 Афоризма в 8 разделах, хотя считается, что 8-й раздел дописан позже и не принадлежит Гиппократу [1, 15]. Некоторые афоризмы являются по сути памятками для населения, краткими профилактическими руководствами.

1. Никто не должен преступать меры: мудрость жизни — знать во всем меру.

2. Наши пищевые вещества должны быть лечебным средством, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами.

3. Как суконщики чистят сукно, выбивая его от пыли, так гимнастика очищает организм.

4. Действия диетических средств — продолжительны, а действия лекарств — скоропреходящи.

5. Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.

6. Сон и бессонница — то и другое сверх меры проявляющееся — дурной знак.

7. Страх и печаль, надолго овладевшие человеком, располагают к болезням.

8. Труд и покой врачуют тело и душу.

9. Пьянство отцов и матерей — причина слабости и болезненности детей.

10. Если ты не в силах изменить свой образ жизни, то тебе никто и ничто не поможет.

Не зная истинных причин болезни, великий врач Древнего Мира Гиппократ еще в доисторическую эпоху выработал своеобразные принципы здорового образа жизни. Они основаны на наблюдениях за возникновением и развитием болезней в связи с человеком, его поведением, привычками, окружающей природой, местностью, в которой он жил, пищей, которую он потреблял, трудом, которым он занимался. Связь болезней с образом жизни несомненна для всех врачей всех времен и народов.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *